Башенный кран – это механизм, предназначенный для подъема и переноса груза на большие расстояния и высоту.
Его работа основана на использовании поворотного механизма и стрелы, а также расположенной вверху башни. При использовании башенного крана на строительной площадке, основной задачей, которую он выполняет, становится обслуживание складов и возводимых сооружений.
При этом кран совершает изменение высоты стрелы, ее вылета, совершает поворот на нужный угол и перемещается на необходимое расстояние. Следует отметить, что механизмы подъема, поворота, передвижения оснащены ограничителями – системой безопасности, которыми можно управлять из кабины.
Башенный кран — виды и характеристики
По назначению выделают | |||
общего назначения | высотные | специальные | погрузочные |
По возможности перемещения: | |||
Стационарные (универсальные и приставные) | Передвижные (прицепные и самоходные) | Самоподъемные (монтируются и используются на здании) | |
По типу ходового устройства | |||
автомобильные и пневмоколесные | Рельсовые и гусеничные | шагающие | шасси автомобильного типа |
При определении типа необходимого башенного крана руководствуются тремя основными расчетами: грузоподъемностью, высотой подъема крюка, а также вылетом стрелы. Так как более востребованной является серия кранов кб – кранов башенных с поворотной кабиной, то рассмотрим их основные виды подробнее. Характеристики других вариантов, к примеру, с неповоротной башней или используемых для погрузки…
КБ-100
Башенный кран КБ-100
широкого применения — он может использоваться для строительство зданий разного назначения, при этом, высота построек может составлять от 5 до 9 этажей. Следует отметить, что сокращением КБ-100 принято называть модификации
КБ-302, КБ-301, КБ-307, КБ-303
. Целесообразность использования конкретного варианта определяется на . Все они представляют собой высотные передвижные (на рельсовом полотне) установки с наклонной стрелой и поворотной башней.
Кран КБ-100.1
обладает параметрами КБ-100 и используется для аналогичных целей. Его отличие состоит только в конструкции. При его изготовлении используется автоматическая сварка, которой выполняют трубчатое исполнение стрелы, башни и кольцеобразной поворотной платформы. На поворотной платформе можно разместить лебедки:
Л-500
и
Л-450
, а также поворотные механизмы
П-3
.
Модификация КБ-100.2 предназначается для строительства 9-этажных построек. За основу взята модель КБ-100.1
. Следует отметить, что при установке двух кранов КБ-100.2 с двух сторон, возможно возведение дома до 12-ти этажей. Какое отличие имеет эта строительная машина? Это телескопическая башня, собранная из двух основных частей. При вдвинутой башне машинист может работать с высотой подъема в 21 м, а при выдвинутой — в 31 м. Кроме того, такая конструкция облегчает ее перевозку.
Технические характеристики КБ-100
Ниже вы можете видеть видеть характеристики кранов КБ-100 ОА, КБ-100.2, КБ-100.3
. Все они изготовляются в двух исполнения: с использованием решетчатой или трубчатой системы.
КБ-401
Башенный кран КБ-401
является развитием модели
КБ-160.2
. Он оснащен поворотной башней, поворотной стрелой (8 т — грузоподъемность). На максимальном вылете грузоподъемность КБ-401, конечно, меньше. Следует отметить, что модель имеет 5 подравниваемых секций. Модификациями являются
КБ-401Б
и
КБ-401А
.
Кран КБ-401ХЛ — разновидность КБ-401, используемая в регионах с холодным климатом — до -60 град. Он может использоваться для подъема груза на высоту 47 метров.
Характеристики КБ-401
Ниже рассмотрены основные характеристики крана КБ-401, а также его основные модификации. К примеру. грузоподъемность, высота подъема и вылет стрелы.
КБ-402
Башенный кран КБ-402
является усовершенствованной модификацией КБ-160.4, оснащенный рельсовым ходом и поворотной башней. Вылет стрелы у данной модели составляет 25 метров, а грузоподъемность достигает 8 тонн. Другими разновидностями являются:
КБ-402А, КБ-402Б
.
Технические характеристики крана КБ-402
В приведенной ниже таблицы вы можете оценить отношение грузоподъемности крана к вылету его стрелы.
КБ-503
Кран КБ-503
является модификацией
КБ-502
и предназначается для эксплуатации в 1-3-х ветровых районах. Следует отметить, что его можно использовать и при более сильных ветровых нагрузках (4-7 ветровой район) при пониженной высоте башни. Существуют три варианта
КБ-503
— в зависимости от количества вставок:
КБ-503.1, КБ-503,КБ-503.2
.
Следует отметить, что башенный кран КБ 503 работает на постоянном токе, а преобразователь расположен на поворотной платформе. Его использование возможно также при 4-7-бальных ветровых нагрузках, но при этом необходимо оборудование стояночной площадки, а также раскрепления башни.
При необходимости возведения больших по высоте строений можно использовать модификации КБ-503Б.21 (высота подъема 80 м), КБСМ-503Б — высота подъема до 90м, а вылет стрелы 50 м.
Характеристики КБ-503
На таблице приведены характеристики крана Кб 503, а также характеристики его модификаций.
КБ-504
Кран башенный КБ-504
отличается грузоподъемностью 10 т и имеет два исполнения:
КБ-504.1
— 35 метров стрела,
КБ-504.1
— 40 метров вылет стрелы. Следует отметить, что кран КБ-504 имеет 40 м. Так как высота его существенная, то он оборудуется специальными грузопассажирским лифтом. Особенностью строительной машины является также то, что стрела может устанавливаться в наклонном и горизонтальном положении. При этом, груз, перемещаемый по наклонной стреле, движется почти горизонтально. Генератор постоянного тока закреплен на поворотной платформе.
Технические характеристики крана КБ-504
Ниже представлены характеристики КБ-504, КБ-504.1, КБ-504.2
(грузоподъемность, вылет стрелы, а также высота подъема).
КБ-602
Кран КБ-602
имеет грузоподъемность 25 тонн и собран из низколегированных труб. Собирается он с использованием своих же элементов, а также с использованием вспомогательного крана. Лебедки крана устроены таким образом, чтобы переносить груз плавно и медленно.
Технические характеристики крана КБ-602
Башенный КБ-403 — самомонтирующийся
передвижноймеханизм
.
Полноповоротный кран имеет электрическое управление и рельсовый ход с балочной стрелой, оснащенной грузовой тележкой.
Как базовая модель, так и последующие ее модификации («А», «Б») выпускались на нескольких российских заводах (Нязепетровском, Подольском, Карачаровском, Московском «ПО Строймаш» и др.)
Подъемные краны в России начали выпускать в конце XIX века, но производство носило единичный характер.
После Великой Отечественной Войны заводы СССР начали производить до 4 000 башенных кранов ежегодно, но все они были разных типов, что мешало развитию краностроения.
В
послевоенныегодыбылазапущенаперваясериякрановБКСМ.
Строительство было кирпичным, поэтому устройства использовались по большей части для перегруза и подачи материалов наверх.
Во второй половине XX века в стране начинает быстро развиваться крупно-блочное, каркасное строительство, и в 1960 г. была создана и запущена в производство серия КБ
—
К
ранов
Б
ашенных. Серия была рассчитана на 8 моделей, не считая модификаций.
