Снегоход является транспортным средством, предназначенным для активного отдыха. Его приобретение предполагает соблюдение ряда правил и обязательств. Для того чтобы иметь возможность управлять такой машиной, необходимо получить права на снегоход. Также следует зарегистрировать транспорт в Гостехнадзоре и периодически проходить техосмотры.
Какие права нужны для управления квадроциклом и снегоходом
Для езды на законных основаниях водителю нужно получить УТМ — удостоверение тракториста-машиниста, в котором открыта категория «А». Конкретнее — «А1», позволяющая управлять внедорожным мотоциклетным средством. Но не следует путать её с категорией на мотоцикл — это два разных понятия.
Если у водителя нет УТМ, сотрудник ГИБДД может не только оштрафовать его, но и изъять средство передвижения. Вернуть его получится лишь после получения удостоверения.
Когда квадроцикл оснащён габаритами, фарами, зеркалами и стоп-сигналами, для управления им нужны обычные права для мотоцикла.
Первое, что нужно сделать для получения ВУ для снегохода и квадроцикла, — собрать нужные документы и отправиться с ними в Гостехнадзор.
Документы для получения водительского удостоверения категории «А1» (согласно п.18 Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами»):
а) заявление;
б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
в) медицинское заключение;
г) российское национальное водительское удостоверение (при наличии);
д) документ, подтверждающий прохождение в установленном порядке соответствующего профессионального обучения по программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий;
е) письменное согласие законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей) несовершеннолетнего кандидата в водители на сдачу им экзамена и выдачу российского национального водительского удостоверения, заверенное в соответствии с законодательством Российской Федерации, — в случае, когда заявителем является лицо в возрасте от 16 до 18 лет, за исключением случая объявления несовершеннолетнего лица полностью дееспособным (эмансипация) или вступления его в брак в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если у водителя уже есть открытая категория, получить права будет легче, поскольку теоретический экзамен по ПДД сдавать не потребуется. Эта информация пригодится тем, кто интересуется, как получить права на снегоход и квадроцикл, если есть права категории«B». Для них процедура несколько упрощена.
Рекомендуется уточнять список документов по месту сдачи экзамена.
Штрафы
Если неправильно эксплуатировать спецтехнику, рискуете получить штраф. Если пользовать снегоходом без прав, придется оплатить в казну около 2,5 тыс. руб. Также технику могут отогнать на штрафстоянку. Чтобы забрать ТС, потребуется предоставить удостоверение категории А1.
Если снегоход будет незарегистрированным, придется заплатить штраф от 1,5 до 2 тыс. руб. Все правила прописаны в ч. 1 ст. 19 КоАП. Размер штрафа для должностных лиц увеличивается до 2-3,5 тыс. руб., а для юридических лиц – до 5-10 тыс. руб.
Если снегоход будет без государственных знаков, штраф составит 500-5000 руб. Также вас могут лишить права эксплуатировать снегоход на срок 1-3 месяца.
В случае отсутствия талона о прохождении технического осмотра, вам выпишут штраф в размере 800 руб. Также вас могут лишить прав на срок 1-3 месяца. Если вас поймают во время управления снегоходом в нетрезвом состоянии, придется оплатить штраф в размере 30 тыс. руб. Помимо этого, вы будете лишены прав на срок 1,5-2 года. Все это время ТС будет находиться на штрафстоянке.
Чем квадроцикл отличается от квадрицикла
Относительно недавно органы ГИБДД провели реформу, результатом которой стало появление в правах категории «В1». Она позволяет управлять трициклом и квадрициклом. Надо сказать, что последнее наименование от квадроцикла отличается по ряду принципиальных признаков. Квадроцикл является мотовездеходом с сиденьем и мотоциклетными рулём и посадкой. Тогда как квадрицикл — мототранспортное средство, чья максимальная конструктивная скорость составляет не менее 25 км/ч. Имеет четыре колеса и эксплуатируется в условиях дорог общего пользования.
Под категорию квадрициклов попадают разнообразные лёгкие автомобили, которых на отечественных дорогах практически не найти. У нас аналогом таких машин можно назвать «инвалидки», которые были распространены в эпоху СССР. И права, которые разрешают управление квадрициклом, не годятся для квадроцикла или снегохода. Правило действует и в обратную сторону.
