О порядке движения тракторов и комбайнов по дорогам общего пользования

С 1 июля 1994 года в действие были введены ПДД, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1090 от 23 октября 1993 года “О Правилах…” (далее – Правила).

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 938-81-90 (Москва)

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

8 (800) 301-79-36 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Правила обязательны к соблюдению на всей территории РФ всеми лицами, так или иначе принимающими участие в транспортном движении (п. 1.1. Правил). На самоходные (далее также – самодвижущиеся) машины действие Правил распространяется в полной степени.

Какие ТС относятся

В п. 1.2. Правил не представлено такое понятие, как “самодвижущаяся машина” или “самодвижущаяся техника”.

Зато сказано, что любые тракторы и самодвижущиеся машины относятся к механическим транспортным средствам – то есть к таким ТС, которые приводятся в движение двигателем. Соответственно, на самоходную технику распространяются нормы Правил, применимые и к другим механическим ТС.

Четкое определение понятию “самодвижущаяся машина” представлено сразу в 2-х нормативных актах:

  • в п. 2 Правил допуска…, утвержденных Постановлением Правительства № 796 от 12 июля 1999 года “Об утверждении…” (далее – Регламент);
  • и в аб. 2 п. 1 Правил проведения…, утвержденных Постановлением Правительства № 1013 от 13 ноября 2013 года “О техническом…”.

Наиболее полное определение приводится в Регламенте: самодвижущаяся техника – это тракторы, дорожно-строительные агрегаты и прочие безрельсовые механические ТС, имеющие двигатель внутреннего сгорания более 50 кубов, или электродвигатель с мощностью свыше 4 кВт.

Тут же, в Регламенте, сказано, что самоходными машинами не считаются ТС, за регистрацию которых отвечают территориальные органы ГИБДД – а именно ТС, указанные в п. 1 Правил регистрации автомототранспортных средств…, утвержденных Приказом МВД № 1001 от 24 ноября 2008 года “О порядке…”.

Важно знать, что регистрацию самоходной техники в РФ осуществляет не ГИБДД, а территориальные подразделения Гостехнадзора (см. аб. 3 п. 2 Постановления Правительства № 938 от 12 августа 1994 года “О государственной…”).

Регистрация органами Гостехнадзора осуществляется в соответствии с Правилами государственной…, утвержденными 16 января 1995 года В. Н. Щербаком.

Лишают ли прав на трактор при лишении прав на автомобиль?

После решения суда о лишении водительского удостоверения, человек должен прекратить управление всеми другими транспортными средствами, к которым относятся и хозяйственные самоходные машины. Согласно новому Законодательству, водитель лишается разрешения:

  • управлять любым транспортным средством, объем двигателя которого превышает 50 см3;
  • передвигаться на машинах, чья максимальная скорость движения составляет выше 50 км/ч;
  • буксировать прицепы, которые подлежат обязательной государственной регистрации;
  • управлять транспортными средствами категории «C»;
  • находиться за рулем во время движения троллейбусов, трамваев и других машин.


Нарушение одного из этих пунктов впервые после лишения прав грозит человеку крупным денежным штрафом или конфискацией движущегося имущества. Повторное нарушение может привести к пожизненному лишению водительского удостоверения и даже к реальному тюремному сроку.

Какая нужна категория водительских прав

Получить водительское удостоверение на самоходную технику потребуется только в случае, если объем двигателя самодвижущейся машины в соответствии с паспортом составляет более 50 кубов (для двигателя внутреннего сгорания) или более 4 кВт (если машина оборудована электродвигателем).

Правомочие на управление техникой с вышеуказанными характеристиками подтверждается одним из 2-х документов (п. 3 Регламента):

  • либо удостоверением тракториста-машиниста;

  • либо временным удостоверением.

В соответствии с п. 4 Регламента, существует 6 основных категорий:

Категория, указанная в удостоверении тракториста-машинистаПодкатегорияКакой самодвижущейся техникой можно управлять с данной категорией после прохождения обучения и сдачи экзаменов
AA1Мотовнедорожники
A2Автовнедорожники с числом мест не более 8 и массой не свыше 3500 кг
A3Автовнедорожники, имеющие массу свыше 3500 кг
A4Автовнедорожники, имеющие свыше 8 сидячих мест и специально предназначенные для транспортировки пассажиров
BСамодвижущаяся техника на колесном или гусеничном ходу с мощностью не более 25,7 кВт
CСамодвижущаяся колесная техника с двигателем от 25,7 до 110,3 кВт
DКолесная от 110,3 кВт и более
EГусеничная от 25,7 кВт и более
FСамодвижущаяся, предназначенная для выполнения сельскохозяйственных работ

На основании п. 10 Регламента, чтобы получить соответствующую категорию, гражданин обязан сдать экзамен. Допуск к экзамену осуществляется при соблюдении требований, представленных в п. 11 Регламента.

Что говорится в законодательстве?

В странах постсоветского пространства люди до сих пор очень привязаны к земледелию. Здесь все чаще приобретается разного рода техника, значительно облегчающая человеческий труд. Именно поэтому стали актуальны вопросы по оформлению подобных агрегатов и получению прав на вождение ими.

Стоит сразу отметить, что мотоблок с прицепом — это не транспортные средства. Поэтому регистрировать подобные машины нет необходимости. В ППД нет никаких упоминаний о мотоблоках, следовательно, правил управления ими тоже нет. То есть, прав на вождение ни в Украине, ни в России оформлять не надо.

В сети Интернет можно найти много информации о том, как блюстители правопорядка на дорогах пренебрегают законом и своими полномочиями, штрафуя владельцев сельскохозяйственной техники, которые выехали на дорогу. Чтобы избежать проблем, стоит все-таки иметь права категории А — разрешение на управление мотоциклом.

Если вы владелец минитрактора, переделанного в мотоблок, то здесь уже есть некоторые сложности. Он все равно не является транспортным средством, но при этом может вполне считаться самоходной сельскохозяйственной техникой. Возможно, вам придется зарегистрировать ее в Ростехнадзоре (для России), Гостехнадзор (для Украины). Эта процедура также включает в себя проведение экспертизы для выяснения соответствия техники общепринятым стандартам. За нее придется платить.