Монтаж башенного крана КБ-602 грузоподъёмностью 25 т из укрупнённых узлов
ЕНиР
§ Е35-33. Монтаж башенного крана КБ-602 грузоподъёмностью 25 т из укрупнённых узлов
Нормы времени и Расценкиенки на 1 кран
Наименование и состав работ | Монтажники строительных машин и механизмов | Нормы времни Расценки. | № |
Монтаж крана | — | 222,9 197-72,4 | 1 |
В том числе: | |||
Установка опорно-ходовой части крана на подкрановые пути: установка опорной рамы на инвентарную подставку; установка флюгеров в рабочее положение с отсоединением от балки и закреплением их; установка ходовых тележек на подкрановые пути; отсоединение опорно-ходовой части от транспортирующих устройств; установка кабельного барабана | 6 разр. — 1 4 » — 1 | 33,5 30-99 | 2 |
Загрузка балласта на нижнюю раму | 4 разр. — 1 3 » — 1 | 6,6 4-92 | 3 |
Установка опорной (двуногой) стойки в рабочее положение с подъёмом, установкой пальцев и подкосов | 6 разр. — 1 4 » — 1 | 5 4-63 | 4 |
Установка плит противовеса на поворотную платформу с загрузкой и креплением | 4 разр. — 1 3 » — 1 | 8,2 6-11 | 5 |
Соединение основания башни с поворотной платформой с установкой инвентарной подставки, отсоединение передней и задней осей транспортирующего устройства, установка подкосов на основание башни | 6 разр. — 1 4 » — 1 | 7,8 7-22 | 6 |
Установка на основание башни площадок и лестниц | 4 разр. — 1 3 » — 1 | 10,5 7-82 | 7 |
Установка верхней секции оголовка башни со стыковкой и креплением | 6 разр. — 1 4 » — 1 | 2,4 2-22 | 8 |
Установка на оголовок башни площадок, лестниц, прожекторов, мелких деталей (молниеотвода, датчика скорости ветра, стержня для предотвращения выпадания каната из ручейка и др.) | 4 разр. — 1 3 » — 1 | 3,7 2-76 | 9 |
Запасовка каната стреловой оттяжкой с установкой инвентарной подставки, установкой катушки канатов на подставку, распусканием и распрямлением канатов с подъёмом свободных концов каната на платформу | 6 разр. — 1 4 » — 1 | 4,4 4-07 | 10 |
Установка каната оттяжки подстрелка на оголовок со снятием и установкой кожуха, блочков запасовкой каната стреловой оттяжки | То же | 3,9 3-61 | 11 |
Запасовка стрелового полиспаста с установкой, креплением и наматыванием каната на барабан грузовой лебедки | « | 6 5-55 | 12 |
Подъём основания башни в вертикальное положение с закрепленной внутри кабинной секцией с установкой прожекторов на основание башни, проверкой перед подъёмом креплений и подтяжка болтов основания, установкой стяжки на подкрановые пути, размоткой каната, запасовкой каната подъёма траверсы, отсоединением обоймы монтажного полиспаста, стыковкой подкосов башни с двуногой стойкой, установкой ограждений после подъёма башни, демонтажем инвентарной подставки | « | 12 11-10 | 13 |
Установка и снятие инвентарной опоры с креплением и разборкой | 4 разр. — 1 3 » — 1 | 3,9 2-91 | 14 |
Отсоединение, спуск и закрепление обоймы монтажного полиспаста | 4 разр. — 1 3 » — 1 | 1,2 0-89,4 | 15 |
Запасовка грузового каната на вспомогательную лебедку и перепасовка полиспаста | 6 разр. — 1 4 » — 1 | 2,5 2-31 | 16 |
Наращивание башни из отдельных секций: с присоединением секций к инвентарной опоре, установкой секций в вертикальное положение, выдвижением башни, стыковкой и соединением секций башни, отсоединением секций от инвентарной опоры и подъёмом вместе с башней вверх, отсоединением коушей от поднятой секции и присоединение к монтируемой секции; установкой диагональных балок с последующей установкой башни на них | То же | 32 29-60 | 17 |
Сборка стрелы из отдельных секций с укладкой частей стрелы на подкрановые пути, стыковкой секций стрелы пальцами | « | 4,2 3-89 | 18 |
Перепасовка каната в рабочее положение с заводкой грузового каната через натяжное устройство и направляющие стрелы, сматывание каната с катушек и перематывание каната на грузовую лебедку | « | 9,7 8-97 | 19 |
Присоединение стрелы к башне с подъёмом стрелы к проушинам оголовка и креплением стрелы к проушинам башни пальцами | « | 3,3 3-05 | 20 |
Запасовка каната стреловой оттяжки в рабочее положение с присоединением коушей с установкой устройства против опрокидывания, запасовка стрелового каната, запасовка грузовой подвески с присоединением каретки и подвески к стреле, подъёмом стрелы в рабочее положение | 6 разр. — 1 4 » — 1 | 14 12-95 | 21 |
Установка площадки, лестниц входа в башню контргруза кабельного барабана, переходной площадки на ходовой раме и ограждения контргруза кабельного барабана | 4 разр. — 1 3 » — 1 | 11 8-20 | 22 |
Частичный монтаж электрооборудования с подключением монтажного пульта управления, подключением токоподводящего кабеля поворотной платформы, разводкой кабеля и подключением к ходовой части крана, установкой клеммной коробки, распределением кабеля по длине основания башни, распределением кабеля по стреле и установкой сигнальной аппаратуры, подключением клеммной коробки и установкой конечного выключателя вылета стрелы | 5 разр. (электромонтажник) | 17 15-47 | 23 |
Открепление крана от рельсовых путей, опробование, устранение дефектов монтажа, регулирование механизмов | 6 разр. — 1 4 » — 1 | 8,1 7-49 | 24 |
Испытание крана в соответствии с требованиями Госгортехнадзора и сдача в эксплуатацию | 6 разр. | 7,9 8-37 | 25 |
Погрузка инструмента, такелажа и монтажных приспособлений на автомобиль и разгрузка с автомобиля | 2 разр. | 4,1 2-62 | 26 |
Сфера применения
С помощью КБ-403 (альтернативное обозначение Кбк-160.2) все
монтажныеистроительныеработы
стали механизированы.
Также КБ-403 используют
назерновыхэлеваторахипромышленныхпредприятиях,заводахиэлектростанциях.
Высота подъема тяжеловесов до 8 тонн = 57,5м. Кран выполняет на рабочей площадке все вертикальные и горизонтальные передвижения строительных конструкций и материалов на нужное место.
Отличия КБ-403
КБ
-403 —
первая цифра после буквенной аббревиатуры наименования модели — номер размерной группы (4) по грузовому моменту, следующие 2 цифры (03) — от 01 до 69 — обозначают поворотный тип башни.
Особенность технических характеристик кранов типа КБ-403 — балочная стрела грузовой тележки и тележечная лебедка.
Стрела — трехгранная ферма, у которой верхний пояс и раскосы сварены из труб, а нижние ездовые пояса — из уголков.
Стрела секционная, максимальный вылет варьируется от 20-ти до 30-ти м.
Устройство КБ-403
- Башня
— решетчатая поворотная, имеет регулируемую высоту. Состоит из выдвижных секций, головная секция — разборная. - Подращивание башни КБ-403 производится снизу.
