Методическое пособие «Методика обучения вождению тракторов»

Начинать движение можно только после прогрева двигателя и проверки его работы. Перед тем как ехать, убедитесь в отсутствии препятствий перед трактором и предупредите стоящих рядом людей.

Чтобы тронуться с места, выполните следующие операции:

  • выжмите до конца педаль сцепления
  • плавно включите необходимую передачу
  • плавно отпустите педаль сцепления и начинайте движение.

В случае, если требуемая передача не включается с первого раза — переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение, выжмите пару раз педаль сцепления и включите необходимую передачу.

При управлении трактором — отпускайте педаль сцепления плавно.

Не допускайте движение с места рывками, т.к. это возможно приведет к поломке механизма силовой передачи и к преждевременному износу накладок муфты сцепления.

Управление трактором требует предельного внимания. В движении необходимо следить за окружающим пространством и при необходимости подавать предупреждающие сигналы.

Как управлять трактором?

К управлению трактом допускаются лица, прошедшие курс подготовки по направлению «Основы управления и безопасность движения тракторов».

Прежде, чем перейти к управлению трактором, проводят ряд подготовительных работ:

  • Проверяют исправность тракторных узлов;
  • Измеряют давление в шинах;
  • При наличии навесного оборудования на тракторе, визуально осматривают прицепную скобу;
  • Снимают кожух с силовой установки трактора, чтобы убедиться в надлежащем состоянии аккумулятора, охладительной системы и радиатора;
  • Одевают комфортную одежду и обувь, избегая распущенных волос и украшений;
  • Подгоняют настройки водительского сиденья под рост и вес оператора. Опираясь спиной на сиденье, руки должны получить свободный доступ к органам управления трактора, а ноги – к педалям.

Процесс управления трактором происходит таким образом:

  • Заводят двигатель и начинают трогаться – первую попытку перемещения начинают на прогретом моторе. Для этого уменьшают топливоподачу, выключают ручку сцепления, выбирают рабочую передачу, повышают топливный расход и переводят педаль сцепления во включенный режим;
  • Когда трактор поехал, начинают разгонять его до нужной скорости – сбавляют подачу топлива, выключают сцепление, выставляют нужный режим на КПП, плавно включив сцепление;
  • Чтобы выполнить разворот в конце разгона и вытянуть из земли плуг, акселератор ставят на минимальную подачу;
  • Управление трактором при совершении первого гона – закладки 1-й борозды начинают с задания прямолинейной траектории движения. На равнинных участках для этого применяют 1-у вешку и визир, встроенный в трактор, для полей со сложной геометрией потребуется несколько вех, которыми разграничивают все поле. На современных тракторах данный момент управления решается быстрее – с помощью ГИС-технологий;
  • При выполнении основного цикла работ трактористу необходимо постоянно «лавировать» между передачами – т.е. выбирать оптимальный ритм работы к конкретной агротехнической задаче и особенностям возделываемого участка. Так, для перемещения вверх по склону и на глинистых, суглинистых, щебнистых и тяжелых черноземах используют низкие передачи, а в обратном случае – высокие передачи;
  • Разворот и поворот на поле недопустимо совершать с работающими адаптерами и на большой скорости. Чтобы развернуть трактор на колесных движителях, уменьшают скорость до 5 км/ч и задействуют торможение на колесо, на которое оказывается в центре поворотной окружности. Поворот гусеничного трактора делают лишь в крайних случаях;
  • Управление трактором при спуске по склону – чрезвычайно опасный маневр, в ходе которого нагрузка с передних смещается на задние колеса. Чтобы выполнить его без риска аварии, сбавляют подачу дизеля, выбирают низкую передачу и периодически тормозят мотором;
  • Чтобы ездить на тракторе с навесными адаптерами от ВОМа без ущерба для силовой установки и с безопасностью для себя, нужно не забывать выключать отборщик мощности при разворотах и переводить их в транспортировочный режим – при ходе на возвышение. При переезде между угодьями, желательно разобщать хвостовик ВОМа от карданной передачи.

Данные требования касаются как заводских моделей, так и самодельных тракторов из «Нивы» или «Оки».

Движение на тракторе в темное время суток и днем при плохой видимости

При движении трактора в темное время суток и днем при плохой видимости по неосвещенным дорогам водитель использует свет фар своего транспортного средства. Однако в любом случае при фарах видимость хуже, чем при дневном свете. Это требует от водителя большего внимания и напряжения.