В Украине до недавнего времени можно было не регистрировать минитрактора, у которых объем двигателя не превышает 50 кубов. Но сегодня это правило уже не действует. Если вы будете передвигать на этом агрегате между полей, то эта дорога не контролируется автоинспекторами, следовательно, штраф вам никто не выпишет. Если же спецтехнику нужно перевозить по городу, то ее необходимо поместить в специальный прицеп.

Стоит также отметить, что именно автоинспекция в России и Украине отвечает за все, что перемещается по дорогам, даже если вы регистрировали технику в Ростехнадзоре или Гостехнадзоре.

Где запрещено движение

В Правилах указан лишь один случай, когда движение самодвижущейся техники запрещено безальтернативно.

В частности, аб. 2 п. 16.1. Правил гласит, что на автомагистралях воспрещено движение пешеходов, домашних животных, велосипедистов, мопедистов, тракторов и прочих самодвижущихся машин.

Кроме этого, по автомагистрали, обозначенной знаком 5.1., нельзя осуществлять движение вообще любым ТС, техническая характеристика которых не позволяет развивать скорость свыше 40 км/ч.

Существует также запрет, который распространяется только на тракторы и самоходные машины, имеющие гусеницы. Данный запрет содержится в аб. 4 п. 12 Основных положений по допуску.

Там сказано, что тракторы и самоходная техника на гусеницах не могут двигаться по дорогам, имеющим:

  • асфальтовое;
  • или же цементно-бетонное покрытие.

В остальных случаях, тот или иной запрет на движение по определенной дороге для самоходной техники вводится соответствующим знаком (подробности далее).

Особенности поворота налево и разворота по ПДД рассматриваются в статье: разворот в ПДД. С определением экстренного торможения в ПДД ознакомьтесь тут.

Какие соответствуют знаки

Тракторист-машинист, осуществляющий управление самоходной техникой, обязан руководствоваться требованиями всех дорожных знаков, перечисленных в Приложении 1 к Правилам.

Все предупреждающие и знаки приоритета распространяются на водителей механических транспортных средств без каких-либо исключений.

Другими словами, водитель трактора должен так же, как и водители легковых автомобилей, останавливаться на красный сигнал светофора или уступать дорогу ТС, движущимся по главной дороге.

Среди запрещающих знаков есть знаки, которые:

  • распространяют свое действие на все механические ТС, в том числе, и самоходные;
  • не распространяются на самодвижущуюся технику;
  • или распространяют свое действие именно на самоходные машины.

К 1-й группе относятся такие указатели, как, например:

  • 1., запрещающий въезд всех ТС;
  • 2., вносящий запрет на движение всех ТС;

  • 3., регламентирующий запрет на движение только механическим ТС (в том числе, и самоходным);

  • 4., гласящий о невозможности движения для грузовых авто с массой свыше 3,5 тонн, тракторов и самодвижущихся машин.

Ко 2-й группе относятся:

  • 5.;

  • 8.;

  • 9.;

К 3-й группе можно отнести такой указатель, как 3.6. “Движение тракторов запрещено” – знак воспрещает езду не только для тракторов, но и для других самодвижущихся машин.

Требования предписывающих знаков распространяются на водителя самоходной техники в полном объеме.

Что касается знаков особых предписаний, то среди них водителю самоходной техники нужно обратить внимание на следующие:

  • 2. — обозначает конец автомагистрали и возникновение возможности для движения тракторов;

  • 3. – разрешает движение только мотоциклам, автобусам и автомобилям, тракторам же и другой самодвижущейся технике двигаться под этот знак нельзя;

  • 36. – означает начало зоны ограничения экологического класса, то есть если у трактора экологический класс согласно паспорту меньше указанного на знаке, движение запрещено.

Среди информационных знаков водителю трактора особое внимание следует обратить на 6.15.1. – 6.15.3., которые регламентируют рекомендованное направление для езды, если на перекрестке движение в одном из направлений для такой техники запрещено.

Является ли трактор транспортным средством?

Чтобы узнать, распространены ли государственные правила дорожного движения на трактор, нужно понять, приравнивается ли сельхозмашина к транспортным средствам. В самой последней редакции изданных ПДД четко указано определение тракторов. Согласно им, хозяйственный агрегат можно считать транспортным средством. Как и другие самоходные механизмы и машины, хозяйственные трактора по закону относятся к группе механических средств передвижения.


Так как сельхозмашина относится к перечню транспортных средств, соответственно, ПДД на трактор распространяются в полной мере. Таким образом, знание принятых правил движения по общественным дорогам обязательно для всех людей, управляющих тракторами во время передвижения по этим путям.

Скорость движения

Скоростные режимы, которые обязаны соблюдать водители на российских дорогах, регламентируются Разделом 10 Правил и зависят от вида ТС и типа дороги.

На основании п. 10.2. Правил, в населенных пунктах действует единое правило для всех – двигаться нужно со скоростью не свыше 60 км/ч. Иное ограничение скорости может быть установлено знаком 3.24.

Максимально разрешенная скорость вне границ населенного пункта будет зависеть от массы самоходной техники и вида дороги, по которой она движется:

Не более 90 км/чЕсли масса менее 3500 кг (аб. 2 п. 10.3. Правил)
Не более 70 км/чЕсли масса более 3500 кг (аб. 4 п. 10.3. Правил)

Если самоходная техника транспортирует крупногабаритный, опасный или тяжелый груз, вне зависимости от того, где она движется – в городе или за его пределами, нельзя двигаться со скоростью выше той, которая установлена при согласовании условий перевозки (аб. 2 п. 10.4. Правил).

Кроме этого, водителю трактора или прочей самодвижущейся машины запрещается:

  • превышать скорость, определенную техническими возможностями ТС (аб. 2 п. 10.5. Правил);
  • превышать скорость, представленную на опознавательном знаке “Ограничение скорости”, установленным на задней стороне кузова в соответствии с требованиями п. 8 Основных положений по допуску…;
  • ехать с такой скоростью, которая не позволяет обеспечивать безопасную езду ввиду сложных погодных условий, интенсивности движения или видимости (п. 10.1. Правил).

Водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.

Преимущество — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить другого участника движения изменить направление движения или скорость.

Остановка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо для разгрузки или погрузки транспортного средства.

Стоянка — прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин, если это не связано с посадкой или высадкой пассажиров либо с разгрузкой или загрузкой транспортного средства.

Вынужденная остановка — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя.

Обгон — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части) встречного движения и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Общие обязанности водителеи

Тракторист перед выездом обязан проверить исправность и комплектность своей машины, а также наличие топлива, масла и охлаждающей жидкости. Он должен иметь при себе удостоверение на право управления трактором, регистрационный документ на трактор, путевой лист4соответствующего образца и документ на перевозимый груз.

Путевой лист и регистрационный документ следует предъявлять по требованию инженеров-инспекторов Госсельтехнадзора, работников милиции, внештатных инспекторов, военных автоинспекторов, дружинников и работников железнодорожных переездов.

Эксплуатация тракторов без технического талона запрещена.

Трактористу, выезжающему на полевые, мелиоративные работы на территории своего колхоза или совхоза, надо иметь при себе оформленный рабочий наряд, в котором указан участок работы.

При перевозках любых грузов водителю выдается товарно-транспортная накладная или документ, заменяющий ее.

Тракторист не имеет права передавать управление трактором кому бы то ни было, даже лицам, имеющим право управления тракторами, если их фамилии не указаны в путевом листе или рабочем наряде.

При движении трактора в колонне в светлое время суток должен быть включен ближний свет фар. Если тракторист оказался участником дорожного происшествия, то он обязан немедленно остановить свой трактор (независимо от того, по чьей вине произошла авария и каковы ее результаты), включить аварийную световую сигнализацию, а при ее отсутствии выставить знак аварийной остановки и не трогать с места трактор и другие предметы, имеющие отношение к происшествию. Далее он обязан оказать помощь пострадавшим, сообщить о случившемся ближайшему работнику милиции и ожидать прибытия работников милиции или следственных органов и только после их разрешения продолжать движение, а если это невозможно, то принять меры по доставке трактора на базу.

Совершенно недопустимо уехать с места происшествия, не оказав помощи пострадавшим и не выяснив причины в установленном порядке.

Дорога и дорожная разметка

Дорога — это любая используемая для движения дорога, улица, переулок и т. п. по всей ширине (включая тротуары, оборины и разделительные полосы). Она состоит из трех главных элементов: проезжей части, обочин и кюветов. Для постройки загородной дороги выделяется полоса, называемая полосой отвода.

Проезжая часть — часть дороги, предназначенная для движения транспортных средств. Дорога может иметь несколько проезжих частей, границами которых служат разделительные полосы. Трамвайный путь считается границей проезжей части, предназначенной для движения безрельсовых транспортных средств.

Полоса движения — любая продольная полоса троёзжей части, обозначенная или не обозначенная посредством разметки и имеющая ширину, достаточную для движения в-один ряд механических транспортных средств.

Автомобильная дорога — сложное и очень дорогое инженерное сооружение, поэтому все участники движения и в особенности трактористы, управляющие весьма тяжелыми машинами, идущими часто с самыми различными прицепами, должны проявлять большую осторожность, стараясь ни в коем случае не повредить дорожное покрытие, а также обочины и кюветы, расположенные по краям дороги.

Рис. 112. Горизонтальная разметка дороги: а, б, в и г — варианты.

В целях улучшения организации дорожного движения на автомобильных дорогах применяют горизонтальную и вертикальную разметки — линии и надписи и иные обозначения, нанесенные на проезжей части дороги, бордюрах и других элементах дорог и дорожных сооружениях (мостах, тоннелях и т.д.).

Разметку выполняют красками, а также термопластичными массами белого цвета, кроме трех линий желтого цвета: 1.4; 1.10; 1.17.

Горизонтальную разметку выполняют различными линиями, обозначенными в стандарте цифрами от 1.1 до 1.23 (где 1 — горизонтальная разметка, а второе число после точки означает порядковый номер разметки в группе).

В числе применяемых разметочных линий рассмотрим следующие.

Узкая сплошная линия 1.1 (рис. 112, а) разделяет транспортные потоки противоположных направлений, обозначения границ полос движения в опасных местах на дорогах и др.

Эту линию пересекать запрещено, кроме случая, когда линия 1.1 обозначает край проезжей части дороги.

Узкая прерывистая линия 1.5 служит для разделения транспортных потоков, пересекать такую линию разрешается с любой стороны.

Узкая прерывистая линия 1.6 указывает на приближение к сплошной линии 1.1. Пересекать эту линию разрешается с обеих сторон.

Две параллельные узкие линии, из которых одна сплошная, другая прерывистая 1.11 (рис. 112,6), служат для разделения транспортных потоков противоположных направлений и обозначения полос движения в попутном направлении. Пересекать эти линии разрешено только со стороны прерывистой черты.

Двойная сплошная линия 1.3 (рис. 112, в) разделяет транспортные потоки противоположных направлений при четырех полосах или многополосном движении в обоих направлениях; пересекать разметку запрещено.

Узкая линия желтого цвета 1.4 показывает, что в этом месте запрещена остановка.

Поперечная сплошная линия 1.12 (рис. 112, г) указывает место остановки транспортных средств — стоп-линия перед перекрестком.

Указательные стрелки 1,18 показывают направление движения по полосам.

Вертикальная разметка обозначает поверхности дорожных сооружений: опор мостов, нижнего края пролетного строения мостов и путепроводов, круглых тумб, сигнальных столбиков, боковых поверхностей ограждений дорог на закруглениях малого радиуса, боковых поверхностей ограждений дорог на других участках и т. д.

Вертикальную разметку наносят полосами черного и белого цвета. Многие обозначения разметки на участках дорог, не имеющих искусственного освещения, дополняются светоотражающими материалами и световозвращателями.

Встречаются случаи, когда значение линий разметок противоречит установленным в этом месте дорожным знакам. В этом случае тракторист должен руководствоваться указаниями дорожного знака.