Основы движения
Первое, что нужно отработать новичку — простейшие элементы движения. Райдер должен научиться правильно трогаться с места, работать газом и тормозом, набирать и держать скорость, поворачивать. С этих нюансов мы и начнем.
Набор скорости
На правой рукоятке находится курок газа. Нажимается он большим пальцем правой руки. Работает так же, как на любом другом транспорте: чем сильнее нажим — тем больше бензина в двигатель подается, и тем выше скорость. И наоборот: если отпустить курок, дроссельная заслонка прикроется и скорость начнёт падать. Если раньше вы ездили на мотоцикле, квадроцикле или автомобиле, к снегоходному курку придется привыкать, особенно если учесть, что жать его придется в толстых перчатках.
Учтите, что курки газа будут по-разному работать на снегоходах разного класса. Например, у легких горных снегоходов с мощным турбированным двигателем газ очень чуткий, поэтому нажимать его нужно очень аккуратно и плавно. И наоборот: на экономичных утилитарных снегоходах вроде Варяг 500 или Буран А набор скорости происходит медленнее и спокойнее.
Первое, чему нужно учиться, это троганье с места и простая езда по прямой с правильной работой газом и тормозом
Вывод такой: нужно привыкнуть к курку газа конкретного снегохода, чтобы понять, как он реагирует на нажатие. Для этого нужно просто не спеша прокатиться по безопасному открытому участку.
Торможение
Тормоза у снегохода находятся слева на руле, нажимаются пальцами. Однако они нужны не всегда: если впереди есть достаточно пространства, а скорость небольшая — можно просто отпустить газ. Автомобиль по ровному асфальту со скорости в 40-50 км/ч может проехать еще несколько сотен метров, но снегоход остановится намного быстрее, ведь его будет тормозить снег.
Рычаг тормоза обычно используется для сброса скорости или для экстренного торможения. Нажимать его стоит легко и плавно, особенно на большой скорости — иначе можно уйти в занос. Лучше всего работать тормозом дозированно: слегка нажимая и быстро отпуская, чтобы не блокировать гусеницу полностью.
Элементы управления снегохода “Тайга Патруль”: курок газа под большой палец на правой рукоятке, ручка тормоза на левой рукоятке, рукоять переключения передач под левой рукояткой
Процесс и интенсивность торможения будут зависеть от:
- скорости, с которой начинается торможение;
- усилия на рычаг тормоза (сильнее жмем — быстрее остановимся, но при резком нажатии на большой скорости снегоход может уйти в занос или потерять управление);
- веса снегохода (не паспортного, а реального: снегоход с пассажиром или грузом на буксире будет тормозить быстрее, чем только с водителем);
- длины гусеницы и количества грунтозацепов (чем больше грунтозацепов, чем они длиннее и чем длиннее сама гусеница — тем быстрее затормозит снегоход);
- наклона дороги (при езде в горку снегоход остановится быстрее, чем при езде с нее);
- положения тела (если ехать сидя и отклонить корпус назад, увеличив давление на гусеницу — снегоход можно остановить чуть быстрее, но этому нужно научиться);
- плотности снега: на укатанном снегу снегоход будет тормозить дольше, чем на рыхлом нетронутом.
Вывод такой же, как и при работе с газом: к торможению в разных условиях придется привыкать.
Переключение передач
Переключать передачи нужно после полной остановки снегохода. Ручка переключения находится рядом с рулем — справа или слева, в зависимости от модели.
На большинстве моделей есть такие передачи:
- нейтральная — нужна для прогрева двигателя и ремня;
- задняя — чтобы ехать назад (на некоторых снегоходах задний ход включается не ручкой КПП, а кнопкой на руле);
- парковочный тормоз;
- передняя пониженная — нужна для медленного преодоления сложных участков или для буксировки, скорость пониженной передачи составляет до 20 км/ч;
- передняя повышенная — универсальная передача для движения вперед.
У некоторых снегоходов список передач может отличаться: например, парковочного тормоза или заднего хода может не быть, или передача может быть только одна — «общая».
Вхождение в поворот
Перед поворотом стоит сбросить скорость (если ехали быстро), а входить в него нужно по плавной дуге. Резкие повороты на большой скорости, особенно на снегоходах с узкой гусеницей и маленьким расстоянием между лыжами повышают риск того, что снегоход завалится на бок.
