Техническое освидетельствование кранов
Техническое освидетельствование кранов бывает частичным и полным.
В течение нормативного срока службы периодическое техническое освидетельствование кранов проводится в следующие сроки:
а) частичному — не реже одного раза в 12 мес.;
б) полному — не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых кранов (краны для обслуживания машинных залов, электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также другие краны, используемые только при ремонте оборудования).
Полное техническое освидетельствование кранов, которые относятся к разряду редко используемых, проводится не реже одного раза в 5 лет. Отнесение кранов к категории редко используемых производится владельцем по согласованию с органами Ростехнадзора.
Техническое освидетельствование кранов имеет целью установить, что:
а) кран и его установка соответствуют Правилам ПБ № 533, паспортным данным и представленной документации;
б) кран находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу.
Комплексное обследование
Комплексное обследование пути обязательно для проведения в соответствии с требованиями правил промышленной безопасности, работы по комплексному обследованию проводятся специализированными экспертными организациями, имеющими соответствующую лицензию на выполнение работ данного вида.
Периодичность проведения комплексного обследования – не реже 1 раза в 3 года. В промежутках между работами по обследованию не менее 1 раза в год владелец грузоподъемного сооружения должен обеспечить проведение нивелировки крановых путей для контроля планово-высотного положения и обеспечения безопасных условий эксплуатации. При отсутствии должного закрепления направляющих, наличии отклонений превышающих допустимые нормы – существует вероятность возникновения аварийной ситуации, угрозы жизни и здоровью работающего персонала. При аварийном выходе из строя оборудования возникает непредвиденный простой оборудования, что неизбежно влечет за собой экономические потери производства.
В ходе работ по комплексному обследованию проверяются.
- Наличие организованной службы эксплуатации подъемного сооружения
- Техническая и эксплуатационная документация
- Проводится планово-высотная съемка и обследование элементов кранового пути
- Направляющие (рельс, квадрат, двутавр)
- Стыковые и промежуточные крепления
- Тупиковые упоры, ограничители, ограждения, предупредительные знаки, заземление
- Металлоконструкции и узлы их крепления
Комплект документации по итогам проведения комплексного обследования:
По итогам проведения работ по техническому освидетельствованию предоставляется следующая документация:
- Акт комплексного обследования кранового пути
- Ведомость дефектов по итогам обследования (при их наличии)
- Планово-высотная съемка элементов кранового пути
Объем работ при техническом освидетельствовании кранов
Проводя техническое освидетельствование кранов, необходимо осмотреть и проверить в работе его механизмы, тормоза, гидро- и электрооборудование, приборы и устройства безопасности. Проверка исправности действия ограничителя грузоподъемности крана стрелового типа должна проводиться с учетом его грузовой характеристики.
Кроме того, при техническом освидетельствовании крана должны быть проверены:
а) состояние металлоконструкций крана и его сварных (клепаных) соединений (отсутствие трещин, деформаций, утонения стенок вследствие коррозии, ослабления клепаных соединений и др.), а также кабины, лестниц, площадок и ограждений;
б) состояние крюка, блоков. У кранов, транспортирующих расплавленный металл и жидкий шлак, у механизмов подъема и кантовки ковша ревизия кованых и штампованных крюков и деталей их подвески, а также деталей подвески пластинчатых крюков должна проводиться заводской лабораторией по инструкции с применением методов неразрушающего контроля не реже одного раза в 12 мес. Заключение лаборатории должно храниться вместе с паспортом крана.
в) фактическое расстояние между крюковой подвеской и упором при срабатывании концевого выключателя и остановки механизма подъема (должно быть не менее 200 мм для кранов);
г) состояние изоляции проводов и заземления электрического крана с определением их сопротивления;
д) соответствие массы противовеса и балласта у крана стрелового типа значениям, указанным в паспорте;
е) состояние рельсового пути, соответствие его руководству по эксплуатации ПС, проекту, а также требованиям настоящих ФНП;
ж) состояние канатов и их крепления;
з) состояние освещения и сигнализации.
