Технические характеристики и конструктивные особенности самых популярных лесовозов МАЗ

Минский автомобильный завод – это один из заслуженных и старейших производителей транспорта для перевозки леса на территории всего бывшего Союза. Автомобили отличаются надежностью и высокими показателями проходимости. Кроме того, разработчики выпустили несколько модификаций, каждая из которых может выполнять комплексную работу или конкретную задачу. До сих пор на дорогах встречаются лесовозы МАЗ первых выпусков, не говоря уже о последних моделях.

Конструктивный ряд

В ассортименте белорусского завода разработана масса модификаций для транспортировки леса. Среди них:

  1. МАЗ-тягач с удлиненной рамой (сортиментовоз), рассчитанный на транспортировку короткого леса, отличается высокой проходимостью, способен перевозить груз на любые расстояния.
  2. Грузовики с коником поворотного типа, взаимодействуют с прицепным роспуском. Транспорт имеет хорошую маневренность и отлично подходит для локальных перемещений.
  3. Полуприцеп в паре с седельным тягачом позволяет транспортировать лес любой длины.
  4. Прицепы для поездок в составе автопоезда.
  5. Манипуляторы, оснащенные ковшом, работающие с трубами и лесом-кругляком.

Новые модели оснащаются телескопической стрелой, которая складывается в тройном положении и может достигать вылета порядка семи метров.

Устройство

Устройство данных агрегатов довольно простое. За основу берется обычный грузовик МАЗ, который может использоваться и для другой спецтехники. Итак, что же из себя представляют различные виды техники:

  • Сортиментовозы представляют собой базовое шасси, на которое установлен специальный решетчатый кузов для удержания бревен. Между кузовом и кабиной может размещаться манипулятор, который представляет собой ничто иное, как экскаваторную руку с грейферным оборудованием. Такие грузовики могут быть как полноприводными, так и заднеприводными и имеют колесную формулу 6х4 или 6х6.
  • Грузовики с поворотным коником имеют короткую базу и представляют собой обычный тягач, к которому цепляется прицеп-роспуск с вторым коником. Между ними и закрепляются бревна, а поворотная конструкция необходима для того, чтобы было возможно совершить поворот. Также сразу за кабиной может размещаться гидроманипулятор. Прицеп для более удобной транспортировки поднимается на грузовик с помощью лебедки.
  • Для прицепа берётся обычная рама, на которую просто устанавливается специальный кузов для удержания брёвен. А так как сыпучие материалы перевозить не надо, то его можно сделать решетчатым, для экономии материала и уменьшения веса. По тому же принципу выполнен и полуприцеп.

МАЗ-509: устройство

На базе 500-й серии был построен МАЗ-509 – лесовоз, который отличался от предшественника рядом параметров. Его выпуск начался в конце шестидесятых годов прошлого века в нескольких интерпретациях. На то время грузовик считался одним из самых современных автомобилей в своем классе.

Силовой агрегат этой модели был практически идентичен «пятисотому» МАЗу. В его роли выступал двигатель ЯМЗ-236, который оснащался шестью цилиндрами, расположенными V-образно и водяной системой охлаждения. Трансмиссия, устанавливаемая на лесовозы МАЗ нового выпуска, существенно отличалась от предыдущих моделей. Автомобиль получил полный привод, пятискоростную коробку передач, стандартную мостовую конструкцию.

Для транспортировки древесины с этим тягачом использовались два двухосных прицепа-роспуска (ГКБ-9383 и ТМЗ-803М), которые оснащались специальным затаскивающим механизмом. Это позволяло складывать прицеп и грузить его на тягач, при раскладке конструкции получался лесовоз с четырьмя осями и двумя ведущими мостами. Такая трансформенность позволяла перемещаться в самых труднодоступных местах.

История создания МАЗ-6303

История модели МАЗ-6303 началась еще в 1965 году. Именно тогда белорусские конструкторы начали делать первые шаги на пути к созданию полноценных трехосных грузовиков повышенной грузоподъемности. Необходимость создания таких автомобилей обуславливалась интенсивно увеличивающимися объемами грузоперевозок, а также плохим качеством и недостаточной разветвленностью дорог того времени.

