Назначение, устройство и работа коробки отбора мощности


Как известно, результатом работы двигателя является создание крутящего момента на коленчатом валу, после чего крутящий момент передается через КПП на ведущие колеса. Также в устройстве самой трансмиссии могут быть применены различные схемы и решения (монопривод, полный привод, раздаточная коробка и т.д.).

Если говорить о спецтехнике, также достаточно часто можно услышать об элементе, который известен под названием КОМ (коробка отбора мощности). В этой статье мы рассмотрим, что такое коробка отбора мощности, а также для чего необходима КОМ в устройстве различных ТС.

Разновидности коробок отбора мощности

Коробка дополнительного отбора мощности служит для передачи энергии оборудованию, установленному на транспортное средство. В зависимости от вида приводимых механизмов и требований, предъявляемых к устройству, характеристики КДОМ могут отличатся:

  • по количеству ступеней, определяющих шаг между рабочими режимами;
  • возможности обеспечения реверса необходимого для механизма, так, например, насос требует вращения лишь в одну сторону, а коробка отбора мощности автокрана должна быть способна работать в обе стороны;
  • значением передаточных чисел, обеспечивающих изменение угловой скорости и передаваемого момента;
  • числом валов, конструктивно заложенных в КОМ;
  • расположением узлов, входящих в устройство коробки отбора мощности;
  • управляющим сигналом, который может быть чисто механическим, выполненным с использованием рычага, либо издаваемым бортовым компьютером автомобиля.

По месту установки различают КОМ, которые монтируются:

  • сбоку коробки передач;
  • со стороны торца КПП;
  • в картере устройства переключения скоростей;
  • в совокупности с раздаткой.


Внешний вид КОМ
Способ смазки шестеренок коробки отбора мощности зависит от способа ее монтажа и наличия собственной емкости с маслом. Обычно используется масло из картера основного агрегата. При верхнем расположении механизма используется насос, подающий смазку в КОМ.

Конструкция

Насос высокого давления состоит из цилиндра и поршня, которые представляют собой плунжерную пару. Всего таких пар 4, а сам агрегат имеет V-образную форму. Также в конструкции устройства предусмотрены:

  • основной корпус, в котором содержатся поршни и цилиндры;
  • кулачковый вал, расположенный внизу корпуса;
  • поршни, передающие крутящий момент на пары.

В процессе перемещения поршня в цилиндре создается необходимое давление, за счет которого происходит передача топлива в систему двигателя. Синхронизацию устройства с силовым агрегатом обеспечивают пружинные толкатели. Конструкция плунжерной пары, в свою очередь, содержит несколько впускных и выпускных клапанов, а также специальных канавок, которые отвечают за вывод лишнего топлива, восстанавливая необходимый уровень жидкости в устройстве. Направление потока организуют клапанные механизмы, закрытие и открытие которых происходит в автоматическом режиме.

Реверсивная коробка

КОМ, изображенная на рисунке ниже, предназначена для установки в боковой части картера коробки скоростей. Отбор полезной мощности происходит с промежуточного вала кпп. Шестеренки находятся в непрерывном зацеплении.


Реверсивная коробка

Рычаг управления имеет 3 фиксированных положения выбора режима работы коробки отбора мощности. В правом положении осуществляется прямая передача. При этом каретка с зубчатым колесом постоянно находится в зацеплении с промежуточным валом КПП. При переводе в крайнее левое положении включается реверс. Для обеспечения обратного хода зубчатое колесо соединяется с шестерней, установленной внутри редуктора КОМ. При переходе в среднее положение ведомый вал перестает вращаться и коробка дополнительного отбора мощности переходит в выключенное положение.

Вероятные поломки

ВОМ, установленный на трактора МТЗ-82, может некорректно работать по следующим причинам:

Трактор МТЗ-80, однозначно ставится в ремонт, схема устранения неисправностей выглядит так:

совмещают отверстия переключающего валика и заднего моста. Сделать это можно при помощи рычага управления. Когда отверстия совпадают, в них заворачивается установочный болт; ослабляется контргайка регулировочного болта, который, в свою очередь, до упора вкручивается в рычаг переключающего валика; стопорный болт закручивается в стакан. Затем осторожно вынимается болт регулировки; таким образом, стакан с пружинами снимается целиком. Затем его разбирают и заменяют изношенные или повреждённые детали.

Принцип работы

Насос предназначен для обеспечения необходимого давления, за счет которого топливо сможет переместиться в цилиндр и попасть в двигатель. Принцип работы ТНВД представляет собой выполнение устройством следующих действий:

  • Сначала топливо проходит путь из бака в фильтр грубой очистки, откуда посредством топливного насоса низкого давления поступает в следующий фильтр, предназначенный для тонкой очистки жидкости.
  • Преодолев фильтры, жидкость попадает в основной насос.
  • От коленчатого вала двигателя передается крутящий момент, который приводит в действие толкатели и конструкцию ТНВД.
  • Насос организует передачу топлива в двигатель, что обеспечивает комфортную эксплуатацию транспортного средства.

Вроде бы принцип действия несложный. Однако это не совсем так. Любой насос в КАМАЗе представляет собой сложный механизм, от действия которого зависит работоспособность силового агрегата. Поэтому такие устройства изготавливают прочными и способными выдержать высокие показатели давления.

Отбор мощности без редуктора

Основным отличием безредукторных КОМ является простота конструкции и единичное передаточное число. На изображении ниже отображена коробка отбора мощности Урал, предназначенная для привода лебедки. Монтаж ее производится к торцу раздатки, позволяя получать крутящий момент от первичного вала через подвижную муфту. Отбор мощности происходит от первичного вала.


КОМ без редуктора

Управление механизмом происходит при помощи специальной вилки. Включение коробки отбора мощности реализовано путем блокировки первичного вала раздатки и ВОМа при помощи каретки. Рычаг имеет два фиксированных положения. Левое соответствует передачи усилия, а правое выключенному состоянию. КОМ не обеспечивает реверса. Для включения обратного направления требуется при помощи селектора КПП выбрать заднюю передачу.

Смазывание деталей производит плунжерный насос. Это позволяет использовать навесное оборудование на неподвижном транспортном средстве. Насос располагается в специальном приливе крышки КОМ. С его помощью также происходит смазка раздатки.