Статические испытания крана проводятся нагрузкой, на 25% превышающей его паспортную грузоподъемность.
Статические испытания мостового крана проводятся следующим образом. Кран устанавливается над опорами кранового пути, а его тележка (тележки) — в положение, отвечающее наибольшему прогибу моста. Контрольный груз поднимается краном на высоту 100 — 200 мм и выдерживается в таком положении в течение 10 мин.
По истечении 10 мин. груз опускается, после чего проверяется отсутствие остаточной деформации моста крана. При наличии остаточной деформации, явившейся следствием испытания крана грузом, кран не должен допускаться к работе до выяснения специализированной организацией причин деформации и определения возможности дальнейшей работы крана. Статические испытания козлового крана и мостового перегружателя проводятся так же, как испытания мостового крана; при этом у крана с консолями каждая консоль испытывается отдельно.
Статические испытания крана стрелового типа, имеющего одну или несколько грузовых характеристик, проводятся в положении, соответствующем наибольшей грузоподъемности крана. При статических испытаниях кранов стрелового типа стрела устанавливается относительно ходовой опорной части в положение, отвечающее наименьшей расчетной устойчивости крана, и груз поднимается на высоту 100 — 200 мм. Кран считается выдержавшим статические испытания, если в течение 10 мин. поднятый груз не опустится на землю, а также не будет обнаружено трещин, остаточных деформаций и других повреждений металлоконструкций и механизмов.
Динамические испытания крана проводятся грузом, масса которого на 10% превышает его паспортную грузоподъемность, и имеют целью установить проверку действия ее механизмов и тормозов.
При динамических испытаниях кранов (кроме кранов кабельного типа) производятся многократные (не менее трех раз) подъем и опускание груза, а также проверка действия всех других механизмов при совмещении рабочих движений, предусмотренных руководством по эксплуатации крана. У крана, оборудованного двумя и более механизмами подъема, должен быть испытан каждый механизм.
Для проведения статических и динамических испытаний владелец крана должен обеспечить наличие комплекта испытательных (контрольных) грузов с указанием их фактической массы. Техническое освидетельствование кранов (крана) должно проводиться специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС при участии специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений, предназначенных для перемещения грузов.
Ростехнадзор разъясняет: Техническое освидетельствование подъемных сооружений (ЧТО, ПТО на ПС)
Письмо Ростехнадзора от 12.02.2020 N 09-00-06/1075 «Об эксплуатации ПС»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 12 февраля 2022 г. N 09-00-06/1075
ОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПС
В связи с обращением, Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает.
Пунктом 168 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 установлено, что ПС, перечисленные в пункте 3 настоящих ФНП, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их пуска в работу, а также в процессе эксплуатации. Объем работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяются руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС. При отсутствии в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС указаний по проведению технического освидетельствования техническое освидетельствование ПС проводится согласно настоящим ФНП.
Начальник Управления государственного строительного надзора А.Н.ГОРЛОВ
Вопрос от 17.05.2018:
В п. 173 ФНП по ПС говорится, что при полном техническом освидетельствовании подъемных сооружений (ПС) проводятся статические и динамические испытания. При проведении экспертизы промышленной безопасности ПС в согласованную экспертной организацией и организацией заказчиком Программу выполнения работ по экспертизе входят, в том числе статические и динамические испытания. В п. 193 ФНП по ПС сказано, что проведение технического освидетельствования ПС разрешается осуществлять экспертным организациям.
Прошу разъяснить, если полное техническое освидетельствование проводит ответственный за осуществление производственного контроля после проведения экспертизы (в заключении экспертизы нет записи о проведенном ПТО, поэтому считаем, что ПТО не было проведено) возможно ли не проводить статические и динамические испытания, а использовать протоколы соответствующих испытаний из заключения экспертизы промышленной безопасности, подписанные экспертами.
