Для того, чтобы повысить урожай на поле, всегда пахали и боронили почву. Так делали наши предки, и современные аграрии делают то же самое. Но для того чтобы выполнить эту работу, в старину запрягали коней, а сегодня борону прикрепляют к мотоблокам (для мелких фермерских участков, частных дач) или к трактору (это для больших хозяйств на больших территориях). Исходя из вышесказанного — борона для мотоблока своими руками является важным орудием для любого дачника, ниже рассмотрим подробнее процесс изготовления и как делать правильное боронование мотоблоком.
Виды борон
Бороны подразделяются на следующие разновидности:
- Зубовая
- Дисковая
- Роторная
Зубовая борона
Зубовая борона – самая древняя из известных человеку. Представляет собой несколько рядов зубьев, которые проходят по почве при обработке, разрыхляя и разравнивая ее. Отличаются количеством зубьев – для мотоблока чаще всего применяют широкую, у которой зубья расположены в три-четыре ряда и часто.
Наиболее рационально применять ее с мотоблоками тягового типа, например, Нева или МТЗ. Эти мотоблоки способны развивать значительное продольное усилие и имеют повышенное сцепление с почвой, необходимое для работы.
Подвидом зубчатой бороны является пружинная, которая достаточно часто применяется при обработке сельскохозяйственной делянки трактором. При работе мотоблоком пружины вместо зубьев позволят сократить их количество и уменьшить габариты, также они редко ломаются.
Дисковая борона
Является активной бороной. Это орудие лучше применять с мотоблоками культиваторного типа – на тяговых придется конструировать вал отбора мощности. Обработка почвы производится при помощи прорезывания ее вращающимися дисками.
Диски могут иметь прямую форму, быть развернутыми под разным углом по отношению к оси вращения, или иметь чашечную форму. Чашечные сложнее в изготовлении, но позволяют оборачивать пласт – тем самым берут на себя часть функций по вспашке. Такие диски отлично подойдут для заделки сидератов или неглубокой ранней вспашке до всхода сорняков при раннем посеве картофеля или зерновых.
Вам может быть интересна картофелекопалка для мотоблока своими руками.
Край дисков обычно делают неровной формы для того, чтобы они легче разрезали почву при вспашке, испытывали меньшее сопротивление при вращении внутри пласта.
Роторная борона
Такая борона чем-то напоминает и культиватор, и дисковую борону. И в ней, и в культиваторе имеются вращающиеся зубчатые части, врезающиеся в землю и переворачивающие небольшие ее части. От культиватора она отличается малой глубиной обработки и большим количеством рабочих зубьев. В отличие от дисковой, диски ротационной бороны расположены всегда под прямым углом к оси вращения.
Зубья активного ротора имеют особый изгиб, зависящий от радиуса самого диска и коэффициента сцепления с почвой колес мотоблока – чем больше скольжение, тем сильнее должен быть изогнут зуб. При работе они протыкают почву под прямым углом, тем самым обеспечивая ее аэрацию. При выходе такой зуб слегка поддевает почву, вырывая мелкие сорняки, не успевшие глубоко пустить корни.
Работа активной ротационной бороной возможна даже после появления всходов растений – она не травмирует крупные растения и практически не повреждает их. Ее использование позволяет экономить на минеральных и органических удобрениях – за счет аэрации вещества активно усваиваются из воздуха. Это также способствует росту корневой системы.
Оборудование роторного типа
Роторную или ротационную борону используют, как правило, для обработки земли после сбора урожая зерновых культур. Также, данный тип оборудования для мотоблока хорошо выравнивает поверхность земли и удаляет сорные растения. Роторная борона состоит из шести рабочих кромок, дисков и втулки. Оборудование претерпело изменения, и было выявлено – для большей эффективности рабочие лезвия должны быть установлены под углом, что позволяет легко разрезать и разравнивать почву во время обработки. Приспособление для боронования, сделанное своими руками, устанавливают на агрегат вместо колес или грунтозацепов. На видео показана самодельная борона ротационного типа для мотоблока в работе на участке.
Самодельная зубовая борона для мотоблока
Она проще всего в изготовлении своими руками. Для этого достаточно будет иметь материалы, болгарку и сварочный инвертор. Позволяет выполнять допосадочное рыхление почвы и заделку мелкого посевного материала. Она не является активной бороной и подойдет для работы с мотоблоком тягового типа.
