Характеристики снегохода Тайга Варяг и описание агрегатов модельного ряда

Мотовездеходы производства ОАО «Русская механика» пользуются немалой популярностью среди жителей северных районов не только России, но и других стран. Там, где зима отступает на несколько недолгих месяцев, спрос на такую технику есть всегда. Линейка «Тайга» считается наиболее удачной среди продукции компании. В нее входит около десятка моделей, каждая из которых также имеет несколько вариантов исполнения. «Варяг» представляет многоцелевую машину класса Wide Track, обладающую утилитарными свойствами.

Снегоход «Тайга Варяг 550» отличает комфорт и эргономичность, которых удалось достичь благодаря смещению центра масс. Кроме этого снегоход имеет подогрев рукояток, и яркую фронтальную фару, что позволяет пилотировать спецтехнику в сильные морозы и в темное время суток.

Кроме этого модель получила удобное сидение, которое сделает комфортной даже продолжительную поездку. «Варяг» выбирают не только любители зимнего отдыха, но и жители северных поседений для использования в хозяйственных целях.

Какой завод производит агрегат

Снегоход Tayga считается одной из наиболее удачных линеек производства рыбинского машиностроительного завода. Первый опытный образец был выпущен в 1988 году, но только спустя десять лет, после ряда модификаций, его производство было поставлено на конвейер. Varyag 550 представляет бюджетный тип снегоходной техники мотоциклетного типа, адаптированной под суровые условия нашей страны.

В этой модели инженеры-конструкторы объединили комфорт, удобство пользования и доступность. В первую очередь производитель ориентировался на то, что технику будут использовать в хозяйственных целях.

«Русская механика» ведет свою историю со времен Советского Союза. Изначально предприятие входило в состав ОАО «Рыбинские моторы». Именно с его конвейера сошел первый отечественный снегоход «Буран», который в свое время имел ошеломительный успех. Новое предприятие является полноценным приемником и продолжателем лучших традиций советского машиностроения в области специальной техники.

В настоящее время располагается в Ярославской области в пригороде Рыбинска. Мотовездеходная техника, сошедшая с его конвейера, пользуется популярностью не только в России, но и в странах ближнего зарубежья. Вся продукция завода проходит многоуровневый контроль качества, соответствует европейским стандартам.

Альтернативные предложения «Русской механики»

Рыбинский производитель не так давно выпустил младшую версию рассматриваемой модели под названием «Варяг 500 V». Соответственно, объем двигателя был уменьшен, как и силовая мощь. Эта версия стоит дешевле примерно на 50-70 тыс. руб. У нее раздельная система смазки, упрощенная подвеска и короткий ход трансмиссии. Интересные снегоходы «Русской механики» представлены и в линейке Барс». В частности, модификация 850 может рассматриваться, напротив, как старший снегоход относительно аппарата «Варяг 500 V». Этот вариант подойдет как раз тем, кто хочет получить настоящий утилитарный снегоход, причем с намеком на туристическое исполнение.

Инструкция по эксплуатации

Руководство по использовании снегохода содержит подробную информацию о расположении основных управляющих элементах, индикаторов, предостерегающих наклеек. В мануале даны подробные инструкции по пуску двигателя с помощью электрического и ручного стартера, а также его остановке. Документация идет в комплекте с новым вездеходом, но в случае необходимости ее можно найти в интернете либо скачать с официального сайта производителя.

Техническое обслуживание

Чтобы любая техника служила долго и всегда была в исправном состоянии, за ней необходимо следить. В руководстве даны подробные описание этапов проведения ТО основных узлов вездехода:

  • двигателя;
  • карбюратора;
  • ручного стартера;
  • ходовой части;
  • трансмиссии;
  • управляющих элементов;
  • тормозной системы.

Контрольный осмотр, проверку уровня жидкостей, исправность тормоза следует проводить каждый раз до и после поездки. В случае возникновения сложных неполадок в работе, следует обращаться в специализированный сервисный центр, а не пытаться устранить неисправность самостоятельно.

Виды и периодичность ТО

Первое комплексное техобслуживание транспорта необходимо провести после обкатки. Далее периодичность его сокращается:

ТО-1выполняется через каждый 950-1050 километров
ТО-2делать через 3000-3050 километров
Сезонноеввод в эксплуатацию после длительного хранения

Рекомендации по обкатке

От того, как будет эксплуатироваться техника в первое время после покупки, зависит ее работа в дальнейшем. Продолжительность этого периода составляет от 250 до 350 километров.