Применение

Коробка отбора мощности авто камаз
Является основным рабочим органом для приведения в действие различных навесных устройств, в том числе следующих типов:

  • Поливатель
  • Роторные грабли
  • Активные прицепы.
  • Навесные косилки
  • Механизмы, монтируемые в прицепы.
  • Планетарные миксеры.
  • Ещё несколько десятков типов навесного оборудования трактора.

Для работы с навесным оборудованием скорость вращения ВОМ стандартизирована. Стандартные значения: 540 об/мин, 1000 об/мин. Ряд тракторов оснащается возможностью переключаться между этими двумя значениями. Работа на навесном устройстве с неподходящей скоростью вращения ВОМ (540 вместо 1000 либо 1000 вместо 540) может привести либо к недостаточной эффективности работы навесного устройства, либо к его повреждению.

При работе с навесными устройствами встречается два основных вида нагрузок.

  1. ВОМ приводит в действие механические узлы навесного устройства: либо напрямую, либо через передающие устройства (редуктора, карданы, клиноременные передачи и пр.). Данный тип является наиболее распространённым. В этом случае ВОМ испытывает полноценную нагрузку
  2. ВОМ приводит в действие гидравлическую систему навесного устройства. Данный тип работы ВОМ применим только для небольшого ряда устройств, как правило небольшой мощности, оснащённых собственной гидравлической системой (например, дровокольные станки с приводом от ВОМа трактора). В этом случае ВОМ вращает только гидронасос.

МЕХАНИЗМ ПОДЪЕМА ПЛАТФОРМЫ

Техническое описание

Механизм подъема (рис. 240)—гидрав­лический, состоит из коробки отбора мощ­ности, масляного насоса, гидроцилиндра, крана управления, клапана ограничения подъема платформы, электропневматических клапанов, масляного бака с фильтром и системы пневмо- и гидропроводов. Кроме указанных унифицированных узлов, механизм подъема платформы автосамосвала КамАЗ- 55102 имеет запорное устройство, предназначенное для соединения гидросистемы тягача с гидросистемой прицепа, и распределитель, служащий для распределения потока масла либо а гидроцилиндр тягача, либо в гидро­цилиндр прицепа. Распределитель крепится к крану управления.

Принципиальная схема механизма подъема платформы: а—автомобиля-самосвала КамАЗ-5511: 1, 4, 19—электропневмоклапаны; 2—кран управления; 3, 17, 20—пневмокамеры; 5—источник тока напряжением 24 В; 6—предохранитель; 7—выключатель коробки отбора мощности; 8—переключатель подъема и опускания платформы (1—опускание; 11— подъем); 9—контрольная лампа включения коробки отбора мощности; 10—гидроцилиндр; 11— ограничительный клапан; 12—предохранительный клапан фильтра; 13—фильтр; 14—масляный бак; 15—насос; 16—коробка отбора мощности; 18—предохранительный клапан гидросистемы; б— автопоезда КамАЗ-55102: 1—гидроцилиндр прицепа; 2—гидроцилиндр тягача; 3—ограничительный клапан; 4— предохранительный клапан фильтра; 5—фильтр; 6—предохранительный клапан гидросистемы; 7—масляный бак; 8—насос; 9—коробка отбора мощности; 10, 12, 14 и 16—пневмокамеры; 11, 17, 18, 19—электропневмоклапаны; 13—кран управления; 15—распределительный край; 20— переключатель механизма подъема платформы (I—опускание; II—подъем); 21—контрольная лампа; 22— переключатель распределителя гидросистемы на тягач или на прицеп; 23—контрольная лампа включения коробки отбора мощности; 24—выключатель коробкй отбора мощности; 25—предохранитель; 26—источник тока напряжением 24 В; 27—запорное устройство

Ниже приведена техническая характе­ристика механизма подъема платформы:

АвтомобильКамАЗ-5511КамАЗ-55102
Управление механизмом подъемаэлектропневматическое, дистанционное, из кабины водителя, двумя переключателями, установленными на щитке приборов
Отбор мощностиот коробки передач через коробку отбора мощности
Передаваемая мощность (средняя), л. с.1210
Коэффициент полезного действия0,70,7
Наибольшее рабочее давление, кгс/см 2140140
Время рабочего хода (подъема груженой платформы) при частоте вращения коленчатого вала двигателя 2300 об/мин, с, не более1918
Время холостого хода (спускания порожней платформы), с, не более1816
Расход топлива на 100 рабочих циклов, л5,55,5
Передаточное число коробки отбора мощности0,590,59
Общее передаточное число от коленчатого вала двигателя к ведомому валу гидронасоса1,261,26
Рекомендуемая частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин2200—2500
Число ступеней (выдвижных звеньев гидроцилиндра)35
Диаметр выдвижных звеньев, мм
первого95142
второго75117
третьего5695
четвертого75
пятого56
Рабочий ход выдвижных звеньев, мм
первого1100362
второго1140354
третьего1160190
четвертого354
пятого349
общий34001773
Наибольшее усилие при выдвижении звеньев, кгс
первого990026300
второго620015000
третьего34509900
четвертого6200
пятого3450

Коробка отбора мощности (рис. 241)—с масляным насосом, прикреплена к картеру коробки передач с правой стороны. Между фланцами картера коробки отбора мощно­сти и коробки передач установлены уплот­нительные прокладки, с помощью которых на заводе регулируют зацепление шесте­рен. Поэтому в случае необходимости за­мены прокладок их общая толщина должна быть сохранена.

Ведущая шестерня 7 коробки отбора мощности закреплена на одном конце оси ведущей шестерни, другой конец которой входит в полость диафрагменной камеры и связан с диафрагмой 3. Полость диафрагменной камеры закрыта крышкой 1 с резьбовым отверстием для подвода воздуха. Диафрагма удерживается пружиной 4 в крайнем верхнем положении. От вращения ось ведущей шестерни удерживает устано­вочный винт 5, конец которого входит в паз оси. При поступлении воздуха в по­лость камеры над диафрагмой перемеща­ется ось с ведущей шестерней. Ведущая шестерня имеет два зубчатых венца, один из которых постоянно связан с промежу­точной шестерней коробки отбора мощности, а другой входит в зацепление с зубчатой полумуфтой 9, передающей через призму 10 и муфту 11 вращение ведущему валу на­соса 13. При выпуске воздуха из рабочей полости диафрагменной камеры пружина выводит ведущую шестерню из зацепления с зубчатой полумуфтой, в то время как связь с промежуточной шестерней не прерывается.