- Стрела
— решетчатая одноподвесная балочная секционная, представляет собой трехгранную ферму, по которой двигается тележка. - Грузоваятележка
закреплена шарнирами и тросами, предназначена для транспортировки материалов, деталей. - Поворотнаяплатформа
представляет из себя плоское устройство, на которое монтируется портал. Сверху спереди — проушины опорного шарнира. Сбоку расположены шкафы с контроллерами и пускателями. Сзади к поперечной балке приварены тяги, на которые крепится стреловойполиспаст. На поперечные балки укладываются плиты балласта весом 30 т.
На платформе размещаются главные устройства крана: механизм поворота, лебёдки (грузовая и стреловая). По обе стороны стальными шпильками закрепляются 2 блока противовеса.
Опорой для поворотной платформы является ходовая рама, соединяются они при помощи ОПУ. Поворотный механизм на КБ-403 представляет из себя роликовый круг (в 1 ряд), диаметр = 2,5м.
- Портал
монтируется на поворотной платформе, открыт сверху и снизу для прохода секций башни. - Канатнаясистема
оснащена полиспастами. - Механизмом можно управлять из кабины и с земли.
Башенные краны серии КБ
Геодезические работы Геодезические работы являются составной частью подготовительных работ. Начинают их с разбивки | Требования безопасности Рабочие места должны быть равномерно и тщательно освещены, очищены от мусора и посторонних предметов |
Краны серии КБ конструируются по единой схеме и комплектуются из ограниченного числа унифицированных узлов. Все краны комплектуются лебедками четырех типоразмеров, тремя типами механизмов поворота, двумя типами ходовых устройств и кабиной одного типа, что обеспечивает повышение качества изготовления и условия для внедрения узлового метода ремонта.
У основных моделей кранов предусмотрены рельсоколесный ход, поворотная башня, подъемная стрела, нижнее расположение противовеса. Они оборудуются двухрядным шариковым опорно-поворотным устройством с внутренним зубчатым венцом и электрическим многомоторным приводом, рассчитанным на питание от сети переменного тока напряжением 220/380 В. Краны рассчитаны для работы в 1-3 ветровых районах и при температуре окружающей среды от +40 до -40° С.
На базе основных моделей могут выпускаться краны с различными размерами башни и стрелы, с балочной стрелой (вылет изменяется перемещением грузовой тележки по горизонтальной стреле) и т. п. Рассматриваемый в качестве примера кран КБ-100 (основная модель, третья размерная группа) сконструирован следующим образом.
К ходовой раме 3 коробчатого сечения сверху приварено сегментное кольцо для крепления опорно-поворотного шарикового круга, а по углам шарнирно прикреплены поворотные флюгера 4, опирающиеся на двухколесные балансирные тележки 5. В рабочем положении флюгера разворачиваются и закрепляются подкосами, а при перевозке крана складываются вдоль продольной оси рамы, что уменьшает его транспортные габаритные размеры. К ходовой раме прикреплена вводная коробка для кабеля, по которому к крану подводится ток.
Прямоугольная поворотная платформа 2 сегментным кольцом соединена с поворотным кругом. На ней размещены грузовая и стреловая лебедки 7, механизм поворота и плиты противовеса 9. Башня 1 решетчатой конструкции собирается из секций, крепится шарнирно к поворотной платформе и раскосами 8 к двуногой стойке 6. Высокое крепление раскосов позволяет снизить нагрузки, действующие на башню от ветровых и горизонтальных инерционных сил.
В головной части башни прикреплены решетчатая стрела 15, распорная балка 11 и кабина управления 16. Стрела, состоящая из основания, двух промежуточных секций и головки на двух канатных расчалах 14, подвешена к обойме подвижных блоков стрелового полиспаста 10. Распорная балка соединена с оголовком башни гибкими растяжками 12.
I Благодаря выбору соответствующих координат для верхних отводных блоков 13 и направлению канатов стрелового полиспаста параллельно башне она разгружена также от изгиба, возникающего под действием вертикальных нагрузок. Для обеспечения горизонтального перемещения крюковой обоймы при изменении вылета канаты запасованы по системе соединенных полиспастов, т. е. второй конец грузового каната закреплен на барабане стреловой лебедки и свивается с него при подъеме стрелы.
Скорость подъема оголовка стрелы — величина переменная, поэтому часть стрелоподъемного барабана, на которую навивается грузоподъемный канат, конусная. На кране применены унифицированные лебедки и механизмы моноблочной конструкции, что упрощает их монтаж и эксплуатацию. Грузоподъемная лебедка Л-500 мощностью 16 кВт и стрелоподъемная Л-450 мощностью 7,5 кВт изготовлены по единой конструктивной схеме.
Электродвигатель 2 прикреплен к корпусу редуктора 1 при помощи фланца, а барабан 5 жестко соединен с выходным валом редуктора. Во избежание перекоса трехопорного выходного вала редуктора в третьей выносной опоре 4 установлен двухрядный сферический подшипник, а анкерные болты скреплены через шаровые втулки со сферическими шайбами. Лебедки оборудованы двухколодочными стопорными тормозами 3. Грузовая лебедка, кроме того, оборудована вихревым тормозным генератором 6 типа ТМ-4, позволяющим уменьшить скорости опускания и подъема груза в 4-5 раз, т. е. обеспечить плавность его движения.
Для привода механизма передвижения крана применена тележка с агрегатом МТРТУ-120 (мотор — тормоз — редуктор с межосевым расстоянием 120 мм), состоящим из фланцевого электродвигателя 4 мощностью 3,5 кВт, двухколодочного тормоза 3, глобоидального редуктора 9, шкворня 2, ходовых колес 5, зубчатой передачи 7, сбрасывающих плужков 6 и противоугонного захвата 8. Агрегат крепится к раме / балансирной тележки, оборудованной буферами 10 и соединяемой шкворнем 2 с поворотными флюгерами ходовой рамы. Ходовые колеса приводятся в движение зубчатой передачей.
Поворотная платформа вращается механизмом П-3, состоящим из фланцевого электродвигателя 3 мощностью 3,5 кВт, вертикального трехступенчатого планетарного редуктора 4, двухколодочного тормоза 2 и рукоятки 1. Каждая колодка тормоза выключается индивидуальным вертикально расположенным короткоходовым магнитом. Шестерня 5 выходного вала редуктора находится в зацеплении с внутренним зубчатым венцом опорно-поворотного круга. Рукоятка устанавливается для ручного управления колесами подкат-ной оси при перевозке крана на прицепе к автомобилю. Вращением рукоятки через двигатель и редуктор поворачивают ходовую раму с прикрепленной к ней подкатной осью при движении крана на кривых.
Для обеспечения безопасности работы на кранах устанавливаются механизм ограничения грузового момента и конечные выключатели механизмов передвижения крана, подъема груза и подъема стрелы.
Краны серии КБ монтируются и демонтируются одинаковыми способами с применением вспомогательного стрелового крана. Отличие заключается только в конструктивных схемах кранов, способах наращивания башни и уменьшения транспортной длины при перебазировании крана с объекта на объект автотранспортом (для перевозки по железной дороге кран разбирается на узлы).