Конструкция
Чертеж бороны для мотоблока
Борона представляет собой решетку, к которой жестко привариваются или крепятся болтами зубья. В передней части имеет прицепное приспособление – обычно это сцепка с отверстиями, которая вставляется в трубу фаркопа мотоблока и затем фиксируется при помощи пальца. Между ней и сцепкой необходимо вваривать цепь – без этого работа будет очень тяжелой для пахаря.
Решетка должна быть достаточно прочной. Ее можно сделать из квадратных или водопроводных труб и уголков. Толщина металла должна быть не меньше 3-4 мм, иначе зубья, приваренные к тонкостенной трубе, будут вырываться во время работы вместе с металлом трубы.
Конструкция решетки может быть в виде клетки, состоящей из продольных и поперечных элементов. Но лучше подойдет решетка, в которой «прутья» приварены под углом 45 градусов к направлению движения мотоблока – такая решетка будет меньше подвергаться изгибающим нагрузкам.
Размер ячейки подбирают сообразно расположению зубьев. Лучше всего заранее прикинуть, как у вас будут располагаться зубья, и зарисовать это в чертеже, и потом поверх них начертить решетку, к которой они крепятся. Размер самой рамы должен быть таким, чтобы она не мешала управлять мотоблоком и идти за ним.
Рама бороны не должна выходить за пределы ручек мотоблока.
При этом надо учитывать габариты сцепки. Слишком широкую решетку делать не нужно – больше 1 метра мотоблок просто не потянет.
Зубья лучше всего делать из рифленой арматурной стали диаметром от 10 до 18 мм. Длина каждого зуба – от 10 до 20 см. Высота сцепки мотоблока на высоту зуба не влияет – борона крепится при помощи цепи. Чем длиннее зуб – тем толще он должен быть. Зубья желательно заточить перед установкой и обязательно закалить, т.к. некаленые зубья при работе погнутся. На легких почвах вы можете пользоваться бороной с незаточенными зубьями.
Частота расположения их должна быть не меньше, чем через каждые 10 см – если делать реже, боронование будет неэффективным. Допускается ставить зубья с небольшим смещением через ряд, чтобы их можно было удобно приварить и они обеспечивали требуемую интенсивность обработки. В то же время нужно рассчитывать, чтобы их сопротивление было направлено симметрично оси тяги, иначе мотоблок будет «вилять» и боронить им будет невозможно.
Сборка
Сборка осуществляется после предварительного составления чертежа и заготовки всех деталей. Вначале собирается и сваривается решетка. После этого к ней привариваются зубья. Важно сделать это под прямым углом. Как правило, каленые зубья после приварки не отжигаются и их прочность не меняется.
После этого определяют, где примерно будет находиться центр приложения сил и к этому месту приваривают цепь. Берут первое звено цепи и внахлест прихватывают на решетку. После этого второй конец цепи приваривают или крепят при помощи болтов к сцепке. Работоспособность бороны проверяют после крепления, а при необходимости переваривают цепь влево или вправо, если борону ведет в ту или иную сторону, затем приваривают окончательно.
Посмотрите другие самодельные приспособления для мотоблока.
Легкая ручная борона из хлама
Боронки нет, че поделать, решил слепить из того, что было. В качестве основы выступил кусок советской кровати, шипы сделал из также советских крепких гвоздей, еще понадобились петли от ворот и немного квадратных стержней.
Работает самоделка вполне себе нормально, по крайней мере, семена за один проход зарываются отлично! У райграса довольно крупные семена и после прохода боронкой их не видать! Ровняет землю боронка тоже неплохо, даже без дополнительного груза, а также отлично выгребает корни, траву и прочий мусор, пахали мы целину.
Вес боронки всего 4.5 кг (пробовал грузить еще 4 кг). Ширина боронки 51 см, а длина 86 см. Зубьев 4 ряда, расстояние 6 см, длина зубьев 9 см.
Материалы и инструменты, которые использовал:
Список материалов:
— две петли для ворот (одинаковой длины); — изголовье от старой кровати (из труб); — квадратные стержни; — толстые крепкие гвозди; — веревка, палка (для ручки).
Процесс изготовления боронки:
Шаг первый. Основа
В качестве основы послужило «быльце» от кровати, к нему по краям приварил две петли от ворот. Вся конструкция укрепилась, да и получились готовые петли для веревок, ну и плюс вес.
Также наварил к раме поперечины из квадрата, к ним можно приваривать шипы. В целом, нагрузки там не особо большие, хватит даже толстой стальной проволоки, подойдут какие-то прутья и так далее. Прихватил поперечины и к трубкам.
