В процессе эксплуатации автомобиля двигатель постепенно изнашивается. Через несколько лет активной езды он начинает потреблять масло, появляются проблемы с выхлопом и возникает вибрация на любых оборотах. Это нехорошие признаки, которые свидетельствуют о наличии проблем, которые нужно решать максимально оперативно, чтобы не столкнутся с более серьезными проблемами. Одним из признаков износа является скопившийся налет на внутренних стенках цилиндров и всех деталей. Он снижает производительность и ухудшает качество работы мотора в целом. Такое состояние получило название закоксовка. Рассмотрим процесс выполнения раскоксовки своими руками.
Для чего нужна раскоксовка
В процессе эксплуатации двигатель загрязняется продуктами сгорания топлива, а часто и топливно-масляной смеси, потому что со временем герметичность колец пропадает и малой из блока проникает в камеру сгорания. В результате этой реакции на стенках образуется твердый черный налет, который приводит к дополнительным проблемам. Одним из многочисленных процессов по восстановлению силового агрегата является раскоксовка двигателя. Судя по названию, процедура заключается в удалении нагара, который препятствует нормальной работе. После ее проведения силовой агрегат работает намного лучше и выдает больше мощности. Она особенно полезная для тех автомобилей, которые давно не проходили ремонт ДВС, так как процесс необратимый и налет накапливается постепенно день за днем, месяц за месяцем.
Существует несколько технологий раскоксовки моторов, но в каждой есть свои нюансы. Рассмотрим по подробнее обе, чтобы вы могли выбрать наилучший способ и стоит ли ее делать вообще. Может, лучше сразу провести капитальный ремонт? На деле она позволяет его отсрочить всего на какие-то 5-20 тыс. км пробега.
Риски
С положительными изменениями понятно, но есть же и шансы на негативное развитие событий? Помимо прогнозируемых рисков на загрязнение свечей, катализаторов и прочего, есть еще и ненулевые шансы получить кусок кокса прямо под поршневые кольца и царапину на зеркале цилиндра. Или большой кусок нагара прямо под клапан, что может привести к его поломке или столкновению клапана и поршня. К счастью, шанс на такого рода неприятность невелик, но и забывать о такой возможности не стоит.
Про раскоксовку водой стоит сказать, что при ее применении довольно высок риск гидроудара, особенно если проводить процедуру неаккуратно. Многие сервисы просто не берутся за эту работу, если не уверены в своих силах.
Раскоксовывать двигатель или сразу ремонтировать
Чтобы принять решение, раскоксовать двигатель или сразу ремонтировать, необходимо понять природу происхождения этого самого нагара. Стоит понимать, что чисто без разборки не даст мгновенного эффекта, потому что налет образовывался годами и надежно закрепился на стенках металла. Чтобы раскоксовать мотор, нужно знать основные причины.
Регулярно высокая температура и давление. Именно при таких условиях работают внутренности мотора. В результате трения деталей возникают зазоры, через которые смазка проникает в цилиндр. Начинается, так называемый, масложор. Масло сгорает и образуются твердые остатки, которые оседают на детали. Больше покрываются коксом все детали, находящиеся на пути следования масла и его продуктов сгорания: стенки, лицевые плоскости поршней, наружные края клапанов, а также и паз для поршневых колец.
Если ваш двигатель жрет масло, то знайте, оно не исчезает в никуда. Его следы вы обязательно найдете на стенках деталей вашего мотора. Следует действовать оперативно, потому что скопившийся кокс приведет к ускоренному износу колец и разгерметизации цилиндра. Как показывает практика, компрессия в таких моторах снижется до 90%. Если это произойдет, то цилиндр можно считать отказавшим. Своевременное раскоксовывание позволит избежать этих неприятностей и продлить срок службы агрегата, но если такая проблема имела место, то капитальный ремонт осталось ждать недолго.
Почему важно начать действовать как можно раньше? Причина в то, что химический раскоксовыватель, который добавляется в цилиндры без разборки, способен справиться с задачей при потреблении масла не более 0,5 л на 1000 км. Но одно только применение химии недостаточно. Нужно найти место, через которое масло проникает в цилиндр. Чаще всего таковым являются сальники клапанов.
Удаление нагара водой
Некоторые автомобилисты научились применять более мягкую процедуру, оказывающую тот же эффект по снятию нагара, что и химические препараты. Раскоксовка водой – самый распространенный способ, на который решаются владельцы отечественных и импортных автомобилей.