При этом владелец снегохода должен соблюдать некоторые рекомендации:

  • ездить без пассажиров;
  • выбирать участки с плотным или укатанным снегом;
  • не ездить по сильно пересеченной местности, мокрому и рыхлому снегу;
  • соблюдать температурный режим от -25 до -3 градусов (большие температуры увеличивают риск перегрева двигателя);
  • не допускать полного открытия заслонки двигателя;
  • проверять состояние крепежных элементов;
  • после 150 км проверить центрирование и натяжение гусеничной ленты;
  • заправлять бак смесью топлива и моторного масла в соотношении 50:1.

Также категорически не рекомендуется в период обкатки обучать кого-то управлять новым вездеходом. Это может привести к непредвиденным перегрузкам вариатора и силового агрегата.

Модельный ряд

Модельный ряд включает в себя:

  • Варяг;
  • Патруль;
  • СТ 500Д;
  • Атака;
  • Вектор.

Все модели различаются по техническим показателям.

Варяг

Описание и технические показатели:

Патруль

Параметры и показатели снегохода Тайга Патруль 800 SWT:

Показатели техники Тайга Патруль 550 SWT:

СТ-500Д

Технические параметры модели Тайга СТ-500Д:

Также на рынке представлена модель снегохода Тайга Атака 551 I.

Атака

Технические показатели этой модификации:

Вектор

Технические характеристики:

Менее распространенные модели

Параметры модели Барс-850:

Технические характеристики

Модель выходит в двух основных вариациях. Снегоход «Тайга Варяг 550 V» имеет технические характеристики, схожие с модификацией 550 V SE. Имеются некоторые расхождения по комплектации и отдельным параметрам.

Двигатель

В соответствии с маркировкой модели, в качестве главной движущей силы используется мотор собственного производства РМЗ-550. Двухтактный силовой агрегат оснащен двумя цилиндрами. Для питания топливной системы используются два парных карбюратора.

Основные параметры двигателя:

Объем цилиндров0,553 литра
Диаметр7,6 см
Ход поршня6,1 см
Мощность55 лошадиных сил
Тип карбюраторапоплавковый (Mikuni)
Охлаждениевоздушное

Мотор «Варяга», как и любой двухтактный двигатель, имеет совместную систему смазки. На системе выпуска установлен традиционный глушитель с резонатором.

Даниила Рукин

Специалист по снегоходу «Буран». Занимаюсь рыболовством в свободное время.

Задать вопрос

На системе впуска установлен лепестковый клапан, который позволяет снизить расход топлива. Поскольку в картере возникает высокое давление, оно выталкивает горючее обратно в карбюратор. Особая конструкция клапана помогает это предотвратить.

Габариты и вес

Конструкционная масса этого снегохода составляет 280 кг для модели 550 V и 295 кг − для 550 V SE. Машина имеет усиленный фаркоп, к которому крепятся грузовые сани. При этом максимальный вес груза может достигать четверти тонны. Этого более чем достаточно, чтобы уместить не только снаряжение, но и большой улов или добычу.

Прочие габаритные характеристики (указаны в метрах):

Ширина1, 05
Длина (с лыжами)2,99
Высота (с ветровым стеклом)1,42

Гусеница

На всех вариациях модели «Варяг 550» установлена гусеничный механизм Composit, который выполняет роль движителя. Ведущие звездочки расположены в передней части агрегата. Длина опорной поверхности гусеничного полотна составляет 50,8 см.

При этом движитель имеет следующие параметры:

Длина3,968 м
Ширина50 см
Высота грунтозацепов3 см

Полная высота модели 550 V SE равна 1,38 метрам, при этом толщина гусеничной ленты − 2,2 см.

Шасси

В основе данного мотовездехода стальная рама, имеющая традиционную пирамидальную конструкцию. Передняя стойка оборудована двумя амортизаторами пневматического типа.

Трансмиссия

Обе вариации «Варяга» получили в качестве трансмиссии обычный для технике мотоциклетного типа упрощенный автомобильный вариатор.

