Машина лесовоз так же необходима в процессе реализации лесозаготовительных работ, как и вальные машины. Так как древесина нуждается в скорейшей обработке после валки, то готовые штабеля из бревен нужно как можно скорее перевезти в место обработки. В таком транспортном средстве присутствует особый грузовой отсек, на который и осуществляется погрузка бревен и их транспортировка. Кроме этого, в грузовом кузове имеется дополнительный конник, с помощью которого можно соединить несколько прицепов для перевозки большого объема леса.
Трактор лесовоз отличается от прочей грузовой техники повышенной проходимостью. Такие машины могут преодолевать чрезвычайно трудные участки пути. Лесовозы с легкостью проезжают по рыхлой сырой почве, небольшим завалам, и прочему бездорожью.
Как устроены лесовозы?
Загрузка на лесовозы производится таким образом. На дно прицепа лесовоза кладутся сцепляющие ремни. После этого начинается выкладка лесозаготовок. Выкладку можно проводить как по одному бревну, так и сразу целой охапкой. Конечный этап погрузки – это закрепление бревен цепями. После этого древесину перевозят на склад или конечное место переработать.
По приезду к пункту назначения осуществляется выгрузка бревен. С помощью крана специалист вынимает весь штабель бревен, чаще всего, это реализуется совместно с крепежными ремнями, которые заменяют в конце всей процедуры. Если кран отсутствует, то выгрузку осуществляют при помощи манипулятора, но только по одному бревну. Весь штабель при помощи манипулятора выгрузить не получится. О том, как работают лесовозы, видео расскажет более подробно.
Отличия лесовозов от сортиментовозов
Прежде всего следует сказать, что это очень близкие виды спецтехники, которые представляют собой грузовые автомобили, предназначенные для перевозки длинномерного груза, в основном брёвен.
Классификация спецтехники производится по грузоподъемности, максимальной длине перевозимого груза и колесной формуле. Ниже рассмотрим самые распространенные разновидности специализированных автомобильных средств, которые дадут возможность ответить на вопрос, какой лесовоз лучше купить: КАМАЗ или Урал.
Основные разновидности техники:
- бортовой грузовик или специализированная платформа (с помощью конструкции можно перевозить заготовки, которые удерживаются кониками);
- тягач с прицепом или полуприцепом, оснащенный специальными фиксирующими элементами (модели могут оснащаться габаритным кузовом);
- автопоезда – достаточно мощная и вместительная спецтехника, часто оснащенная дополнительным краном для оперативности и удобства осуществления погрузочно-разгрузочных мероприятий.
Каждый из представленных видов грузовых транспортных средств имеет свои особенности, преимущества и назначение, которые и предопределяют решение приобретение того или иного варианта.
Лесовоз с манипулятором – самая распространенная вариация спецтехники, которая имеет возможности перевозить многотонные бревна и самостоятельно осуществлять погрузку груза. Одним из наиболее важных преимуществ можно назвать полную автономность.
Сортиментовоз – одна из разновидностей лесовоза, которая используется для перевозки раскряжеванного леса (бревна до 8 м). Главная отличительная характеристика от лесовоза – более высокие параметры проходимости.
Производители КАМАЗ и Урал для наибольшего удовлетворения потребностей предприятий по уровню проходимости применяют различные решения:
- применение шасси с несколькими ведущими осями (это может быть 6х4, 6х6 и так далее)
- использование дополнительных гусеничных цепей, благодаря чему выпускаются более мощные, надежные и проходимые модели колесно-гусеничных машин.
Наличие такого большого разнообразия представленных моделей лесовозов и сортиментовозов несколько усложняют процесс выбора наиболее подходящего варианта. Однако специалисты Новосибирского автотракторного завода всегда готовы помочь вам с выбором модели, поэтому покупка с большой вероятностью будет успешной и выгодной.
