ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ И АВТОБУСЫ В РФ: КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЕГМЕНТА


ПАРК ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РФ

Общее количество грузовых автомобилей на 1 января 2022 г.
составляет
3,78 млн. шт.
Средний возраст автопарка составляет
21,2 года
, при этом на долю автомобилей старше
15 лет
приходится
64,7%
от общего числа. Общая доля иностранных представителей составляет около
33%
, а на владение юридическими лицами приходится
52,1%
. По типу используемого двигателя на долю дизельных приходится
69,5%
от общего количество грузовых автомобилей, при этом соответствующим экологическому стандарту
Евро4 и выше

19,8%
.

Лидерами по объему в разрезе регионального деления грузовых автопарков являются Москва, на который приходится 160,3 тыс. шт.

, МО —
155,8 тыс. шт.
и Краснодарский край с
144,2 тыс шт.
Также, помимо вышеперечисленных, еще в 5-и субъектах РФ зарегистрировано более
100 тыс. шт.
грузовых автомобилей: Ростовская область, Иркутская область, Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ и Новосибирская область.

Исходя из разреза грузового автомобильного парка РФ по маркам с общей долей в 57%

лидерами являются представители отечественного автопрома:
КАМАЗ
с
927,3 тыс. шт.
,
ГАЗ
с
729,8 тыс. шт.
и
ЗиЛ

495,6 тыс. шт.
Среди представителей иностранных марок больше всего на территории РФ находится автомобилей
VOLVO
с
105,3 тыс. шт.
,
MAN
с
98,6 тыс. шт.
и
Scania
с
88,4 тыс шт.
Детальная информация представлена на рисунке 1. «Парк грузовиков в России: ключевые цифры»


Рис. 1: Парк грузовиков в России: ключевые цифры

Источник: Аналитическое агенство «Автостат».

ПАРК АВТОБУСОВ РФ

На общее количество автобусов на 1 января 2022 г.

составляет
409,9 тыс. шт.
Средний возраст техники составляет
16,5 лет
, а на долю в возрасте
старше 15 лет
приходится
45,8%
от общего числа парка. На долю иностранных представителей приходится
25,5%
, при этом юридические лица владеют
70,6%
общего количества автобусов. В разрезе используемого типа двигателя на дизельные приходится половина парка —
49,3%
, исходя из экологических стандартов, доля автобусов соответствующих стандарту
Евро-4 (и выше)
составляет
22,6%
.

Исходя из деления по субъектам РФ лидерами являются Москва с 20,5 тыс. шт.

, Краснодарский край с
17,4 тыс. шт.
и МО с
15,9 тыс. шт.
Еще в 7-и субъектах РФ зарегистрировано более
10 тыс.
автобусов: Санкт-Петербург, Татарстан, Ростовская область, Иркутская область, Красноярский край, Новосибирская область и Свердловская область.

Среди представленных марок первую тройку по количеству зарегистрированных автобусов с общей долей более 66%

от всего парка составляют российские представители:
ПАЗ

185,7 тыс. шт.
,
КАвЗ

48,9 тыс. шт.
и
ЛИАЗ
с
37 тыс. шт.
Лидерами по объему среди иностранных марок являются:
Hyundai

16,4 тыс. шт.
,
MB

8,9 тыс. шт.
и
Ikarus
с
8,6 тыс шт.
Детальная информация представлена на рисунке 1. «Парк автобусов в России: ключевые цифры»


Рис. 1: Парк автобусов в России: ключевые цифры

Источник: Аналитическое агенство «Автостат».

[править] Виды

[править] Грузовой транспорт

Основная статья

:
Грузовой автомобильный транспорт России
Основные виды перевозимых грузов автомобильным транспортом России (всего перевезено 5544 млн т в 2018): строительные материалы, лесные грузы, продукция агропромышленного комплекса, нефтепродукты, руды чёрных и цветных металлов, уголь. Крупнейшие отправители грузов (млн. т, 2018): Тюменская (202, в том числе Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 128), Московская (150), Брянская (55), Свердловская (46), Самарская (40), Белгородская (40), Томская (39) области, Красноярский (71), Краснодарский (67) края, Татарстан (68), Ростовская область (49) и Башкортостан (40).[1]