Особую опасность представляет ослепленность водителя светом фар встречного транспорта. Для уменьшения ослепления встречные водители должны переключать дальний свет фар на ближний. Включать вновь дальний свет можно только после разъезда встречных машин. Недопустим разъезд транспортных средств в темноте, так как при внезапном выключении фар водитель теряет видимость.

Опыт показывает, что движение на тракторе в ночное время быстрее утомляет водителя и число дорожно-транспортных происшествий увеличивается. Поэтому при первых признаках утомления и сонливости водителю надо прекратить движение.

Как завести трактор?

Правильный запуск – залог успешного функционирования любого агрегата. Рассмотрим его на примере известного «Белоруса» — МТЗ-320.

Прежде, чем заводить трактор, проводят комплекс подготовительных работ (заправку бензобака, открытие топливного крана, его подкачку, проверку уровня смазки и охладителя).

Пускают мотор в такой последовательности:

  1. Снимают трактор с ручника;
  2. Ручку КПП переводят на «нейтралку»;
  3. Тумблер ручного газа ставят на макс. отметку;
  4. Нажимают на кнопку массы;
  5. Выжимают сцепление;
  6. Ручку КПП смещают влево до упора, удерживая так до момента включения мотора;
  7. Стартерный тумблер ставят на I режим, и плавно переводят его на II так, чтобы в сумме его работа составила 10 с;
  8. Снимают ногу со сцепления и ослабляют тумблер КПП;
  9. Дают проработать мотору в течение 5 мин и трогаются с места, продолжив управление трактором. Если же он так и не завелся, к повторной процедуре запуска приступают не ранее чем через 2 мин.

Как завести трактор с пускача?


Т.н. «пускач» — это автономный пусковой мотор, которым оснащено большинство советских тракторов.

Для его старта нужно:

  • Открыть топливный кран;
  • Принудительно подкачать бензин или дизель в карбюраторный блок;
  • Полностью закрыть аэрозаслонку;
  • Посредством декомпрессионного крана направить топливо в цилиндры;
  • Закрыть бензокран;
  • В паз на маховике пускача затянуть пусковой шнур и обмотать им маховик в направлении по ходу часовой стрелки (по отношению к маховику;
  • Другой конец троса крепко взять в руки, не допуская наматывания, которое чревато травмами;
  • Дернуть шнур на себя, за чем должен последовать гул пускового двигателя. Если этого не случилось, процедуру повторяют несколько раз. Нередко для этого нужно предварительно удалить из кривошипной камеры топливные остатки и продуть ее;
  • Если пуск произошел, дают пускателю несколько минут на прогрев, после чего переходят к старту основной силовой установки.

Запуск главного мотора начинается с:

  1. Перевода фрикционной муфты в нерабочее состояние;
  2. Перемещения рычага муфты сцепления от себя в крайнюю левую или правую отметку. Это исключит пробуксовки и неисправности;
  3. При появлении первых проворотов коленвала на цилиндры подают топливо. При их отсутствии – шестерню стартера соединяют с венцом маховика;
  4. Когда главный мотора начал работу, пускач выключают – кнопкой инактивируют магнето, перекрывают кран подачи топлива;
  5. Несколько минут прогревают на малых оборотах, после чего трогаются и переходят к управлению трактором.

Исчерпывающая информация на этот счет содержится в видео.

Движение трактора в городских условиях

В городах, как известно, большая концентрация транспортных средств и интенсивное движение пешеходов. Все это требует от водителя повышенного внимания и строжайшего соблюдения Правил дорожного движения.

При многорядном движении необходимо строго соблюдать правила сигнализации и перестроения в рядах. Пересечение путей транспортных потоков и пешеходов требует определенного чередования движения. Регулирование на перекрестках снижает опасность движения. Однако здесь водитель должен внимательно следить за сигналами.

Проезжая через пешеходные переходы и в местах, где можно ожидать внезапного появления пешеходов на проезжей части, водители должны быть особенно внимательны к действиям пешеходов.

Сервисное обслуживание механизма

В процессе эксплуатации гусеничного трактора возможны следующие неисправности, требующие немедленного устранения:

  • увеличенный по сравнению с допуском завода-изготовителя свободный ход рукояток рычагов, с помощью которых обеспечивается управление муфтами поворота;
  • невозможность обеспечить полное затормаживание барабана поворотных муфт, несмотря на максимальное перемещение рычагов в положение «на себя»;
  • превышение нормированного значения свободного хода педалей торможения, несоответствие допускам, установленных производителем.

