Землеройная спецтехника всегда считалась одним из самых сложных в конструкционном плане видов строительных машин. Связано это с тем, что механизмы должны не только обеспечивать тяговое усилие для движения основной платформы, но и транслировать его на рабочие органы. На этом фоне особенно примечателен экскаватор на колесах, в котором должна сочетаться и высокая мощность, и немалые динамические показатели. Во всяком случае, по скорости и маневренности такие машины превосходят гусеничные аналоги. Правда, не обходится и без недостатков. Дело в том, что колесный экскаватор имеет ограничения по эксплуатации на болотистой местности и проблемном грунте с недостаточной несущей способностью.
Кроме того, модели на колесах зачастую обладают менее высокими техническими характеристиками – это, кстати, наблюдается и в грузоподъемности, и в силовом потенциале двигателя, и в глубине копания. Впрочем, на рынке представлены разные варианты данной техники, обзор которых позволит сделать правильный выбор.
Модели от Komatsu
На сегодняшний день японская марка представляет три варианта шестой генерации своих экскаваторов колесного типа. Новая техника оснащается системой EMMS, которая предполагает три рабочих режима. В частности, колесный экскаватор сможет функционировать с расчетом на работу с повышенным усилием, в экономичном режиме, а также в формате гидромолота. Есть и дополнительный режим, предусматривающий подъемную функцию. Для удобства пользователя все сведения о рабочих показателях машины выводятся на LCD-экран.
Есть в линейке Komatsu и модели седьмой генерации. Это модификации, снабжаемые дизельными двигателями мощностью 118 кВт и объемом 6 л. Особенностью такой техники является и ориентированность на российский климат. Например, некоторые запчасти для экскаваторов Komatsu специально рассчитываются на эксплуатацию в суровых условиях – это, в частности, относится к элементам топливной системы с водоотделителем. Также в стандартном обеспечении предусматривается воздушный фильтр и кондиционер, поддерживающий оптимальное давление в кабине. Коробка передач обслуживает три режима работы, среди которых медленный, стандартный и транспортный, позволяющий двигаться технике на скорости до 35 км/ч.
Big Muskie
Big Muskie — был создан в 1969 г. американской компанией и непрерывно работал на угольном разрезе вплоть до 1991 г. Модель до их пор считается самым большим экземпляром экскаватора-драглайна на «шагающем» ходу. При полном весе в 13000 тонн и габаритах 48 м./66 м./149 м. (В/Ш/Д), машина обладала такими рабочими параметрами:
- объем/вес ковша — 170 м³/210 тонн;
- подъемный и шагающий механизмы работали от 2-х электродвигателей общей мощностью 1625 л. с;
- длина стрелы с гибкой цепной подвязкой — 90 м.
Экскаваторы JCB
Не оставляет без внимания данный сегмент и производитель JCB, активно развивая модельную линейку. За последние годы компания модернизировала существующие модели, среди которых JS200W и JS1160W, а также представила новые – JS175W и JS145W. Сегодня колесный экскаватор JCB – это техника, снабженная электронными средствами управления AMS, комфортабельными кабинами с системой защиты FOPS, а также дизельными агрегатами Isuzu, мощность которых достигает 102 кВт.
Двухдиапазонная коробка передач Power Shift позволяет экскаватору перемещаться на скорости порядка 30 км/ч. Также доступен медленный ход на скорости 3,8 км/ч. В качестве функционального оснащения компания предусмотрела широкий набор устройств и механизмов. В частности, предлагаются сочлененные или моноблочные стрелы, три вида рукояток, разные варианты ковшей, гидромолотов, грейферов и разрушающих агрегатов. С техобслуживанием техники JCB обычно проблем не возникает, но вместе с обновлением моделей компания предусмотрела и более надежные запчасти для экскаваторов колесного типа. Это касается свечей накаливания, аккумуляторных батарей, фильтров гидросистемы «Плексус», а также других деталей и компонентов.
Модели Hyundai
В случае с Hyundai сразу следует ориентироваться на линейку экскаваторов Robex. Всего за 5 лет компания доросла до производства машин четвертого поколения, что говорит о внедрении новейших разработок. Начать стоит с двигателей, которыми снабжается экскаватор Hyundai в разных версиях. Производитель оснащает технику двумя дизельными агрегатами – установками Cummins В и Mitsubishi. Система управления реализована комплексом САРО, который предполагает три режима. Кстати, пользователь может сохранять настройки управления в системе. Также в распоряжении оператора появились современные опции. Это, к примеру, возможность усилия копания на 10% и мгновенный сброс оборотов.
Интересен и подход японских разработчиков к функциональному обеспечению техники. Аутригеры и отвалы доступны для любой версии. Моноблочные и сочлененные стрелы одновременно может получить только экскаватор Hyundai в седьмом поколении. Для остальных версий доступно несколько рукояток и ковшей – точное количество зависит от модификации.
New Holland
У New Holland пять базовых моделей – МН2.6, МН3.6, МН5.6, МН6.6 и МН8.6 массой от 10 до 23 т, их компания предлагает и в специальных исполнениях. В отличие от конкурирующих фирм маркировка модели не «говорящая». Компактные модели МН2.6 и МН3.6 выполнены с уменьшенным радиусом поворота платформы для удобства работы у стены и на проезжей части. У них обе оси управляемые. Предусмотрены три режима рулевого управления – колесами только передней оси, согласованным поворотом передних и задних колес и диагональный ход. Рабочее оборудование – с двухзвенной стрелой и механизмом поворота на опоре стрелы. Экскаваторы оснащены 4-цилиндровыми дизелями CNH мощностью 79 и 84 кВт. «Старшие» модели выполнены в соответствии с традициями отрасли, с полноразмерной поворотной платформой. Их комплектуют моноблочными или двухзвенными стрелами на выбор. Силовые установки – 6-цилиндровые рядные дизели CNH.