Хорошо видно, что райдер наклонился в сторону, в которую повернуты лыжи
Если все-таки возникла необходимость повернуть резко (например, впереди большое препятствие) — при вхождении в поворот нужно наклониться в сторону, противоположную повороту, чтобы оставить центр тяжести повыше, а не заваливать его к земле.
Положение корпуса и ног при езде
Обычное положение тела при управлении — сидя на кресле
, ноги согнуты в коленях и стоят на подножках. Если ездить не очень быстро, менять положение не придется. Но в некоторых ситуациях движения корпусом, даже в сидячем положении, могут пригодиться. Например:
- при езде в горку можно наклонять корпус вперед, прижимая лыжи к снегу;
- при езде под горку можно откинуться назад, выпрямив руки;
- при вхождении в поворот можно отклоняться в сторону, противоположную стороне поворота (например, если поворачиваем влево — снегоход будет крениться влево, а значит, нам нужно наклониться вправо).
Более активный вариант — когда водитель стоит на полусогнутых ногах
. Такая позиция хороша тем, что:
- позволяет лучше видеть дорогу впереди и по сторонам;
- центр тяжести находится выше — а значит, все приемы (наклоны корпуса вперед, назад и в стороны) дадут больший эффект.
Чем выше встает райдер — тем выше «поднимается» центр тяжести, и тем больший эффект будет иметь положение его тела. Езду на полусогнутых лучше практиковать только опытным райдерам, и только в специальных снегоходных ботинках, которые улучшают сцепление с подножками. Привыкать к ней нужно на небольшой скорости.
Ещё один вариант позы — встать одним коленом на сиденье, вторую ногу держать на подножке
. В таком положении водитель лучше «прижимает» гусеницу к снегу, что незаменимо в глубоких сугробах. Но ездить так лучше только либо по прямым отрезкам, либо по участкам без крутых поворотов — если потерять баланс, легче будет упасть в сторону «пустой» подножки.
Райдер стоит на снегоходе правым коленом, левая нога находится на подножке
И последний вариант: полностью встать
на подножках. Такая позиция позволяет хорошо оглядеться. Но ездить стоя можно только на очень маленькой скорости, и только если дорога впереди прямая и хорошо просматривается.
Управляемость в зависимости от ширины гусеницы
Этот пункт особенно касается тех, кто уже катался на снегоходе с одной шириной гусеницы, а потом пересел на другую. Например, ездил на 400-миллиметровой, а затем перешел на 500- или 600-миллиметровую.
Ширина трака сильно влияет на управляемость. Узкая гусеница выдавливает снег клином — то есть, ее края «загнуты» вверх, а середина слегка продавливается вниз. Это позволяет устойчивее держаться на плотном укатанном снегу. Но зато на таком снегоходе легче закопаться в глубоких сугробах.
А у широких гусениц (500 и особенно 600 мм) все наоборот: бока трака продавливаются глубже, чем середина профиля, из-за этого след получается немного выпуклым. На глубоком снегу, на небольшой скорости и без резких поворотов это не ощущается, и снегоход едет уверенно. Но при резких маневрах, особенно при коротких частых поворотах, с непривычки можно будет накрениться.
Как сдать экзамен в Гостехнадзоре
В целом экзаменационное испытание похоже на аналогичную процедуру в ГИБДД, но есть и различия:
- экзамен делится на две части: теоретическая и практическая;
- теорию предстоит сдавать по билетам, которые утверждало министерство сельского хозяйства РФ;
- если не получилось сдать экзамен сразу же, в следующий раз можно будет сделать это через семь дней. А если и третья попытка ни к чему не привела, предстоит пройти дополнительное обучение;
- практика тоже делится на две части: сначала автодром, а потом город.
На автодроме предстоит (п.13 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами»):
- стартовать с места на эстакаде;
- заезжать в гараж задним ходом с ориентировкой по зеркалам;
- разворачиваться в условиях ограниченного пространства;
- экстренно останавливаться и тормозить на разной скорости;
- агрегатировать прицепную машину.
В городе проверяются:
- ПДД;
- навык вождения в разных сложных дорожных ситуациях;
- как водитель соблюдает правила эксплуатации ТС.
