Чистка снега выполняется при помощи соответствующего навесного оборудования. Снегоочистители на базе тракторов МТЗ – один из самых распространенных в России вариантов спецтехники для уборки дорог. Эти машины с успехом могут работать как на проезжей части, так и в селах и деревнях, расчищая не асфальтированные дороги от наледи и сугробов.
Оснастить снегоочистителем можно практически любой трактор семейства Беларус, за исключением разве что энергонасыщенных машин, которые использовать для этих задач просто нецелесообразно из-за высокой мощности – а значит, и расхода топлива. Отвал, нож или щетку можно установить даже на мотоблок.
О том, какие бывают навески для чистки снега на МТЗ, как их выбрать под конкретную модель трактора или даже сделать своими руками по готовым чертежам, поговорим далее в статье.
Устройство снегоуборочной машины
Роторный снегоочиститель устроен достаточно просто. Агрегат состоит из «улитки» — круглого корпуса. Сверху размещен рукав для выброса снега. Впереди корпуса приварены направляющие лопатки. Внутри снегоуборщика на больших оборотах вращается ротор. Он состоит из крыльчатки, наколотой на вал с подшипниками. Механизм в действие приводит двигатель. Когда у снегоуборщика начинает вращаться ротор, лопасти крыльчатки начинают подбирать под себя снег, перемалывать его внутри улитки, и после этого через рукав выбрасывать его на несколько метров в сторону .
Самодельный роторный отбрасыватель снега можно сделать двух разновидностей:
- Со стационарноустановленным мотором. В таком случае снегоуборщик функционирует как полноценная машина.
- Как автонавес для другой техники. На подобные роторные самоделки мотор не ставят. Снегоуборщик подвешивают на мини-трактор или к мотоблоку. Привод осуществляется через цепную или ременную передачу.
Роторные снегоуборщики различаются также по типу двигателя:
В электрических моделях ротор работает практически бесшумно. Они не требуют расходных материалов и проще в обслуживании. За неудобство можно посчитать кабель, постоянно волочащийся за снегоуборщиком. Взамен отдают предпочтение аккумуляторной модели, однако время работы подобного агрегата очень сильно ограничено. Все электрические снегоуборщики, к сожалению, маломощные. Их почти всегда применяют на частных дворах и на дачах для очистки дорожек от выпавшего рыхлого свежего снега.
Бензиновые роторные модели на порядок мощнее электрических снегоуборочных машин. Их недостаток состоит лишь в более сложном обслуживании двигателя, наличии выхлопных газов и регулярной заправке ГСМ. Впрочем, бензиновый снегоуборщик не привязан к соединению с электросетью. Мощность двигателя даёт возможность производить роторный механизм больших размеров. Такое роторное устройство имеет увеличенную ширину захвата, способно справиться не только с толстым снежным покровом, но и сугробами.
По типу перемещения роторные снегоуборщики разделяются на:
Несамоходные. Такие агрегаты передвигаются благодаря толканию их оператором. В эту категорию включают обычно электрические снегоуборщики, однако среди них встречаются также и бензиновые маломощные варианты. Оборудование требуется слегка подталкивать. Благодаря захвату крыльчаткой снежного покрова, снегоуборщик самопроизвольно будет потихоньку продвигаться вперед.
Самоходные механизмы чаще всего функционируют от бензинового мотора. Снегоуборщик самостоятельно едет на колесах. Оператор лишь задает ему курс.
Роторную снегоуборочную навеску тоже можно отнести к самодвижущейся технике, хотя, у нее не имеется даже стационарного привода. Зато ее можно не толкать руками. Навеска станет передвигаться вместе с мини-трактором или мотоблоком.
Необходимость чертежей роторных снегоуборщиков
Чтобы грамотно собрать снегоуборочную технику, понадобятся чертежи. В сети существует много вариантов схем устройств простейшего роторного снегоуборочного оборудования.
ДЛя каждого вида агрегата подойдет далеко не любая схема. К примеру, для владельцев мини-трактора — а это очень мощная техника — роторную навеску цеплять нерационально. Чаще всего для такого рода оборудования выпускают комбинированный механизм. Навеска состоит из ротора и шнека. Такой снегоуборщик способен справляться большими снежными заносами.
В комбинированном снегоуборщике совершается двухступенчатая обработка снега. Шнек перемалывает захваченный покров, а ротор перемешивает рыхлую массу с воздухом, после чего и под сильным давлением выкидывает через рукав.
Снегоочиститель комбинированного типа справится со слежавшимся и мокрым снегом, а также обледенелым настом. На дисковых ножах шнека для получения большей производительности изготавливают зубчатую кромку. Она крошит лед по принципу работы пилы на мелкие крупицы.
Где применяется?
Сфера применения данного типа самоходной техники весьма обширна, в частности, бульдозеры нередко используют:
- Для послойного копания, срезания или разравнивания грунта, горных пород, а также некоторых сыпучих материалов.