Модели Hitachi
Производитель Hitachi предлагает четыре версии, среди которых представители линейки ZAXIS. Модели этой компании давно известны европейскому и отечественному рынку, но есть и новшества, добавленные в процессе последних рестайлингов. Например, современные модификации отличаются усиленной поворотной базой и кабиной с более прочной конструкцией. Также создатели работают над повышением эксплуатационного ресурса механизмов трения. Так, в последней модификации экскаватор полноповоротный колесный Hitachi способен работать до 500 ч без сервисного обслуживания. К отличиям моделей стоит отнести и применение полимерных прокладок, которые используются в кронштейнах фиксации стрелы к базе. Что касается силовой начинки, то используются дизельные моторы Isuzu. Для удобства техобслуживания конструкторы сделали более доступным масляный фильтр с водоотделителем.
Экскаваторы Volvo
также немало внимания уделяет выпуску спецтехники. Не так давно производитель наладил поставки колесных экскаваторов полной массой от 14 до 20 т. Каждую модель производитель снабжает собственными дизельными моторами, которые отличатся надежностью и экономностью. Также колесный экскаватор Volvo имеет коробку передач, обеспеченную усиленной защитой и предохранителями, которые не позволяют резко переключиться с высокого скоростного диапазона на нижний. К слову, минимальный скоростной режим составляет до 3 км/ч. Если же техника движется под уклоном, то гидравлический мотор трансмиссии будет выполнять функцию ретардера.
Мини-модели колесных экскаваторов
Почти все производители специальной строительной техники выпускают компактные и маневренные мини-экскаваторы, которые отличаются не столь высокой производительностью, но бывают незаменимы в тесных условиях эксплуатации. На сегодняшний день эта категория представлена малогабаритными моделями весом не более 12 т. В среднем же масса такой машины составляет 8 т.
В плане функциональности таким моделям также есть, чем похвастаться. Технику снабжают трамбовщиками, гидромолотами, механическими захватами, клещами, планировочными досками и грейферными ковшами. Тем не менее, мини-экскаваторы все же обеспечивают довольно слабое усилие в процессе копания по сравнению с полноразмерными аналогами.
Bagger 293
Самый крупный в мире роторный, самоходный, карьерный экскаватор Bagger 293 — разработка немецкой компании Takraf 1995 года. Его конструкция рассчитана на непрерывную работу по рытью тяжелых грунтов при помощи нескольких ковшей вращающихся на роторном колесе. Сегодня эта мега машина работает в Германии, копает бурый уголь в карьерах открытого типа. Характеристики экскаватора:
- дневная производительность — 230 м ³ породы;
- диаметр роторного колеса — 22,6 м;
- количество ковшей на колесе — 18 шт, производительность каждого ковша — 15 м ³;
- полный вес машины — 14200 тонн;
- длина — 228 м;
- для обслуживания требуется 5 операторов.
Какие характеристики важны при выборе?
Как показывает практика, обращать внимание в процессе выбора экскаватора следует на любую мелочь. Это относится и к размерам техники, и к функциональному наполнению, и к средствам управления. Многое также зависит от мощности двигателя и скорости, на которой передвигается техника. Производители продумывают все нюансы и стремятся предлагать колесный экскаватор в нескольких вариантах. Таким образом, у потребителя появляется возможность предусматривать и эксплуатацию на проблемном грунте, и работу с тяжеловесным материалом, и при этом не забывать о площади рабочей зоны.
Caterpillar
В начале 2007 г. Caterpillar объявила о начале поставок на европейский рынок, включая Россию, колесных экскаваторов новой серии D – M313D, M315D, M316D, M318D и M322D массой от 13 до 22 т, заместивших экскаваторы предыдущей серии C. В новой серии особое внимание уделено производительности. За счет повышения мощности двигателей скорость увеличили до 37 км/ч – на 10% выше, чем у предшественников. Новая электронная система управления двигателем призвана оптимизировать работу дизелей Cat С4.4 и С6.6 ACERT и достичь лучшей экономичности, особенно при перегоне экскаватора. В частности, гидропривод вентилятора включается при необходимости. Для серии D стал стандартным режим повышенной грузоподъемности. Нажав соответствующую кнопку, оператор увеличивает грузоподъемность на 7% без замедления скорости движений рабочего оборудования.
Кабина переработана полностью с целью повысить комфорт и безопасность, улучшены обзор и эргономика. Новый ЖК-монитор с цветным графическим интерфейсом и многоязыковой поддержкой легче воспринимается. Структура меню переработана с целью упростить пользование и включает пять основных пунктов. По заказу установят на корме камеру наблюдения, изображение с которой выводится на монитор. Под заказ доступны и зеркала с подогревом.
Еще одна особенность серии D – автоматическое переключение ступеней коробки передач, эту функцию активируют соответствующей кнопкой. Получила дальнейшее развитие система предустановленных режимов навесного оборудования: их число увеличено до 10, включая режимы со средним и высоким давлением в дополнительном гидравлическом контуре. Навеской управляют роликами, встроенными в джойстики.
Рабочее оборудование SmartBoom, которое раньше устанавливали на гусеничные экскаваторы, теперь доступно и для колесных. Оно обеспечивает более высокую производительность и легкое и простое управление на многих операциях, в том числе копании, профилировании грунта и работе гидромолота.
Межсервисный интервал двигателей – 500 ч. Расширен набор опций, в том числе второй клапан высокого давления, необходимый для работы с двухконтурной навеской – гидроножницами или грейфером с ротатором, централизованная система смазки, светодиодная задняя оптика, специальный пакет для роботы на свалках, а также система стабилизации с газовыми аккумуляторами.