ЗИЛ-645: малоизвестный дизельный двигатель автозавода ЗИЛ

  • Главная
  • Медиа-центр
  • Статьи
  • Двигатель ЗИЛ 645

Меню

  • Новости
  • Статьи
  • Видеоматериалы
  • Фотоматериалы
  • Публикация в СМИ
  • 3D-тур

14.07.2020

Грузовик серии 4331 получил широкое распространение и с течением времени стал выпускаться в массовом режиме. Его главной особенностью стал двигатель ЗИЛ 645, преимуществами которого являются улучшенные показатели по надежности, длительности эксплуатационного периода и производительности в сравнении с предыдущими моделями идентичных версий авто. Такой мотор неприхотлив в обслуживании и не доставляет головной боли владельцу.

История создания

Двигатель зил 645 разработан специально для грузовика ЗИЛ серии 4331, который был выпущен на московском автомобилестроительном предприятии в семидесятых годах прошлого столетия. В те времена автомобильная промышленность СССР остро нуждалась в двигателях с высокой производительностью. Это и побудило разработчиков создать такой движок.

Двигатель изготовлен на базе мотора, которым оснащались модели КАМАЗА, поэтому он не является полностью новым. Агрегат производился в двух версиях, одна из них работала на бензине, другая на дизеле. Стоимость дизельного топлива упала, поэтому эксплуатировать грузовики с подобным движком стало выгоднее. Этим обусловлено число созданных производителем грузовиков с дизельными двигателями зил 645, которое превышает полтора миллиона экземпляров.

Изначально разработчики планировали создать многотопливный мотор. Поэтому двигатель обзавелся оригинальной системой образования смеси в виде объемно-пленочного варианта. Этот фактор позволил устанавливать топливную аппаратуру и реализовать бензиновую модель.

За счет присутствия в конструкции бортового ЗИЛ 4331 такого двигателя на трассе автомобиль с легкостью обходил даже КамАЗы. За это владельцы и полюбили движок. Но на тот момент присутствовали и существенные минусы, которые заключались в сложностях поиска и приобретения запчастей.

ЗИЛ-136: устарел, подойдя к конвейеру

В 1968 г., спустя десять лет после начала работ, «МосавтоЗИЛ» свернул все работы по дизелю ЗИЛ-136.

Работы по дизелю были начаты во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 апреля 1958 г. за № 442.

Дизель, конструкция которого была разработана в 1959 г. Московским автомобильным заводом им. Лихачёва с помощью НАМИ, первоначально предназначался для установки только на экспортные модификации грузовых автомобилей ЗИЛ. Для дизеля ЗИЛ-136 использовали вихрекамерный рабочий процесс, по которому имелся большой опыт. В 1960 г. НАМИ создал одноцилиндровую установку для отработки рабочего процесса ЗИЛ-136.

65,7% деталей дизеля ЗИЛ-136 были полностью унифицированы с двигателем ЗИЛ-130. Для увеличения степени взаимной унификации дизеля ЗИЛ-136 с карбюраторным двигателем ЗИЛ-130, в конструкцию последнего в 1959–1960 гг. внесли ряд изменений. При разработке автоматической линии по механической обработке блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130 были предусмотрены дополнительные позиции и станки для обработки спе­цифических дизельных элементов блока цилиндров ЗИЛ-136.

