Определение понятия «транспортное средство». Разъяснения Верховного Суда РФ
Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ» содержатся следующие разъяснения:
«Под транспортными средствами в главе 12 КоАП РФ понимаются:
- подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,
- подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,
- подлежащие государственной регистрации прицепы к указанным автомототранспортным средствам,
- трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины,
- транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед).
При этом понятие транспортного средства, закрепленное в примечании к статье 12.1 КоАП РФ, расширительному толкованию не подлежит. Вместе с тем в предусмотренных отдельными статьями главы 12 КоАП РФ случаях устанавливается административная ответственность и лиц, управляющих иными средствами передвижения (в частности, велосипедами, гужевыми повозками), при нарушении такими лицами ПДД РФ (например, части 2 и 3 статьи 12.29 КоАП РФ)».
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» содержатся следующие разъяснения:
«Под механическими транспортными средствами в статьях 264 и 264.1 УК РФ понимаются автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, квадрициклы, мопеды, иные транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право, а также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины.
Лица, управлявшие транспортными средствами, не относящимися к указанным механическим транспортным средствам (например, велосипедами), и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ».
Рекомендуемые по теме публикации:
- Управление транспортным средством – это .. Понятие, судебная практика
- Водитель транспортного средства – это .. Определение понятия, судебная практика
- Владелец транспортного средства, водитель – это … Определение понятия
Что является самоходной машиной, правила управления
Определение самоходного транспорта есть в Постановлении правительства РФ № 796 от 12.07.1999 г (раздел Общие положения). Во втором пункте сказано, что самоходная машина является транспортным средством, имеет независимый привод, ДВС объемом от 50 см3. Если установлен электродвигатель, тогда его мощность должна быть больше 4 кВт.
Исходя из сказанного к самоходным машинам относятся трактора, машины для дорожно-строительных работ, механические ТС, способные передвигаться по дороге, но не являющиеся участниками дорожного движения.
Но есть исключения: к самоходным ТС не относятся автомототранспортные средства, скорость которых выше 50 км/час, а также боевая самоходная техника ВС РФ.
Основная задача самоходной машины заключается в выполнении определенных видов работ. Ее не используют для передвижения или перевозки чего-либо. Регистрируется техника в органах Гостехнадзора.
Управление самоходной техникой при движении по проезжей части подчиняется общим требованиям ПДД: соблюдение скоростного режима, внимательность на дороге, выполнение требований знаков и светофоров. Исключением считаются автомашины, занятые на определенных работах на дороге. Это касается снегоуборочной техники, коммунальных машин и спецтехники для дорожного строительства.
Возраст получения тракторных прав
Для того чтобы можно было сесть за руль трактора, требуется удостоверение тракториста. В удостоверении прописано 6 категорий и 4 подкатегории. Каждый пункт имеет свое возрастное ограничение:
- Категория А. Здесь находятся ТС, которые никогда не выезжают на проезжую часть.
- Подкатегория I – мототранспортные внедорожные средства. Разрешен с 16 лет;
- Подкатегория II – внедорожные ТС с массой до 3500 кг и не больше 8 пассажирских мест (карьерные самосвалы и вездеходы). Разрешен с 19 лет;
- Подкатегория III – ТС для движения по бездорожью, масса от 3500 кг за исключение транспорта из подкатегории IV (карьерные самосвалы и вездеходы). Разрешен с 19 лет;
- Подкатегория IV- ТС для движения по бездорожью, с количеством пассажиров больше 8 (Перронные и вахтовые автобусы). Разрешен с 22 лет.
- Категория В. Тракторы на колесах и на гусеницах, с мощностью мотора до 25,7кВт.
- Категория С. Тракторы на колесах, мощность в пределах 25,7 – 110,3 кВт. Разрешен с 17 лет.
- Категория D. Тракторы на колесах, мощность от 110,3 кВт. Разрешен с 18 лет.
- Категория Е. Тракторы на гусеницах, мощность от 25,7 кВт. Разрешен с 17 лет.
- Категория F. Самоходные машины, комбайны. Разрешен с 17 лет.
Понятие и виды транспортных средств в законе
В пункте 11 статьи 1 Закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» приведено определение понятия «транспортное средство», и виды транспортных средств:
Транспортные средства — устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:
а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;
б) воздушные суда коммерческой гражданской авиации;
в) воздушные суда авиации общего назначения, определяемые Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
г) суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со статьей 12.3 настоящего Федерального закона;
д) суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
е) железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
ж) транспортные средства городского наземного электрического транспорта.
Понятие и виды транспортных средств в Правилах дорожного движения
В п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 приведены определения понятий следующих транспортных средств:
Велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Гибридный автомобиль — транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.
Маршрутное транспортное средство — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Мопед — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
Мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
Прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Школьный автобус — специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.
Электромобиль — транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.
Рабочие разряды
Кроме открытия определенной категории в правах, трактористы-машинисты регулярно проходят аттестацию и повышение квалификации. После сдачи экзаменов и выполнения нормативов присваиваются разряды:
- 2 разряд. Дает право управления техникой под контролем опытного тракториста.
