Дизельный двигатель ЯМЗ. ЯМЗ-236 на ЗИЛ — Грузовые автомобили — 2022

  • Главная
  • Медиа-центр
  • Статьи
  • ЗИЛ-4331 с двигателем ЯМЗ-236

Меню

  • Новости
  • Статьи
  • Видеоматериалы
  • Фотоматериалы
  • Публикация в СМИ
  • 3D-тур

27.09.2021

ЗИЛ-4331 относится к среднетоннажным грузовым автомобилям, грузоподъемность которых колеблется в диапазоне 6-8 тонн в зависимости от модификации. Выпускался на заводе им. Лихачева, начиная с 1987-го года. Способен выдерживать серьезные нагрузки и достигать немалого пробега, находясь при этом полностью в рабочем состоянии. По этой причине до сих пор пользуется широким спросом среди покупателей.

Производство дизеля 236

Ярославский моторный ) серийно изготавливает дизельные силовые агрегаты с 1958 года. Именно в этом году произошло перепрофилирование завода, который до этого выпускал большегрузные автомобили, еще раньше автобусы, троллейбусы, легковые автомобили. Первоначально новый завод продолжил выпуск дизельных моторов, которыми комплектовались ранее собиранные грузовые автомашины.

Параллельно с освоением серийного выпуска проводилась разработка новых двигателей и через некоторое время линейка выпускаемых моторов возросла. Завод стал выпускать силовые агрегаты различного назначения мощностью от 180 до 810 л. с. В самом начале шестидесятых годов началось производство наиболее известных двигателей ЯМЗ: ЯМЗ 236, 238, 240. Двигатели обладали большой унификацией, что ускоряло производственный процесс, и отличались мощностью за счет использования разного количества цилиндров (от 6 до 10). Это позволяло устанавливать новые дизели на самые многообразные виды транспортных средств, специальных машин и промышленного оборудования.

ЗИЛ-4331 в модельном ряду

Предшественником грузовика был всем известный ЗИЛ-130. К концу 50-х он уже устарел и требовал очевидной модификации. Пользователей не устраивало два основных параметра: слишком большой расход топлива и небольшая грузоподъемность. В связи с первым фактором на смену пришел ЗИЛ-4331 с дизельным двигателем.

Но поставленные задачи вызвали множество трудностей у производителя и разработчиков завода, что привело к неоправданно долгому процессу разработки и внедрения. По большей части это было связано с необходимостью создать совершенно новый двигатель под новую модель грузовика. Все это и привело к старту выпуска лишь в 1987-ом году.

В начале ЗИЛ-4331 выпускался с бензиновым двигателем ЗИЛ-508.10 и только с течением времени был оснащен мотором ЗИЛ-645, который представлял уже дизельный вариант. Далее в 2003-ем году было остановлено и производство грузовика, хотя еще накануне его хотели начать выпускать совместно с Renault, DAF, Foton и т. д.

Далее должен был появиться преемник у ЗИЛ-4331, им бы стала усовершенствованная модель ЗИЛ-432940. Она предполагала использование дизелей ММЗ Д-245 и ЯМЗ-236. Но окончание разработки было выполнено только к 2011-ому году, до конвейера он уже так и не добрался.

В соответствии с потребностями

На машины средней грузоподъёмности и повышенной проходимости целесообразно устанавливать более лёгкие и компактные ЯМЗ-236. В зависимости от варианта исполнения, их мощность колеблется в пределах 150 – 250 л. с., что вполне достаточно для обеспечения потребностей автомобилей, осуществляющих перевозки грузов на коротком транспортном плече. К достоинствам этих моторов следует отнести:

  • Экономическую эффективность, складывающуюся из приемлемого расхода топлива и низких затрат на ремонт и техническое обслуживание.
  • Удовлетворительное соотношение массы и габаритов, позволяющее устанавливать ЯМЗ-236 на различные модели ЗИЛ без серьёзных переделок, связанных увеличением нагрузки на переднюю ось.

Автомобилисты, имеющие опыт эксплуатации автомобилей с такими силовыми агрегатами, отмечают улучшение тяговых характеристик без ущерба для управляемости и проходимости.

Тем, кто намерен регулярно осуществлять масштабные перевозки товаров на значительные расстояния, перемещаясь по трассам с качественным дорожным покрытием, имеет смысл отдать предпочтение моторам семейства ЯМЗ-238. При таких условиях применение двигателей большей мощности и рабочего объёма будет вполне оправданным, поскольку средняя скорость движения возрастет, а расходы на эксплуатацию будут определяться в расчёте на 1 тонну перевозимого груза.