Ответ: Протоколы соответствующих испытаний из заключения экспертизы промышленной безопасности, подписанные экспертами. Являются частью документации экспертизы промышленной безопасности. Но проведение полного технического освидетельствования не было осуществлено ( оно проводиться при экспертизе ПБ только в соответствии с п. 263).
В соответствии с п.171. Техническое освидетельствование ПС должно проводиться специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, а также при участии специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.
Таким образом, Вам необходимо провести полное техническое освидетельствование и произвести запись в паспорте ПС.
Вопрос:
Если частичное или полное техническое освидетельствование кранов, подъёмников (далее – ПС) провела специализированная организация, кто делает запись в паспорт ПС: специалист, ответственный за производственный контроль на предприятии, или специалист специализированной организации?
Ответ: На данный вопрос ответ дан специалистами Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора.
Согласно пункту 193 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утверждённых приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, вне зависимости от того, что техническое освидетельствование ПС проведено с привлечением экспертной организации, в том числе и в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности ПС, результаты технического освидетельствования записываются в паспорт ПС специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.
Вопрос:
Прошу разъяснить, требуется ли после проведения экспертизы промышленной безопасности и записи в паспорт подъемного сооружения (ПС), согласно п. 6.14.7 Рекомендаций по экспертному обследованию грузоподъемных машин.Общие положения (РД 10-112-1—04), делать дополнительную запись о проведении технического освидетельствования в паспорте ПС, хотя, согласно п. 6.10.5 РД 10-112-1—04, результаты грузовых испытаний оформляют актом, который является частью заключения экспертизы промышленной безопасности технического устройства на опасном производственном объекте? В.Ф. Ежак, гл. инженер ОАО «Новосибирский стрелочный завод»
На вопросы читателей отвечает начальник Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора А.Н. Горлов.
Рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Общие положения (РД 10-112-1—04) не проходили соответствующую государственную регистрацию, не влекут правовых последствий и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них норм. На РД 10-112-1—04 нельзя ссылаться при разрешении споров.
РД 10-112-1—04 может быть использован при проведении обследования грузоподъемных машин в качестве рекомендательного документа.
Случаи внесения соответствующих записей в паспорта грузоподъемных машин при их эксплуатации,в том числе по результатам технических освидетельствований, определены требованиями действующих с 7 марта 2014 г на территории Российской Федерации Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности « Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г № 533, зарегистрированным Минюстом России 31 декабря 2013 г, регистрационный № 30992.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОНЛАЙН-ЗАЯВКА
Испытания грузоподъемных механизмов, технических устройств для подъема груза, грузоподъемных конструкций, сооружений, кранов, талей.
Подъемное сооружение — определение термина. Подъёмное сооружение – это единая система, сочетающая в себе строительные конструкции и сооружения, с отведенными границами, обусловленными технологическими процессами производства и характеристиками, в состав которых включена грузоподъёмная машина или механизм.
Основные контрольные мероприятия, проводимые в период эксплуатации подъемного сооружения, определяются требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», введенных Приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. N 533 (ФНП ПС). К ним относятся:
- техническое освидетельствование (ТО);
- экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ).
ТИПОВОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРОВЕДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ПОДЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ КОНСТРУКЦИЙ И МЕХАНИЗМОВ ООО «Химнефтеаппаратура» проводит техническое освидетельствование подъемных сооружений в кратчайшие сроки по объективной цене на основе технического задания. поступившего от заказчика. Вы можете скачать шаблон документа техзадания и прислать его на наш электронный адрес, для уточнения деталей, сроков и стоимости работ с нашими специалистами.
Имя файла: Техническое задание на освидетельствование подъемных сооружений
121080 287228.13KB
Техническое освидетельствование подъемных сооружений
Для каких подъемных сооружений проводится техническое освидетельствование?
Для всех подъемных сооружений, указанных в п.3 ФНП ПС (и стоящим на учете в органах Ростехнадзора, и не подлежащим учету в Ростехнадзоре) необходимо проводить техническое освидетельствование.
a грузоподъемные краны всех типов;
б мостовые краны-штабелеры;
в краны-трубоукладчики;
г краны-манипуляторы;
д строительные подъемники;
е подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
ж грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
з электрические тали;
и краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;
к сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;
л тара для транспортировки грузов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;
м специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и перемещения людей;
н рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).