Для процедуры понадобится:
- дистиллированная вода в пластиковой бутылке;
- капельница;
- шланг (для омывателя лобового стекла);
- тройник (подключить омыватель).
Схема работ такая: воду из бутылки подключают через капельницу к подсосу двигателя. Можно применять не дистиллированную воду – система фильтрации в самой капельнице справится с очисткой. Подача воды начинается с работающим двигателем – примерно на 2000 об/мин.
2-3 капли в секунду достаточно при холостом ходе прогретого мотора. Эффект не заставит себя долго ждать, нагар снимается, а автомобиль становится динамичным и экономным.
Как правильно сделать раскоксовку средством
В магазинах и на авторынках можно найти множество различной автомобильной химии для борьбы с подобными проблемами. Все продавцы, конечно, уверяют, что их товар лучше справляется с поставленной задачей. На деле все может оказаться по-другому. Будем рассматривать именно те методы и средства, которые имеют положительные отзывы. К ним относятся:
- Mitsubishi Shumma – поставляется в виде спрея;
- GZox – спрей для распыления в цилиндры через свечные отверстия;
- Lavr – жидкость для заливки;
- BJ-211 – реализуется в жидком виде.
При помощи всех перечисленных препаратов раскоксовка выполняется без замены масла, что удобно, но какова же эффективность? При относительно небольшом количестве отложений средства вполне действенны и справляются со своими задачами.
Раскоксовка дизельного двигателя
Из-за особенностей работы и вида используемого топлива, чаще требуется раскоксовка колец именно на дизельном двигателе. Это связано не только с проникновением масла в камеры сгорания, но также и с наличием тяжелых фракций в самом топливе. Поэтому эта работа особенно сложна в таких силовых агрегатах. Процедура эта заключается в удалении образовавшегося за время работы нагара с частей мотора.
Раскоксовка поршневых колец может быть выполнена самостоятельно и специалистами из автосервиса. Вопрос стоит только в своевременности проведения данной процедуры. Чем раньше проблема будет выявлена и устранена, тем меньше потребуется затрат на восстановление силового агрегата. Если вы обнаружили неладное и решили действовать своими силами, то раскосковать двигатель можно при помощи жидких или летучих распыляемых в цилиндр средств. Но стоит знать некоторую особенность выполнения работы с данным типом ДВС. Чтобы мягкая раскоксовка прошла успешно и без дополнительного вреда, необходимо обязательно демонтировать форсунки. На этом этапе могут возникнуть сложности, потому что далеко не у каждого автовладельца в гараже найдутся необходимые ключи и приспособления.
Все-таки лучшая раскоксовка возможна только при полной разборке агрегата, так как можно добраться абсолютно до всех укромных мест, где мог бы находиться нагар. К ним относятся пазы под уплотнительные кольца, клапанные седла и многие другие. Простое распыление средства лишь незначительно снизит его концентрацию, поэтому провозить данную процедуру рекомендуется на самых ранних стадиях скопления нагара.
Работа выполняется следующим образом как для дизельного, так и для бензинового моторов:
- Сначала необходимо выкрутить свечи с бензинового или снять форсунки с дизельного ДВС.
- Включить пятую передачу, чтобы можно было проворачивать коленчатый вал, установив все поршни в среднее положение.
- По очереди в каждый цилиндр нужно распылить средство от нагара.
- Выждать от 8 до 15 часов, периодически проворачивая коленчатый вал, чтобы химия проникла в зону между поршневой и стенками.
- После выжидания указанного срока необходимо при помощи шприца или иного приспособления удалить грязь и тщательно выдуть сжатым воздухом.
- Установить свечи на место и завести мотор. Эффективное время работы – 15 минут на 1500 об/мин.
- После очистить заменить свечи на новые.
Рейтинг лучших раскоксовок двигателя
В продаже имеется немало средств для раскосковки двигателей. За время проведения обслуживания моторов разной мощности и типа был выделен определенный перечень лучших, которыми можете воспользоваться и вы. Все их можно разделить на три типа в зависимости от консистенции:
- пенные;
- аэрозольные;
- жидкие.
Все имеют свои преимущества и особенности. Рассмотрим поподробнее каждый тип.
Топ пенных раскоксовок поршневых колец
Раскоксовка неприятная процедура тем, что детали находятся в глубине двигателя. Добраться до них не так то и просто, а все химические средства действуют незаметно для глаза. Но при небольшом количестве нагара они вполне эффективны в очистке маслосъемных колец. После своевременного проведения данной процедуры двигатель работает заметно лучше.
Можно выделить ТОП лучших средств, которые хорошо очищают поршневые кольца?
- Lavr complex;
- Mitsubishi shumma engine conditioner;
- G zox injection carb cleaner;
- Lavr express.
Очистка поршневой с такими препаратами позволяет существенно продлить срок службы ДВС и облегчить заботы владельцев авто.
Lavr complex
Многие профессионалы раннюю раскоксовку выполняют при помощи средства Lavr complex. Препарат продается в баллонах с распылителем. Показывает высокую эффективность даже после одного применения. Быстро растворяет нагар и возвращает компрессию.
Mitsubishi shumma engine conditioner
Этот химикат считается одним из лучших, но для достижения максимальной эффективности его лучше применять на пробеге до 40 тыс. км. Чем раньше, тем меньше нагара и вероятность снижения компрессии. Активная формула быстро растворяет грязь даже в самых недоступных местах. Распыляется при помощи длиной трубочки.
G zox injection carb cleaner
Еще один пенный очиститель камеры, дроссельной заслонки и всех внутренностей мотора. Средство продается в удобном баллоне с трубочкой для впрыскивания. Рекомендуется применять каждые 10 тыс. км пробега. Использовать следует на хорошо прогретый двигатель.
Lavr express
Отлично удаляет масложор химический препарат под названием Lavr express. Относится к самым простым средствам для удаления образовавшегося налета на деталях ДВС. Проникает во все щели и способствует выведению отложений на поверхность при помощи активной пены. Применяется легко, просто распылением.
Wynn’s Combustion Chamber Cleaner
Высококачественная раскоксовка помогает бережно удалить нагар, лаковый налет и шламовые углеродные образования в ЦПГ только бензиновых двигателей. Вещество помогает восстановить подвижность маслосъемных колец, а также компрессионных колец и очистить впускной коллектор с клапанами. Средство не имеет негативного воздействия на катализатор. Необычность использования вещества удивляет автолюбителей – оно подается через вакуумный шланг двигателя, однако высокая эффективность средства отмечается выравниванием компрессии в цилиндрах, снижением вибраций и устранением детонации двигателя. Многие пользователи отмечают минимальный уровень расхода масла, а также значительное увеличение мощности мотора. Процесс очистки не требует смазки и практически не вредит мотору, так как отсутствует контакт с резиновыми уплотнителями двигателя.
Лучшие жидкости для раскоксовки двигателя поршневых маслосъемных колец
Масляный жор на 16 клапанных и прочих моторах эффективно удаляют различные жидкие препараты. Средства впрыскиваются в цилиндры, но для необходимой эффективности их действия следует периодически проворачивать вал, чтобы оно проникало во все щели. Жидкость очень текучая, но при действии образует пену, которая и поднимает грязь.
Вмпавто раскоксойл валера
Данное средство относится к универсальным химикатам, потому что с его помощью можно быстро промыть все внутренне пространство и масляную систему. Благодаря нему быстро отлегают кольца и начинают выполнять свои функции.
Lavr novator
Недорогое и эффективное средство для удаления нагара со стенок. В нем применена новая формула, которая эффективно растворяет налет и уничтожает отложения. Способствует увеличению компрессии более чем на 25%. Вещество применяется не только для очистки, но также и для диагностической проверки состояния цилиндров. Максимальная эффективность достигается при прогреве ДВС до 70 градусов. Растворяет нагар в сильно запущенных ситуациях всего за 60 минут.
Bg109
Неплохо удаляет нагар на поршнях автомобиля BG 109. Продается в виде жидкого средства, которое можно добавить в цилиндры при помощи шприца. Также можно использоваться в качестве добавки. Оно заливается в промывочное или отработанное масло на прогретом моторе. Для удаления нагара необходимо дать поработать в течение 15 минут на 1500 об/мин. После процедуры произвести замену масла и фильтра.
Римет
Эффективное промывочное средство для борьбы с отложениями. Содержит в составе активную формулу из меди, олова и сурьмы. Смесь повышает компрессию, снижает интенсивность износа почти на 50% и способствует скольжению деталей. Применяются для моторов с пробегом до 60 тыс. км.
Fenom
Препарат российского производства для удаления нагара с поршневой пары, колец и клапанов. Средство способствует продлению срока службы и повышению мощности. Химикат имеет 50 международных наград за результативность. Являются самыми наукоемким в производстве.
Runway очиститель клапанов
Любой масложор будет быстро устранен профессиональным средством Runway. Это линейка химикатов для авто, которая показала хорошие результаты. Продается в виде жидкости, похожей на масло. Способствует растворению углеродных отложений и нагара. Восстанавливает подвижность колец, а вместе с тем и компрессию.
Лучший набор для 5 минутной промывки двигателя
Если вы хотите быстро освежить мотор на своем авто, то выбирайте средство Lavr ML202. Продается в бутылках по 185 и 330 мл в жидком виде. Оно используется только на горячем моторе. Оптимальной температурой является 70 градусов. Заливается непосредственно в цилиндры при помощи трубки. Чтобы активизировался эффект, необходимо плотно закрыть отверстия.
Средство для раскоксовки Lavr
Если пропадает масло в двигателе, то средство Lavr поможет решить эту проблему. На сегодняшний день это самые быстрые препараты, которые устраняют любые отложения без разборки ДВС. Достаточно залить его в цилиндры и подождать, затем удалить при помощи шприца и дать поработать на холостых в течение нескольких минут.
Народные средства раскоксовки
Кроме химикатов умельцы научились использовать различные народные средства для раскоксовки колец на Ладах Приора и других отечественных авто. Дедовские методы достаточно эффективны, поэтому применяются некоторыми автолюбителями. Рассмотрим самые популярные.
Раскоксовка керосином и ацетоном
Как показывает практика, эффективно удаляет масложор смесь керосина с ацетоном в соотношении 1:2 или 1:3. Заливается во все цилиндры по 50 гр. В таком состоянии двигатель следует оставить на 10 часов. За это время средство растворит налет и превратит его в жидкую массу. По происшествии этого времени необходимо прокрутить коленчатый вал, чтобы хорошо промыть все поверхности и при помощи трубки со шприцом удалить отработку.
Димексид
Еще одним средством для раскоксовки поршневой моторов является димексид. Удивительно, медицинский препарат помогает устранить налет. Для проведения процедуры потребуется 5 пузырьком по 100 мл. Применяется на прогретом моторе по 50 гр. в каждый цилиндр. Для растворения отложений достаточно 5 минут. Обязательно нужно шевелить кривым стартером, чтобы жидкость омыла все поверхности.
Средство для чистки плит
Также в числе химии для очистки мотора от нагара, когда он уже заметно ест масло, является средство для чистки плит. Эффективная бытовая химия есть у каждого, но она хорошо справляется со своей задачей. Применяется аналогично Димескиду. Но лучший эффект можно достичь, если разобрать поршневую и отмочить в средстве детали по отдельности.
Причины нагарообразования.
Если есть средства для раскоксовки, значит поршневые кольца и двигатель закоксовывается. Кокс или отложения неизбежный спутник работы двигателя. В первую очередь это касается холостых оборотов при прогреве мотора. В этот момент, когда темпратура двигателя не достигла рабочих характеристик, образуются смолянистые отложения. Происходит это по причине неполного сгорания топлива. Ситуация усугубляется когда автомобиль эксплуатируется на короткие поездки. Завели мотор, прогрели немного и в путь. А, многие и вовсе пренебрегают этой процедурой. При этом дистанция от дома до работы составляет несколько километров. Езда на непрогретом двигателе на короткие дистанции способствует нагарообразованию и отложению кокса. Следующая причина в списке — это пробки. И режим работы двигателя, приближенный к холостому ходу. Также следует отнести к причинам и качество масла, и сроки замены. К слову скажем, что срок замены масла стоит учитывать не по пробегу, а по моточасам. По пробегу масло может еще и рано менять, а вот по моточасам оно уже давно состарилось. А, значит, базовые присадки сработались и эксплуатационные характеристики масла не отвечают требованиям. Итак, резюме: на нагарообразование и отложение кокса влияют:
— топливо — поездки на непрогретом двигателе — частые поездки на короткие дистанции — работа двигателя в режиме пробок — качество и сроки замены масла