Как известно, сельское хозяйство за последние годы получило в свое распоряжение множество интересных, и главное полезных технологий. Технологии эти постоянно совершенствуются, что конечно позволяет фермеру всегда делать лучший выбор, но само многообразие технологий часто запутывает обычного неподготовленного потребителя.
Сегодня мы расскажем вам, как же определиться с выбором мотоблока, какие модели есть на рынке, и почему стоит выбирать мотоблоки с пониженной передачей, по сравнению с обычными. О преимуществах и различиях обычных мотоблоков, и устройств с пониженной передачей вы узнаете из нашей статьи.
Какое масло заливать в редуктор мотоблока – выбираем средство
Выбор смазочного материала для редуктора имеющегося мотоблока зависит от нескольких факторов. В первую очередь, сюда относятся рекомендации производителя используемой сельскохозяйственной техники. Вторая, не менее важная особенность – это стоимость приобретаемого масла.
Непосредственно в магазине особое внимание следует уделить вязкости масла – как правило, этот параметр указан на банке с материалом. Также при необходимости в магазине всегда можно приобрести специальные добавки, способные существенно улучшить свойства выбранного смазочного средства
На практике самым оптимальным средством для смазки редуктора считается трансмиссионное масло. Этот состав способен предотвратить различные поломки механизма и защитить его трущиеся детали при работе в сложных условиях. Одними из лидеров на отечественном рынке считаются трансмиссионные масла марки ZIC 10W40 – это полусинтетический материал покрывает детали редуктора тонкой пленкой, и защищает их от износа.
Замена масла в мотоблоке – как выполнить самому?
Непосредственно перед выполнением процедуры, редуктор мотоблока потребуется очистить от старого смазочного материала. Сделать это несложно – в некоторых случаях потребуется разборка и демонтаж определенных деталей мотоблока, однако, большинство агрегатов имеют свободный доступ к сливной крышке редуктора.
Порядок действий при замене масла выглядит так:
- Для начала имеющейся мотоблок потребуется установить на любую возвышенность – так будет гораздо проще слить масло с редуктора. При необходимости под колеса агрегата можно поставить кирпичи;
- В нижней части редуктора находится сливная пробка, а в верхней – заливная пробка. Сначала нужно открутить заливную пробку, после чего уложить под сливную пробку широкую емкость;
- Далее необходимо начать аккуратно откручивать сливную пробку. Как только из нее начнет вытекать масло, пробку нужно полностью открутить и дождаться, пока не стечет все смазочное средство;
- После этого нужно закрутить сливную пробку, вставить воронку в заливное отверстие и залить новое масло;
- Залив требуемое количество масла, необходимо вкрутить заливную пробку обратно. С ее нижней стороны расположен специальный щуп, длиной около 10 см – он предназначен для проверки уровня масла. Если залитый смазочный материал доходит до кончика щупа, то заливать масло больше не требуется. Более подробно о последовательности замены масла в редукторе бытового мотоблока расскажет видео.
https://youtube.com/watch?v=_2LY1uXDlfw
Если сельскохозяйственный агрегат используется крайне интенсивно, то эту процедуру потребуется выполнять каждые 50 часов проделанной работы. Во всех других случаях хватит одноразовой замены средства на каждые 100 часов эксплуатации агрегата.
Сколько заливать масла в редуктор мотоблока?
Непосредственно перед заливкой нового масла нужно узнать, какой объем старого материала залит в редуктор.
Это делается в таком порядке:
- Вначале мотоблок ставится на ровную поверхность;
- Далее берется металлическая проволока, длиной не менее 70 см, и загибается в дугу;
- Получившееся изделие нужно протянуть сквозь имеющееся заливное отверстие и просунуть его до упора. Как только проволока коснется днища редуктора, ее следует вытащить обратно.
После этого нужно высчитать длину проволоки, покрытой маслом. Если изделие оказалось в смазочном материал примерно на 30 см, то это считается оптимальным количеством масла, которое нужно залить в редуктор при замене. Если самодельный щур оказался полностью сухим, то в редуктор мотоблока понадобится вылить не менее 2 л не использованного ранее смазочного трансмиссионного средства.
Отзывы о технических характеристиках мотоблока марки «ОКА МБ-1Д2М9»
Мотоблок «Ока» с дифференциалом, марка которого была упомянута в подзаголовке, имеет, по мнению покупателей, демократичную стоимость, которая составляет 38500 руб. Мощность агрегата равна 6,5 л. с., а количество скоростей всего четыре. Две для передвижения вперед и две – назад.
Ширина вспашки может изменяться в пределах от 72 до 113 см, а глубина вспашки равна 30 см. Этого значения, как упоминают покупатели, можно добиться лишь в несколько проходов. Оборудование имеет механический цепной двухскоростной редуктор, а объем масла редуктора изменяется от 1,5 до 2 л. В комплектацию входят:
- мотоблок;
- пневмоколеса;
- 4 фрезы для рыхления почвы;
- сошник.
Детали, сборка новых узлов и комплектация мотоблока
К сожалению, из старенького ВАЗ для мотоблока использовать можно не так много деталей. Вот список того, что пригодится в том или ином случае:
- двигатель, поскольку у Жигуля движок бензиновый, то этот вариант не самый экономный;
- топливный бак и части топливной системы;
- система отвода отработанных газов;
- воздушный фильтр;
- стартер;
- руль, рычаги газа и сцепления;
- коробка передач, раздатка;
- колеса;
- задний мост — пригодится для сборки прицепной конструкции.
По сути — это все, что можно использовать от ВАЗа. Самодельный мотоблок из моста Жигулей и подобных моделей ВАЗ без множества преобразований сделать очень трудно, поэтому приходится использовать только отдельные части ходовой.