- Для подготовки строительных площадок путем срезания верхнего слоя грунта.
- В качестве пресса для гибких деталей.
- Для перемещения грунтов, горных пород, сыпучих материалов, различного мусора и пр.
- Для сооружения насыпей, разработки небольших каналов, зачистки пологих откосов.
- Для засыпки траншей, разравнивания грунтов.
- Для штабелирования, а также перемещения разнообразных материалов (преимущественно сыпучих) и пр.
Собственноручное изготовление роторной машины
Процесс самостоятельного производства роторного снегоуборщика можно условно разделить на такие действия:
- монтаж рамы;
- создание роторного механизма;
- сваривание корпуса — улитки.
Если снегоочистительный механизм является не навесным к другой технике, то мастеру потребуется осуществить еще одно действие — установить двигатель.
Устанавливая величину роторного снегоочистителя, оптимально придерживаться таких параметров, чтобы ширина захвата снега получилась в пределах 48−50 см. Конфигурация снегоуборщика при соблюдении таких условий получится и негромоздкая, и производительная. Таким очистителем снега можно быстро освободить для прохода территорию, прилегающую к дому, дорожки и двор в саду.
Пошаговая сборка агрегата
Рама для снегоочистителя является основанием. На ней крепятся все рабочие детали. В общих чертах рама снегоуборочной машины представляет собой прямоугольную установку, сваренную из профиля и уголков. Четких направлений по ее изготовлению дать невозможно, поскольку все будет зависеть от применяемых запчастей.
Предположим, двигатель можно взять от культиватора, бензопилы, или поставить электродвигатель. Для каждого отдельно взятого агрегата потребуется индивидуально изобретать крепление.
Установка рамы для очистителя снега
Если роторный снегоуборщик будет эксплуатироваться в качестве навески на мотоблок, то мотор можно будет не ставить. Следовательно, раму нужно делать короче, чтобы было достаточно места для закрепления только ротора с улиткой.
При конструировании навесного снегоочистителя, на его раму необходимо приварить скобу для обеспечения сцепки с мотоблоком.
Если роторный механизм будет самоходным, то на раме нужно предусмотреть блок крепежа колесной пары. Несамоходную снегоочистительную машину оптимальнее всего поставить на лыжи. Чтобы это осуществить, нужно приварить снизу рамы крепления, а на них зафиксировать деревянные полозья.
Собственноручное производство и монтаж ротора
Наиболее сложным элементом снегоуборщика несомненно является ротор. Главное требование предъявляют к крыльчатке. Она может сожержать от 2-ух до 5-ти лопастей. Впрочем, суть не в том. Их число зависит от субъективных вкусов. Самое главное — проследить, чтобы каждая из лопастей имела одинаковый вес. Иначе возникнет дисбаланс, и устройство будет вихлять.
С такой машиной работать не получится. В момент вращения несбалансированной крыльчатки агрегат будет подскакивать на месте от непреодолимой вибрации. Поэтому грамотно поступит тот, кто не пожалеет денег на заказ деталей на снегоуборочный ротор в специальной мастерской, где есть токарные станки.
Если возможность заказать изготовление ротора отсутствует, все работы придется реализовать своими силами. Но тогда уже дело точно не обойдется без руководства заранее подобранных чертежей и расчетов.
Создание своими руками «улитки»
Конфигурация футляра роторного снегоуборщика в чем-то схожа с улиткой, в связи с этим ему и дали такое название. Для его производства потребуется отрезок трубы нужного диаметра протяженностью 15−20 см. Одну сторону у нее наглухо заваривают металлическим листом. Так получат заднюю стенку улитки. Именно к ней нужно будет прикрепить ступицу подшипников ротора. Впереди по бокам кольца приваривают 2 направляющие лопатки.
Вверху кольца прорезают отверстие и вваривают туда патрубок для рукава. Первую часть улитки закрывают одну треть, чтобы снег отводился через рукав, а не летел впереди ротора. Заглушку предпочтительнее делать на шпильках, съемную. Такая система даст возможность быстро добираться до крыльчатки.
Теперь закрепляем ротор внутри улитки. Для этого посередине обратной стенки улитки просверливают отверстие под вал. Ставят ротор на свое место, при этом плотно прижимая к кожуху ступицу подшипников. По проушинам фланца замечают место отверстий для крепежа. Ротор вынимают из кожуха, проделывают сверлением отверстия, после этого устанавливают механизм на место и при помощи болтов стягивают с задней стенкой улитки ступицу.
Так, внутри кожуха получился торчащий вал ротора. На него насаживается крыльчатку и тщательным образом стягивают гайками. С наружной стороны находится выступающий второй конец вала и ступица с подшипниками. На вал насаживают шкив ременной передачи. При предпочтении цепного привода ременному, вместо шкива укрепляют звездочку от мопеда. Ротор готов.