С 1959 по 1965 гг. завод изготовил 12 дизелей четырех партий, последовательно улучшая конструкцию, устраняя крупные дефекты по основным деталям двигателя и повышая надежность дизеля в целом. Эффективность изменений проверялась в стендовых и дорожных условиях. Для устранения прогорания прокладки головки блока был увеличен диаметр шпилек с 14 до 16 мм, что позволило увеличить момент затяжки. Для увеличения жесткости силового пояса блока ликвидировали окна в перегородках, связывающих опоры коренных подшипников с картером блока, и ввели дополнительное оребрение несущей части блока картера. Так как крышки коренных подшипников двигателя ЗИЛ-130 показали их недостаточную прочность, их конструкцию усилили, заменили материал болтов и увеличили глубину ввинчивания. У коленчатых валов дизелей 4-й серии увеличили размер гантелей шатунных шеек, так как усталостная прочность коленвалов ЗИЛ-130 оказалась недостаточной. Для предотвращения поломки межкольщевых перемычек поршней их увеличили, также усилили бобышки поршня. Кроме того, был изменен материал поршня. Увеличили с 32 до 34 мм диаметр поршневого пальца, также изменив его материал. Изменили материал выпускных клапанов. Коромысла из ковкого чугуна заменили стальными штампованными.

К концу 1965 г. образцы дизелей прошли лабораторные и дорожные испытания, в том числе 1200 ч испытания на надежность, 300 ч работы на режиме максимальной мощности и пробеги на автомобилях с наибольшей протяженностью до 48 тыс. км. По заключению комиссии, созданной в 1966 г. Министерством автомобильной промышленности, конструкция дизеля ЗИЛ-136 доведена до состояния, позволяющего начать его предварительное мелкосерийное производство в целях накопления соответствующего эксплуатационного опыта и окончательной отработки конструкции и технологии изготовления деталей дизеля ЗИЛ-136 перед развертыванием его поточного производства.

ЗИЛ-136 развивал мощность 122–125 л.с. при 2800 об/мин и был пригоден для одиночных автомобилей семейства ЗИЛ-130 с полной массой 10 т в различных дорожных условиях и на автопоезде с полной массой 16 т при эксплуатации на дорогах с усовершенствованным покрытием. В 1966 и 1967 гг. изготовили еще по пять опытных двигателей.

Необходимость в дизеле ЗИЛ-136 тем временем возросла из-за проблем с экспортом грузовых автомобилей ЗИЛ. Также возникла потребность в дизелизации грузовых автомобилей ЗИЛ, поставляемых внутри страны. Однако подготовка мелкосерийного производства дизеля не начиналась. Идеи в основном сводились к следующему.

  1. Идея создания дизеля на базе карбюраторного двигателя принципиально порочна и давно себя скомпрометировала.
  2. Дизель ЗИЛ-136 имеет устаревший тип рабочего процесса, имеется более экономичное смесеобразование с непосредственным впрыском топлива.
  3. Для автомобилей класса ЗИЛ за рубежом преимущественное распространение имеют рядные 6-цилиндровые дизели.
  4. Дизель ЗИЛ-136 имеет мощность всего 125 л.с. Этой мощности не хватает для автомобилей ЗИЛ-131, автопоездов ЗИЛ с полной массой 16 т при работе на дорогах без твердого покрытия и тем более такой мощности не хватит для перспективных грузовых автомобилей.
  5. Отечественное оборудование не может обеспечить механическую обработку деталей ЗИЛ-136 с точностью, которая обязательна для дизеля.
  6. Конструкция дизеля ЗИЛ-136 уже устарела и не может обеспечить этому дизелю конкурентоспособность на международном рынке.

При решении вопроса о постановке дизеля ЗИЛ-136 на производство, по мнению главного конструктора ЗИЛа А.М. Кригера, должен быть дополнительно рассмотрен вопрос о его перспективности на ближайшие десять лет (из которых один год необходим для завершения его испытаний и доводки, два года для постановки на серийное производство и не менее семи лет для серийного выпуска), как с точки зрения возможности последующего повышения мощностных данных (без потери ресурса), так и с точки зрения положенного в основу его конструкции вихрекамерного процесса (замененного непосредственным впрыском почти на всех современных дизелях грузовых автомобилей.

В 1967 г. в НАМИ разработан двигатель НАМИ-0116 – макетный вариант дизеля ЗИЛ-136 с увеличенными до 110 мм (вместо 100 мм) диаметром цилиндров, рабочим объемом 7,25 л, мощностью 140 л.с. Работы по двигателю были прекращены в 1968 г. в связи с прекращением работ по дизелю ЗИЛ-136.