Рулевое управление гусеничного трактора обеспечивает четкую работу при своевременном выполнении регламентных работ, предусматривающих:

  • смазку трущихся деталей;
  • проверку регулировки тормозного привода для управления клапанами снижения давления коробки передач и гидравлическими распределителями;
  • проверку затяжки резьбовых соединений;
  • выполнение очистки масленки и прессование специальной смазки в наконечники тяг, а также втулки рычагов рулевой системы через установленный интервал работы.

Регулировочные работы с механизмом управления планируются при разборке трактора и при установке новых деталей. Чтобы отрегулировать тормозной привод педаль фиксируется в верхнем положении до контакта резинового упора с поликом кабины. Изменяя длину тяги, рычаг устанавливается в вертикальное положение. На следующем этапе выполняется регулировка тяг, чтобы звенья находились в прямой плоскости. Ленты, предназначенные для торможения, при этом должны быть не под нагрузкой.

Согласно допуску производителя между рычагами и установленным поводком должен обеспечиваться зазор до 1 мм. Для выполнения регулировочных работ с гидравлическими распределителями рычаги переключают в положение, соответствующее первой скорости. Благодаря возможности изменения длины тяг осуществляется монтаж рычагов, соединенных с наконечниками в горизонтальном положении.

С целью осуществления регулировки клапанов, отвечающих за плавное падение давления, демонтируются тяги и возвратные пружинные элементы. Руль выставляется во второе фиксируемое положение и благодаря вращению регулировочной муфты вводятся в соприкосновение тяги, а также совмещается площадка и пальцы управляющих рычагов. После возврата руля в первоначальное положение тяги и возвратные пружины монтируются на свое первоначальное место.

Особенности управления трактором

Для управления гусеничными транспортными средствами используются рулевые механизмы разного типа:

  • с фрикционными муфтами, состоящими из множества дисков;
  • с планетарными шестеренками;
  • с двумя идентичными коробками выбора передач;
  • с дифференциальными системами (в новых моделях машин не устанавливаются).

Фрикционные муфты

Система рулевого механизма с фрикционами, состоящих из набора дисков, характеризуется несложным устройством и монтируется между центральной (1) и конечной (2) передачей. В составе включает 2 дисковые муфты фрикционного типа (фрикционы), обозначенные на схеме Ф1 и Ф2, и пару остановочных тормозов (на схеме Т1 и Т2). В результате для изменения траектории движения или разворота гусеничного трактора задействуется четыре элемента: 2 – фрикциона и 2 – тормоза.

Если многотонная машина движется в прямолинейном направлении, фрикционы находятся во включенном состоянии, а тормоза не задействованы. По этой схеме вращающий момент транспортируется от главной передачи через фрикционные диски и шестеренки конечной передачи на ведущие элементы левого/правого борта. Благодаря жесткой кинематике между гусеницами, транспортному средству гарантируется прямолинейное движение.

Для изменения направления траектории машины и выполнения маневрирования с меняющимся радиусом, например, вправо, отключается фрикцион с правой стороны. Уменьшается прикладываемая мощность и соответственно снижается скорость перемещения гусеницы, поэтому по законам физики трактор делает правый поворот. При работе всухую муфты не отличаются долговечностью. Фрикционы, работающие в масле, более надежные в эксплуатации и характеризуются увеличенным ресурсом.

Для разграничения включения поджимных фрикционов на бортах, предусмотрен замковый механизм, изготовленный в виде трех шариков, помещенных в специальном отверстии поводка таким образом, чтобы попадать между углублениями, проделанными на рычагах. Когда руль поворачивается, поводок оказывает воздействие на рычаг для совместного перемещения. Шарики выдавливаются неподвижной тягой и фиксируют (стопорят) поводок с перемещаемым рычагом.

Планетарный механизм

Планетарная система управления на две ступени конструктивно включает пару:

  • планетарных шестеренчатых рядов, смонтированных между главной (1) и конечной передачей (6);
  • тормозов для остановки (Т1 и Т2);
  • тормозов для поворота (ТП1 и ТП2);
  • блокирующих муфт (фрикционов Ф1 и Ф2).

Также в состав системы рулевого управления входит водило (2), эпициклическая и солнечная шестеренка (3,5 соответственно), саттелит (4) и ведущее колесо (7).