Теперь полученный механизм устанавливается на раму, а затем начинают заниматься комплектацией снегоуборщика исходя из предпочтений модели. Иначе говоря, подсоединяют навеску к мотоблоку или ставят мотор и обустраиваю привод.
Безоговорочным преимуществом роторной самоделки считается реальность производства снегоочистителя с требуемой шириной захвата, а также значимая экономия денежных средств.
Как самостоятельно сделать отвал
Чтобы самостоятельно создать фронтальный отвал для уборки снега, вам потребуются:
- стальная бочка (200 литров);
- стальной уголок с размером полки 10–15 миллиметров;
- стальной уголок или квадрат размером 30 миллиметром;
- уголок или квадрат с сечением 50 миллиметров;
- 2 любых шарнира для ломающейся рамы;
- 3 небольших двухсторонних гидроцилиндра;
- 2–3 любых шарнира (можно использовать гаражные петли, просверлив в них отверстия и вставив масленки);
- штуцера;
- шланги;
- пульт управления и (если нужно) гидронасос;
- транспортерная лента толщиной 20 миллиметров;
- болты и гайки разных размеров;
- заклепочник и заклепки.
Поставьте бочку и измерьте длину ее окружности.
Поделите полученное значение на 3, это будет высота отвала.
Разметьте бочку тремя вертикальными линиями на одинаковом расстоянии.
Разрежьте бочку на три равные части.
Затем отрежьте от каждого элемента крышку с двух сторон и пассатижами загните все края на расстоянии 3–5 мм, чтобы сделать их безопасными.
Из уголка 10–15 миллиметров сделайте усилители, по форме соответствующие обрезкам бочки. Для этого прорезайте одну из сторон уголка с шагом 1 сантиметр. Прорезанный уголок осторожно изгибайте так, чтобы он принял форму бочки. Затем заваривайте прорезы.
Если ширины одного обрезка бочки не хватает для отвала, то делайте его из нескольких. В этом случае соседние листы должны перехлестываться на расстоянии 20–25 см, чтобы их можно было укрепит усилителями.
Усилители располагайте так:
- 2 по краям;
- остальные на расстоянии 20–25 сантиметров друг от друга.
Усилители соединяйте с обрезками бочки заклепками, шаг между заклепками 3–5 сантиметров. Вырежьте из транспортерной ленты кусок шириной 5 сантиметров и с помощью болтов прикрепите его к нижней части отвала.
Не используйте заклепки, потому что они не смогут эффективно удерживать ленту.
На расстоянии 5 сантиметров от низа отвала приварите вдоль всей конструкции квадрат или уголок размером 50 мм и отрежьте еще один такой же уголок. Это будет поворотный шарнир, меняющий угол наклона отвала.
Установите между ними шарниры.
Если вы используете дверные петли с масленками, то ставьте их так, чтобы их нужно было тянуть в разные стороны для разъединения.
Приварите такой же уголок или квадрат сверху.
Затем к нему же приварите удлинитель – кусок такого же уголка длиной 30–40 сантиметров, установленный перпендикулярно.
Приварите раскосины, которые укрепят удлинитель. Затем установите между нижним и верхним (расположенным после шарниров) уголком гидроцилиндр. Он будет регулировать наклон устройства.
Сделайте систему подъема и поворота устройства в разные стороны с помощью:
- поворотных шарниров;
- уголков разных размеров;
- гидроцилиндров.
Прикрепите всю конструкцию к раме автомобиля. Не крепите отвал к бамперу, сильная нагрузка оторвет его и повредит ваше творение.
Подключите к гидроцилиндрам:
Затем проложите шланги в кабину и установите там пульт управления.
Его можно снять с любой списанной техники, оснащенной различными гидравлическими устройствами.
Подключите гидравлику к гидронасосу грузовика или подключите к валу отбора мощности отдельный гидронасос.
Нежелательно подключать гидронасос напрямую к двигателю с помощью ременного или цепного привода. В этом случае вы не сможете отключать его при необходимости.
- вся самодельная конструкция собрана правильно;
- нигде ничего не перепутано и не болтается.
Проверьте состояние всей гидравлической системы сначала в выключенном состоянии, затем при:
- заведенном моторе;
- подключенном гидронасосе.
Если нигде нет течи, проверяйте работу пульта управления.
Убедившись, что все правильно работает, проверьте снегоуборочный агрегат в реальных условиях, очистив от снега какой-то участок.
Навесное оборудование трактора МТЗ для уборки снега
Трактор Беларус, являясь незаменимой единицей техники в коммунальном хозяйстве, широко применяется в обслуживании дорог, территорий населенных пунктов, производственных и других площадей. Универсальность трактора дает возможность навешивать различное специальное оборудование, тем самым обеспечивает максимальную загрузку машины и её эффективное использование. Применение МТЗ с комплексом навешиваемого оборудования существенно снижает себестоимость выполняемых работ, и исключает необходимость наличия и содержания огромного парка специальных машин. Для выполнения работ в зимнее время, включая расчистку снежных заносов и уборку снега, для трактора МТЗ, существует ряд навешиваемого оборудования.
