Мотобур, или, как его еще называют, ледобур – это полезный хозяйственный агрегат, позволяющий проделать отверстия в почве для монтажа свайного фундамента, или подготовить лунки во льду для зимней рыбалки. Завышенная стоимость современных мотобуров не позволяет приобрести их каждому желающему. В таком случае можно изготовить ледобур из бензопилы. Следуя нашим указаниям, вы сможете сделать надежный самодельный агрегат, который по своим характеристикам не будет уступать магазинным аналогам.
Подготовка оборудования и материалов
Прежде, чем изготовить бур из бензопилы, следует тщательно подготовить нужные для работы материалы и инструменты. С материалов вам потребуется:
- Исправная бытовая бензопила;
- Редуктор;
- Цельный стальной лист, или фанера, толщиной 2 см;
- Комплект различных крепежей;
- Металлическая трубка;
- Стальная труба, диаметром 15 см;
- Металлическая трубка, длиной 25 см;
- Стальной шнек;
- Прорезиненные утеплители для ручки.
Для работы по изготовлению мотобура из бензопилы обязательно подготовьте такие инструменты:
- Головку на 27;
- Шуруповерт;
- Болгарку;
- Электрический лобзик;
- Шлифовальную машинку;
- Сварочный аппарат;
- Набор насадок для работы с металлом.
Для создания некоторых деталей для мотобура из бензопилы потребуется токарный станок, поэтому нужно заранее договориться с мастером по изготовлению металлических запчастей.
Подготовка к изготовлению мотоледобура
Перед началом изготовления бура необходимо тщательно подготовиться. Вначале необходимо найти детальные чертежи, которые должны подсказать, каким образом и в какой последовательности устанавливать элементы в общее устройство приспособления. Схема также должна подсказать размеры всех используемых деталей.
Затем можно приступать к подготовке деталей для самоделки.
В их перечень входит:
- полностью исправная и готовая к эксплуатации хозяйственная бензопила, мощность ДВС которой составляет не менее 2,5 л. с.;
- цельнометаллический редуктор;
- 2-миллиметровый лист фанеры или листовая сталь;
- болты, саморезы и другие крепежи;
- цельнометаллическая трубка небольшого диаметра;
- 1 труба из стали, диаметр которой составляет 15 см;
- 1 металлическая труба, длина которой составляет 25 см;
- шнек из металла;
- утеплители из резины для монтажа на рукоятки.
Все металлические детали не должны иметь признаков коррозии, так как они довольно быстро придут в негодность.
В список требуемого для работы оборудования входит:
- ключ-головка № 27;
- ручная болгарка с диском;
- шуруповерт;
- электролобзик;
- ручная машинка для шлифовки;
- электросварочный аппарат.
Некоторые детали для самодельного бура можно сделать только на токарном станке. Если у изготовителя нет опыта в работе с ним, то лучше всего заказать уже готовые запчасти.
Советы по выбору редуктора для мотобура
В конструкцию мотобура из бензопилы обязательно входит редуктор, который можно взять от ненужного электрического оборудования. При выборе детали обязательно убедитесь в том, что он обладает необходимыми параметрами, а именно:
- Редуктор должен иметь прямое вращение;
- Передаточное число элемента должно составлять от 1:25 до 1:50;
- Хвостовик и вал выбранной детали должны вращаться в одну и ту же сторону.
Лучше всего оборудовать мотобур из бензопилы редуктором, имеющим передаточное число 1:30, в котором вал служит продолжением ротора мотора.
Снегоуборщик из бензопилы
Малогабаритная снегоуборочная машина требует для работы мощность 4-6 л.с., которую способен обеспечить двигатель от бензопилы. Для изготовления рабочего вала роторного очистителя используется цельная стальная труба, допускается применение составного элемента, соединенного сваркой. На один конец вала устанавливается шестерня, позаимствованная у старого мотоцикла. Деталь монтируется без перекосов и биений.