← Краны
Башенный кран КБ 403 — технические характеристики
- грузоподъемность зависит от высоты башни, длины стрелы и ветровой нагрузки района строительства. Предназначена серия КБ-403 для ветровой нагрузки I-IV степени;
- температурный диапазон ±40ºС;
- вылет стрелы (мин/макс) = 5,6/30м;
- база секций = 1,8м, секции башни — до 5шт;
- кран оборудован многодвигательным электрическим приводом переменного тока;
- максимальный грузовой момент = 120тм;
- скорость передвижения крана=18м/мин;
- скорость полной тележки=30м/мин;
- вылет стрелы при макс.грузоподъеме=16,5м;
- скорость подъема/спуска=30/45м/мин.
Парад башенных кранов
М. Израйлевич, научный обозреватель журнала «Подъемно-транспортное дело»
В июне в Москве на выставке «Строительная Техника и Технологии» (СТТ) одним из центральных экспонатов выставки стали башенные краны – основное средство механизации в строительстве и его своеобразный символ.
ТД «Нязепетровский краностроительный завод» (г. Челябинск), ранее именовавшийся Торговый дом «Уралкран», представил серию башенных передвижных полноповоротных кранов на рельсовом ходу с поворотной башней КБ-408.21, КБ-403Б и КБ-403Б.4 с высотой подъема соответственно 72,7; 54,7 и 35,4 м. Масса монтируемых элементов – 10, 8 и 8 т. Вылет стрелы –40, 30 и 35 м соответственно.
Кран КБ-408.21 |
Завод предлагает также башенный кран-погрузчик КБ-578, предназначенный в том числе для работы на лесоскладе. Кран оборудован порталом для прохождения железнодорожных составов и, по утверждению производителя, по своим характеристикам не имеет аналогов в России и странах СНГ. Грузоподъемность крана-погрузчика на всем вылете его 30-метровой стрелы с грейфером составляет 7,8 т, без грейфера – 10 т.
Широкую номенклатуру башенных кранов представило крупное московское объединение «Машстройиндустрия». В его составе предприятия, выпускающие башенные краны, – ОАО «Строммашина» (г. Кохма, Ивановская обл.), Одинцовский машиностроительный завод (Московская обл.). Кран КБ-585 производится с верхним поворотом с вылетом стрелы до 60 м, максимальной массой монтируемых элементов 10 т и высотой подъема до 160 м и имеет несколько исполнений: передвижной на рельсовом ходу, стационарный приставной с основанием башни в монолитном фундаменте, стационарный свободностоящий и приставной с опорной рамой и балластом на ней. Для этой модели крана применены оригинальные системы управления механизмами с широким использованием современных покупных изделий, в том числе импортных. Система управления краном комплексная, выполняет функции требований безопасности, регистратора параметров и устройства координатной защиты зон работы крана. Электрооборудование размещено в отапливаемой аппаратной кабине. КБ-585 заменяет краны КБ-676, КБ-474 и др., как прежних выпусков, так и выпускаемых в настоящее время, а также краны зарубежных фирм.
Кран КБ-578 |
Максимальная грузоподъемность (г/п) крана КБ-415 – 12 т, высота подъема – до 83 м. В кабине установлен комплексный прибор безопасности с встроенным регистратором технических характеристик, обеспечивающий запись и долговременное хранение информации о рабочих параметрах крана и о степени загрузки крана в течение всего срока службы. КБ-415 заменяет старые модели КБ-403А, КБ-405-01, КБМ-401, КБ-408, КБ-411. Объединение производит также краны КБ-420 максимальной г/п 8 т и с высотой подъема до 56 м, а также КБ-515 с высотой подъема до 95 м и г/ п 10 т. Кабина КБ-515 имеет несколько мест установки по высоте башни. В начальный период монтажа здания ее можно установить на высоте 22,2 м, в процессе строительства поднять в одно из промежуточных положений, а затем и в верхнее положение. Перемещение кабины осуществляется с помощью обоймы выдвижения. При необходимости краном можно управлять с выносного радиопульта, действующего на расстоянии до 100 м. КБ-515 заменяет старые модели КБ-674, КБ-503, КБ-504. Передвижной кран КБ-415.07 на рельсовом ходу с подъемной стрелой г/п 10 т предназначен для возведения нулевого цикла и малоэтажных зданий: высота подъема составляет до 32 м. Кран можно также использовать для обслуживания складов. Башня и стрела выполнены секционными, что позволяет собирать кран с различными вылетами и высотой башни. Предусмотрено 9 исполнений. Особенность крана – работа на минимальном вылете от 5,4 до 7 м. Кабина может быть установлена на любой секции башни. Передвижной на рельсовом ходу с поворотной башней кран КБ-515-05 г/п 12 т и вылетом до 30 м установлен на портале с возможностью прохода под ним железнодорожного состава.
Кран КБ-515 |
На балке портала расположен кабельный барабан емкостью 70 м с грузовым приводом, что обеспечивает работу на подкрановом пути до 140 м при подводе кабеля посередине пути. По желанию потребителя в комплект крана можно включить кабельный барабан с грузовым приводом для работы крана с моторным грейфером, автоматической траверсой или другим навесным оборудованием с электроприводом.
(Москва) является официальным дилером на территории России и стран СНГ итальянской компании FM Gru – производителя башенных кранов. «СкайСервис» предлагает краны итальянского производства, а с 2007 г. совместно с FM Gru начала производство легкого гидравлического быстромонтируемого крана RBI 0351 с высотой подъема до 30,5 м. Краны мод. RBI идеально подходят для стройки, где необходимы быстрый монтаж-демонтаж (время монтажа – около часа), универсальность, оперативность, максимальная экономия рабочей силы. Все комплектующие для сборки крана RBI 0351 поставляют из Италии. Электронные системы спроектированы и изготовлены компанией FM Gru, компоненты используются от поставщиков мирового уровня, соответствующие нормативам UL и CSA. Кран RBI 0351 станут производить на (г. Донской, Тульская обл.), которое является подразделением компании. В настоящее время завод производит башенные краны КБ-603, КБ-405.1А, КБ-405.2А, КБ-406МА, КБ-403.Б и башенные краны-погрузчики КБ-406.2 и МКПЛ-300.
Potain MD3600 на строительстве моста в Китае |
Группа (г. Иваново) в развитие созданного ими мобильного башенного крана КСТ-5АМ1 г/ п 5 т (на шасси МАЗ-5337), демонстрировавшегося на выставке «СТТ-2006», представила 7-тонный мобильный башенный кран КСТ-7 на шасси КамАЗ-53605-15. Кран имеет универсальный гидравлический привод исполнительных механизмов, который может осуществляться как от двигателя шасси, так и от электродвигателя, подключенного к внешней сети напряжением 380 В. Это позволяет экономить ресурс двигателя и работать в условиях повышенных экологических требований, например в закрытых помещениях. Двухсекционная телескопическая башня позволяет увеличить высоту подъема крюка до 23,5 м, удлинитель стрелы расширяет зону обслуживания еще на 12 м. Для безопасной эксплуатации кран оснащен ограничителем нагрузки ОНК-160 с режимом координатной защиты, модулем защиты от опасного напряжения МЗОН, блоком телеметрической памяти, цифровыми и световыми индикаторами, ограничителем подъема крюка, ограничителем сматывания каната и другими предохранительными устройствами.
Из многочисленных зарубежных компаний выделялись два мировых лидера в производстве башенных кранов – Liebherr и Manitowoc Crane Group (в этой группе компаний башенные краны – специализация фирмы Potain (Франция). Описать все серии, модели и исполнения башенных кранов этих компаний невозможно, поэтому остановимся лишь на некоторых новых моделях и технических решениях.