Ярославский мотор под капотом ЗИЛа

К. Закурдаев, В. Аляев

Сегодня можно уверенно утверждать, что сотрудничество московского АМО ЗИЛ и ярославского АО «Автодизель» (ЯМЗ) стало для этих двух предприятий весьма удачным. Особенно для ЗИЛа, среднетоннажные модели которого с дизелями ЯМЗ-236А под капотом оказались на российском рынке очень кстати: многие транспортные предприятия без промедления проявили к новинке далеко не праздный интерес. Это не удивительно, ведь ярославские двигатели очутились в моторных отсеках ЗИЛов во многом благодаря пожеланиям самих транспортников.

Дизелю ЯМЗ-236А не тесно в подкапотном пространстве ЗИЛа

Именно высокая репутация выпускаемых «Автодизелем» силовых агрегатов у подавляющего числа российских перевозчиков, да и у их коллег из стран СНГ, а также наличие большого количества запчастей к этим двигателям можно назвать основными причинами, подтолкнувшими москвичей к сотрудничеству с Ярославлем. Еще одна не менее весомая причина этого шага – нехватка у АМО ЗИЛ собственных дизелей семейства «645», выпускаемых в Ярцево, а теперь и на филиале завода в Новоуральске для его двух- и трехосных среднетоннажных моделей. «Автодизель» тоже заинтересован в поставках своих силовых агрегатов на ЗИЛ, обретая тем самым нового, крупнейшего в СНГ заказчика, что во многом компенсирует ему снижение заказов от КрАЗа, МАЗа, УралАЗа и других традиционных партнеров, вызванное уменьшением объемов их производства.

Интерес транспортных предприятий к машинам с ярославскими силовыми агрегатами не удивителен. Ни для кого не секрет, что двигатели, носящие марку ЯМЗ, зарекомендовали себя как надежные, неприхотливые, долговечные и по российским меркам качественные. Эти достоинства перевешивают в глазах потребителей и то, что первые модификации этих двигателей были запущены в серийное производство около 30 лет назад, и то, что они тяжелее и «прожорливее» многих своих более современных аналогов. Кроме того, если сравнивать устанавливаемый в настоящее время на двухосные модели завода ярославский дизель с двигателями ЗИЛ-645 и ЗИЛ-6454, то можно отметить, что он, по сравнению с последними, обладает значительно большим максимальным крутящим моментом, который, к тому же, достигается им в сравнении с ЗИЛ-645 при меньшем числе оборотов, что также имеет свои плюсы.

Бортовой ЗИЛ-534330 грузоподъемностью 8 тонн

ЯМЗ-236А вполне удачно вписался в подкапотное пространство автомобилей АМО ЗИЛ. Он представляет из себя V-образную «шестерку» рабочим объемом 11,15 л, развивающую максимальную мощность 195 л.с. (143 кВт) при частоте вращения коленчатого вала 2 100 об/мин и максимальный крутящий момент 716 Н•м (73 кГс•м) при 1 200 – 1 400 об/мин. Этого вполне достаточно, что бы максимальная скорость одиночных машин составляла 115, а автопоезда – 90 – 95 км/ч.

Благодаря использованию ЯМЗ-236А, завод получил возможность увеличить полную массу, а значит и полезную нагрузку своих автомобилей. Действительно, грузоподъемность бортовых грузовиков с ярославским мотором выросла с 6 до 8 тонн, а нагрузка на седельное устройство тягачей – с 6,2 до 8,1 тонны. Иными словами, устанавливая на свои грузовики моторы производства ЯМЗ, АМО ЗИЛ не просто продублировал ими двигатели собственной разработки, которых, как уже говорилось ранее, не хватает. Ему удалось вывести на рынок грузовики и седельные тягачи с новыми потребительскими свойствами, которые заняли на нем свою, обособленную нишу.

Конечно установка ЯМЗ-236А взамен родного, «шестьсотсорокпятого» дизеля и повышение грузоподъемности потребовали изменения конструкции и характеристик некоторых узлов и агрегатов автомобиля.

Пожарный автомобиль также может базироваться на шасси, оснащенном ярославским дизелем

По причине более низких оборотов ярославского дизеля, в агрегатируемой с ним 9-ступенчатой коробке передач Смоленского автоагрегатного завода (филиала АМО ЗИЛ), которая применяется также и с собственными моторами «шестьсотсорокпятого» семейства, введена повышающая передача (i=0,81), из-за чего прямая передача, будучи ранее последней ступенью, переместилась на предпоследнюю позицию.

