История появления грузовиков Ман
Большой вклад в создание и производство грузовиков Man сделал инженер Рудольф Дизель. В 1893 году Рудольф получил патент на 4-тактный двигатель и ровно через 4 года был создан мотор «с воспламенением от сжатия». Благодаря этому уже в 1925 году произошел выпуск двигательных машин Man «S1H6» объемом 3,5-5 тонн с двигателем в 6 цилиндров. В 1944-1945 гг. завод, в котором велось производство грузовиков Ман закрыли, но в 1955 компания Йоганна Фридриха получила в собственность завод в Мюнхене, что когда-то производил двигатели для машины марки BMW.
С того времени производство грузовых автомобилей man стремительно увеличивалось, а их детали меняли на более новые как, например, в 70-х годах вместо V-образных двигателей, машины Ман были оснащены 6-цилиндровыми моторами. В 1978 году данной марке машин был присужден титул »грузовик года» и затем в 1985 для всех ее производителей настал грандиозный успех, когда была создана отдельная фирма под названием MAN Nutzfahrzeug AG, в которой работало больше 20,000 человек. Потом выпустили серию грузовиков Ман «2000». 2007 год также был отмечен важным для истории марки Ман событием, когда грузовик Ман получил 1 место в Ралли Дакар.
История завода МАН в Польше
История завода началась в 2005 году, как и принято, с проекта, а уже 4 октября 2007 года с конвейера сошел первый грузовик, в польском, красно-белом цвете, в котором мы также не преминули побывать см. фото.
TGA 19.400 – первый польский грузовик МАН собранный в Неполомице
Завод занимает 240 тыс. м2 огороженной территории и 1160 тыс общей площади.
Численность сотрудников – 752 человека из которых 643 человека технические специалисты, а 109 человек офисный персонал.
Общий вид завода МАН
Завод в Кракове проводит сборку всего модельного ряда крупнотоннажных грузовиков TG. Сейчас спектр продукции охватывает двух, трех и четерехосные грузовики серии TGS (спецтехника), TGX (внутренние и международные перевозки) и TGS WW (большегрузные перевозки за пределами Европы) различных конфигураций с полной массой более 16 тонн. Знаете, сколько грузовиков в день сходит с конвейера? Почти 100 штук! И это не предел. Работа организована в две смены, в каждой работают по 288 человек технического персонала. Первая смена выходит на работу в 14-05 , а вторая заступает на смену в 20-22.
Ближайшие планы завода выпускать 150 штук грузовиков в день. Прошли тестовые рабочие смены, когда выпускали 65 и даже 70 грузовиков за смену, а это 140 в сутки! При этом с конвейера сходят машины различных модификаций и назначений. Как такое возможно?
Завод в Неполомице отличает то, что сборка грузовиков построена по типу модульного производства перенятый у производителей легковых автомобилей, т.е грузовики собираются отдельными блоками: рама, кабина, моторный отсек, доставляются уже собранными с других заводов МАН, а уже на краковском заводе идет окончательная сборка машин, это позволило значительно повысить эргономику производства и снизить нагрузку на персонал.
Машины с завода в Неполомице работают по всей Европе, СНГ, Африке и АЗИИ, даже есть вариант для Англии, где как известно машины «праворукие», несколько таких машин мы увидели на конвейере, но почти четверть машин с краковского завода остаются в Польше.
На заводе отлажена логистика, каждый день идет разгрузка почти 100 грузовиков с запчастями. Запчасти приходят от почти 300 поставщиков, а общая сумма поставок в месяц превышает — 50 миллионов евро.
Для разгрузки траки заезжают прямо на сборочный пункт
Можно увидеть, как у каждого пункта сборки разгружаются поставщики оборудования, логистика построена таким образом, чтобы все комплектующие были максимально близко к сборочному цеху, например в пункте сборки двигателей, разгружаются поставщики запчастей для двигателей, если поставляют рамы, то их также разгружают в соответствующем месте, очень удобно и эффективно с точки зрения производственного процесса. Поставка и сборка оборудования находится практически в одном месте.
При этом ради оптимизации на заводе нет больших складов, набор комплектующих максимум на 2 дня работы. Поэтому если вдруг поставки прекратятся, завод полностью встанет через 1-2 дня, но произойдет ли это? Судя по немецкому принципу работы, только в случае природного форс-мажора.
Сотрудники завода, как правило, живут рядом, в ближайших городах и селах, зарплата порядка 700 — 1000 евро, небольшая, чем и обусловлен выбор размещения завода в Польше, в Германии сотрудники получают как минимум в 4 раза больше. На заводе есть тренажерный зал для сотрудников компании, где можно сбросить напряжение от монотонной работы на беговой дорожке или силовых тренажерах. Есть на заводе и собственный учебно-производственный центр по повышению квалификации работников.
