Линейка универсально-пропашных тракторов МТЗ в самом популярном тяговом классе 1.4 т.с достаточно широко сегментирована и представлена сериями тракторов с мощностью двигателей от 80 до 110 л.с. Трактор Беларус 952 занимает сегмент машин с мощностью дизеля 95 лошадок. На сегодня завод представляет данную модель в шести модификационных версиях, каждая из которых отличается характеристиками касающиеся степени экологичности, уровнем автоматизации управления и контроля работы систем машины. Такая производственная стратегия позволяет диверсифицировать спрос потребителей, учитывая технические требования к сельскохозяйственным машинам отечественных и зарубежных рынков сбыта.
Линейка тракторов МТЗ класса 1.4
Конструкция, сфера применения, отличительные особенности «МТЗ-952»
Конструкционной основой трактора «Беларус МТЗ-952» является традиционный для большинства моделей Минского тракторного завода полурамный каркас, на котором смонтированы дизельная силовая установка с трансмиссионным модулем; кабина механизатора; ходовая часть и гидравлическая система, которая обеспечивает все манипуляции с навесными и прицепными устройствами.
Предназначен трактор «МТЗ-952» для выполнения полного спектра механизированных сельскохозяйственных работ в растениеводстве, садоводстве и животноводстве – с навесными, полунавесными и прицепными сельхозмашинами и орудиями. А также для транспортировки различных грузов, погрузочно/разгрузочных работ, выполнения текущих задач в коммунальной сфере.
По сравнению с его родственной предшествующей моделью – «МТЗ-82», отличительными особенностями данной модели трактора являются: ведущий передний мост с планетарно-цилиндрическими редукторами, усиленное навесное устройство, обновлённый интерьер кабины, облицовки улучшенного дизайна.
На тракторе «МТЗ-952» установлены модернизированный задний ВОМ – вал отбора мощности и гидрообъёмное рулевое управление с насосом «Danfoss», более современный турбированный дизельный двигатель. В остальном, можно сказать, что это всё тот же полноприводной «Беларус МТЗ-82». Данная модель также отличается надёжностью и простотой современной системы трансмиссии – с синхронизированной коробкой переключения передач, с мультипликатором. Она обеспечивает лёгкое и чёткое переключение передач на тракторе без необходимости остановки.
Назначение
Прежде всего, МТЗ-952 разработан для выполнения агротехнических мероприятий в сельском хозяйстве. Для работ в поле предусмотрена:
- регулируемая ширина колеи передних, задних колёс, возможность их сдваивания;
- предустановленная гидронавесная система;
- ходоуменьшитель.
Аппарат агрегатируют с активными и пассивными сельхозорудиями, которые пашут, культивируют, боронуют землю, либо сеют, садят или собирают урожай. В тандеме с косилками машину применяют для покоса травы.
Кроме аграриев трактор применяют строители и коммунальщики для решения своих задач.
Модификации и двигатель трактора «Беларус МТЗ-952»
Трактор «МТЗ-952» оснащён дизельным четырёхцилиндровым четырёхтактным двигателем с системой турбонаддува. Впрыск в камеру сгорания дизтоплива – непосредственный, система охлаждения – жидкостного типа.
Основным силовым агрегатом, используемым для комплектации модели «МТЗ-952», является мотор «Д-245.5» Минского моторного завода. Его отличительными особенностями являются 15-ти процентный коэффициент запаса вращающегося момента и высокая степень экономичности.
Двигатель демонстрирует стабильную и устойчивую работу при любых рабочих нагрузках (в том числе и со значительным превышением номинальных значений) и температурных режимах.
Технические параметры дизельного двигателя «Д-245,5»:
- Мощность – 89 лошадиных сил, или 66 кВт, при номинальной частоте вращения 1800 оборотов в минуту;
- Рабочий объём четырёх цилиндров – 4,75 литра;
- Диаметр цилиндра – 110 мм, ход поршня – 125 мм.