- 3 разряд. Самостоятельное управление, выполнение грузозахваточных работ при помощи специальных приспособлений, проведение разгрузки.
- 4 разряд. Эксплуатация машин мощностью до 100 л.с., проведение разгрузочно-погрузочных работ, складирования и перемещения грузов на расстояние.
- 5 разряд. Самоходные машины с двигателем более 100 л.с., такие как гусеничные экскаваторы и бульдозеры.
- 6 разряд. Управление крупногабаритной самоходной техникой, тракторами, бульдозерами, экскаваторами мощностью выше 200 л.с.
Независимо от открываемой категории права на трактор получают только после прохождения специального обучения в организации, имеющей лицензию от Гостехнадзора. Экзамены сдаются в ведомственном органе.
Идентификация транспортных средств
В понятие транспортного средства включается как автомобильный транспорт, так и иные виды устройств, предназначенных для перевозки людей и грузов.
Указание только марки, модели и года выпуска не может индивидуализировать автотранспортное средство. Его уникальными признаками также являются:
- идентификационный номер паспорта транспортного средства;
- идентификационный номер транспортного средства (VIN);
- государственный регистрационный знак;
- номер кузова, шасси, двигателя;
- категория, тип;
- цвет кабины, кузова.
Для идентификации иных видов транспортных средств, подлежащих регистрации или учету, рекомендуем приводить сведения, необходимые при такой регистрации. В качестве индивидуализирующих признаков можно указать номера, присвоенные ранее при регистрации транспортного средства (прав на него).
Документы, идентифицирующие транспортное средство
В соответствии со статьей 14 закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающего в силу с 01.01.2020 года, документами, идентифицирующими транспортное средство, являются:
1) паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства); 2) регистрационный документ.
Регистрационными документами являются:
1) свидетельство о регистрации транспортного средства; 2) регистрационные документы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, РСФСР, СССР, выданные до 1993 года, в том числе свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт транспортного средства, технический талон транспортного средства.
Категории транспортных средств для перевозки пассажиров и багажа «M1», «M2», «M3»
Пунктом 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года N 112, предусмотрены следующие категории транспортных средств:
Транспортное средство категории «M1» — транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения; Транспортное средство категории «M2» — транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого не превышает 5 тонн; Транспортное средство категории «M3» — транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого превышает 5 тонн.
Багажный автомобиль — транспортное средство, осуществляющее перевозку багажа отдельно от пассажиров; Легковое такси — транспортное средство категории «M1», используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.
Можно ли получить тракторные права, если лишен водительских прав?
Этот вопрос очень распространен не только среди начинающих, но и среди опытных фермеров. Как уже было сказано выше, лишение водительских прав на использование автомобиля автоматически запрещает водителю управлять и имеющемся в его распоряжении трактором. Но можно ли получить отдельные права для вождения исключительно трактора. Ответ довольно прост – Законодательство не запрещает этого делать.
Для этого потребуется подготовить перечень следующих документов:
- заявление, заполненное от руки в соответствии с образцом;
- справка, подтверждающая отсутствие проблем со здоровьем;
- паспорт или его копию;
- фотографии необходимых размеров;
- если необходимо – водительское удостоверение для получения категорий AII, AIII и AIV;
- документ, подтверждающий то, что человек знает правила дорожного движения на трактор.
Следует сразу отметить, что ПДД на трактор не сильно отличается от правил дорожного движения на автомобиле. Во время обучения курсанта его учат особенностям эксплуатации трактора, которые немного отличаются вождения автомобиля. При этом расшифровка дорожных знаков, дорожной разметки и других правил остается без изменений. Чтобы сдать тракторное ПДД, будущему трактористу следует обращаться в ближайший отдел Гостехнадзора, имея при себе справку о прохождении курса и заранее подготовленное заявление. Выдачей тракторных прав также занимается Гостехнадзор.
Получив необходимые документы, многие лишенные прав на вождение автомобиля люди спешат пересесть на трактор. Однако делать это категорически нельзя, ведь, как уже было сказано выше, в результате лишения водительских прав человек автоматически лишается права управлять трактором, даже если он получил для этого отдельные тракторные права.
Термин «транспортное средство» в Техническом регламенте Таможенного союза
В пункте 6 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 определены следующие понятия транспортных средств:
Автопоезд — транспортное средство, образованное автомобилем и буксируемым им полуприцепом или прицепом (прицепами); Внедорожные большегрузные транспортные средства — механические транспортные средства, по конструкции и назначению специально предназначенные для перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов преимущественно вне автомобильных дорог общего пользования, у которых один из параметров превышает допустимые нормы, установленные законодательством для проезда по автомобильным дорогам общего пользования, а масса, приходящаяся хотя бы на одну ось, превышает 10 т; Гибридное транспортное средство — транспортное средство, имеющее не менее двух различных преобразователей энергии (двигателей) и двух различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства; Инновационное транспортное средство — транспортное средство, в котором применены новые конструктивные решения, качественно изменяющие его основные эксплуатационные показатели, и которое не может быть оценено в соответствии с настоящим техническим регламентом; Комплектное транспортное средство — транспортное средство, пригодное для эксплуатации в соответствии с его назначением; Не завершенное изготовлением транспортное средство — транспортное средство, которому требуется достройка для его эксплуатации; Сочлененное транспортное средство — транспортное средство, которое состоит из двух или более жестких секций, шарнирно сочлененных друг с другом, разделение которых выполнимо только с помощью специального оборудования; Специализированное пассажирское транспортное средство — транспортное средство категории M2G или M3G, изготовленное на шасси транспортного средства повышенной проходимости категории N1G, N2G или N3G; Специализированное транспортное средство — транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т.д.); Специальное транспортное средство — транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.); Транспортное средство — устройство на колесном ходу категорий L, M, N, O, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Транспортные автомобили предназначены для перевозки грузов и пассажиров и в зависимости от выполняемых перевозок могут быть грузовые и пассажирские.
