Сцепление трактора МТЗ 82: диск, корзина и их устройство


Сцепление тракторов МТЗ-80, МТЗ-82

Главное сцепление тракторов МТЗ—80 и МТЗ-82 сухое однодисковое постоянно-замкнутое. Расположено в сухом отсеке корпуса, соединяющем двигатель и коробку передач

Ведущими частями сцепления служат маховик 1 (рис. 1) двигателя 4 нажимной 11 и опорный 10 диски.

На чугунном нажимном диске есть три равномерно расположенные по окружности ушка, которые входят в прорези опорного диска

К ушкам присоединены отжимные рычаги 3.

Между опорным и нажимным дисками установлены двенадцать нажимных пружин 9.

С одной стороны пружины упираются в стаканы, которые установлены в опорном диске, с другой — в литые гнезда нажимного диска.

Ведомый диск 2 состоит из ступицы 12, соединительного диска 15 с прикрепленными к нему фрикционными накладками и демпферного устройства 14.

В соединительном диске выштампованы радиальные пазы (прорези). Это уменьшает его жесткость и улучшает прилегание фрикционных накладок к шлифованным поверхностям трения маховика и нажимного диска.

Фрикционные накладки изготовлены из материала на основе асбеста, имеют вентиляционные канавки для улучшения отвода тепла и очистки поверхностей трения от продуктов износа.

Накладки с двух сторон приклепывают к соединительному диску 15.

Со стороны нажимного диска между накладкой и соединительным диском устанавливают шесть пластинчатых пружин. Такая конструкция обеспечивает более мягкое включение сцепления.

При полностью включенном сцеплении пластинчатые пружины принимают плоскую форму, а в свободном состоянии толщина ведомого диска примерно на 1-1,5 мм больше, чем при включенном сцеплении.

Ведомый диск связан со ступицей 12 восемью резиновыми демпферами 14, установленными в гнезда-пазы ведомого диска и пазы ограничительных дисков, приклепанных к ступице.

Таким образом, ведомый диск соединен со ступицей, установленной на шлицах вала 13 сцепления не жестко, а через гибкое устройство, что способствует мягкому включению сцепления и снижению динамических нагрузок в трансмиссии.

Замедление вращения и остановка вала 13 и связанного с ним первичного вала коробки передач, при выключении сцепления, обеспечивается тормозком.

Его ведущий диск с приклепанной фрикционной накладкой закреплен на валу 13 при помощи шпонки и стопорного кольца.

Шлицевая ступица отводки тормозка может перемещаться по шлицам неподвижного кронштейна отводки.

Вал сцепления тормозится при сжатии дисков тормозка.

Отжимной подшипник может перемещаться вдоль кронштейна отводки 5 при поворачивании вилки 7 и вала вилки 8. Вал вилки поворачивается при помощи рычага 9 (рис. 1, б), который тягой 8 связан с рычагом педали 2, и тягой 11 — с рычагом 13 включения тормозка.

К рычагу 2 крепится педаль 1.

При нажатии на педаль, для выключения сцепления, усилие передается через тягу 8 и рычаг 9 на вал выключения сцепления и одновременно тягой 11 на рычаг 13 включения тормозка.

Вал выключения вилкой 7 перемещает отводку 5 (см. рис. 1, а), которая через рычаги 3 отводит нажимной диск 11 и сжимает пружины 9, освобождая ведомый диск 2.

Когда педаль отпускают, нажимной диск под действием пружин 9 возвращается в исходное положение, что приводит к включению сцепления.

Усилитель привода сцепления (сервомеханизм) служит для уменьшения мускульной силы человека, прилагаемой к органам управления.

Механический усилитель привода сцепления тракторов семейства МТЗ имеет пружину 3 (см. рис. 1, б), которая соединена с одной стороны с неподвижным кронштейном 6 посредством регулировочного винта 4, а с другой стороны — с трехплечим рычагом 2.

Нижнее плечо рычага 2 тягой 8 связано с рычагом 9 валика вилки отводки.

Когда сцепление включено, геометрическая ось пружины 3 проходит выше продольной оси вращения трехплечего рычага 2 и пружина удерживает педаль 1 в неподвижном состоянии.

Как только к педали 1 будет приложено усилие и трехплечий рычаг 2 повернется вокруг своей оси, ось пружины 3 станет ниже оси вращения рычага 2, и при этом пружина создаст на трехплечем рычаге поворачивающий момент, который облегчит выключение сцепления и удерживание педали в выключенном положении.

Техобслуживание сцепления

Техническое обслуживание сцепления заключается в периодической смазке, проверке и подтяжке резьбовых соединений и проведении регулировок,

При ТО-1 (60 для старых моделей в 125 моточасов работы для новых моделей) нужно смазывать выжимной подшипник смазкой “Литол-24”.

