Коробка передач ДТ 75: характеристики и общие сведения
На все модификации тракторов ДТ 75, в том числе на самую последнюю версию ДТ-75М, устанавливаются однотипные семиступенчатые механические коробки. Особенностью трансмиссии является наличие дополнительного вала и подвижных шестерней. При такой относительно простой схеме передач ДТ 75 удается добиться множества разнообразных конфигураций — и выбирать оптимальный режим работы в каждом конкретном случае.
Базовая схема коробки ДТ 75 предусматривает восемь скоростных режимов: семь — для движения вперед и одну — для движения назад. Число передач можно увеличить, установив дополнительное оборудование:
- реверс-редуктор,
 - ходоуменьшитель.
 
Принципиальная схема коробки передач ДТ 75 выглядит следующим образом:
- Механизм трансмиссии находится внутри литого металлического корпуса.
 - В первом отсеке коробки устанавливаются четыре вала — первичный, вторичный, дополнительный и для заднего хода.
 - На валах насажены подвижные шестеренки разного диаметра с различным числом зубьев.
 
Чтобы начать движение на нужной скорости, шестерни вводятся в зацепление. Для получения нейтрального режима одна из шестерней выводится из зацепления.
Схема КПП ДТ 75 с описанием
На схеме коробки переключения передач ДТ 75 приведены кинематическая проекция (*), схема относительного расположения валов (**) и чертеж расположения рычага при переключении скоростей (***).
Первичный и вторичный валы на схеме переключения КПП ДТ 75 помечены римскими цифрами I и II. Вал заднего хода помечен III, а дополнительный — IV. Арабскими цифрами на схеме коробки ДТ 75 отмечены соответствующие шестеренки.
Крутящий момент от силовой установки посредством сцепления передается на первичный вал. Его ведущая шестерня (1) постоянно зацеплена с шестерней (4) вала заднего хода, которая в свою очередь имеет зацепление с шестерней (5), расположенной на дополнительном валу. На первичном валу есть свободно зафиксированные шестеренки — на схеме переключения скоростей ДТ 75 они помечены 2-3 и 10-11.
На вторичном валу статично зафиксированы ведущая шестерня (14), а также шлицевые шестерни 12-13, блок сдвоенных шестеренок 15-16 и 17. При выборе передач с первой по четвертую происходит зацепление шестеренок первичного и вторичного валов в следующей конфигурации:
- Первая скорость — 10-15.
 - Вторая скорость — 11-13.
 - Третья скорость — 2-17.
 - Четвертая скорость — 3-16.
 
Передачи с пятой по седьмую включаются с задействованием дополнительного вала. Переключение передач ДТ 75 на схеме выглядит следующим образом:
- Пятая скорость — 1-4-5-6-17 (подключается шестерня (6) дополнительного вала).
 - Шестая скорость — 1-4-5-7-17 (подключается шестерня (7) дополнительного вала).
 - Седьмая скорость — 1-4-5-8-12 (подключается шестерня (8) дополнительного вала).
 