ТС-5512 |
Модельный ряд мобильных башенных кранов Liebherr серии МК пополнился самым «маленьким» и маневренным краном МК 63, смонтированным на трехосном шасси и предназначенным для использования в плотно застроенных городских районах. Состоящая из трех частей стрела имеет очень узкую и высокую траекторию воздушного монтажа. Таким образом, можно проводить монтаж над препятствиями высотой до 11 м. Это является решающим положительным моментом при использовании крана в условиях строительных площадок малых размеров. У крановщика имеется выбор различных траекторий монтажа. В виде альтернативы высокому воздушному монтажу можно проводить оптимальный по времени монтаж, а также низкий монтаж, который обеспечивает необходимую безопасность при неблагоприятных погодных условиях, прежде всего при ветре. Таким образом, оптимальный монтаж можно проводить при любых условиях строительных площадок и при любой погоде.
Можно уменьшить вылет стрелы (опция) с 36,0 до 26,5 м, что позволит увеличить грузоподъемность. Другим новшеством крана МК 63 является интегрированная функция телекоммуникационного сервиса. С помощью дистанционной передачи данных осуществляется диалог между краном и сервисным центром завода-изготовителя или пользователя крана. Система дистанционной диагностики покрывает почти всю площадь земного шара. Посредством системы дистанционной передачи данных DFU сервисный центр Liebherr может связаться с модулем сбора данных о работе крана MDE и с анализатором параметров приборов безопасности MDA. В случае неисправности клиент может получить консультацию сервисного центра, и время простоя сведется к минимуму. Новая лифтовая кабина плавно поднимается на высоту до 22,8 м, обеспечивая оптимальный обзор строительной площадки.
Поворотная платформа и электрика крана ТС-5512 |
Новым этапом развития Liebherr считает также разработку кранов серии HC-L, способных поднимать стрелу при одновременном горизонтальном перемещении груза. При передвижении стрелы происходит автоматическое переключение механизма подъема таким образом, что становится возможным передвижение грузового крюка по горизонтали. Это особенно важно при проведении монтажных и бетонных работ. Краны серии HC-L предназначены для самоподъема внутри здания. Специально для узких лифтовых шахт разработана IC-башня (Internal Climbing – внутренний самоподъем). При быстром проведении строительных работ эти краны можно устанавливать в лифтовые шахты или небольшие ниши. Такие башни могут также подниматься и с внешней стороны здания. Это нововведение нашло широкое применение в высотном строительстве. В настоящее время фирма Liebherr дополнила существующую серию кранов HC-L самой маленькой моделью 125НС-L 6/12. Максимальная г/п крана – 12 000 кг, максимальный вылет стрелы – 50,0 м. В качестве опции для этой модели фирма предлагает возможность телекоммуникационного сервиса. Например, можно проводить диагностику крана дистанционным способом через спутниковую связь.
Кроме перечисленных двух серий кранов Liebherr предлагает быстромонтируемые краны серии H, HM, К и ТТ. Краны серии ТТ имеют возможность телескопического выдвижения как башни, так и стрелы краны. Часть быстровозводимых кранов (32 TTR и 42.KR1) имеет возможность установки на гусеничном ходу.
Кран испанской компании JASO J110N |
Наиболее популярной серией кранов для высотного строительства является серия кранов ЕС-H и EC-B с вылетами стрелы от 50 до 60 м, г/п 6, 8 или 10 т и грузовым моментом от 130 до 200 тс·м. Для подъема более тяжелых грузов компания Liebherr предлагает башенные краны ЕС-H с грузовым моментом 550 и 630 тс·м, а также краны серии HC, такие как 3150 HC 60 максимальной г/п 60 т, стрелой 80 м и г/п 32 т на конце стрелы.
Французская компания Potain также создала широкий ряд серий и моделей, во многом аналогичных номенклатуре Liebherr. Компания Potain предлагает оригинальную серию башенных кранов GSP, предназначенных для специальных проектов – строительства дамб, плотин, мостов, промышленных объектов. Так, специалисты Potain спроектировали самый большой в мире башенный кран MD 3600, предназначенный для строительства в Китае одного из самых высоких мостов из стальных элементов. Для строительства дамб, где требуется укладка бетона в кратчайшие сроки, предлагаются краны MD 3200, MD 2200, MD 1400 и MD 90 максимальной г/п соответственно 80, 60, 64 и 50 т. Помимо специального крана MDN 2200, построенного для одного из самых больших портов Кореи, фирма два года назад специально спроектировала MDTN 462 для компании Alstom Marine портовый кран с 500-метровым треком. На строительных площадках Европы в настоящее время работают: в металлургической промышленности кран MDN 650, в деревообрабатывающей – MDN 365 и на складировании – MDN 462.
Если до настоящего времени рынок башенных кранов российские заводы делили в основном с немецкими, французскими и итальянскими производителями, то теперь на российском рынке появились башенные краны КНР.
Краны Харбинского машиностроительного серий QTB (слева) и OTK (справа) |
Акционерное предприятие Харбинский машиностроительный , выпускающее башенные краны, представлял ее официальный дилер в России, Украине и Белоруссии – ЗАО Торговый Дом «Башкранснаб». Номенклатура кранов достаточно широкая: с высотой подъема до 200 м и вылетом стрелы до 80 м. Так, краны серии QTZ имеют высоту подъема до 59,8 м (свободностоящие) и до 200 м (приставные), вылет стрелы до 80 м, г/ п – до 8,4 т; серии QTB с высотой подъема до 58 м (свободностоящие) и до 180 м (приставные), вылет стрелы до 60 м, г/п до 10 т, а также самомонтирующиеся краны серии OTK с высотой подъема до 35 м, вылетом стрелы до 50 м и г/ п до 8 т. Система управления кранами обеспечивает изменение скоростей с помощью частотного регулирования, для чего используется продукция известных производителей Siemens, Schneider и др. Система контроля безопасности позволяет контролировать, записывать и управлять информацией в процессе эксплуатации. По данным дилера, краны Харбинского завода дешевле аналогов других стран, и, что немаловажно, поставка их осуществляется в течение 45 дней после оформления контракта.
Башенные краны представили также компании Jaso equipos de obras y construcciones, S.L. (Испания), Carlo Raimondi (Италия).
ООО «Строймеханика» (г. Новосибирск), официальный дистрибьютор Fangyuan Group Co. в России, представило самовозводящийся башенный кран TC-5512 максимальной г/п 8 т, с радиусом работы 2,5…50 м, г/п на конце стрелы 1,2…1,7 т с общей высотой при свободном стоянии 45 м и в прикрепленном состоянии до 150 м.
Подводя итоги обзора, надо отметить, что отечественное башенное краностроение было представлено далеко не в полном объеме. Практически не было украинских заводов, производящих значительное количество башенных кранов. Интересно, что многие отечественные заводы представили в своей номенклатуре башенные краны-погрузчики, предназначенные для работ на промышленных и складских объектах, лесоперевалочных базах, а также при возведении нулевых циклов зданий и сооружений. Учитывая назначение этих кранов, поворотная башня устанавливается обычно на портале, позволяющем проход железнодорожных составов и другого транспорта. В выпуске башенных кранов этого типа российские заводы выступают как монополисты, во всяком случае, предложений по таким кранам от иностранных производителей не было.