Обычно двигатель для мотоблока берут дизельный, поэтому стоит покопаться в старой мототехнике, например в том же мотоцикле. Есть некоторые самоделки с двигателями от пилы, но они применяются для легких земельных работ.
Выбор двигателя очень важен, поэтому ориентируйтесь на тип работ, которые будут выполняться мотоблоком. Для средних нагрузок со вспашкой земли и сборкой урожая вполне хватит движка от мотоцикла, а для более трудоемких работ потребуется уже мотор от машины.
В некоторых случаях, если не хватает деталей, можно купить оригинальные запчасти к мотоблокам и использовать их в конструкции. Такой вариант стоит рассматривать, только если в чертеже присутствуют рекомендации и примеры по переделке покупных запчастей.
Поскольку нам нужно получить рабочий прототип, старайтесь как можно полнее соблюдать все инструкции и выполнять все работы по схеме и чертежам.
Как собрать мотоблок самостоятельно
Рассмотрим, как собрать мотоблок своими руками. Детали, которые можно использовать для самоделки, берутся со старых мотоциклов и металлолома. В качестве движка, который часто ставят на самодельные мотокультиваторы, можно использовать мотор с Дружбы — бензопилы.
Такой двигатель обладает достаточной мощностью, позволяет использовать различное навесное оборудование. Это значительно расширяет функциональное использование мотокультиваторов. Многие ставят на мотоблок движок от мотороллера Муравей, который обладает отличными характеристиками и параметрами для работы на дачном участке.
Для создания мотоблока в домашних условиях понадобятся следующие запчасти и материалы:
- Стальные уголки размером 36х36 мм или трубы 60х50х2 мм. Из этих деталей можно собрать раму для мотоблока.
- Двигатель в полной сборке.
- Топливный бак.
- Выхлопная система.
- Воздушный фильтр.
- Кикстартер.
- Руль, на котором должны стоять ручки сцепления и газа.
Сделать своими руками мотоблок помогут следующие инструменты:
- Аппарат для сварки.
- Дрель.
- Тиски.
- Набор рожков и накидных ключей.
- Машинка для шлифования, на которой должен быть установлен специальный диск для резки металла.
Как сделать самодельный мотоблок на базе кпп ЗАЗ
Редуктор для мотоблока преобразует высокую частоту вращения на входном валу в низкую на выходном валу. Регулярное техобслуживание и своевременное проведение ремонтов позволят успешно эксплуатировать редуктор мотоблока, избежать внезапных поломок.
Конечно, лучше всего, если понимать принципы работы мотоблока и знает устройство его редуктора. Каждый фермер, знающий устройство редуктора своего мотоблока, сможет правильно провести его тех диагностику и ремонт. В тяжелых случаях, конечно, нужно обращаться к спецам, имеющим соответствующий опыт.
Если для редуктора мотоблока достаточно ступенчатого изменения частоты вращения своего выходного вала, то вместо него в самодельных мотоблоках может быть применена автомобильная коробка передач. Хорошим вариантом может оказаться самодельный мотоблок на базе кпп ЗАЗ. Ниже показан пример исполнения такого мотоблока для приусадебного хозяйства. На его изготовление, по информации хозяина, ушло около одного месяца.
Первые испытания показали малый его вес, после чего были добавлены грузы в колёса и передний противовес. Вес мотоблока получился около 160 кг.
Возможности мотоблока: пашет, культивирует, окучивает, копает; фрезерует; перевозит грузы до 800 кг.
Полуоси самодельного мотоблока на базе кпп ЗАЗ
Изготовление полуоси таит многочисленные нюансы. Для того, чтобы понять, как изготовить самодельный мотоблок с КПП ЗАЗ, желательно повышать уровень своих знаний, знакомиться с тех литературой.
Хорошие знания позволят изготовить самодельный мотоблок, который можно будет либо эксплуатировать самостоятельно, либо продать своим знакомым. Таким образом, у вас появится агрегат, идеально отвечающий вашим требованиям. При этом вы, сэкономите ощутимые денежные средства.
Для того, чтобы делать самодельные трактора и мотоблоки нужны физические силы и время. При достаточном опыте можно научится делать надежные сельскохозмашины универсального назначения. Неплохо также освоить изготовление самодельных сцепок к мотоблоку и дополнительного навесного оборудования.
Если вы будете стоять перед выбором: покупать либо самостоятельно изготовить самодельный мотоблок с двигателем ЗИД и редуктором на КПП ЗАЗ, то лучше выбрать второй вариант. Предварительно изучите спец литературу, разработайте чертежи, покопайтесь с инете — и вы сможете успешно сделать эффективный сельхозагрегат.
Самодельные орудия для мотоблока во многих случаях необходимы, ведь они позволяют технике стать более функциональной. Для надежного их крепления желательно применять самодельные сцепки к мотоблоку, имеющие высокое качество и разработанные с учетом особенностей навесных орудий.
Обычная или пониженная?
Чем же отличается технология пониженной коробки передач от классики? В первую очередь, тем, что для переключения скорости трансмиссии необходимо его непосредственно выполнить. Это создает кратковременное прекращение вращения в принципе, в то время как пониженная коробка передач работает с созданием как-бы «запаса» скоростей, что позволяет мало того, что мягко стартовать, из-за чего работа будет безопаснее, так ещё и переключать скорости прямо во время работы, без помех.
Да и двигается аппарат с пониженной коробкой передач гораздо быстрее, (в среднем на 45%), чем его аналоги лишенные этой функции. Соответственно, пониженная коробка передач это безопаснее, быстрее и плавнее.
Сборка мотоблока с нуля
Если вы собираетесь сконструировать полностью весь мотоблок своими руками или даже целый минитрактор, перед началом работ стоит подумать о целесообразности реализации такого проекта. Современный рынок может предложить пользователю множество моделей мотоблоков отечественного и китайского производства, чьи характеристики позволяют проводить работы низкой и средней трудности. При этом цена такой техники вполне доступна для множества пользователей. Так что проект по созданию своего мотоблока должен иметь такие преимущества:
- низкую стоимость;
- возможность использования при сборке старых запчастей от техники, автомобилей или мотоциклов;
- повышение характеристик в сравнении с заводским аналогом;
- дополнительный функционал.
