Пожарный ЗИЛ, краткое описание машин на базе ЗИЛ-130/131


Общие сведения

Многие годы завод ЗИЛ являлся крупнейшим производителем грузовых автомобилей в СССР. Завод выпускал два типа грузовиков – ЗИЛ-130 с задним приводом и ЗИЛ-131 с полным приводом. Именно эти два шасси чаще всего использовали для создания спецтехники.

Следует отметить, что шасси с задним приводом использовалось для постройки машин-цистерн, а более устойчивое и универсальное шасси с полным приводом – для выдвижных автомобильных лестниц.

Пожарные автоцистерны предназначены не только для тушения очагов пожара в различных условиях, но и служат для доставки пожарного расчета. На борту машины имеется запас воды и пенообразователя, а также насосная установка с возможностью подачи воды из открытых водоёмов.

Технические характеристики

Технические характеристики пожарной машины АЦ-40-63Б:

  • Мощность мотора — 110 л. с.
  • Максимальная скорость езды — 90 км/ч.
  • Длина напорных рукавов — 348 м.
  • Площадь тушения пеной средней кратности — 83 м².
  • Производительность насоса — 40 л/с.
  • Напор — 100 м.
  • Число ручных стволов — 6 шт.
  • Запас напорных рукавов — 18 шт.
  • Топливный бак — 150 л.
  • Расход топлива на 100 км — 41,5 л.

Габариты:

  • длина — 7680 мм;
  • ширина — 2500 мм;
  • высота — 2780 мм.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) ЗИЛ-131:

  • Объем цистерны — 2400 л.
  • Емкость пенобака — 150 л.
  • Мощность двигателя — 150 л. с.
  • Наибольшая скорость — 80 км/ч.
  • Емкость топливного бака — 170 л.
  • Объем тушения — 125 м³.
  • Подача насоса — 40 л/с.
  • Напор — 100 м.
  • Расход воды в лафетном стволе — 19 л/с.
  • Расход горючего на 100 км — 40 л.

Среди параметров транспортабельности АЦ-40(131)-137 выделяется высота, которая без учета боевого расчета, воды и пенообразователя в транспортном положении достигает 2950 мм.

Сколько весит

Вес пожарного ЗИЛа с полной нагрузкой составляет 9,6 т. Учитывая надстройки противопожарного оборудования, общая масса доходит до 11 т.

Автомобили-цистерны АЦ30(130)63

Первый вариант пожарной машины на новом шасси ЗИЛ-130 появился в серийном производстве с осени 1965 года. Разработку и производство машины под обозначением ПМЗ 63 вел Прилукский завод противопожарного оборудования. Через некоторое время, в соответствии с новой системой обозначений, машину переименовали в АЦ30(130)63. В индексе машины буквы АЦ обозначали автоцистерну, 30 – мощность установленного насоса в литрах в секунду, 130 – тип базового шасси и 63 – тип модели. Впоследствии к производству машин с таким же обозначением приступили заводы в Орехово и Лосино-Петровском.

Боевой расчет машины состоял из семи человек, в их число входил и водитель. Перевозимый запас воды в цистерне – 2100 литров, запас пенообразующего состава – 150 литров. Автоцистерны комплектовались переносной мотопомпой МП 800А, трехколенной лестницей и прочим оборудованием. Напор воды обеспечивался с помощью насоса модели ПН 30КФ мощностью 30 л/сек., однако встречаются машины поздних выпусков с насосом мощностью 40 л/сек. Таким был вариант АЦ30(130)63А, который оснащался 40-литровым насосом ПН 40У с увеличенной производительностью (именно об этом говорила литера «А» в обозначении модели). Завод в Прилуках ставил такой насос на весь ассортимент выпускаемой продукции с конца 60-х. Дальность сплошной струи воды достигала 100 метров, при использовании лафета она сокращалась до 60 метров.

Привод насоса осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности. Число оборотов двигателя пожарного ЗИЛа могло регулироваться из насосного отделения.

Автоцистерна пожарная АЦ-1.0-30 (33081)

Пожарная автоцистерна АЦ-1.0-30 предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, воды, пенообразователя (смачивателя) и пожарно-технического оборудования, для тушения лесных пожаров, а также гражданских и промышленных объектов.

Автоцистерна может эксплуатироваться в районах умеренного климата с годовым перепадом температур в пределах от +40°С до –35°С по дорогам всех видов и бездорожью.

