Пусковой двигатель ПД-10: характеристики и устройство


Как работает пускач

Пусковой двигатель ПД 10 призван обеспечить стабильный запуск мотора тракторов МТЗ, выделяется среди прочих аналогов отличными техническими характеристиками, высокой стабильностью работы. Он представляет собой стандартный пускач, оснащенный одним цилиндром. Его рабочий объем 0,346л, чего вполне достаточно для старта двигателя даже в неблагоприятных условиях. Мощность агрегата при 3,5 тыс. оборотов достигает 10 л.с..

Изучив технические характеристики изделия, следует отметить, что оно относится к двухтактному типу, оснащено кривошипно-камерной продувкой. Работает мотор на бензиновой смеси, качество которой регулируется с помощью карбюратора, что позволяет производить более тонкую настройку двигателя. Принцип работы подобного устройства крайне прост.


ПД-10

Сначала, ПД-10 запускается через стандартный стартер трактора, после чего, он соединяется с основным двигателем транспортного средства. С помощью механизмов, энергия вращения передается редуктора и, впоследствии, коленвал трактора набирает необходимые обороты для стабильной независимой работы. После того, как основной двигатель достиг рабочего состояния, пусковой аналог прекращает свою работу.

Принцип работы

Перед пуском холодного двигателя воздушную заслонку закрывают. При этом дроссельная заслонка открывается под действием пружины регулятора пускового двигателя. После продолжительной остановки двигателя, необходимо нажать на кнопку утопителя.

  • При этом диафрагма нажимает на рычажок, клапан открывается, и топливо поступает в камеру над диафрагмой.
  • При вращении коленчатого вала двигателя в смесительной камере карбюратора создается разрежение.
  • Под действием разрежения топливо поступает через жиклер-распылитель.
  • Топливовоздушная смесь через распыливающие отверстия холостого хода, подается в смесительную камеру, образуется переобогащенная горючая смесь.
  • Это создает условия для надежного пуска двигателя.
  • Сразу после пуска горючая смесь обедняется, так как включается в работу автоматический клапан на воздушной заслонке.
  • По мере прогрева двигателя воздушную заслонку открывают.

Схема устройства пускового двигателя ПД-10

Пусковой мотор данной марки состоит из целого ряда узлов и представляется сложным техническим агрегатом, предназначенным для обеспечения стабильного старта двигателя трактора МТЗ. Изучая его устройство, можно выделить следующие ключевые элементы конструкции:

  • цилиндр. Крепится на картере с помощью гаек. Продувочные каналы, удачно расположенные по касательной к окружности узла, позволяют снизить утечку смеси с выхлопом. Головка цилиндра оснащена запальной свечой;
  • поршень. Производится из высокопрочного алюминиевого сплава. Его отличительной чертой является сферообразное дно, что позволяет повысить качество очистки цилиндра от отработанного газа. Желая добиться правильного положения поршня, следует разместить его таким образом, чтобы стрелка на его дне, указывала в сторону задней полуоси коленвала;
  • шатунный механизм. Изготовлен из стали специальной марки, оснащен втулкой из бронзы. Головки механизма неразъемные, а подшипник двухрядный, роликового типа;
  • шестерни;
  • коленвал. В качестве его опоры выступают роликовые подшипники, с резиновыми уплотнителями-сальниками. Для того, чтобы выровнять центробежную силу, колена щек оснащены специальными утяжелителями;
  • система охлаждения агрегата подключена к аналогичной системе основного мотора.

Обязательно почитайте: Устройство тормоза МТЗ 82

Эти элементы являются ключевыми и принимают наиболее активное участие в работе данного двигателя. В то же время существует множество других составных частей, вроде штифтов, колец, окон и прочих комплектующих.