Проект стоит реализовать, если хотя бы 3 из перечисленных пунктов были соблюдены. В противном случае задумка не стоит затрат и проще купить готовый мотоблок, даже б/у с последующим обновлением деталей.
Теперь о конструкции. Нужно найти чертеж, по которому будет производиться сборка самоделки. В чертеже будут указаны основные детали, особенности их монтажа, а также способ изготовления креплений для запчастей. Без документации невозможно будет воплотить проект, поэтому первостепенная задача — найти самый подходящий чертеж. После этого можно начинать подбор материалов.
Это интересно: Лучшие российские и китайские мотоблоки с валом отбора мощности — все нюансы
Мотоблок с дифференциалом: лучшие модели и отзывы о них
Тем дачникам, которые всерьез занимаются огородом и садом, известно, что при проведении определенных работ без специальной техники не обойтись, ведь вручную обработать землю качественно не удастся. В противном случае вы потратите много сил и времени, да и здоровья от этого не прибавится.
Именно поэтому довольно часто люди задумываются над тем, как можно облегчить свой труд, какую технику для этого можно использовать, какими характеристиками она должна обладать, какую иметь стоимость. Над этими вопросами стоит задуматься еще до похода в магазин, ведь в противном случае вы можете купить технику, которая не оправдает надежд.
Дополнительные приспособления
Продаются мотоблоки с минимальным количеством комплектующих. Однако фрезы и стандартного плуга для выполнения всех сельхоз работ недостаточно. Как улучшить мотокультиватор с помощью подручных материалов? С помощь инструментов, которые есть в каждом доме можно расширить возможности мотоблока. Оборудование, которое можно изготовить самостоятельно:
- Установка на мотоблок граблей для уборки мусора, листьев, сена. Такое простое приспособление ускорит осенне-полевые работы, позволит за считанные минуты очищать большие участки от мусора. Для изготовления граблей будет нужно: несколько метров арматуры с сечением 8-12 мм и полоска листового металла. Арматура, нарезается на отрезки длинной 10 см и приваривается к пластине в несколько рядов с промежутком 3-5 см. Для увеличения маневренности грабли можно оборудовать роликовыми колесами.
- Прицеп и телега, помогут перевезти габаритные грузы. Тележку можно изготовить из подручных материалов – швеллера и старых колес от автомобиля, металлического профиля и досок. Сцепление делается стандартным как для тракторов и автомобилей.
- При желании можно изготовить картофелекопалку, окучник и бороны, которые по качеству не будут уступать покупным.
Плуги для мотоблоков
Еще одно приспособление для обработки почвы с помощью мотоблока — плуг. Выделяются такие виды плугов:
- Самый простой в использовании – однокорпусный, так же известный как плуг Зыкова.
- Реверсивный плуг для мотоблока: поворотные или оборотные. Верхняя часть с загнутым пером, которое в процессе вспахивания переворачивает землю. Универсальное приспособление, которое легко справляется со вспахиванием тяжелых грунтов. Быстро справляется с обработкой участков с глинистой и болотистой почвой.
- Роторный плуг для мотоблока имеет сложную конструкцию. В зависимости от количества лемех есть двухкорпусные и трехкорпусные модели. Активные лемехи сбрасывают землю только в одну сторону, а пассивные сравнивают грядки и приподнимают их. Обработка земли таким плугом имеет ряд преимуществ: грунт максимально насыщается кислородом; уменьшается износ шин и расход топлива; после обработки не остается больших комьев земли.
- Ротационный плуг для мотоблока дает неограниченные возможности. Во время работы ось поворачивается, а с ней и пласты грунта. Легко вспахивает даже очень твердый грунт на глубине около 30 сантиметров. Различаются лопастные, барабанные, лопаточные и шнековые плуги. Приспособления первого типа оснащены жестким толкателем, могут состоять из пружинной пластины или быть комбинированными. Агрегаты второго типа оснащены диском с лопастями, вращающимися во время работы. Плуг с дисковым ножом для мотоблока подходит для проведения работ в начале весны, он хорошо справляется с мокрым грунтом.
Отзывы об основных преимуществах модели
Вышеописанный тяжелый мотоблок с дифференциалом, по мнению покупателей, обладает множеством положительных особенностей, среди них:
- комфортное управление;
- надежная силовая установка;
- отличная проходимость;
- эффективность.
Комфорт обеспечивается рукояткой, которую можно регулировать. А вот надежность гарантируется дизельным двигателем, который с легкостью справляется с обработкой грунта с любыми характеристиками. Работать данным мотоблоком вы сможете даже над целинной почвой.
Проходимость у агрегата хорошая, что обеспечивается большими колесами и шинами с агрессивным рисунком протектора. Наличие плуга позволяет разрезать и переворачивать верхний слой плотной почвы. Такие мотоблоки с ВОМ и с дифференциалом достаточно распространены сегодня. Потребители выбирают их из-за водяного охлаждения, плуга, входящего в стандартную комплектацию, а также низкого уровня шума.
Моторесурс, как упоминают покупатели, достаточно велик и достигает 3100 часов. Запуск двигателя облегчается за счет декомпрессора. За час обработки почвы вы сможете преодолеть ширину в 105 см. Для устойчивого положения агрегата производитель предусмотрел специальный упор, поэтому агрегат уверенно чувствует себя в стационарном состоянии.