Что касается других типов строительных башенных кранов, то в этих секторах имеется огромное количество предложений, например, быстромонтируемые краны предлагают Liebherr, Potain, FM Gru, Харбинский машиностроительный завод и др. И надо отметить, все эти предложения востребованы российской строительной отраслью. Так, московская эксплуатирует примерно 100 кранов, из которых 90% – фирмы Potain.
Грандиозные масштабы и разнообразие строительства, развернувшегося у нас в стране, вызвали ажиотаж на рынке башенных кранов, как, впрочем, и всего строительного оборудования. Европейские компании, а теперь и китайские предлагают краны, оборудованные современной автоматикой и электроникой, управляемые из удобных кабин с отличным дизайном либо с помощью дистанционного радиоуправления. Появились мобильные башенные краны, способные перемещаться с объекта на объект и из одного региона в другой со скоростью до 70 км/ч и автоматически монтирующиеся после нажатия оператором кнопки буквально за несколько минут. Это заставляет серьезно подумать о кардинальном расширении номенклатуры отечественных башенных кранов и оснащении их современными механизмами и приборами контроля и управления.
Модификации: КБ-403А, КБ-403Б — основные отличия
Кран КБ-403Б от КБ-403А отличается:
- увеличенной стрелой до вылета (в КБ-403Б=30м, у КБ-403А=25 м);
- большей на 0,5 тполной массой с противовесами («А»=80т, «Б»=80,5т).
Кран башенный КБ 403А — технические характеристики
КБ-403А отличается
отбазовоймоделиКБ-403
увеличенной скоростью подъема, большим грузовым моментом (120 тм), повышенной скоростью движения тележки и улучшенной кабиной крановщика.
КБ-403А — технические характеристики
:
- грузоподъёмность = 8т;
- грузовой момент = 120тм;
- максимальная длина стрелы = 26,3м;
- высота подъема с поднятой стрелой = 52м (с горизонтальной = 42м);
- глубина опускания груза = 3м;
- общий вес = 80т (противовес = 30т);
- единственный кран с балочной стрелой, который не может передвигать тележку с грузом по наклонной стреле;
- для увеличения скорости подъема используется грузовая лебедка У59 рамной конструкции с 2-мя двигателями: основным и дополнительным, которые располагаются по одну сторону от редуктора.
Технические характеристики КБ-403Б
КБ-403Б имеет
4вариантаисполнения
(каждое — со своими техническими характеристиками).
Предназначается механизм для строительства
разноготипапостроеквысотойдо17этажей.
КБ
-403Б—техническиехарактеристики:
- грузоподъёмность = 8т;
- 4 исполнения с грузовыми моментами от 120 до 132тм;
- высота подъема с поднятой стрелой = 54,7м (с горизонтальной = 41м);
- глубина опускания груза = 5м;
- максимальная длина стрелы = 30м;
- общий вес = 80,5т (противовес = 30т).
К
атегория:
Устройство башенных кранов
Схемы и технические характеристики башенных кранов
Башенный кран КБ-303 (КБК -100.1) выполнен на базе узлов основной модели этого класса — Крана КБ-100.1. Кран полноповоротный самоходный, с трубчатой поворотной (разгруженной) башней, балочной стрелой. Он комплектуется стрелами длиной 20 и 25 м и работает при их установке в горизонтальное или наклонное положение. В последнем случае каретка может передвигаться при наклоне стрелы до 12°30’. Если наклон каретки больше, то она закрепляется неподвижно в конце стрелы, и кран работает как с обычной маневровой стрелой.
Лестница для подъема крановщика в кабину помещена внутри башни, а сама кабина прикреплена к кронштейнам в верхней ее части.
На корневой части стрелы, имеющей треугольное сечение, установлена лебедка передвижения грузовой каретки, там же крепятся канаты стрелового расчала и конечные выключатели ограничения вылета стрелы и хода каретки. Противовес крана состоит из десяти железобетонных плит, уложенных внизу на поворотной части крана.
В кране применены унифицированные механизмы:, стреловая лебедка Л-450-Ш, грузовая — Л-3.2-И, механизм поворота, четыре двухколесные ходовые тележки и кабина.
Кран монтируется и демонтируется при помощи собственных механизмов и автомобильных кранов грузоподъемностью не менее 7 т (АК-75, КС-3561, КС-3562). Транспортироваться между объектами кран может в собранном виде на прицепе к автомобилям типа МАЗ -210 на подкатной тележке.
Рис. 1. Кран КБ-303 (КБК -100.1): Б — барабан лебедки передвижения грузовой каретки
Рис. 2. Высотные характеристики крана КБ-303 (КБК -100.1): 1 — для стрелы длиной 20 м; 2 — то же, 25 м
Башенный кран КБ-306 (С-981) предназначен для строительства объектов высотой до 50 м. Он. представляет собой (рис. 3) полноповоротную самоходную машину, снабженную многодвигательным электроприводом с питанием от сети переменного тока напряжением 220/380 В. Ограничитель грузового момента крана позволяет получать две грузовые характеристики (рис. 4). Переход с одной на другую производится изменением кратности запасовки грузового полиспаста.
Рис. 3. Кран КБ-306 (С-981)
Рис. 4. Грузовысотные характеристики крана КБ-303: 1 — грузоподъемность при двухкратной запасовке грузового полиспаста; 2 — то же, при четырехкратной запасовке грузового полиспаста (груз массой более 5 т поднимают только при этой запасовке); 3 — высотаподъема крюка при основной сборке; 4 — то же; при сборке I (две секции и-25 м стрела); 5 — то же, при сборке II (три секции и 20 м стрела); 5 -то же, при сборке-III (две секции и 20 м стрела); 7 — то же, при сборке IV (три секции и 15 м стрела); 8 — то же, при сборке V (две секции и 15 м стрела)
Таблица 1 Техническая характеристика башенного крана КБ-303
Конструкция крана позволяет получить пять дополнительных сборок, отличающихся высотой башни и длиной стрелы.
Кран состоит из ходовой рамы, поворотной платформы, башни, стрелы, крюковой подвески, полиспастов, противовеса и балласта, опоры стрелы, унифицированных механизмов, приборов безопасности и электрооборудования Стрела и башня прямоугольной ре шетчатой конструкции сварены из уголков. Секции стыкуются откидными болтами. Противовес и размещенный в центре балласт состоят из железобетонных плит, изготовляемых заказчиком по прилагаемым к крану чертежам. К унифицированным механизмам и узлам относятся стреловая лебедка типа Л-450-111, грузовая лебедка типа Л-500-1, механизм поворота З-П-П, шариковый поворотный круг, четыре двухколесные ходовые тележки (в том числе две ведущие) и кабина машиниста.
Рис. 6. Грузовые характеристики крана С-981Б: а — при горизонтальной стреле; б — при маневровой стреле и закрепленной грузовой каретке; 1 — при, двухкратной запасовке грузового каната; 2 — то же, четырехкратной
На кране установленьГограничители: грузового момента типа ОГП -1, высоты подъема крюка, вращения и передвижения крана, крайних положений стрелы, а также указатель вылета, анемометр типа М-95 и молниеприемник.
Кран транспортируется по железной дороге или на подкатной тележке на прицепе к тягачу КрАЗ-221.