В целом сдача экзамена на права в Гостехнадзоре проходит гораздо легче, чем в ГИБДД, и практически все претенденты с первого раза получают удостоверение. Это объясняется меньшей степенью опасности и ответственности при вождении указанных видов транспортных средств.
Получение удостоверения
Разобравшись, какая категория нужна на снегоход, рассмотри этапы получения прав в новых законодательных изменениях:
- Пройти медосмотр.
- Сдать теоретические и практические экзамены в образовательном учреждении.
- Подать документы, и оплатить государственную пошлину.
- Сдать теоретический тест, а также вождение в присутствии инспектора Государственного технадзора.
- Получить права.
Удостоверение выдается лицам, которым исполнилось 16 лет. Для получения прав нужно подготовить такие документы:
- паспорт гражданина РФ;
- 2 фото, размером 3х4;
- заявление;
- квитанция об оплате госпошлины;
- свидетельство о том, что вы отучились в автошколе;
- водительское удостоверение;
- справку из медучреждения.
Водительское удостоверение на квадроцикл
Когда потенциальный водитель начинает заниматься вопросами оформления прав на транспортное средство, в 2022 году цена обучения для получения прав на квадроцикл для разных категорий граждан может отличаться. Обучение понадобится тем, кто не уверен в собственных силах и хочет получать знания под руководством специалиста. А ещё тем, кто трижды не смог сдать экзамен и нуждается в обучении. Также его стоимость варьируется в зависимости от региона страны.
Регион | Стоимость обучения, руб. |
Московская область |
|
Ленинградская область | 5 800 (обучение длится 10 дней) |
Краснодарский край | 15 000 (курс длится 3 недели и включает теорию и практику) |
Ярославская область | 5 000 (курс составляет 20 часов) |
Волгоградская область | 12 000 (3 недели) |
Ульяновская область | 10 000 (полный курс – 3 недели) |
Тверская область | 5 200 (2 недели) |
Свердловская область | 5 000 (курс рассчитан на 20 часов) |
Челябинская область | 7 200 (1 месяц) |
Ростовская область | 5 000 (1 неделя) |
Нижегородская область | 10 000 (14 дней) |
Тульская область | 7 000 (30 занятий) |
Карелия | 10 200 (продолжительность занятий 3 недели) |
В среднем время, которое придётся потратить на обучение, составит примерно три недели, а стоимость его на текущий момент — 7 000 рублей. Государственная пошлина, которую надо заплатить при получении удостоверения на бумажной основе, — 500 рублей, а на пластике — 2 000 рублей (п. 43 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ). Срок действия прав — десять лет. Если же эксплуатировать квадроцикл или снегоход, не имея прав, то штраф за нарушение закона составит от 5 000 до 15 000 рублей (п.1 ст.12.7 КоАП РФ).
Пройти обучение для сдачи квалификационных экзаменов можно разными путями. Один из них — самостоятельный, о чём упоминалось выше. Такой способ предполагает получение знаний экстерном. Ну а обучение под руководством специалистов можно пройти в соответствующем учебном комбинате при Гостехнадзоре. Обычная автошкола не проводит подготовку для получения необходимой категории прав.
Постановка на учет и техосмотр
Ставить снегоход на учет нужно в течение 10 дней с момента покупки. Это может сделать, как покупатель, так и его доверенное лицо. Во втором случае нужно предоставить доверенность, заверенную у нотариуса.
Чтобы поставить на учет снегоход, потребуются такие документы:
- паспорт гражданина РФ;
- паспорт на снегоход;
- квитанцию об оплате госпошлины;
- заявление о требовании регистрации;
- сертификат качества на ТС;
- страховой полис ОСАГО;
- договор купли-продажи.
За постановку на учет придется оплатить 2400 руб. После требуется регулярное прохождение техосмотра – не реже одного раза в 365 дней. Потребуется каждый год оплачивать госпошлину, и писать заявления в Гостехнадзор.
Осмотр может быть осуществлен по месту нахождения ТС. Инспектор не имеет права отказаться от выезда к вам домой.
Что делать после сдачи экзаменов
Рекомендуется действовать следующим образом:
- После прохождения обучения и успешной сдачи экзаменационного испытания нужно собрать дополнительную документацию. Список нужных бумаг можно уточнить в Гостехнадзоре.
- Оплатить госпошлину. Это можно сделать в любом банковском отделении, терминале или банкомате, а также при помощи разнообразных онлайн-систем и электронных кошельков.