Грузовые автомобили разделяются на автомобили общего назначения и специализированные; первые имеют платформу с бортами, а вторые оборудованы специальным кузовом для перевозки строительных материалов, продуктов питания, жидкости и др. Основным показателем грузовых автомобилей является их номинальная грузоподъемность.
По грузоподъемности грузовые автомобили разделяются на классы: особо малый — до 0,5 т; малый — от 0,5 до т, средний — от до т; большой — от до т; особо большой — свыше т.
Автомобили, приспособленные для буксирования прицепов и полуприцепов, называются автомобилями-тягачами. Автомобиль-тягач или грузовой автомобиль вместе с одним или несколькими прицепами образует автопоезд,
В зависимости от приспособляемости к дорожным условиям различают автомобили нормальной (обычной) и повышенной проходимости. Первые имеют привод на одну ось, вторые — на две или три оси, что позволяет им преодолевать бездорожье или плохие участки дороги.
По типу двигателя наибольшее распространение получили автомобили с карбюраторными и дизельными двигателями внутреннего сгорания.
По типу несущего элемента автомобили можно разделить на рамные (грузовые автомобили) и безрамные (ряд легковых автомобилей и автобусов).
Модель отечественного автомобиля состоит из марки (букв, обозначающих завод-изготовитель) и цифр, присваиваемых каждой модели. Например, Горьковский автомобильный завод—-ГАЗ, Минский автомобильный завод — МАЗ и т. д.
Когда на автомобильном заводе выпускают несколько автомобилей, собираемых в основном из одинаковых агрегатов, то модель автомобиля, выпускаемая в наибольшем количестве, называется базовой. Другие модели, отличающиеся от базовой установкой специальных кузовов, а иногда и величиной базы (расстоянием между осями колес), называются модификациями. Модификациям дается свое обозначение.
В обозначении базовой модели первая цифра указывает класс автомобиля, вторая— его тип, а третья и четвертая — порядковый номер. Например, КамАЭ-5320 означает: — автомобиль большой грузоподъемности; — бортовой грузовой автомобиль; 20 — порядковый номер модели.
Для обозначения модификаций применяются пяти- и шестизначные цифры. Например, модификация грузового автомобиля КамАЗ-5320 обозначается КамАЗ-53202.
Трактором называется колесная или гусеничная самоходная машина, Предназначенная для передвижения и совместной работы с прицепными или навесными дорожными, сельскохозяйственными и другими машинами и орудиями.
Тракторы эксплуатируются во всех отраслях народного хозяйства, выполняя самые разнообразные работы в различных условиях. Универсальные машины, одинаково хорошо и экономично работающие во всех многообразных условиях, создать практически невозможно. Поэтому в нашей стране создан типаж тракторов.
Типажом называется совокупность типов и моделей с указанием их основных качественных показателей. Типаж тракторного парка страны включает все модели тракторов, находящиеся в эксплуатации и выпускаемые заводами.
Классом в типаже называют совокупность моделей, имеющих одинаковые основные классификационные параметры. Моделью принято называть конкретную конструкцию трактора. Базовой моделью называют наиболее распространенный вид трактора в данном классе. Модификация — модель, относящаяся к тому же классу, что и базовая машина, и полностью унифицированная с ней. Модификация имеет отличающуюся от базовой машины компоновку или оснащается дополнительными механизмами.
В типаже тракторного парка каждый класс трактора представлен обычно не менее чем двумя моделями: одной — выпускаемой и второй — уже снятой с производства, но еще эксплуатирующейся в народном хозяйстве.
В настоящее время в СССР и странах СЭВ за основной классификационный параметр принято номинальное тяговое усилие на крюке. Кроме того, классификация проводится и по другим признакам: назначению, конструкции ходовой части, типам остова, двигателя и трансмиссии. По величине номинального тягового усилия (выраженного в тоннах) тракторы делятся на классов: 0,2; 0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 15, 25 и 35 т и ряд модификаций.
В процессе реализации типажа были поставлены на производство и подготовлены к выпуску новые модели тракторов, соответствующие мировому уровню развития техники и применяемые в строительстве и эксплуатации шоссейных дорог: колесные МТЗ-80 и его модификации класса 1,4 тс, Т-150К класса тс, К-701 класса тс и др.; гусеничные— ДТ-75М, Т-150 и их модификации класса тс; Т-100М и Т-130 класса тс; ДЭТ-250М класса 25 тс и др.
