Органы управления и приборы
Рис. 3а.
1 — рукоятка останова и аварийного останова дизеля. При вытягивании рукоятки на себя прекращается подача топлива в цилиндры и дизель глохнет. При отпускании рукоятка под воздействием пружины возвращается в исходное положение.
2 — рукоятка управления краном отопителя кабины (если установлена).
3 — рукоятка управления блокировкой дифференциала (для тракторов с корпусом ГУР); имеет три положения:
- I «блокировка выключена»,
- II «автоматическое блокирование»,
- III «принудительное блокирование».
4 — маховичок управления шторкой водяного радиатора. При вращении маховичка по часовой стрелке шторка поднимается, при вращении против часовой стрелки — опускается. При опускании шторки температурный режим дизеля понижается.
5 — педаль включения блокировки дифференциала заднего моста. При нажатии на педаль до упора блокировка включается, при снятии ноги с педали — выключается.
6 — переключатель средств облегчения пуска (ЭФП).
7 — переключатель стеклоомывателя.
8 — переключатель света. Имеет два положения: I — включена подсветка приборов, габаритные огни; II — дополнительно к положению I включены дорожные фары.
9 — выключатель аварийной сигнализации.
17 — переключатель указателей поворотов, ближнего и дальнего света, звукового сигнала.
19 — радиоприемник (по заказу).
20 — крышка механизма регулировки положения рулевого колеса по высоте. Для изменения высоты снимите крышку, отверните на 3-5 оборотов гайку-барашек и установите требуемую высоту положения рулевого колеса.
21 — выключатель стеклоочистителя переднего стекла.
22 — выключатель вентилятора отопителя кабины.
23 — выключатель задних рабочих фар.
24 — выключатель передних рабочих фар.
24а — выключатель знака «Автопоезд».
25 — плафон кабины с выключателем.
26 — воздухораспределитель системы вентиляции и отопления кабины.
Рис. 3б.
Важно! Прежде чем приступить к работе на тракторе, изучите назначение органов управления, приборов и их функции.
27, 28, 29 — рычаги управления распределителем гидросистемы: 27 — левыми боковыми выводами; 28 — правыми боковыми выводами; 29 — задними выводами. Если трактор не имеет силового регулятора, то рычаг 29 управляет цилиндром навесного устройства, а рычаг 27 — левыми боковыми и сдублированными с ним задними выводами.
Схема подключения выводов гидросистемы приведена в инструкционной табличке в кабине трактора (см. рис. 4.1). Каждый рычаг имеет 4 положения «плавающее», «принудительное опускание», «нейтраль», «подъем». В положении «принудительное опускание» при работающем двигателе рычаг следует удерживать рукой.
Рис. 4.1.
30 — пульт управления тахоспидометром (см. рис. 9.2).
31 — выключатель стартера и при боров. Имеет три положения (от нейтрали):
- I — питание приборов;
- II — включение стартера;
- положение против часовой стрелки от нейтрали — включен радиоприемник.
32 — рычаг включения понижающего редуктора. Имеет два положения: переднее — «Редуктор включен» (замедленное движение трактора) и заднее — «Редуктор выключен» (ускоренное движение трактора).
В тракторе с синхронизированным понижающим редуктором рычаг 32 управления имеет два положения: заднее — «Редуктор включен» (замедленное движение трактора) и переднее — «Редуктор выключен» (ускоренное движение трактора).
В тракторе с синхронизированным реверс-редуктором рычаг управления 32а (рис. 4.1.1) (в отличие от рычага 32 изогнут влево по ходу трактора) имеет два положения: заднее — «Реверс включен» и переднее — «Реверс выключен» (передний ход).
Рис. 4.1.1.
33 — соединительная планка тормозных педалей для одновременного торможения правым и левым тормозами.
34 — педаль управления подачей топлива.
35, 36 — педали тормозов. При нажатии ногой на педали трактор затормаживается; одновременно от педали 35 срабатывает тормозной кран пневмопривода тормозов прицепа. 37 — рукоятка фиксации наклона рулевой колонки.
38— педаль управления муфтой сцепления.
39 — рычаг переключения передач. При перемещении рычага вперед в крайнем левом положении включается II-й (повышенный) диапазон передач, назад — 1-й (пониженный). Переключение передач производится в соответствии со схемой (рис. 4.2.).