Устройство

  • Валик регулятора вращается на двух шарикоподшипниках, установленных в гнездах передней половины картера. Между подшипниками на валике распологается шестерня, которая приводится во вращение от промежуточной шестерни.
  • На резьбу средней части валика навернут ведущий диск регулятора, в трех пазах которого помещаются три стальных шарика. Шарики в пазах вращаются вместе с ведущим диском и перемещаются в радиальном направлении, удаляются от оси вращения или приближаются к ней.
  • На переднем гладком конце валика регулятора свободно устанавливается подвижный диск. В ступицу диска запрессована бронзовая втулка, а в концевой части установлен шариковый упор.
  • Подвижный диск конусной частью прижимает вращающиеся с ведущим диском шарики регулятора к опорному диску, который запрессован в гнездо картера. Не вращающиеся части регулятора смонтированы в алюминиевом корпусе.
  • В верхнее горизонтальное резьбовое отверстие корпуса изнутри ввернут регулировочный болт. На болт надета пружина, упирающаяся одним концом в головку болта, а другим в верхний конец внутреннего двуплечего рычага.
  • Рычаг посажен на ось, изготовленную как одно целое с наружным рычагом, и закреплен на ней штифтом. Нижний конец рычага упирается в шариковый упор подвижного диска регулятора.
  • На одном конце наружного рычага распологается шаровой палец, для шарнирного соединения с муфтой тяги регулятора. Другим концом тяга регулятора соединена с рычагом дроссельной заслонки карбюратора.

Обслуживание ПД-10

Как правило, пускач не потребует от владельца много времени для проведения работ по обслуживанию узла. Важно помнить о том, что использование топлива в чистом виде, без предварительной смеси с маслом категорически запрещается, так как это может повлечь повреждение двигателя и последующий выход его из строя.

Для того, чтобы заправить двигатель, потребуется в чистой емкости смешать чистый бензин надлежащего качества и моторное масло, строго соблюдая пропорции 15:1. Необходимо использовать при заправке специальную воронку-фильтр, которая позволит избежать попадания крупных и мелких загрязнений во внутренние узлы агрегата.


Схема ПД-10

По мере использования, следует промывать отстойник бачка для топлива, а также своевременно промывать или заменять воздушный фильтр. Рекомендуется делать это каждые 480 часов использования. Поскольку многие проблемы, возникающие с пускачом, связаны с неудовлетворительной чистотой воздушного фильтра, следует его периодически демонтировать и очищать, придерживаясь следующей инструкции:

  1. Снять защитный колпачок очистителя воздуха и ограничительный механизм.
  2. Снять фильтр.
  3. Промыть его в солярке, после чего, смочить маслом.
  4. Установить фильтр, ограничительный механизм и колпачок.

Необходимо уделять должное внимание и обслуживанию редуктора, работающего в связке с ПД-10. Прежде всего, следует заменять масло после 960 часов работы, а его долив осуществлять каждые 480 часов, по мере необходимости.

С подобной периодичностью следует проверять работоспособность сцепления узла. При эксплуатации, необходимо помнить о том, что время работы пускача не должно быть больше 10 минут, иначе существенно возрастает вероятность его выхода из строя.

Настройка и регулировка

От правильной настройки двигателя, в том числе и ПД 10у, зависят его технические показатели, а также стабильность и эффективность работы. Регулировка устройства осуществляется в несколько этапов, первым из которых принято считать настройку карбюратора.

Обязательно почитайте: Владимирский тракторный завод: официальный сайт, продукция

Для этого, следует установить длину тяги между заслонкой и регулятором, после чего, отрегулировать работу двигателя на низких оборотах. После этого, приступают к регулировке коленвала, что можно сделать с помощью соответствующей пружины. Чем больше она сжата, тем на более высоких оборотах работает двигатель.

Затем, необходимо приступать к настройке системы зажигания, а последним, заключительным этапом, станет настройка механизма, отвечающего за выключение шестеренки привода.

Режим работы под нагрузкой

При увеличении нагрузки на пусковой двигатель дроссельная заслонка открывается, разрежение в диффузоре увеличивается, топливо поступает в смесительную камеру через жиклер-распылитель. По мере открытия дроссельной заслонки, больше топлива подается в смесительную камеру.

Разрежение понижается у отверстий холостого хода, при открытии дроссельной заслонки. Поэтому топливо через эти отверстия не поступает, а распространяется только через жиклер-распылитель.

По мере расходования топлива из камеры, над диафрагмой давление становится ниже атмосферного давления под диафрагмой.

