Трактор Т-74 является машиной гусеничного типа, предназначенной в основном для выполнения всех работ в сельском хозяйстве. Данная модель была создана за счет полного усовершенствования такого трактора, как ДТ-54. Также Т-74 можно назвать своеобразной модификацией. Выпуск трактора был налажен на Харьковском тракторном заводе еще в 1962 году, также в производстве принимал участие и Алтайский тракторный завод, но позже, спустя 21 год, а именно осенью 1983 года модель Т-74 была окончательно снята с производства. За все годы производства было выпущено около 880 тысяч тракторов. С завода трактор оснащался дизельным силовым агрегатом марки СМД-14А, способным развить 75 лошадиных сил максимальной мощности. Благодаря довольно хорошим тяговым характеристикам, данный трактор относится к 3 классу тяговой спецтехники.
Навигация по статье
Назначение
Трактор Т-74 в советское время был самой востребованной техникой в проведении сельскохозяйственных работ, но стоить отметить, что и на данный момент эксплуатация данного трактора также актуальна, как и ранее. Трактор способен выполнить весь комплекс необходимых работ, а именно вспахивание поля с разнообразным видом почвы, культивирование, боронирование, подготовка почвы к посевным работам, посев и сборка урожая. На этом его спектр работ не заканчивается, так как он участвует в строительстве дорог и других масштабных объектов, мелиорации и транспортировке различных тяжелых грузов.
Отзывы
- Антон, Петропавловск. Классный советский трактор с гусеничным шасси. В нем есть все самое необходимое для эффективной и бесперебойной работы – при условии, если регулярно обслуживать машину. Делается это просто, ведь для ремонта не понадобится сложных приспособлений. В салоне относительно комфортно, насколько это возможно для машины 30-летней давности. Но я люблю советскую технику, хотя и выбирать мне особо не пришлось. Что дали, на том и работаю. Окучивание грунта, культивация, вспашка, погрузочные, разгрузочные, монтажные мероприятия – со всем этим Т-74 справляется без проблем.
- Алексей, Ленинградская область. Т-74 – универсальный трактор для повсеместного использования. По опыту могу сказать, что гусеничное шасси гораздо лучше, чем колесная компоновка, особенно на бездорожье. Машина легко цепляется за грунт, и при этом не закапывается. Гусеницы равномерно распределяют общий вес трактора, и благодаря этому обеспечивается низкое удельное давление на грунт, и за счет этого машина не закапывается в почву. Это позволяет нашему трактору преодолевать даже раскисший грунт и болотные водоемы. Из недостатков можно отметить высокий расход топлива, высокую токсичность мотора из-за черного выхлопного дыма, шум и вибрации в салоне – исходящие от мотора и отопителя. Не смотря на минусы, машина справляется с любыми сельскохозяйственными операциями, а также погрузочными и монтажными работами.
- Дмитрий, Томск. Машина в целом понравилась, была приобретена два года назад в хорошем состоянии, специально для обработки сельскохозяйственных угодий. Трактор оснащен широкозахватными орудиями и прицепным устройством. Это позволяет выполнять погрузочные и разгрузочные работы, бороновать и окучивать грунт, выполнять посев и уборку урожая. Старенький дизель в меру мощный и тяговитый, его все еще хватает для бездорожья. Немаловажную роль играют и гусеницы, и большой дорожный просвет. Машина отличается ремонтопригодностью, и ее можно чинить даже в полевых условиях. Поэтому наши работники постоянно берут с собой комплект инструментов.
Навесное оборудование
Широкое предназначение данный трактор получил благодаря возможности применять в работе разнообразное дополнительное навесное оборудование. Исходя из того, что трактор является полной модификацией ДТ-54, то набор узлов навесного оборудования практический такой же, за исключением добавления нескольких новых агрегатов. Для использования к трактору прилагается следующее навесное оборудование:
- Специальные косилки серии КН-14.
- Плужные агрегаты, а именно ПН-4-35, ПРН-4-35 и ПБН-2-60.
- Навесные культиваторы КРН-3, КРН-5, КРН-3К и 3КПН-3В.
- Специальное боронировочное оборудование ЗБДН-2 и ЗРБН-3.
- Различные посадочные агрегаты, применяемые в основном в посадке деревьев СЛН-1.
- Оборудование, предназначенное для рассадки различных культур СРН-8.
- Мелиоративные агрегаты.
- Поливочное оборудование ДДА-100М.
- Разнообразные бесповоротные строительные и сельскохозяйственные отвалы.
Также помимо навесного оборудования имеется еще и прицепное, применение которого часто востребовано в транспортировочных работах.