“Солидол С” или “Солидол Ж” через масленку, которая находится или на кожухе сцепления и связана гибким шлангом с подшипником, или на корпусе отводки.

При ТО-2 (240 для старых моделей и 500 моточасов работы дня новых моделей) производятся следующие работы по проверке и регулировке сцепления.

В тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 проверяют свободный ход педали — это основной показатель правильности регулировки сцепления и тормозка.

Свободный ход педали (см. рис. 1, б) сцепления должен быть 40 — 45 мм, что соответствует зазору 3 мм между выжимным подшипником и оттяжными рычагами.

Зазор между подшипником и головкой каждого отжимного рычага не должен отличаться один от другого более чем на 0,3 мм.

Управление сцеплением и тормозком сблокировано, для их регулировки отсоединяют тягу 11 тормозка от рычага 9.

Освобождают педаль от воздействия пружины сервоустройства, для чего ввертывают болт 4 до упора в кронштейн 6 и ослабляют болты 5 для возможности перемещения кронштейна 6.

Изменяя длину тяги 8, устанавливают свободный ход педали 40 — 45 мм.

Придают кронштейну 6 крайнее верхнее положение, поворачивая его вокруг оси 7 до упора в болт 5, и затягивают болты крепления кронштейна.

Вывертывая болт 4, возвращают педаль в исходное положение до упора в ролик.

Если педаль переместить на величину свободного хода, пружина должна возвратить ее в первоначальное положение.

Для регулировки тормозка отсоединяют тягу 11 от рычага 13 и поворачивают его против часовой стрелки до упора.

В этом положении соединяют временно тягу 11 с рычагом 13, а затем укорачивают длину тяги на 7 мм. Вновь соединяют тягу с рычагом, зашплинтовывают палец, надежно затягивают контргайки.

Если сцепление подвергалось разборке, то положение отжимных рычагов 3 (см. рис. 1, а) нарушается.

Поэтому их необходимо отрегулировать при помощи регулировочных винтов 4 так, чтобы расстояние от места контакта рычагов с подшипником отводки до торца ступицы опорного диска составляло 12 ± 0,5 мм.

Разность этого размера для отдельных рычагов не должна превышать 0,3 мм. После регулировки винты стопорят контргайками.

Нет в наличии:

Код деталиНаименованиеИнформация о детали
Подшипник-942/40-ГОСТ-4060-60Подшипник 942/40 ГОСТ 4060-60Кол-во на Для всех модификаций 1Нет в наличии
70-1601021-БВал привода ВОМКол-во на Для всех модификаций 1 Вес агрегата, кг 2,9 Примечание Сталь 45 Модель 70 Группа Сцепление Подгруппа Сцепление Порядковый номер детали 021 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номеромНет в наличии
70-1601076КольцоКол-во на Для всех модификаций 1 Модель 70 Группа Сцепление Подгруппа Сцепление Порядковый номер детали 076Нет в наличии
70-1601081МуфтаКол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь 25ХГТ Модель 70 Группа Сцепление Подгруппа Сцепление Порядковый номер детали 081Нет в наличии
Кольцо-2В50-ГОСТ-13940-68Кольцо 2В50 ГОСТ 13940-68Кол-во на Для всех модификаций 1Нет в наличии
70-1601086-БШестерня привода ВОМ (II ступень)Кол-во на Для всех модификаций 1 Вес агрегата, кг 3 Примечание Сталь 25ХГТ Модель 70 Группа Сцепление Подгруппа Сцепление Порядковый номер детали 086 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номеромНет в наличии
70-1601083Шайба распорнаяКол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь 08кп Модель 70 Группа Сцепление Подгруппа Сцепление Порядковый номер детали 083Нет в наличии
Кольцо-2В90-ГОСТ-13941-68Кольцо 2В90 ГОСТ 13941-68Кол-во на Для всех модификаций 1Нет в наличии
70-1601088-БШестерня привода ВОМ (I ступень)Кол-во на Для всех модификаций 1 Вес агрегата, кг 3,36 Примечание Сталь 25ХГТ Модель 70 Группа Сцепление Подгруппа Сцепление Порядковый номер детали 088 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номеромНет в наличии
70-1601082Шайба распорнаяКол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь 65Г Модель 70 Группа Сцепление Подгруппа Сцепление Порядковый номер детали 082Нет в наличии
Кольцо-КСП-72-ГОСТ-2893-73Кольцо КСП-72 ГОСТ 2893-73Кол-во на Для всех модификаций 1Нет в наличии
50-1601038Шайба нажимнаяКол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь Ст.3 Модель 50 Группа Сцепление Подгруппа Сцепление Порядковый номер детали 038Нет в наличии
50-1601091ПрокладкаКол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Паронит Модель 50 Группа Сцепление Подгруппа Сцепление Порядковый номер детали 091Нет в наличии
50-1601089Крышка подшипникаКол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь 10 Модель 50 Группа Сцепление Подгруппа Сцепление Порядковый номер детали 089Нет в наличии
Болт-М8-6gх16-88-35-019-ГОСТ-7796-70Болт М8-6gх16.88.35.019 ГОСТ 7796-70Кол-во на Для всех модификаций 4Нет в наличии
8Т-ОСТ-37-001-115-75ШайбаКол-во на Для всех модификаций 4Нет в наличии
Болт-М12-6gх35-88-35-019-ГОСТ-7796-70Болт М12-6gх35.88.35.019 ГОСТ 7796-70Кол-во на Для всех модификаций 1Нет в наличии
12-ОТШайба ОСТ 37.001.115-75Кол-во на Для всех модификаций 1Нет в наличии
Подшипник-6-50306К-ГОСТ-2693-73Подшипник 6-50306К ГОСТ 2693-73Кол-во на Для всех модификаций 1Нет в наличии
Подшипник-943/30-ГОСТ-4060-60Подшипник 943/30 ГОСТ 4060-60Кол-во на Для всех модификаций 2Нет в наличии
Подшипник-210-ГОСТ-8338-75Подшипник 210 ГОСТ 8338-75Кол-во на Для всех модификаций 2Нет в наличии
Подшипник-305-ГОСТ-8338-75Подшипник 305 ГОСТ 8338-75Кол-во на Для всех модификаций 2Нет в наличии
Болт-М10-6gх30-88-35-019-ГОСТ-7796-70Болт М10-6gх30.88.35.019 ГОСТ 7796-70Кол-во на Для всех модификаций 1Нет в наличии
Шайба-10-ОТ-ОСТ-37-001-115-75Шайба 10 ОТ ОСТ 37.001.115-75Кол-во на Для всех модификаций 1Нет в наличии
Шайба-10х6-01-019-ГОСТ-6958-68Шайба 10х6.01.019 ГОСТ 6958-68Кол-во на Для всех модификаций 1Нет в наличии
Кольцо-025-030-30-1-4Кольцо 025-030-30-1-4Кол-во на Для всех модификаций 1 Примечание РезинаНет в наличии
50-1601336Втулка упорнаяКол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь 45 Модель 50 Группа Сцепление Подгруппа Сцепление Порядковый номер детали 336Нет в наличии
70-1601333КольцоКол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь 65Г Модель 70 Группа Сцепление Подгруппа Сцепление Порядковый номер детали 333Нет в наличии
Кольцо-2В62-ГОСТ-12941-68Кольцо 2В62 ГОСТ 12941-68Кол-во на Для всех модификаций 1Нет в наличии
70-1601331Шестерня промежуточнаяКол-во на Для всех модификаций 1 Вес агрегата, кг 1,075 Примечание Сталь 25ХГТ Модель 70 Группа Сцепление Подгруппа Сцепление Порядковый номер детали 331Нет в наличии
70-1601335Ось шестерниКол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь 45 Модель 70 Группа Сцепление Подгруппа Сцепление Порядковый номер детали 335Нет в наличии
Винт-М12-6gх25-58-35-019-ГОСТ-1478-64Винт М12-6gх25.58.35.019 ГОСТ 1478-64Кол-во на Для всех модификаций 1Нет в наличии

Как продлить срок эксплуатации системы зажигания

Машинисту стоит внимательно следить за состоянием механизма при использовании трактора. Своевременная диагностика и техническое обслуживание помогут предотвратить серьёзные поломки и, как следствие, незапланированные расходы на ремонт. Чтобы сохранить машину в рабочем состоянии, нужно соблюдать несколько важных правил:

  • через каждые 60 моточасов смазывайте все детали агрегата;
  • солидол считается самым подходящим смазочным материалом (при покупке обращайте внимание на наличие в составе дополнительных присадок);
  • проводите проверку свободного хода педали через каждые 240 моточасов;
  • следите за размером свободного хода. В процессе эксплуатации износ деталей приводит к его постепенному уменьшению. Если размер меньше 30 мм, нужно поставить новый диск сцепления МТЗ 80;
  • не давите долго на педаль сцепления трактора. Так детали системы быстрее изнашиваются;
  • не дёргайте резко муфту. Передвигать её нужно плавно и не оставлять надолго в промежуточном положении;
  • муфта не должна находиться долго в выключенном состоянии;
  • проверяйте накладки через каждые 120 моточасов. Их износ негативно отражается на скорости хода педали.