Под действием разницы давлений диафрагма прогибается вверх, нажимает на рычажок и открывает клапан. Верхняя камера над диафрагмой заполняется топливом. Давление над диафрагмой и под ней выравниается по мере заполнения верхней камеры, и диафрагма перемещается вниз. Клапан под действием пружины закрывается, так цикл повторяется.

Передаточный механизм смонтирован в корпусе 34 (рис. 49), который прикреплен тремя болтами к фланцу картера маховика. Корпус закрыт крышкой 37, сцентрированной относительно оси корпуса направляющим пояском, входящим в расточку корпуса.

Вал 14 вращается в двух шариковых подшипниках 15 и 40, установленных в корпусе и крышке механизма. Продольное перемещение вала ограничивается шариковым подшипником 40.

На валу 14 свободно вращается шестерня 12, напрессованная на бронзовую втулку 13. Продольное перемещение шестерни ограничивается с одной стороны кольцом, зажатым между торцевой поверхностью вала и подшипником 15, и с другой — опорным диском 10 муфты сцепления передаточного механизма.

К шестерне приклепан шестью заклепками ведущий барабан 11 муфты сцепления. Ведущий барабан штампованный, из листовой стали, имеет четыре выступа, которые входят в пазы трех ведущих дисков 8 муфты. Три ведомых диска 9 муфты сцепления четырьмя выступами установлены в соответствующие пазы обоймы 25 муфты свободного хода. Диски из- готовлены из стали 65Г. Поверхности трения дисков шлифованные. Ведущие и ведомые диски расположены между опорным диском 10 и нажимным диском 4.

Опорный диск 10 и обойма 25 муфты свободного хода прикреплены четырьмя болтами к ступице 3 муфты свободного хода, свободно сидящей на валу 14. Обойма 25 сцентрирована относительно ступицы 3 двумя установочными штифтами 7. В расточку ступицы установлен упорный подшипник 5, через который передается осевое усилие (когда муфта включена) валу 14 механизма и установочному подшипнику 40 вала.

Нажимной диск 4 центрируется по наружной поверхности обоймы 25 и фиксируется от проворачивания относительно обоймы двумя пальцами 6, входящими в пазы обоймы.

Между нажимным диском и ступицей установлена пружина 35, которая при выключении муфты сцепления отводит нажимной диск от ведомых и ведущих дисков.

Осевое усилие, необходимое для сжатия дисков муфты сцепления и ее включения, создается механизмом выключения.

Механизм выключения состоит из двух втулок 38 и 39, сопрягающихся по винтовой поверхности, и рукоятки 1. Неподвижная упорная втулка 39 запрессована в крышку 37 и закреплена в ней дополнительно тремя шпильками.

На торце неподвижной упорной втулки есть два выступа с винтовой поверхностью. Такие же выступы выполнены на подвижной упорной втулке 38, установленной в отверстии крышки 37. В расточку подвижной, упорной втулки помещен упорный подшипник 36, через который передается осевое усилие нажимному диску 4.

Зубчатый венец подвижной упорной втулки входит в зацепление с шестерней, выполненной на стержне рукоятки 1. Рукоятка вращается в отверстии крышки и фиксируется винтом 2 от осевого перемещения. Зазор между стержнем рукоятки 1 и крышкой 37 уплотнен резиновым кольцом.

При повороте рукоятки на себя поворачивается подвижная упорная втулка. При повороте она скользит по винтовой поверхности неподвижной упорной втулки 39 и в результате перемещается вдоль оси вала. Подвижная втулка через упорный подшипник перемещает нажимной диск, сжимающий диски 8 и 9 муфты.

При повороте рукоятки в обратном направлении нажимной диск, упорный подшипник 36 и подвижная втулка под действием пружины 35 отжимаются в сторону рукоятки.

Муфта свободного хода передает крутящий момент только в одном направлении — от пускового к основному двигателю. В этом случае предотвращается резкое повышение оборотов пускового двигателя при запуске основного двигателя, когда шестерня 31 включения еще не вышла из зацепления с венцом маховика.

Муфта свободного хода состоит из обоймы 25, четырех роликов 24, толкателей 23 и пружин 22.

Обойма имеет четыре канавки, цилиндрическая поверхность которых суживается в направлении, противоположном вращению вала механизма.