Характеристики лесовозов
Лесовозы, перевозящие древесину, отличаются определенными особенностями:
- основа — серийное грузовое шасси и дополнительная надстройка к нему. К примеру, специалисты МАЗ обязательно монтируют лесовозную надстройку на свои шасси. Лесовоз, который работает прямо в лесу, то есть ездит по бездорожью, отличается полным приводом, блокировками дифференциалов, большим дорожным просветом
- лесорама является основой из двух продольных лонжеронов. Сверху на нее закреплены U — образные ложементы, иначе говоря коники. Лесораму крепят прямо на раму автомобиля. Эксперты отмечают, что лучший лесовоз тот, у которого коники созданы с возможностью продольного перемещения по лесораме для оптимального удержания бревен. Каждая пачка леса должна лежать по крайней мере, внутри двух пар коников. Однако, чем больше коников держат пачку леса, тем надежнее перевозка
- чтобы предотвратить смещение бревен вперед, в сторону кабины, спереди на раме обязательно присутствует страховочная решетка, высота которой должна быть больше высоты коников. Таким образом, ни одно бревно не уйдет вперед во время движения или торможения. Чтобы зафиксировать пачку леса используют тросовые крепления — обвязки. Во время поездки бревна кладут более плотно, в результате натяжение обвязок ослабевает. По этой причине водитель должен периодически их проверять и затягивать
- также лесорама оснащена защитными кожухами, которые не позволяют крупным веткам, чуркам, камням или кускам льда упасть на вращающиеся и незащищенные части машины, к примеру, колеса, тормозные камеры, карданные валы, проводку. Кроме этого, может присутствовать защитный поперечный брус, предотвращающий повреждение лесорамы или кожуха
- лесовозы с гидроманипулятором самостоятельно справляются с погрузкой и разгрузкой. Для этого шасси автомобиля должно содержать коробку отбора мощности и масляный насос. Чтобы защитить оператора от непогоды некоторые марки манипуляторов оборудованы отдельной кабиной
- дополнительный свет. Большинство марок лесовозов имеют прожекторы для освещения дороги как впереди, так и сзади
- топливный бак большого объема. Поскольку на лесных дорогах отсутствуют заправки, а расход топлива в лесу довольно значительный, лесовозы имеют баки внушительного объема.
Вышеперечисленные характеристики лесовозов позволяют использовать эту технику в самых разнообразных условиях.
Отечественный рынок
Начнём наш обзор с отечественных производителей лесовозов.
ЗИЛ
Ветераном в этой области является ЗИЛ 131. Эта модель выпускалась в Москве начиная с 2002 года. Сразу стоит уточнить, что техника изначально не позиционировалась, как транспорт для перевозки леса.
ЗИЛ 131
Однако машина предназначена для перевозки сыпучих и твёрдых грузов, кроме того, адаптирована для нужд Российской армии. На данный вид техники устанавливаются отечественные дизельные двигатели серии ММЗ, ЯМЗ-236 и Д-243.
Базовый цвет кабины – хаки. Стоит отметить, что кабина довольно просторная, что не свойственно для отечественного грузового автопрома, и оснащена системами кондиционирования и вентиляции.
Модели, предназначенные для перевозки леса, оснащены манипулятором, прицеп обычно отсутствует. Эта особенность не даёт использовать технику в промышленных целях.
КрАЗ
Это мощные грузовые автомобили, предназначенные для работы в различных климатических условиях, и на сложном рельефе. Машина вполне конкурентоспособна не только на отечественном, но и на западном рынке спецтехники.
От Европейских аналогов «КрАз» отличается низкой стоимость, при этом, не уступая качеством сборки и техническими характеристиками. Единственным недостатком техники является слишком «прожорливый» двигатель, который не соответствует европейским стандартам экологической безопасности.
Если рассматривать «КрАЗ», как лесовоз с манипулятором, можно выделить следующие особенности:
- Полуэллиптические рессоры передней подвески, дополненные, телескопическими амортизаторами.
- Колёсная формула двух типов: 6х4 и 6х6.
- Восьмицилиндровый дизельный двигатель, мощностью до 330 л. с.