[править] Пассажирский транспорт

Основная статья

:
Пассажирский автомобильный транспорт России
На долю внутригородского сообщения приходится 82 % общего числа пассажиров, перевезённых автомобильным транспортом (2017), пригородного сообщения — 16 %, междугороднего (включая международное) сообщения — 2 %. Наиболее крупные отправители пассажиров (млн. пассажиров, 2018): Москва (1289), Московская область (625), Санкт-Петербург (588), Нижегородская область (401), Башкортостан (388), Тюменская область (306), Татарстан (300), Краснодарский край (293), Ростовская область (285), Пермский (238) и Красноярский (220) края, Вологодская (259), Свердловская (249), Кемеровская (232), Воронежская (224), Саратовская (221) и Новосибирская (208) области.[2]

МОТОРНЫЕ МАСЛА TEXACO DELO ДЛЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И АВТОБУСОВ

Моторные масла TEXACO DELO обладают высокоэффективными свойствами и обеспечивают надежную защиту двигателя даже в экстремальных условиях эксплуатации. Вы всегда можете положиться на высокоэффективные моторные масла TEXACO DELO и другие смазочные материалы бренда Texaco, которые помогут вам получить снижение расходов на обслуживание и максимальную производительность.

При производстве продукции TEXACO DELO используются самые современные технологии, которые в сочетании с накопленными экспертными знаниями позволяют получить смазочные материалы, обеспечивающие эффективную защиту вашей техники и продление срока ее службы, тем самым помогая вашему бизнесу стать еще более успешным даже в условиях жесткой конкуренции.

МОТОРНЫЕ МАСЛА TEXACO DELO

  • Гарантия усиленной защиты двигателя, работающего в суровых российских условиях
  • Работа двигателя при продленном интервале замены
  • Обеспечение экономии топлива
  • Продленный ресурс и максимальная эффективность двигателя

[править] Соцопросы

В феврале 2014 года ВЦИОМ провёл опрос в России, задав вопрос «Есть ли в Вашей семье автомобиль или нет». Ответы:[4]

  • Да, есть один автомобиль — 43 %
  • Да, есть больше одного автомобиля — 4 %
  • Нет — 53 %

Ответы на вопрос «Какой автомобиль имеется в Вашей семье» (% от тех, у кого в семье есть автомобиль):[5]

  • Новый автомобиль отечественной марки (не старше 3 лет) — 11 %
  • Подержанный автомобиль отечественной марки (старше 3 лет) — 40 %
  • Новая «иномарка» (не старше 3 лет) — 17 %
  • Подержанная «иномарка» (старше 3 лет) — 35 %
  • Затрудняюсь ответить — 2 %

Оператор «Платона»: 67% большегрузов в России принадлежат физическим лицам

Оператор «Платона», «РТ-Инвест Транспортные Системы», опубликовал очередной отчет о регистрации в системе. В этот раз вместо традиционных данных о том, сколько перевозчиков и транспортных средств за месяц присоединилось к «Платону», компания раскрыла информацию о структуре российского рынка автомобильных грузоперевозок.

В своем отчете оператор «Платона» подчеркивает, что именно благодаря системе «государство получило фактические данные о количестве перевозчиков и структуре владельцев большегрузов».

Так, на данный момент из всех зарегистрированных в системе транспортных средств 67% принадлежат физическим лицам, 22% — юридическим и 11% — индивидуальным предпринимателям.

При этом оценить, насколько эти данные соответствуют подлинной структуре российского рынка, можно только приблизительно, поскольку информация о том, сколько грузовых автомобилей действительно используется для перевозок, какая часть из тех, что должны быть в «Платоне», уже присоединилась к системе, а какая все еще находится вне учета, отсутствует.

Всего в России, по данным ГИБДД, числится около 6,5 млн. мало- и крупнотоннажных грузовых автомобилей. В системе «Платон», под действие которой подпадают только грузовики свыше 12 тонн, сейчас зарегистрировано 1,17 млн. транспортных средств, хотя таковых автомобилей в стране, по разрозненных оценкам, используется около 2 млн.

На отечественном рынке, кроме того, довольно распространенной является практика регистрации грузовых автомобилей на физических лиц, в то время как с ними работают именно транспортные , как минимум, позволяет уйти от тех повышенных требований, которые предъявляются к транспорту юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В частности, грузовые автомобили юридических лиц и ИП должны быть в обязательном порядке оборудованы тахографами и проходить предрейсовый технический осмотр, а их водители — соблюдать режим труда и отдыха и перед выездом «проверяться» у врача. Обязанности для физических собственников пока ограничиваются необходимостью «обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства» и «осуществлять техническое обслуживание транспортных средств».