Дорожные знаки

Дорожные знаки — наиболее распространенные и достаточно эффективные средства организации движения.

Все дорожные знаки разделены на семь групп: предупреждающие; приоритета; запрещающие; предписывающие; информа-ционно-указательные; сервиса; дополнительной информации (таблички). Всем знакам присвоен соответствующий номер. Он состоит из номера группы, порядкового номера знака в группе, порядкового номера разновидности (если есть), разделенных точками.

Каждая группа знаков отличается формой, цветом, размером и обозначением.

Для видимости знаков в темное время суток применяют внутреннее освещение, а также светоотражательные и люминесцентные Устройства.

Тракторист обязан знать значения всех дорожных знаков. Ниже дается краткое описание каждой группы знаков, наиболее важных для трактористов с точки зрения обеспечения безопасности движения.

Предупреждающие знаки предназначены для оповещения водителей об опасных местах на пути движения.

В эту группу включено 43 знака преимущественно треугольной формы с красной каймой и желтым или белым полем, на котором черным цветом изображен символ знака.

Предупреждающие знаки устанавливают перед опасными участками дороги, вне населенных пунктов за 150…300 м, а в населенных пунктах — за 50…100 м. Ряд знаков вне населенных пунктов, таких, как 1.1; 1.2; 1.9; 1.10; 1.21 и 1.23, повторяются. Второй знак размещают на расстоянии не менее 50 м от начала опасного участка.

В некоторых случаях знаки могут быть расположены и на иных расстояниях от опасного участка дороги, тогда это расстояние указывается на табличке, укрепленной под знаком.

Рассмотрим, каким должен быть порядок действий тракториста при встрече с некоторыми предупреждающими знаками, чтобы была обеспечена безопасность движения.

Рис. 113. Применение предупредительных знаков: а, б. в и г — варианты.

1.6. «Пересечение равнозначных дорог» (рис. 113, а). Этот знак предупреждает водителя о том, что впереди находится пересечение с равнозначной дорогой.

Подъезжая к такому перекрестку, тракторист должен снизить скорость движения, быть готовым к немедленной остановке своего трактора в том случае, если движение через перекресток по каким-либо причинам будет затруднено, пропустить транспорт, приближающийся справа (пункт 15.2 «Правил дорожного движения»), и только после этого проезжать перекресток в нужном направлении.

1.13. «К р у т о й спуск» (рис. 113, б) — знак сообщает водителю о том, что впереди имеется спуск с уклоном, значение которого указано на знаке в процентах, например 10%.

На крутом спуске гораздо труднее остановить трактор, чем на горизонтальном участке пути, так как действие силы тяжести трактора увеличивает его тормозной путь. На уклоне дороги, перед которым установлен знак 1.13, где встречный разъезд затруднен, водитель трактора, движущегося под уклон (на спуске), должен уступить дорогу транспортному средству, движущемуся на подъем.

На спуске тракторист обязан вести свой трактор на пониженной передаче с уменьшенной подачей топлива и возможно точнее по правой стороне проезжей части дороги.

1.14. «Крутой подъем» (рис. 113, б) — знак предупреждает тракториста о том, что он должен провести свой трактор на подъеме, как правило, без остановки, для чего в начале подъема ему следует выбрать одну из пониженных передач, которая бы и обеспечила выполнение такого движения. А в случае остановки тракторист должен удержать трактор в таком положении тормозами, без откатывания назад.

1.2. «Железнодорожный переезд без шлагбаума» (рис. 113, в). Железнодорожные переезды особенно опасны тем, что на них возможны столкновения с поездами. Для более надежного предупреждения водителей транспортных средств вне населенных пунктов знак 1.2 дублируют, т.е. устанавливают Два знака. Кроме того, в дополнение к ним располагают знаки 1.4.3 и 1.4.1 под знаками 1.2 и посередине между ними знак 1.4.2.

1.18.1 «Сужение дороги». Этот знак предупреждает водителей транспорта о том, что впереди проезжая часть дороги сужена (съезд на мост, ремонт дороги и др.). На таком участке дороги тракторист должен быть особенно внимательным, снизить скорость движения и правильно проехать суженное место.

1.19. «Двустороннее движение» (рис. 113, г) —знак показывает участок дороги (проезжей части) со встречным движением, которому предшествовал участок дороги (проезжей части) с односторонним движением.

Тракторист должен при этом значительно снизить скорость и Держать свой трактор ближе к краю дороги, чтобы освободить путь встречному транспорту.

Знаки приоритета служат для установления очередности проезда перекрестков или узких участков дорог, где одновременное движение в обоих направлениях невозможно. В эту группу включено девять знаков, имеющих различную форму и окраску.

Рис. 114. Применение знаков приоритета: а, б, в и г — варианты.

Знаки приоритета размещают: 2.1 и 2.2 соответственно в начале и конце главной дороги. Знак 2.1 может повторяться перед перекрестками. Знаки 2.3.1 …2.3.3 устанавливают вне населенных пунктов на расстоянии 150…300 м, а в населенных пунктах — 50…100 м от перекрестков. Знаки 2.4 и 2.5 — непосредственно перед перекрестком, а 2.6 и 2.7 — перед узким участком дороги.

Рассмотрим необходимые действия тракториста при встрече с некоторыми знаками приоритета.

2.1. «Главная дорога». Этот знак информирует водителя о том, что он въезжает на главную дорогу по отношению ко всем, ее пересекающим. Двигаясь от места установки знака по данному участку, водители имеют преимущественное право проезда на всех перекрестках по отношению к любому транспортному средству, выезжающему с боковой дороги.

Знак 2.1 может повторяться перед перекрестками, чтобы подтвердить преимущественное право проезда. В местах, где главная дорога меняет свое направление, знак 2.1 дополняют табличкой, например так, как это показано на рисунке 114, а.

Таким образом, в ситуации, показанной на этом рисунке, первым должен проехать трактор, а затем легковой автомобиль.