Для перемещения транспортного средства по прямой траектории на повышенной скорости, с правой/левой стороны включаются фрикционные муфты, блокирующие планетарные шестерни. Благодаря равным передаточным числам гусеницы трактора перемещается с равной скоростью. Для перемещения на пониженной скорости активируются поворотные тормозные устройства, блокирующие планетарные ряды. В результате увеличивается крутящий момент, а скорость движения снижается.

С целью поворота с изменяемым радиусом выполняется отключение фрикциона, чем обеспечивается разрыв потока мощности, подаваемого на гусеницу. Для изменения направления с постоянным радиусом, после блокировки фрикциона дополнительно активируется остановочный тормоз. В результате трактор начинает поворачиваться вокруг заторможенной гусеницы.

Механизм управления с коробками передач

Данный механизм включает бортовые (левые/правые) коробки для переключения передач (КП1,2) и тормозные устройства (Т1 и Т2). Для переключения скоростей используются фрикционы. Система обеспечивает поворот транспортного средства с переменным радиусом, для чего деактивируется фрикцион в одной передаточной коробке. Это приводит к разъединению силового потока, прикладываемого к гусенице, и трактор осуществляет маневр. Для маневрирования с постоянным радиусом после деактивации фрикциона задействуется механизм остановочного тормоза.

Также предоставляется возможность выполнить поворот машины с несколькими постоянными радиусами. Для выполнения такого маневра одновременно включаются разные скорости на левой и правой коробке передач. Машина выполняет поворот с постоянным ускорением, а также на меньшей или на увеличенной скорости. Если конструкцией коробок передач предусматривается полный реверс, то трактор получает возможность развернуться на месте. Для выполнения такого маневра гусеницы должны вращаться в разные стороны, при этом должна обеспечиваться равная скорость.

Движение в тумане, при дожде и снегопаде

Во время осадков движение затруднено из-за ухудшения видимости, обзорности и ухудшения сцепления с дорогой.

Для улучшения видимости при тумане, сильном дожде или снегопаде в светлое время суток водитель обязан включить фары не только при движении, но и во время стоянки. В густом тумане, когда видимость меньше 20 м, водители движущихся транспортных средств обязаны подавать звуковой сигнал даже и в тех местах, где обычно запрещена подача звукового сигнала.

При движении по скользкой дороге увеличивается тормозной путь и могут быть пробуксовка на подъеме и занос при торможении или резком ускорении. На таких дорогах необходимо уменьшать скорость и не допускать резкого торможения или ускорения движения. Тормозить следует, не разъединяя двигатель с трансмиссией.

При заносе следует ослабить или прекратить торможение и выправить положение транспортного средства поворотом передних колес в сторону заноса.

По размокшим грунтовым дорогам двигаться нужно с очень ограниченной скоростью. Падающий снег прикрывает дорогу ровным слоем и может сделать неразличимыми границы проезжей части. При этом водитель может потерять ориентировку и съехать с полотна дороги, опрокинуть транспортное средство.

Проезд через водные переправы и мосты

Водные переправы при отсутствии стационарных мостов трудны и опасны для движения транспортных средств. Мосты же (особенно в сельской местности) имеют ограниченную грузоподъемность.

При переправе на пароме от водителя также требуется осторожность. При отсутствии мостов или парома для переправы в брод должно быть найдено место с твердым дном и глубиной, не превышающей возможность погружения данного транспортного средства, Берега должны быть удобными для въезда и выезда из воды. Пересекать реку следует не под прямым углом к течению.

При переправах низко расположенные открытые отверстия в картерах двигателя или механизмов трансмиссии необходимо закрыть пробками, аккумуляторы предохранить от попадания в них воды, вентиляторный ремень следует снять.

Особые меры предосторожности необходимо принять при переправе по льду. Переправляться можно только тогда, когда толщина льда достаточна для этого. Во время переправы в кабине трактора или автомобиля должен быть только водитель, а двери кабины открыты. По льду скорость движения не больше 10… 12 км/ч. Если лед начинает прогибаться и дает трещины, необходимо, не останавливаясь, продолжать движение до выезда на берег.

В случае переезда по мосту, на котором не обозначена его грузоподъемность, можно ее приблизительно определить. Например, при диаметре сваи 18 см, диаметре прогона 26…28 см и толщине настила 7…9 см мост выдержит до 30 т. Кроме размеров основных элементов конструкции деревянного моста необходимо учитывать его техническое состояние.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]