В канавках размещены ролики. Они отжимаются толкателями под действием пружин в направлении суженной части. При вращении обоймы против часовой стрелки ролики под действием силы трения перекатываются в узкую часть канавки, заклинивают обойму 25 с валом и вращают его. Если вал будет вращаться против часовой стрелки быстрее обоймы, то ролики выйдут из суженной части канавки, преодолевая усилие пружин, и отъединят обойму от вала. При этом связь между обоймой и валом нарушится, ролики будут обкатываться по валу. Муфта в этом случае работает почти так же, как обычный роликовый подшипник.

Механизм выключения передаточного механизма предназначен для введения шестерни 31 в зацепление с зубчатым венцом маховика основного двигателя и автоматического выключения шестерни после его запуска.

Шестерня 31 с механизмом автоматического выключения установлена на шлицевом конце вала 14. Она свободно перемещается на шлицах вдоль вала. Продольное перемещение шестерни ограничивается с одной стороны втулкой 17 сальника и с другой — втулкой 28 толкателя, ввернутой в резьбовое отверстие торца вала. На ступицу шестерни надет держатель 29 грузов механизма автоматического выключения и прикреплен к ней шестью болтами, законтренными проволокой. В пазах держателя, на осях 26, установленных в его проушинах, свободно качаются два груза 27. В них под действием усилия пружин 32 и 33, расположенных в отверстии вала, упирается толкатель 30. Он стремится вывести шестерню включения с держателем из зацепления с венцом маховика, т. е. переместить ее в крайнее заднее положение.

Шестерню 31 вводят в зацепление с венцом маховика при помощи рукоятки 18, установленной в крышке муфты сцепления основного двигателя. При включении механизма ры- чаг 19, нажимая на торец держателя, перемещает его вместе с шестерней вперед, в сторону передаточного механизма, и вводит шестерню в зацепление с венцом маховика. Во включенном положении шестерня фиксируется грузами, которые при перемещении держателя своими уступами заходят за головку направляющей втулки толкателя и удерживаются в этом положении под действием пружин 32 и 33.

Шестерня выходит из зацепления с венцом маховика автоматически, когда число оборотов вала повышается настолько, что возникающие центробежные силы грузов преодолевают усилие пружин, и грузы расходятся.

Передаточный механизм пускового двигателя работает следующим образом. Перед включением пускового двигателя вводят в зацепление с венцом маховика шестерню 31 включения, переместив рукоятку 18 вперед до отказа. При этом грузы механизма автоматического выключения уступами захватывают головку направляющей втулки и удерживают шестерню в зацеплении. Затем отводят рукоятку 18 в первоначальное (заднее) положение. Муфта сцепления передаточного механизма при пуске должна быть выключена.

При работе пускового двигателя шестерня коленчатого вала через промежуточную шестерню передает вращение шестерне 12 передаточного механизма. Вместе с шестерней 12 вращаются ведущие диски муфты. После запуска пускового двигателя плавно включают муфту сцепления. При включенной муфте сцепления вращение передается через обойму 25, ролики, вал механизма, шестерню 31 и венец маховика коленчатому валу основного двигателя.

При 3500 об/мин пускового двигателя коленчатый вал основного двигателя вращается с пусковым числом оборотов 210 в минуту. Во время пуска основного двигателя в результате возможных отдельных вспышек в цилиндрах обороты коленчатого вала могут повышаться, одновременно будут увеличиваться обороты вала передаточного механизма. При этом автоматически выключается муфта свободного хода, предохраняя пусковой двигатель от повышения оборотов.

Когда основной двигатель будет запущен и число оборотов его начнет увеличиваться, возрастет число оборотов вала механизма. При достижении двигателем числа оборотов 460—600 в минуту грузы выходят из зацепления с направляющей втулкой толкателя и шестерня с держателем выходит из зацепления с венцом маховика под действием пружин 32 и 33.

Для смазки передаточного механизма в картере пускового двигателя имеется заливное отверстие, закрываемое пробкой 36 (см. рис. 41). Уровень заливаемого масла определяется контрольным отверстием, в которое ввинчена пробка 20 (рис. 49). В нижней части корпуса предусмотрено сливное отверстие для удаления отработавшего масла, закрываемое пробкой 21.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]