Снегоочистительный комплекс СУ 2.1 ОПМ – «Чистый Город»
Модифицированная версия снегоуборщика снегоочистительный агрегат СУ 2.1 ОПМ, отличающаяся от базового варианта наличием универсального трансформируемого желоба для отбрасывания и погрузки убираемого снега.
Использующий при очистке от заносов городских улиц и магистральных дорог комплекс может производить погрузку снега на грузовые автомобили и прицепные устройства с высотой борта до 3,4 метра. При этом изменение конфигурации отбрасывающего снег патрубка производится из кабины оператора базового трактора во время движения машины и занимает не более 10 секунд.
Снегоуборочное оборудование на МТЗ 82
Основное оборудования для очистки дорог и площадей от снега агрегатируемые с трактором Беларус это отвалы и приводимые ВОМ, и давлением гидросистемы трактора навесные уборочные машины. По способу агрегатирования оборудование может навешиваться на переднюю и заднюю навеску. Модели данного оборудования широко представлены многими производителями, имеют различные конструктивные исполнения, технические характеристики и соотношение цены-качества.
Снегоочистители шнекороторные для МТЗ 82
Шнекороторные уборщики снега для МТЗ представляют собой механизм, состоящий из корпуса снегоприёмника с установленным шнеком, ротора и снегоповода, приводного механизма, и навесного устройства. Снегоприёмник выполняет функцию отвала лопаты сгребающей снег. Шнек своим вращением витками подает снежную массу к центру корпуса снегоприёмника. Ротор захватывает снежную массу и создаёт своим вращением инерцию, выбрасывая снег через снегопровод. Поток снега от уборщика направляется за обочину дороги или в рядом идущее грузовое транспортное средство вывозящее снег. В конструкции уборочной машины направление потока выброса снега может регулироваться ручной фиксацией соответствующих креплений положения снегопровода или управляется автоматически, дистанционно из кабины трактора распределителем гидравлики агрегатируемой машины.
Технические характеристики шнекороторных снегоуборщиков навешиваемых на переднюю и заднюю навеску МТЗ 80 (82)
№ | Характеристики | СШР-2.0П | ФРС-200M | ФРС-2.0П | СРН-200 | ШРК-2.0 |
1 | Ширина захвата | 2 м | 2 м | 2м | 2 м | 2,05м |
2 | Производительность | 80 т/ч | 200 т/ч | До 250 т/ч | 150 т/ч | 100 т/ч |
3 | Рабочая скорость | 0,6-4,5 км/ч | 0,75 км/ч | 0,6-4,5 км/ч | 0,75км/ч | 0,5 км/ч |
4 | Высота убираемого снега | 0,5 м | До 0,92 м | 1,15м | 1 м | 0,92м |
5 | Дальность выброса | 5-20м | 20м | 5-25м | 20-25 м | 15-20м |
6 | Высота погрузки | — | 3,1 (3,6)м | — | До 3м | 3,1м |
7 | Количество шнеков | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Уборщики снега с ротором-фрезой.
Рабочий орган снегоуборочной навесной машины «фреза-ротор» обеспечивает подбор и выброс снега через направляющий снегопровод. Фреза-ротор совмещает в себе функции шнека и ротора одновременно. Использование данного вращательного органа в конструкции обеспечивает эффективный подбор, измельчение и создание инерции для выброса через снегопровод снежной массы. Такие конструкции рабочего органа применяют в современных, разработках очистителей, которые отличаются высокой производительностью до 800тонн в час и способностью убирать слежавшейся и уплотнившейся снег с высокой плотностью 0,6 тонн/м.куб..
К преимуществам снегоуборщиков марок СУ 2.1ОП, СУ 2.1 ОМ, СУ 2.1 ОМП можно отнести:
- отсутствие необходимости оборудовать трактор ходоуменьшителем
- высокая скорость уборки
- управление положением снегопровода машины из кабины трактора
- возможность погрузки снежной массы в транспортное средство
- переднее размещение снегоуборщика обеспечивает маневренность агрегата и комфортную работу водителя
Снегоуборочная машина СУ 2.1 оборудована спаренным рабочим органом «ротором-фрезой» и двумя управляемыми гидравликой снегопроводами. Конструктивное исполнение машины обеспечивает поворот снегопроводов на 180°, что даёт возможность выброс снежной массы на левую и правую сторону по ходу движения трактора. Управляемые гидравликой козырьки регулируют дальность выброса снега от 2 до 25 метров.
Снегоочиститель СУ 2.1ОМП является глубокой модернизацией моделей СУ 2.1ОП и СУ 2.1ОМ. Конструкция очистителя представляет собой корпус с навесным устройством с установленным фрезой-ротором и левосторонним сгребающим отвалом. Машина СУ 2.1 ОМП отличается быстро трансформирующимся снегопроводом с большим углом поворота до 220° и высотой погрузки 3,5 метров.