По назначению тракторы можно разделить на сельскохозяйственные, промышленные, транспортные и специального назначения.
Сельскохозяйственные тракторы в зависимости от особенностей выполняемых сельскохозяйственных работ подразделяются на пахотные (Т-4М, ДТ-75М, Т-130 и др.) и универсально-пропашные (Т-40М, МТЗ-80, МТЗ-82, ДТ-2 и др.). К группе промышленных относятся тракторы, предназначенные для выполнения тяжелых землеройных, дорожно-строительных, мелиоративных и других работ (ДЭТ-250, Т-130М, Т-180 и др.).‘Транспортные тракторы предназначены для транспортировки грузов главным образом по бездорожью и грунтовым дорогам. Скорость движения таких тракторов и мощность их двигателей колеблются в довольно широких пределах. Тракторы специального назначения предназначены для выполнения специальных работ, вследствие чего имеют дополнительное оборудование: лебедки, захваты, подъемники и т. д. (ТТ-4, ТДТ-55, ЛХТ-55М и др.). Тракторы МТЗ-80, ДТ-75М, Т-130 и др. широко применяются как в сельском хозяйстве, так и в строительстве.
По конструкции ходовой части тракторы бывают колесными и гусеничными. Гусеничные тракторы характеризуются пониженным удельным давлением на грунт, что повышает их проходимость. Однако они тяжелее колесных, сложнее и дороже в изготовлении и эксплуатации.
По типу остова тракторы делятся на рамные, полурамные и безрамные. Остов рамных тракторов представляет собой клепаную или сварную раму, на которой устанавливаются и крепятся все агрегаты и механизмы трактора (ДТ-75М и др.). Остов полурамных тракторов имеет две продольные балки, привернутые или приваренные к картеру заднего моста и поперечины, соединяющей балки в передней части (МТЗ-80, Т-130 и др.). Остов безрамных тракторов образуется соединением между собой картеров агрегатов (Т-25А и др.).
—
Подвижной состав автомобильного транспорта разделяется на транспортный (грузовой и пассажирский) и специального назначения (пожарные, автокраны, коммунальные, санитарные и другие автомобили).
Транспортные грузовые автомобили и автопоезда подразделяются на универсальные (с кузовом бортовая платформа) и специализированные, приспособленные для перевозки одного или нескольких определенных видов грузов (самосвалы, фургоны, цистерны, панелевозы, фермовозы и др.). Антопоезд может состоять из автомобиля с прицепом или седельного тягача с полуприцепом.
Пассажирские автомобили — это автобусы и легковые автомобили. По назначению автобусы подразделяются на городские, пригородные, междугородные, местного сообщения, туристские, экскурсионные, школьные. Вместимость автобусов характеризуется их длиной: до 5 м (особо малые), 6—7,5 м (малые), 8—9,5 м (средние), 10—12 м (большие), 16,5—24 м (особо большие). В зависимости от назначения вместимость одинаковых по длине автобусов может быть различной.
Легковые автомобили различаются по рабочему объему цилиндров (литражу) двигателя: до 1,2 л (особо малые), 1,2—1,8 л (малые), 1,8—3,5 л (средние) и более 3,5 л (большие).
В нашей стране легковые автомобили выпускают запорожский автомобильный (ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 «Запорожец»), волжский автомобильный завод имени 50-летия СССР (ВАЗ-2101 и BA3-2103 «Жигули»), московский автомобильный завод имени Ленинского Комсомола и Ижевский автомобильный ) Горьковский автомобильный ),
Автобусы выпускают Рижский, Курганский, павловский имени А- А. Жданова, Львовский и Ликинский (Московская обл.) автобусные заводы.
Автомобили грузоподъемностью 0,8—1,0 т выпускают ульяновский имени В. И. Ленина и Ереванский автомобильные заводы.
Автомобили-фургоны (0,25—0,4 т) на базе автомобиля «Москвич» изготовляют московский завод имени Ленинского Комсомола и Ижевский автомобильный завод.
Грузовые автомобили средней грузоподъемности выпускают Горьковский автомобильный завод и московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева. Основными моделями являются ГАЗ-БЗА (груз0.. подъемность 4 т) и ЗИЛ-130 (грузоподъемность 5 т). Саранский завод автосамосвалов на базе автомобиля ГАЭ-53А изготовляет самосвалы ГАЭ-53Б (3,5 т).
На базе автомобиля ЗИЛ-130 автозавод имени И. А. Лихачева изготовляет седельный тягач ЭИЛ-130В1 и автомобиль ЗИЛ-130Г для перевозки длинномерных грузов, а Мытищинский машиностроительный завод — самосвалы ЗИЛ-ММЗ-555 (4,5 т) и сельскохозяйственный ЗИЛ-ММЗ-554 (4 т).
Седельные тягачи КАЗ-608 «Колхида» выпускает также кутаисский автомобильный завод имени Г. К. Орджоникидзе. Закончены заводские испытания новой модели седельного тягача KA3-4430 грузоподъемностью т.
Автомобили большой и особо большой грузоподъемности выпускают Уральский (г. Миасс), Минский, кременчугский имени 50-летия Советской Украины, могилевский имени С. М. Кирова и Белорусский автомобильные заводы.