Коробку отбора мощности можно вклю­чать только при давлении воздуха в пневмо­системе автомобиля не менее 5 кгс/см 2 и при выключенном сцеплении.

С января 1984 г. на автомобилях- самосвалах КамАЗ-5511 и -55102 внедрена модернизированная коробка отбора мощности (КОМ) повышенной надежности.

Коробка отбора мощности: а—до усовершенствования: 1—крышка; 2—шайба; 3— диафрагма; 4—пружина; 5—установочный винт; 6, 8, 17—подшипники; 7—ведущая шестерня; 9— зубчатая полумуфта; 10— призма; 11—муфта; 12—прокладка; 13— насос; 14, 15, 16—стопорные кольца; 18—промежуточная шестерня; 19—болт; 20, 21—уплотнительные кольца; б—после усовершенствования; 1—пробка; 2 и 21—прокладки; 3—ось промежуточной шестерни; 4 и 16— шайбы; 5 и 23—подшипники; 6—промежуточная шестерня; 7—кольцо упорное; 8—шайба стопорная; 9—гайка; 10 и 12—кольца; 11—компенсатор; 13—винт установочный; 14—картер КОМ; 15—пружина; 17—корпус пневмоцилиндра; 18—кольцо уплотнительное; 19— поршень; 20—насос НШ32-Л-2; 22—полумуфта; 24— шестерня

В картере 14 (рис. 241, а) размещена в шарикоподшипниках 23 ведомая шестер­ня 24. На оси 3 на шарикоподшипниках 5 с помощью гайки 9 и шайбы 8 с отгибным усиком закреплена промежуточная шестер­ня 6. От проворота ось предохраняется установочным винтом 13. При сборке винт вворачивается в картер 1 до упора в дно паза на оси 3, а затем отворачивается на 1,5 оборота и раскернивается. Этим обес­печивается возможность движения оси в продольном направлении.

Конец оси с закрепленным на нем поршнем 19 с манжетой 18 входит в корпус пневмоцилиндра 17, который крепится к картеру КОМ. В исходном положении ось удерживается пружиной 15. Утечка масла из полости КОМ в полость пневмоцилиндра предотвращается кольцом 12. Для соединения с валом насоса служит полумуфта 22, которая через компенсатор 11 связана с ведо­мой шестерней 24, что компенсирует воз­можные перекосы оси вращения ведомой шестерни и вала насоса при установке насоса на КОМ.

В исходном положении промежуточная шестерня находится в постоянном зацеп­лении с шестерней коробки передач. При подаче сжатого воздуха в корпус пневмо­цилиндра промежуточная шестерня переме­щается влево и ее зубчатый венец входит в зацепление с венцом ведомой шестерни. Крутящий момент от ведомой шестерни передается валу насоса.

Необходимо отметить, что при установке модернизированной КОМ применяется насос НШ32-2 левого вращения, что влечет за со­бой применение измененных трубопроводов высокого и низкого давления от насоса к крану управления и маслобаку. Указанное замечание необходимо учитывать при за­мене старых КОМ в эксплуатирующих ор­ганизациях на модернизированные.

Масляный насос—шестеренчатого типа, высокого давления. Подача насоса 56 л/мин при частоте вращения его вала 1900— 2000 об/мин.

Для обеспечения нормальной работы насоса и увеличения срока его службы не­обходимо тщательно фильтровать заливаемое в бак масло.

Гидроцилиндр механизма подъема ав­томобиля КамАЗ-5511—телескопический, плунжерный, одностороннего действия (рис. 242). В корпусе 15 гидроцилиндра размеще­ны выдвижные звенья 14, ход которых огра­ничивается при выдвижении стопорными кольцами 13, при движении вниз—стопорны­ми кольцами 18. Направление выдвижных звеньев обеспечивается направляющими по­лукольцами 17 и втулками 9, которые удерживаются стопорными кольцами 7. Для уве­личения работоспособности гидроцилиндра наружные поверхности выдвижных звеньев подвергнуты накатке, покрыты хромом и от­полированы. Выдвижные звенья уплотнены резиновыми манжетами 11, находящимися между проставками 12 и защитными кольца­ми 10. От попадания пыли и грязи извне полость гидроцилиндра защищена чистиль­щиками 8. Снизу в корпус гидроцилиндра вставлено днище 5, буртик которого соединен с буртиком корпуса полукольцами 20. Полу­кольца соединены хомутом 19, скрепленным болтом 3, стопорящимся шайбой с отогну­тыми усиками. Гидроцилиндр имеет ша­ровые головки 6, сферическая часть ша­ровой головки укреплена в опоре гидроци­линдра 22, образуя подвижное соединение. Металлокерамические вкладыши обеспе­чивают работу этого соединения без смазки.

К корпусу гидроцилиндра приварен патру­бок 16 с резьбовым концом, к которому кре­пится рукав высокого давления.

Гидроцилиндр: 1—опора гидроцилиндра; 2—вкладыш; 3—гайка; 4— шаровая головка; 5—стопорная шайба; 6 и 10—упорные кольца; 7—обоймы грязесъемника; 8— чистильщики; 9—шайбы; 11—защитные кольца; 12—манжеты; 13—проставки; 14—плунжеры; 15 и 19—разрезные кольца; 16—корпус гидроцилиндра; 17—патрубок; 18—полукольца; 20— полукольцо обоймы; 21—хомут; 22—днище гидроцилиндра; 23—болт

Кран управления (рис. 243) служит для управления потоком рабочей жидкости в гидросистеме опрокидывающего механиз­ма. В корпус 1 крана управления запрес­сованы седла 4, 17 клапанов 18, 5 и ввернуты гайки 16, 10, служащие направляющими толкателей 15, 7. Специальное соединение клапанов с толкателями типа «ласточкин хвост» исключает заклинивание клапанов в седлах в случае несовпадения осей толкате­лей и седел. Толкатели с присоединенными клапанами на одном конце другими концами, на которых закреплены диафрагмы 13 и 6, входят в полости пневмокамер, закрытых крышками 14, 8. Пружина 12 толкателя 15 удерживает клапан 18 в открытом положе­нии, а пружина 9 прижимает клапан 5 к седлу. Толкатели уплотнены резиновыми кольцами 11, а толкатель 7, кроме того, имеет дренажное отверстие Б.

В нейтральном положении масло от насоса по трубопроводу через отверстие штуцера 19 попадает в край управления и, проходя через открытый клапан 18, уходит на слив через штуцер 21.