Технические характеристики снегоуборщиков с ротором-фрезой навешиваемых на переднюю навеску МТЗ 80 (82)
№ | Характеристики | СУ 2.1 ОПМ | СУ 2.1 ОП | СУ 2.1 | СУ 2.1ОМ |
1 | Ширина захвата | 2,1 м | 2,1м | 2,1м | 2,1м |
2 | Высота убираемого снега | 1м | 1м | 1м | 1м |
3 | Дальность выброса снега | 1-25 м | 2-25м | 1-25м | 1-25м |
4 | Производительность | 500 т/ч | 500 т/ч | 600т/ч | 500т/ч |
5 | Высота погрузки | от2,9 до3,5м | от2,9 до3,5м | — | от2,9 до3,5м |
6 | Рабочая скорость | 1,9-18,4 км/ч | 1,9-18,4км/ч | 1,9-7кмч | 1,9-18,4км/ч |
7 | Угол поворота снегопровода | 220° | 180° | 200° |
Роторный снегоуборщик для МТЗ 82
Роторные, навесные снегоуборочные машины оборудованы вентиляторным ротором, работа которого совмещает в себе одновременно две функции: подбор и выброс снега. Роторные очистители особенно эффективны при уборке не слежавшихся, высоких снежных заносов с низкой плотностью. Сгребающий V-образный отвал машины обеспечивает подачу снега к размещенному в центре конструкции ротору. Активный орган машины своим вращением захватывает массу и направляет его по снегопроводу в установленное направление. Привод машины осуществляется от ВОМ трактора МТЗ 80(82).
Технические характеристики роторного снегоуборщика ЕМ-800 навешиваемого на переднюю навеску МТЗ 80 (82)
№ | Характеристики | ЕМ-800 |
1 | Ширина захвата | 2,3 м |
2 | Производительность | 250т/ч |
3 | Рабочая скорость | 0,5 км/ч |
4 | Высота убираемого снега | До 1м |
5 | Дальность выброса | 15 до 40 м |
6 | Высота погрузки | 3,1м |
7 | Количество роторов | 1 |
Снегоуборочные отвалы
Снегоочистительные
отвалы-лопаты отличаются от стандартных отвалов для планирования грунта широким рабочим захватом по высоте и ширине, облегченным материалом исполнения конструкции. Нижняя кромка отвала оснащена гибким отбойником для мягкого контакта с дорожным покрытием. Рабочая плоскость отвала размещена под углом для облегчения перемещения снега на правую сторону по ходу движения. Угол атаки отвала может регулироваться вручную или дистанционно- дополнительным гидроцилиндром в конструкции.
Снегоуборочный отвал СО 2.5 с гидравлическим поворотом 60º
Изготовленный из стального профиля снегоуборочный отвал СО 2.5 – эффективное снегоуборочное оборудование, применяемое для очистки от снега без его откидывания дорог, тротуаров, дворовых территорий и других площадок с твердым покрытием.
Основное преимущество снегоочистителя – увеличивающая производительность возможность поворота рабочей части отвала вправо и влево на 30º с использованием гидравлической системы трактора.
Поворот отвала, агрегируемого с самым массовым трактором стран постсоветского пространства МТЗ-80, осуществляется из кабины машины с помощью двух гидравлических цилиндров, придающих движение 60 миллиметровым штокам.
Благодаря совместимости с универсальными механизмами крепления навесного оборудования тракторов МТЗ, разработанный для использования вместе с отбрасывающими снег агрегатами снегоочиститель при необходимости быстро и без особых усилий заменяется другими снегоуборочными устройствами, в частности, снегоуборщиками модельного ряда СУ.
Снегоочистительный комплекс, укомплектованный снегоочистителем серии СУ-2.1 и отвалом СО 2.5, за один проход очищает от снега дорожную поверхность шириной до 4 метров.
Усиленный придающей конструкции дополнительную жесткость металлической трубой отвал, имеющий геометрию, аналогичную формам лучших зарубежных образцов скоростных снегоочистителей, может размещаться как в передней, так и в задней части трактора.
Благодаря установленным в нижней части рабочей поверхности агрегата стальному и резиноармированному ножам отвал отлично справляется с уборкой слежавшегося снега, наледей, а также может использоваться для работ по перемещению и планированию грунта и сыпучих материалов.
Технические параметры отвала СО 2.5 | |
Агрегируемые трактора | МТЗ-80 и 82 |
Ширина захвата фронтально расположенным рабочим органом (м) | 2,500 |
Рабочая скорость комплекса (км в час) | 20 |
Скорость при транспортировке (км в час) | 30 |
Подготовка трактора МТЗ для уборки снега
Агрегатирование трактора МТЗ 82(80) с снегоуборочными машинами, предусматривает использование дополнительного оборудования для привода активных органов навешиваемого оборудования, обеспечения рабочей скорости движения агрегата и навески оборудования.