Базовые модели автомобилей используются также для создания специализированных автомобилей и автомобилей повышенной проходимости. Так, Горьковский автомобильный завод выпускает автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-66 (2 т), московский автозавод имени И. А. Лихачева — трехосный автомобиль ЗИЛ-131 (3,5—5,0 т), ульяновский автомобильный завод имени В. И. Ленина — автомобиль УАЗ-469Б, рассчитанный на перевозку 600 кг груза и 2 человек или 7 человек и 100 кг груза, Луцкий автомобильный завод — легковой автомобиль ЛуАЗ-969В «Волынянка», предназначенный для эксплуатации в сельской местности.
—
Подвижной состав автомобильного транспорта подразделяется на грузовой, пассажирский и специальный (пожарные, уборочные, санитарные автомобили, автокраны и др.).
К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, тягачи, прицепы и полуприцепы. По устройству кузовов грузовой подвижной состав подразделяется на подвижной состав общего назначения, имеющий бортовую платформу, и специализированный, кузова которого приспособлены для перевозки определенных видов грузов (самосвалы, фургоны, цистерны и др.).
По грузоподъемности грузовые автомобили классифицируют на автомобили особой малой (грузоподъемность до 1 тс), малой (свыше 1 до 3 тс), средней (свыше 3 до 5 тс), большой (свыше 5 до 15 тс) и особо большой (свыше 15 тс) грузоподъемности. Грузовые автомобили особо большой грузоподъемности называются внедорожными.
Пассажирские автомобили делятся на легковые автомобили и автобусы.
Легковые автомобили по рабочему объему цилиндров двигателя подразделяются на особо малые (рабочий объем до 1,2 л), малые (1,2—1,8 л), средние (1,8—3,5 л) и большие (свыше 3,5 л).
Автобусы делят на классы по пределам габаритной длины.
Различают автобусы особо малые (габаритная длина до 5 м), малые (6—7,5 м), средние (8—9,5 м), большие (10,5—12 м) и особо большие (16,5—24 м). В последний класс входят двух- и трехзвенные сочлененные автобусы.
Автомобили со всеми ведущими мостами называются автомобилями повышенной проходимости. Они предназначены для систематической работы по неблагоустроенным дорогам и в отдельных случаях по бездорожью.
Модели отечественных автомобилей. Автомобили грузоподъемностью 0,8—1,0 тс выпускают Ульяновский имени
В. И. Ленина и Ереванский автозаводы. Горь-ковский автозавод производит автомобили ГАЗ-52-04 (2,5 тс)* и ГАЗ-5ЭА (4 тс), а также автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-66-02 (2 тс). Московский автозавод имени И. А. Лихачева выпускает автомобиль ЗИЛ-130 (6 тс) и автомобили повышенной проходимости ЗИЛ-157К (2,5—4,5 тс) и ЗИЛ-131 (3,5—5,0 тс)1.
Автомобили большой и особо большой грузоподъемности выпускают Уральский (Урал-377, Урал-375), Московский (ЗИЛ-133), Минский (МАЗ-500А, МАЗ-514, МАЗ-516Б), Камский (КамАЭ-5320, КамАЗ-5410), Кременчугский имени 50-летия Советской Украины (КрАЗ-257, КрАЗ-256Б, КрАЗ-255Б) и Белорусский (БелАЗ-540А, 548А и 549А) автозаводы.
Автобусы выпускают Ликинский (Московской обл.), Львовский имени 50-летия СССР, Павловский имени А. А. Жданова, Курганский и Елгавский автобусные заводы, а легковые автомобили — Запорожский авто, Волжский автозавод имени 50-летия СССР, Московский автозавод имени Ленинского Комсомола, Ижевский автозавод, Горь-ковский автозавод и Московский автозавод имени И. А. Лихачева. Легковые автомобили повышенной проходимости выпускают автозаводы: Луцкий (ЛуАЗ-969М), Ульяновский (УАЗ-469 и УАЗ-469Б) и Волжский (ВАЗ-2121 «Нива»), автобусы “повышенной проходимости выпускает Павловский автобусный завод (ПАЗ-3201) и Ульяновский автозавод имени В. И. Ленина (УАЗ-452В).
Группы механизмов: трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления.
Трансмиссия автомобиля служит для передачи крутящего момента от двигателя ведущим колесам и позволяет изменить величину и направление крутящего момента. Трансмиссия двухосного автомобиля с передним расположением двигателя и приводом на задние колеса включает следующие механизмы: сцепление, коробку передач, карданную передачу, главную передачу, дифференциал и полуоси. Главная передача, дифференциал и полуоси расположены в картере заднего ведущего моста. Двухосный автомобиль может иметь два, а трехосный автомобиль три ведущих моста.
Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, переднего и заднего мостов, подвески (рессор и амортизаторов) и колес. В легковых автомобилях и автобусах рама может отсутствовать. В этом случае все агрегаты автомобиля крепятся к кузову.
Механизмы управления включают рулевое управление, необходимое для обеспечения движения автомобиля по заданному водителем направлению, и тормозную систему.