2.3.1. «Пересечение с второстепенной дорогой»—знак предупреждает водителя о том, что дорога, по которой он едет, является главной и на данном перекрестке он пользуется преимущественным правом движения. Однако, подъезжая к такому перекрестку (рис. 114, б), тракторист, хотя и имеет право первоочередного проезда, должен при этом соблюдать повышенную осторожность для того, чтобы при возникновении обстоятельств, затрудняющих проезд перекрестка, можно было немедленно остановить трактор. В данной ситуации первым проезжает трактор, а вторым — автобус.

2.4. «Уступите дорогу» — знак обязывает водителей транспортных средств, выезжающих на главную дорогу или пересекающих ее, вначале пропустить транспортные средства, движущиеся по главной дороге. Так, на рисунке 114, а и б легковой автомобиль и автобус могут выезжать на перекресток только после того, как проедут трактора.

2.5. «Д вижение без остановки запрещено» — знак обязывает водителей остановиться в том месте, где он установлен (даже в том случае, если ничто не мешает движению), пропустить транспортные средства, мешающие дальнейшему движению, и только после этого продолжать движение.

Таким образом, в ситуации, показанной на рисунке 114, в, первым проезжает автомобиль, трактор стоит и только после проезда автомобиля начинает свое движение.

2.6. «Преимущество встречного движения». Подъезжая к такому знаку, водитель обязан пропустить встречный транспорт и только после этого начинать свое движение. Так, водитель легкового автомобиля (рис. 114, г) обязан пропустить трактор, а потом уже ехать дальше.

2.7. «Преимущество перед встречным движение м». Этот знак дает преимущество транспорту, проезжающему узкое место дороги, перед встречными машинами. Зная это, тракторист (рис. 114, г) первым проезжает узкое место.

Запрещающие знаки запрещают водителю определенные действия. Все они имеют форму круга, окаймленного красной полосой, кроме знаков 3.21, 3.23, 3.25 и 3.31. Фон знаков желтый или белый, а у знаков 3.27, 3.28, 3.29 и 3.30 — синий. В группе 33 знака.

Запрещающие знаки устанавливают непосредственно перед участками дорог, на которых вводится или отменяется ограничение.

Действие знаков 3.18.1 и 3.18.2 распространяется на пересечение проезжих частей, перед которыми они размещены, а знаков 3.16, 3.20, 3.22, 3.24, 3.26…3.30 —от места установки знака до ближайшего перекрестка со знаком, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестков — до конца населенного пункта.

Действие знаков 3.10, 3.27…3.30 распространяется только на ту сторону дороги, на которой они находятся.

Рассмотрим некоторые примеры действия запрещающих знаков, приведенные на рисунке 115.

3.1. «Въезд запрещен» — знак запрещает въезд на учас-ток дороги всех транспортных средств, в том числе и трактора, изображенного на рисунке 115, а. К объекту, расположенному за знаком, можно подъехать из боковых проездов или с противоположной стороны.

Рис. 116. Примеры действия предписывающих знаков: а, б, в и г — варианты.

4.3. «Круговое движение» (рис. 116, г). Разрешено движение только в указанном стрелками направлении.

Информационно-указательные знаки вводят определенный режим движения, сообщают об особенностях дорожной обстановки и расположения различных объектов на пути следования.

В эту группу входят 64 знака прямоугольной формы. Их устанавливают на автомагистралях (имеют зеленый фон), на любой другой дороге вне населенных пунктов — синий и на улицах населенных пунктов — белый.

Знаки сервиса информируют о расположении на трассе или в непосредственной близости от нее различных объектов.

В группе сервиса двенадцать знаков. Они сделаны в виде прямоугольников синего цвета, в средней части которых изображены черной краской символы, поясняющие их назначение. Исключение составляют знаки, указывающие на лечебные учреждения, которые обозначают красным крестом.

Знаки сервиса располагают непосредственно у обозначаемых ими объектов или заблаговременно с указанием в нижней части знака расстояния до объекта.

Знаки могут находиться и на поворотах к объектам. В этом случае направление указывается стрелкой внизу.

Знаки дополнительной информации (таблички) служат для уточнения или ограничения действия знаков других групп, т. е. они самостоятельно не применяются, а только в сочетании с другими знаками.


Рис. 117. Применение знаков дополнительной информации (таблички): а, б, в и г — варианты.

Таблички располагают напосредственно под знаками. Исключение составляют таблички 7.2.2…7.2.4 (зона действия знака), когда их используют со знаком, запрещающим остановку или стоянку. В этом случае, если знак размещен над проезжей частью или повешен на консольной опоре, табличку нужно располагать сбоку так, чтобы сам знак находился ближе к середине проезжей части.

Все таблички имеют белое поле с черными или красными символами.

На рисунке 117 показаны примеры применения знаков дополнительной информации.

7.1.1. «Расстояние до объекта» (рис. 117, а). Знак указывает, что знак 1.6 установлен в 200 м от перекрестка дорог.

7.2.2. «Зона действия». Как показано на рисунке 117,6, стоянка разрешена на протяжении 10 М от места установки знака.

7.3.2. «Направление действия» (рис. 117, в). Табличка показывает, что действие знака 3.2 распространяется на левую улицу, примыкающую к дороге, на которой установлен знак.

7.5.5. «Время действия» (рис. 117, г). В данном случае видно, что знак 3.27 действует только по субботним, воскресным и праздничным дням с 8.00 до 17.30, а в остальное время его действие прекращается.

Cигналы регулирования дорожного движения

Дорожное движение регулируется сигналами светофора, жестами рук или положением корпуса регулировщика.

Сигналы светофора. Основной тип светофора, применяемый для регулирования очередности движения на перекрестках, — трех-секционный, имеющий вверху красный, в середине желтый и внизу зеленый сигналы.

Зеленый круглый сигнал разрешает движение.

Зеленый сигнал в виде стрелки (стрелок) на черном фоне разрешает движение в указанных направлениях. Такое же значение этот сигнал имеет и в дополнительных секциях.

Желтый сигнал запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов.

Желтый мигающий сигнал или два желтых попеременно мигающих разрешают движение и информируют о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода.

Красный сигнал, в том числе мигающий, или два попеременно мигающих красных сигнала запрещают движение.

Красный и желтый сигналы, включенные одновременно, запрещают движение и информируют о предстоящем включении зеленого сигнала.