При необходимости вывода вращательного момента от заднего ВОМ на переднюю навеску используют дополнительный комплект оборудования, состоящий из редуктора, карданных валов, промежуточных опор и ряда деталей-креплений. Для обеспечения скорости ниже 1,9 км/час применяют ходоуменьшитель, который крепиться к левому люку корпуса КПП трактора. Оборудование передней навеской НУ-2 с автосцепкой СА-1 обеспечивает комфортное навешивание и надежное крепление оборудования спереди трактора. С помощью гидрорукавов высокого давления, оснащёнными разрывными муфтами, обеспечить удобное подсоединение гидросистемы трактора к гидроузлам навешиваемого снегоуборочного оборудования.
Шнекороторный снегоочиститель ШРК 2.0
Снегоочистительный комплекс ШРК 2.0 – агрегируемое с тракторами тягового класса 1,4 и выше снегоуборочное устройство, рассчитанное на работу в условиях высоких, до 40 градусов, морозов.
Основное направление использования агрегата – уборка от снега улиц, тротуаров, дворовых и производственных территорий, прокладывание дорог через снежные заносы и отбрасывание образовавшихся после работы отвальных механизмов насыпей.
Предварительно измельченный двумя рядами размещенных параллельно шнековых фрез, приводимых в движение механическим устройством отбора мощности базового трактора, снег перед попаданием в желоб проходит дополнительную обработку сжатым воздухом, а затем отбрасывается агрегатом на расстояние до 20 метров.
Эффективность работы снегоуборщика обеспечивается установленными на нем механизмами крепления, позволяющими быстро снимать агрегат или менять его на другое оборудование.
Снегоуборочный комплекс может использоваться для погрузки снежной массы на транспортные средства с максимальной высотой грузового борта до 3,1 метра.
Технические параметры Снегоуборочного комплекса ШРК 2.0 | |
Агрегируемые тракторы | МТЗ-80, 82 и 92П |
Предельная транспортная скорость (км в час) | 20 |
Размеры с учетом габаритов базовой машины (ДхШхВ в метрах) | 5,6х1,990х3,680 |
Вес убираемого в час снега с плотностью 0,5 тонн/куб. метр (тонн) | 200 |
Расстояние откидывания снежной массы влево (м) | 15 |
Расстояние отбрасывания снега вправо (м) | 20 |
Предельная высота очищаемого снежного заноса (м) | 0,92 |
Предельная плотность убираемой снежной массы (т/куб. м.) | 0,6 |
Скорость вращения роторов (об./минуту) | 900 |
Снегоротор и роторный снегоочиститель своими руками – самодельный для уборки снега
Ручные орудия труда постепенно отходят на второй план в вопросе уборки наваливших сугробов. Дело в том, что современная техническая мысль предлагает специальные агрегаты и устройства, способные значительно улучшить не только эффективность уборки, но и снизить энергозатратность всего процесса. Речь идет о снегоуборщиках бытового назначения, которые выпускаются в различной комплектации и техническом оснащении (см. как выбрать). Данные устройства стоят достаточно больших денег, но изготовить снегоуборщик самому в домашних условиях, используя сподручные средства, довольно просто. Как показывает практика, из подручных средств получаются довольно неплохие самодельные устройства, практически ничем не уступающие покупным аналогам.В статье поговорим о том, как сделать роторный снегоуборщик своими руками?
Выбор
По своему конструктивному исполнению бензиновые снегоочистители могут быть нескольких видов:
- шнекового типа;
- роторные;
- смешанного типа.
Для изготовления в домашних условиях лучшим вариантом считается роторный снегоуборщик. Причин этому несколько:
- Более эффективная уборка снега, потому что в агрегате используется не только сам шнек, но ещё и ротор (роторные снегоуборщики ещё называют «шнеко-роторными»).
- Достаточно высокая мобильность и отличные рабочие показатели.
- Снегоуборщики роторного типа достаточно мощные, что дает возможность использования их даже в самых заснеженных областях и территориях.
Снегоуборщик подобного типа способен выталкивать снег на довольно большое расстояние – до 12 метров, в зависимости от используемого двигателя.
Более подробно о роторных снегоуборщиках смотрите на приведенных ниже видео:
Использование электрического двигателя может быть целесообразнее (см. про электрические снегоуборщики), когда площадь очищаемой территории не очень большая, тогда и можно задаваться вопросом – как самому сделать электрический роторный снегоуборщик своими руками, используя электродвигатель с воздушным охлаждением и сподручные средства?
Но многолетний опыт показывает, что выбор стоит остановить на двигателях внутреннего сгорания, которые хоть и более прихотливы в эксплуатации, но могут выполнять куда больший объем работы на большей территории.
Да и отсутствие шнура, который существенно ограничивает пространство работы, добавляет аргументов в пользу бензинового двигателя.
Если же у вас есть различная вспомогательная техника, то вопрос с поиском подходящего двигателя и вовсе отпадает. К примеру, можно изготовить роторный снегоуборщик для мотоблока своими руками, чертежи которого довольно широко распространены в интернете.