- Когда документы собраны, следует обратиться к сотруднику учреждения и записаться к нему на приём. Это можно сделать как посетив учреждение лично, так и позвонив по телефону.
- В назначенный срок сотрудник получит все документы и займётся их проверкой для последующего оформления прав.
- Если во время проверки не выявились какие-либо нарушения и всё в порядке, примерно через полчаса водитель получит права.
Оплаты
Важно уделить внимание стоимости обучения и оплаты государственной пошлины.
Размеры оплаты зависят от того, какой обучающий центр вы выберете:
- Полный курс, состоящий из теоретической и практической части — 7-10 тыс. руб. В эту стоимость входит теоретический курс и 10 уроков по практике. Также встречаются автошколы, в которых каждое занятие стоит около 700 руб.
- Теория. За весь курс двухнедельного или месячного обучения придется заплатить 5-7 тыс. руб.
- Дистанционное обучение. Этот вариант предпочитают водители, которые имеют водительское удостоверение. Стоимость ДО около 5-9 тыс. руб.
Немало важно оплатить государственную пошлину. Если вы хотите получить права на бумаге, нужно заплатить 500 руб. Если вы хотите, чтобы права были на пластике, заплатите 2 тыс. руб.
В чём особенность категории прав A1
Те, кто не успел подробно изучить правила получения УТМ, имеют поверхностное представление о том, какие категории водительских прав на квадроцикл существуют еще. Надо знать, что обычное водительское удостоверение не имеет категорий для квадроциклов. Оно, как сказано выше, может помочь при сдаче экзаменов для оформления УТМ и не более. Зато в так называемых «правах для трактористов», есть целых две категории — «А» и «А1». Однако у них нет совпадений с такими же пунктами удостоверений, которые выдаются водителям мопедов и мотоциклов.
Категория «А» разрешает управлять транспортными средствами, которые используются на дорогах общего пользования и чья скорость технически ограничена до 50 км/ч. Тогда как категория «А1» относится к внедорожным мотосредствам, среди которых — квадроциклы, снегоходы и так далее.
К соответствующей категории относятся самые распространенные мототрактора. Появление прав с категорией «А1» обусловлено значительным увеличением таких ТС на российских дорогах. Ответом на это явление стало законодательное урегулирование в отношении водителей квадроциклов, что позволяет гарантировать безопасность других участников движения на дороге.
Стоимость получения В/У
Расценки на получение водительского удостоверения категории А1 варьируются в зависимости от места получения.
Город | Автошкола/ сайт | Стоимость |
Москва | Центральная автошкола Москвы | от 15 000 рублей |
Москва | Автошкола МИД | от 12500 рублей |
Санкт-Петербург | Автошкола «Бонус» | От 10000 рублей |
Самара | Автошкола «Лидер» | От 9900 рублей |
Екатеринбург | Автошкола «Прайм-Авто» | От 10 000 рублей |
Волгоград | Автошкола ВОА | От 5900 рублей |
Тверь | «Городская автошкола» | От 11 000 рублей |
Таким образом, разбег цен в разных городах достигает 8-9 тысяч рублей.
Водительское удостоверение на снегоход
Далеко не у каждого владельца снегохода есть соответствующие права. И это можно рассматривать как нарушение закона. Между тем, получение прав на снегоход — процедура более лёгкая, чем прохождение экзамена в ГИБДД.
Это транспортное средство принято относить к развлекательному виду. Многие воспринимают их в качестве саней — только очень больших и с мотором. Но при этом использовать его без разрешения теперь запрещено. Потребуется пройти экзаменационное испытание на категорию, которая законодательно утверждает право водителя на управление снегоходом. Это позволит свободно передвигаться по дорогам и избавит от неприятных мыслей о возможных штрафах. Ведь если водителя, у которого нет удостоверения машиниста-тракториста, остановят правоохранительные органы, результатом станет не только потеря крупной денежной суммы. Ещё одна перспектива — изъятие дорогостоящего транспортного средства. Вернуть снегоход обратно можно будет только после получения прав категории «А1».
Требуется ли регистрации самоходного механизма
После приобретения снегохода, его необходимо зарегистрировать в органах Гостехнадзора в течение 10 дней.
В противном случае собственник получит штраф в размере от 1500 до 2000 рублей. Для юридических лиц — эта сумма будет еще внушительнее — 5000-10000 рублей.