Объем работ, порядок и периодичность проведения технического освидетельствования:
Подъемные сооружения должны подвергаться техническому освидетельствованию до их пуска в работу, а также в процессе эксплуатации. Объем работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяются руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС. Аналогичный объем работ выполняется и при внеочередных технических освидетельствованиях в случаях, установленных ФНП.
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ В ТЕЧЕНИЕ СРОКА СЛУЖБЫ ПОДЪЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ:
- частичное техническое освидетельствование (ЧТО) — не реже одного раза в 12 месяцев;
- полное техническое освидетельствование (ПТО) — не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых ПС.
СОСТАВ РАБОТ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ УСТРОЙСТВ, МЕХАНИЗМОВ, КРАНОВ И СООРУЖЕНИЙ:
- частичное техническое освидетельствование (ЧТО) – только осмотр;
- полное техническое освидетельствование (ПТО) – осмотр, статические испытания грузоподъемных механизмов, динамические испытания грузоподъемных механизмов.
Статическое испытание проводится нагрузкой подъемного сооружения на 25% превышающую номинальную грузоподъемность.
Динамическое испытание подъемного сооружения проводится грузом на 10% превышающим номинальную грузоподъемность.
Целью статического испытания является проверка прочности металлоконструкций и механизмов ПС. При динамическом испытании проверяется действие механизмов и тормозов.
Кто проводит техническое освидетельствование?
Специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, а также при участии специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии. При этом, проведение технического освидетельствования подъемных сооружений разрешается осуществлять экспертным организациям.
Проведением технического освидетельствования подъемных сооружений занимаются эксперты ООО «Химнефтеаппаратура», аттестованные в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2015г. № 509 «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности».
Что выполняется при проведении технического освидетельствования?
При техническом освидетельствовании подъемное сооружение должно быть осмотрено и проверены в работе его механизмы, тормоза, гидро- и электрооборудование, указатели, ограничители и регистраторы.
При техническом освидетельствовании крана должны быть проверены состояние металлоконструкций крана и его сварных (клепаных, болтовых) соединений (отсутствие трещин, деформаций, ослабления клепаных и болтовых соединений), а также состояние кабины, лестниц, площадок и ограждений, состояние крюка, блоков.
При техническом освидетельствовании подъемников должны быть проверены:
- состояние металлоконструкций подъемника и его сварных (болтовых) соединений (отсутствие трещин, деформаций, ослабления болтовых соединений), а также состояние кабины, лестниц, площадок и ограждений;
- соответствие чертежу и данным паспорта подъемника фактически установленной массы противовеса и балласта (при наличии);
- состояние крепления осей и пальцев; состояние гидравлического оборудования (при наличии);
- состояние электрического заземления; работоспособность ловителей с проведением испытаний (для строительных подъемников);
- проверка точности остановки кабины с полной рабочей нагрузкой и без нагрузки (для строительных подъемников).
Как изготовить дубликат паспорта на подъемное сооружение?
Согласно п. 144 ФНП ПС дубликат паспорта, дубликат руководства (инструкции) по эксплуатации должны быть изготовлены заводом-изготовителем подъемного сооружения. Или специализированной организацией, имеющей лицензию на право проведения экспертизы промышленной безопасности, при этом экспертная организация подготавливает дубликат паспорта на основании проведенной экспертизы промышленной безопасности до начала эксплуатации ПС на ОПО.
Если в процессе эксплуатации паспорт и/или руководство по эксплуатации на подъемное сооружение утрачены, то для их восстановления необходимо провести техническое диагностирование.
По окончании срока службы подъемных сооружений, подлежащих учету в Ростехнадзоре, необходимо провести экспертизу промышленной безопасности с оценки сроков и условий дальнейшей безопасной эксплуатации ПС.