Кузов автомобиля предназначен для размещения грузов, водителя и пассажиров.У грузового автомобиля кузов включает кабину водителя, размещаемую за двигателем (ГАЗ-53А, ЗИЛ-130) или над двигателем (ГАЗ-66, МАЗ-500А, КамАЗ).
У большинства автомобилей от двигателя, расположенного впереди, крутящий момент передается на задние ведущие колеса. На автомобилях «Запорожец» и автобусах ЛАЗ двигатель расположен сзади и ведущими являются задние колеса. В этом случае нет продольно расположенного карданного вала, поэтому можно опустить пол кузова и снизить центр тяжести автомобиля. Увеличивается также и площадь пассажирского помещения. Однако в таких автомобилях сложно управление двигателем и трансмиссией с места водителя и трудно достигнуть благоприятного распределения массы между передним и задним мостами.
Некоторые зарубежные фирмы выпускают автомобили с передним расположением двигателя и передними ведущими колесами. Такие автомобили отличаются хорошей устойчивостью при движении с высокой скоростью. Их недостатком является снижение сцепления ведущих колес с дорогой при движении на подъеме.
Рис. 1. Двигатель и шасси грузового автомобиля
Рис. 2. Легковой автомобиль: 1 — двигатель, 2 — рулевое управление, 3 — кузов, 4 — топливный бак, 5 и 10 — колеса, 6 — рессора, 7 — задний ведущий мост, 8 — карданная передача, 9 — коробка передач, 11—сцепление
Рис. 3. Схемы автомобилей повышенной проходимости: а—с двумя ведущими мостами (ГАЗ-66), б — с тремя ведущими мостами (ЗИЛ-131, Урал-375Д); 1—двигатель, 2 — коробка передач, 3 — промежуточный карданный вал, 4 — раздаточная коробка, 5 — карданный вал привода заднего ведущего моста, 6 — задний ведущий мост, 7— карданный вал привода переднего ведущего моста, 8 — передний ведущий мост, 9 — средний ведущий мост, 10 — карданный вал привода среднего ведущего моста
В автомобилях повышенной проходимости (рис. 3) крутящий момент от двигателя передается череа сцепление, коробку передач и промежуточный карданный вал к раздаточной коробке. Последняя распределяет крутящий момент между ведущими мостами.
—
По назначению автомобили бывают пассажирские, грузовые и специальные (автокраны, пожарные и др.). Грузовые автомобили различают по грузоподъемности (малой, средней и большой). В зависимости от устройства кузова их подразделяют на машины общего назначения и специализированные. У первых кузов состоит из открытой платформы с откидными бортами, а у вторых он приспособлен для перевозки определенных грузов. Если автомобиль предназначен для перевозки сыпучих или вязких грузов, кузов его может наклоняться (опрокидываться). Автомобили с такими кузовами называют самосвалами. Машины, используемые для буксировки прицепов или полуприцепов, называют автомобилями-тягачами.
К специализированным относятся также автоцистерны, продуктовые фургоны и т. п.
По приспособленности к дорожным условиям различают автомобили нормальной проходимости (для движения по дорогам с твердым покрытием и сухим грунтовым дорогам) и повышенной проходимости, способные работать на неблагоустроенных дорогах и в условиях бездорожья.
По типу двигателя грузовые автомобили подразделяют на машины с карбюраторным, газовым двигателем или дизелем.
—
Классификация автомобилей
Автомобильный транспорт, выпускаемый промышленностью СССР, подразделяется на три группы.
Группа А — автомобили и автопоезда дорожного типа, предназначенные для использования на дорогах высших технических категорий с ровным усовершенствованным покрытием, допускающие осевые нагрузки до 10 т от одиночной оси или 18 т от двух спаренных. Это грузовые автомобили, выпускаемые Минским и Кременчугским заводами, и многоместные автобусы.
Группа Б — автомобили и автопоезда дорожного типа, разрешенные к эксплуатации на всей сети дорог общего пользования, допускающие осевые нагрузки до 6 т от одиночной оси или 11 т от двух спаренных. Это грузовые автомобили Горьковского завода, завода имени Лихачева, автобусы Львовского и Ликинского (средней вместимости) и других заводов, а также все грузовые автомобили и автобусы малых размеров и все легковые автомобили.
Внедорожные автомобили — это автомобили особо большой грузоподъемности. Они предназначены для эксплуатации по специально построенным карьерным, лесовозным или другим дорогам, а также вне сети дорог. Это автомобили и автопоезда, у которых осевая нагрузка от одиночной оси превышает 10 т. К ним относятся карьерные автомобили-самосвалы Белорусского автомобильного завода — БелАЗ и другие.
Все виды автомобилей разделяют на транспортные, используемые для перевозок грузов или пассажиров, и специального назначения. Это автокраны, автомашины коммунального обслуживания и пожарные. К транспортным автомобилям относятся пассажирские (автобусы и легковые автомобили) и грузовые.
В свою очередь, по конструктивной схеме грузовые автомобили подразделяются на одиночные, автопоезда-тягачи с прицепом и седельные тягачи с полуприцепом; автобусы — на одиночные, сочлененные и автопоезда (автобус с прицепом); легковые автомобили (по типу и устройству кузова) — на седан, купе, универсал, лимузин, фастбек и другие.