- Максимальный крутящий момент, при 1400 оборотах в минуту – 386 Н.м, или 39 кгс.м;
- Удельный расход дизтоплива – 162 г/л. ч., или 217 г/кВт ч;
- Вместимость топливного бака – 130 литров;
- Скорость движения: вперёд – 2,1-30,0 км/ч; назад – 4,4-10,0 км/ч.
Модификации МТЗ-952.2, МТЗ-952.3 и МТЗ-952.4 отличаются от базовой не только дизайном кабины и оперения, но и двигателями: они комплектуются турбированными дизелями ММЗ «Д-245.43 S3A» (84,3 л.с.) и «Deutz TCD2012L04-2V C3UT63» (86,3 л.с.). Это также четырёхцилиндровые рядные четырёхтактные дизельные моторы с турбонаддувом и системой охлаждения надувочного воздуха, с объёмным смесеобразованием.
Технические параметры дизельного двигателя «Д-245.43 S3A»:
- Мощность – 84,3 лошадиные силы, или 62 кВт, при номинальной частоте вращения 1800 оборотов в минуту;
- Рабочий объём четырёх цилиндров – 4,75 литра;
- Диаметр цилиндра – 110 мм, ход поршня – 125 мм;
- Максимальный крутящий момент, при 1400 оборотах в минуту – 411 Н.м;
- Удельный расход дизтоплива – 220 г/кВт ч;
- Коэффициент запаса крутящего момента – 25%;
Технические параметры дизельного двигателя «Deutz TCD2012L04-2V C3UT63»:
- Мощность – 86,3 лошадиных сил, или 63,5 кВт, при номинальной частоте вращения 1800 оборотов в минуту;
- Рабочий объём четырёх цилиндров – 4 литра;
- Максимальный крутящий момент, при 1400 оборотах в минуту – 350 Н.м;
- Удельный расход дизтоплива – 259 г/кВт ч;
- Коэффициент запаса крутящего момента – 35%.
Все представленные на модели «Беларус МТЗ-952» дизельные двигатели по своим экологическим стандартам соответствуют актуальным требованиям «Tier III-А».
МТЗ-922
Колесный трактор МТЗ-922 имеет классическую полурамную схему компоновки с передним расположением силового агрегата. Машина оснащена системой привода на передний и задний мосты, которая обеспечивает тяговое усилие 1,4 т. Управление выполняется поворотом передних колес. Конструкция машины предусматривает возможность установки сдвоенных колес на заднем мосту.
Трактор комплектуется 1 типом двигателя — дизельным 4-цилиндровым агрегатом Д-245, оснащенным турбокомпрессором и охладителем сжатого воздуха. При рабочем объеме 4750 см³ мотор развивает мощность 95 л. с. Расход топлива при эксплуатационной мощности составляет не более 230 г/кВт в час. Дизель соответствует экологическим требованиям Stage 3B (за счет установки каталитического нейтрализатора). При нормальных условиях эксплуатации двигатель имеет запас крутящего момента не менее 25%.
На тракторе установлено 1-дисковое сцепление с металлокерамическими накладками. Управление сцеплением — гидравлическое. Технические характеристики Беларус-922 определяются использованием 14-скоростной трансмиссии, которая обеспечивает минимальную скорость хода на уровне 2,6 км/ч. При движении по дорогам общего пользования используется повышающий редуктор. Для движения задним ходом имеются 4 передачи.
На коробке установлен 2-скоростной приводной вал с выводом хвостовика на тыльную сторону картера. Хвостовик съемный, может меняться при эксплуатации машины. В корме машины установлено навесное устройство с гидравлическим приводом, обеспечивающим грузоподъемность 4500 кг. Рядом с навеской установлены 4 вывода гидравлики — 2 боковых и 2 задних. Выводы предназначены для подключения рабочих органов прицепного оборудования.
Кабина оператора построена на базе жесткого защитного каркаса. Внешняя обшивка обеспечивает защиту от шума и вибраций. Сиденье оператора установлено на подрессоренной опоре, может регулироваться по весу и росту. На переднем и заднем стеклах расположены очистители с приводом от электрических двигателей. В стандартном оснащении предусмотрена вентиляционная установка с радиатором отопления. По заказу устанавливается кондиционер.