Свои первые наработки в сегменте трехосных большегрузов инженеры воплотили в бортовом МАЗ-516 с вывешиваемой задней осью, седельных тягачах МАЗ-520 и 515, а также в бортовом магистральном тягаче с проходным средним мостом МАЗ-514.

Как показали испытания, эти экспериментальные модели были еще очень далеки от совершенства, несмотря на свою перспективность. В частности, увеличение грузоподъемности автомобилей требовало использования более мощных двигателей, усовершенствования задней подвески, перекомпоновки шасси и т.д.

В течение последующих лет эти модели претерпели множество изменений, но судьба каждой из них сложилась по-разному. Так, например, первая партия усовершенствованных МАЗ-516 сошла с конвейера в 1969 году. С 1970 по 1981 год продолжался выпуск модернизированных МАЗ-516А и 516В. МАЗ-515 и 520 так и не вышли в серийное производство, зато концепция рулевого управления последнего была позже использована конструкторами при создании МЗКТ-6515. Испытания МАЗ-514 прошли в 1969 году, но мощности шестицилиндрового двигателя ЯМЗ-236 для модели, которая должна была работать в составе автопоезда, оказалось недостаточно, поэтому первая промышленная партия с 270-сильным мотором ЯМЗ-238Е была выпущена только в 1974 году.

В последующие 10 лет конструкторы МАЗ плодотворно работали над созданием мощных и многофункциональных грузовиков, и к началу 90-ых годов предприятие уже имело в запасе несколько довольно удачных моделей нового поколения большегрузных автомобилей. Именно этот факт помог автозаводу не только более-менее спокойно перенести экономический кризис, вызванный распадом СССР, но и продолжить разработку и выпуск новых автомобилей, которые так требовались в то время для поддержания конкурентоспособности МАЗ.

Бортовой МАЗ-630305

Одной из таких ярких и свежих моделей стал мощный бортовой трехосник МАЗ-6303, выделившийся оригинальным техническим решением в виде колесной формулы 6х4. Данный автомобиль изначально создавался под европейские требования, поэтому был, что называется, обречен на успех. Новинка оказалась настолько успешной, что практически все последующие трехосные большегрузы Минского автозавода имели определенную «родственную связь» с МАЗ-6303.

На базе этой модели были созданы такая автоспецтехника, как МАЗ-630168 (6х2), МАЗ-6317 (6х6), мощный МАЗ-630326 лесовоз, крупный тягач для работы в составе автопоезда грузоподъемностью до 67 тыс. кг и прочие версии.

Технические параметры

Ниже приведены характеристики, которые имеет МАЗ — тягач 509-й серии:

  • ширина/высота/длина – 2,6/2,9/6/77 метров;
  • база колес (м) – 3,95;
  • снаряженный вес (т) – 8,8;
  • дорожный просвет – 30 сантиметров;
  • мощность мотора – 200 конских сил при объеме 11,15 литра;
  • предельная скорость (км/ч) – 65 при среднем расходе горючего 48 литров на сотню километров;
  • грузоподъемность по максимуму (т) – 21.

Лесовозы МАЗ этой серии подразделялись на три основные модификации (509П, 509А, 509), главные отличия между которыми состояли в трансмиссионном узле, экстерьере и некоторых технических деталях.

Новые модели

В начале 90-х белорусские разработчики пустили в серию более современный лесовоз МАЗ-6317, который выпускался в двух интерпретациях (сортиментовоз и прицеп-пропуск). Такой подход позволил унифицировать узлы и агрегаты для работы с различными видами леса.

Технические показатели этой модели:

  • тип силовой установки – дизель;
  • формула привода – 6*6:
  • мощность мотора – 420 лошадиных сил;
  • коробка передач – механика с девятью ступенями;
  • предельный скоростной показатель – 80 километров в час;
  • грузоподъемность (т) – 1,34/2,91 (в зависимости от модификации);
  • длина/ширина/высота (м) – 1,03/2,55/4,0 или 7,82/2,5/3,52.