Шаг четвертый. Испытания
Если весы не обманули, вес боронки 4.5 кг, при такой весе с такими тонкими шипами она отлично цепляется за землю. Я пробовал грузить еще 4 кг, становится тяжело, а результат не сильно отличается. Мое мнение, лучше пройти несколько раз налегке, чем один раз тащить за собой бетонный столб.
Также боронку можно развернуть вдоль, получим в итоге много рядов зубьев и тщательное дробление грудок земли. А для зарывания семян достаточно одного прохода, семена скрываются полностью! На этом все, если есть вопросы, задавайте!
Источник
Дисковая борона для мотоблока своими руками
В домашних условиях можно сделать только для мотоблока культиваторного типа. Изготавливают две трубы, они должны иметь надежную фиксацию на валу мотоблока. Скорее всего, придется эту работу отдавать на завод токарю или использовать валы от сломанного культиватора. Общая длина трубы не должна быть больше 1 метра – мотоблок не потянет слишком тяжелую борону.
На валы ставят диски диаметром около 25 см. Для уменьшения сопротивления на них вдоль краев делают надрезы болгаркой через каждые 10 см длины окружности.
Посадочные отверстия дисков должны быть чуть больше диаметра валов. Диски устанавливают с небольшим наклоном к оси вала. С левой части вала наклон в одну сторону, с правой – в другую. Число дисков берут такое, чтобы они взаимно перекрывали друг друга по наклону – обычно их ставят через каждые 5 см.
Вообще же изготовление дисковой бороны самостоятельно – сложная задача. Проще купить дешевую китайскую и доработать ее, качественно проварив все швы, чего обычно на производстве не делают.
Навесное оборудование для мотоблока Нева видео
Если хотите получить из мотоблока Нева универсальную сельскохозяйственную машину, то комплект навесного оборудования к мотоблоку поможет существенно расширить его возможности. Навеска к мотоблоку Нева позволит выполнять задачи разного вида сложности, от вспахивания почвы до уборки участка, его полива и т.п.
По нижеприведенной ссылке можно посмотреть видео, показывающее работу различных навесных устройств на мотоблоке Нева.
Боронование мотоблоком
При бороновании зубчатой бороной пахарь идет за мотоблоком на средних оборотах двигателя – около 2 км/ч. Тяжелые почвы требуют класть на борону груз, вес груза подбирают опытным путем. Пахарь идет за мотоблоком, регулирует движение бороны при помощи ручек мотоблока. При необходимости та часть бороны, которая не заглубляется или выбивается при движении вперед, придавливается ногой.
Боронование дисковой бороной похоже на культивирование почвы. Работа осуществляется на скорости 1.5-2 км/ч. Пахарь идет за мотоблоком, корректируя движение бороны при помощи ручек – ось вращения бороны должна быть строго перпендикулярна требуемому направлению движения мотоблока.
Рубрика: Навесное оборудование
Особенности устройства
Особое внимание стоит обратить на предпосевную обработку полей. После вспахивания земли плугом, надо выровнять почву. Для этого и необходима борона, с ее помощью посевную площадь избавляют от ненужных сорняков, с которыми не справился плуг.
Борона защищает пашню от пересыхания, также избавляя от почвенной корки, чтобы семена аккуратно ложились в будущие ряды.
Используют борону как отдельно, прикрепляя к трактору, так и совместно с другими орудиями сельскохозяйственной техники вроде сеялки или культиватора. Совместное использование значительно экономит время, особенно когда поджимают сроки. Тут главное чтобы техника позволяла подобные манипуляции.
Самодельные ленточные грабли для минитрактора
Понадобятся такие инструменты и расходные материалы:
- электросварка;
- болгарка или другой прибор для резки металла;
- металлические пруты;
- профильные и круглые трубы;
- уголок из толстостенного металла.
В качестве базовой основы для граблей можно использовать базовую модель, изображенную на рисунке ниже.
Классификация
По схеме валкообразования грабли могут быть:
- боковые;
- поперечные.
В зависимости от типа рабочих элементов грабли различают:
- роторные или ленточные – наиболее производительные, но и дорогостоящие адаптеры;
- колесно-пальцевые – позволяют переворачивать, собирать сухое сено;
- колесные.
Самыми примитивными конструктивами из вышеперечисленных обладают поперечные грабли на минитрактор. Они призваны лишь валковать сено, находящееся в направлении, противоположном движению трактора. Это достигается за счет рядов опущенных острых зубьев.