Устройство бензопилы и важные правила обращения с бензоинструментом


Бензиновыми пилами пользуются при возведении срубов, лесозаготовке, очистке местности от зарослей, пополнении запаса дров. Они позволяет эффективно выполнять работу с древесиной. Сравнительно простое устройство бензопилы делает ее долговечным и надежным инструментом, как для бытового использования, так и для профессиональной деятельности. Конструктивно изделие относится к категории машин, оснащенных двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Во многих случаях – это двухтактный одноцилиндровый мотор. Знание устройства инструмента и особенностей функционирования отдельных его узлов нужно пользователю — это поможет правильно выполнять техническое обслуживание и в случае необходимости самостоятельно производить ремонт.

Как устроена бензопила

Устройство бензопилы не слишком сложное. Основные элементы ее конструкции:

  • система зажигания;
  • карбюратор;
  • топливная система;
  • система очистки воздуха.

Поговорим о каждом из них подробнее.

Система зажигания

В системе зажигания современных бензопил есть элементы, которые в зависимости от скорости пилы регулируют импульс. Большинство производителей сегодня оснащают свое оборудование электронным зажиганием вместо контактного.

Система электронного зажигания состоит из следующих элементов:

  • магнето;
  • свеча;
  • электронный блок;
  • электропроводка;
  • кнопка включения мотора.

Магнето — разновидность генератора переменного тока. Он подает электрическую энергию на свечу зажигания. Любое магнето состоит из катушки с сердечником и высоковольтными обмотками, маховика и магнита постоянного типа. Магнето бывают контактными или бесконтактными.

У контактного магнето есть два вывода обмотки. Первый идет к свече зажигания, второй — к земле. К такой схеме может подключаться конденсатор, чтобы контакты не перегрелись и не окислились.

В бесконтактном магнето регулятор подачи напряжения — катушка. Тиристор, диод и конденсатор регулируют величину тока. Электрическая сеть функционирует в такт с поступательным движением цилиндров и поворотом коленчатого вала. Однако схема соединения всех деталей бесконтактного магнето между собой зависит от модели пилы.

Зажигание работает таким образом:

  • магнит, закрепленный на маховике, вращается вместе с ним и индуцирует в системе электродвижущую силу;
  • в цепи возникает ток, который преобразуется с помощью электронного блока в электрические сигналы;
  • сигналы передаются на свечу;
  • между контактами свечи образуется искра, от которой загорается топливно-воздушная смесь.

В любом зажигании искра образуется, когда поршень двигателя не доходит до своей «мертвой точки» примерно 3-4 мм.

Свеча состоит из корпуса, изолятора и электродов: центрального и бокового. По ее состоянию можно зрительно определить неисправности зажигания.

После возгорания топливной смеси мотор начинает работать. Время от времени всю систему зажигания необходимо регулировать.

Карбюратор

На большинстве моделей бензопил карбюраторы устроены одинаково.

Они имеют заслонку в корпусе. С ее помощью регулируются оба винта (главный и холостого хода), диффузор, импульсный канал и входной штуцер. Также заслонка регулирует подачу атмосферного воздуха.

Понимание принципа работы карбюратора помогает правильно выполнять его регулировку. Он работает так:

  • двигатель запускается, в нижней части корпуса открывается воздушная заслонка;
  • внутри поплавковой камеры и в воздушном канале происходит разряжение, потому что поршень перемещается;
  • через диффузор всасывается воздух;
  • из бензинового бака через штуцер в поплавковую камеру попадает топливная смесь;
  • в диффузоре бензин смешивается с воздухом;
  • через впускные каналы топливно-воздушная смесь попадает в камеру сгорания.

С помощью заслонки можно регулировать интенсивность поступления воздуха в топливо, с помощью винтов — настроить обороты мотора, с помощью жиклера — скорость поступления бензина в диффузор.

Топливная система

Состоит из фильтра топлива, карбюратора и топливного насоса ручного типа. При этом насос есть не во всех бензопилах: в некоторых моделях бензин из бака поступает в карбюраторный узел просто по шлангу. Конец шланга с топливным фильтром погружают в бензин, и бензин прекращает поступать в узел карбюратора, когда бачок заполнен воздухом. Чтобы избежать этого, на крышку бака приделывают сапун: когда он загрязняется, мотор глохнет.

Топливный насос ручного типа позволяет заранее заполнять карбюраторный отдел топливом, поэтому мотор запускается быстрее.

Система очистки воздуха

Бензопилы оснащены системой предварительной и тонкой очистки, чтобы газ, используемый для составления топливно-воздушной смеси, был хорошего качества.