Башенный рельсовый кран С-981Б (рис. 5; 6; табл. 3) — это модификация крана КБ-306, в отличие от которого имеет балочную стрелу с грузовой кареткой. Ограничитель грузового момента позволяет получить две грузовые характеристики. Их переключение осуществляется изменением кратности запасовки грузового полиспаста. Грузоподъемность крана может быть изменена при закреплении каретки и работе как с маневровой стрелой. Стрела выполнена из уголков и имеет треугольное сечение. По нижним ее поясам перемещается грузовая каретка.
Таблица 2. Техническая характеристика башенного крана КБ-306 (С-981)
Башенный кран на рельсовом ходу КБ-401 (КБ-1602) предназначен для механизации строительства объектов высотой до 60 м и представляет собой полноповоротную самоходную модель (рис. 7; 8; табл. 4), снабженную маневровой стрелой без каретки. Система запасовки грузового каната выполнена так, что траектория движения крюка у этого крана при изменении вылета остается близкой к горизонтали. Башня крана подращивается снизу отдельными секциями по мере возведения сооружения. Башня и стрела крана решетчатые, прямоугольного сечения выполнены из горячекатаных и холоднотянутых труб.
К унифицированным механизмам и узлам относятся стреловая лебедка типа Л-500 и грузовая типа Л-600, механизм поворота крана, опорно-поворотный круг № 7, четыре двухколесные ходовые тележки и кабина машиниста.
В северном исполнении применена вся кабельная продукция и резинотехнические изделия. Кабина машиниста теплоизолирована, в ней установлены нагреватели. Техническая характеристика крана в исполнении ХЛ не отличается от характеристики основной модификации, за исключением величины наибольшей высоты подъема крана (40,5 — 55 м).
К кранам той же мощности, но имеющим более удобную в эксплуатационном отношении балочную стрелу с грузовой кареткой, относится башенный самоходный, полноповоротный рельсовый кран КБ-403 (КБк-160.2), приведенный на рис. 9; 10 и табл. 5. Кран имеет различные грузовые характеристики различные грузовые характеристики в зависимости от количества промежуточных секций башни, длины стрелы и угла наклона стрелы к горизонту при работе с закрепленной грузовой кареткой. Башня крана решетчатая, прямоугольного сечения.
Рис. 7. Кран КБ-401 (КБ-160.2)
Рис. 8. Высотные характеристики крана КБ-401 при различных количествах промежуточных секций башни и высоте от головки рельса до шарнира подвеса стрелы
Таблица 3 Техническая характеристика башенного крана С-981Б
Таблица 4 Техническая характеристика башенного крана КБ-401 (КБ-160.2)
Рис. 9. Кран КБК -160.2 (КБ-403) и схема расположения лебедок: 1 — грузовая лебедка; 2 — тележечная лебедка
Рис. 10. Грузовые характеристики: 1 — 1=20 м; Яо=21,2, 26,8 и 32,4 м; 2 — 1=20 м, Яо=38 и 43,6 м; 3 — 1=25 м, Яо=21,2 и 26,8 м; 4-1=25 м, Яо=38 м; 5 — 1=25 м, Яо=43,6 м; 6 — L=30 м, Яо=’ =21,2; 26,8 и 32,4 м; 7 -L=30 м, Яо=38 и 43,6 м. h — вылет крюка; Но — высота от головки рельса до шарнира подвеса стрелы
Таблица 5 Техническая характеристика башенного крана КБ-403 (КБК -160.2)
Стрела выполнена в виде четырех-секционной фермы треугольного сечения. Нижний пояс, по которому перемещается грузовая каретка, — из уголкового профиля. При необходимости стрела может быть переоборудована из балочной в маневровую длиной 20 и 25 м, устанавливаемую под углом 35 и 50° к горизонтали. При этом грузовая каретка закрепляется к головной секции стрелы.
Стреловая лебедка типа Л-500, грузовая типа Л-600, механизм поворота крана, опорно-поворотный круг №7, четыре двухколесные ходовые тележки, кабина машиниста относятся к унифицированным узлам и механизмам.
Рис. 11. Кран КБ-674
Кран транспортируется по железной дороге отдельными узлами, которые вписываются в габарит очертания погрузки, или в собранном виде по автомобильным дорогам на двух специальных подкатных тележках на прицепе к тягачу КрАЗ-221.
Для строительства высоких опор и монтажа различных строительных элементов весом до 25 т на высоте до 70 м рекомендуется применять унифицированные башенные краны КБ-674 (рис. 11) — самоходные, полноповоротные на рельсовом ходу, с ходовой рамой, неповоротной башней и балочной стрелой с грузовой кареткой. Конструктивная схема позволила освоить на базе основной модели КБ-674 унифицированный ряд башенных кранов от КБ-674-1 до КБ-674-5 (табл. 6).
Неповоротная башня крана решетчатая квадратного сечения состоит из отдельных секций. С помощью специального подъемника осуществляется подъем людей на высоту 74 м за 2,5 мин. Его конструкция выполнена с использованием узлов и деталей серийно выпускаемых лифтов.
Стрела крана треугольного сечения. По ее нижним поясам перемещается грузовая тележка. На кране имеются два электропривода с тиристорными преобразователями — грузовой лебедки и механизма поворота.
Таблица 6 Техническая характеристика унифицированного ряда башенных кранов КБ-674
Башенные краны КБ-403 сняты с производства, в связи с чем мы готовы предложить вам более современные и улучшенные модели.
Башенные краны КБ 403, выпускаемые на базе «Нязепетровского краностроительного завода», используются в промышленном и гражданском строительстве для возведения высотных зданий. Всего производством и сборкой КБ 403 в России занимаются три завода (Нязепетровский, Польский и Московском «Строймаш» и Подольском «Стройтехника»).
На сегодняшний день ни одно крупное строительство не проходит без использования данной модели кранов.
В кране применены унифицированные механизмы:, стреловая лебедка Л-450-Ш, грузовая — Л-3.2-И, механизм поворота, четыре двухколесные ходовые тележки и кабина.
Кран монтируется и демонтируется при помощи собственных механизмов и автомобильных кранов грузоподъемностью не менее 7 т (АК-75, КС-3561, КС-3562). Транспортироваться между объектами кран может в собранном виде на прицепе к автомобилям типа МАЗ-210 на подкатной тележке.
Рис. 1. Кран КБ-303 (КБК-100.1): Б — барабан лебедки передвижения грузовой каретки
Рис. 2. Высотные характеристики крана КБ-303 (КБК-100.1): 1 — для стрелы длиной 20 м; 2 — то же, 25 м
Башенный кран КБ-306 (С-981) предназначен для строительства объектов высотой до 50 м. Он. представляет собой ( рис. 3) полноповоротную самоходную машину, снабженную многодвигательным электроприводом с питанием от сети переменного тока напряжением 220/380 В. Ограничитель грузового момента крана позволяет получать две грузовые характеристики (рис. 4). Переход с одной на другую производится изменением кратности запасовки грузового полиспаста.
