МТЗ на гусеницах: гусеничный ход в заводском варианте, полугусеничные тракторы, как сделать своими руками

Колесные тракторы являются наиболее распространенными и востребованными, но иногда их возможностей недостаточно – и тогда на помощь приходят модели на гусеничном ходу. Существуют МТЗ на гусеницах с завода: модельный ряд Беларусов представлен сразу несколькими экземплярами. Но покупать отдельную машину – удовольствие не из дешевых. Поэтому на полях можно встретить и МТЗ на полугусеничном ходу – изначально колесные модели, которые переоборудуют при помощи специальных комплектов.

Какие преимущества имеют МТЗ на гусеничном ходу перед колесными? Когда стоит сделать выбор в их пользу? Какой вариант предпочесть – заводской или переоборудованный? И можно ли изготовить гусеницы для колесного трактора своими руками? С этими и другими вопросами, касающимися гусеничного хода на тракторах, разберемся далее.

МТЗ на гусеничном ходу в заводском варианте

Компания МТЗ производит тракторы на гусеничном ходу в заводском варианте в нескольких моделях – это Беларусы 1402, 1502 и 2103. Эти машины имеют общую конфигурацию ходовой части и однотипные трансмиссии. Такой подход позволил упростить производство и повысить качество изготовления унифицированных деталей. При этом разные технические характеристики МТЗ на гусеничном ходу в заводском варианте достигаются за счет установки различных конструктивных элементов. За счет этого получается удовлетворить потребности широкого ряда покупателей.

Заводские тракторы МТЗ на гусеницах – это современная и производительная спецтехника. В машинах используются электронные компоненты, обеспечивающие больший контроль и упрощающие управление. Кроме того, электронные модули служат для диагностики и позволяют быстро отслеживать неисправности.

Главное различие между современными МТЗ на гусеничном ходу в заводском варианте заключается в установленном двигателе, возможностях трансмиссии, производительности гидравлической системы, наличии ВОМ и разнообразного дополнительного оборудования.

Гусеницы трактора Беларусь в заводском варианте изготавливаются из армированной резины. Они легкие и отличаются достаточным сроком эксплуатации, не повреждая почву и позволяя без проблем работать даже на самых слабых грунтах.

В качестве опции доступны резинометаллические гусеницы на МТЗ – более прочные и долговечные. Они представляют собой металлическую конструкцию с покрытыми резиной траками.

МТЗ на резиновых гусеницах в заводском варианте оборудуются дизельными моторами с турбонаддувом и интеркулером. Тракторы имеют переднее расположение привода.

Гидравлическая система трактора на резиновых гусеницах Беларус дает возможность раздельно управлять ВОМ и дополнительным оборудованием, что облегчает управление машиной.

Область применения

Гусеничные тракторы делятся на ряд категорий. Для выполнения агротехнических работ используются пропашные машины. Особенностью техники является возможность смены навесного оборудования. Тракторы отличаются универсальностью, могут применяться в различных сферах, в т. ч. и в роли тягачей. К категории сельскохозяйственных относятся многие гусеничные машины класса мини.

Промышленные тракторы используются в качестве базового шасси для установки специального навесного оборудования. Самый большой промышленный бульдозер Komatsu D575A имеет длину 12,6 м и оснащен дизелем мощностью 1150 л. с. Отвал бульдозера вмещает 70 м³ грунта. Маленькие модели промышленной техники имеют длину 2,5-3 м и оснащены двигателем мощностью 30-50 л. с.

Применение специального оборудования снижает универсальность машин, которые применяются для выполнения узкого круга задач. Промышленные машины могут выпускаться в стандартном и болотном вариантах. Машина для работы на болотах обладает измененной ходовой частью с увеличенной площадью опорной части гусеницы.