Спортзал для сотрудников МАН
Также, МАН, независимо от должности, которую занимает сотрудник, спонсирует занятия спортом в любом профильном заведении Кракова, это касается и медицинского обслуживания. Ну, а чтобы, дополнительно мотивировать сотрудников не болеть, ввели премию для «неболеющих». Поэтому вести здоровый образ жизни выгодно.
Интересна также внутренняя система соревнований между производственными подразделениями МАН, буквально через две недели после нашего приезда наш экскурсовод поедет участвовать во внутренней премии, где будет презентовать систему контроля и мониторинга, которую они создали на заводе в Неполомице, если ситема окажется удачной, она будет внедрена на других заводах МАН, а сотрудники получат премию.
Экран системы мониторинга
Технические характеристики моделей машин Ман
Название модели | Основные характеристики |
Модель ТГХ | Грузовые автомобили man ТГХ хорошо подходят для сверхдальних перевозок и отличаются между собой за размерами: XXL, XL, XLX. Особенностью Ман кабины XLX является большая просторность, где при необходимости можно открывать верхний люк с помощью спойлера. Не менее практичной служит кабина man XL одноместного грузовика, что также как и кабина man XLX очень просторная и имеет эстетичный внешний вид. По сравнению с ними XXL является наибольшей кабиной. Во время передвижения в ней совершенно не слышно шума и хорошо продуман внутренний интерьер. |
Модель TGA | Ман кабина грузовика TGA предназначена для перевозки строительного оборудования и имеет вес 50 тонн. Ее производят за несколькими размерами XLX, XXL, L с шестицилиндровым мотором, объем которого оставляет 10,5 и мощностью 310 — 440 лошадиных сил. Кабина man имеет высоту 2, 200 мл, а ширина – 790 мл. |
Модель ТГС | Ман машина ТГС может использоваться для транспортировки строительных грузов, к которой прилагается одна из 3-х кабин: LX, M и L. Автомобиль Ман с кабиной М имеет меньшую стоимость, нежели кабина L, ширина которой составляет 750 см. Все кабины грузового Ман являются достаточно высокими и оборудованы всем необходимым, поэтому стоят дороже чем остальные. В них встроены шестицилиндровые двигатели и мотор с объемом 10,5 литров. Мощность грузовика ТГС достигает 320 – 440. |
Модель TGM | Грузовики Ман TGM имеют массу 26 тонн и 8 колесных баз от 3, 525 до 6,175 мм. Их следует применять для перевозок строительного груза по городу без выездов за его пределы. Длина кузова начинается от 3,9 м и заканчивая до 8,1м. Он совершенно не имеет никаких отличий от модели Man TGL и оборудован шестицилиндровым дизельным мотором мощностью 240, 280 и 326 лошадиных сил и качественным двигателем, технические характеристики которого соответствуют требования экологии Евро-3. |
Модель ТГЛ | Во время грузовых перевозок Ман ТГЛ способен выдерживать большие нагрузки. В его салоне есть фильтр, специально очищающий воздух во время вентиляции или отопления и два водительских сиденья с подвеской. Также техническими преимуществами грузовика man ТГЛ являются: двигатель с 4 цилиндрами, мощность 150, 180, 206 лошадиных сил и мотор объемом 6 л. |
Грузовики Man вошли в историю как одни из самых известных и популярных марок грузовых машин в мире. Каждая из них в зависимости от своей модели отличается за техническими характеристиками и предназначением.
Итак, как же собирают грузовики МАН?
Начнем с общего плана (см.фото). На заводе две сборочных линии на каждой из них есть несколько постов для сборки: 13 постов на первой линии и 40 постов на второй.
На фото Руководитель завода Хайко Кайзер (Heiko Kayser) показывает линии сборки завода
Процесс сборки начинается с рамы, она приходит на завод уже в сборе, остается только покрасить. Кстати, покраска возможна в любой цвет по желанию клиента.
Рама после покраски отправляется на конвейер
Дальше рама устанавливается на электрическую тележку конвейера и отправляется на сборку.
Рама на конвейере
Сама тележка, тоже интересное изобретение. Максимальный груз, который она может перевезти – 10 тонн, при скорости движения 30 метров в минуту. Каждая тележка имеет аккумуляторную батарею, которая заряжается индукционным способом
Автоматическая тележка на конвейере МАН
Чтобы сотрудники не заходили на траекторию движения тележек, она отмечена сигнальной разметкой.
Видео: самоходные тележки
Первый этап, это нанесение VIN-номера на раму, в коде которого зашифрованы сведения о производителе: код завода и характеристики будущего грузовика, такие как количество осей, год выпуска и др. VIN Краковского завода, как и немецких грузовиков, начинается с букв WMA, а последняя буква в номере — P (Польша).