Рис. 4.2.
40 — рычаг управления механизмом фиксации навесного устройства. Крайнее левое положение рычага — «навеска зафиксирована», крайнее правое — «фиксация снята». Предварительно необходимо поднять навеску в верхнее положение.
41 — рычаг управления раздаточной коробкой привода ПВМ. Среднее положение рычага— «ПВМ включается автоматически», нижнее (от себя) — «ПВМ выключен», верхнее (на себя) — «ПВМ включен принудительно».
42 — рычаг управления стояночным тормозом.
43 — фиксатор рукоятки управления силовым регулятором.
44 — рукоятка управления подачей топлива. Крайнее переднее положение — максимальная подача топлива, крайнее заднее — минимальная подача, соответствующая минимальным оборотам холостого хода.
45 — рукоятка управления силовым регулятором. Крайнее заднее положение рукоятки — «подъем орудия» (при подъеме рукоятку удерживать рукой); после отпускания рукоятки она перемещается вперед и фиксируется в положении «транспортная нейтраль». Промежуточное положение вперед от положения «транспортная нейтраль» — «зона регулирования». Крайнее переднее положение рукоятки — «принудительное опускание» (рукоятку удерживать рукой). После отпускания рукоятки она возвращается назад и фиксируется на переднем крае зоны регулирования.
46 — рычаг управления задним ВОМ.
Имеет два положения: переднее — «ВОМ выключен», заднее — «ВОМ включен».
47 — выключатель «массы» аккумуляторных батарей.
48 — фиксатор наклона спинки сиденья.
49 — болт крепления ремня безопасности
Устройство коробки передач МТЗ-80 и МТЗ-82
КПП МТЗ-80/82 представляет собой чугунный картер, в котором расположено 4 вала, на которые надеты шестерёнки. Главными валами являются первичный и вторичный, которые расположены один над другим. При формировании крутящего момента им помогают два других вала — промежуточный и дополнительный.
Все валы КПП опираются на подшипники, расположенные в стенках корпуса коробки, а также в центральной перегородке.
Сам картер КПП заполнен трансмиссионным маслом, которое обеспечивает смазку трущихся поверхностей. Для того, чтобы масло ни покидало картер коробки, на оконечностях валов присутствуют сальники.
Фото КПП МТЗ-80/82
Конструкция реверс-редуктора МТЗ-80 и МТЗ-82
Между корпусом сцепления и КПП располагается реверс-редуктор. Этот узел отвечает за быстрое изменение направления движения с переднего на задний.
Реверс-редуктор состоит из двух узлов: блока валов и шестеренок, а также узла управления редуктором. Чертёж реверс-редуктора можно увидеть на рисунке ниже:
Цифрами на рисунке обозначены:
- крышка реверс-редуктора;
- синхронизатор;
- рычажок;
- валик с вилкой;
- шарик фиксатора;
- стакан;
- втулка;
- первичный вал КП;
- ведомая шестерня;
- коробка передач;
- гнездо переднее;
- корпус сцепления;
- промежуточная шестерня;
- ось сателлита;
- штифт;
- сателлит;
- шарикоподшипник;
- силовой вал;
- ведущая шестерня;
- крышка;
- механизм параллелограмма;
- рычаг управления реверс-редуктором.
Популярные модификации агрегата
Как и в случае с множеством популярных тракторов, МТЗ-80 получил несколько модификаций, которые предназначались для тех, или иных работ. К наиболее известным из них относится:
- МТЗ-80.1 – увеличенная кабина и улучшенный задний привод сделали этот трактор популярным среди владельцев угодий, расположенных на склонах. Эта модель обладала надежными запчастями, модернизированной коробкой передач. Она позволяла эксплуатировать трактор без какой-либо подготовки к работе;
- МТЗ-80Л – трактор, предназначенный для лесных работ. Его использовали, в основном, для борьбы с пожарами и восстановления леса. Этот агрегат оснащался дизельным мотором, мощностью 60 л. с. Среди минусов выделяется необходимость частого ремонта ходовой части.
Каждый из этих представителей пользуется популярностью и до сих пор, ведь, при невысокой стоимости, эти машины обладают высокой надежностью и отличными эксплуатационными качествами.