Для заготовки и вывоза древесины используются трелевочные тракторы, оборудованные платформой, на которую грузятся очищенные от веток стволы деревьев. Машины могут выпускаться в болотном или плавающем варианте. На базе трелевочных тракторов изготавливаются лесохозяйственные машины, используемые для работ, связанных с восстановлением леса, а также в качестве противопожарных.

Конструкция заводских тракторных гусениц

Тракторы МТЗ могут оснащаться разными вариантами гусениц:

  • металлическими,
  • резинометаллическими,
  • резиновыми.

Главное преимущество резинометаллических гусениц в возможности транспортировать трактор МТЗ своим ходом по дорогам общего пользования: наружный резиновый слой достаточно мягкий, чтобы не повреждать асфальтовое покрытие, а стальная сердцевина делает их особо прочными и стойкими к механическим повреждениям.

И все модификации доступны для Беларусов в заводском варианте. Трактор можно переоборудовать в процессе эксплуатации, заменив одни гусеницы на другие – те, которые больше подходят для конкретных условий эксплуатации.

Металлорезиновые гусеницы трактора МТЗ состоят из 62 траков. Элементы соединяются друг с другом посредством резинометаллических пальцев, которые вставляются во втулки и затягиваются гайками.

Подвеска трактора на гусеничном ходу торсионная, балансирная, что обеспечивает плавность хода. По обеим сторонам расположены сдвоенные каретки опорных катков с гидравлическими амортизаторами. Также с каждой стороны имеется одинарная каретка опорного катка и два дополнительных – поддерживающих.

Гусеничный движитель состоит из следующих элементов:

  • двух гусениц;
  • двух ведущих колес;
  • четырех поддерживающих катков;
  • 20 опорных катков;
  • двух натяжителей;
  • двух направляющих катков.

Гусеницы натягиваются на передние направляющие катки при помощи гидравлических цилиндров, которые подключены к общей гидросистеме трактора. В движении гусеничный механизм приводится через задние ведущие звездочки.

Технические характеристики

Основные технические характеристики трактора МТЗ на гусеничном ходу в заводском варианте могут быть следующие:

Ширина гусеницы, м0,50,6
Ширина трактора по гусеницам, м2,12,3
Колея, м1,61,7
Среднее давление на грунт, кПа5144,9
Агротехнический просвет, м0,36
Минимальный радиус разворота, м2
Углы подъема и спуска, *20
Максимальный угол крена, *12
Предельная глубина брода, м0,8

Сравнение технических характеристик гусеничных тракторов МТЗ

МодельМТЗ 1402МТЗ 1502МТЗ 2103
Мощность двигателя, кВт/л.с.100/136116/158156/212
Удельный расход топлива, г/кВт*ч249249244/249
Трансмиссия сухая, двухдисковая
Количество скоростей12/68/416/8
Скорость, км/чВперед 2,2-14,9; назад 3,1-7,1Вперед 2,2-14,9; назад 3,1-7,1Вперед 3,08-26,12; назад 4,21-14,7

МТЗ 80 и 82 на полугусеничном ходу

Несмотря на то, что в модельном ряду Беларусов есть модели на гусеницах, они не настолько широко распространены, как колесные МТЗ 80, 82, 100, 102 и их модификации. И иногда появляется необходимость поставить эти модели на гусеничный ход. Для решения этой задачи используются специальные комплекты для переоборудования. С их помощью можно сделать не классический гусеничный ход, а полугусеничный. Причем все работы выполняются своими руками.

Поставить МТЗ 80 или 82 на гусеницы можно двумя способами:

  • На трактор монтируются дополнительные натяжные колеса – по одному с каждой стороны посередине. На заднее и дополнительное колеса натягивается гусеничное полотно.
  • Заднее колесо трактора полностью демонтируется и на его место устанавливается комплект ПГХ. Самый распространенный вариант – МТЗ на гусеницах от ДТ-75.

Рассмотрим оба варианта постановки МТЗ 80 и 82 на гусеницы подробнее и разберемся с достоинствами и недостатками каждого способа.