Предварительно воздух фильтрует сетчатый фильтр, потом — фильтры тонкой очистки.

Из-за загрязнения фильтров в узел карбюратора поступает меньше воздуха. Как следствие, падает мощность мотора. Чтобы это предотвратить, фильтры необходимо постоянно чистить: продувать или промывать.

Стартер

Стартером запускается мотор бензопилы. Механизм стартера состоит из рукоятки, троса, барабана и возвратной пружины.

Если резко вытянуть рукоятку с торсом, барабан сцепится с валом, вал начнет прокручиваться. Пружина поможет вернуть ручку в первоначальное положение. Чтобы за поворотом вала последовал запуск мотора, нужно будет вытягивать рукоятку не один раз.

Цепь

Шаг цепи — промежуточное расстояние между тремя заклепками, располагающимися рядом.

Чем больше шаг цепи, тем больше и мощность двигателей, и ее производительность, и прилагаемые усилия для увеличения вращения приводной звездочки.

Зато цепи с малым шагом (больше зубьев и меньше расстояние между ними) меньше вибрируют, их движения более плавные при пропиле, а срез чище.

Шина

Шины для бензопил различаются по длине. Длина шины — длина рабочей части, то есть расстояние от передней части пилы до закругленного кончика носа шины. Как правило, длина шины указана в инструкции.

Но надежность пильной шины определяется не только ее собственными характеристиками, а еще и другими деталями. Например, звездочкой. Если звездочка со сменным венцом изготовлена из прочных материалов, шина прослужит долго. Благодаря сменному венцу уровень биения снижается многократно.

Чтобы износ шины был наиболее равномерным, периодически ее нужно переворачивать, тогда срок службы увеличится.

Тормоз

Если цепь в момент вращения случайно прикасается к дереву, происходит обратный удар. В таком случае в целях безопасности должен сработать тормоз.

Тормозная система пилы состоит из тормозного упора и тормозной ленты. Включить систему можно двумя способами: контактным (тормозной упор нажимает на руку рабочего) и инерционным (при резком ударе в шину возникают инерционные силы, которые действуют на тормоз).

Система смазки цепи

В современных бензопилах цепь и шина смазываются автоматически. На холостом ходу подача масла не происходит, так как масляные насосы начинают работать только после вращения звездочки и запуска движения зубчатой передачи. Чем больше оборотов звездочки, тем больше масла поступает из насоса на цепь. Насос устанавливается со стороны цепи, в него масло поступает из масляного бачка по маслопроводу.

Регулировка натяжения цепи

Ослабление направляющей шины.

Перед каждым использованием бензопилы произведите обслуживание цепи. Проверяйте натяжение цепи, через 10 минут после ее запуска и периодически во время работы.

Цепь обычно провисает при ее нагревании.


Ослабление направляющей шины.

Выключите и отсоедините кабель свечи зажигания. Надевая рабочие перчатки, осторожно потяните цепь вдоль направляющей шины; она должна плавно скользить и оставаться в канавке.

  • цепь жестко натягивается или перемещается — слишком натянута
  • цепь выскальзывает из канавки — слишком ослаблена

Для регулировки натяжения цепи ослабьте гайки крепления шины с помощью торцевого ключа, входящего в комплект поставки бензопилы.

Найдите натяжной винт на направляющей шине, обычно на стороне, противоположной монтажным гайкам, как показано на рисунке, или между ними. Наклоните бензопилу немного, чтобы поднять носок направляющей шины и с помощью отвертки поверните натяжной винт.


Сброс натяжного винта.

Поверните по часовой стрелке, чтобы натянуть, или против часовой стрелки, чтобы ослабить цепь. Сбросьте натяжной винт так, чтобы цепь плавно скользила по направляющей шине, не выскользнув из паза. Цепь должна лишь слегка провисать вдоль нижней части направляющей шины. Затяните гайки крепления шин и проверьте натяжение цепи, при необходимости отрегулируйте заново. Снова подсоедините кабель свечи зажигания.

Ослабьте цепь перед хранением бензопилы.

Как пользоваться бензопилой

Правильно пользоваться бензопилой важно, чтобы избежать травмоопасных случаев. Лучше всего о правилах работы бензопилы сказано в инструкции к ней. Главное — крепко держать инструмент двумя руками и всеми пальцами.

Как правильно заводить бензопилу

Прежде чем завести мотопилу, нужно включить тормоз цепи и снять защиту шины.