Следующая модель МАЗ-6303 – лесовоз, который выпускается до сих пор. Этот сортиментовоз дополнительно оборудован гидроманипулятором и подпорками. Его технические показатели:

  • мотор – дизель;
  • привод – 6*4;
  • показатель мощности – 400 лошадиных сил;
  • грузоподъемность – 15,8 тонны;
  • КПП – 9 ступеней, механика;
  • предельная скорость – 90 километров в час;
  • габариты (м) – 6,6/2,5/3,7 (длина/ширина/высота).

Данная машина широко используется благодаря наличию сервисных центров и доступности деталей практически по всему бывшему СССР.

Кабина МАЗ-6303: обзор рабочего места

Грузовики МАЗ 6303 могут быть оборудованы одним из двух типов кабин – малой или большой вместимости. В первом варианте спальное место не предусмотрено, поэтому автомобили с малой дневной кабиной обычно используются для транспортировки грузов на небольшие расстояния.

Большими кабинами с двумя спальными местами комплектуются машины, предназначенные для эксплуатации на дальних дистанциях. Такие «комнаты» на колесах имеют все условия для полноценного отдыха водителей во время многодневного пути.

Оба варианта кабин относятся к бескапотному типу, т.к. располагаются над двигателем. Доступ к двигателю обеспечивает гидравлическая система откидывания кабины.

Салон автомобиля довольно просторный, но, к сожалению, не отличается изысканным интерьером, да и в плане эргономики оставляет желать лучшего. Однако есть в кабине МАЗ 6303 и несколько важных плюсов, которые сглаживают неприятное впечатление от отсутствия в ней комфорта. По достоинству оценить эти преимущества можно только в дороге.

Так, например, кабина характеризуется прекрасной обзорностью спереди, сзади и с правого боку вниз, что дает возможность водителю чувствовать себя уверенно при движении в насыщенном городском потоке, а также при приближении к бордюру справа. Позаботился производитель и об эмоциональном состоянии водителей – в салоне автомобиля практически полностью отсутствуют вибрации и шум, являющиеся главными раздражающими и утомляющими факторами, особенно в дальних поездках.

Стандартная комплектация салона включает два сидения – водительское и пассажирское. Водительское сиденье – подрессоренное, с педалью для регулировки высоты, оборудованное ремнями безопасности. При этом, комфортная посадка обеспечена не только водителю, но и пассажиру, т.к. его кресло оборудовано пневмоподвеской. Стоит отметить, что далеко не во всех грузовиках предусмотрена данная опция.

Что касается функций управления автомобилем, то переключение передач, повороты руля или нажатие на педали каких-либо дополнительных усилий не требуют, поэтому даже при долгих переездах водитель не будет чувствовать физической усталости в конечностях.

Некоторые трудности при управлении автомобилем могут возникнуть у водителей без опыта общения с моделями МАЗ 6303 из-за неудобной схемы включения передач и отсутствия ее графического отображения. Следует заметить, что данный недостаток существенно замедляет процесс привыкания к машине.

Кабина автомобиля оборудованаосновной и автономной системами отопления, обеспечивающими даже в самые сильные морозы комфортную температуру в салоне. Только, к сожалению, добыча этого самого тепла – дело весьма хлопотное.

Как ни странно, за несколько десятилетий существования модели МАЗ 6303 конструкторы так и не удосужились перенести функцию открытия крана отопителя в салон, и он по-прежнему располагается под кабиной, но этот «секрет» знают только бывалые водители, а новичкам придется долго померзнуть, пока будут искать заветный вентиль.

Безусловно, в этом случае речи о каком-либо удобстве для водителя быть не может, т.к. вместо того чтобы быстро согреться, ему придется выйти на холод и поднять кабину, чтобы запустить печку.