Рабочие элементы шнека изготовлены из стального листа толщиной 2-3 мм, крепятся к валу при помощи сварки. Конструкция уборочной машины предусматривает установку 2 элементов, установленных на 1 валу в зеркальном отражении. Сверху узел закрывается стальным кожухом, изготовленным из стального листа толщиной 1-1,5 мм. К боковинам крепятся опоры подшипников качения, на которых вращается рабочий вал. На поверхности кожуха имеется круглое отверстие, необходимое для выброса собранного снега. Направление отвода регулируется при помощи трубы, оснащенной подвижной заслонкой.
На картере пилы устанавливается ведущая шестерня, снятая с двигателя мотоцикла. Деталь подгоняется под диаметр вала двигателя, фиксируется при помощи гайки. Силовой агрегат монтируется на раму через демпферы. К раме крепится приспособление, позволяющее вручную изменять направление движения. На рукоятку выводится регулятор числа оборотов и выключатель зажигания. Приводная цепь подбирается по длине, допускается удаление звеньев. Сверху узел закрывается защитным кожухом. Ходовая часть представляет собой лыжи, жестко закрепленные на раме.
Ямобур из бензопилы – порядок изготовления в домашних условиях
Прежде, чем изготовить мотобур из бензопилы, следует внимательно изучить чертежи. Схема поможет вам определить правильный порядок действий и не допустить ошибок.
Если вы не нашли фанеру нужной толщины, то вместо нее можно взять два более тонких листа и склеить их вместе. Получив изделие подходящей толщины, выполните на нем разметку для проделки требуемых отверстий, предназначенных для крепежных элементов. При помощи сверла вам потребуется проделать 2 дополнительных отверстия – одно из них должно располагаться напротив звездочки мотобура из бензопилы, а второе – рядом с первым – предназначено для монтажа гаек.
Дальнейший порядок действий при изготовлении мотобура из бензопилы выглядит следующим образом:
- Сделайте углубление в верхней части изделия из фанеры, используя для этого шлифовальную машинку. После этого приложите к обработанному месту редуктор, чтобы выяснить место его установки в мотобуре из бензопилы. При этом обязательно учтите особенности бытового инструмента, который используется для изготовления конструкции. Если в устройстве пилы предусмотрена звездочка с 6 лучами, то воспользуйтесь 27-миллиметровым редуктором;
- Далее закрепите редуктор, отцентрируйте его и надежно закрепите к нижней части фанеры. Затем к верхней части фанеры прикрепите бензопилу. После этого запустите ее двигатель и проверьте надежность конструкции;
- На следующем этапе нужно прикрепить к самодельному ледобуру из бензопилы шнек. Для этого возьмите трубу с толстыми стенками и прикрепите ее к редуктору посредством двух болтов. Крепление шнека к редуктора в мотобуре из бензопилы должно осуществляться посредством переходника, играющего роль амортизатора Его можно сделать из стальной 15-сантиметровой трубы, на которую навариваются кольца. Далее обработайте переходник на токарном станке;
- Чтобы работать с мотобуром из бензопилы было удобнее, агрегат нужно оборудовать ручками. Для их изготовления берется изогнутая стальная труба, на края которой надеваются уплотнители из резины. Закрепить рукоятку на мотобуре из бензопилы можно при помощи саморезов или других подручных крепежей;
- Лишние части фанеры на мотобуре из бензопилы обрезаются, а края оставшегося листа обрабатываются электрическим лобзиком;
- Далее готовый мотобур из бензопилы следует оборудовать режущими ножами. Для этого обрежьте стальные листы и приварите их к трубе, которая была использована в качестве шнека. При этом стальные листы должны огибать шнек в виде спирали. Края листов нужно тщательно заточить.
Изготовленный своими руками мотобур из бензопилы можно использовать для льда или для земли. В процессе эксплуатации регулярно затачивайте лезвие агрегата. Для этого лучше всего использовать мелко- или среднезернистый брусок или наждачную бумагу, обозначенную маркировкой H4 или H6.