После этого сделать следующее:

  • нажать кнопку управления декомпрессионным клапаном, если она есть;
  • активировать рычаг переключения режима
  • положить пилу на землю, придавив заднюю ручку правой ногой и левой рукой обхватив переднюю ручку;
  • тянуть за рукоятку стартера до запуска двигателя;
  • нажать на рычаг переключения режима и давить на него до начала работы пилы;
  • увеличить частоту вращения холостого хода и отключить тормоз цепи.

Как правильно пилить бензопилой

Чтобы правильно работать бензопилой, нужно следовать основным рекомендациям:

  1. Держать пилу ближе к корпусу — это поможет сохранить равновесие.
  2. Ноги широко расставить и согнуть в коленях.
  3. Спину держать прямо.
  4. Прежде чем перейти на новое место, нужно выключить двигатель, активировав тормоз.

Защититься от случайных порезов поможет одноразовая спецодежда. На голове должен быть защитный шлем с маской, для рук нужны плотные перчатки, для тела — костюм с подкладкой, а для ног — прочная обувь.

Обслуживание электронного модуля зажигания (ЭМЗ)

Зазор и замена электронного модуля зажигания (ЭМЗ).

Выключите цепную пилу и отсоедините кабель свечи зажигания, затем слейте топливный бак. Снимите корпус стартера и идентифицируйте ЭМЗ.


Зазор и замена электронного модуля зажигания (ЭМЗ).

Для зазора ЭМЗ используйте латунный или пластиковый щуп, который соответствует зазору, указанному производителем. Вращайте маховик, пока его магниты не окажутся как можно дальше от ЭМЗ. Ослабьте винты и сдвиньте ЭМЗ достаточно, чтобы установить щуп горизонтально между ним и маховиком (крайний левый). Вращайте маховик, пока его магниты не совместятся с ЭМЗ. Затянуть винты ЭМЗ и вытащить щуп. Установите на место корпус стартера в сборе, заправьте бензопилу и снова подключите кабель свечи зажигания. Если проблема сохраняется, замените ЭМЗ и кабель свечи зажигания.


Замена электронного модуля зажигания.

Для замены кабеля ЭМЗ и свечи зажигания также снимите воздушный фильтр и корпус двигателя. Используйте щипцы с длинным носом, чтобы снять провод зажигания с ЭМЗ, а затем сдвиньте его из оболочки, удерживая ее у кабеля свечи зажигания. Открутите ЭМЗ и снимите его. Установите точный дубликат ЭМЗ, подсоедините провод зажигания и установите на место корпус двигателя и воздушный фильтр.

Цена до 10000 рублей

В этом ценовом диапазоне китайские мотопилы представлены наиболее широко. В числе первых в рейтинге популярности у соотечественников:

  1. FGS 45-45 компании Forte с хорошей антивибрационной системой, возможностью работать при любом положении и распиливать средние по диаметру бревна. У нее:
      объем двигателя — 45 см³, мощность — 2,4 кВт;
  2. 45-сантиметровая шина;
  3. стоимость — от 2,3 тыс. рублей.
  4. Бригадир Professional с увеличенной до 2,8 кВт мощностью силового агрегата. У последнего воздушное охлаждение, что исключает перегрев мотопилы при непрерывной и долгой работе. Агрегат комплектуется японским карбюратором Walbro, обеспечивающим повышение долговечности изделия. Стоит модель от 2,7 тыс. рублей.
  5. Ростех БП-52 Профессионал. Купить ее можно за 1,85 тыс. рублей, хотя агрегат укомплектован мощным (3 кВт) мотором и может использоваться при валке леса, для строительных работ. Отличается:
    • корпусом, для изготовления которого применен ударопрочный пластик;
    • быстрой заводкой;

  6. удобством использования;
  7. наличием защиты рук;
  8. внутренним хромированием цилиндров;
  9. возможностью работать в разных положениях.
  10. GoodLuck, позиционирующаяся производителем как профессиональная. Мотопила:
      с низким расходом бензина;
  11. с защитой рук работника;
  12. с 2,8-киловаттным мотором, имеющим систему охлаждения;
  13. с весом 5 кг;
  14. с несложным обслуживанием;
  15. с ценой от 2,75 тыс. рублей.
  16. GreenTec, имеющая российскую маркировку БЦ-0112 и предлагаемая к продаже за цену от 3,2 тыс. рублей. Имеет возможность регулирования оборотов холостого хода и подачи топливной смеси. Укомплектована:
      шиной длиной 45 см;
  17. двигателем средней (1,8 кВт) мощности и объемом 45 см³;
  18. топливным и масляным баком емкостью, соответственно, 600 и 400 мл.