Напомним: с 1-го ноября 2019-го года установка тахографа станет обязательной и для грузовых автомобилей массой от 3,5 тонн, принадлежащих физическим лицам. Плюс, одна из последних законодательных инициатив Министерства транспорта — распространить режим труда и отдыха на всех без исключения водителей грузовиков. Законопроект, правда, еще даже не попал в Государственную Думу, однако считается, что его положения тоже должны заработать к 1-му ноября этого года.

Помимо этого, использование привлеченных водителей вместе с их транспортом, стоит признать, дает «избавиться» от части налогов.

Вместе с тем отметим, что сведения «Платона» все-таки сходятся с теми приблизительными оценками рынка, которыми прежде делились эксперты отрасли. Так, мелким перевозчикам давали долю в 80%. Если в данных «Платона» приплюсовать физических лиц к индивидуальным предпринимателям, то где-то такое же число (78%) и выйдет.

[править] Показатели

[править] Грузоперевозки

В 2022 году перевозки грузов и грузооборот автомобильного транспорта по итогам 2022 года составили 5 447 млн т и 253,1 млрд т-км (соответственно 100,3 и 102,2 % к уровню 2016 года), коммерческие перевозки грузов и коммерческий грузооборот — 1 604,8 млн т и 133 млрд т-км (соответственно 101,8 и 105,9 %).[6]

[править] Пассажирские перевозки

В 2022 году автомобильным транспортом общего пользования перевезено 10,9 миллиарда пассажиров (99,2 % к уровню 2016 года), пассажирооборот составил 116 млрд пасс.-км (99,3 %).[7]

Протяжённость автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием федерального, регионального или межмуниципального значения в России с движением общественного пассажирского транспорта (тыс. км):

  • 1 января 2015 года: 429,7658[8]
  • 1 январь 2022 года: 426,6053[9]

Росстат о количестве грузовых авто

К 1991 году, когда одна страна исчезла, а на ее месте поднялось молодое Российское государство, насчитывалось 2 779 тыс. грузовиков. Целых 60 тыс. из них были во владении граждан.

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

Рис. 1. Наличие грузовых автомобилей, тыс. шт. на конец года

К 2010-му парк автомобилей для грузоперевозок России разросся до 5,5 млн единиц, по сравнению с уровнем 1991 года он вырос практически вдвое. Зато количество единиц транспорта в личной собственности изменилось с единичных экземпляров до почти трех миллионов.

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

К началу 2018-го автопарк грузового транспорта разросся еще на 18,5% и превысил уровень 1991 года в 2,3 раза. Наши сограждане владели к этому времени 3,9 млн грузовиков.

[править] Ссылки

Основная статья

:
Ссылки по теме «Автомобильный транспорт России»

[править] МВД России

  • Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год

[править] РЖД-Партнёр

  • Авто — Обзоры
  • Авто — Новости
  • Логистика — Статистика

[править] Эксперт

  • Как соблюдаем ПДД
  • Организация автомобильного движения по трассе «Россия» пока не имеет альтернатив
  • Почему так дорого?

[править] ЖЖ

  • Численность смертей на 1000 машин в РФ
  • Почему Россия не Италия
  • Влияние нулевого промилле на аварийность
  • Рейтинг «Грузовик»
  • Регистрация новых машин в Европе 2001—2013
  • Автомобильный парк СССР. 1 января 2015

[править] Рунет

  • Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения[10]
  • Дорожное хозяйство. Автомобильный транспорт
  • Сравнительный анализ автомобильных рынков России и Украины. Май 2012
  • Где опаснее всего ездить: рейтинг российских регионов
  • Затор и покраснение
  • Число погибших на 10 тыс. транспортных средств (человек)
  • Авторынок России: когда сократится отставание от США?[3]
  • Автомобильные пробки в городах России
  • Иностранцам изменяют чаще
  • Грузовик меняет форму. Новый коммерческий автомобиль — не роскошь, а средство повышения прибыли. 29 октября 2013
  • Популярные модели притормаживают рынок
  • Автомобильные пробки в городах России

[править] Прочее

  • ТРАНСПОРТ І ЗВ’ЯЗОК УКРАЇНИ 2012
  • Доклад Всемирного банка об экономике России № 28. Октябрь 2012
  • Автомобильный рынок России и СНГ. Обзор отрасли. Февраль 2012 года
  • Автомобильный рынок России и СНГ Обзор отрасли. Март 2013 года
  • Экономика России и автомобильный рынок

Структура грузового автомобильного парка России

Оценить состояние парка грузовиков в РФ мы имеем возможность по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ». Их на начало 2022 года насчитывалось 3,8 млн штук. При этом в расчет берется среднетоннажная (CV) и крупнотоннажная (HCV) техника. Почти 86% парка – грузовики HCV.