МТЗ на гусеницах и колесах

Итак, как мы уже писали выше, поставить МТЗ 80 и 82 на гусеницы можно при помощи установки дополнительной пары колес, служащих для натяжки гусеничной ленты. Комплект переоборудования включает две резинометаллические гусеницы и два натяжных элемента. Тракторная гусеница выполнена в виде замкнутой ленты, образующей кольцо. Длина ее должна быть достаточной для того, чтобы обеспечить должное натяжение на ведущие (задние) колеса и натяжные колеса полугусеничного хода.

Регулировать натяжение гусениц трактора МТЗ 82 (80) можно, передвигая натяжное колесо по полуоси. Колея по натяжным колесам выставляется бесступенчато до 0,3 м: возможно задать значения в диапазоне 100-1800 мм. По ведущим колесам гусеничного трактора МТЗ колея устанавливается в пределах 1700-1800 мм.

Натягивание гусеницы на колеса МТЗ имеет важное преимущество: при необходимости гусянку можно быстро снять, натяжное колесо – подвесить и с минимальными усилиями эксплуатировать трактор как колесный.

Комплекты для натягивания гусениц на колеса МТЗ 82, 100 и других выпускаются универсальными – они подходят для установки на задние колеса разных размеров, включая шины типоразмеров 15,5R38 и 13,6R38 с шириной профиля 400 и 360 мм. Регулировка размера гусеничного полотна производится путем изменения взаимного расположения грунтозацепов.

Гусеницы на МТЗ 80 на задние колеса имеют по 10 почвозацепов с каждой стороны с приваренными бобышками (они располагаются в шахматном порядке) и 20 грунтозацепов без бобышек.

На схеме под цифрами 3 и 4 обозначены левая и правая бобышки, служащие для зацепления гусеницы с задним колесом. Они приварены изнутри к почвозацепам. Конструкция лент для натяжения гусениц на задние колеса МТЗ 80 допускает их перестановку слева направо, главное условие для монтажа – чтобы бобышки совпадали с местом зацепления с колесами.

Что касается натяжного механизма, то он состоит из:

  • дополнительного колеса;
  • балансира;
  • элементами для монтажа конструкции на полуоси;
  • амортизатора.

Конструкция натяжного колеса представлена на схеме выше. Деталь состоит из ступицы, приваренного обода и камерной шины. Примечательно, что ступицу для комплекта полу гусеницы взяли с МТЗ-80. Амортизатор, также входящий в комплект, необходим для того, чтобы максимально прижимать гусеницу к почве.

Тракторы на полугусеничном ходу

Второй способ получить МТЗ 80 на полугусеничном ходу – использовать комплект, который устанавливается вместо заднего колеса.

Сразу нужно оговориться: белорусский производитель не рекомендует выполнять подобные манипуляции, и все комплекты выпускаются сторонними компаниями и используются фермерами на свой страх и риск.

Самый распространенный вариант – МТЗ на гусеницах от ДТ-75, поскольку с волгоградского трактора можно легко снять все необходимые комплектующие. Комплект полугусеничного хода включает:

  • 2 полурамы;
  • ведущей звездочки;
  • кареток;
  • металлических гусениц.

А вот установка полу гусениц на МТЗ 80 и 82 – отдельный вопрос, и здесь все не так просто, как может показаться: нельзя демонтировать задние колеса и на их место установить комплект ПГХ – потребуются и другие манипуляции, причем много.

Во-первых, установка полу гусениц на МТЗ от ДТ-75 приведет к тому, что задняя ось трактора поднимется (минимум на 20 см). Чтобы устранить образовавшийся перекос и неравномерное распределение веса, нужно будет поставить другие передние колеса – например, от МТЗ-1221. Во-вторых, придется переделывать тяги: верхнюю тягу потребуется удлинять, а нижние надо будет снять и поставить вместо них тяги от МТЗ-1221.

Кроме того, при переоборудовании МТЗ 82 в гусеничный придется отключить передний мост.