Грузовые автомобили по грузоподъемности классифицируют на автомобили особо малой грузоподъемности (до 0,5 т), малой (0,5—2 т), средней (2,0—5 т), большой (5—15 т) и особо большой (свыше 15 т). По пределам габаритной длины различают автобусы особо малой длины (до 5 м), малые (6—7,5 м), средние (8—9,5 м), большие (10—12 м) и особо большие (16,5 и более).
Легковые автомобили по рабочим объемам цилиндров двигателя подразделяют на особо малые (до 1,2 л), малые (1,2—1,8 л), средние (1,8—3,5 л) и большие (более 3,5 л).
В зависимости от назначения (вида перевозок) определяется тип кузова. Грузовые автомобили по устройству кузовов разделены на две группы: универсальные многоцелевого назначения с бортовой платформой и специализированные (самосвалы, фургоны, цистерны, панелевозы и другие). В свою очередь, универсальные автомобили (одиночные и автопоезда) бывают двух видов—для местных перевозок на расстояние до 50 км и дальних междугородных.
Автобусы по назначению подразделяются на городские, пригородные, междугородные, местных сообщений, туристские, экскурсионные, школьные, а легковые автомобили — на автомобили личного пользования, ведомственные, такси, прокатные.
Кроме указанных основных классификационных групп, автомобили могут различаться по конструктивным признакам, виду и расположению двигателя, колесной формуле и т. д.
—
Автомобили можно классифицировать по назначению, приспособленности к дорожным условиям и по различным конструктивным признакам.
По назначению автомобили делятся на пассажирские, грузовые и специальные.
К пассажирским автомобилям, предназначенным для перевозки пассажиров, относятся легковые автомобили и автобусы.
Грузовые автомобили служат для перевозки грузов.
Пассажирские автомобили, имеющие вместимость не более восьми человек (включая шофера), называются легковыми, а вмещающие более восьми человек — автобусами.
Легковые автомобили различаются по типу кузова (закрытый, открытый и открывающийся) и числу мест (двухместный, четырехместный и т. д.). Наибольшее распространение имеют легковые автомобили с кузовом закрытого типа и числом мест от четырех до семи.
Автобусы, предназначенные для внутригородского и пригородного общественного транспорта, называются городскими, а автобусы для междугородных перевозок — междугородными. В зависимости от назначения число мест в автобусах колеблется от 10 до 60.
Грузовые автомобили делятся по грузоподъемности, т. е. по массе (весу) груза в тоннах, который может быть перевезен в кузове. Как правило, грузоподъемность автомобиля указывается для дорог с твердым покрытием; при работе на грунтовых дорогах установленная грузоподъемность снижается примерно на 25%.
По грузоподъемности грузовые автомобили можно разделить на следующие группы: 1) особо малой грузоподъемности (меньше 1 т) 2) малой грузоподъемности (1—2 т) 3) средней грузоподъемности (2—5 т) 4) большой грузоподъемности (5—10 т) 5) особо большой грузоподъемности (свыше 10 т).
Автомобили, предназначенные для перевозки сыпучих и вязких грузов, оборудуются самосвальными кузовами и называются автомобилями-самосвалами.
Автомобили, приспособленные для буксирования прицепов и полуприцепов, называются автомобилями-тягачами. Автомобиль-тягач или стандартный грузовой автомобиль вместе с одним или несколькими прицепами образует автопоезд.
К автомобилям специального назначения относятся коммунальные автомобили для очистки и поливки, пожарные автомобили, автомобили с дорожностроительным оборудованием, автомобили с подъемными кранами, автомобили-мастерские и т. п.
По приспособленности к дорожным условиям различают автомобили нормальной и повышенной проходимости. Первые имеют одну ведущую ось, вторые — две или три оси, что позволяет им преодолевать бездорожье или плохие участки дороги.
По типу двигателя наибольшее распространение получили автомобили с карбюраторными двигателями и дизелями.
—
Классификация автомобилей. Автомобилем называется самодвижущийся экипаж, предназначенный для перевозки по безрельсовым дорогам пассажиров, грузов или специального оборудования и буксирования прицепов (полуприцепов).
Автомобили классифицируются по следующим основным признакам: назначению, типу двигателя, типу остова и проходимости.
По назначению различают транспортные и специальные автомобили. Транспортные автомобили предназначены для перевозки пассажиров и грузов и в зависимости от выполняемых перевозок подразделяются на пассажирские и грузовые. Пассажирские автомобили разделяются на легковые и автобусы. Основным показателем пассажирских автомобилей является их вместимость, т. е. количество пассажирских мест. Грузовые автомобили разделяются на бортовые общего назначения и специализированные. Первые имеют открытую платформу с откидными бортами, а вторые оборудованы специализированными кузовами, приспособленными для перевозки определенного типа груза. Специальные автомобили служат для выполнения каких-либо определенных работ и снабжены соответствующими приспособлениями и устройствами. К ним относятся пожарные, санитарные, автокраны, автовышки и др. Они обычно представляют видоизмененные модели транспортных автомобилей.