Кран отопителя располагается снизу на блоке цилиндров, в непосредственном соседстве с краном слива охлаждающей жидкости.

Поморозить руки придется и при замене воздушного фильтра, потому что его крышка закрывается не на удобные защелки, а посредством многочисленных шпилек с гайками.

Совокупность подобныхнелепых недостатков,конечно же, не самым лучшим образом сказывается на имидже легендарной модели МАЗ 6303. Несмотря на это, грузовик соответствует требованиям системы TIR и продолжает пользоваться огромной популярностью у крупных транспортных компаний, различных предприятий и среди частных перевозчиков.

Лесовоз с манипулятором: описание

Лесовоз МАЗ с гидравлическим манипулятором является представителем спецтехники, используемой на лесозаготовках и при транспортировке древесины. Высокие показатели производительности и эффективности обеспечиваются благодаря КМУ (крану-манипулятору универсальному) с возможностью захвата сортимента. По характеристикам грузовики не уступают отечественным и зарубежным аналогам.

Лесовозы МАЗ серии 6312А9 используются для перевозки сортимента, досок и других деревянных заготовок и изделий. Грузовик оснащен дизельным силовым агрегатом ЯМЗ-65010 с турбоподдувом. Мощность движка составляет четыре сотни «лошадок», он имеет соответствие стандарту «Евро-3». Колесная формула автомобиля 4*6, что обеспечивает высокую проходимость по сложному грунту. При максимальной грузоподъемности 2,32 тонны предельная скорость машины составляет 85 километров в час. Масса авто при полной загрузке – почти три с половиной тонны.

Купить сортиментовозы МАЗ по выгодной цене

В обширной линейке продукции Минского автомобильного завода есть целая серия машин, предназначенных для транспортировки леса или сортимента, – сортиментовозы. Купить данную спецтехнику на самых выгодных условиях предлагает компания РУСБИЗНЕСАВТО.
Особенности и основные характеристики сортиментовозов МАЗ с манипулятором

  • Сортиментовозы МАЗ отличаются большой грузоподъемностью – от 15 до 21 тонны. Используются для транспортировки леса на короткие и средние расстояния. Машины прекрасно адаптированы к российским дорогам, имеют надежную колесную формулу 6×6 либо 6×4.
  • Машины укомплектованы надежным двигателем ЯМЗ мощностью 412–420 л.с. Моторы долговечны и ремонтопригодны.
  • Для удобной и быстрой загрузки леса комплектация сортиментовозов МАЗ предусматривает гидроманипуляторы.
  • Для безопасной транспортировки леса имеются 4–6 ложементов.
  • Большой топливный бак сортиментовозов МАЗ позволяет проезжать большие расстояния без дозаправки.
  • Длинная платформа сортиментовозов пригодна, чтобы перевозить бревна длиной до 8 метров.
  • Для увеличения объема груза автомобиль можно укомплектовать прицепом.

В целом сортиментовозы МАЗ отличает высокое качество сборки, хорошая управляемость и маневренность. Имеют надежную тормозную систему с АБС. Также машины оснащены удобной кабиной водителя (в комплектации может быть предусмотрено спальное место).

ЗВОНИТЕ НАМ 8 (800) 55 104 88 или
ЗАКАЖИТЕ ЗВОНОК

Особенности

Лесовоз с манипулятором, изготовленный на базе МАЗ-6303, получил ряд улучшений и доработок. Среди них можно выделить следующие аспекты:

  • произведена модернизация шасси;
  • усилен надрамник;
  • смонтированы две пары коников, позволяющих удерживать и надежно фиксировать сортимент;
  • установлена пара лебедок;
  • между кабиной и платформой оборудована специальная заградительная пластина;
  • возможность установки нескольких видов гидравлических манипуляторов (от СФ-62 до СФ-85СТ).

Новые лесовозы МАЗ доказывают, что их применение помогает транспортировать лес разной категории в экстремальных условиях. Это достигается благодаря повышенной проходимости грузовика, его улучшенным техническим параметрам, а также соответствию всем требованиям безопасности.