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

Рис. 3. КаМАЗы – самые популярные грузовики России

На протяжении последних пяти лет количество машин до нынешнего года оставалось неизменно на уровне 3,7 млн единиц и лишь на 1 января 2022 выросло до 3,8 млн. Зато доля иномарок в структуре грузового автомобильного транспорта выросла по сравнению с 2010 годом существенно, с 10 до 31%.

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

Таблица 1. Изменение парка грузовиков по маркам по состоянию на начало года

p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

Грузовые автомобили201020152016201720182019
Всего, млн штук3,43,733,73,73,73,8
В %
Отечественных марок:
КаМАЗ21,922,222,623,123,917,1
ГАЗ24,821,421,220,920,411,7
ЗИЛ19,315,715,515,014,55,6
МАЗ7,67,87,97,87,85,5
Урал5,44,74,74,74,82,9
Иномарок:
Volvo1,62,22,32,32,52,5
MAN1,32,12,22,22,32,4
Scania1,11,81,81,92,02,1

p, blockquote 12,0,0,0,0 –>

К самым популярным маркам грузовиков неизменно относятся машины отечественного автопрома: КаМАЗ, ГАЗ и ЗИЛ, правда, доля их постоянно снижается.

p, blockquote 13,1,0,0,0 –>

Рис. 4. Изменение доли самых популярных отечественных марок грузовиков, в %

201311110808-201311110808-2_no_copyright_

Как прогнозируют в «Автостате», уже через 2–3 года наша страна сможет опередить Германию по общему количеству машин даже при меньших объемах продаж новых авто. По оценкам Frost & Sullivan, в 2015–2020 годы российский авторынок не превысит отметки в 3 млн легковых машин в год, тогда как в Германии будет ежегодно продаваться примерно по 3,3 млн автомобилей. Однако в отличие от Германии, чей автопарк практически не растет, а только обновляется, в нашей стране число легковых машин увеличивается во многом благодаря медленному выбытию автохлама, что и позволит российскому автопарку стать крупнейшим в Европе.

«Население России почти вдвое больше, чем в Германии, поэтому и общий автопарк может быть больше. А вот по количеству автомобилей на душу населения мы вряд ли сможем скоро обогнать немцев. В Германии одна машина приходится примерно на двух жителей, а у нас — на четырех. Впрочем, Германия и не является европейским лидером по данному показателю», — отмечает Дмитрий Лукашов.

Прогноз формирования парка легковых автомобилей в России до 2022 г., тыс. шт.

Как считает директор департамента продаж Петр Костиков, доли ушедших из России Chevrolet и Opel со временем перераспределятся, скорее, на Hyundai, Volkswagen и Kia, тогда как более дорогие Toyota и Nissan будут пользоваться меньшим спросом.

Впрочем, Toyota и Nissan очень популярны на рынке подержанных автомобилей, поэтому парки этих марок в России будут оставаться крупнейшими, добавляет консультант департамента исследований автомобильного рынка Frost & Sullivan Анна Озделен. По ее мнению, наиболее динамичный рост автопарков можно ожидать от автопроизводителей, таких как Hyundai, Renault, Volkswagen и др., которые имеют локальное производство в России, что позволяет им предлагать разнообразный модельный ряд при грамотном ценовом позиционировании.

Возрастная структура парка легковых автомобилей в Европе

Стоит отметить, что российский парк автомобилей иностранных брендов достаточно молод, что связано, прежде всего, с растущим спросом на них, который возник в начале 2000-х годов. Если на иномарки, выпущенные до 2005 года, приходится 32%, то доля машин в возрасте от 5 до 10 лет — 29%. А больше всего автомобилей моложе 5 лет — почти 39%, что во многом обусловлено выходом на рынок бюджетных иномарок в последние годы.