При подводе воздуха в полость пневмокамеры над диафрагмой 13 клапан 18 за­крывается. Одновременно воздух подводится в полость пневмокамеры под диафрагму 6 и клапан 5 открывается. Масло проходит че­рез клапан 5 и штуцер 2 в полость гидро­цилиндра. При выпуске воздуха из поло­стей пневмокамер клапан 5 закрывается, а клапан 18 открывается. Так как клапан 5 закрыт, то магистраль гидроцилиндра перекрыта и платформа удерживается в под­нятом положении, а масло при работающем насосе идет от него на слив через клапан 18 крана управления.

В случае поступления воздуха только в полость пневмокамеры под диафрагму 6 клапан 5 открывается и масло из полости гидроцилиндра идет через этот клапан и клапаи 18 на слив. В корпус крана управле­ния ввернут предохранительный клапан 20, который при заворачивании буртиком В вреза­ется в тело корпуса крана управления и разъединяет напорную и сливную магистра­ли. В случае перегрузки давление в системе возрастает и срабатывает предохранительный клапан, перепуская масло в маслобак.

Подъем платформы прекратится до ликвидации перегрузки. Величина давления срабатывания предохранительного клапана строго отрегулирована на заводе-изготовителе, и изменение ее в процессе эксплуата­ции запрещается.

Кран управления: 1—корпус управления; 2, 19, 21—штуцеры; 3—кольца уплотнительные неподвижных соединений; 4, 17—седла клапанов; 5, 18—клапаны; 6, 13—диафрагмы; 7, 15—толкатели; 8, 14—крышки пневмокамер; 9, 12—пружины; 10, 16—гайки направляющих; 11—кольца уплотнительные подвижных соединений; 20—клапан предохранительный; Б—дренажное отверстие; В—буртик

Клапан ограничения подъема платфор­мы (рис. 244) закреплен на кронштейне пер­вой поперечины надрамника. В корпус 6 ввернута втулка 1 с уплотнительным коль­цом 5. В отверстие втулки проходит шток 4 с регулировочным болтом 2 на одном конце, другой конец которого обращен к клапану 8. Регулировочный болт заканчивается сфери­ческой головкой и застопорен контргай­кой 3. В закрытом положении клапан прижат к корпусу усилием пружины 7.

При нажатии на сферическую головку регулировочного болта шток перемещается и открывает клапан, при этом напорная и сливная магистрали сообщаются.

Клапан ограничения подъема платформы: 1—втулка; 2—регулировочный болт; 3—контргайка; 4—шток; 5—уплотнительное кольцо; 6— корпус; 7—пружина; 8—клапан

Электропневмоклапан (рис. 245) состоит из корпуса 3, крышки 1 корпуса, электромаг­нита 4, штока 5, пружин 6, клапанов 8. Воздух из баллона подводится к выводу I в полость в крышке клапана. При включении электромагнита шток, выдвигаясь, прижимает верхний клапан 8 к седлу корпуса. При этом нижний клапан 8 отходит от седла и воздух из полости в крышке клапана через каиал в корпусе и вывод III поступает к пневматическим исполнительным камерам, установленным на коробке отбора мощности или кране управления. При выключении электромагнита нижний клапан поджима­ется с помошью пружины к седлу корпуса, а верхний клапан отходит от седла. Воз­дух из пневмокамеры выходит в атмос­феру через выход II.

Электропневмоклапан: 1—крышка; 2—штуцер; 3—корпус; 4—электромагнит; 5—шток; 6—пружина; 7, 9—прокладки; 8—клапан

Масляный бак—штампованный из двух половин. В верхней части бака имеются заливная горловина и фланец крепления фильтра, в нижней—отверстие для слива масла, закрытое резьбовой пробкой, и всасы­вающий патрубок. В заливной горловине установлена фильтрующая сетка. Горло­вина закрывается резьбовой крышкой с от­верстием, сообщающим полость бака с атмосферой, и указателем уровня масла с нижней и верхней отметками. Уровень масла в баке должен быть в пределах этих отметок. Замеряется уровень при опущенной плат­форме. Для предотвращения попадания пыли и грязи через отверстие в крышке заливной горловины предусмотрена волосяная набивка. На сливной магистрали к фланцу крепится фильтр масляного бака.

Фильтр масляного бака (рис. 246). Из сливной магистрали масло поступает через патрубок 4 в полость корпуса 2 фильтра и через фильтрующие элементы 3, трубу 1 фильтра идет в бак. При чрезмерном засо­рении фильтрующих элементов давление в сливной магистрали возрастает, вследствие чего открывается шариковый клапан 5 и масло сливается в бак, минуя фильтрую­щий элемент.

Фильтр масляного бака

Гидроцилиндр автомобиля-самосвала КамАЗ-55102 (рис. 247) в отличие от гидроцилиндра автомобиля-самосвала КамАЗ- 551 I имеет пять выдвижных звеньев. К надрамнику он крепится цапфой 1, которая имеет резьбовое отверстие для подсоедине­ния рукава высокого давления. Снизу на корпус гидроцилиндра наворачивается дни­ще 20 с отверстием под пробку 21 для слива отстоя. Шаровая головка 6 крепится к плунжеру гидроцилиндра с помощью сто­порного кольца 10.

Гидроцилиндр подъема платформы автомобиля-самосвала КамАЗ-55102: 1—цапфа; 2—проставка; 3—кольцо защитное; 4—грязеподъемник; 5—опора гидроцилиндра; 6— шаровая головка; 7—вставка; 8—вкладыш; 9— винт стопорный; 10—кольцо крепления шаровой головки; 11—кольцо стопорное направляющей втулки; 12—втулка направляющая, 13—манжета; 14—кольцо стопорное верхнее; 15—корпус гидроцилиндра; 16—выдвижное звено; 17—кольцо уплотнительное; 18—полукольцо направляющее; 19—кольцо стопорное нижнее; 20—днище гидроцилиндра; 21—пробка сливная

К крану управления крепится распре­делитель (рис. 248), служащий для распре­деления потока масла либо в гидроцилиндр тягача, либо в гидроцилиндр прицепа. В корпусе 1 при помощи стопорных колец 5 установлены седла 6, через которые про­ходят клапаны 7 и 8. Резьбовой конец кла­пана 8 с диафрагмой 12 входит в полость пневмокамеры, закрытой крышкой 13. Пру­жина 11 удерживает клапан в крайнем ле­вом положении. Посадочные места втулок и клапана уплотнены кольцами 9 и 10 соот­ветственно. Возможные утечки через уп­лотнения клапана выводятся с одной сто­роны через дренажное отверстие заглушки 4, с другой—через отверстие пневмокамеры под диафрагмой.