Если сигналы светофора выполнены в виде силуэта человека, то их действие распространяется только на пешеходов.

Сигналы регулировщика. Регулировщик регулирует дорожное движение жестами рук и положением своего корпуса, которые могут быть следующими.

Регулировщик поднял руку вверх (рис. 118, б) -— движение транспортных средств и пешеходов во всех направлениях запрещено. Водители, которые не смогли остановить свои транспортные средства, могут продолжать дальнейшее движение через перекресток.

Регулировщик, стоящий на перекрестке, вытянул правую руку вперед (рис. 118, в). Движение со стороны спины и правого бока всех транспортных средств запрещено.

Со стороны груди разрешается поворот направо, со стороны левого бока разрешается движение во всех направлениях.

Регулировщик, стоящей на дороге, вытянул правую руку вперед (рис. 118, г) — трактористу и шоферу грузового автомобиля, находящимся со стороны вытянутой руки, движение запрещено. Водители трактора и легкового автомобиля, движущиеся им навстречу, могут продолжать движение без остановки.

Если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке улицы, то водители обязаны руководствоваться сигналами регулировщика.

Порядок движения тракторов по автомобильным дорогам

Колесные сельскохозяйственные тракторы на многорядных дорогах должны двигаться в крайнем правом ряду. Движение гусеничных тракторов по дорогам с твердым покрытием запрещено.

Предупреждающие сигналы. Перед началом движения, остановкой, перестроением в рядах движения или перед разворотом трактора тракторист обязан заблаговременно до начала выполнения маневра подать сигнал для того, чтобы остальные участники движения, находящиеся в непосредственной близости, могли принять соответствующие меры.

Сигналы могут подаваться световыми указаниями, а если их нет или они неисправны, то рукой.

Перед торможением (рис. 119, а) — поднять руку или при начале торможения автоматически включить сигнал торможения.

Перед поворотом налево (рис. 119, б) — вытянуть в сторону правую руку, согнутую в локте вверх, или включить мигающий сигнал левого поворота.

Перед поворотом направо (рис. 119, в) — вытянуть правую руку вправо или включить мигающий сигнал правого поворота.

Дополнительным предупредительным сигналом при обгоне или предупреждении рассеянного пешехода могут служить звуковые сигналы. Нужно помнить, что подача звуковых сигналов в населенных пунктах запрещена.

Повороты и развороты. Перед поворотом направо нужно заблаговременно занять крайний правый, а налево — крайний левый ряд на проезжей части дороги.

Поворачивая налево (или разворачиваясь), тракторист должен пропустить весь встречный транспорт и попутный трамвай и только после того, как дорога будет свободна, совершать поворот.

Следует иметь в виду, что развороты запрещены на обозначенных переходах, железнодорожных переездах, мостах, тоннелях и на участках дорог вне населенных пунктов с ограниченной обзорностью (меньше 100 м в каждом направлении), ближе 15 м от перекрестков и на нерегулируемых перекрестках, если на пересекаемой дороге организовано одностороннее движение.

Остановка и стоянка запрещены: на левой стороне дороги, кроме дорог в населенных пунктах с односторонним движением, при наличии с левой стороны тротуара и дорог с одной полосой движения в каждом направлении, не имеющих трамвайных путей посередине дороги; на железнодорожных переездах, в туннелях и под эстакадами, мостами или путепроводами; в местах, где расстояние между сплошной линией разметки и остановившимся транспортным средством менее 3 м; на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними; на перекрестках и ближе 5 м от края пересекаемых проезжих частей, за исключением стороны напротив бокового проезда на трехсторонних перекрестках, имеющих сплошную линию разметки в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора или дорожные знаки.

Стоянка запрещена там, где запрещена остановка, а также ближе 100 м от железнодорожных переездов, вне населенных пунктов в местах с обзорностью менее 100 м в каждом направлении, в местах, где остановленный трактор создает препятствие для движения других транспортных средств или пешеходов.

При вынужденной остановке в местах, где запрещены остановка и стоянка, или в тех условиях, когда остановившееся транспортное средство не может быть замечено другими водителями своевременно, тракторист обязан выставить на расстоянии 25…30 м позади трактора знак аварийной остановки (рис. 120).

Рис. 119. Сигналы водителя: а — стоп-торможение; б — поворот налево; в — поворот направо.

Рис. 120. Вынужденная остановка трактора.

Рис. 121. Особые случаи движения: а — встречное движение на уклоне дороги; 6 встречное движение при объезде препятствия.

Особые условия движения. Рассмотрим некоторые случаи.

На горных дорогах, где встречный разъезд затруднен, водитель грузового автомобиля (рис. 121, а), движущегося под уклон, должен уступить дорогу трактору, движущемуся на подъем. Так должны поступать все участники дорожного движения в подобных случаях.

При объезде препятствия транспорт, движущийся по свободной стороне, имеет право двигаться первым. Так, тракторист (рис. 121, б) должен пропустить автобус, движущийся по свободной стороне, и только после этого проехать.

Движение тракторов с прицепами и соединенными с ними машинам и-о рудиями, а также самоходных комбайнов по автомобильной дороге. При движении этих машин по дорогам, на которых нельзя совершать обгон другим транспортным средствам, водители тракторов или комбайнов должны прижать свои машины как можно ближе к правой стороне дороги, а если и при этом обгон невозможен, то съехать на обочину, остановиться, пропустить задержанные ими машины и только после этого продолжать движение.

Движение тракторов и самоходных машин по автомобильным дорогам колонной. При движении по автомобильным дорогам вне населенных пунктов транспортных средств, которые не могут развивать скорость более 50 км/ч, а также транспортных средств полной массой более 12 т они должны поддерживать между собой такую дистанцию, чтобы обгоняющие их транспортные средства могли без помех перестроиться на правую сторону дороги.

Проезд нерегулируемых перекрестков

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные начала закруглений проезжей части.

Нерегулируемый перекресток — такой, на котором отсутствует регулировщик или светофор. Желтый мигающий сигнал любого типа на перекрестке не делает его регулируемым.