По мнению Петра Костикова, для омоложения всего российского автопарка необходимо понизить ставки по автокредитам, выделять больше субсидий для автопроизводителей, снизить стоимость бензина, страховок и, конечно же, улучшить качество дорог. «В целом, даже несмотря на кризис, россияне будут покупать машины, но искать более экономически доступные варианты», — резюмирует он.

Рынок новых грузовиков

Продажи новых грузовиков в течение всего 2022 года, несмотря на все известные трудности, развивались относительно стабильно. По данным «Автостат Инфо», в течение первого квартала продажи были на уровне 5 857 единиц в январе, 5 513 шасси в феврале и 5 295 авто в марте. В период «локдауна» рынок грузовиков сильно и не сократился: после спада продаж в апреле (4 599 единиц) объём реализации вырос до 5 041 авто в мае и до 6 273 штук в июне.

В третьем квартале показатели реализации остались на относительно высоких значениях: 6 273 машины в июле, 5 844 шасси — в августе и 6 900 штук — в сентябре.

Под конец года продажи новых грузовиков выросли ещё больше. Так, в октябре было продано 7 202 единицы техники, в ноябре был зафиксирован небольшой спад — до 6 690 машин, а в декабре продажи увеличились до 9 139 авто.

Всего за 2022 год в России было продано 72 683 новых грузовиков, сообщают аналитики «Автостат Инфо». Это на 7,8% меньше, чем было реализовано за 2022 год — 78 807 единиц.

За прошедший год в стране грузовики-иномарки «просели» на 15,5% с 34 957 до 29 556 шасси и на 1,6% с 43 850 до 43 127 единиц упали продажи отечественных машин. Доли между этими сегментами в общем объёме продаж распределились как 40,7% и 59,3% соответственно.

Результаты декабря доказывают, что сегмент иномарок — наиболее пострадавший. Так как продажи таких грузовиков сократились на 17% к декабрю 2022 года, то есть с 4 702 до 3 901 авто, а их доля уменьшилась до 42,7%. Для сравнения, в тот же период было продано 5 238 новых российских грузовиков, на 1,7% меньше, чем в декабре 2019 года (5 326 шасси), что соответствует доле в 57,3%.

Лидер рынка грузовых авто — «КАМАЗ». Российский автогигант реализовал за год 28 207 единиц техники, что почти соответствует результату за 2022 год (27 887 машин).

Второе место с большим отрывом от лидера продаж занимает «ГАЗ» — 7 995 проданных машин, что на 18% меньше, чем за 2022 год (9 727 единиц).

Третье место в общем рейтинге грузового рынка и первое место среди иномарок занимает Scania — 4 831 реализованный грузовик, на 12% меньше, чем в 2022 году (5 472 шасси).

Volvo стал четвёртым в годовом рейтинге с результатом 3 722 авто, что указывает на 33% снижение продаж в сравнении с объёмом реализации в 2022 году (5 565 единиц). Замыкает топ-5 MAN с показателем реализации в 3 605 грузовиков, что на 20% меньше, чем было продано за весь 2022 год (4 497 единиц).

Топ-5 самых продаваемых моделей рынка грузовых машин в 2022 году составили, по версии «Автостат Инфо», «КАМАЗ-43118» — 6472 проданных шасси (-5%), «ГАЗон NEXT» — 6384 единицы (-3%), «КАМАЗ-5490» — 5532 авто (+7%), «КАМАЗ-65115» — 5490 машин (-7%) и «КАМАЗ-6520» — 3556 единиц (+21%).

Рынок Центрального ФО остается самым ёмким рынком сбыта новых грузовиков в стране. За год тут было продано 22 863 шасси, на 11% меньше, чем за 2022 год (25 794 единицы). В то же время в Приволжском регионе объём рынка новых грузовиков сократился на 7% с 16 428 до 15 261 авто. На Урале за год было продано 9 511 грузовиков. Это на 2% меньше, чем годом ранее (9719 единиц), а на рынке Сибирского ФО — 8 547 машин, столько же, сколько за 2022 год (8 522 авто).

Потребители на рынке Северо-Западного округа купили за год 6 602 грузовика, на 18% меньше, чем в 2022 году (8002 шасси), а покупатели на рынке Южного региона — 4 322 авто, на 8% меньше, чем за предыдущий год (4 705 единиц). На Северном Кавказе грузовой рынок сократился на 11% с 1 688 до 1 498 единиц техники, а на Дальнем Востоке — вырос на 3% с 3 949 до 4 079 штук.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]