Как сделать ледобур из бензопилы своими руками?
Бур из бензопилы собирается в несколько этапов. К каждому из них нужно отнестись внимательно. В противном случае появится риск быстрой поломки одного из важных элементов устройства.
Как выбрать редуктор?
Вначале нужно выбрать редуктор на бензопилу для бура. При покупке элемента следует учесть такие важные факторы, как мощность двигателя бензопилы и размеры бура. Нужно помнить, что моторы большинства бензиновых инструментов обладают высокой мощностью. Если при работе мотобур из бензопилы будет вращаться на слишком высокой скорости, то с ним невозможно будет работать. При этом, если редуктор станет передавать на используемый выходной вал слишком низкое вращательное усилие, то от использования бензинового инструмента будет очень мало пользы. По этим причинам нужно сделать точные расчеты параметров редуктора.
В большинстве случаев помимо редуктора на ямобур из бензопилы устанавливается вал отбора мощности. Он регулирует скорость вращения коленчатого вала двигателя без потерь в его мощности. Это дает возможность сделать работу бура более эффективной, и снизить количество потребляемого мотором горючего.
Самостоятельное изготовление корпуса
Насадка на бензопилу для бурения льда должна быть оборудована надежным корпусом. Этот элемент устройства будет защищать все внутренние детали оборудования от механических повреждений, а также попадания внутрь конструкции пыли, мусора и влаги. Для изготовления корпуса нужно использовать металлические трубы, на которых нет следов ржавчины или других дефектов. Трубы потребуется согнуть в форме рамок.
Это делается в следующем порядке:
- Для начала от первой трубы потребуется отмерить кусок, длина которого должна быть равна периметру запланированной рамы. Оптимальным будет отрезок, длиной примерно 160 см;
- Затем на поверхности подготовленного отрезка потребуется сделать надрезы, глубина которых не должна превышать 1/3 от радиуса используемой трубы. Эти надрезы должны располагаться в местах изгибов отрезка. Чтобы труба легко сгибалась, в каждом месте ее изгиба нужно проделать по 4–6 надрезов на расстоянии 5 мм друг от друга. В случае если во время сгибания трубы не удастся получить ровный прямой угол, то нанесенные надрезы потребуется немного сточить болгаркой;
- После сгибания отрезка все соединения и углы останется заварить ручным сварочным аппаратом.
В таком же порядке потребуется сделать еще одну раму, периметр которой должен составлять примерно 40 см. Затем две рамы нужно соединить таким образом, чтобы расстояние между их плоскостями составляло около 35 см. Во время сборки рамы нужно убедиться в том, что в ее углах установлены куски металлических труб примерно одинаковых размеров.
В результате должен получиться корпус с формой четырехугольной равномерной усеченной пирамиды. Внутри него потребуется надежно закрепить двигатель от бензопилы, а также редуктор и другие элементы бура.
Методы установки двигателя для бура
Результатом предыдущих действий стал предварительно снятый двигатель от бензопилы , а также надежный корпус, внутри которого расположен редуктор. Имеющиеся элементы потребуется соединить между собой. Для этого нужно продумать метод их соединения.
Если мотор в будущем будет использоваться исключительно для бурения отверстий, то бур из бензопилы для земли или льда можно сделать в виде цельной конструкции. В этом случае используемый двигатель не будет сниматься, и его крепление будет более надежным.
В случае если мотор иногда будет сниматься для его монтажа обратно на бензопилу, то его крепление потребуется сделать съемным. Этот вариант более практичен в использовании, однако крепление двигателя в этом случае будет менее надежным.
Чтобы сделать съемное крепление, в изготовленном корпусе нужно проделать большое отверстие для фиксации мотора. Его диаметр должен быть одинаковым с размерами используемого ДВС. Далее потребуется тщательно продумать крепление двигателя. Оно должно быть максимально надёжным, и малозатратным по времени. Лучше всего использовать для фиксации мотора несколько болтов и гаек. В этом случае владельцу бура потребуется только открутить болты, приподнять крышку корпуса и аккуратно извлечь мотор.