Компания Scaldia-Volga S.A. предлагала грузовики типа ZIL-136 IDI с 6-цилиндровым двигателем Perkins Diesel M 6354. Дизель рабочим объемом 5,8 л развивал мощность 130 л.с. при 2800 об/мин. Компания также закупала и устанавливала на грузовики ЗИЛ-130 дизели Leyland 0.400 (Великобритания) и Valmet 411BS (Финляндия).

Основные характеристики

Изделие представляет собой V-образный четырехтактный рядный двигатель ЗИЛ 645 с восемью цилиндрами, рассчитанный на объем в 8,74 литра. На каждый цилиндр рассчитано по два клапана. Мотор соответствует показателю мощности в 185 лошадиных сил при максимальном крутящем моменте, что равносильно 510 ньютон-метров. В среднем он расходует до 24-х литров горючего при проезде 100 километров.

Другие параметры агрегата:

  • компрессия – 18,5;
  • диаметр цилиндра – 110 мм;
  • ход поршня – 115 мм;
  • масса – 650 кг;
  • степень сжатия 17.0;
  • тип охлаждения – жидкостная система.

Рекомендуемый смазочный материал — 10W-40 и 15W-40.

Конструктивные особенности мотора

Производство двигателя ЗИЛ 645 осуществлялось на основе высококачественного чугуна, поэтому мотор получился тяжелым, но при этом прочным и устойчивым по отношению к распространению коррозии. Предусмотрены мокрые цилиндры, которые производитель уплотнил сверху во избежание смещений вдоль оси. Нижняя часть устройства зажата обручами из резины. Пустоты, в которых движется жидкость, поделены сечениями, формирующими полости закрытого типа для повышения жесткости.

Распределительный вал сделан из стали, а его функционирование исполняется при помощи двух шестерен. Механизм фиксируется несколькими опорами, пастель в точках фиксации комплектуется металлическими втулками.

Двигатель ЗИЛ 645 обладает хорошими техническими характеристиками, что позволяет ему до сих пор сохранять свою конкурентоспособность. ДВС снабжен карбюратором и 2-мя камерами с падающим потоком. Внутри аппарата находится насосный элемент и экономайзер. Кроме того, предусмотрен механизм, включающий холостой ход.

Блок двигателя ЗИЛ 645 оснащен гильзами, которые уплотняются кольцами в нижней части блока. Головки изготовлены из высокопрочного алюминия (в составе присутствуют также иные металлы). Вытеснители тоже выполнены на основе алюминия и опоясаны кольцами: сверху располагаются два компрессионных металлических колечка с покрытием из хрома, а еще одно требуется для съема смазочного материала.

Двигатель зил 645 не перегревается за счет жидкости, которая беспрерывно движется в замкнутом контуре по кругу, через каналы внутри мотора. Для уменьшения воздействия сил трения, добавляют масло. Смазочная система функционирует по комбинированному методу – жидкость движется по патрубкам и разбрызгивается самотеком. Агрегат питается благодаря принудительной подаче горючего, которую организует помпа.

Благодаря V-образному месторасположению цилиндров двигатель приобрел высокую производительность и крутящий момент. Поршневая группа и цилиндры запускаются единым коленчатым валом.

В нижней части картер мотора прикрыт поддоном, изготовленным из листовой стали. Поддон обеспечивает защиту картера от проникновения загрязнений и применяется в качестве резервуара для смазочного материала. В процессе работы движка в картер попадают газы, что может привести к увеличению давления. По этой причине картер через трубку сообщается с атмосферой.

Для доступа к двигателю ЗИЛ 645 инженера использовали новаторское по тем временам решение. Все фронтальные детали, которые являются единым целым, применяют шарниры. Они дают возможность откинуть конструкцию вперед. Это удобно в плане ремонта и технического обслуживания, так как механики имеют полноценный доступ к агрегату и всем иным узлам, которые находятся в моторном отсеке.