На таких перекрестках водители сами должны определить очередность проезда, пользуясь следующими правилами.

На перекрестке равнозначных дорог водители трактора и автомобиля должны уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

При проезде неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по главной дороге.

Рис. 122. Схемы очередности проезда нерегулируемых перекрестков: а, б, в и г — варианты.

Главная дорога — дорога с покрытием по отношению к грунтовой дороге или дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1., 2.3.2, 2.3.3 и 5.1 по отношению к пересекаемой. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной с пересекаемой.

Так, например, в ситуации, показанной на рисунке 122, а, первым проезжает трактор, так как он находится справа от автобуса. В то же время водитель грузовика (рис. 122,- б), хотя и расположен справа от трактора, но так как находится на второстепенной дороге, уступает приоритет трактору, движущемуся по главной дороге.

При проезде четырехстороннего перекрестка (рис. 122, в) равнозначных дорог первым проезжает трактор, как не имеющий помехи справа, затем грузовой автомобиль и последней — конная повозка.

При проезде площадей и перекрестков с обозначенным центром (рис. 122, г) правило «помеха справа» остается в силе. Поэтому первым проходит трактор, не имеющий помехи справа, затем легковой автомобиль, выезжающий из левой улицы, и последним проезжает перекресток легковой автомобиль, первым въехавший на перекресток из правой улицы.

Проезд железнодорожных переездов

Железнодорожным переездом называется любое пересечение дороги с железнодорожными путями в одном уровне.

Железнодорожные переезды — особо опасные места на дорогах, и от водителей требуется строгое соблюдение правил и мер предосторожностей при следовании через железнодорожные пути.

Водители тракторов должны помнить, что при неправильном проезде через пути можно вызвать их повреждение или сдвиг рельсов, что в свою очередь может привести к аварии.

Запрещается пересекать пути железной дороги вне переездов, как бы эти пересечения не были оборудованы. На переездах со шлагбаумом водители обязаны точно и безоговорочно выполнять указания дежурного по переезду и сигналов переездного светофора.

Запрещается самовольно открывать шлагбаум или начинать движение через переезд при включенных сигналах светофора.

Если на переезде образовался затор транспортных средств (рис. 123, а), то въезжать запрещено, если и открыт шлагбаум.

Транспортные средства у железнодорожного переезда должны останавливаться в один ряд. Первая машина — на расстоянии 10 м от ближайшего рельса (рис. 123, б), или за 5 м до шлагбаума на охраняемом переезде.

Во избежание порчи железнодорожного пути, контактной сети или оборудования переезда нужно прицепные или навесные машины перевозить через переезды только в транспортном положении и не въезжать на переезд с опушенными рабочими органами (рис. 123, г), а также с громоздкими сельскохозяйственными машинами или грузами, имеющими высоту более 4,5 м или ширину более 5 м. Проезд таких машин возможен только с разрешения начальника дистанции пути железной дороги.

Рис. 123. Пересечение железнодорожных переездов: а— на переезде затор транспортных средств; б—остановка около неохраняемого переезда; в — двигатель трактора заглох на переезде; г — движение трактора с сеялкой через переезд.

Для обеспечения полной безопасности на железнодорожном переезде ближе 100 м перед ним запрещен обгон, а также стоянка.

Особая опасность возникает в случае вынужденной остановки трактора на переезде.

Если такая остановка произойдет, то тракторист обязан немедленно принять все меры к удалению трактора с переезда, а сопровождающего человека послать в сторону от переезда на 1000 м для подачи сигналов остановки поезда (рис. 123, в). Сам тракторист должен оставаться возле трактора и пытаться удалить его с переезда. Если двигатель не заводится, то надо включить декомпрессор и на I передаче, включив стартер или пусковой двигатель, удалить трактор либо, действуя пусковой рукояткой вручную, буксиром подъехавшего другого трактора или автомобиля попытаться его сдвинуть. Одновременно с этим тракторист должен подавать сигнал общей тревоги — один длинный и три коротких гудка. При появлении поезда надо бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки: круговым движением руки с лоскутом яркой материи — днем и факелом или фонарем — ночью.

Ответственность за неправильное использование транспортных средств и за нарушение правил дорожного движения

Все работы на тракторе могут выполняться только по распоряжению должностных лиц и должны быть оформлены соответствующими документами. Запрещается самовольно использовать трактор, особенно в корыстных целях, за что тракториста наказывают.

Самовольное использование в корыстных целях транспортных средств, машин либо механизмов, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям, влечет наложение административного взыскания в виде штрафа на граждан в размере до ста рублей и на должностных лиц — до двухсот рублей, а на водителей транспортных средств — в размере до ста рублей или лишение права управления транспортным средством на срок до одного года с возмещением имущественного ущерба.

Тракторист обязан неукоснительно выполнять все требования Правил дорожного движения, нарушение которых несет за собой ответственность.

Так, определены конкретные виды нарушений, за которые водитель может быть подвергнут соответствующему наказанию. К числу наиболее опасных нарушений относятся: превышение установленной скорости; неподчинение сигналам регулирования дорожного движения; несоблюдение требований дорожных знаков или разметки проезжей части дороги; нарушение правил перевозки людей, обгона, маневрирования, проезда перекрестков и пешеходных переходов, остановок общественного транспорта; нарушение правил пользования осветительными приборами или непредоставления беспрепятственного проезда транспортным средствам, пользующимся преимущественным правом проезда (транспортные средства, подающие специальные звуковые или проблесковые световые сигналы либо сопровождаемые патрульными автомобилями или мотоциклами Госавтоинспекции); передача управления лицам, не имеющим прав на управление транспортным средством.

За нарушение хотя бы одного из перечисленных правил водитель может получить предупреждение или быть подвергнут штрафу в размере от трех до десяти рублей. За подобное же неоднократное нарушение в течение года размер штрафа повышается до 50 руб.

К тем водителям, которые умышленно и неоднократно нарушают Правила, предусмотрены более жесткие административные санкции. Повышена ответственность за управление транспортным, средством в состоянии опьянения. Размер штрафа, взимаемого с таких нарушителей, увеличен до 100 руб. Уклонение от прохождения освидетельствования влечет за собой штраф до ста рублей или

лишение водителя прав на управление транспортным средством сроком до одного года.

Усилена ответственность должностных лиц, выпускающих на линию транспортные средства при наличии технических неисправностей (штраф до 50 руб.).

Водители за управление автомобилями, тракторами и иными самоходными машинами, трамваями и троллейбусами, а также мотоциклами и другими механическими транспортными средствами в состоянии опьянения, а также за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, подвергаются административному взысканию в виде штрафа в размере ста рублей или лишению права управления транспортным средством на срок от одного года до трех лет. Водители, имеющие право управления несколькими видами транспортных средств, за совершение этих перечисленных нарушений лишаются права управления всеми видами транспортных средств.

Управление транспортными средствами лицом, находящимся в состоянии опьянения, совершенное повторно в течение года, влечет уголовную ответственность и наказывается лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом в триста рублей с лишением водителя права управления транспортными средствами на срок от трех до пяти лет.

То же действие, совершенное лицом, ранее судимым за преступление, влечет уголовную ответственность и наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением водителя права управления транспортными средствами на срок до пяти лет.

Наказание за нарушения правил дорожного движения

На основании ст. 23.35. КоАП, гостехнадзор и его территориальные органы управомочены рассматривать дела лишь по одной статье Главы 12 КоАП – 12.37. (неприобретение полиса страхования ОСАГО или езда в непредусмотренный договором страхования период).

Дела по всем остальным статьям рассматриваются в общем порядке – то есть либо судьями, либо начальниками ГИБДД, их замами, начальниками ЦАФАП, их замами, либо же инспекторами ГИБДД, имеющими специальное звание (ч. 5 и ч. 6 ст. 23.3. КоАП).

Вот за какие нарушения водителя трактора или иной самоходной техники вполне могут привлечь к ответственности:

Управление незарегистрированным в Гостехнадзоре тракторомОтветственность предусмотрена в виде штрафа от 500 до 800 рублей на основании ч. 1 ст. 12.1. КоАП
Отсутствие у тракториста-машиниста водительских прав соответствующей категорииВ случае, если тракторист забыл права “дома”, наказание будет наложено в форме предупреждения или штрафного взыскания 500 рублей (ч. 2 ст. 12.3. КоАП). Точно такие же санкции ждут и тех, кто не возьмет с собой в дорогу полис “автогражданки”
Эксплуатация трактора, если прав нет вообщеНаказание – штраф от 5000 до 15000 согласно ч. 1 ст. 12.7. КоАП. Если тракторист будет ехать по дорогам, будучи лишенным прав, санкции будут жестче – или штраф 30000, или арест до 15 календарных дней, или обязательный труд от 100 до 200 часов
Превышение скоростиСанкции регламентируются ст. 12.9. КоАП и зависят от того, на какую величину водитель трактора превысил скорость от максимально разрешенной ему. Максимальное наказание по данной статье – лишение прав на срок 1 год
Движение на самоходной машине по автомагистралиСанкции не столь жесткие – штраф 1000 рублей на основании ч. 1 ст. 12.11. КоАП
Проезд на тракторе на красный сигнал светофораШтраф 1000 рублей. Оплатить со скидкой можно, если сделать это в течение первых 20 дней с даты вынесения постановления
Невыполнение водителем трактора требований п. 11.6. ПравилЕсли водитель трактора или иной самоходной техники будет двигаться со скоростью 30 км/ч или менее вне населенного пункта, при этом перевозить опасный или крупногабаритный груз, ему необходимо будет принять как можно правее, либо же остановиться и пропустить сзади едущие ТС. За невыполнение этого требования накладывается штраф от 1000 до 1500 рублей в соответствии с ч. 1.1. ст. 12.15. КоАП
Движение под знак 3.6.Ответственность минимальная – предупреждение или штрафное взыскание 500 рублей согласно ч. 1 ст. 12.16. КоАП
Нарушение любого пункта Раздела 23 ПравилПри перевозке грузов на самодвижущихся машинах должны соблюдаться требования этого Раздела, в противном случае водителя ждет предупреждение или наложение взыскания 500 рублей на основании ч. 1 ст. 12.21. КоАП. При нарушении порядка транспортировки крупногабаритных или опасных грузов применяются специальные нормы КоАП – ст. 12.21.1. и ст. 12.21.2.

Итак, водители самоходных машин, зарегистрированных в установленном порядке, должны также следовать всем Правилам, как и остальные автомобилисты.

Существуют определенные требования к самоходным машинам – например, при перевозке ими грузов. Также есть специальные знаки, действующие только на такую технику.

Что является препятствием на дороге по ПДД? Найдите ответ в статье: препятствие по ПДД. Про трамвайные пути в ПДД читайте здесь.

Когда можно включать противотуманные фары по ПДД, узнайте из этой информации.

Можно ли ездить на самодельном тракторе?

Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно определить, о каких именно работах идет речь. Если владелец трактора просто вносит определенные изменения в конструкцию сельхозмашины – меняет двигатель, трансмиссию или ходовую часть, то для этого человек должен обратиться в соответствующие органы ГИБДД и написать там заявление. После этого ответственные сотрудники направят его в организацию, которая выдает специальное заключение, подтверждающее право человека вносить изменения в конструкцию трактора.

Если речь идет о самостоятельном изготовлении трактора «с нуля», то для права на эксплуатацию этого транспортного средства его потребуется зарегистрировать.

Для этого нужно:

  1. Разработать Технические условия на самостоятельную сборку самоделки;
  2. После этого нужно обратиться в Орган сертификации и получить направление на посещение Испытательной лаборатории для проведений тестирования самоделки;
  3. Далее человек получает Сертификат соответствия. После этого он может обратиться в орган Гостехнадзора, где потребуется написать заявление на внесение самоделки в единый Государственный реестр транспортных средств.


После получения справки о внесении самодельного трактора в реестр его изготовитель может начать эксплуатацию сельхозмашины на дорогах общественного пользования. Для этого ему потребуются тракторные права и удостоверение о присвоении регистрационного номера для предъявления сотрудникам ГИБДД.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]