Ходоуменьшитель
Сцепление колес землеобрабатывающей машины с почвой можно усилить, если использовать грунтозацепы или ходоуменьшитель для мотоблока. Ходоуменьшитель относится к числу навесных устройств. Он дает возможность снизить скорость сельскохозяйственного агрегата и повысить тяговое усилие вместе с крутящим моментом. Работает аналог редуктора с помощью цепи и звездочек на валах. При желании это приспособление можно изготовить своими руками. Детали используются от другой техники.
Каждый рассмотренный преобразователь наделен своими недостатками. Чтобы свести их количество к минимуму, стоит попробовать сделать устройство самостоятельно. Самодельная вещь может стать более качественной и удобной в эксплуатации, чем покупной экземпляр.
Какое есть навесное оборудование к мотоблоку?
Самые распространенные виды навесного оборудования для мотоблоков:
- плуг для мотоблока
; - прицеп;
- окучник;
- культиватор;
- сиденье-адаптер;
- грунтозацепы;
- сцепка.
Интересные материалы:
Как открыть барабан стиральной машины Indesit? Как открыть барабан стиральной машины Индезит? Как открыть барабан стиральной машины Хотпоинт Аристон? Как открыть дверцу стиральной машины Candy? Как открыть дверцу стиральной машины если она не открывается? Как открыть дверцу стиральной машины Индезит? Как открыть дверцу стиральной машины Самсунг во время стирки? Как открыть дверцу стиральной машины Samsung? Как открыть дверцу в стиральной машине Бош? Как открыть фильтр на стиральной машине Indesit?
Самодельная конструкция
Можно сделать редуктор для мотоблока своими руками. Перед началом работ необходимо учесть частоту вращения двигателя и рассчитать максимальную нагрузку на валы механизма.
Без определения этих параметров собранный редуктор не будет соответствовать заданной мощности и быстро выйдет из строя. Вот как выглядит процесс сборки.
Изготавливаем корпус. Для этого можно позаимствовать уже готовое изделие с мотоцикла. Если мотоцикла под рукой нет, можно сварить корпус самостоятельно из листового металла. Шестерни можно снять с бензопилы «Дружба 4» или также изготовить самостоятельно
При самостоятельном изготовлении шестерёнок, нужно брать во внимание диаметр корпуса редуктора. Поэтому размер шестерней определяют при помощи штангенциркуля. Для работы механизма вам потребуются два шестеренчатых вала
Эти элементы можно снять уже в готовом виде с мотоцикла «Урал» и установить в редуктор мотоблока после небольшой доработки. У первого вала нужно укоротить концевик и высверлить в корпусе отверстие. Второй вал устанавливается с противоположной стороны корпуса, где предварительно нужно прорезать отверстие подходящего диаметра. Отверстие нужно дополнить фланцем, который крепится к корпусу посредством резьбовых соединений. Внутрь фланца ставим стальную шайбу и шарикоподшипник. Соединяем валы между собой передаточным механизмом. Выходной конец вала дополняем шкифом, который послужит для установки ременной передачи.
После проделанных манипуляций, у вас получится редуктор углового типа.
Отзывы об особенностях мотоблока марки FERMER FM-1309MD
Это устройство многофункционально и предназначено для обработки всех видов почв. Оборудование имеет рычаги управления на руле и дифференциал, встроенный в редуктор. Мотоблок с бензиновым двигателем имеет вес в 175 кг, а объем двигателя равен 389 см 3 . Объем топливного бака, по мнению покупателей, достаточно внушителен и составляет 6,5 л. Ширина культивации достигает 1350 см. Система дифференциала позволяет выполнять развороты и повороты с использованием лишь одной рукоятки, которая удобно располагается на руле мотоблока.
В качестве дополнительных преимуществ можно выделить колеса внушительного диаметра, которые позволяют увеличить проходимость. Потребители особенно отмечают наличие универсальной сцепки и расстояние между колесами в 60 см. В комплектацию входит сам мотоблок, резиновые колеса, фреза и инструкция на русском языке, которая позволит разобраться с функционалом. Мощность двигателя достаточно высока и составляет 13 л. с. или 9, 6 кВт. Работает устройство за счёт четырехтактного двигателя, а максимальная глубина обработки варьируется в пределах от 150 до 300 мм.
Самодельные минитрактора, вездеходы и автомобили
Авто самоделки своими руками, вездеходы, трактора и мотоблоки
Чертежи
Также отдельным пунктом выделим чертежи. Перед тем как приступить к работе рекомендуем тщательно присмотреться к ним. Для этого подойдет руководство по эксплуатации любого мини мотоблока. Магазин Гарденшоп собрал для Вас необходимые чертежи для сборки мотоблока своими руками.
READ Мотоблок Кутаиси Супер 610 Замена Двигателя
Сборка мотоблока из бензопилы
Если где-то завалялась в гараже ненужная пила, тогда можно запросто переделать ее на мотокультиватор. Здесь не обойтись без понимания чертежей. Чертеж для мотоблока из бензопилы необходим в первую очередь для того, чтобы суметь при монтаже сохранить высочайшую точность.
Рекомендация: Лучше взять для создания мотокультиватора мощную, компактную и легкую бензопилу с высокой производительностью.
- Создание рамы. Ее нужно сделать кубической формой с углами размером 32 х 32 см.
- Установка двигателя. Его следует прикрепить на поперечину каркаса.
- Установить топливный бак. Его устанавливают под поперечину каркаса. Лучше всего для реализации этого пункта использовать кронштейны.
- Приварить на опоры подшипники.
- Создание рулевого управления. К колесной опоре приварить центр тяжести, который располагается над колесной базой. Замок зажигания запуска двигателя подойдет абсолютно любой.
Преимущества очевидны: нет серьёзных требований к смазке и топливу, работает в автономном режиме, можно использовать в труднодоступных местах. Кроме всего, такой самодельный культиватор сделанный из подручных средств очень компактный и легкий.
Сборка мотоблока из автомобиля
Для этого подойдет абсолютно любая машины. Какие инструменты понадобятся?