Экстерьер

Внешнее оформление автомобиля по своей форме напоминает прямоугольник. Во фронтальной части имеется высоко размещенная оригинальная решетка радиатора. По бокам расположены резко отделенные от всего корпуса брызговики. Колеса посажены глубоко, а бампер, изготовленный из прочного металла, выступает вперед.

Конструкция этого элемента охватывала большую часть кабины, служа защитой от случайных повреждений. Само рабочее место обладает угловатой конфигурацией. Грузовик 645-ЗИЛ получил самосвальный отдел, позволяющий транспортировать различные сыпучие грузы. Также имелась возможность перевозки бетона, древесины, металлоконструкций.

Обслуживание двигателя

Клапаны необходимо регулировать по мере необходимости, но зазоры стоит проверять каждые 500 часов работы. Зазоры клапанов должны соответствовать следующим показателям: впускные по 0,25 мм, выпускные – 0,45 мм.

Смазочный материал требуется менять каждые 10-15 тысяч км пройденного пути. Масло загрязняется небольшими частицами, которые постепенно проникают внутрь системы.

Каждые 20 тысяч километров следует проходить плановое техническое обслуживание. ТО включает в себя проверку свечей зажигания, слив отстоя из масляного фильтра, замену последнего и топливного, а также воздушного фильтров, очистку от пыли и грязи приборов системы зажигания и иные работы.

Ежедневно рекомендуется очищать мотор от грязи, внимательно его осматривать, прослушивать функционирование на разных режимах, проверять уровень жидкости в радиаторе, уровень смазки перед пуском и выверять наличие протеканий смазочного материала.

Основные виды поломок и неисправностей

Согласно статистике при выполнении регулярного технического обслуживания в соответствии с рекомендациями от производителя, агрегат стабильно функционирует и ломается не часто. Но при этом, как и в случае с другими видами техники, у двигателя ЗИЛ 645 есть ряд стандартных неисправностей, с которыми приходится встречаться чаще всего.

  • Ремонт поршневой группы

    Поршни и цилиндры силового двигателя ЗИЛ 645 со временем изнашиваются и выходят из строя. При регулярном проведении ремонтных работ появляется возможность замены гильзы у одного из цилиндров движка при условии, что у остальных отсутствуют признаки существенного износа.

    Устраняя подобную проблему, необходимо учитывать следующие моменты:

  • гильзы, подлежащие замене, следует разделить по размерам;
  • новые поршни должны обладать такими же габаритами, как и износившиеся;

  • нижняя шатунная и подшипниковая крышки меняются подходящими комплектами.
  • Неполадки топливного насоса

    Данная проблема у дизельных двигателей ЗИЛ 645 встречается довольно часто. Некоторые механики пытались справиться с ней, изменяя подачу горючего, но полностью устранить ее все равно не удавалось. Решением становится периодическая замена системы клапанов и пружин для продления эксплуатационного срока всего узла.

  • Газораспределительный механизм

    Выходит из строя вследствие некачественного прилегания клапанов к гнездам и неполного их открытия. При недостаточном прилегании клапанов снижается компрессия, появляются хлопки во впускном трубопроводе и уменьшается производительность двигателя. Проблема обусловлена отложением нагара на гнездах, неисправности клапанных пружин или образованием раковин на рабочих поверхностях.

  • Повышенный шум сгорания горючего

    Проблема возникает из-за использования низкокачественного топлива, неправильной установки угла опережения впрыскивания, дефекта форсунок. В зимнее время года двигатель ЗИЛ 645 испытывает сложности с запуском, поскольку он прогревается посредством штатного подогревателя, не отличающимся надежностью.

  • Перегрев или переохлаждение

    При сильном увеличении температуры поршни испытывают повышенную нагрузку, что приводит к их быстрому изнашиванию, формированию нагара и иным неполадкам.