Для включения задней скорости большую шестерню из блока 15-16 вторичного вала вводят в зацепление с подвижной шестерней (9) вала заднего хода.
Наглядная схема скоростей ДТ 75 представлена на рисунке.
Соответствующие каждому режиму положения рычага обозначены на схеме переключения скоростей КПП ДТ 75 (***).
Подробная схема коробки передач ДТ 75: фото с увеличением
Приведем самую подробную детализированную схему КПП ДТ 75 с описанием. Фото кликабельное, его можно увеличить.
Расшифровка схемы переключения ДТ 75 собрана в таблицу. Перейти в низ таблицы.
| Номер на схеме | Название | Как искать в каталоге | 
| 1 | Прокладка регулировочная 0.15мм, в комплекте четыре штуки | 77.37.111 | 
| 4 | Подшипник качения со статичным внешним кольцом, один ряд | 700409 | 
| 5 | Шайба | 77.37.219А | 
| 6 | Болт «тройка» М12*25, в сборке шесть штук | — | 
| 8 | Кольцо пружинное упорное, 3 шт. | 77.32.121А | 
| 9 | Штифт | 77.37.132 | 
| 10 | Роликоподшипник радиальный с цилиндрическими роликами | 32213KM | 
| 11/14 | Стакан подшипника и с уплотнительным корпусом в сборке | 77.37.129-1/021-1 | 
| 16/17 | Два кольца — пружинное упорное/уплотнительное шлицевое | 77.37.180A/77.37.127-1 | 
| 20 | Шестеренка постоянного зацепления ведущая | 77.37.184А | 
| 21/22 | Кольцо уплотнительное/пружинное упорное | 77.37.131/77.37.130A | 
| 23 | Шплинт разводной 3,2*18 | — | 
| 25 | Прокладка крышки КПП | 77.37.145 | 
| 28 | Крепеж | 77.37.221 | 
| 30 | Болт стопорный | 77.37.210 | 
| 32 | Штифт | 77.37.115 | 
| 35 | Крышка КПП в сборке | 77.37.012 | 
| 36 | Рукоять переключения скоростей | 77.37.104 | 
| 38 | Болт М12*35 | — | 
| 39 | Шайба пружинная 12 Н, нужно одиннадцать единиц | — | 
| 40 | Пружина рычажная | 77.37.117 | 
| 43 | Колпачок | 77.37.120 | 
| 44 | Чехол | 77.37.121 | 
| 46 | Валик блокировочный | 77.37.160 | 
| 47 | Шестеренка солнечная, в наборе 2 штуки | 77.38.012 | 
| 48 | Фиксатор, нужно четыре единицы | 77.37.163 | 
| 49 | Пружина стопора, необходимо 4 шт. | 54.37.408 | 
| 50 | Крышка КПП | 77.37.101 | 
| 53 | Вилка третьей и четвертой передачи | 77.37.172 | 
| 60 | Болт М12*40, для установки нужно четыре детали | — | 
| 63 | Вал первичный | 77.37.125-1 | 
| 71 | Роликоподшипник радиальный с укороченными цилиндрическими роликами | 2612КМ | 
| 72 | Шайба пружинная 16 Н | — | 
| 77 | Блок шестеренок 1-ой и 4-ой передач | 77.37.189 | 
| 80, 82 | Ось вилок нижняя/рычага, две единицы | 77.37.142-1, 77.37.141 | 
| 83 | Втулка, 2 ед. | 77.37.140A | 
| 85 | Планка стопорная, нужно две штуки | 77.37.214 | 
| 86 | Шпонка-сегмент 4*6,5 | — | 
| 87 | Шайба пружинная 10 Н, в комплекте нужно одиннадцать единиц | — | 
| 88 | Болт М10*25, для сборки коробки нужно четыре | — | 
| 89/90 | Планка опорная/разделительная, в комплекте их три | 77.37.133/77.37.135 | 
| 91, 93 | Планка переключения вилки пятой и шестой скоростей/боковая | 77.37.164, 77.37.134 | 
| 95 | Заглушка 22, 2 шт. | — | 
| 96 | Проушина | 77.37.171-1 | 
| 97 | Болт М12*70 | — | 
| 101 | Болт М10*35, необходимо пять | — | 
| 103 | Планка переключения вилки 1-ой и 2-ой передач | 77.37.176 | 
| 105 | Втулка распорная, четыре шт. | 77.37.211 | 
| 107 | Болт М12*60 | — | 
| 108 | Ось вилок | 77.37.123А | 
| 111 | Болт М12*45 | — | 
| 112 | Штифт | A38-89 | 
| 115 | Болт М20*80 | — | 
| 116 | Шайба пружинная 20H | — | 
| 118 | Вал добавочный со втулкой в сборке | 77.37.022 | 
| 121 | Кольцо пружинное упорное, две ед. | 77.37.209-2 | 
| 123-124 | Стакан подшипника | 77.37.108-229 | 
| 125 | Роликоподшипник радиальный с укороченными цилиндрическими роликами | 102407 | 
| 130/131 | Вилка заднего хода/переключения заднего хода в сборке | 77.37.136A, 77.37.015 | 
| 135 | Роликоподшипник радиальный с укороченными цилиндрическими роликами, два | 32605K | 
| 137 | Вилка 5-ой и 6-ой скоростей | 77.37.137 | 
| 142 | Пробочная крышка | 77.37.202А | 
| 144 | Магнит | 54.38.602 | 
| 149 | Болт М8*16, три единицы | — | 
| 151 | Кольцо | 77.37.220 | 
Где купить качественные и надежные запчасти на ДТ-75, читайте тут.
Схема КПП ДТ 75 с реверсом
На фото изображена КПП ДТ 75 с установленным реверсивным редуктором. Это специальный реверсивный механизм, который делает доступными дополнительные передачи на тракторе ДТ 75 любой модификации. Это делает спецтехнику более универсальной и пригодной к использованию в более сложных условиях.
На схеме сборки реверс у ДТ 75 устанавливается перед коробкой трансмиссии на передней стенке корпуса. Он добавляет трактору три скорости:
- прямую с передаточным числом 1,67;
 - заднюю с передаточным числом 1,35;
 - прямую с передаточным числом 1.
 