Опционально устанавливаемая трансмиссия имеет две ступени и четыре скорости:

  • пониженная;
  • повышенная;
  • реверс (задний ход);
  • нейтраль.

Тормозной механизм

Вместе с трансмиссией на шасси устанавливают дисковый тормоз с гидравлическим управлением. Однако модель «СЕ» получила механическое управление.

Подвеска

«Тайга 550» имеет телескопическую переднюю и склизовую заднюю подвески. При этом расстояние между передними лыжами практически достигает метра (960 сантиметров).

Прочие характеристики:

Название запчастейПередняя / Задняя550V550V SE
Ход подвескипередней15 см.15 см.
задней38,5 см.19 см.
Амортизатор движителяпереднейдвухтрубный гидропневматическийотсутствует
заднейоднотрубный гидропневматическийоднотрубный гидропневматический

Обе модели имеют амортизирующую однотрубную систему передней подвески. Она также гидропневматического типа.

Электрооборудование

Как и любой другой снегоход подобного класса и ценовой категории, «Варяг 550» имеет стандартный набор электроники. С завода на борту установлены такие элементы:

  • емкостное программируемое зажигание;
  • электростартер (дублируется ручным запуском, рычаг рядом);
  • галогеновая фронтальная фара (с FF-рефлектором) мощностью 55/60;
  • система обогрева курка газа и рукояток руля;
  • одометр и спидометр;
  • реверс.

Даниила Рукин

Специалист по снегоходу «Буран». Занимаюсь рыболовством в свободное время.

Задать вопрос

Производитель довольно часто использует в своей технике программируемую систему зажигания итальянского производства DUCATI CDI. Она обеспечивает стабильную работу силового агрегата в различных эксплуатационных условиях.

Расход топлива на 100 км

Заявленный производителем расход топлива составляет порядка 20 литров на сотню километров. Однако владельцы снегохода отмечают, что этот показатель несколько выше номинального. Так, при подъеме в гору силовой агрегат потребляет 25-28 л. То же наблюдается при движении по рыхлому снегу. По гладкой поверхности машина сжигает приблизительно 23-24 литра топлива.

Объем бака и тип топлива

Поскольку снегоход оснащен стандартным двухтактным двигателем со смешанной системой смазки, ему не требуется наличие отдельной емкости для масла. Для питания силового агрегата используют топливную смесь бензина и моторного масла, взятых в соотношении 40 к 1. При этом следует использовать бензин марки АИ-92.

Объем топливного бака составляет 40 литров.

Максимальная скорость

В соответствии с конструктивными особенностями главной силовой установки, способной выдавать мощность в 36,78 киловатт (55 лошадиных сил), максимальная скорость снегохода составляет 80 км/ч. Машина быстро разгоняется на укатанном снегу до 60-70 км/ч. При этом по льду можно выжать и больше.

Обогрев водителя

Поскольку модель относится к бюджетному классу снегоходной техники, по части комфорта здесь установлено не так много приспособлений. Выше говорилось об обогреве курка газа и рукояток руля − на этом и заканчиваются все опции обогрева водителя. В модели отсутствует обогрев сидения, пассажирских ручек и обогрева визора шлема, как в более дорогих аналогах.

Двигатель

Рассматриваемый аппарат получил единственную в моторной гамме силовую установку РМЗ-550, которая зарекомендовала себя как надежная и неприхотливая при длительном пробеге. Агрегат представляет собой двухцилиндровую двухтактную конструкцию рабочим объемом 0.5 литра. В базовой версии используется однокорбюраторная система Mikuni, а опциональный вариант получил два карбюратора. Двигатель развивает мощность 50 лошадиных сил, что на 5 л. с. меньше, чем у форсированной версии (Limited). Охлаждение – воздушного типа, тип запуска – электрический стартер, который можно заменить на ручной стартер (при необходимости). Благодаря перечисленным компонентам двигатель обладает повышенной надежностью, он уверенно запускается в холодную и теплую погоду. За счет этого можно утверждать об отсутствии необходимости менять мотор РМЗ-550 на более современный. Ведь проверенный двигатель до сих пор показывает отличные результаты в плане надежности и выносливости.