Мотоблок, в данном случае, и выполняет роль работающего мотора, двигающего всю конструкцию.
Принцип работы
Самодельный роторный снегоуборщик, сделанный своими руками, представляет собой металлический корпус, в котором находится два вращающихся элемента – это шнек и роторный механизм. Шнековый механизм скрыт в специальном ковше, ширина которого определяет площадь захватываемой полосы снега. Снегоуборочная насадка на мотоблок устанавливается довольно просто.
После захвата снежного покрова шнеком, он передается дальше на роторный механизм, который перерабатывает его. После это снег попадает в выводной желоб, откуда и выталкивается наружу, на определенное расстояние.
Если вы изготавливаете роторный снегоуборщик для трактора, то, как и в случае с мотоблоком, вам не нужно заботиться об установке двигателя. Кроме того, установка колес или гусениц тоже отпадает, т.к. движущей силой будет являться сам трактор.
Единственное, можно установить небольшие полозья внизу ковша, чтобы движение снегоуборщика было более плавным по снежному покрытию.
Бульдозеры могут использоваться и для перевозки грузов, и для укладки свай и труб. Пример: бульдозер Т130.
Бульдозер же T170 может эксплуатироваться с различным оборудованием: бульдозерным или рыхлительным.
А Б10М – специальная машина с рыхлительно-бульдозерным комплексом, может работать при любых климатических условиях.
Технические характеристики
Описание шнекороторного снегоочистителя:
- Конструкция устройства – представляет собой металлический короб с трубой.
- В передней части установлен шнек, предназначенный для засасывания и измельчения снега.
- Ротор функционирует по принципу центробежного насоса.
- Снег выбрасывается из шнекоротора через направляющее устройство. Дальность разбрасывателя – от 5 до 20 м.
- За один проход обрабатывает полосу шириной 20 м.
- Рабочая скорость до 5 км/ч.
- Производительность 80 т/час.
Предлагаем заказать дополнительное навесное оборудование, идеально совместимое с МТЗ-82. Благодаря инструментам, представленным в каталоге, вы можете доукомплектовать машину для всесезонной работы.
Необходимые материалы
Чтобы изготовить самодельный снегоуборщик самостоятельно, нужны не только базовые знания в сварочных работах и токарном деле, но и некоторый инструментарий, без которого довольно трудно обойтись.
Вот список того, что нам понадобится:
- Ключи различных диаметров.
- Болты и гайки (лучше собрать все имеющиеся, чтобы было легче ориентироваться в дальнейшем).
- Электрическая дрель.
- Болгарка.
- Отвертки всех видов и размеров, которые есть в наличии.
- Плоскогубцы, тиски и пассатижи.
- Обычный молоток и напильник.
- Различные цепи.
- Сварочный аппарат.
Как мы видим, задействовать придется практически весь арсенал, имеющийся у большинства мужчин. Подготовить всё лучше заранее, чтобы потом не искать нужный инструмент или отвертку необходимого размера.
Касаемо материалов, нам понадобится металлическая профильная труба, имеющая сечение 20 на 40 мм. Для рамной основы также подойдет профильный уголок с теми же параметрами.
Отзывы владельцев
Алексей, 48 лет:
Работаю на МТЗ-82 с 2009 года, зимой без снегоуборщика не обойтись, у нас в тракторной бригаде на этот случай есть отвал, который без всяких наворотов выручает наших односельчан от снежной блокады. За долгие годы отвал ни разу не подвел, никаких тебе поломок, все просто и эффективно: прошел в одну сторону, потом обратно — проезд свободен.
Достоинства: долговечность, простота, эффективность.
Недостатки: нет их.
Инструкция
Сразу стоит оговориться, что для изготовления самодельного снегоуборщика придется немного поработать на токарном станке, подгоняя под нужный размер имеющиеся у вас металлические детали.
Если у вас его нет, то можно отправиться с чертежами в ближайшую токарную мастерскую, где вам изготовят нужные детали за весьма приемлемые деньги.
Теперь можно приступать к изготовлению снегоуборщика. Данный процесс можно условно разделить на несколько стадий:
- Изготовление шнека.
- Изготовление роторного механизма.
- Установка кожуха (ковша).
- Изготовление рамы корпуса.
Изготовление шнека
Основой любого шнека является металлический вал, на котором расположены захватывающие снег элементы. Для вала можно использовать обычную металлическую трубу с двумя цапфами на концах. Для захватывающих элементов подойдут полудиски из стали в количестве 8 штук.
Толщина их должна быть не менее 2 мм. Из них изготавливаются шнековые элементы, которые в дальнейшем привариваются к металлическому валу.
В качестве материала для вращающихся элементов можно использовать транспортерную ленту, имеющую толщину 1 см. Нам понадобится порядка 2 метров такого материала. Из этой ленты вырезаются четыре кольца, диаметр которых должен составлять не менее 28 см.