- КПП
- Редукторы бортовые
- Подвеска передняя
- Рейка рулевая
- Колеса
В самом начале сборки нужно сварить крепкую металлическую трубу размером до 10 см для создания оси. С двух сторон конца трубы нужно приварить шариковые подшипники к корпусу, затем на них прикрепить колеса от мотоцикла. На трубу нужно прикрепить КПП от того же самого мотоцикла с помощью приварки кронштейнов. После проведения такого цикла работ можно на базе КПП ЗАЗ установить полноценный двигатель. Последним шагом будет считаться прикрепленные ручки управления агрегатом на вертикальный удерживатель.
Отзывы о мотоблоке марки «УГРА НМБ-1Н9»
Мотоблоки с дифференциалом «Угра» пользуются у потребителей большой популярностью. Это обусловлено не столь высокой стоимостью, которая равна 54 000 руб. В оборудовании установлен металлический бак, понижающий редуктор, а дорожный просвет равен 170 см.
Максимальная скорость движения, по мнению покупателей, достаточно велика. На первой передаче вы сможете двигаться со скоростью в 3,61 км/ч, в этом случае речь идет о пневмоколесах, тогда как если установить грунтозацепы, то скорость будет снижена до 3,5 км/ч. На третьей передаче мотоблок увеличивает скорость до 8,52 км/ч на пневмоколесах и до 8,25 км/ч – на грунтозацепах.
Мощность оборудования составляет 6 л. с., а в топливный бак вмещается 3,6 л. Трансмиссия представлена механической коробкой передач, а также шестеренчатым редуктором. Весит оборудования не столь много, это нравится покупателям, масса устройства составляет всего лишь 85 кг.
Процесс сборки
Будет лучше начать делать самодельный редуктор с установки ведущей звезды первой ступени редуктора на выходной вал. Крепить звезду можно по-разному, в каждой конструкции индивидуально. Можно зафиксировать шпонкой, фланцем, а также точечной сваркой. Сборка ведомого вала производится при помощи 2 полуосей. На их концах требуется наличие ответных фланцев. Между фланцами, на своё место нужно установить ведомую звёздочку 2 ступени, после чего можно собирать полуоси в целую конструкцию, используя соединение болтом.
Чтобы организовать защиту цепной передачи, блок 2 степени редуктора ограждают защитным корпусом. Помимо защитной функции, он выполняет функцию резервуара, в котором находится жидкость. Она способна обеспечивать плавную работу и способствовать снижению износа деталей при трении.
В корпусе нужно предусмотреть наличие соосных посадочных гнёзд, куда происходит установка подшипников, что служат валовой опорой. Чтобы установить ведомый вал, требуются обычные шарикоподшипники, имеющие цилиндрический корпус.
За счёт конструктивной особенности, эксцентрик способен изменять местоположение на угол в гнезде, до 15°. Вместе с ним меняется и расположение ведущего редукторного вала, что позволяет производить регулировку величины натяжки цепи.
Можно создать герметизацию кожуха. Для этого требуется установить на подшипниковые посадочные места и на разъёмную линию корпуса, стандартные герметизирующие прокладки и сальники. Подбираются они без особого труда, потому что все размеры в конструкции имеют стандарты.
Чтобы сделанный редуктор своими руками имел герметичный корпус, придётся приложить больше усилий. Когда используется нестандартные изделия или оболочки устаревших типов, то найти на них уплотнители будет сложнее. Для этих целей можно применять специальные маслостойкие герметики.
Как регулировать скорость?
Иногда получается так, что хочется изменить быстроту движения вашего мотоблочного устройства: увеличить или, что случается довольно редко, уменьшить ее.
Для увеличения скорости передвижения мотоблочных агрегатов обычно применяют один из двух нижеприведенных методов:
- замена колес на большие по диаметру;
- замена пары шестеренок редуктора.
Обычный диаметр колес практически всех мотоблоков составляет 570 мм. Чаще всего при замене подбирают шины с диаметром, который больше данного примерно в 1,25 раза, – 704 мм. Хоть разница в размерах сравнительно невелика (всего 13,4 см), скорость движения существенно увеличивается. Конечно, если конструкция позволяет поставить более крупные шины, можете попробовать увеличить выигрыш по скорости.
Шестереночная пара, установленная в колесном редукторе, обычно состоит из двух шестеренок с числом зубчиков 12 у маленькой и 61 у большой. Можно изменить этот показатель на 18 и 55 соответственно (только у специалистов в центрах обслуживания сельхозтехники), тогда выигрыш в скорости составит примерно 1,7 раза. Не пытайтесь самостоятельно провести операцию по замене шестеренок: здесь очень важно подобрать не только качественные детали с минимальными погрешностями, но и соответствующий шкив. Важную роль играет и фиксаторная пластина вала редуктора.
Логически рассуждая, уменьшения скорости передвижения мотоблока можно добиться исполнением диаметрально противоположных действий – уменьшить диаметр шин или количество зубчиков на шестеренчатой паре.
Возможное решение увеличения скорости состоит и в регулировке переключателя газа: когда включается аппарат, переставьте его из первой позиции на вторую. Для понижения быстроты движения верните в исходную позицию. Конечно, для изменения скорости в меньшую сторону не нужны специальные уменьшители – достаточно не переключаться на высокие передачи.
Также возможные решения проблемы увеличения скорости мотоблока – замена мотора на более мощный и модернизация либо установка системы сцепления (в некоторых устаревших моделях она не предусмотрена).