Таким образом, установленный по правильной схеме реверс-редуктор на КПП ДТ 75 позволяет получить дополнительную пониженную скорость при движении вперед и повышенную — при езде назад.
Подробную схему переключения передач ДТ 75 с редуктором вы найдете тут.
Механизм в составе трансмиссии
Передача конечная левая ДТ-75 симметрична правой, и в комплексе они выполняют несколько важных задач, без которых движения трактора было бы невозможно. Прежде всего, они передают вращение от валов, расположенных в корпусе заднего моста, к звездочкам, приводящим в движение гусеницы. Во-вторых, при их прохождении увеличивается крутящий момент за счет падения угловой скорости.
Смотреть весь прайс лист
По своему типу – это редуктор, состоящий из цилиндрических шестерен (ведущей и ведомой). Находясь в постоянном зацеплении, они задают движение машины. Остальные детали призваны обеспечить вращение (валы, подшипники и пр.) или герметичность (прокладки, сальники и пр.). Внутреннее пространство заполнено маслом, снижающим трение и защищающим поверхность зубчатых колес.
Вам будет интересно:
JCB установила рекорд скорости для тракторов
Пикап из Теслы 3 своими руками
Дробилка для кукурузы: быстрое отделение зерна от початков
Бульдозер гусеничный: как выбрать надежную технику
Какие бывают трактора: фото, классификация и виды
Технические характеристики
За более чем пятидесятилетнюю историю трактора машина прошла серьезные модернизации.
Интересно: в 2009 году из цехов Волгоградского завода вышел модернизированный трактор ДТ-75М, оснащенный обновленной кабиной, улучшенным капотом и финским двигателем, соблюдающим современные экостандарты. В дальнейшем моторный агрегат стали производить непосредственно в Волгограде.
Основа трактора – сварная рама. Она сделана из двух прямоугольных сварных лонжеронов, которые соединены друг с другом поперечными связями.
Двигатель трактора
В качестве силового устройства в тракторе был впервые применен 90-сильный дизельный двигатель А-41И. В дальнейшем сельскохозяйственные машины также стали комплектовать агрегатами Д-245.552, которыми оснащаются различные модификации грузовиков и спецтехники. Между этими агрегатами есть разница:
- А-41И выдает 94 л/с на в 69 кВт;
 - Д-245 — 95.2 л/с на 70 кВт.
 
Моторы рядные, коленвал трактора вращается на 1750 оборотах у А-41И, на 1800 оборотах для Д-245.
Расход топлива:
- трактор с А-41И потребляет 166,6 г/л.с*ч. ДТ;
 - расход трактора Д-245 – до 161.7 г/л.с.*ч ДТ.
 
Моторы трактора имеют запас по крутящему моменту: соответственно 15 и 25 процентов.
Силовые агрегаты трактора охлаждаются жидкостной системой.
Интересно: самые современные модели трактора и для обеспечения функционирования при пониженных температурах снабжаются системой предпускового подогрева, запускающей двигатель при низких (от -5) температурах.
Основные параметры трактора:
- длина трактора: 4.24 м.;
 - в транспортном положении (вместе с задним навесным устройством: 4.53 м;
 - ширина: 1.85 м;
 - высота (при измерении по крыше кабины трактора, плюс-минус 30 миллиметров): 2.705 мм;
 - длина продольной базы трактора: 1.612 м.;
 - колея хода гусениц: 1.33 м.;
 - клиренс трактора: 37 см.;
 - ширина тракторных гусениц: 39 см;
 - масса вместе с двигателем А-41И: 6530 кг.;
 - с указанным двигателем и дополнительным навесным устройством: 6590 кг.;
 - с силовым агрегатом Д-245: ровно 6 тонн;
 - с данным двигателем и навесным оборудованием – 6420 кг.