Во время планировки крепления двигателя следует предусмотреть свободный доступ к емкостям для заправки горючим и моторным маслом. Также владелец бура должен иметь доступ к клапану, который нужен для регулировки давления в цилиндре двигателя.
Лучше всего оборудовать бур для рыбалки двигателем от старой бензопилы. Этот мотор можно установить стационарно, и не снимать его на протяжении всего срока эксплуатации бура. Для крепления старого двигателя потребуется рамы. Она должна находиться в верхней части оборудования. При установке мотора на раму потребуется вывести горловину для заливки горючего и масла. В этой же части устройства нужно установить аварийный выключатель. Этот элемент очень важен в случаях, если бур будет использоваться не только для льда, но и для земли. Аварийный выключатель даст возможность отключить оборудование тогда, когда почва оказалась слишком твердой.
Чаще всего для изготовления бура используют моторы от бензопил Урал. Эти ДВС требуют минимальных доработок. Единственный минус заключается в том, что работать с этими двигателями смогут только люди среднего и высокого роста.
Самостоятельное крепление бура
Рабочая насадка самодельного бура должна быть надежно закреплена. Сделать это можно несколькими способами. Первый из них заключается в использовании трубы, на которой крепиться редуктор и используемый бур. Важное преимущество этого метода заключается в том, что при необходимости поврежденный элемент можно будет быстро заменить.
Второй способ более сложный в выполнении, однако он даст возможность бурить не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении. Для этого нужна рама, сделанная из металлической трубы. В дальнейшем к раме потребуется приварить еще один отрезок вертикальной трубы. К готовому корпусу также нужно приварить несколько металлических колец. Внутри колец не должно быть зазоров. При установке бура кольца нужно надеть на вертикальную трубу. После этого можно начать эксплуатацию бура из бензопилы.
В этого метода есть два недостатка. Первый из них заключается в увеличении веса оборудования, а второй – в сложностях при работе из-за вертикальной трубы.
Насадка бур для бензопилы – особенности применения
Конечно, изготовить мотобур из бензопилы – процедура более увлекательная и бюджетная. Однако если нет желания тратить свое время и силы, то можно приобрести уже готовую насадку, которую можно устанавливать на бытовой инструмент в целях проделки отверстия в грунте или льду.
Такого рода готовая приставка к бензопиле значительно выигрывает в самодельного ледобура, так как она изготавливается из стали, которая в разы крепче фанеры. Она отличается меньшими размерами, ее проще транспортировать. Кроме того, благодаря применению технологии заводской заточки восстанавливать затупленные лезвия купленной насадки требуется гораздо реже.
Устанавливать и применять приставку-ледобур довольно просто. Для этого шина и пильная цепь бензопилы снимаются, а вместо них монтируется шнек с лезвиями. После этого вам останется установить нижнюю часть мотобура над местом, в котором нужно проделать отверстие, и запустить мотор агрегата.
Пилорама из бензопилы
Пилорама из бензопилы представляет собой инструмент, закрепленный на подвижной муфте, сваренной из стального профиля. Узел должен быть прочным и геометрически ровным, что повысит качество работы и снизит вибрации. В качестве направляющей используется толстостенная труба с гладкой поверхностью или иные приспособления. Доработка пилы заключается в установке модернизированных креплений для цепи, изготовленных из 6-гранного стального прутка. Регулировка толщины спила осуществляется при помощи подвижной стойки.
Конструкция приспособления позволяет развернуть импровизированный станок на месте заготовки древесины. В качестве направляющих применяются боковые поверхности алюминиевой лестницы. Поскольку доработок корпуса пилы не требуется, то она может использоваться как отдельный инструмент, в отличие от снегоуборщика из бензопилы.