Масло через отверстие в корпусе рас­пределителя проходит под клапаном 7 через седло, штуцер и попадает в магистраль гидроцилиндра автосамосвала. При подаче сжатого воздуха в полость пневмокамеры над диафрагмой клапан 8 перемещается впра­во, магистраль гидроцилиндра автосамосва­ла перекрывается и масло начинает посту­пать через штуцер 2 в магистраль гидро­цилиндра прицепа.

Кран распределительный: 1—корпус; 2—штуцер; 3, 5—кольца стопорные; 4—заглушка; 6—седло; 7, 8—клапаны; 9, 10—кольца уплотнительные; 11—пружина; 12—диафрагма; 13—крышка

Запорное устройство (рис. 249), предна­значенное для соединения гидросистемы автосамосвала-тягача КамАЗ-55102 с гид­росистемой прицепа, состоит из двух корпу­сов 1 и 7, один из которых соединен с на­гнетательной магистралью автосамосвала-тя­гача, другой—прицепа. В случае работы ав­тосамосвала с прицепом обе части соеди­нены между собой гайкой 5. При этом ша­рики 3 и 4 запорных клапанов отжаты друг другом от опорных поясков. При ра­боте без прицепа необходимо отсоединить его магистраль, для чего достаточно отвер­нуть гайку.

Тогда шарики под воздействием пружин перекроют отверстия в корпусах и предотвра­тят тем самым вытекание масла из гидросистем.

Устройство запорное: 1—корпус запорного устройства тягача; 2, 6—пружины; 3, 4—шарики; 5—гайка; 7—корпус запорного устройства прицепа; 8—заглушка прицепа; 9—заглушка тягача

Техническое обслуживание

При ТО-1 выполните следующие операции:

— проверьте герметичность и состоя­ние трубопроводов и узлов механиз­ма подъема платформы, устраните неисправности;

— доведите до нормы (о на указателе уровня масла при опу­щенной платформе) уровень масла в баке;

— промойте масляный фильтр и филь­трующие элементы масляного бака.

При ТО-2:

— проверьте состояние и работу кра­на управления и клапана ограниче­ния подъема платформы, стрелу прогиба страховочного троса;

— закрепите передние кронштейны надрамника и стяжные болты надрамника, ловитель-амортизатор, амортизаторы платформы, коробку отбора мощности и масляный насос; слейте отстой из гидроцилиндра.

Для слива отстоя из гидроцилинд­ра автомобиля-самосвала КамАЗ- 5511 отсоедините рукав высокого давления, освободите шаровую го­ловку днища, подняв корпус в край­нее верхнее положение, выведите шаровую головку из опоры на надрамнике. Затем, удерживая гидро­цилиндр в крайнем верхнем положе­нии, освободите полукольца гидроцилиндра от хомута, снимите полу­кольца и днище. После слива отстоя установите гидроцилиндр в опору в обратном порядке. При снятии и установке днища следите за сохран­ностью резинового кольца, установ­ленного в канавке днища.

Для регулирования угла подъема платформы автомобиля-самосвала КамАЗ-5511 (если стопорные паль­цы 3 (см. рис. 189) не входят в отверстия в кронштейнах надрамника при полном подъеме платформы) вы­полните следующее:

— отверните контргайку 3 регуливочного болта 2 (рис. 250);

— вверните регулировочный болт в шток до отказа;

— поднимите платформу до положе­ния, при котором стопорные пальцы платформы свободно входят в от­верстия кронштейнов надрамника, и застопорите платформу в этом положении стопорными пальцами;

— выверните регулировочный болт 2 из штока клапана до упора в корпус гидроцилиндра 1 и застопорите контргайкой 3.

Регулирование угла подъема платформы автомобиля КамАЗ-5511: 1—гидроцилиндр; 2—болт регулировочный; 3— контргайка; 4—клапан ограничения подъема платформы

Расстопорите платформу, опусти­те и вновь поднимите ее. убедитесь, что подъем прекращается при сов­падении оси стопорных пальцев с осями отверстий в кронштейнах над­рамника.

Для регулирования угла подъема платформы автомобиля-самосвала КамАЗ-55102 (рис. 251):

— поднимите платформу в одну сто­рону на угол 50° и установите под нее упор;

— отверните контргайку 5 регулиро­вочного болта 4 и выверните (либо вверните) болт настолько, чтобы обеспечивался заданный угол подъе­ма платформы, после чего затяните контргайку;

— таким же образом отрегулируйте величину опрокидывания платфор­мы в другую сторону регулировочным болтом 3;

— вновь поднимите платформу и убе­дитесь, что подъем ее ограничивает­ся углами 48—52°.

Механизмы ограничения подъема платформы автомобиля КамАЗ-55102: 1, 4—болты регулировочные; 2. 5—контргайки; 3—рычаг; 6—пружина; 7—ось рычага; 8—клапан ограничения подъема платформы; 9—гидроцилиндр

При сезонном обслуживании сме­ните масло в гидросистеме механиз­ма подъема платформы.

При первой смене масла снимите и промойте днище гидроцилиндра, а также фильтр масляного бака с набором фильтрующих элементов. Для слива масла из гидросистемы выверните из масляного бака слив­ную пробку, а для полного опорож­нения системы — отсоедините рукав от всасывающего патрубка насоса.

Работать можно только при пол­ностью опущенной платформе!

Порядок заправки гидросистемы следующий:

— отверните крышку горловины мас­ляного бака, извлеките, промойте и вновь поставьте сетчатый фильтр;

— залейте масло до о на указателе уровня масла;

— 3—4 раза поднимите и опустите платформу при средней частоте вра­щения коленчатого вала двигателя (1100—1300 об/мин) для прокачивания системы и удаления из нее воз­духа;

— проверьте уровень масла, при не­обходимости долейте до о.

Задний ВОМ МТЗ функции и устройство

Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

В данной статье рассмотрим особенности конструкции заднего вала отбора мощности МТЗ. Итак, в состав заднего ВОМ МТЗ входят редуктор, фрикционная многодисковая муфта для выключения и включения, а также тормоз останова хвостовика фрикционного типа с одним диском.