Нанесение VIN-номера на раму будущего грузовика МАН
Здесь же прикладывается и протокол монтажа, который будет заполнен сотрудниками завода, по мере комплектации. Благодаря этому документу можно узнать важную информацию, какие компоненты, кем и когда были установлены. Каждый завершенный этап подписывается ответственным сотрудником. Это стандартная процедура для всех заводов МАН.
Движемся дальше и прокладываем электропроводку, пневматику, монтируем навесное оборудование.
Следующий этап монтаж рессор, стыковка осей, которых может быть от 2 до 4-х. Для этого есть два пункта сборки: для передних и задних. Как выглядит процесс? По конвейеру, на самоходных тележках подъезжает шасси, в этот момент сверху опускается рама. Два модуля стыкуются, а на следующем посте все фиксируется болтами. Как нас убедили, на сегодняшний день ни на одном заводе нет такого современного монтажа этих элементов.
Видео: процесс движения шасси по конвейеру
Монтируем передаточный вал, который получаем напрямую из Мюнхена. Дальше рама отправляется на монтаж двигателя, а мы заходим в центр обучения сотрудников.
Дальше рама отправляется на монтаж двигателя
Центр расположен на втором этаже, откуда можно сделать обзорные снимки всего производства.
Общий вид производства
Первая линия конвейера
Отдел логистики и запасных частей МАН
Отдел логистики и запасных частей расположен по центру, почти все эти запчасти будут установлены на машины в этот же день
Вторая линия конвейера
Учебный центр МАН
В учебном центре обучают новых сотрудников работать на всех этапах производства. Важно, чтобы работники могли в любой момент перейти на другой участок и помочь коллегам, если на каком-то из этапов сборки возникли сложности или не хватает работников. Здесь учат работать с инструментом, как правильно брать детали и монтировать. Все сотрудники должны выучить свои обязанности на том или ином участке производства.
Тренажеры
Интересен комплекс упражнений перед началом работы. Все сотрудники, занятые на производстве, как спортсмены перед игрой, должны «разогреться», провести разминку рук и туловища, это помогает избежать травм и улучшить концентрацию.
IT подразделение МАН
Продолжаем нашу экскурсию и проходим мимо участка шиномонтажа, сами колеса установим на грузовики немного позже, после монтажа силовых агрегатов.
Чистота на заводе впечатляет!
Переходим на участок, где подготавливают двигатель к сборке. На место сборки, двигатель поступает непосредственно от поставщиков из Нюрнберга и прямо из машины разгружается на производственную линию.
Сердце грузовика МАН
Подготовили? Установили коробку передач? Отправляем на самоходной тележке к месту сборки.
Двигатель МАН отправляется на сборку
Это уже вторая линия, на которой расположено 40 пунктов сборки, из которых 36 производственных и 4 буферных, также, на этой линии есть три пункта проверки качества.
Всего на проверки качества, на первой линии перед лакопокрасочным цехом и «финальная» перед «зеленой линией», но об этом позже.
Движение по конвейеру занимает в среднем 56 часов для тяжелого грузовика и около 36 часов для легкого. И вот здесь самый сложный момент, представляете как сложно уравновесить производственные процессы, когда по конвейеру одновременно двигаются грузовики разных моделей и модификаций?
Посмотрим, как устанавливают двигатель на раму?
Это можно сделать не торопясь, т.к. это единственное место, где будущий грузовик стоит на месте, на остальных участках, идет непрерывное движение грузовика от одного участка к другому.
С помощью кран-балки опускаем двигатель на раму
Протягиваем все соединения
И не удивительно, что здесь нужна остановка, монтаж двигателя дело серьезное, тут нет места для спешки. Все инструменты под рукой, в основном это пневматические гайковерты с автоматической настройкой крутящего момента. Причем система управления оборудованием проверяет какой модификации автомобиль стоит на участке и автоматически устанавливает параметры для закручивания, показывает количество необходимых соединений, а после монтажа, проводит проверку соединений, что дает 100% гарантию, того что все сделано правильно. Удивительно!
На монтаж, в зависимости от поста, уходит от 6 до 20 минут рабочего времени и в ближайшее время, это время будет уменьшено еще на три минуты. Во время нашего посещения завода здесь как раз работали специалисты по оптимизации рабочего процесса.
Пришло время установить радиатор…
Устанавливаем радиатор
Сотрудники весьма оригинальные личности, обратите внимание, на заводе можно работать в шортах, без головного убора, в общем, весьма комфортные условия.