Из других недостатков этого способа постановки трактора на гусеницы можно отметить:

  • Ограничения передвижения машины по дорогам общего пользования, поскольку устанавливаются металлические гусеницы, а не резиновые, как в случае с натяжкой на колесо.
  • Уменьшение маневренности (ограничивается скорость движения, увеличивается радиус разворота и т.д.).
  • Некомфортные условия работы тракториста из-за сильного шума и вибраций в кабине.
  • Сложность переоборудования трактора – понадобится кран-балка и минимум два человека, на саму работу уйдет пара часов (можно найти видео, в которых МТЗ 80 на гусеничном ходу делали при помощи домкратов прямо в поле, но это, во-первых, опасно и является нарушением техники безопасности, а, во-вторых, невозможно проконтролировать момент затяжки в полевых условиях).
  • Возрастает и неравномерно распределяется нагрузка на двигатель и трансмиссию. В КПП, например, после переоборудования трактора не используются 1 и 2 скорости, а также пониженный ряд в редукторе. За счет этого весь крутящий момент будет передаваться на повышенный ряд, который конструктивно предназначен только для транспортных работ. Как следствие – в будущем можно столкнуться с дорогостоящим ремонтом и быстрее износить системы.

Мост

Трансмиссия гусеничного трактора предназначена для передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса, а также для поворота. Тракторы оснащаются диапазонными механическими коробками скоростей, имеющими до 24 передач переднего хода. Внутри диапазонов переключение производится без разрыва потока мощности. Для этого в конструкцию включены специальные муфты.

Импортная техника комплектуется автоматическими коробками, упрощающими работу оператора. Недостатком автоматической трансмиссии является ее сложность и необходимость проведения регулярного обслуживания.

Ведущий мост заднего расположения находится в одном картере с коробкой передач. Для передачи крутящего момента от вторичного вала коробки мосту используется редуктор с коническими шестернями. Системы блокировки редуктора не применяются, в роли блокирующих устройств выступают бортовые муфты сцепления и ленточные тормоза.

Преимущества гусеничных тракторов перед колесными

Способов, как сделать гусеницы на МТЗ, есть несколько, и мы их перечислили. Но остается вопрос – зачем? Какими преимуществами обладают тракторы на гусеничном ходу перед колесными и проведение каких работ облегчают?

МТЗ на гусеничном ходу:

  • Имеют более высокую проходимость.

На них удобнее и легче передвигаться по целине, в лесных районах, на площадках после вырубки деревьев, по снегу, вязкой грязи и заболоченным местностям. Но нужно помнить о том, что Беларус на гусеницах или полугусеничном ходу будет обладать плохой управляемостью и устойчивостью при движении по склонам – есть высокий риск уехать в сторону или завалить машину. Но для езды по бездорожью МТЗ на полугусеничном ходу будет отличным выбором.

  • Обладают большой площадью контакта.

Если взять два трактора с идентичными техническими характеристиками и измерить площадь контакта колеса и гусеницы, то во втором случае она будет больше примерно в 6-8 раз. С одной стороны, это повышает устойчивость машины при работе на вязких и слабых грунтах, а с другой – за счет возросшей силы трения снижается скорость движения.

  • Оказывают минимальное воздействие на грунт.

На посевных работах есть смысл поставить гусеницу на колеса МТЗ, чтобы минимизировать воздействие на плодородные слои почвы (исключается деградация) и не повредить посевам.

  • Можно использовать в качестве бульдозеров.

На трактор можно установить разные ковши и навесные устройства, но не все они будут эффективны при работе на колесной машине. Например, МТЗ на полугусеничном ходу лучше приспособлен для работы с бульдозерными навесками, а трактор полностью на гусеницах по функциональности легко заменит бульдозер.

  • Имеет меньший расход топлива.