Кроме этого, в модернизированной «коробке» применены усовершенствованные синхронизаторы, а передаточное отношение первой передачи сделано несколько меньшим. По желанию заказчика возможно агрегатирование с ЯМЗ-236А и коробок передач Тутаевского моторного завода (число ступеней 5 или 8). Однако следует учитывать, что хотя тутаевские КПП изначально проектировались под данный двигатель, что, несомненно, идет им в плюс, стоимость их значительно превышает стоимость смоленских коробок.

Седельный тягач для перевозки грузов на дальние расстояния ЗИЛ-541730

С целью увеличения грузоподъемности автомобилей с ярославскими двигателями ЗИЛом был разработан и освоен в производстве новый 10-тонный мост, отличающийся от применяемого до этого 8-тонного моста главным образом усиленной балкой, усовершенствованной главной передачей, более эффективными тормозными механизмами и возможностью комплектации их антиблокировочной системой. Усилена и балка переднего моста, допустимая нагрузка на который увеличена на 500 кг. Кроме того, все автомобили, оснащаемые ЯМЗ-236А, комплектуются более солидными шинами увеличенной размерности и грузоподъемности.

В настоящее время на АМО ЗИЛ уже запущены в производство несколько моделей автомобилей, оснащенных ярославским дизелем ЯМЗ-236А. Впрочем его установка на «зиловские» грузовики и седельные тягачи – лишь начало тесного сотрудничества московских автомобилестроителей и АО «Автодизель». В самой ближайшей перспективе намечена комплектация грузовиков более современным и мощным ЯМЗ-236НЕ. Этот двигатель в отличие от ЯМЗ-236А оснащен турбонаддувом и, что особенно важно, отвечает экологическим нормативам Еurо-1.

Описание

В связи с прекращением производства с 2012 года АИ-80, ОАО «Новомосковский авторемонтный завод» снижает цены на переоборудование автомобилей.Уже долгое время ОАО «НАРЗ» занимается капитальным ремонтом и переоборудованием двигателей семейства ЗИЛ, ГАЗ автобуса ПАЗ и по праву заслужил народное призвание не только на территории Тульской области, но далеко за ее пределами. Высоко квалифицированный персонал и надежное оборудование закрепили за заводом гарантию качества и короткий промежуток времени за который выполняется ремонт. На ремонт двигателей действует гарантия 1 год или 20000 км пробега. Переоборудование включает в себя: двигатель д — 245.12с, комплект на переоборудование двигателя, работа по замене бензинового двигателя на дизельный, обкатка автомобиля по территории, весь пакет документов для постановки на учет в ГАИ, т. к. ОАО «НАРЗ» является сертифирированным предприятием по переоборудованию а/м с установкой дизельных двигателей д — 245, ЯМЗ — 236.

Окончание выпуска в производстве

На сегодняшний день завод им. Лихачева уже ликвидирован, цеха и здания организации снесены. Остался только один цех № 6, который занимается сборкой правительственных лимузинов. Неудивительно, что и процесс выпуска ЗИЛ-4331 остановлен. Но этому есть и другие логичные объяснения.

Несмотря на многочисленные достоинства, ЗИЛ-4331 не пользовался большим спросом, так как появился на свет поздновато. Связано это было с резкими и необратимыми изменениями условий хозяйствования. А земля в центре столицы стала стоить и вовсе нереальных денег, поэтому неудивительно, что ее решили распродать.

Характеристики мотора ЯМЗ-236Б

Посмотрев на детальные характеристики ЯМЗ-236М2-1, становится понятно, почему обладатели ЗИЛ 131 желают его установить в автомобиль.

ЯМЗ-236 не выделяет вредных веществ и не наносит вреда окружающей среде. Производитель заявляет о нулевых экологических параметрах, что делает атмосферный мотор одним из наиболее слабых в диапазоне мощностей моторов ЯМЗ. Изготовитель заявляет, что этот параметр у моторов в модификации ЯМЗ-236А составляет 195 л.с., а минимальная у деформированного ЯМЗ-236Г — 150 л.с. Устройства используются в качестве мотора для автотранспортных средств, которые ездят как по асфальтированным дорогам, так и по бездорожью. Эти параметры, а также еще ряд значимых характеристик, позволили использовать шестицилиндровый ЯМЗ 236 в грузовиках.