Первичный вал
Первичный вал является одной из самых важных деталей КПП. Именно на него, через сцепление попадает крутящий момент из двигателя в КПП. Одна сторона первичного вала взаимодействует с корзиной сцепления. Другая сторона передаёт крутящий момент муфте вторичного вала.
Первичный вал в коробке опирается на два подшипника и на нём надеты шестерни, которые отвечают за включение 3-й, 4-й, а также 5-й скоростей трактора.
Ещё одной важной функцией первичного вала является передача вращения ходоуменьшителю. С ним он связан посредством зубчатой передачи.
Порядок работы КПП МТЗ-80 и МТЗ-82
На рисунке выше показана схема коробки передач МТЗ-80/82. Она потребуется для понимания порядка работы КПП.
Крутящий момент от двигателя, через сцепление, передаётся к первичному валу, который обозначен цифрой 1. На валу находятся две шестерни (цифры 3 и 4). Эти шестерни могут передвигаться вдоль вала, именно они отвечают за 5, 4, 7, 8 скорости. Порядок включения этих скоростей можно также увидеть на рисунке.
Кроме этого, шестерня 4 при зацеплении с шестерней 5, включает 9 передачу.
Промежуточный вал, обозначенный цифрой 14, отвечает за передачу крутящего момента к вторичному валу КПП, обозначенному цифрой 7.
Подвижные шестерни у этого вала обозначены цифрой 18. Именно блок этих шестерёнок, при передвижении по валу вперёд, отвечает за 1, 3, 4, 5, а также за 1 заднюю скорости. Если же этот блок передвигается назад, то он отвечает за включение 2, 6, 7, 8 и 2 задней передач.
Дополнительный вал, обозначенный цифрой 27, участвует в формировании крутящего момента 1 и 2 передачи вперёд, а также обоих скоростей заднего хода.
Вторичный вал (цифра 7) передает крутящий момент непосредственно на ведущие колёса. Все передачи идут через промежуточный или дополнительный валы и только в прямой 9-й скорости участвуют 2 вала: первичный (1) и вторичный (7).
Устройство навесного инвентаря
Трактор оснащен трехточечной конструкцией задней навески, изготовленной по классической схеме. Устройство состоит из 1 центральной, двух продольных тяг, раскосов и силового цилиндра, поднимающего и опускающего навесное оборудование.
Для управления инвентарем машина оборудуется раздельно-агрегатным гидравлическим устройством, которое состоит из таких деталей:
- Масляного насоса шестеренчатого типа;
- Привода от мотора;
- Гидрораспределителя с тремя секциями;
- 2 или 3 цилиндров.
МТЗ-80 эксплуатируется с разным навесным оборудованием. Для работы можно использовать:
- Кун;
- Картофелекопалку;
- Плуг;
- Борону;
- Окучник;
- Косарку;
- Лопату для уборки снега и многое другое.
При необходимости трактор можно оснащать прицепом. Конструкция машины позволяет подключать генератор.
Технические характеристики
Технические характеристики трактора МТЗ-82:
Характеристики | Ед. измерения | Показатели |
Тяговой класс | — | 1,4 |
Размеры (ДхШхВ) | мм | 3930х1970х2740* |
Клиренс (минимальный) | мм | 470 |
Двигатель | тип | дизель, 4-цилиндра., радн., |
Рабочий объем | л | 4,75 |
Мощность | л.с. | 80 |
Система пуска | тип | Стартер(82), Пускач(82Л) |
Коробка передач | тип | механическая |
Кол-во передач | шт. | 18-вперед, 4-назад |
Привод | тип | полный |
Скорость (мин/макс) | км/ч | 1,3/34,3 |
Вес | кг | 3770 |
Расход топлива | гкВт/ч | 230 |
*- По высоте указано значение трактора с малой кабиной.
Как управлять трактором?
К управлению трактом допускаются лица, прошедшие курс подготовки по направлению «Основы управления и безопасность движения тракторов».
Прежде, чем перейти к управлению трактором, проводят ряд подготовительных работ:
- Проверяют исправность тракторных узлов;
- Измеряют давление в шинах;
- При наличии навесного оборудования на тракторе, визуально осматривают прицепную скобу;
- Снимают кожух с силовой установки трактора, чтобы убедиться в надлежащем состоянии аккумулятора, охладительной системы и радиатора;
- Одевают комфортную одежду и обувь, избегая распущенных волос и украшений;
- Подгоняют настройки водительского сиденья под рост и вес оператора. Опираясь спиной на сиденье, руки должны получить свободный доступ к органам управления трактора, а ноги – к педалям.