По окончании срока службы подъемных сооружений, не подлежащих учету в Ростехнадзоре, необходимо провести техническое диагностирование.
Экспертиза промышленной безопасности
Экспертиза промышленной безопасности является обязательным для проведения комплексом работ при эксплуатации опасного производственного объекта. При проведении экспертизы необходимо руководствоваться Федеральным законом №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
В экспертизу включен комплекс мер по проверке состояния технической документации, организации службы безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, оценке технического состояния оборудования. По итогам экспертизы выдается заключение, содержащее экспертную оценку состояния грузоподъемного механизма и проектной документации.
Когда проводится экспертиза промышленной безопасности?
- Истечение срока эксплуатации ГПМ на периодической основе
- Отсутствие проектной документации
- После реконструкции, модернизации
- После возникновения аварийной ситуации
- Смена владельца грузоподъемного сооружения
- По предписанию Ростехнадзора
Экспертиза промышленной безопасности проводится лицензированными в органах Ростехнадзора экспертными организациями. Заключение экспертизы выносит одно из предписаний:
- Разрешение на дальнейшую эксплуатацию крана
- Допуск с ограничениями
- Предписание на ремонт
- Запрет дальнейшей эксплуатации
Обслуживание крано-манипуляторных установок
Ежесменное обслуживание
При ежесменном обслуживании проверяется техническое состояние крана-манипулятора и готовность его к работе. В ежесменное обслуживание входят уборочно-моечные работы, контрольные и заправочные работы.
При контрольных работах проводится визуальный осмотр и проверка:
- состояния и крепления всех узлов крана-манипулятора;
- герметичности гидросистемы;
- работы системы ограничения подъема груза;
- уровня гидравлической жидкости в баке;
- состояния грузозахватных приспособлений.
Моечные работы производятся один раз в смену, после окончания работы. Чтобы избежать окисления хромированных деталей, используйте только рН-нейтральные моющие средства, причем убедитесь, что они биодеградируемые. Если Вы используете устройство для мойки под давлением, температура моющего реагента не должна превышать 60°С.
Техническое обслуживание №1
Техническое обслуживание № 1 (ТО-1) проводится не позднее чем через 50 моточасов работы установки, либо не позднее 2 (двух) месяцев, (перечень необходимых работ может меняться в зависимости от марки, модели установки и требований завода изготовителя) и включает в себя:
- провести весь перечень работ предписанных регламентом для ежесменного обслуживания
- проверка состояния и крепление всех узлов установки;
- проверка герметичности гидросистемы;
- проверка работы системы ограничения подъема груза (система безопасности);
- проверка уровня жидкости в гидробаке и редукторах;
- проверка состояния грузозахватных механизмов,троса;
- произвести смазку элементов установки;
- произвести проверку затяжки всех резьбовых соединений и шпилек крепления установки;
- произвести замену масляных фильтров;
Техническое обслуживание №2
Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) проводится не позднее чем через 500 моточасов работы установки, либо не позднее 6 (шести) месяцев, (перечень необходимых работ может меняться в зависимости от марки, модели установки и требований завода изготовителя) и включает в себя:
- провести весь перечень работ предписанных регламентом для ежесменного обслуживания а также для ТО-1;
- проверить состояние сварочных швов (колонны, опорно-поворотного устройства, стрелового оборудования и аутригеров);
- определить работоспособность гидроцилиндров и гидрозамков.
Техническое обслуживание №3
Техническое обслуживание №3 (ТО-3) проводится не позднее чем через 1000 моточасов работы установки, либо не позднее 12 (двенадцати) месяцев, (перечень необходимых работ может меняться в зависимости от марки, модели установки и требований завода изготовителя) и включает в себя:
- провести весь перечень работ предписанных регламентом для ежесменного обслуживания, а также для ТО-1 и ТО-2;
- произвести замену масла в гидравлической системе (некоторые производители требуют замены масла в гидросистеме на более ранних ТО). Замену масла следует производить не реже 1 раза в год.