Рассмотрим устройство агрегата более подробно ниже.

Конструкция и особенности работы вала отбора мощности МТЗ

В корпус заднего моста установлен редуктор двухскоростного ВОМ МТЗ, состоящий из:

  • Прямозубых соосных шестеренок, одна из которых ведущая, другая – ведомая;
  • Шестерни постоянно зацеплены с двухвенцовыми шестеренками промежуточного типа, расположенными симмертрично;
  • Осей, запрессованных в корпусе редуктора.

У ведущей и ведомой шестеренок имеются отверстия, которые предназначены для соединения со шлицами хвостовиков и монтируются с учетом режима работы. Вращение хвостовиков происходит в шарикоподшипниках, они фиксируются при помощи стопорного кольца, чтобы предотвратить осевое перемещение.

ВОМ или вал отбора мощности МТЗ 80 включается и выключается муфтой, останов хвостовика – тормозом с одним диском. На шлицах муфты, относящейся к приводному валу, смонтированы диски из металлокерамики. В прорезях барабана, присоединенного к ведущей шестерне, стоят стальные диски. Когда включается ВОМ, масло воздействует на поршень, заставляя его сжать дисковый пакет и соединить приводной вал с шестеренками редуктора. Так мощность передается с вала на хвостовик.

Выключение ВОМ вызывает падение давления. При этом поршень возвращается в первоначальную позицию под действием пружин. Происходит отсоединение приводного вала от редуктора и хвостовика.

Переключение режимов вала отбора мощности МТЗ 82

Для остановки хвостовика служит однодисковый тормоз с гидравлическим управлением. Он установлен в корпусе редуктора и включает:

  • Поршень;
  • Диск фрикционного типа;
  • Соединительные шлицы;
  • Барабан МТЗ;
  • Опорный диск трактора.

Включение поршня приводит к сжатию дисков под давлением масла. Барабан и хвостовик затормаживаются. Обеспечить скоростной режим в 540 об/мин и 3,3 об/м можно за счет снятия стопорного кольца и хвостовика маркировки «1000».

Вместо него устанавливают деталь с пометкой «540», входящую шлицами в отверстие на ведомой шестерне и останавливающую хвостовик кольцом. Для возврата к прежнему режиму необходимо поменять хвостовик на узел с о.

Привод заднего ВОМ МТЗ переключают между независимым и синхронным, а также включают рукояткой, находящейся с левой стороны от водительского места. Средняя ее позиция соответствует нейтральному положению. Перемещение рукоятки вверх приводит к включению независимого привода, вниз – синхронного.

Независимый привод ВОМ включается при неработающем двигателе или на минимальных оборотах коленвала. Включение синхронного привода выполняется с выключением муфты сцепления. Когда задний ВОМ не работает, рукоятка должна стоять в нейтральной позиции.

После включения синхронного привода запрещается движение трактора со скоростью более 8 км/ч. Регулировку вала отбора мощности МТЗ легко сделать самостоятельно. Однако об особенностях ремонта заднего ВОМ МТЗ читайте в следующих статьях нашего блога.

Напоминаем, что, если вы хотите купить запчасти для трактора МТЗ, обратите внимание на наш каталог. Ассортимент оригинальных деталей включается в себя комплектующие к сельхоз технике, а также к грузовым автомобилям МАЗ

Зависимый тип КОМ

Зависимые от сцепления коробки устанавливаются на транспортные средства с МКПП. Устанавливается данный механизм в случае отсутствия необходимости включения навесного оборудования на ходу. Так, например, коробка отбора мощности самосвала достаточно часто выполняется в зависимом исполнении.

Основные преимущества, которым обладает КЗОМ:

  • небольшой вес;
  • несложность ремонта коробок отбора мощности;
  • отсутствие нагрузки на двигатель при выключенном состоянии КОМ;
  • простота и надежность конструкции, позволяющие уверенно эксплуатировать как новую, так и отремонтированную коробку, что подтверждает обширная выборка;
  • низкая требовательность к техническому обслуживанию;
  • повышенная безопасность, так как привод невозможно задействовать на ходу, что особо актуально для самосвальной КОМ.

Монтаж зависимого типа коробок осуществляется достаточно просто. Установка производится в специально отведенное место, после снятия специального лючка. При верхнем расположении используется насос. В случае необходимости демонтаж КЗОМ не вызывает затруднений и не влияет на работоспособность основной силовой передачи.

Видео 505 vm.-77 MTZ-50 МТЗ-50 год выпуска 1977 капитальный ремонт


Муфта

При визуальном осмотре видны масляные подтёки на крышке вала.

Это свидетельствует об износе манжеты или прокладки. В этом случае вал демонтируется и происходит замена прокладки между крышкой ВОМ и задним мостом. Если протечка идёт со стороны хвостовика, снимается кольцо стопора, выпресовывается вал и заменяются манжеты.

Трактор МТЗ-80 не выдаёт максимальной мощности при работе с навесным оборудованием

Вероятная причина в ленточных тормозах. Им нужна регулировка или полная замена. Если регулировка не помогла решить проблему, необходимо снять ВОМ с трактора и замерить толщину лент тормоза. Если толщина меньше 2,5 миллиметров, ленты заменяют.

При максимальной нагрузке на трактор слышится посторонний шум

Это говорит об износе сателлитных осей, опорных подшипников или шлицовых соединений. Оценить техническое состояние этих узлов можно только после того, как ВОМ будет снят с трактора. После этого осматриваются зубья и проверяются зазоры. Если возможен ремонт, детали восстанавливают, если нет – то заменяют.

Если демонтировался или разбирался редуктор ходоуменьшителя, понадобится проверка или регулировка ВОМ. Для этого трактор ставят на домкрат (под ведущие колёса) и проворачивается вал отбора, с поочерёдным включением передач.

При выполнении этой операции, ВОМ трактора должен быть переведён в синхронный режим. При прокручивании, зубчатые колёса шестерней должны свободно вращаться.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожие

Принцип работы

Насос предназначен для обеспечения необходимого давления, за счет которого топливо сможет переместиться в цилиндр и попасть в двигатель. Принцип работы ТНВД представляет собой выполнение устройством следующих действий:

  • Сначала топливо проходит путь из бака в фильтр грубой очистки, откуда посредством топливного насоса низкого давления поступает в следующий фильтр, предназначенный для тонкой очистки жидкости.
  • Преодолев фильтры, жидкость попадает в основной насос.
  • От коленчатого вала двигателя передается крутящий момент, который приводит в действие толкатели и конструкцию ТНВД.
  • Насос организует передачу топлива в двигатель, что обеспечивает комфортную эксплуатацию транспортного средства.