Трансмиссия, ведущие мосты, вал отбора мощности «МТЗ-952»
Трактора «Беларус МТЗ-952» комплектуются механическими синхронизированными, с повышающим редуктором, коробками переключения передач, обеспечивающими 14 передач при движении вперёд и 4 скоростных диапазона – при движении назад. (Редуктор-мультипликатор, который имеется на трансмиссионном модуле трактора «МТЗ-952», удваивает количество передач). Сцепление на данной модели трактора установлено однодисковое, сухое, постоянно замкнутого типа.
Ведущие мосты «МТЗ-952» – с бортовыми редукторами (портальные). Передний ведущий мост трактора (тип данного моста – цельная балка) оснащается фрикционной блокировкой дифференциала, которая имеет электрогидравлическое управление и три режима работы – автоматического включения/выключения (в случая пробуксовки задних колёс); принудительно включенный и выключенный.
Как уже было отмечено, трактора данной модели комплектуются переработанным и усовершенствованным типом вала отбора мощности (ВОМ). Он имеет точную, доступную и удобную внешнюю подрегулировку тормозных лент планетарного механизма. Вал отбора мощности расположен в задней части трактора; он является независимым, двухскоростным, с гидромеханической системой управления. Скорость первая составляет 596 оборотов в минуту; вторая скорость ВОМ – 1076 оборотов в минуту.
Рулевое и тормозное управление, гидравлическая система
Ещё одна отличительная деталь «Беларус МТЗ-952» – рулевое управление здесь, по сравнению с классическим трактором «МТЗ-82.1», претерпело изменения – оно выполнено гидрообъёмным, с использованием импортного дозаторного насоса «Данфосс», цилиндра в рулевой трапеции и неразрезной рулевой тяги. Основные и стояночные тормоза трактора «Беларус МТЗ-952» – дискового типа, сухие.
Привод тормозов прицепов является пневматическим, сблокированным с управлением тормозами трактора (по заказу – он может быть двухпроводным). В действие тормоза приводятся раздельно, гидростатическим способом.
Трактор «Беларус МТЗ-952.3».
Гидравлическая система «Беларус МТЗ-952» также выполнена по традиционной для данного класса минских колёсных тракторов схеме. Она является универсальной, раздельно-агрегатной, с позиционной и силовой регулировкой глубины обработки почвы. В качестве дополнительной опции, на заказ, есть возможность установить смешанную (комбинированную) систему регулирования.
Ёмкость масляного бака рулевого управления и гидравлической системы составляет двадцать пять литров. Грузоподъёмность на оси шарниров нижних тяг составляет 3700 кгс; максимальное давление равняется 20 Мпа, или 200 кгс/см2. Насос гидросистемы «МТЗ-852» демонстрирует производительность 45 литров в минуту.
По сравнению с «МТЗ-82.1», гидравлика трактора «МТЗ-952» также была подвергнута серьёзным усовершенствованиям. Силовым регулятором производится управление цилиндром навески заднего оборудования. Трёхсекционный распределитель даёт возможность управления цилиндрами (выносными) широкого спектра агрегатов и сельхозтехники.
Гидронавесная раздельно-агрегатная система
Гидравлика трактора обеспечивает силовое, позиционное и высотный способ регулирования положения сельхоз. орудий, зависимости от комплектации оснащается трёхсекционными распределителями РП70-1221 (РП70-1221С), РП70-1221.1 (РП70-1221.1) или RS213Mita (RS213Belarus) c рычажным управлением. В комплектации распределителями РП70-622 (РП70-1221ТС) управление осуществляется джойстиком и рычагом с тросовым приводом.