Тракторы на гусеничном ходу выигрывают у колесных по буксованию: 5 % против 12 %. За счет этого в теории сокращается расход топлива. На деле же сегодня производители предлагают самые разнообразные шины, в том числе и с пониженным буксованием. Поэтому разница становится не такой ощутимой.

  • Более маневренный.

Если говорить о МТЗ на гусеничном ходу в заводском варианте, то тракторы более маневренные за счет меньшего радиуса разворота. У машин на полугусеничном ходу с натянутыми на колеса гусеницами этой разницы не будет. А вот тракторы, на которые установлены комплекты ПГХ от ДТ-75, напротив, имеют больший радиус разворота и менее маневренные.

Сообщений 1 страница 21 из 21

Поделиться14 марта, 2010г. 19:09:57

  • Автор: Valentin-Brest
  • Участник
  • Откуда: Брест, Беларусь
  • Зарегистрирован: 15 ноября, 2009г.
  • Сообщений: 145
  • Уважение: [+7/-0]
  • Позитив: [+3/-0]
  • Приглашений: 0
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 58 [1961-12-26]
  • Провел на форуме: 5 дней 1 час
  • Последний визит: 16 марта, 2012г. 11:11:38

В молодости, ещё когда учился в институте был на практике, там применялись приспособы (агрегаты) к колёсным тракторам Беларусь. В условиях мехмастерских монтировалось на трактор быстро и просто, но приспособа была очень эффективная — увеличивалось тяговое усилие и проходимость. Так как был любознательным с тех времён осталась брошура с описанием. Если интерес есть могу разместить. Следом отправлю фото — РАДИКАЛ уже достал, раз 8 пробовал разместить фото и текст всё глючит.

Поделиться24 марта, 2010г. 19:26:50

  • Автор: Ivanovich
  • Ветеран
  • Откуда: .
  • Зарегистрирован: 1 ноября, 2009г.
  • Сообщений: 589
  • Уважение: [+55/-0]
  • Позитив: [+238/-1]
  • Приглашений: 0
  • Провел на форуме: 20 дней 15 часов
  • Последний визит: 9 сентября, 2011г. 21:43:56

Если интерес есть могу разместить. Следом отправлю фото

Давайте размещайте! если приживется может в тему «трактор для фермера»переместим! или здесь останется. Может и на миник кто скопирует что то подобное.

Поделиться34 марта, 2010г. 19:27:39

  • Автор: Valentin-Brest
  • Участник
  • Откуда: Брест, Беларусь
  • Зарегистрирован: 15 ноября, 2009г.
  • Сообщений: 145
  • Уважение: [+7/-0]
  • Позитив: [+3/-0]
  • Приглашений: 0
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 58 [1961-12-26]
  • Провел на форуме: 5 дней 1 час
  • Последний визит: 16 марта, 2012г. 11:11:38

Отредактировано Ivanovich (4 марта, 2010г. 19:41:29)

Поделиться44 марта, 2010г. 19:33:47

  • Автор: Valentin-Brest
  • Участник
  • Откуда: Брест, Беларусь
  • Зарегистрирован: 15 ноября, 2009г.
  • Сообщений: 145
  • Уважение: [+7/-0]
  • Позитив: [+3/-0]
  • Приглашений: 0
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 58 [1961-12-26]
  • Провел на форуме: 5 дней 1 час
  • Последний визит: 16 марта, 2012г. 11:11:38

Давайте размещайте! если приживется может в тему «трактор для фермера»переместим! А может и на миник кто скопирует.

Фраза на РАДИКАЛЕ «Сервис позволяет легко и быстро разместить ваши изображения и картинки» похожа на издевательство. Уже и комп перезагружал, и входил-выходил в интернет и всё равно раза с 15 только проскочило фото. Почти как в том анекдоте «И унитаз приносил и задницу показывал, а туалетную бумагу всё равно не продали» Прошу прощения — но РАДИКАЛ просто бесит. Может есть какая-то альтернатива по размещению фото.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]