Двигатель ЯМЗ-236

Дизель имел наиболее компактные размеры и наименьшую массу из новой линейки моторов. Эти и другие параметры, в том числе и номинальная мощность, позволили успешно применять, прежде всего, на грузовых автомобилях шестицилиндровый двигатель ЯМЗ. ЯМЗ-236 обладал следующими основными техническими характеристиками, которые обеспечивали мотору широкое применение:

  • тип – четырехтактный;
  • максимальная мощность – 230,0 л. с.;
  • число оборотов – 2100 об/мин;
  • рабочий объем – 11,5 л;
  • число цилиндров – 6 шт.; расположение цилиндров – V-образное;
  • угол – 90 градусов;
  • диаметр цилиндра (ход поршня) – 13 (14) см;
  • количество клапанов – 12 шт.;
  • величина сжатия – 16,5;
  • расход топлива – 157 г/(л. с.-ч);
  • габариты;
      длина – 1,84 м;
  • высота – 1,22 м;
  • ширина – 1,04 м;
  • масса – 1,21 т;
  • ресурс до капремонта – 450 тыс. ч.
  • Технические особенности ЗИЛ-4331

    Как уже упоминалось выше, несмотря на задумку ЗИЛ-4331 исключительно с дизельным типом мотора, грузовик выпускался еще и с бензиновым и даже карбюраторными типами двигателей. Собственная разработка завода ЗИЛ-645 появилась намного позже. Поэтому основные виды моторов в течение истории:

    • карбюраторный ЗИЛ-508.10;
    • идентичный ЗИЛ-508300;
    • дизельный ЗИЛ-645;

    ЯМЗ-236 (устанавливается исключительно самостоятельно, то есть народными умельцами).

    Основные габаритно-массовые показатели ЗИЛ-4331:

    • размеры: 6,37 х 2,422 х 2.81 метров;
    • колесная база на 4,5 м;
    • дорожный просвет в 330 мм;
    • расстояния между колесами: передними — 1,93 м, задними — 1,85 м;
    • масса грузовика составляет 4,82 тонны без снаряжения и 5,3 со снаряжением;
    • если необходима полная загрузка, то масса составит 11,7 тонн;
    • бак для топлива на 170 л;
    • емкость для охлаждающей жидкости на 27 л.

    Преимущества мотора 236

    Простота конструкции – основное достоинство двигателей ЯМЗ. ЯМЗ-236, кроме этого, обладает следующими преимуществами:

    • качественными тяговыми показателями;
    • простым и недорогим техническим обслуживанием;
    • надежностью;
    • ремонтопригодностью;
    • доступной стоимостью;
    • возможностью использования отечественных смазочных и расходных материалов;
    • наличием разнообразных модификаций;
    • увеличенным ресурсом.

    Указанные преимущества совместно с хорошими техническими характеристиками двигателя ЯМЗ 236 обеспечивают дизелю широкое применение. В настоящее время он устанавливается на следующей технике:

    • автомобили; МАЗ;
    • “Урал”;
  • экскаваторы ЕК, ЭО;
  • фронтальные погрузчики;
  • автогрейдеры ДЗ;
  • самоходные краны КС.
  • Как установить двигатель ЯМЗ-236 на ЗИЛ 131

    Владелец ЗИЛ-131 может самостоятельно заменить двигатель ЯМЗ-236. Чтобы правильно выполнить установку, необходимо внимательно следовать советам из инструкции:

    • Спереди транспортного средства устанавливается траверса от нового КрАЗа. В раме необходимо просверлить два отверстия, установить траверсу и закрепить конструкцию при помощи двух болтов. Во время установки необходимо следить за тем, правильно ли подобрана высота конструкции.
    • Рулевую колонку необходимо повернуть в сторону на 5 сантиметров и положить в бок, чтобы колонка не касалась впускного коллектора. Подушку двигателя необходимо устанавливать при помощи КрАЗовского крепления.
    • Сцепление ЗИЛ 131 должно быть на прямой тяге. Задняя траверса может быть взята из МАЗа. Во время установки важно следить за уровнем.
    • Первый кардан можно взять из МАЗа, а второй из ЗИЛа. Короткий кардан отрезается и приваривается к фланцу. Глушитель должен быть проведен с левой и с правой стороны ЗИЛа 131.
    • Кабину нужно поднять на 8 см. С помощью уровня можно измерить угол наклона кабины и подобрать высоту на свое усмотрение.
    • В качестве радиатора лучше использовать ЗИЛовский вариант. Чтобы радиатор не мешал во время езды, его необходимо повернуть в сторону.

    КПП ЯМЗ-236

    КПП для семейства дизельных двигателей ЯМЗ-236 – это пятиступенчатые, механические, трехходовые коробки передач с синхронизаторами на 2-3 и 4-5 передачах. Для движения вперед есть пять передачи и одна передача для движения задним ходом.