Условное обозначение: «Автоцистерна пожарная АЦ-1.0-30 (33081)»

Основные технические данные и характеристики

Основные технические данные изделия приведены в таблице № 1.

Таблица № 1

Наименование показателей, единица измеренияЗначение
1.Габаритные размеры, мм:
длина6530
ширина2270
высота в транспортном положении2740
2.Двигатель, типД-245.7 дизельный с газотурбинным наддувом
3.Мощность двигателя кВт (л.с.)86,2 (117,2)
4.Экипаж, чел.5
5.Дорожный просвет, мм, не менее315
6.Колесная формула4х4
7.Эксплуатационный расход топлива в летний период, л/100 км22-23
8.Полная масса, кг6300
9.Распределение полной массы, кгс
на передний мост2635
на задний мост3665
10. Угол свеса, град., не менее
передний48
задний28
11.Вместимость цистерны для воды, л1000
12.Вместимость бака для смачивателя, л60
13.Насос пожарныйЦентробежный одноступенчатый ПН-40УВ
14.Расход насоса в номинальном режиме, л/с.30
15.Привод насосаОт КОМ МП-05
15.Давление насоса в номинальном режиме, бар4
16.Наибольшая геометрическая высота всасывания, м7.5
17.Расчетный расход топлива на привод пожарного насоса, л/час17

Состав изделия

Изделие включает в себя следующие составные части:

  • шасси;
  • насосную установку
  • привод насоса;
  • механизм управления оборотами насоса;
  • кузов, включающий цистерну, опору, отсек;
  • бак для смачивателя;
  • кабину боевого расчета;
  • электрооборудование дополнительное;
  • пожарно-техническое вооружение

Устройство и работа основных частей


Шасси

В составе изделия применяется шасси автомобиля ГАЗ-33081.

На КПП шасси установлена коробка отбора мощности МП-05 производства ООО «КОМ» г. Набережные Челны.

Насосная установка

Насосная установка расположена в заднем отсеке и представляет собой пожарный насос ПН-40 УВ с коммуникациями и приборами, смонтированный на раме.

Насосная установка работает следующим образом:

  • на вход пожарного насоса вода или раствор смачивателя подаются от внешнего источника через соединительную головку ГМ-125 и всасывающий трубопровод. От цистерны вода подается через шаровый кран и всасывающий трубопровод ;
  • раствор смачивателя в смеситель насоса может подаваться от внешнего источника через головку ГМ-50 и всасывающий патрубок пенообразователя или из возимого запаса – из бака для смачивателя через шаровый кран и трубопровод «бак – насос»;
  • из напорной полости насоса (коллектора) вода или раствор смачивателя могут подаваться на правый и (или) левый напорные патрубки, которые соединяются с напорными рукавами через вентили и соединительные головки ГМ-80, а также через кран на трубопровод заполнения цистерны.
  • Вакуумирование насосной установки для забора воды от водоема производится с помощью электровакуумного насоса АВС-02Э. Описание и порядок работы изложены в руководстве по эксплуатации.
  • Контроль давления в трубопроводах насосной установки осуществляется с помощью двух мановакууметров, установленных на входной части насоса и на коллекторе насоса.

Привод насоса

Привод насоса передает крутящий момент от двигателя автомобиля к пожарному насосу. Привод состоит из коробки отбора мощности, повышающего редуктора и двух карданных валов.

Коробка отбора мощности

Включение коробки отбора мощности (КОМ) осуществляется пневматически с помощью крана, находящегося в кабине боевого расчета. Описание и инструкция по эксплуатации приведены в паспорте на КОМ МП-05.

КОМ крепится на шпильках к боковому фланцу КПП.

Кузов

Кузов расположен за кабиной на раме шасси и состоит из цистерны, опоры, отсека.

Цистерна


Цистерна состоит из оболочки с продольными и поперечными выштамповками. Оболочка выполнена из листовой стали толщиной 3 мм.

В цистерну устанавливаются:

  • горловина смотровая;
  • контрольная труба;
  • труба заливная;
  • сливная головка;
  • датчики уровня воды.

Опора цистерны

Состоит из двух продольных опор. Продольная опора представляет собой балку из листовой стали толщиной 6мм, нижняя полка которой опирается на лонжерон автомобиля, а верхняя приварена к нижней поверхности цистерны. На опорах устанавливаются кронштейны для крепления к лонжерону автомобиля.