Может помочь увеличить скорость (особенно на неровном рельефе или тяжелых почвах, где часты пробуксовки техники из-за недостаточного веса агрегата) и установка утяжелителей. Их можно изготовить и собственноручно из металлических деталей. Утяжеляющие конструкции устанавливаются на раму мотоблока и колеса. Для рамы понадобятся металлические уголки, из которых формируется самодельная съемная конструкция, то есть вы легко сможете ее снять в случае отсутствия надобности. На эту съемную дополнительную раму прикрепляют дополнительные балластные грузы. На колеса нужны диски из стали и полнотелые железные болванки с поперечным сечением в виде шестигранника. Эти детали свариваются и вставляются в ступицы. Для надежной фиксации используют шплинты, которые устанавливают в специально подготовленные отверстия.
Как сделать минитрактор с двигателем ЗАЗ
Для того чтобы сделать минитрактор с двигателем от ЗАЗ 968, понадобятся такие составляющие:
- Передний мост и задний мост. Рекомендуется заблаговременно их укоротить и переварить детали. При этом передний мост может использоваться непосредственно в комплекте с уже имеющимися колесными дисками. Резину на них при необходимости следует сменить.
- Тормоз, а также пара комплектов ступиц, которые пригодятся для колес, находящихся в задней части трактора.
- Сцепление и рулевая коробка.
- КПП ЗАЗ на минитрактор, оснащенная полуосями. Конечно, вы можете заменить данный элемент конструкции на другой, более мощный, так как изначально модели коробок передачи не были рассчитаны на работу с сильной тягой. Однако рассмотрим случай, когда берется все от автомобиля.
- Гидравлическая система. В некоторых случаях часть шлангов и штуцеров следует обновить.
Важно Технические характеристики и классификации крана-штабелера
Никаких сложностей не должно возникнуть с двигателем ЗАЗ и его коленчатым валом. Опять же, как и в случае с КПП, вы можете заменить агрегат на более мощную силовую установку, но это не всегда целесообразно.
Кабину трактора из Запорожца конструируют из нескольких уголков, сделанных из металлического материала, и стальных листов. Все эти элементы подвергаются сварке и укомплектовываются стандартным водительским местом, снятым с того же Запорожца.
Чтобы навеска трактора работала бесперебойно, самодельный минитрактор из КПП ЗАЗ допускается оснастить коробкой отбора, взятой с автомобиля ВАЗ или купленной в специализированном магазине. Если вы сделаете это, то сельскохозяйственная техника сможет осуществлять работы с ковшом, бороной или любым другим навесным оборудованием, нужным для того, чтобы облегчить работу на местности.
Специалисты призывают фермеров-конструкторов не забывать о том, что абсолютно все элементы конструкции, взятые со старого автомобиля, необходимо подвергнуть тщательному пересмотру. Их нужно проверить на износ, почистить и поменять те элементы и механизмы, которые со временем пришли в негодность. Это позволит сделать срок службы полученного минитрактора долгим, а процесс эксплуатации автомобиля — наиболее приятным.
Если вы сомневаетесь в том, удастся ли сконструировать трактор самостоятельно, можете изучить чертежи, подготовленные умельцами и выложенные в интернет. Там найдутся и текстовые описания процесса конструирования машины, и видеозаписи. На некоторых форумах можно связаться с фермерами, которые уже изготавливали мини-тракторы или другую сельскохозяйственную технику самостоятельно, и обратиться к ним с вопросом, какие альтернативные элементы можно использовать при изготовлении машины.
Мотоблок с пониженной передачей, с ВОМ. Полный привод.
Не у всех покупателей мотоблоков, участки ровной форы и комфортным грунтом. Для некоторых мотоблок, это не только техника для обработки земли, но еще и транспортное средство. Не каждый мотоблок может работать на тяжелом грунте и по целине. Надоело постоянно менять ремни? Они рвутся, перекручиваются, спадают, проскальзывают. Все эти, и другие вопросы поможет решить уникальная машина российского производства, оборонного , имя которому – УГРА.
Мотоблок, в конструкции которого нет ни одного ремня даже на подключение навесного оборудования – это мотоблок Угра НМБ. По сути это единственный в своем роде мотоблок, имеющий дисковое сцепление и шестеренчатый редуктор.
Вы, конечно, возразите, что это не единственный мотоблок с похожей конструкцией, потому что на ум сразу приходят мотоблоки Мотор Сич и Беларус с такими же особенностями. Или кто-то приведет в пример китайские культиваторы (shtenli, fermer), у которых также в характеристиках значатся: дисковое сцепление и шестеренчатый редуктор. Но здесь я поспорю. Беларус и Мотор Сич относятся к категории профессиональных мотоблоков тяжелого класса, предназначенных для работы на гектарах. По массе и мощности они превосходят Угру, а такие параметры как 200 кг. веса не всегда нужны для частного использования на участках 10-50 соток, да и цена на МТЗ в 2, а то и 3 раза выше, чем на НМБ. Что касается «китайцев», вернее про чудо-технику, которую продают в сетевых, строительных и продуктовых магазинах под корейскими, немецкими и японскими брендами с кучей так называемых инновационных и технологических решений. В их рекламе мы часто слышим о новой системе фильтрации воздуха, о том, что они адаптированы под отечественное навесное оборудование при мощности двигателя 18 л.с. и объемом двигателя 370 см 3 . В общем не хочу никого обижать, но покупать сырого китайца в красивой упаковке, при этом не обратить внимание на то, что у него заварные одноразовые редукторы из непонятного материала как минимум не логично. Да еще потом искать и переделывать отечественное навесное оборудование, которое у него адаптировано только на словах, поэтому их тоже отметаем по причине недостатка качества.