    Схема КПП ЯМЗ-236:

    1-муфта выключения сцепления; 2-первичный вал; 3 и 15-крышки подшипников; 4-картер сцепления; 5 и 10-синхронизаторы; 7-шарик фиксатора; 8 и 22-шестерни пятой передачи; 9 и 21-шестерни третьей передачи; 11 и 19-шестерни второй передачи; 12-шестерня первой передачи и заднего хода; 13-верхняя крышка; 14-вторичный вал; 16-фланец; 17-промежуточный вал с шестерней первой передачи; 18-картер коробки передач; 20-заборник масляного насоса с магнитом; 23-шестерня отбора мощности; 24-шестерня привода промежуточного вала; 25-масляный насос; 26-ось блока шестерен заднего хода; 27-блок шестерен заднего хода; 28-шестерня привода спидометра.

    Это достаточно надежная коробка, что подтверждается установкой её на технику с большой грузоподъемностью, работающей в тяжелых условиях. Узлы и детали КПП изготавливаются из высококачественных материалов. Хорошая ремонтопригодность коробки передач ЯМЗ-236 позволяет ремонтировать как отдельные её детали так и заменять целые узлы.

    Модификации

    Модификации коробок: ЯМЗ-236П, ЯМЗ-236ПО, ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236Л, ЯМЗ-236У, ЯМЗ-236УО. назначение у них у всех разное и в зависимости от этого на двигатель ставится та или иная КПП.

    ЯМЗ 236П считается базовой моделью. На крышке устройства находится заглушка, а на крышке выходного вала — фланец, обеспечивающий работу спидометра, и фланец карданного вала.

    ЯМЗ 236П3 изготавливается под диафрагменное сцепление. Отличается наличием муфты отключения сцепления и скобы, зацепляющей цилиндрическую пружинку муфты.

    ЯМЗ 236П4 отличается от П3 торцевыми шлицами на фланце карданного вала.

    ЯМЗ 236П5 это базовая модель КПП, на которой вместо заглушки на крышке установлен короткий рычаг. Карданный вал с обычным фланцем.

    ЯМЗ 236П7 это модель П5 под диафрагменное сцепление. От базовой модели отличается габаритами муфты, которая выключает механизм сцепления, и наличием зацепляющей скобы.

    ЯМЗ-236У отличается от 236П наличием рычага переключения передач, отсутствием на крышке выходного вала фланца для механизма привода спидометра.

    ЯМЗ-236У3 – это 236У под диафрагменное сцепление. Отличается размерами муфты выключения сцепления, наличием скобы для зацепления оттяжной цилиндрической пружины муфты.

    ЯМЗ-236У4 и 236У в герметичном исполнении, отличается литыми крышками люков стартера сцепления, на верхней крышке установлен сапун, на нижней – пробка.

    ЯМЗ-236У5 – 236У3 в герметичном исполнении под диафрагменное сцепление. Отличается литыми крышками люков стартера сцепления, на верхней крышке установлен сапун, на нижней – пробка.

    Технические характеристики коробки передач

    • Крутящий момент – 930 Нм.
    • Масса – 240-250 кг.
    • Переключение – Рычаг/фланец.
    • Крепление карданного вала – Гладкий фланец под 8 болтов М10*155мм.
    • Отбор мощности – Через картер от прямозубной шестерни промвала (до 29,5 кВт/40 л.с.) или от зубчатой муфты промвала (до 73,5 кВт/100 л.с.)(доп.опция).
    • Применение – автомобили КрАЗ, МАЗ, ЗИЛ, Урал, скрепер МоАЗ, автобусы МАЗ, ЛАЗ, ЛиАЗ, МАРЗ, Неман, Волжанин.

    Передаточные числа

    Передача Передаточное число
    1 5,26
    2 2,90
    3 1,52
    4 1,00
    5 0,66
    Задний ход 5,48

    Некоторые особенности КПП

    • Система смазки коробки передач смешанная. Часть узлов смазывается под давлением, а часть методом разбрызгивания.
    • Маслосборник оснащен сеткой с магнитом, что позволяет проводить очистку масла от металлической стружки и частиц.
    • Привод спидометра расположен в крышке вторичного вала.
    • Внутренний карте КПП сообщается с атмосферным воздухом через сапун.
    • В конструкцию коробки передач ЯМЗ-236 внедрена система защиты от одновременного включения двух передач.
    • Пружинный предохранитель не дает случайно включить заднюю передачу, так же он затрудняет включение и первой передачи.
    • Механизм КПП оборудован синхронизаторами инерционного типа для безударного включения передач со 2 по 5.
    • Для обеспечения равных угловых скоростей каретки и шестерней в коробке передач ЯМЗ-236 есть фрикционная пара, состоящая из конусного кольца синхронизатора, расположенного на зубчатом колесе.
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]