Процесс управления трактором происходит таким образом:
- Заводят двигатель и начинают трогаться – первую попытку перемещения начинают на прогретом моторе. Для этого уменьшают топливоподачу, выключают ручку сцепления, выбирают рабочую передачу, повышают топливный расход и переводят педаль сцепления во включенный режим;
- Когда трактор поехал, начинают разгонять его до нужной скорости – сбавляют подачу топлива, выключают сцепление, выставляют нужный режим на КПП, плавно включив сцепление;
- Чтобы выполнить разворот в конце разгона и вытянуть из земли плуг, акселератор ставят на минимальную подачу;
- Управление трактором при совершении первого гона – закладки 1-й борозды начинают с задания прямолинейной траектории движения. На равнинных участках для этого применяют 1-у вешку и визир, встроенный в трактор, для полей со сложной геометрией потребуется несколько вех, которыми разграничивают все поле. На современных тракторах данный момент управления решается быстрее – с помощью ГИС-технологий;
- При выполнении основного цикла работ трактористу необходимо постоянно «лавировать» между передачами – т.е. выбирать оптимальный ритм работы к конкретной агротехнической задаче и особенностям возделываемого участка. Так, для перемещения вверх по склону и на глинистых, суглинистых, щебнистых и тяжелых черноземах используют низкие передачи, а в обратном случае – высокие передачи;
- Разворот и поворот на поле недопустимо совершать с работающими адаптерами и на большой скорости. Чтобы развернуть трактор на колесных движителях, уменьшают скорость до 5 км/ч и задействуют торможение на колесо, на которое оказывается в центре поворотной окружности. Поворот гусеничного трактора делают лишь в крайних случаях;
- Управление трактором при спуске по склону – чрезвычайно опасный маневр, в ходе которого нагрузка с передних смещается на задние колеса. Чтобы выполнить его без риска аварии, сбавляют подачу дизеля, выбирают низкую передачу и периодически тормозят мотором;
- Чтобы ездить на тракторе с навесными адаптерами от ВОМа без ущерба для силовой установки и с безопасностью для себя, нужно не забывать выключать отборщик мощности при разворотах и переводить их в транспортировочный режим – при ходе на возвышение. При переезде между угодьями, желательно разобщать хвостовик ВОМа от карданной передачи.
Данные требования касаются как заводских моделей, так и самодельных тракторов из «Нивы» или «Оки».
Конструкция мотора трактора
Двигатель машины относится к классу 4-цилиндровых четырехтактных моторов с водяной системой охлаждения трактора. Он создавался специально для линейки этих тракторов на том же Минском тракторном заводе. Эксплуатационный объем мотора составляет примерно 4,75 л. Благодаря качественному электрооборудованию и полураздельной камере сгорания, номинальная мощность двигателя составляет 80 л. с., а крутящий момент – 2200 об/мин. Вес дизельного мотора составляет 428 кг. Некоторые модели тракторов дополнительно комплектуются предпусковым подогревателем ПЖБ-200Б.
Для запуска машины в ее комплектацию входит электрический стартер и пусковой карбюраторный мотор. Также в конструкцию входит устройство блокировки запуска, который нужно использовать для удерживания трактора на месте при заведенном моторе.
Чтобы продлить сроки эксплуатации двигателя, производитель рекомендует выполнять его осмотр и обслуживание каждые 240 моточасов. Изготовитель не советует использовать печку без необходимости, так как это отрицательно влияет на стабильность крутящего момента двигателя.
Кабина и интерьер агрегата
Трактор Беларусь МТЗ-80 оборудован просторной кабиной. Она крепится к силовой раме посредством резиновых амортизаторов, которые эффективно подавляют шум от работающей трансмиссии и мотора трактора. Удобное водительское сиденье можно регулировать по высоте.
Внутренние поверхности кабины агрегата МТЗ-80 отделаны термо- и шумопоглощающим материалом. На полу находятся резиновые коврики, предотвращающие соскальзывание ног водителя с педалей. Интерьер кабины трактора наглядно продемонстрируют фото.