Как я говорил ранее мотоблоки Угра имеют дисковое сцепление, шестеренчатый редуктор и жесткий шлицевой вал отбора мощности. А точнее у мотоблока УГРА 2 жестких ВОМ. Вес мотоблока без навески и утяжелителей составляет 98 кг. В комплекте идут фрезы, пневмоколеса, удлинители осей и соответственно сошник. Регулировка положения рукоятки происходит в 2-х плоскостях, что добавляет удобства в эксплуатации. Оси редуктора имеют круглую форму диаметром 30 мм. Почему не шестигранные как у китайца? Все очень просто: дисковое сцепление очень жесткое, когда привод включен диски находятся в зацеплении и критическая нагрузка на фрезы или колеса может вывести его из строя. Например, намоталась проволока или попал камень между фрезами и редуктором – эти и другие ситуации не дают возможности осям редуктора продолжать вращение. Однако на круглых валах сработает защита в виде шплинтов, которые в таком случае просто срежет, а на шестигранных неминуемо приведет к поломке редуктора или сцепления.
Что касается двигателей, у мотоблоков Угра их выбор достаточно большой. Самая дешевая линейка оснащена китайскими Lifan, причем есть варианты разной мощности и даже с электрозапуском. Модели с двигателем Субару, к сожалению, больше не выпускают, но Honda и Briggs всегда можно найти в продаже. Ни в коем случае не стоит боятся моторов Lifan, они хоть и производятся в Китае, однако это не кустарное полуподвальное производство, это целое промышленное предприятие с контролем качества и гарантией. Конечно HONDA имеет больший ресурс, чем Lifan, но при покупке цена будет значительно выше. А вот в обслуживании, за несколько лет, на двигатель Honda можно вложить средства сравнимые по стоимости нового мотора Lifan. Поэтому, чаще всего, спустя 10-15 лет эксплуатации, покупатели, выбравшие мотор Honda или другой двигатель премиум сегмента, ставят новый Lifan.
Очень интересная навеска на мотоблок Угра – это симбиоз своего рода профессионального и бытового оборудования. Например, косилка Заря для мотоблоков Угра, казалось бы, выглядит также как косилка для мотоблока типа МБ, но приводится в действие уже не ремнем, а полноценным ВОМ. За счет чего увеличивается эффективность и снижается уровень вибраций. Тоже самое и с насадкой-снегоуборщиком и другим активным навесным оборудованием.
Помните в начале, я вам сказал о наличии 2-х валов отбора мощности. Так вот, они делятся на ведущий и ведомый. Расположены вертикально, верхний и нижний. Первый ВОМ отвечает за подключенное навесное оборудование, частота вращения, напрямую зависит от оборотов двигателя. А вот для чего нужен второй ВОМ, частота вращения которого, полностью зависит от вращения колес мотоблока. Еще одним неоспоримым достоинством мотоблока Угра является возможность трансформировать его в полноценный мини-трактор. Сейчас среди владельцев мотоблоков набирают популярность всевозможные адаптеры и модули. Как правило они подключаются к раме мотоблока и по сути являются пассивной навеской, ограничивающей проходимость конструкции. Но инженеры завода Кадви создали адаптер, который наоборот делает мотоблок более проходимым, при этом позволяет использовать весь спектр навесного оборудования. Это адаптер АМПК-1 – он имеет собственный редуктор и подключается к валу отбора мощности за счет которого осуществляется привод на колесах адаптера. Таким образом мотоблок становится полноприводной проходимой машиной, для которой практически не существует преград. Это еще один повод остановить свой выбор именно на мотоблоке Угра.
Минитрактор и вездеход из мотоблока
Почти все самоделки из мотоблока делают для повышения комфорта в работе. Действительно, зачем тратить силы, водя «за рога» тяжелый агрегат, когда его можно оседлать, превратив в маневренный минитрактор?
Однако, здесь нужно сделать одно важное замечание. Сев верхом на мотоблок, вы повысите центр его тяжести
Это увеличит риск опрокидывания при крутых разворотах. Для повышения устойчивости нужно сделать достаточно широкую вторую ведомую ось (1-1,2м).
Очень желательно расширить узкую колесную базу самого мотоблока. Сегодня для такой переделки не нужно искать опытного токаря. В продаже имеются готовые втулки (удлинители) которые ставят на ведущий вал для увеличения расстояния между колесами мотоблока.
Если на легком или среднем мотоблоке нет дифференциала, то повысить его маневренность и заодно увеличить колесную базу можно, установив блокирующие поворотные удлинители, выполняющие эти функции.
Тот, кто не уверенно работает с железом и не имеет большого опыта в конструировании машин, может сделать минитрактор из мотоблока, купив готовый комплект.
В него входят:
- рама с креплениями для двигателя;
- подножки с педалями;
- сиденье;
- рычаги выключения блокировки полуосей;
- рулевое управление с тягами;
- передняя балка с тормозными дисками и колесными ступицами;
- задняя навеска с ручным подъемным механизмом;
- крылья.
Цена такого комплекта находится в пределах 20-22 тысяч рублей. Особых проблем при переделке мотоблока в минитрактор при наличии перечисленных сборочных единиц не возникает.
В итоге у вас получится самодельный трактор, на котором можно комфортно обрабатывать участок и возить грузы, прицепив тележку. Важным достоинством готового техкомплекта является его конструкция – точно просчитанная и испытанная в работе. При самостоятельной адаптации мотоблока под самодельную тракторную базу большинство узлов придется изготавливать и состыковывать самостоятельно. Этот процесс часто требует переделки и доводки.
Тот, кто своими руками сделал минитрактор, вездеход из мотоблока соберет без проблем. Для этого достаточно поменять стандартные диски на более широкие и установить на них внедрожную резину.
Лучше всего, если базой для такого мини-вездехода станет мотоблок с водяным, а не воздушным охлаждением мотора. Он более вынослив к длительным нагрузкам и меньше перегревается.
Наиболее востребованные модели
На рынке можно встретить много моделей, которые поставляются в продажу с дифференциалом. Некоторые из них пользуются особой популярностью у современных огородников, среди них особенно выделяются следующие.
- Crosser CR-M8E.
- «Ока МБ-1Д2М9».
- «Угра НМБ-1Н9».
- Fermer FM-1309MD.