Отсек

Отсек состоит из каркаса и обшивки. Обшивка выполнена из листа толщиной 1,5 – 2мм. Каркас выполнен из прямоугольного профиля. В отсеке выполнены проемы под установку дверей.

Бак для смачивателя

Бак для смачивателя представляет собой резервуар емкостью 60 л из листовой нержавеющей стали 12Х18Н10Т толщиной 1,5 – 2 мм. На баке имеется заливная горловина и штуцер для соединения со всасывающей магистралью. Бак для смачивателя устанавливается в правом отсеке.

Кабина

Кабина предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета из пяти человек.

Кабина боевого расчета представляет собой единую сварную конструкцию. Детали и узлы каркаса кабины, двери, арматура и остекление дверей, остекление окна задка кабины, детали и узлы установки кабины на опору, обивка задка и крыши, термошумоизоляция присоединенной кабины заимствованы со «штатной» кабины, обмазка противошумной мастикой и обивка – с максимальным использованием «штатных» элементов кабины. Кабина боевого расчета содержит установленные на присоединенной кабине: сиденья пассажира, сиденье водителя, поручень, правую и левую подножки, плафон освещения кабины, опору кабины заднюю.

Пожарно-техническое вооружение

На изделии размещено пожарно-техническое вооружение в номенклатуре по таблице № 2.

Таблица № 2

№ п/пНаименованиеКоличество
1.Запасное колесо (принадлежность шасси)1
2.ЗИП, инструмент и принадлежности шасси1 комплект
3.Канистра для топлива 20 л1
4.Ключ 1502
5.Ключ 802
6.Лом легкий ЛПУ1
7.Лом ЛПТ1
8.Лопата ЛКО6
9.Насос центробежный пожарный ПН-40УВ1
10.Огнетушитель ОП (2 л)1
11.Оптико-акустическая установка «Патриот 3М»1
12.Рукав всасывающий В-1-125 длиной 4 м с арматурой ГРВ-1252
13.Рукав пожарный напорный 51 мм, длиной 20 м с головками ГР-506
14.Сетка всасывающая СВ-125 с тросом 9 м1
15.Ствол ручной РСК-502
16.Топор А22
17.Упор противооткатный2
18.Фонарь электрический ФОС-3-5/61
19.Зарядное устройство для ФОС1
20.Электровакуумный насос АВС-02Э1

Более подробную информацию смотрите в руководстве по эксплуатации Л7-00.00.000 РЭ

Автомобили-цистерны АЦ30(130)63Б

Через некоторое время в производство пошла машина АЦ40(130)63Б, имевшая новое шасси, кабину и цистерну увеличенной до 2360 литров емкости. Емкость бака для пенообразователя составляла 170 литров. Новый пожарный ЗИЛ лишился накладных крыльев на задних арках колес. Заметно изменилась конфигурация кормы машины – если предыдущая версия имела приподнятую заднюю часть, то у новой машины ее спрямили. Патрубки систем пожаротушения убрали внутрь кузова, доступ к ним осуществлялся через лючки. Карбюраторный 150-сильный двигатель позволял разгонять почти десятитонную машину до скорости 90 км/час.

Пожарные ЗИЛы модели 63Б могли оснащаться как старой, так и новой облицовкой радиатора. Четкой временной границы перехода типов облицовки не существует.

Другие версии машин на базе ЗИЛа-130

Кроме автоцистерн существовали другие версии пожарных ЗИЛов-130. Среди них можно выделить автомобили газодымозащитной службы АГ-12(130)-ПМ-198 и установки порошкового тушения АП 2. Такие машины использовались в пожарных частях крупных городов до середины 90-х.

Еще один тип пожарных автомобилей ЗИЛ – автонасосы. Самым распространенным был насос АН30(130)64А, который начал выпускаться в середине 60-х годов под обозначением ПМЗ-64А. Машины не имели цистерны для воды, запас пенообразующего состава составлял 500 литров. В комплект машины входила трехколенная лестница, кислородные баллоны и другие средства пожаротушения.