По типу установленного двигателя автомобили подразделяются на карбюраторные, дизельные и с газовым двигателем. Автомобили особо большой грузоподъемности выпускаются также с газотурбинными двигателями (БелАЗ-549А).
По типу остова автомобили бывают рамные (грузовые) и безрамные (легковые и автобусы).
По проходимости автомобили разделяют на две группы — обычной (нормальной) и повышенной проходимости. Первая группа автомобилей имеет одну ведущую ось и предназначена для работы на дорогах с твердым покрытием, вторая — две и более ведущих °сей, обеспечивающих движение по плохим участкам дороги или бездорожью.
Кроме перечисленных признаков автомобили классифицируются по типам дорожных покрытий, допускающих их эксплуатацию (исходя из предельно допустимой осевой нагрузки). Различают дорожные группы «А» и «Б», а также внедорожную. Для автомобилей группы «А» установлена предельно допустимая осевая нагрузка не более 10 т. Такие автомобили допускаются к эксплуатации только на дорогах с усовершенствованным покрытием (автомобили МАЗ, КрАЗ, ЛиАЗ-677). Для автомобилей группы «Б» осевая нагрузка установлена не более 6 т, они допускаются к применению на всей сети дорог общего пользования без ограничений (автомоИ били ГАЗ, ЗИЛ, УралАЗ, КамАЗ). К третьей группе относятся автомобили и автопоезда, у которых нагрузка от одиночной оси превышает 10 т. Перевозка на этих автомобилях и автопоездах производится вне сети дорог.
Классификация тракторов. Трактором называется самоходная машина на колесном или гусеничном ходу, предназначенная для транспортировки прицепов или совместной работы с прицепными или навесными дорожными, сельскохозяйственными и другими машинами и орудиями. Тракторы классифицируются по следующим основным признакам: назначению, номинальному тяговому усилию на крюке, конструкции ходовой части, типу остова, двигателя и трансмиссии.
По назначению тракторы подразделяются на сельскохозяйственные, промышленные, транспортные и специального назначения. Сельскохозяйственные тракторы предназначены для выполнения разнообразных сельскохозяйственных работ. К промышленным относятся тракторы, используемые при выполнении тяжелых землеройных, дорожно-строительных и мелиоративных работ (ДЭТ-250, Т-100М, Т-180 и др.). Транспортные тракторы предназначены для транспортировки грузов в условиях бездорожья. Тракторы специального назначения используются для выполнения специальных работ с помощью установленного дополнительного оборудования — лебедок, захватов, подъемников (ТТ-4, ТДТ-55, ДТ-56Б и др.).
Основным классификационным параметром выпускаемых в СССР тракторов является номинальное тяговое усилие на крюке (в кН). По сельскохозяйственной классификации в зависимости от этого признака тракторы делятся на следующие классы тяги: 2,0; 6,0; 9,0; 14; 20; 30; 40; 50; 60(100); 90(150); 150(250); 250(350) кН.
По конструкции ходовой части различают колесные и гусеничные тракторы. Последние обладают пониженным удельным давлением на грунт, что повышает их проходимость, однако колесные тракторы легче гусеничных, проще и дешевле.
По типу остова тракторы подразделяются на рамные, полурамные и безрамные.
По типу двигателя тракторы бывают с двигателями внутреннего сгорания и дизель-электрическим приводом (ДЭТ-250). По типу трансмиссии тракторы могут быть с механической, гидравлической и электрической силовыми передачами.
Категории транспортных средств, на управление которыми необходимы права
Установленные в Российской Федерации категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право, перечислены в пункте 1 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», где содержатся следующие положения:
В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):
категория «A» — мотоциклы; категория «B» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов; категория «C» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; категория «BE» — автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов; категория «CE» — автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; категория «DE» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы; категория «Tm» — трамваи; категория «Tb» — троллейбусы; категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы;
подкатегория «A1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт; подкатегория «B1» — трициклы и квадрициклы; подкатегория «C1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; подкатегория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; подкатегория «C1E» — автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов; подкатегория «D1E» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
Можно ли ездить на самодельном тракторе?
Чтобы дать конкретный ответ на этот популярный вопрос, следует разобраться в том, из чего именно изготовлен самодельный трактор, то есть, какой двигатель заложен в его основу.
Если трактор был собран на основе мотоблока, мопеда или мотоцикла, объем двигателя которого составляет не более 50 см3, то специальные права на вождение такой агрегата не нужны. Однако, если самодельная сельскохозяйственная техника была изготовлена на базе более мощного устройства с мотором больше объема , то его владельцу обязательно потребуются права на ее использование.
Следует отметить, что любые попытки обмануть инспектора ГИБДД путем укрывания реальной мощности самодельного трактора приведет к его моментальной конфискации. Это связано с тем, что в Законодательстве нет точного регламентирования процедуры использования самодельной техники. Из-за этого практически каждый инспектор ГИБДД считает себя уполномоченным изъять трактор из пользования его владельцем.
В случае если все-таки самодельный трактор был конфискован, его владелец имеет полное право подать иск на обжалование решения инспектора ГИБДД. В случае успеха судебный орган возвращает человеку его имущество, а также передает заявление о незаконных действиях инспектора его высшему руководству.