Отзывы владельцев МАЗ-6303: достоинства и недостатки

Александр Викторович, 47 лет, Калуга Я – профессиональный водитель, за баранкой провел почти четверть века. За это время пришлось на разных машинах поработать, поэтому знаю об их особенностях не понаслышке. В 2010 году купил новенький бортовой МАЗ-6303 А8, а до этого ездил на старом ЗИЛе. Конечно, ни в какие сравнения эти грузовики не идут. Хоть мой «мазурик» уже и нельзя назвать свежим, да и проблемы кое-какие случаются, менять его я не собираюсь, пока, во всяком случае.

К главным плюсам МАЗа могу отнести легкое управление, отличную проходимость, мощность и большую грузоподъемность. Прет в гору даже при полной загрузке, как молодой скакун. Радует и скромный «аппетит» машины, что по нынешним ценам на горючее очень важно.

Самыми крупными неприятностями за все время, что у меня этот грузовик, были поломки сцепления и радиатора – пришлось и то, и другое заменить, а в остальном – по мелочам, с которыми я сам исправляюсь. Ну еще резину несколько раз менял. Запчасти – не проблема, цены на них нормальные, так чтоработать можно.

Раздражает только то, что ржавчина кабину жрет. После каждой зимы приходится подкрашивать. А, еще пусковой подогреватель полетел, пришлось менять. Но, насколько я знаю, это постоянная болезнь 63-х МАЗов. В целом же всем доволен, машина надежная

Юрий, 32 года, Москв

Наша фирма недавно купила МАЗ-6303 лесовоз, на котором я сейчас и работаю. До этого сидел на КАМАЗе, тоже неплохо, но МАЗ для перевозки леса, по-моему, лучше. Движок мощный, турбированный, 400 лошадей, уверенно тянет грузкак по прямой, так и в гору. Да и машина сама по себе надежная, ни разу не подводила в дороге.

Конечно, в железе приходится частенько ковыряться, но серьезных поломок пока не было. Я часто езжу в другие регионы и даже если провожу за рулем несколько суток, то практически не устаю, потому что управляется эта машина легко, без усилий. Немного расстраивает обстановка внутри кабины, но планирую со временем сделать ее более уютной и комфортной. В общем, для работы – то что надо. Рекомендую.

Отзывы и цены

Отзывы владельцев и специалистов подтверждают надежность и эффективность использования специализированных грузовиков МАЗ для транспортировки леса. Не зря эти машины на протяжении нескольких десятков лет пользуются спросом на территориях бывших соцстран и за границей. Дополнительно стоит отметить разнообразие модификаций лесовозов, что дает возможность оптимально подобрать технику для выполнения той или иной операции.

МАЗ лесовоз, цена которого на вторичном рынке начинается от одного миллиона двухсот тысяч рублей (серия 6303 с манипулятором), занимает одно из лидирующих мест по популярности в этом классе. Конечная стоимость зависит от состояния автомобиля, его модификации и отработанного ресурса. Новая модель лесовоза от белорусских производителей обойдется на порядок дороже, но все равно дешевле, чем аналогичная зарубежная техника.

Плюсы и минусы

К достоинствам лесовозов от Минского автозавода относятся следующее:

  • прекрасный показатель проходимости всех модификаций для транспортировки леса;
  • возможность выбора оптимального варианта среди разнообразия моделей;
  • высокие показатели качества в сочетании с адекватной ценой;
  • унификация запасных частей и агрегатов;
  • большой ассортимент подержанных, но полностью работоспособных авто;
  • постоянное усовершенствование производства и внедрение современных технологий;
  • наличие запчастей в избытке и расширенное сервисное обслуживание по всей стране.

К недостаткам относится тот факт, что уровень комфорта и дополнительного оснащения пока несоизмерим с зарубежными аналогами. Однако доступная цена в сочетании с надежностью и простотой обслуживания практически компенсируют этот аспект.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]