Пожарные автомобили ЗИЛ 131

Серийный выпуск ПА на базе ЗИЛ 131 пришелся на 1970-1984 годы, когда были разработаны модели 137 и 137А. Они оказались удачными по сочетанию полноприводного шасси с абсолютной неприхотливостью к эксплуатационным условиям. По ТТХ пожарный автомобиль ЗИЛ 131 отличается от ЗИЛ 130, но полностью заменить его так и не смог. Для тушения пожаров его могут заправлять водой или пеной. Цистерна для воды рассчитана на 2.4 тонны, а бак для пены по сравнению с рассмотренной выше моделью немного меньше, 150 литров. При этом общая снаряженная масса этого автомобиля составляет 11 тонн. Распределение нагрузки на передний мост – 2980 кг, на задний – 8170 кг.

Бензиновый карбюраторный двигатель А-76 у ЗИЛ 131 АЦ-137 и 137А имеет мощность 150 л.с. или 110 кВт. При полной загрузке автомобиль развивает скорость 80 км/ч с расходом топлива 40 л на 100 км пробега. Колесная база предполагает шесть ведущих односкатных колес. Благодаря полному приводу машина справляется с бездорожьем. Это важный показатель для сохранения машинного фонда этой модификации как основной технической единицы МЧС.

Преимуществом ПА на базе ЗИЛ 131 считается система подогрева воды, расположенная в цистерне. Функционирует она на энергии выхлопных газов. Также отличительной особенностью этой модификации является улучшенная двухрядная кабина с защитными решетками на окнах на случай массовых беспорядков.

ТТХ пожарного автомобиля ЗИЛ 131 АЦ-40-137А

НасосПН-40УВ
Тип насосаОдноступенчатый центробежный
Подача воды (л/сек)40
Высота всасывания, max, м7
Контрольная высота всасывания, м3.5
ПеносмесительПС-5
Тип пеносмесителяВодоструйный эжектор
Производительность пеносмесителя при низкой кратности, м325
Производительность пеносмесителя при средней кратности, м3250
Лафетный стволСЛК-П20
Расход воды для ствола, л/сек19
Кратность пены на выходе из ствола6
Дальность водяной струи, м60
Дальность пенной струи, м50
Поворот лафетного ствола+90… -20° по вертикали
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,1…0,15л/(с*м2)41,67…27,78
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,05…0,08л/(с*м2)83,33…52,08
Длина напорных рукавов, м408
Габариты (д*ш*в), мм7640*2500*2950

Несмотря на свою популярность, ПА на базе ЗИЛ 131 имеет некоторые недостатки. Например, принцип крепления к раме, из-за чего часто нарушается геометрия цистерны, а как следствие – ее разгерметизация.

Пик производства пожарных машин на базе грузовых автомобилей ЗИЛ пришелся на 1970-е годы, однако популярность этой техники не спадает и в наши дни. Ее плюс – неприхотливость в эксплуатации и возможность работы как в городской черте, так и в условиях бездорожья.

Автолестница АЛ30(131)Л21

Одними из самых распространенных пожарных ЗИЛов-131 стали автолестницы. Поворотное основание лестницы устанавливалось над задней тележкой шасси. Устойчивость машины обеспечивали четыре аутригера по углам платформы. Привод поворота и раздвижения лестницы осуществлялся от коробки отбора мощности. Для управления лестницей служили рычаги на пульте, расположенном вместе с сидением оператора на поворотном основании. С противоположной стороны на основании крепилось запасное колесо.

Машина АЛ30(131)Л21 производилась в городе Торжке с 1968 по 1983 год. Выпуск продолжался и позднее, но уже под обозначением АЛ30(131)506. Основным отличием стало удлинение колен лестницы на 300 мм. Машины выпуска до 1983 года имели пульт управления с тремя рычагами, после модернизации рычагов стало четыре.

Максимальный вылет лестницы до 30 метров позволяет осуществлять тушение в девятиэтажных зданиях. На её секциях установлены три разнонаправленных прожектора подсветки. В сложенном состоянии она может использоваться в качестве стрелы подъёмного крана. В комплектацию машины входили дополнительные штурмовые лестницы.

Автолестница АЛ30(131)506Д

Модернизированный вариант лестницы на базе пожарного ЗИЛа-131. Основные изменения коснулись узлов поворотной части, гидравлических механизмов и органов управления. Для повышения устойчивости машина оснащена системой блокировки рессор. Механизм состоит из гидроцилиндра и троса, который при натяжении блокирует рессору задней тележки.

В гидропривод машины входят коробка отбора мощности, насос и фильтры рабочей жидкости, аппаратура управления, магистральные трубопроводы и масляный бак. Автомобиль оснащен дублирующим аварийным приводом лестницы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]