Техническое обслуживание позволит сохранить трактор в рабочем режиме долгое время, сократить расходы на ремонт. Кроме того, покупка новых деталей – это всегда финансовые вложения. Отрегулировать сцепление на тракторе может и сам оператор машины.

Устройство, запчасти и комплектующие.

ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ ТРАКТОРОВ РЕГУЛИРОВКИ ТРАКТОРОВ МТЗ ___________________

ДЕТАЛИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ___________________

КАТАЛОГИ ЗАПЧАСТЕЙ МТЗ ___________________

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРОВ ___________________

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ МТЗ И НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

СЕЛЬХОЗТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

Ремонт сцепления трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Пробуксовка оцепления или неполное выключение передач ведут к усиленному износу и поломкам деталей сцепления, деталей коробки передач, заднего моста и переднего ведущею моста трактора МТЗ-80, МТЗ-82. Техническое состояние сцепления можно определить по ряду признаков, характеризующих ту или иную неисправность.

Появление ненормального шума и стука, затрудненное включение передач, пробуксовка сцепления, особенно при увеличении тягового усилия, не устраняемые регулировкой привода сцепления, указывают на износ или разрушение деталей сцепления.

Повышенный шум или свист при нажатии на педаль сцепления указывают на разрушение упорного подшипника выключения. При неправильной регулировке привода сцепления тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, что характеризуется отсутствием зазора между упорным подшипником и нажимными рычагами, подшипник постоянно вращается.

Это приводит к перегреву подшипника, вытеканию смазки и, в конечном счете, к разрушению подшипника. В большинстве случаев заклинивание неисправного подшипника сопровождается обгоранием концов нажимных рычагов.

Неправильная регулировка привода, ослабление усилия пружин нажимного диска могут привести к пробуксовке сцепления, снижению тягового усилия трактора, уменьшению частоты вращения вала отбора мощности.

В процессе эксплуатации трактора МТЗ-80, МТЗ-82 ведомые диски сцепления коробятся, накладки изнашиваются, головки заклепок наносят значительные кольцевые риски на поверхности нажимного диска. Вследствие повышенного местного нагрева на рабочей поверхности нажимного диска могут появиться цвета побежалости и трещины.

Пробуксовка сцепления может быть следствием попадания масла на поверхности дисков из-за утечек через уплотнения коленчатого вала дизеля или валов коробки передач.

При короблении ведомых дисков или неправильной регулировке отжимных рычагов сцепления трактора МТЗ-80, МТЗ-82 (когда концы рычагов располагаются на разной высоте) трудно включаются передачи. В этом случае происходит перекос нажимного диска при выключении сцепления: края ведомого диска защемляются между нажимным диском и маховиком. В результате сцепление «ведет».

При толщине ведомого диска менее допустимого размера заменяют либо фрикционные накладки новыми, либо диск в сборе. Затрудненное включение передач может вызываться заеданием шлицев ступицы на шлицах вала сцепления вследствие их ступенчатого износа.

При разборке сцепления одновременно с устранением выявленной неисправности проводят техническую экспертизу деталей с целью замены их новыми или отремонтированными.

Перед снятием сцепления МТЗ-80, МТЗ-82 для ремонта в маховик заворачивают специальные технологические болты, обеспечивая предварительное сжатие нажимных пружин (рис.1), и отворачивают болты крепления опорного диска, а затем технологические болты.

Перед разборкой сцепления на кожух и нажимные диски наносят мешки, стремясь обеспечить при сборке правильное взаимное расположение деталей и сохранить первоначальную балансировку сцепления. Сцепление разбирают, используя специальное приспособление.

Рис. 1. Снятие муфты сцепления МТЗ-80, МТЗ-82 для ремонта

1 — муфта сцепления; 2 — технологический болт; 3 — болт крепления опорного диска

Допустимые значения контролируемых параметров сцепления МТЗ-80, МТЗ-82, мм

Толщина ведомого диска — 8,0

Коробление ведомого диска — 0,6

Толщина нажимного диска — 21,0

Высота кулачка отжимного рычага — 10,9

Определение свободного хода

Проверка и регулировка сцепления на тракторе МТЗ-82 должна производиться через 125 часов работы машины в любых условиях. Для замера времени применяется специальный счетчик моточасов двигателя, расположенный на приборном щитке в кабине.

Перед началом выполнения работ следует замерить параметры свободного хода педали для привода механизма сцепления. Между рычагами педали и сцепления имеется длинная тяга, установленная на пальцах. При нормальных условиях рычаг сцепления должен перемещаться вслед за движением педали на расстояние не более 7 мм. Это расстояние замеряется по радиусу установки пальца. При такой подвижности рычага свободный ход собственно педали составляет от 40 до 50 мм.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]