Как усилить ходовую

Ходовая часть снегохода напрямую влияет на расход топлива. Низкая проходимость и слабая маневренность добавляют нагрузку на двигатель во время поездки по пересеченной местности. Чтобы улучшить ходовые свойства мотовездехода, можно попробовать отрегулировать заднюю подвеску, схождение лыж. Второй фактор влияет на проходимость техникой сложных участков. Если лыжная база неправильно настроена, то во время езды водитель будет ощущать вибрацию в ветровом стекле и руле.

Регулировка задней подвески

Под тяжестью груза снегоход проседает, как и любой другой механизм. С водителем и пассажиром задняя часть машины неизменно опускается. Для улучшения ходовых качеств машины необходимо отрегулировать пружины таким образом, чтобы этот показатель был в пределах от 5 до 7 сантиметров.

При этом ослабление ленточного ограничителя должно составлять около 3 — 3,5 см. От того, какой вес давит на гусеничную базу, зависит сила сцепления агрегата с дорогой. Меньшая длина ограничителя способствует снижению давления на гусеницу, что в свою очередь позволяет эффективнее управлять транспортом.

Чтобы настроить ленточный ограничитель, нужно:

  • надавить на передние пружины;
  • открутить гайку кронштейна ограничителя;
  • переставить болт, на котором закреплен ремень в нужное положение;
  • закрепить гайку.

При этом следует помнить, что для снижения рулевого усиления болт закрепляют в нижнем отверстии. В случае, если лыжи слишком вздернуты, то болт переводят в верхнее положение.

Советы по корректированию задней подвески

Заметно рысканье

Сначала проверить схождение лыж. При необходимости отрегулировать. Уменьшить натяжение пружин сзади.

Ощущается жесткость (или ее недостаток) задней подвески во время движения

Снизить (или увеличить) натяжение пружин.

Гусеничный движитель сильно пробуксовывает при трогании

Пересесть на пассажирское сидение. Переставить болт ограничителя в нижнее отверстие на кронштейне.

Заметны перебои в работе переднего ограничителя

Опять же переставить болт в нижнее положение.

Схождение и регулировка лыж

Чтобы снегоход уверенно вел себя на дороге, необходимо время от времени проверять схождение лыж. Вычислить этот показатель можно путем замера расстояния между передними (А) и задними (В) краями лыжни и нахождения разницы между ними. При этом должно выполняться равенство: А-В=10мм.

Проверка схождения

Следующую манипуляцию следует проводить до и после регулировки лыж. Для нормального функционирования лыжная база должна располагаться прямо и вперед. Проверить это довольно просто − нужно приложить ровный брус сначала у одной, а потом к другой лыжне.

Расстояние между брусом в передним концом каждой из них должно быть ровно 5 мм.

Регулировка

Чтобы отрегулировать схождение лыжни, необходимо выполнить последовательность действий:

  • проверить положение руля и установить в положение «прямо-вперед»;
  • ослабить контргайки тяг;
  • вращать рулевые тяги до тех пор, пока расстояние между передними краями лыж не станет на 10 мм меньше, чем между задними;
  • снова затянуть контргайки.

Даниила Рукин

Специалист по снегоходу «Буран». Занимаюсь рыболовством в свободное время.

Задать вопрос

Ни в коем случае нельзя пытаться отрегулировать положение руля с помощью поворота болта на обычной тяге 20,27.

Трансмиссия

Для эффективной и комфортной передачи крутящего момента от двигателя на гусеницу, разработчики оснастили снегоход вариатором, работающим в четырёх режимах – повышенном, пониженном, реверсивном и нейтральном. Но отзывы владельцев говорят о том, что именно этот узел вызывает у пользователей определённые нарекания.

Проблемы возникают из-за несоответствия необходимым параметрам установленных на вариаторе пружин и плохой подгонке по весу грузиков центробежных регуляторов. Хочется надеяться, что качество изготовления узла будет улучшено в ближайшее время.

Ну а пока владельцы вынуждены заниматься его доводкой самостоятельно. Описание этой процедуры с подробным перечислением необходимых действий можно встретить на многих форумах.

Когда вариатор работает, как положено, машина плавно разгоняется на ровной поверхности и уверенно движется вверх по склонам. Среди важных свойств такой трансмиссии – повышение ресурса двигателя, работающего в оптимальных режимах.