Рис. 3. Кран КБ-306 (С-981)
Рис. 4. Грузовысотные характеристики крана КБ-303: 1 — грузоподъемность при двухкратной запасовке грузового полиспаста; 2 — то же, при четырехкратной запасовке грузового полиспаста (груз массой более 5 т поднимают только при этой запасовке); 3 — высотаподъема крюка при основной сборке; 4 — то же; при сборке I (две секции и-25 м стрела); 5 — то же, при сборке II (три секции и 20 м стрела); 5 —то же, при сборке-III (две секции и 20 м стрела); 7 — то же, при сборке IV (три секции и 15 м стрела); 8 — то же, при сборке V (две секции и 15 м стрела)
Таблица 1 Техническая характеристика башенного крана КБ-303
Конструкция крана позволяет получить пять дополнительных сборок, отличающихся высотой башни и длиной стрелы.
Кран состоит из ходовой рамы, поворотной платформы, башни, стрелы, крюковой подвески, полиспастов, противовеса и балласта, опоры стрелы, унифицированных механизмов, приборов безопасности и электрооборудования Стрела и башня прямоугольной ре шетчатой конструкции сварены из уголков. Секции стыкуются откидными болтами. Противовес и размещенный в центре балласт состоят из железобетонных плит, изготовляемых заказчиком по прилагаемым к крану чертежам. К унифицированным механизмам и узлам относятся стреловая лебедка типа Л-450-111, грузовая лебедка типа Л-500-1, механизм поворота З-П-П, шариковый поворотный круг, четыре двухколесные ходовые тележки (в том числе две ведущие) и кабина машиниста.
Рис. 6. Грузовые характеристики крана С-981Б: а — при горизонтальной стреле; б — при маневровой стреле и закрепленной грузовой каретке; 1 — при, двухкратной запасовке грузового каната; 2 — то же, четырехкратной
На кране установленьГограничители: грузового момента типа ОГП-1, высоты подъема крюка, вращения и передвижения крана, крайних положений стрелы, а также указатель вылета, анемометр типа М-95 и молниеприемник.
Кран транспортируется по железной дороге или на подкатной тележке на прицепе к тягачу КрАЗ-221.
Башенный рельсовый кран С-981Б (рис. 5; 6; табл. 3) — это модификация крана КБ-306, в отличие от которого имеет балочную стрелу с грузовой кареткой. Ограничитель грузового момента позволяет получить две грузовые характеристики. Их переключение осуществляется изменением кратности запасовки грузового полиспаста. Грузоподъемность крана может быть изменена при закреплении каретки и работе как с маневровой стрелой. Стрела выполнена из уголков и имеет треугольное сечение. По нижним ее поясам перемещается грузовая каретка.
Таблица 2. Техническая характеристика башенного крана КБ-306 (С-981)
Башенный кран на рельсовом ходу КБ-401 (КБ-1602) предназначен для механизации строительства объектов высотой до 60 м и представляет собой полноповоротную самоходную модель (рис. 7; 8; табл. 4), снабженную маневровой стрелой без каретки. Система запасовки грузового каната выполнена так, что траектория движения крюка у этого крана при изменении вылета остается близкой к горизонтали. Башня крана подращивается снизу отдельными секциями по мере возведения сооружения. Башня и стрела крана решетчатые, прямоугольного сечения выполнены из горячекатаных и холоднотянутых труб.
К унифицированным механизмам и узлам относятся стреловая лебедка типа Л-500 и грузовая типа Л-600, механизм поворота крана, опорно-поворотный круг № 7, четыре двухколесные ходовые тележки и кабина машиниста.
Кран транспортируется по железной дороге отдельными узлами, которые вписываются в габарит очертания погрузки, или в собранном виде по автомобильным дорогам на двух специальных подкатных тележках на прицепе к тягачу КрАЗ-221.
В северном исполнении применена вся кабельная продукция и резинотехнические изделия. Кабина машиниста теплоизолирована, в ней установлены нагреватели. Техническая характеристика крана в исполнении ХЛ не отличается от характеристики основной модификации, за исключением величины наибольшей высоты подъема крана (40,5 — 55 м).
К кранам той же мощности, но имеющим более удобную в эксплуатационном отношении балочную стрелу с грузовой кареткой, относится башенный самоходный, полноповоротный рельсовый кран КБ-403 (КБк-160.2), приведенный на рис. 9; 10 и табл. 5. Кран имеет различные грузовые характеристики различные грузовые характеристики в зависимости от количества промежуточных секций башни, длины стрелы и угла наклона стрелы к горизонту при работе с закрепленной грузовой кареткой. Башня крана решетчатая, прямоугольного сечения.
Рис. 7. Кран КБ-401 (КБ-160.2)
Рис. 8. Высотные характеристики крана КБ-401 при различных количествах промежуточных секций башни и высоте от головки рельса до шарнира подвеса стрелы
Таблица 3 Техническая характеристика башенного крана С-981Б
Таблица 4 Техническая характеристика башенного крана КБ-401 (КБ-160.2)
Рис. 9. Кран КБК-160.2 (КБ-403) и схема расположения лебедок: 1 — грузовая лебедка; 2 — тележечная лебедка
Рис. 10. Грузовые характеристики: 1 — 1=20 м; Яо=21,2, 26,8 и 32,4 м; 2 — 1=20 м, Яо=38 и 43,6 м; 3 — 1=25 м, Яо=21,2 и 26,8 м; 4—1=25 м, Яо=38 м; 5 — 1=25 м, Яо=43,6 м; 6 — L=30 м, Яо=’ =21,2; 26,8 и 32,4 м; 7 —L=30 м, Яо=38 и 43,6 м. h — вылет крюка; Но — высота от головки рельса до шарнира подвеса стрелы
Таблица 5 Техническая характеристика башенного крана КБ-403 (КБК-160.2)
Стрела выполнена в виде четырех-секционной фермы треугольного сечения. Нижний пояс, по которому перемещается грузовая каретка, — из уголкового профиля. При необходимости стрела может быть переоборудована из балочной в маневровую длиной 20 и 25 м, устанавливаемую под углом 35 и 50° к горизонтали. При этом грузовая каретка закрепляется к головной секции стрелы.
Стреловая лебедка типа Л-500, грузовая типа Л-600, механизм поворота крана, опорно-поворотный круг №7, четыре двухколесные ходовые тележки, кабина машиниста относятся к унифицированным узлам и механизмам.
Рис. 11. Кран КБ-674
Кран транспортируется по железной дороге отдельными узлами, которые вписываются в габарит очертания погрузки, или в собранном виде по автомобильным дорогам на двух специальных подкатных тележках на прицепе к тягачу КрАЗ-221.
Для строительства высоких опор и монтажа различных строительных элементов весом до 25 т на высоте до 70 м рекомендуется применять унифицированные башенные краны КБ-674 (рис. 11) — самоходные, полноповоротные на рельсовом ходу, с ходовой рамой, неповоротной башней и балочной стрелой с грузовой кареткой. Конструктивная схема позволила освоить на базе основной модели КБ-674 унифицированный ряд башенных кранов от КБ-674-1 до КБ-674-5 (табл. 6).
Неповоротная башня крана решетчатая квадратного сечения состоит из отдельных секций. С помощью специального подъемника осуществляется подъем людей на высоту 74 м за 2,5 мин. Его конструкция выполнена с использованием узлов и деталей серийно выпускаемых лифтов.
Стрела крана треугольного сечения. По ее нижним поясам перемещается грузовая тележка. На кране имеются два электропривода с тиристорными преобразователями — грузовой лебедки и механизма поворота.
Таблица 6 Техническая характеристика унифицированного ряда башенных кранов КБ-674