Так что процедура регистрации снегохода является необходимой. Сумма транспортного налога на некоторые модели может достигать значительных величин, в зависимости от мощности техники.
За отсутствие техосмотра или несвоевременное прохождение тоже грозит штраф. Пройти его можно в порядке очередности в отделениях ГИБДД или в коммерческих организациях, что имеют лицензию на подобную деятельность.
Таким образом, передвижение на снегоходе, кроме внимательности и осторожности, требует от водителя иметь при себе полный пакет документов:
- права на вождение;
- свидетельство о регистрации;
- документ, который свидетельствует о прохождении технического осмотра.
Процедура регистрации состоит из таких шагов:
- Страхование механизма и получение полиса ОСАГО, если это нужно. Не требуется для техники с конструктивной скоростью равной или менее 20 километров в час.
- Поездка в отдел Гостехнадзора для получения заявления и реквизитов на оплату.
- Сбор необходимых документов и оплата пошлины.
- Обращение в отдел Гостехнадзора с перечнем необходимых бумаг.
- Принятие документов на регистрацию.
- Получение регистрационных документов:
- регистрационный знак государственного образца;
- ПТС с отметкой о регистрации;
- свидетельство о регистрации.
Документы, которые нужны для процедуры:
- заявление установленного образца;
- паспорт самоходного механизма, где указан собственник;
- договор купли-продажи и акт приема-передачи с указанием номеров;
- сертификат соответствия;
- транзитный государственный регистрационный знак, если он имеется;
- удостоверение личности собственника.
С начала 2015 года, общий размер стоимости такой государственной услуги, как регистрации снегохода, составляет 2350 рублей.
Нюансы получения прав для снегохода
Если у собственника транспортного средства имеются права с категорией «А», полученной до 2000 года, а также он владеет специальной подтверждающей картой, дополнительная категория может быть открыта и без сдачи экзамена. Нужно будет только оплатить госпошлину.
Когда данный документ нужно получить военнослужащему, он может сделать это там, где в данный момент базируется воинская часть, к которой он приписан.
На особом положении при оформлении удостоверения находятся моряки, граждане других стран, беженцы. Такие категории граждан могут сдать экзамен только непосредственно главному инспектору Гостехнадзора в определённом субъекте страны. Задания для сдачи экзамена можно получить в этой же организации.
Требования к водителю
Самый часто задаваемый вопрос – со скольки лет можно управлять квадроциклом. Получить права можно в 16 лет. Кандидатам нужно пройти обучение и сдать экзамен. Допускают только тех, кто прошел медицинский осмотр.
При себе у будущего водителя должен быть паспорт, медицинская справка по форме 083, а также документ, подтверждающий успешную сдачу экзамена
В выдаче прав будет отказан, если кандидат:
- Болен алкоголизмом, наркоманией;
- Выявлена глаукома, психически расстройства;
- Он страдает от эпилепсии;
- Проблемы с эндокринной системой, нарушением слуха.
В перечне обозначены не все заболевания.
Можно ли купить права для снегохода или квадроцикла
Как показывает практика, купить в наше время можно абсолютно всё — в том числе и удостоверение тракториста-машиниста. Другой вопрос: стоит ли это делать? У такого решения есть и плюсы, и минусы.
Положительные моменты заключаются в том, что не потребуется терять время в ожидании, пока будет оформлен документ. Также не надо учиться и сдавать экзамен.
Отрицательная сторона: стоимость готовых прав гораздо выше, чем легальное обучение. Этот документ не вносится в госреестр и в базу данных, и это чревато. Если водителя с такими правами остановит сотрудник ГИБДД, который обнаружит факт подделки, снегоход или квадроцикл изымают, назначают штраф, а водитель должен сдать экзамен.
Что делать водителю в нештатных ситуациях
Даже в неспешной поездке на небольшую дистанцию райдер может столкнуться с разными непривычными условиями. Рассказываем, как в них лучше поступить.
Снегоход закопался в снег
Застрять можно, если заехать в слишком глубокий рыхлый снег, и там пытаться сбрасывать скорость, или наоборот резко газовать. Еще можно застрять при повреждении гусеницы.
Самое главное правило, если снегоход уже застрял — не пытаться выкручивать газ на максимум. Если ход потерян, так можно только глубже зарыться.