Сотрудники завода МАН оригинальные личности
Мы спросили, не противоречит ли это технике безопасности, на что получили следующий ответ:
— В последнее время в Польше лето очень жаркое и мы разрешили сотрудникам возможность выбирать одежду, они могут носить как короткие брюки, так и длинные. Это их выбор. У нас есть внешняя служба сервиса одежды, которые нам ее доставляют, забирают, стирают, в том числе и обувь. Как правило, фирменная одежда сотрудников серого цвета, а мастера участка вы можете узнать по оранжевой футболке, ну, а если увидели желтую футболку, то это заместитель начальника цеха.
Вот такая цветовая градация.
Как нам рассказал сотрудник проводивший экскурсию, недавно на предприятие вызывали специалиста-медика, который изучил все этапы работы на каждом участке конвейера, провел анализ нагрузок и выдал список рекомендаций о том, как лучше держать инструменты и проводить монтаж оборудования, чтобы снизить уровень нагрузок и усталости. И это сработало! Хороший пример для других производителей.
Монтируем кабину?
Кабины, как мы говорили, поступают из Мюнхена, полностью готовые к монтажу. Опускаем кабину на раму, закрепляем, проводим электрику.
Монтаж кабины МАН
Также, на этом участке заливаем технологические жидкости: в пневматику для поднимания кабины, систему для управления шасси, проще говоря, гидропривод и заливаем 10% топлива в бак, уже пора.
Заливаем 10% топлива в бак
Сама емкость с баком находится за территорией завода, к посту подходит только трубопровод.
Электрика кабины и шасси, скоро все провода займут свое место
Кабина на месте, в баке бензин, пора ставить колеса!
Дальше идут одни из «ворот качеств» — QUALITY GATE, их можно узнать по синему цвету. Все проверяем согласно стандартам компании, но почти всю работу делает автоматика.
Ворота качества — QUALITY GATE
Спрашиваем, могут ли сотрудники слушать музыку или радио на рабочем месте.
– Да, это возможно, только оборудование (радиоприемник) обязательно должно быть проверено, на то, может ли оно находится на этом месте. Если все нормально, то такой прибор получает разрешительную этикетку, которая наносится на корпус, чтобы в будущем не было проблем со страховкой.
Также нам рассказали, что на предприятии очень следят за эргономикой производства и прислушиваются к мнению рабочих, так несколько лет назад, после общения с сотрудниками участка по монтажу электрооборудования, на заводе соорудили вот такие помосты, для удобства работы т.к. без них, было сложно дотянутся до некоторых узлов автомобиля.
Помост сделан по предложению сотрудников
Важно общаться с персоналом считают на заводе МАН, это помогает вводить интересные новшества, а сами работники чувствуют ответственность за рабочий процесс.
Каждый раз если на производстве случается какая-то нештатная ситуация угрожающая жизни работника, в течение 24 часов должен быть сделан анализ произошедшего: что произошло, почему, спросить у всех отделов на заводе, есть ли у них такая опасность и ввести меры предосторожности, чтобы такая ситуация больше не повторилась.
Монтаж электрооборудования теперь проходит легче
Ну что, пора заводить и тестировать? В этой зоне грузовики уже начинают самостоятельное движение, поэтому нам приходится быть очень осторожными. Итак, выходим на финишную прямую, последние два этапа. Первый для двух-трех осевых машин, второй для четырехосных.
Дополнительная проверка шасси осуществляется из смотровой ямы, проходит корректировка покраски, проверяется соединение кабины и рамы, и здесь же собирается техническая информация для калибровки тахографа.
Стенд для тестирования ходовой части грузовиков МАН, на такой ленте можно разогнать автомобиль до 140 км/ч.
На специальных стендах идет разгон машины. Дальше проверяем давление в системах, сход-развал, тормозную систему и АБС, токсичность выхлопов, дымность и т.д.
Вся проверка проходит согласно стандартам Фольксвагена, не забываем, что это главный акционер МАН. Это стандартная проверка для всех заводов МАН, Скания, Фиат, Фольсваген и Шкода. Это абсолютно независимая проверка приглашенных аудиторов, на которую никто не может оказать влияния или как у нас принято «договорится». Это самостоятельная юридическая единица. Дополнительно, есть практика перекрестных проверок, например, когда специалисты из Скании, расположенных в Германии или Австрии, проводят проверку здесь, а сотрудники завода МАН в Неполомице проверяют там.
— Мы должны быть уверены, что у нас одинаковые стандарты выпуска машин, ведь система проверки и оценки у всех одинаковая. Поэтому особого смысла выбора грузовика МАН немецкой, польской или российской сборки смысла нет,- убеждает нас гид.
Финальная проверка грузовиков МАН
При этом завод МАН в Неполомице может похвастаться опытом своих специалистов, которые уже несколько лет обучают сотрудников других заводов, регулярно проводят мастер-классы, даже летают в Бразилию, где также проводят обучение на одном из заводов МАН.