Для того, чтобы искомый шнек вращался, нужно использовать подшипники №205 закрытого типа, чтобы снежный покров не попадал в них.
Как сделать роторный механизм для устройства
Для изготовления ротора используется металлический лист с толщиной не более 3 мм (можно 2,5 мм). Также нам понадобится электрический лобзик с насадкой для резки металла, а также обычный циркуль. Если лобзика у вас нет, то использовать можно болгарку, с соответствующей насадкой для металла.
Берем лист, на котором, при помощи циркуля, чертим окружность нужного диаметра (в данном случае, этот диаметр будет составлять порядка 3-3,2 см). Далее вырезаем болгаркой эту окружность. Делать все нужно крайне тщательно, ведь от ваших стараний будет зависеть работоспособность будущего снегоуборщика.
Следующим шагом будет установка узла в центр, который будет осуществлять крепление роторного механизма к ступице. Можно попросту приварить ось, либо сделать в центре отверстие нужного для болта диаметра.
Важно понимать, что самодельные аналоги вряд ли будут отличаться заводской точностью, поэтому стоит использовать более мощные подшипники, способные выдержать биение ротора.
Далее нужно приварить к получившейся окружности лопасти, которые будут загребать снег. Таких лопастей нужно не менее четырех с одинаковым удалением друг от друга. Изготавливаются они также из металла.
Изготовление корпуса снегоочистителя своими руками
Рама корпуса изготавливается из металлического уголка размером 5×5 см. К поперечным уголкам необходимо приварить другие уголки размером 2,5×2,5 см, Закрепить всю конструкцию следует болтами М8.
Завершение сборки электроснегоуборщика
Наш снегоуборщик практически готов. Теперь нужно собрать воедино все компоненты, которые мы изготовили до этого.
На ротор необходимо насадить вал со шнековыми элементами. К раме корпуса данный механизм крепится с помощью прижимного кольца и нескольких болтов. Сам же ротор крепится к раме при помощи специальной скобы.
В качестве выводного желоба можно использовать обычную канализационную трубу, если нет других вариантов исполнения. К примеру, если мы своими руками изготавливаем роторный снегоуборщик для трактора МТЗ, то использовать нужно сваренные из металлического листа компоненты.
А вот для ручного снегоуборщика вполне подойдет и пластиковая труба.
Форумы, которые могут помочь
Мы приготовили ссылки на несколько различных форумов, где обсуждают самостоятельное изготовление навесных снегоуборщиков для различной техники:
- Здесь описание самодельного отвала для небольшого китайского грузовичка. Немного увеличив размеры его можно будет приспособить к ЗИЛ130, ГАЗ53 или КАМАЗ4326.
- Здесь рассказывают, как сделать шнековый снегоуборщик для минитрактора. Увеличив размеры и установив гидромотор, его можно будет использовать с любым грузовиком.
- Тут владелец автомобиля Ока описывает самостоятельное изготовление отвала. Увеличив размеры и доработав крепление, его можно установить на более крупную машину, например, УАЗ 469 или ГАЗ 66.
- Тут описывают опыт изготовления отвала из стальной трубы для трактора МТЗ.
Информация с этих форумов поможет вам понять всю сложность процесса самостоятельного изготовления снегоуборочных агрегатов.
Там же вы найдете:
различных самоделок, предназначенных для борьбы со снегом.
Полезные советы и предупреждения по эксплуатации самодельного роторного снегоуборщика
Главной проблемой всех снегоуборщиков, сделанных своими руками или купленных в магазине, является попадание посторонних предметов в работающий двигатель. Чтобы этого избежать, можно использовать специальные предохранительные болты в конструкции.
Кроме того, целесообразным будет использование подшипников закрытого типа, которые предотвратят попадание снега внутрь корпуса.
Для изготовления самодельной снегоуборочной машины нужно использовать легкие материалы. Именно поэтому, для рамы советуют использовать не очень толстые листы металла, иначе вся конструкция получится очень громоздкой.
Конечно, она будет очень надежной и прочной, но управлять ею будет очень затруднительно, особенно если вы будете убирать большие массивы снега.
Конечно, оптимальным будет агрегация самодельного снегоуборщика с мотоблоком, но данное устройство есть не во всех хозяйствах. Как базовый агрегат прекрасно подойдёт мотокультиватор викинг.
Вывод
Применение самодельных навесных снегоуборочных устройств там, где не возникает конфликтов с:
- сотрудниками ГИБДД;
- страховых компаний,
серьезно снижает затраты на борьбу со снегом.
Ведь стоимость этих устройств, собранных из того, что удалось снять со списанной техники или найти в пунктах приема металла, в десятки раз ниже, чем у агрегатов, которые продают в магазинах.
Да и качественные самодельные навесные устройства ничем не уступают тем, которые можно купить в магазине по:
В данном видео вы можете увидеть, как работает Нива с отвалом для уборки снега: