Размер ведомых дисков сцепления автомобилей ГАЗель, КАМАЗ, МАЗ, ПАЗ

Ремонт

,
обслуживание
и
устройство
,
ремонт сцепленияавтомобиля КАМАЗ
.

Ведомый диск сцепления устанавливают на пресс и выпрессовывают заклепки крепления фрикционных накладок к диску сцепления, после чего снимают фрикционные накладки. Ведомый диск проверяют на коробление. Щуп толщиной 0,2 мм не должен проходить между поверхностями диска и поверочной плиты. Ширина шлицевой канавки отверстия ступицы не должна превышать 6,05 мм.

Заменять фрикционные накладки следует комплектом. Толщина накладок должна быть 4,5 мм, а суммарная толщина диска с установленными на нем накладками — 11 мм. В накладках по кондуктору сверлят отверстия диаметрами 4,2 и 9.5 мм и зенкуют их на глубину 2,0 (-0,15; -0,10)мм. Совместив отверстия фрикционных накладок с отверстиями ведомого диска сцепления так, чтобы каждому отверстию в диске соответствовало отверстие диаметром 4,2 мм одной накладки и 9,5 мм — другой, прижимают накладки к диску струбциной и приклепывают на прессе с двух сторон. Биение рабочих поверхностей фрикционных накладок не должно превышать 0,5 мм на радиусе 137 мм от центра диска.

Рис. 7.1. Нажимной диск в сборе с кожухом: 1 — подставка (стенд); 2 — болт; 3 — гайка регулировочная; 4 — пластина стопорная; 5 — кольцо упорное; 6 — болт стяжной

Кожух сцепления в сборе с нажимным диском устанавливают на стенд и сжимают с помощью устройств стенда нажимные пружины. Отогнув усы стопорных пластин 4 (рис 7.1), отвертывают болты 2 крепления стопорных и опорных пластин регулировочных гаек 3 и снимают пластины. Сняв стопорные шайбы регулировочных гаек, отвертывают регулировочные гайки. Вывернув стяжные болты 6 (MlОх 1,25×65) из нажимного диска, снимают кожух сцепления со стенда.

Затем последовательно снимают с нажимного диска сцепления упорное кольцо 16 (см. рис. 5.3) оттяжных рычагов, петли 11 пружин упорного кольца, нажимные пружины 18, шайбы и подкладки нажимных пружин. С оси оттяжных рычагов 8 нажимного диска снимают стопорные шайбы, выпрессовывают оси и снимают рычаги в сборе с вилками 7 и оттяжными пружинами упорного кольца и нажимной диск 5.

Сняв стопорные шайбы с осей вилок 7 рычагов нажимного диска, выпрессовывают оси, снимают пружины, отсоединяют вилки от рычагов нажимного диска и вынимают игольчатые ролики из отверстий рычагов.

Снятые детали моют, обдувают сжатым воздухом и дефектуют.

Кожух сцепления бракуют при наличии трещин длиной более 20 мм, вмятин глубиной 1 мм и более, деформации привалочной плоскости кожуха к маховику (если щуп толщиной 0,3 мм проходит между проверяемой поверхностью и поверочной плитой), при износе направляющих поверхностей под нажимные пружины до толщины стенок менее 5,5 мм и сферических поверхностей под регулировочные гайки до толщины менее 3,1 мм. Изношенную резьбу М8х1-6Н восстанавливают.

Ведомый диск сцепления бракуют при износе отверстия под ступицу до диаметра более 96,2 мм, износе окон под пружины демпфера до диаметра более 30,9 мм, обломах, трещинах, обгорании или износе фрикционных накладок, когда утопание головок заклепок менее 1,7 мм, при неплоскостности фрикционных поверхностей более 0,25 мм, их биении более 0,5 мм, при ширине шлицевого отверстия ступицы более 6,1 мм. При ослаблении заклепок крепления фрикционных накладок заклепки обжимают или заменяют.

Рис. 7.2. Вилка выключения сцепления

Вилку выключения сцепления (рис. 7.2) бракуют при наличии обломов или трещин, неравномерном износе опорных сферических поверхностей лапок (если размер b менее 21,5 мм), износе боковых поверхностей лапок (если размер а более 85,24 мм), деформации ушек вилки под стяжной болт (если размер е менее 2,4 мм) и ремонтируют при износе шпоночного паза до размера с более 6,08 мм, повреждении или износе резьбы А.

Муфту выключения сцепления бракуют при наличии трещин или обломов, обломах усов под пружину, износе шейки под выжимной подшипник до диаметра менее 70,0 мм и износе отверстий под сухари муфты до диаметра более 10,058 мм.

Вал вилки выключения сцепления бракуют при наличии трещин или обломов, смятии или обломе шлицев, износе шлицев (когда размер по роликам диаметром 1,157 мм, вложенным в шлицевые впадины, менее 26,193 мм), износе шеек под втулку картера сцепления и вилку выключения сцепления до диаметра менее 24,74 мм, износе шпоночного паза по ширине до размера более 6,09 мм и изгибе (если радиальное биение наружной цилиндрической поверхности относительно оси детали превышает 0,3 мм).

Рычаг вала вилки выключения сцепления бракуют при наличии трещин, сколов, обломов и деформации ушек рычага, если расстояние между ними менее 5,0 мм. Сорванную резьбу восстанавливают.

Рис. 7.3. Рычаг отжимной среднего диска

Рычаг отжимной среднего диска сцепления (рис. 7.3) бракуют при наличии трещин или обломов, обломе поверхности выступа С, отклонении радиуса закругления поверхностей В от 10 мм, износе поверхностей лапок В (если размер а менее 48,5 мм). При износе отверстия до диаметра d более 16,35 мм его восстанавливают.

Втулку отжимного рычага бракуют при износах по наружному диаметру до размера менее 15,9 мм и отверстия до диаметра более 13,11 мм.

Картер сцепления бракуют при наличии трещин в зонах крепления к картеру маховика и картеру коробки передач, крепления опоры силового агрегата, при износах отверстий: под втулки вала вилки выключения сцепления — до диаметра более 31,09 мм (до измерений ослабление посадок втулок обнаруживается легкими ударами молотка); во втулках под вал вилки выключения сцепления — до диаметра более 25,12 мм; под крышку подшипника первичного вала — до диаметра более 200,073 мм.

При ослаблении посадок шпилек, устанавливаемом при опробовании рукой, и при повреждении резьбовых отверстий картер сцепления ремонтируют.

Нажимной диск сцепления бракуют при наличии трещин или сколов, задирах, рисках и биении рабочей поверхности более 0,07 мм, а также при износе: диска по толщине — до размера менее 24,2 мм; пазов под рычаги по ширине — до размера более 12,3 мм; выступов по ширине — до размера менее 59,50 мм; отверстия под ось рычага до диаметра более 10,85 мм.

Оттяжной рычаг нажимного диска сцепления бракуют при наличии трещин или сколов и при износе: рычага по толщине в зоне отверстия — до размера менее 11,8 мм; отверстий под игольчатые подшипники — до диаметра более 15,2 мм; рабочей поверхности лапки — до ширины менее 8,6 мм.

Средний ведущий диск сцепления (рис. 7.4) бракуют при наличии трещин, сколов или задиров, износе выступов до размера а менее 59,5 мм, износе диска по толщине до размера b менее 24,2 мм, неплоскостности по верхностей А и В боле 0,07 мм. Изношенную резьбу восстанавливают.

Игольчатые ролики бракуют при наличии следов коррозии и вмятинах на поверхности.

При сборке кожуха сцепления с нажимным диском в отверстия оттяжных рычагов 8 (см. рис. 5.3) с помощью технологических пальцев устанавливают игольчатые ролики, предварительно смазав их солидолом «С». В каждое отверстие устанавливают по 20 роликов. Затем соединяют рычаги с вилками 7, запрессовывают оси вилок, устанавливают оттяжные пружины 13 упорного кольца оттяжки рычагов и надевают стопорные шайбы на оси вилок рычагов.

Нажимной диск подвергают статической балансировке до величины дисбаланса не более 0,03 Н • см (30 гс • см) и устанавливают на стенд. В прорези кронштейнов нажимного диска вводят поочередно оттяжные рычаги 8 в сборе с вилками 7 и пружинами 13. В совмещенные отверстия рычагов и кронштейнов, выталкивая технологические пальцы, вставляют оси рычагов и надевают на них стопорные шайбы.

Сцепление модели «17.» для двигателей 740.13-260 диск нажимной сцепления

КАРТА ДЕФЕКТАЦИИ ДИСКА НАЖИМНОГО СЦЕПЛЕНИЯ

Диск нажимной сцепления

Неравномерный износ, задиры, прожиги на поверхности трения

Обработать до выведения следов дефектов

Общий износ, задиры и прожиги на поверхности В

снимают плоским шлифованием до выведения дефектов, при этом толщина диска не должна быть менее 53,0 мм. Наличие волосяных трещин на поверхности
В
не является браковочным признаком. При плоском шлифовании базируют деталь на магнитном столе в приспособлении относительно поверхности
Д
или на столе диска
Е
.

При балансировке диск устанавливают на оправку поверхностью Д

, затем балансируют с точностью до 30г х см, высверливая по периферии поверхности
Е
отверстия глубиной не более 10 мм с расстоянием между центрами не менее 19 мм.

РИС. 32. ДЕФЕКТЫ ДИСКА НАЖИМНОГО СЦЕПЛЕНИЯ

Технические характеристики:

  • Тип сцепления: фрикционное, сухое двухдисковое с периферийным расположением нажимных пружин
  • Передаваемый крутящий момент, Н*м (кгсм): 833 (85)
  • Число трущихся поверхностей: 4
  • Диаметр фрикционных накладок, мм: наружный: 350; внутренний: 200
  • Толщина ведомого диска с накладками, мм: 11
  • Толщина накладки, мм: 4 5
  • Количество нажимных пружин: 24
  • Усилие пружин при включенном сцеплении, Н (кгс): 13150. 15300 (1315. 1530)
  • Усилие пружин при выключенном сцеплении, Н (кгс): 14090. 16200 (1405. 1602)
  • Количество оттяжных рычагов нажимного диска: 4
  • Передаточное число оттяжных рычагов: 4,85
  • Тип гасителя крутильных колебаний: пружинно-фрикционный
  • Привод сцепления: гидравлический, с пневаматическим усилителем
  • Следящее устройство мембранного типа.

Диск ведущий сцепления средний

КАРТА ДЕФЕКТАЦИИ ДИСКА ВЕДУЩЕГО СЦЕПЛЕНИЯ СРЕДНЕГО

Диск ведущий сцепления

Износ поверхностей шипов, сопрягаемых с поверхностями пазов маховика

Неравномерный износ, задиры, прожиги на поверхности трения

Обработать до выведения дефектов

Скол, облом с ненагруженной стороны шипа

Срез, облом с нагруженной стороны шипа

РИС. 33. ДЕФЕКТЫ ДИСКА ВЕДУЩЕГО СЦЕПЛЕНИЯ СРЕДНЕГО

Изношенную поверхность шипа наплавляют в углекислом газе проволокой ПАНЧ-11, фрезеруют в размер 95 (рис.33).

Поверхности Б

и
В
шлифуют на плоскошлифовальном станке до выведения износа с обильной подачей СОЖ. При этом толщина диска не должна быть менее 28 мм, неплоскостность поверхностей
Б
и
В
допускается до 0,07 мм, а непараллельность этих поверхностей до 0,1 мм. Наличие волосяных трещин на поверхностях
Б
и
В
не является браковочным признаком
.
Восстановленную деталь подвергает статический балансировке в сборе с механизмом автоматической регулировки. Деталь устанавливают на оправку поверхностью Д

и балансируют с точностью не ниже 30 г х см, высверливая на поверхности
Д1
отверстия глубиной не более 10 мм с расстоянием между центрами не менее 19 мм.

Назначение муфты сцепления КАМАЗ

Муфта сцепления КАМАЗ (нажимная муфта, муфта выключения сцепления, муфта подшипника выключения сцепления) — узел сцепления грузовых автомобилей Камского автомобильного завода, оборудованных трансмиссией с ручным управлением; исполнительный механизм привода сцепления, обеспечивающий его выключение (путем отжима нажимного/ведущего диска от ведомого) в момент выключения и включения передач.

На большинстве моделей грузовиков КАМАЗ устанавливаются коробки переключения передач отечественного и зарубежного производства — “родные” КАМАЗовские агрегаты 14-х и 15-х модельных рядов и немецкие коробки ZF. Различные КП в зависимости от типа комплектуются фрикционным сцеплением отечественного производства или немецкой фирмы ZF Sachs. Все типы этих механизмов имеют одну деталь, обеспечивающую нормальный разрыв потока крутящего момента при выборе передач — муфты сцепления.

Муфта сцепления КАМАЗ решает несколько задач:

  • Выступает в роли несущего элемента для фиксации выжимного подшипника, предотвращает его перекосы и смещения;
  • Обеспечивает нормальную передачу усилия от деталей привода выключения сцепления на выжимной подшипник;
  • Защищает подшипник от ударных нагрузок, его износа и воздействия других негативных факторов.

Несмотря на то, что муфта имеет малые размеры и достаточно простое устройство, роль этого узда в функционировании всей трансмиссии невозможно переоценить — при ее поломке сцепление может работать неправильно или вовсе выйти из строя. Поэтому изношенную, деформированную или изношенную муфту следует заменить, а для верного выбора этой детали необходимо разобраться в применяемых типах муфт КАМАЗ, их конструктивных особенностях и характеристиках.

Характеристики сцепления Камаз-14, Камаз-142

Сцепление Камаз предназначено для обеспечения плавного трогания автомобиля с места и разъединения двигателя с трансмиссией при переключении передач.

В силовых агрегатах с двигателями Камаз применяются две модели : сцепление 14 или сцепление 142.

Сцепление Камаз 14 и его технические характеристики

Привод управления сцеплением — гидравлический с пневмогидравлическим усилителем, имеется следящее устройство.

Диск нажимной состоит из следующих основных деталей:

— диаметр диска Ø=350мм — толщина накладок S=4,5мм. — на ступице 10 шлицев, внутренний диаметр 34мм. — на сцепление устанавливаются два диска ступицами с длинным концом навстречу друг к другу.

Имеет термостойкую фрикционную накладку с большим сроком службы.

Для обеспечения вентиляции сцепления Камаз, лучшего отвода тепла и снижения веса в теле диска выполнены окна, разделенные между собой внутренними ребрами.

В шипах размещен рычажный механизм, который механически регулирует положение среднего диска при выключении сцепления с целью обеспечения чистоты выключения.

Каждый шип со стороны кожуха имеет прилив, в котором сделан паз и расточены два отверстия для установки оси рычага выключения сцепления.

В кожухе корзины сцепления (диск нажимной) имеются 12 углублений для установки пружин и отверстия для установки вилок рычагов.

В диске выполнены восемь окон для пружин демпфера. По периферии диска с обеих сторон приклепаны заклепками фрикционные накладки, изготовленные из асбестовой композиции.

Ступица имеет внутренние шлицы, которыми устанавливается на шлицах первичного вала коробки передач. В ступице также выполнены восемь окон для пружин демпфера. Демпфер служит для гашения крутильных колебаний, которые возникают в двигателе и трансмиссии.

Из-за неравномерности работы двигателя и упругости коленчатого вала Камаз происходит постоянное закручивание и раскручивание вала, т.е. возникают собственные крутильные колебания. В трансмиссии автомобиля Камаз имеются валы коробки передач, раздаточной коробки, карданной передачи, полуосей.

Технические характеристики и параметры сцепления Камаз 142

Привод управления сцеплением — гидравлический с пневмогидравлическим усилителем, имеется следящее устройство.

Диск сцепления нажимной (корзина) Камаз 142

Диск сцепления Камаз 142 ведущий средний

При резком включении сцепления Камаз-142, торможении автомобиля без выключения сцепления, при наезде колес на препятствие в валах трансмиссии возникают вынужденные колебания.

При неравномерной работе двигателя крутильные колебания от двигателя могут передаваться в трансмиссию. Это особенно опасно, когда частота собственных угловых колебаний трансмиссии совпадает с частотой крутильных колебаний. В этом случае наступает резонанс и нагрузка на детали трансмиссии резко увеличивается, что может привести к поломке их.

Вынужденные крутильные колебания в трансмиссии, в свою очередь, могут передаваться в двигатель, что резко увеличивает нагрузку на его детали.

Упругий элемент служит для изменения частоты колебаний валов и предотвращения явления резонанса, т.е. совпадения частот собственных угловых колебаний и крутильных колебаний, и состоит из восьми цилиндрических пружин.

Фрикционный элемент уменьшает амплитуды вынужденных колебаний, преобразуя энергию колебаний в тепло, и состоит из двух обойм, двух дисков, двух фрикционных колец.

К фланцу ступицы с обеих сторон приклепаны диски демпфера и обоймы. К ведомому диску сцепления Камаз-142 с обеих сторон приклепаны фрикционные кольца.

Фрикционные кольца и диски демпфера также имеют по восемь окон, окна для пружин совпадают с окнами в ведомом диске и фланце ступицы. В окнах устанавливаются восемь цилиндрических пружин.

При возникновении крутильных колебаний ступица ведомого диска проворачивается относительно самого диска; пружины демпфера, сжимаясь, изменяют частоту колебаний, обеспечивая несовпадение частот собственных колебаний трансмиссии и вынужденных крутильных колебаний, т. е. предотвращают явление резонанса.

При повороте ступицы диски демпфера скользят по фрикционным кольцам, и за счет трения энергия колебаний превращается в тепло.

Механизм выключения сцепления Камаз-142 состоит из четырех оттяжных рычагов, упорного кольца, муфты выключения сцепления с выжимным подшипником, вилки выключения сцепления с валом, двух оттяжных пружин.

Четыре оттяжных рычага устанавливаются на нажимном диске сцепления (корзине) и соединяются с кожухом с помощью вилок. Оттяжные рычаги соединяются с нажимным диском и вилками-пальцами. Пальцы установлены в диске и вилках на игольчатых подшипниках.

На оси рычага в вилке устанавливается пружина упорного кольца, которая одним усиком упирается в кожух, а другим через петлю постоянно прижимает упорное кольцо к оттяжным рычагам.

Упорное кольцо предохраняет оттяжные рычаги (лапки сцепления Камаз-142) от износа. Для выключения сцепления на крышку первичного вала коробки передач установлена муфта выключения сцепления с подшипником в сборе.

Муфта сцепления Камаз под действием пружин постоянно прижимается запрессованными в нее сухарями к лапкам вилки выключения сцепления. Для смазки муфты и подшипника установлены шланг подачи смазки и масленка на картере сцепления.

Размеры дисков сцепления ГАЗель

На легких коммерческих автомобилях Группы ГАЗ модельных рядов Некст, Бизнес и Соболь два размера: 240мм и 280мм. В большинстве случаев диск будет 240мм из комплектов:

  • 3000950069;
  • 3000950503;
  • 3000951401.

Наиболее часто путаница заключается в сцеплении ГАЗель NEXT с двигателем Cummins 2.8. На обычное КПП устанавливается диск 1878006095 (1878005456) диаметром 240мм, а на усиленную МКПП – 1878008502 (A21R22.1601130) из комплекта 3400700645, у которого размер уже будет 280мм.

Иногда даже специалисты точно не скажут, какой именно диск нужен на Газель Некст с моторами Камминз, поэтому зная размерность, точно не купите запчасть, которая не подойдет к вашему автомобилю.

Как правильно подобрать и заменить муфту сцепления КАМАЗ

В процессе эксплуатации автомобиля муфта сцепления подвергается значительным нагрузкам, вследствие чего она интенсивно изнашивается и может получать различные повреждения. Явными признаками износа муфты являются изменение хода педали сцепления и ухудшение работы сцепления, а при деформациях или разрушении муфты (или только ее подшипника) также наблюдается повышенный шум со стороны сцепления. Во всех этих случаях необходимо выполнить диагностику (визуально оценить состояние узла) и заменить неисправную деталь.

На замену следует выбирать только тот тип муфты, который подходит для установленного на автомобиле сцепления. Для грузовиков на гарантии рекомендуется брать оригинальные детали, для более старых автомобилей можно использовать менее дорогие аналоги — сегодня их на рынке достаточно много и выбрать есть из чего. При необходимости следует покупать и сопутствующие детали — сухари (если они предусмотрены конструкцией, но отсутствуют в комплекте), шланг для подачи смазки, комплекты упорных и запорных колец, и т.д.

Замена муфты сцепления должна выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту автомобиля. Работа с различными типами сцеплений имеет свои особенности, но в любом случае она требует демонтажа коробки передач и выполнения ряда вспомогательных операций. Наиболее просто меняется муфта сцеплений модели 142 и аналогичных — данная деталь снимается с вала КП, а на ее место устанавливается новая (при этом необходимо выполнить подключение шланга подачи смазки). В вытяжных сцеплениях задача замены муфты несколько осложняется, так как в этом случае старую деталь необходимо сначала отсоединить от диафрагменной пружины, а на ее место установить новую. Для демонтажа муфты необходимо снять запорное кольцо, подобравшись к нему с обратной стороны пружины. Установка новой муфты в сцеплении MFZ-430 осуществляется только после монтажа коробки передач, для этого деталь до щелчка подводится к диафрагме ломиком через специальный лючок в картере сцепления (“колоколе”). В сцеплении модели 19 муфта сначала монтируется на корзину, этот узел в сборе устанавливается на маховик, после чего подводится и крепится КП.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]