    При пониженных температурных показателях потребление горючего возрастает, смола проникает в вентиляционную систему, а на поршни ложится дополнительная нагрузка. Нестабильная работа охладительной системы обусловлена нехваткой жидкости для охлаждения, поломкой ремня вентилятора и неправильным функционированием термостата.

  • Преимущества и недостатки

    Двигатель ЗИЛ 645 обладает следующими достоинствами:

    • Стабильность работы на низких оборотах;
    • Отсутствие повышенных требований к топливу (нередко владельцы используют маркировку 92, а не 95);
    • Длительный срок службы – порядка 200 тыс. км в отсутствии необходимости в капитальном ремонте;
    • Простота конструкции и легкость ремонта и монтажа;
    • Возможность работать в жестких климатических условиях;
    • Высокая степень надежности.

    К минусам двигателя ЗИЛ 645 относят отсутствие специальных градусных сеток для настройки мотора по углу опережения двигателя и иногда сложности с поиском запасных частей для замены.

    Где Находится Номер Рамы Зил 130 ~ VESKO-TRANS.RU

    Номер рамы зил 130 фотоВас интересует: Номер рамы зил 130 фото. (Здесь собраны фото на эту тематику, но релевантность не гарантируется.) Если Вы обнаружили, что какое-то фото нарушает авторские права или имеет не допустимый характер, пожалуйста сообщите нам ().Warelius: номер шасси рам зил-130 источникРама зил 131 — Запчасти. Рубцовск источникНомера двигателя и шасси на ЗиЛ-157 — Форум источникфорум Дальнобойщики Автоперевозки u2022 Просмотр темы — ЗИЛ, где номер. источникВыбор ЗиЛа 43. | Форум ЗиЛ 131/ источникТабличка на кабину. | Форум ЗиЛ 131/ источникБез флуда] Выручайте! Фото номеров рамы источникфорум Дальнобойщики Автоперевозки u2022 Просмотр темы — ЗИЛ, где номер. источникНомера двигателя и шасси на ЗиЛ-157 — Форум источникРама автомобилей ЗИЛ-133Г40 и ЗИЛ-133Д42 | Автозапчасти для ЗИЛ. источник

    Зил 1995г

    Группа ВК .

    Обзор ЗИЛ — 130

    авто грузовик 4 года отроду номер

    задний заржавел напрочь ((находился за задними колесами) передний частичн…Форум владельцев и любителей ЗИЛ 157 u2022 Просмотр темы — номер на. источникSsangYong Rexton: Долой предрассудки источникРама, буксирный прибор | Автозапчасти для ЗИЛ 131 | Автокаталог. источникРамы ЗИЛ 130, Донецк источникРамы автомобилей ЗИЛ-431410, ЗИЛ-431510, ЗИЛ-495810 и ЗИЛ-431917. источникРама | Автозапчасти для ЗИЛ 433360 | Автокаталог запчасти ЗИЛ источникРама ЗИЛ 431410 (130) (Чертеж № 27: список деталей, стоимость. источникСтавим манипулятор на Dyna, вопросы по усилению рамы. источникномер рамы зил 130 фото | Фотографии автомобилей источникРама автомобиля ЗИЛ-5301 ЗИЛ-5301 (2006) (Чертеж № 95: список. источникРама | Автозапчасти для ЗИЛ 433100 | Автокаталог запчасти ЗИЛ источникРама, буксирный прибор ЗИЛ 131u2014 источникРама ЗИЛ-433110 (Чертеж № 73: список деталей, стоимость запчастей. источникЗиЛ 130(554) колхозник-разборка. :: JARMAROK — безкоштовні. источникЗиЛ 130(554) колхозник-разборка. :: JARMAROK — безкоштовні. источникРама ЗИЛ 433360u2014 источникРамы ЗИЛ 130, Донецк источникЗолотые руки! u2014 Dirty models источникРама седельных тягачей ЗИЛ-131НВ и ЗИЛ-137Т | Автозапчасти для ЗИЛ. источник

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]