Действуем следующим образом:
- если ехали с пассажиром — пассажир слезает;
- если на снегоходе был какой-то груз — его нужно снять;
- разгребаем снег вокруг снегохода (если лопаты нет, это можно сделать руками, или раскачать снегоход влево-вправо);
- не обязательно, но тоже можно: руками при заглушенном двигателе освобождаем от снега гусеницу (и по бокам, и внутри).
После этого снегоход можно либо потянуть спереди за рычаги подвески или бампер, или, если он не тяжелый, а вы катались не в одиночку — можно просто поднять его и вынести из ямы. Также после раскапывания можно попытаться просто выехать своим ходом, особенно если снегоход зарылся неглубоко.
Снегоход заваливается набок
Если снегоход начал заваливаться набок, идеальный вариант — спрыгнуть в сторону, противоположную падению. Даже легкая техника без груза весит под 200 кг, и если она упадет на ногу — в лучшем случае будет ушиб. Особенно опасно упасть при езде по склону.
На фото снегоход кренится на левый бок, райдер пытается уравновесить крен, отклонившись корпусом вправо
Однако на практике среагировать на падение и отпрыгнуть в нужную сторону удается редко, даже на небольшой скорости. Поэтому возможны и другие варианты:
- Спрыгнуть назад. Не очень удачный и не очень безопасный способ спастись, потому что можно зацепиться ботинками за подножки и упасть.
- Если приходится падать в сторону переворота снегохода — не останавливаться, а катиться по снегу как можно дальше или отбегать (если приземлились на ноги). Несколько центнеров, завалившихся на бок, по снегу не протащит слишком далеко. Поэтому каждый лишний метр может спасти здоровье райдера.
Снегоход может завалиться набок из-за слишком резкого вхождения в поворот, или если между лыжами произойдет резкий перекос. Например, одна проедет по глубокой яме или на большой скорости наедет на кочку. Также бывает, что райдеры заваливают технику при езде по склону вверх или вниз при попытках встать или резко вывернуть руль, двигаясь вдоль подъема. Таких ситуаций стоит избегать.
Езда с пассажиром
При езде с пассажиром снегоход будет медленнее разгоняться, его максимальная скорость будет ниже, а маневрировать будет сложнее. Главное правило — в повороты нужно входить еще плавнее.
Пассажир сидит ровно, держится обеими руками за специально предназначенные для этого ручки по бокам
При быстрой езде пассажиру желательно прижаться к водителю корпусом и обхватить его руками. Так пассажир сможет наклоняться вместе с райдером в сторону поворота. В остальных случаях (если ехать неспеша, без резких маневров) пассажиру стоит держаться за ручки.
Езда с грузом на буксире
Первое правило — тормозить резко нельзя даже с небольшой скорости, иначе груз просто въедет в снегоход сзади. Второе — входить в повороты резко тоже нельзя. Груз может слететь с дороги и врезаться во что-то. Или, если груз будет достаточно тяжелым, он может потянуть за собой снегоход и развернуть его.
Движение в группе
В группе важно двигаться цепочкой — с лидером и замыкающим — и выдерживать безопасную дистанцию между снегоходами. Перед стартом все участники должны знать планируемый маршрут и пункт назначения. Если маршрут хорошо известен, опытный райдер должен рассказать про скоростной режим и опасные участки, если такие есть.
Видно, что снегоходы движутся цепочкой один за другим
Если у всех участников группы нет гарнитуры в шлемах, сигналы передаются руками:
- поднятая вверх левая рука — остановка;
- вытянутая параллельно земле левая рука — поворот влево;
- согнутая в локте под прямым углом рука, от плеча до локтя параллельная земле — поворот вправо.
Сигналы должны передаваться по цепочке — поскольку из-за дистанции (а также из-за поворотов дороги, склонов, плохой видимости) лидера будут видеть не все, а только следующий за ним райдер. Например, если лидер принимает решение об остановке и поднимает руку вверх — этот жест должны повторить все участники группы.
Движение по снегу разной плотности
Глубокий нетронутый снег.
Чаще всего встречается на полях и в лесу. На нем снегоход может крениться из стороны в сторону, а на рыхлых участках — буксовать и «тонуть». Поэтому стоит держать управление уверенно и быть готовым действовать быстро: наклоняться корпусом, спрыгивать со снегохода, менять направление езды.