- Гидравлический усилитель руля.
- Барабанная тормозная система и двухдисковое фрикционное сцепление.
КрАз
Среди популярных моделей лесовозов на базе «КрАЗ» можно выделить две модификации: 255 и 64372.
Модель лесовоза «КрАЗ» 255 Б в базовой комплектации оснащается лебёдкой и транспортировочной платформой.
Камаз
В качестве лесовозов используются две модели от этого производителя: 43118 и 4310. Эти модели оснащаются полным приводом, односкатными колесными шасси. Предусмотрена возможность подкачивания давления в шинах.
Камаз
Стоит отметить, что лесовозы «Камаз» обладают неплохим клиренсом, что даёт возможность использовать технику даже в условиях заболоченной местности. В базовой модификации модели выходят с конвейера с гидравлическим манипулятором. По желанию заказчика, возможно опциональное установление лебёдки.
МАЗ
Учитывая, что Белоруссия славится своей лесной промышленностью, не удивительно, что Минский автомобильный завод выпускает лесовозы. У данного производителя наибольший интерес представляют конструкционные особенности прицепных устройств.
- Длиннорамный тягач. Предназначен для перевозки малогабаритных грузов и хлыстов средней длины. Короткая база техники позволяет перевозить груз на значительные расстояния от мест лесозаготовки.
- Тягач, оснащённый поворотным коником. Такие модификации обычно комбинированы с прицепом-роспуском. Такая конструкция позволяет перевозить лес с большой длиной ствола, при этом техника отличается неплохой манёвренностью.
- Полуприцеп. Если совместить это устройство с седельным тягачом, можно осуществлять транспортировку хлыстов любой длины. Расстояние перевозки в данном случае не играет большой роли.
Обратите внимание, что все лесовозы оборудованы манипуляторами, которые предназначены для работы не только с хлыстами деревьев, но и с трубами. Вылет стрелы достигает семи метров.
МАЗ
Конструктивные особенности
В конструкции лесовоза выделяют четыре основных части:
- Платформа. Оснащается специальными вертикальными опорами (носят название коники) для надежной фиксации бревен. Они размещены на одинаковом расстоянии с двух сторон платформы. Некоторые модели прицепов имеют раздвижные коники, которые облегчают погрузку древесины.
- Шасси и колесные оси (в зависимости от назначения и региона эксплуатации прицепы оснащаются полным приводом, опцией блокировки пар, лебедкой и т.д.).
- Система крепления леса (бревна обвязываются тросами, которые перед отправкой проверяются на натяжение).
- Гидравлический манипулятор – предназначен для осуществления погрузочно-разгрузочных работ без использования другой спецтехники.
Виды и технические характеристики
Лесовозный прицеп выполнен в виде платформы для расположения и крепления пиломатериалов. Для загрузки и выгрузки леса на платформу используется гидравлический манипулятор, входящий в конструкцию техники. Лесовоз осуществляет транспортировку древесины от мест ее вырубки до деревообрабатывающих предприятий и складских комплексов.
Производители предлагают купить полуприцеп для транспортирования:
- Древесины разной степени заготовки – от срубленного леса до готовых строительных материалов (досок, бревен);
- Трубопроката;
- Металла;
- Опор и железобетонных столбов.
Полуприцепы-лесовозы классифицируются в зависимости от конструктивных особенностей и назначения на группы:
- Автопоезда и прицепы;
- Лесовозные платформы, соединенные с тягачом;
- Бортовой грузовик с креплениями для фиксации леса.
Перевозка пиломатериалов выполняется и по железной дороге на специальных платформах. Этот способ предпочтителен при необходимости транспортирования леса на длинные расстояния.
Производство сортиментовозов выполняется из высокопрочных материалов, что обуславливает надежность работы и долгий срок службы техники при ее работе в интенсивном режиме и при сложных погодных условиях. При длительной эксплуатации может потребоваться небольшой ремонт полуприцепа, цена зависит от сложности поломки.