гидровыводы ГНС трактора
Производительность гидронасоса , л/мин | 46 |
Давление срабатывания предохранительного клапана, МПа | 20 |
Условный объёмный коэффициент, не менее | 0,65 |
Грузоподъёмность задней навески с установленным гидроподъёмником, кг | 4200 |
Грузоподъёмность задней навески с установленным силовым регулятором, кг | 3000 |
Время подъёма навески из крайнего нижнего в крайнее верхнее, с | 3 |
Навеска с гидроподъёмником | Два цилиндра Ц80Х220 |
Навеска с силовым регулятором | Один цилиндр Ц100Х200 или по заказу Ц110х200 |
Количество и размещение гидровыводов зависит от комплектации машины. В универсальном варианте машина имеет три пары задних выводов с выводом свободного слива под гидромотор и две боковые дублирующие пары выводов.
Электросистема и комплектация трактора
«Беларус МТЗ-952» оборудован генератором на 0,7 кВт, и 14V составляет здесь напряжение внутренней электросети. Запуск мотора производится электростартером на 6 кВт. Имеется подогреватель двигателя электрофакельного типа. А по заказу, в качестве дополнительной опции, можно приобрести пусковую систему со стартером 12 V, а также специальное пусковое приспособление с аэрозольной легковоспламеняющейся жидкостью.
В стандартной комплектации трактора «Беларус МТЗ-952» имеются следующие устройства: мощные рабочие фары освещения; выходы от гидросистемы (6 штук, дополнительные); выходы для безнапорного слива; колёсные грузы сзади; поперечина для прицепных агрегатов; механическая фиксация задней навески; прицепной агрегат маятникового типа; гидравлический крюк; оборудование для сдваивания задних колёс (специальные проставки); кронштейн для переднего груза-балласта; буксировочное устройство; шкив приводной.
Технические характеристики в цифрах
- Конструкционная масса – 3,850 тонны.
- Эксплуатационная масса – 4,100 тонны.
- Предельно допустимая масса – 7 тонн.
- Габаритные размеры – длина: 3,97 м; ширина: 1,97 м; высота: 2,85 м.
- Колёсная база – 2,450 м.
- Колея передних колёс – 1,455-1,955 м; колея задних колёс – 1,800-2,100 м.
- Шины – 11,2-20 или 13,6-20 (передних колёс); 15,5R38, 18,4R34 или 16,9R38 (задних колёс).
- Дорожный просвет – под передним мостом: 645 мм; под задним мостом: 465 мм.
- Наименьший радиус поворота – 4,1 м.
Конструкция и внешний вид
Компоновочная схема трактора новой серии не изменилась.
- Основа конструкции представлена остовом, состоящим из корпусов коробки передач, сцепления, заднего моста и полурамой.
- На последнюю опирается двигатель и передний мост.
- Кабина, расположенная за дизелем, закреплена на остове через виброгасящие проставки.
Таблица № 3. Размеры и масса
Наименование | Значение |
Габариты (Д×Ш×В), мм | 3970×1970×2860 |
Колёсная база, см | 245 |
Настраиваемая колея, мм | Перед 1420-1970, зад 1500-2100 |
Эксплуатационная масса, т | 4,2 |
Кабина трактора «Беларус МТЗ-952»
Рабочее место механизатора в кабине трактора «МТЗ-952» отличается большой площадью остекления и превосходной обзорностью во все стороны. Данная кабина также приведена в полное соответствие с требованиям Евросоюза и ОЕСД по необходимой степени безопасности и комфорта.
Боковые и задние окна в кабине выполнены открывающимися. Когда всё закрыто, с обеспечением чистоты воздуха в кабине успешно справляется система вентиляции, с фильтрацией и подогревом поступающего в салон атмосферного воздуха. Кабина «МТЗ-952» снабжена очистителем и омывателем стёкол. В крыше кабины находится люк.
Сиденье механизатора снабжено полным набором необходимых настроек и является достаточно комфортным. Размещение дополнительного сиденья возможно в кабине «МТЗ-952» в качестве дополнительной опции.
Устройство
МТЗ-952 имеет классический полурамный остов. В состав ходовой системы входят задние и передние колеса с пневматическими шинами низкого давления. Управление трактором осуществляется через поворот передних колес. Опционально для «Беларуса-952» предусмотрено сдваивание задних колес через проставку.