Первый агрегат имеет внушительную стоимость. По мнению некоторых пользователей, цена преднамеренно завышена, поскольку мотоблок за 80 тыс. рублей не соответствует имеющемуся у него функционалу. На самом же деле цена на оборудование оправдана, если более подробно вникнуть в его особенности. Начать стоит с того, что рассматриваемая техника относится к классу профессиональных. А значит, уже не может обладать бюджетной стоимостью. Сфера использования таких мотоблоков – большие площади обработки, достигающие трех гектаров.
Трансмиссия и сцепление
Сделанный самостоятельно мотокультиватор на базе КПП ВАЗ или на основе МКПП, должен иметь отличную трансмиссию. Она нужна для того, чтобы передавать вращающийся момент от мотора к колесам, менять скорость и направление движения машины. Состоит эта деталь мотоблока из узлов, которые между собой последовательно соединены:
- редуктор;
- дифференциал;
- сцепление;
- коробка передач.
Редукторы и коробки передач делятся на несколько видов:
- ременные;
- цепные;
- шестеренчатые;
- комбинированные.
Самое оптимальное решение — установление на мотоблок шестеренчатой трансмиссии, которая имеет несколько скоростей движения вперед и назад.
В мотокультиваторах можно использовать трансмиссии, которые состоят из 2 редукторов — шестеренчатого (устанавливается сверху) и червячного (нижнего). Такая конструкция подходит для легких и средних машин, а вот для тяжелых мотоблоков необходимо устанавливать более модернизированные версии.
Шестеренчато-червячная трансмиссия может быть оснащена центробежной автоматической муфтой сцепления. Ременная передача на редукторах такого типа может выступать и сцеплением, которое свои функции выполняет через натяжной ролик и механизм управления (тяга и рычаги).
Важной частью трансмиссии и сцепления является выжимной подшипник, от выжимного подшипника зависит скорость передачи крутящего момента
Мотоблок на базе КПП ВАЗ-2108
Если на разборе вам посчастливилось приобрести пятиступенчатую коробку передач от автомобиля ВАЗ-2108/2109/2113/2114/2115, собрать на ее основе мотоблок можно, руководствуясь следующими советами:
- П-образную раму лучше всего делать из стального уголка. Из него же наваривается поперечная стойка для крепления двигателя и коробки передач.
- Чтобы прикрепить КПП к раме, используйте штатные отверстия и болты для крепления. Для соблюдения соосности, используйте стальные пластины, из которых можно выточить держатели любой формы и приварить к раме.
- Чтобы соединить колеса с коробкой передач, можно использовать стальные «стаканы», которые будут крепиться к ступицам на корпусе тормозных дисков. Тормозную систему можно взять от Газели.
- Ходовая часть к раме присоединяется при помощи стальных пластин, которые можно прикрутить непосредственно к ступицам.
- Двигатель устанавливается над КПП, крепится болтами к заранее подготовленной поперечной стойке.
- Ременная система сцепления управляется при помощи самоудерживающегося рычага, который выводится на ручку мотоблока, тросиком и пружиной соединяется с подвижным механизмом сцепления.
- Рычаг для переключения передач можно взять родной от ВАЗ, или сделать своими руками из трубки с круглым сечением подходящего диаметра.
Схема создания мотоблока
Самодельный мотоблок из КПП ЗАЗ состоит из 2 колес, является самоходным, собран с двигателем, на котором есть принудительное охлаждение головки цилиндра. Осуществляется оно при помощи воздуха. Мотор надо подбирать такой, чтобы он мог работать на разных скоростях, в том числе и маленькой, и был способен выполнять большие объемы работы. Можно поставить мотор от мотороллера, с него же снять и другие элементы:
- тросы для управления;
- подвески двигателя;
- рукоятки;
- цепи;
- дугу, рамы.
Тормоза на мотоблок используются как заводского производства, так и собственного. Самодельные тормоза позволят учесть необходимые параметры и нагрузки.
Имея все необходимое под рукой, можно сделать самодельный мини-культиватор в домашних условиях быстро и без особых проблем. Мотоблок на базе КПП ЗАЗ создается следующим образом:
- Из стальных труб варится П-образная рама.
- На токарном станке надо выточить колесную ось из стальной трубы с толстой стенкой диаметром 80-100 мм. К концам трубы приварить самодельные колесные ступицы, в качестве которых могут выступать корпусы шарикоподшипников с местом для крепления колеса.
- К трубе приварить кронштейны, закрепить на них коробку переключения передач от «Запорожца» и держатель для крепления мотора. Двигатель можно установить прямо на КПП ЗАЗ.
- Сделать 3 самодельных шарнира, которые устанавливаются на передней и регулирующей тяге. Такой подход в сборке применял конструктор Архипов, когда делал свой мотоблок. Шарниры использовались для того, чтобы соединить мотокультиватор, руль и плуг.
- Наварить на раму машины стальную трубу, на которой должна быть ось. Она нужна для осуществления натяжения, которое передается коробке передач. Чтобы такое натяжение постоянно присутствовало, надо сделать качающее коромысло.
- Сварить ручку для переключения передач. Для этих целей подойдет небольшой отрезок стальной трубы.
- Ходовая часть может иметь шаг цепей, которые равны 12,7 и 15,9 мм. Звездочки на цепи обладают следующими характеристиками — выходной вал — 11 мм, вторичный вал — 60 и 20 мм, ходовая ось — 20 мм.
Основные этапы изготовления мотоблока:
- Сваривается рама, на которую потом надо установить двигатель, 2 трубы в виде дуги.
- Между ними крепится топливный бак.
- Мотор собираем при помощи кронштейна, который также приваривается к раме.
- На ось надо навесить мотор с подвеской, а потом все детали соединяются с дугами рамы.
- Монтируется вторичный вал.
- Протягиваются тросы управления.
- Натягиваются цепи.