Преимущества и недостатки

Для получения более полной картины о плюсах и минусах, следует посмотреть обзоры, почитать отзывы о снегоходе «Тайга Варяг» 550 − отзывы владельцев, мнения независимых экспертов формируют объективную оценку любого изделия, в том числе и специальной техники.

Какие достоинства имеет Varyag 550

Большинство моделей линейки Tayga способны разгоняться от 60 до 100 километров в час. Причем они одинаково хорошо себя ведут как на дороге с укатанной колеей, плотном снежном покрове, так и на свежевыпавшем мокром или рыхлом снегу. Это их выгодно отличает от старшего брата, также сошедшего с конвейера рыбинского .

Хотя «Варяг 550» позиционируется как бюджетный мотовездеход, он получил довольно мощный двигатель, способный выдерживать большие нагрузки. Это положительно сказывается на его утилитарных качествах. Надежный фаркоп позволяет тянуть груз, весом до четверти тонны. При этом снегоход будет уверенно везти пилота и пассажира.

Среди плюсов можно отметить:

  • качество сборки, хорошую отделку;
  • мощный силовой агрегат;
  • высокие тяговые качества;
  • хорошую управляемость;
  • простое обслуживание.

Кроме этого вездеход имеет высокую заднюю подвеску и яркую галогеновую лампу. Также данная модификация имеет удобную спинку пассажирского сидения.

Какие минусы были замечены

Если не сильно вдаваться в детали, то можно сказать, что данный снегоход представляет идеальный баланс цены и качества. Однако, как и любая техника, он не лишен недостатков.

К таковым относятся:

  • слишком жесткие сидения, которые плохо подходят для длительных поездок;
  • сравнительно небольшой запас хода;
  • большой расход бензина;
  • отсутствие подогрева сидения;
  • отсутствует водяной контур для охлаждения;
  • длительный период обкатки.

В большинстве своем, владельцы данной модели «Варяга» не жалеют о приобретении. Некоторые отмечают высокую стоимость новой модели у дилеров. Производитель объясняет это просто − в конструкции снегохода используется много импортных деталей (итальянская система зажигания, японский карбюратор), которые намного надежнее отечественных.

Кроме этого даже те элементы, которые собирают в России, зачастую также производят из импортных материалов.

Требования к техобслуживанию

Основные работы связаны с чисткой двигателя. Его следует регулярно избавлять от загрязнений и нагара. Также проверяется состояние цилиндро-поршневой группы и качество затяжки резьбовых соединений. Очистку поверхностей желательно производить волосяными щетками или скребками, не повреждая при этом пластиковые расходные элементы. Функциональные запчасти должны иметь достаточную надежность крепления. Та же гусеница для снегохода устанавливается на базу с оптимальной степенью нагрузки для крепежного усилия. Далее проверяется электротехническая оснастка, соединения в контактах проводки, а также работоспособность приборов.

В какую цену стоит снегоход в 2022 году

Утилитарный «Варяг 550» относится к средней ценовой категории. Если сравнивать его с зарубежными представителями специальной техники, то модель можно скорее назвать бюджетной. В магазинах официальных дилеров можно найти новые машины без пробега 2022 и 2020 года выпуска. Стоят они порядка 350-400 тыс. рублей.

Цена на модели 2022 года несколько выше − от 452 000 рублей за базовую комплектацию. Кроме этого в интернете можно найти немало предложений техники с пробегом. Такие снегоходы будут дешевле, в пределах 200-300 тыс. руб. Сколько будет стоить машина, зависит от года выпуска и общего технического состояния снегохода.

Отзывы пользователей о модели

Практичность стала главным положительным моментом в эксплуатации снегохода для многих владельцев. Они отмечают конструкционную гибкость, удобство управления, простоту в обслуживания и другие, вполне свойственные утилитарной технике качества. Особого внимания заслуживают возможности перегруппировки, трансформации и замены отдельных компонентов. Подобное не так часто встречается в отечественных аппаратах. К примеру, многие подчеркивают ценность гусеницы для снегохода шириной 500 мм, которая предусмотрена в базовой комплектации. С таким оснащением техника может обеспечивать стабильный ход даже в суровых условиях, требующих повышенной тяги. Вообще, основной набор поставки и сам по себе заслуживает положительного отзыва, поскольку в него, кроме дополнительных гусениц, также входят грунтозацепы и фаркоп.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]