Данный трактор имеет коробку передач с повышающим синхронизированным редуктором. Блокировка дифференциала работает в 2 режимах: «включено принудительно» и «выключено».
Гидросистема МТЗ-952 раздельно-агрегатная, универсальная с позиционным и силовым контролем глубины обработки. Также трактор имеет гидрообъемное рулевое управление с гидроцилиндром и насосом-дозатором. Стояночные и основные тормоза в «Беларусе-952» дисковые, сухие.
Кабина данной модели соответствует нормам ОЕСД. Она имеет подогрев и фильтрацию воздуха, подаваемого в салон. Кабина является безопасной (ROPS), термошумовиброизолированной и оснащается люком крыши и открывающимися задними и боковыми окнами. Также данный элемент оборудуется электростеклоочистителями и омывателем. Внутри кабины установлено подрессоренное сиденье, регулируемое по массе и росту.
Среди других полезных дополнений следует выделить:
- противосолнечный козырек;
- плафон освещения;
- зеркала заднего вида;
- систему кондиционирования (по заказу);
- место под радиоприемник;
- системы вентиляции и отопления;
- дверные замки.
Источник фото: youtube.com Фото МТЗ-952 в работе
Отзывы владельцев «МТЗ-952»
Отзывы о работе тракторов модели «Беларус МТЗ-952» поступают, по большей части, положительные. Это такая же надёжная и долговечная в использовании техника, как и «МТЗ-82». Правда, существует мнение, что 80-ю и 82-ю серии МТЗ, а также «вариации на их тематику» следует уже снять с производства как устаревшие. ке5роОднако пока, и в обозримом будущем тоже, достойных альтернатив (и прежде всего – по цене) для 80…82-й серий в малых и средних хозяйствах СНГ не предвидится. Как говорится – дёшево и сердито! А снять с производства и «сдать в архив» эти модели возможно будет только тогда, когда потребители начнут в массовом порядке приобретать более современные и более дорогие модели тракторов, которых у МТЗ тоже имеется немало.
Из возможных проблем, с которыми столкнулись владельцы данных тракторов в ходе их эксплуатации:
- усовершенствования требует система охлаждения двигателя, «а то он как самовар» (радиатор не помешал бы большего размера, чем имеется в настоящее время);
- при переключении передач характерный хруст проявляется на первой и задних передачах (там, где отсутствуют синхронизаторы);
- трубки топливного насоса могут полопаться;
- глушитель не слишком крепок сам по себе и зафиксирован не на 100 процентов надёжно;
- разбалтывание рулевых пальцев происходит слишком быстро. Протекание сальников является достаточно частым явлением.
Но в целом, абсолютно все владельцы характеризуют трактор «Беларус МТЗ-952» как «очень хороший», с мощным и производительным двигателем, который отлично заводится в любую зимнюю погоду и всегда имеет достойный запас крутящего момента.
Плюсы и минусы
Механизаторы из положительных сторон выделяют комфортную кабину с хорошей тепло-, звукоизоляцией, эргономичным управлением, производительным отопителем. Сюда же можно отнести хороший обзор, надёжность компонентов. Из недостатков можно указать следующие нюансы.
- Быстрое разрушение шлангов гидросистемы.
- Низкое качество покрышек.
- Засорение нижнего патрубка системы охлаждения двигателя.
- Отсутствие синхронизаторов на первой передней, задних скоростях.
Стоимость трактора «Беларус МТЗ-952»
Цена нового трактора «Беларус МТЗ-952» у региональных дилеров Минского тракторного завода начинается с 1 миллиона 270 тысяч рублей. Надо сказать, что, хотя новые трактора данной модели ещё имеются в наличии, из ассортимента МТЗ они выводятся.
В официальном прайсе завода можно увидеть приходящий им на замену более современный и усовершенствованный аналог – трактор «Беларус» МТЗ-1025, в нескольких вариантах исполнения и с двумя видами двигателей.
На вторичном рынке сельхозтехники объявлений о продаже тракторов «МТЗ-952» немного. За трактора этой марки 2014-2015 годов выпуска просят около миллиона рублей.