В ценовом диапазоне 5-7 тыс. рублей китайскими производителями предлагаются бензопилы:

  1. Titan ББЦП 25-25. Она портативная, с желтым корпусом, 18- и 20-дюймовой шиной, изготовленной из специальной стали, импортной (Steele) цепью, карбюратором с 5-летней гарантией. Поставляется с комплектом запасных частей. Стоит от 8 тыс. рублей.
  2. Storm WT-0645. Модель компактная, полупрофессиональная. Имеет:
      улучшенные характеристики;
  3. 2,4-киловаттный силовой агрегат объемом 56,5 см³;
  4. бак для бензина (АИ 92) объемом 550 мл;
  5. ручной запуск;
  6. автоматическую смазку пильной гарнитуры;
  7. защиту от аварийной остановки;
  8. шину длиной 45 см.

Сейчас читают: Бензопила хутер бс 52 характеристика

Марки бензопил китайского производства в диапазоне цен 7-10 тыс. рублей представлены незначительно. В основном это лучшие подделки брендовых моделей. Среди таких Alpina A 3700, которая стоит на рыке от 9,4 тыс. рублей. Мотопила похожа на японскую Komatsu-Zenoah G3700, что является для нее неплохой рекомендацией.

У агрегата шина фирмы Oregon, что указывает на надежность гарнитуры. Но пластик, который ее защищает, низкого качества. Размер шины — 35 см, цепь с шагом зубьев 3/8″. Этого достаточно для несложных домашних работ.

В комплектации бензопилы:

  • 2-тактный мотор с объемом чуть меньше 40 см³, мощностью 1,6 л. с., небольшим расходом бензина и масла;
  • ручка из жесткого пластика;
  • средняя виброзащита;
  • небольшой (300 мл) бензобак;
  • надежный тормоз цепи.

В минусах модели:

  • часто ненастроенный правильно карбюратор;
  • неудачный кожух, под которым постоянно собираются опилки.

Китайская бензо пила STIHL MS 660

пока новая работает отлично.

Для режима запуска, так что детали смазываются в достаточном количестве, настройка карбюратора цепи Husqvarna производится так, что максимальная скорость составляет 600-700 об / мин. ниже рабочей. Если нет возможности установить рабочую максимальную частоту на тахометре, нет необходимости изменять предварительную настройку винтом H.

Для точной регулировки пилу необходимо нагреть не менее 10 минут, установить на ровную поверхность. Шина должна быть направлена ​​в противоположном направлении от человека, выполняющего настройку. На начальном этапе должна быть обнаружена самая высокая частота холостого хода. Для этого навинтите L плавно поверните сначала влево-вправо, а затем наоборот.

Холостой ход регулируется струей, обозначенной буквой T. Он должен поворачиваться слева направо, пока цепь не начнет двигаться. Затем плавно подавайте в противоположном направлении, пока не прекратится вращение цепи. Винт H считается установленным правильно, если шум работы пилы с полным газом без нагрузки остается небольшим.

Ремонт системы подачи топлива

Топливо может не попадать в цилиндр по следующим причинам:

  • Загрязнение топливного фильтра. Следует снять топливный шланг и проверить, как течет топливо. Если струя слабая, возможно, нужно прочистить фильтр. Его достают через заливное отверстие топливного бака и чистят, в случае сильного загрязнения заменяют новым. В качестве профилактики рекомендуют производить замену топливного фильтра раз в три месяца.
  • Засорение сапуна (отверстия в крышке топливного бака). Проверяют также отсоединением шланга, в случае засора чистят с помощью иглы.
  • Отсутствие или недостаточное количество топлива. Причин неисправности может быть несколько. Первая причина – засорение воздушного фильтра. Воздух перестает поступать в карбюратор в нужном количестве, в связи с этим из-за слишком обогащенной топливной смеси нарушается работа двигателя. Загрязненный фильтр аккуратно снимают, чистят и промывают в воде, затем сушат и устанавливают на место.

Еще одна причина – неправильная отрегулированность карбюратора. Регулировку производят тремя винтами.

Своевременная замена топливного фильтра гарантирует полноценную подачу топлива

Топливный шланг и привод воздушной заслонки должны плотно прилегать к штуцерам

Тросик рычага привода дроссельной заслонки должен находиться на своем месте

Во время работы необходимо пользоваться инструкцией, иначе можно сделать только хуже.

И последняя причина – нарушение целостности мембраны или засорение каналов карбюратора.

Чтобы ремонтировать карбюратор самостоятельно, необходимо познакомиться со всеми его деталями

Все части должны быть чистыми, сухими и исправными.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]