Укатанный плотный снег
. Если снегоход не предназначен для плотно укатанного снега, ездить желательно медленно, без резких разгонов и торможений.
Размокший снег
. Размокший снег тяжелый, легко комкается, под ним может скрываться лед, а если снегоход загрузнет — выкапывать его придется стоя в воде. Поэтому такие участки опасны для любых снегоходов. Определить их можно по потемневшей колее, которая остается за лыжами и траком. Ещё на размокшем снегу скорость снижается, так как грунтозацепу тяжелее отбрасывать тяжелые комки. Поэтому если вы заметили впереди такой участок — объезжаем его. Если это не удается, или если вы уже на нем — определяем самый короткий путь до более «сухого» снега, и выезжаем по прямой, в идеале не сбрасывая скорости.
Потемневшие участки легко выдают мокрый снег
Лед
. Льда стоит избегать: ни грунтозацепы гусениц, ни лыжи для него не предназначены. Конечно, они не сломаются, и проехать по льду можно, но управлять снегоходом на таком участке будет намного сложнее. Главные правила — проезжать лед нужно медленно, не делая резких поворотов, не газуя, ни в коем случае не допуская экстренного торможения.
Участки с асфальтом или грунтом
. Движение по участкам без снега может перегреть двигатель (потому что обычно он охлаждается снегом), повредить склизы и лыжи. А еще управлять снегоходом на асфальте и земле практически невозможно. Поэтому такие участки нужно объезжать. Если это невозможно (например, нужно пересечь автомобильную дорогу без снега, или если вы завершаете маршрут, впереди оттаявший участок, а бензина на возвращение прежним путем уже не хватит) — проезжать их нужно по прямой, не сбавляя ход и по возможности не поворачивая руль.
Движение в разных условиях видимости
Освещенность — один из главных факторов, влияющих на безопасность езды. Причем мешать может как недостаток света, так и его избыток.
Яркий солнечный свет
Он обычно бывает в горах, и именно там он особенно опасен — из-за яркого освещения можно не заметить камень или обрыв. Но и в чистом поле в солнечный день тоже стоит кататься аккуратно: не разгоняясь слишком сильно, если впереди ограничена видимость, или если маршрут не изученный.
Кроме общей осторожности, важно носить подходящие очки. Для яркого солнечного дня подходят бронзовые, коричневые или черные линзы. Но важно учесть, что они ухудшают видимость при обычной или слабой освещенности. Поэтому если солнце зайдет — линзы стоит сменить. Универсальный вариант — красные стекла: они позволяют четко видеть ландшафт и при средней освещенности.
Туман, сумерки, метель
Для всех этих условий правила одинаковые: максимально снижаем скорость, включаем весь свет и надеваем прозрачные очки. Важно следить за зарядом аккумулятора: зимой оказаться с заглохшим снегоходом вдали от цивилизации, особенно в метель, как минимум неприятно.
Движение под наклоном
В горку
. Если снегоход не очень мощный, райдер едет с пассажиром, а горка крутая и высокая — можно попросить пассажира слезть и подняться пешком. Перед заездом можно слегка разогнаться, набрав скорость на прямом участке до склона. На сиденье нужно либо сместиться как можно ближе к рулю и наклониться к нему, либо привстать, чтобы лыжи лучше прижимались к снегу. Если почувствуете, что снегоход не справится с подъемом — постарайтесь плавно повернуть его в любую сторону: двигаться вверх под углом будет легче, чем напрямую.
С горки
. Спускаться с вершины нужно усевшись на сиденье подальше, слегка откинув корпус назад. Если навстречу будут ехать другие снегоходы — подождите и дайте им проехать. Движение начинаем медленно, разгоняться, по крайней мере с самой вершины длинного склона — нежелательно. Тормозом при необходимости работаем коротко: нажимаем и быстро отпускаем.
Видно, что райдер при подъеме по склону наклонился корпусом вперед
Вдоль склона
. Езда вдоль склона возможна, если нужно подняться в очень крутую горку, которую не возьмешь напрямую, или если вы движетесь на большой по площади возвышенности, где склон везде. В таком случае стоит крепче держать руль, поскольку его может увести вниза, ехать на полусогнутых ногах и переносить центр тяжести к вершине склона.