Вроде бы принцип действия несложный. Однако это не совсем так. Любой насос в КАМАЗе представляет собой сложный механизм, от действия которого зависит работоспособность силового агрегата. Поэтому такие устройства изготавливают прочными и способными выдержать высокие показатели давления.

Схемы коробок отбора мощности различных автомобилей

Рис. Схема коробки отбора мощности МАЗ 5334 АЦ-8: 1 — резиновая диафрагма; 2 — пружина; 3 — шток; 4 — корпус; 5 — вилка переключения; 6 — манжета; 7 — шлицевой вал; 8 — фланец; 9 — штифт; 10 — шестерня; 11 — паразитная шестерня; 12 — первичный преобразователь тахометра; а — камера

Рис. Схема коробки отбора мощности КСМ-68Б: 1 — шток переключения передач; 2 — корпус; 3 — рычаг переключения передач; 4 — вилка включения КОМ; 5 — шестерня (Z = 17); 6, 7, 10, 20 — подшипник; 8 — муфта; 9 — вал вторичный; 11 — крышка; 12 — сальник; 13 — муфта фланца; 14 — рукоятка; 15 — вилка переключения передач; 16 — шестерня (Z = 41); 17 — роликоподшипник; 18 — стержень включения КОМ; 19 — ось шестерни; 21 — вал первичный; 22 — шестерня первичного вала коробки передач; I — боковой зазор в зацеплении

Рис. Коробка отбора мощности крана CMK-10 (a) и ее кинематическая схема (б): 1, 5 — фланцы, 2 — подшипник; 3, 4 — входной и выходной валы; 6 — корпус; 7 — венец; 8 — муфта переключения; 9 — зубчатый венец; 10 — ступица; 11 — шкив; 12 — пальцы

Рис. Коробка отбора мощности РК-5: 1 — блок шестерен PK-5-11A; 2 — ось РК—5-13; 3 — корпус коробки PK-5-01; 4 — насос НШ10; 5 — вал насоса РК-5-16Б; 6 — вилка РК-5-26А; 7 — валик переключении РК-5-21; 8 — валик переключения РК-5-26; 9 — вилка РК-5-27А; 10 — шестерня РК-5-14А; 11 — вал отбора РК-5-31А; 12 — шестерня РК-5-15А

Рис. Коробка отбора мощности ЗИЛ-131: 1 — шток вилки включения передач; 2 и 23 — манжеты: 3 — уплотнительное кольцо; 4 — вилка включения; 5 — шариковый фиксатор; 6 — заглушка штока; 7 — крышка заднего подшипника; 8 — шариковый подшипник; 9 — зубчатое колесо включения передач; 10 — главный вал; 11 — ось зубчатого колеса постоянного зацепления; 12 — опорная шайба; 13 — промежуточное зубчатое колесо постоянного зацепления; 14 — ось блока зубчатых колес; 15 — картер коробки передач; 16 — блок зубчатых колес; 17 — роликовый подшипник; 18 — опорная шайба; 19 — распорное кольцо; 20 — прокладка крышки подшипника; 21 — крышка переднего подшипника; 22 — фланец; 24 — опорная шайба фланца; 25 — заливная пробка; 26 — рычаг включения коробки отбора мощности; 27 — сливная пробка; 28 — гайка; 29 — контргайка; 30 — кронштейн рычага; 31 — прокладка

Рис. Коробка отбора мощности МАЗ: 1 — шестерня промежуточная; 2 — корпус; 3 — шестерня ведомая; 4 — вилка; 5 — болт стопорный; 6 — шайба замковая; 7 — ось; 8 — подшипник шариковый; 9 — подшипник роликовый; 10, 14 — крышки; 11 — стакан; 12 — пружина; 15 — гайка; 15 — пневмокамера; 16 — диафрагма; 17 — шайба; 18 — шайба упорная; 19, 23, 25 — прокладки; 20 — винт; 21 — кольцо уплотнительное; 22 — шток; 24 — вал

Рис. Коробка отбора мощности от раздаточной коробки (КОМ-1) (для спецтехники): 1 — картер; 2 — распорная втулка; 3 и 20 — гайки; 4 и 18 — крышки подшипника; 5 — вал; 6 и 23 — шариковые подшипники; 7 — каретка; 8 — заглушка; 9 — крышка люка; 10 — щиток; 11 — выключатель; 12 — камера включения; 13 — мембрана; 14 — пружина; 15 — шток; 16 — прокладка; 17 — регулировочная шайба; 19 — фланец; 21 — пружинная шайба; 22 и 28 — опорные шайбы; 24 — стопорное кольцо; 25 — зубчатое кольцо постоянного зацепления; 26 — пробка; 27 — ось; 29 — роликовый подшипник; 30 — распорное кольцо; 31 — вилки; 32 — предохраните клапан; 33 — стопорный болт; 34 — стопорная пластина

Рис. Схема электрооборудования коробки отбора мощности: 1 — выключатель контрольной лампы включения коробки отбора мощности; 2 — электромагнит воздушного клапана; 3 — трехклеммовая соединительная панель; 4 — реле включения коробки отбора мощности; 5 — реле включения переднего моста; 6 — двухгнездовой соединитель; 7 — выключатель; 8 — контрольная лампа включения коробки отбора мощности; 9 — предохранитель на 20 А

Дополнительный привод управления сцеплением

Принципиальная схема дополнительной механической системы управления механизмом сцепления на автоцистерне

1 – выжимной подшипник; 2 – вилка; 3 – педаль; 4 – муфта; 5 – контргайка; 6 – малая тяга; 7 – стержень; 8 – кнопка; 9, 12, 18 – рычаги; 10 – защёлка; 11 – зубчатый сектор; 13 – промежуточная опора; 14 – большая тяга; 15 – ось; 16 – промежуточная тяга; 17 – пружина; 19 – валик

Дополнительная система управления механизмом сцепления предназначена для отключения (включения) пожарного насоса от двигателя шасси. На рисунке показана принципиальная схема механической дополнительной системы управления сцеплением пожарной автоцистерны (применялась на АЦ моделей 63Б и 137А ранних выпусков, ПМ-548 и ряде других).

В насосном отделении пожарного автомобиля установлен рычаг 9 сцепления и зубчатый сектор 11. Для выключения сцепления необходимо нажать пальцем на кнопку 8, которая через стержень 7 выведет из зацепления с зубчатым сектором защёлку 10, а рычаг сцепления перевести в положение «на себя» и зафиксировать его в крайнем заднем положении (по направлению стрелки). При этом переместится малая тяга 6, поворачивая рычаг 12 промежуточной опоры 13 с одновременным перемещением большой тяги 14, на которую навёрнута муфта 4 с прорезью. Далее муфта воздействует через ось 15 педали сцепления и промежуточную тягу 16 на рычаг 18 валика 19 сцепления. Вилка 2 валика действует на выжимной подшипник 1, обеспечивая выключение сцепления. При нажатии в кабине водителя на педаль 3 сцепления нижняя её ось свободно перемещается по прорези муфты 4, не воздействуя на систему тяг дополнительной системы управления сцеплением. Возвращение педали сцепления в исходное положение происходит под действием возвратной пружины 17. Свободный ход педали сцепления регулируют изменением положения муфты 4, установленной на промежуточной тяге. Величина свободного хода педали сцепления должна соответствовать нижнему пределу диапазона, установленного заводом изготовителем шасси. Например, если на автомобиле ЗиЛ-131 величина свободного хода составляет 35…50 мм, то для автоцистерны на этом шасси следует выставить величину свободного хода 35-40 мм (не более). При большей величине свободного хода из-за неизбежных люфтов привода будет происходить неполное выключение сцепления.

Для регулировки длины тяг системы управления сцеплением необходимо рычаг сцепления в насосном отделении поставить в крайнее переднее фиксированное положение, освободить контргайку 5 большой тяги и вращением муфты 4 установить требуемую длину тяг. При переводе рычага сцепления в крайнее заднее положение добиться такого положения, чтобы при нажатии на педаль сцепления её свободный ход был в пределах требуемой величины. При переводе рычага сцепления в крайнее заднее фиксированное положение сцепление должно быть полностью выключено так, чтобы при работающем двигателе и включённой КОМ карданный вал к насосу не вращался. По окончания регулировки контргайки затянуть.

Вывод по вопросу: для удобства работы на пожарных автомобилях предусмотрен дополнительный привод сцепления.

Независимое исполнение коробки отбора мощности

Монтаж КОМ независимого типа возможен на автомобиль с трансмиссией любого вида. Основным преимуществом является возможность включения механизма как в неподвижном состоянии транспортного средства, так и на ходу. Примером устройства является коробка отбора мощности камаз. Размещение возможно как к правому так и к левому боковому люку КП, а также со стороны заднего торца и зависит от модели КОМ. Для осуществления смазки используется насос.

Частотой вращения валов коробки и передаваемой мощностью можно управлять непосредственно с помощью двигателя. Включение и отключение КОМ часто реализуется при помощи электропневматики и гидравлики. Широкое распространение такой вид коробок получил на автомобилях с АКПП.

Здоровье

Новости

  • Моя подруга всегда пьет чай с имбирем, и за 10 лет нашей дружбы я ни разу не видела, чтобы она болела гриппом и жаловалась на изжогу
  • Как удержать вес надолго и без ограничений? Меняем не диету, а образ жизни: 6 правил здорового похудения
  • В какое время лучше пить зеленый чай, чтобы получить пользу для организма
  • Неожиданные причины набора веса: слишком теплые комнаты и еще несколько
  • Молодая мама призналась: она смогла сбросить лишний вес, научившись готовить
  • В детстве родители часто пугали нас тем, что любимая газировка опасна для здоровья. Сегодня это не просто страшилки, а научно доказанные факты
  • Страшные последствия затяжного насморка — гайморит
  • Если нервы сдают: продукты, которые помогут укрепить нервную систему
  • Как заставить свой организм худеть даже во сне: простые привычки, которые помогут сбрасывать вес во время отдыха
  • Подруга-стоматолог рассказала, как избавиться от зубного налета в домашних условиях с помощью соды
  • Диета для кожи: 10 продуктов, которые избавят от прыщиков на лице
  • Если вы снимаете обувь при входе в дом, потому что беспокоитесь о вредных бактериях, вызывающих болезни, расслабьтесь. По мнению экспертов, эти опасения преувеличены
  • Что происходит с нашим телом, когда мы ныряем в прохладную воду: 5 незаметных, но очень важных для организма перемен
  • Как выбрать самые вкусные и свежие тропические фрукты: учимся выбирать ананас, гранат и многое другое
  • Всегда страдала от того, что плохо засыпала. Кума научила методу с бананами
  • Спросила у стилиста, какие прически визуально молодят. Она назвала 7 стрижек
  • Доктор сказал, что причиной плохих снов могут стать некоторые продукты (острые соусы, выпечка и не только)
  • OMAD — диета «раз в день», или Как сбросить лишний вес, не отказываясь от сладкого и жирного
  • Красить ногти вредно для здоровья: результаты исследования
  • Что произойдет с организмом, если начать есть гречневую кашу три раза в неделю
  • Лишь у 1 из 100 человек есть эта особенность: преаурикулярные пазухи. Что это и зачем нам они нужны?

Моем руки и поем: простое мыло и вода дезинфицируют руки лучше других средств (советы врачей)

На самом деле, чтобы по-настоящему удалить с рук грязь и вредоносных микробов, нет лучше средства, чем простое мыло и вода. Главное, использовать их п…

Здоровье

Заедать стресс едой и пропускать завтрак: какие привычки мешают сбросить лишний вес

Поддержание здорового веса является результатом сочетания факторов. Конечно, это связано с диетой , а также с образом жизни. Некоторые элементы могут …

Здоровье

Прощайте, пломбы! Китайские ученые разработали гель, который восстанавливает зубную эмаль

Зубная эмаль — это самая крепкая ткань в человеческом организме. Но к сожалению, крепкая не означает прочная. Под воздействием сахаров, кислот, а такж…

Здоровье

Почему вес не уходит? 7 привычных для нас вариантов завтрака, мешающих похудеть

После долгой голодной ночи наше тело начинает требовать еду. Ведь без надлежащего топлива у нас остается мало энергии и портится настроение. Но к сожа…

Здоровье

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]