Трактор ДТ-54
В основе машины находится рама, собранная из 2 продольных швеллеров, переднего бруса, 2 центральных поперечин и кормовой оси круглого сечения. Опорные катки размещены на 4 каретках, оснащенных пружинными подвесками. Использование гусеничной ходовой части позволило использовать машину на труднопроходимой и заболоченной местности.
На тракторе применялся оригинальный 4-цилиндровый вихрекамерный дизельный двигатель модели Д-54. Двигатель оснащался единой головкой блока. Агрегат при рабочем объеме 7460 см³ развивал мощность 54 л.с. при 1 300 об/мин. Пуск выполнялся бензиновым мотором ПД-10, установленным через 2-ступенчатый редуктор. На тракторе использовалось сухое сцепление с 1 диском и 5-ступенчатая коробка передач с дополнительным ходоуменьшителем. По отдельному заказу коробка комплектовалась валом и приводными шкивами для работы с навесным оборудованием.
Управление осуществляется педалями и рычагами, установленными в кабине оператора. Ранние выпуски оснащены общей системой управления бортовыми фрикционами и тормозами поворота. Впоследствии система стала раздельной. Кабина закрытого типа, оснащается системой отопления. Нагретый воздух подается вентилятором через отверстия в передней стенке кабины. Отверстия снабжены поворотной заслонкой, которая регулирует подачу воздуха.
После модернизации, проведенной в середине 50-х годов, трактор и двигатель получили обозначение 54А. Доработки коснулись поршневой группы, изменились фазы газораспределения и впрыска топлива, стал применяться генератор переменного тока. Улучшенные технические характеристики позволили повысить производительность работы при одновременном снижении затрат на топливо и техническое обслуживание. Тяговые свойства и номенклатура навесного оборудования не изменились.
Гидравлическая система сохранила раздельную схему подачи жидкости к агрегатам. Навесной механизм мог собираться по схеме с 2 и 3 точками крепления. Для привода оборудования использовался вал, подключенный к валу заднего хода в коробке передач через муфту кулачкового типа.
Модификации
За все годы производства было разработано пять не совсем значительных модификаций данного трактора. Все версии, в техническом плане особых различий не имеют, за исключением доработки гидравлической системы, в результате чего для применения стало доступно больше разнообразных навесных агрегатов и приспособлений, и была повышена мощность и грузоподъемность самой гидравлической системы. Сам же трактор Т-74 имеет следующие модификации:
- Модификация С1 обладает раздельной гидравлической системой, оборудованной четырьмя силовыми цилиндрами, а точнее одним стационарным и тремя выносными. В комплектацию данной версии входили специальные механизмы, предназначенные для крепления к трактору различного дополнительного оборудования. Эксплуатационный вес данной модификации составляет 5770 килограмм.
- Модификация С2 является простой версией, в которой конструкторами были убраны цилиндры гидравлической системы и механизмы для крепления навесных агрегатов. За счет этого, эксплуатационный вес модификации был снижен до 5520 килограмм.
- Модификация С3 отличается от предыдущей, полным отсутствием некоторых составляющих гидравлической системы. Вследствие этого, масса данной версии составляет ровно 5400 килограмм.
- Модификация С4 идентична с первой версией, так как в данной гидравлическая система получила снова основной цилиндр, а также был добавлен специальный механизм для установки дополнительных навесных агрегатов. В результате этого, масса трактора была повышена до 5720 килограмм.
- Модификация С9 технически схожа с версией С2, так как у модификации отсутствуют все силовые цилиндры гидравлической системы. За счет этого, эксплуатационный вес данной модификации составляет ровно 5500 килограмм.
Видео трактора Т-74 в работе
В состав рабочего оборудования Т-74 входят вал отбора мощности, 3-золотниковый распределитель гидросистемы, раздельно-агрегатная гидравлическая система и навесное заднее устройство.
Трактор отличается комфортными условиями труда. Он имеет обогреваемую закрытую кабину с 2-местным сиденьем, оборудованным мягкой спинкой. Нагретый воздух попадает сюда от мотора по кожуху. Регулировка его поступления осуществляется специальной заслонкой. Также кабина снабжена ручным стеклоочистителем лобового стекла.
Управление оборотами дизеля происходит посредством рычагов, управление поворотом техники – с помощью педали торможения гусениц и одного рычага. Передачи в Т-74 можно переключать лишь при выключенной муфте сцепления. Главными рабочими передачами считаются вторая-четвертая. Более высокие передачи применяются при транспортировке грузов и работе со специальными устройствами. Для преодоления сильных сопротивлений используется первая передача.
Электрооборудование в тракторе функционирует на постоянном токе в 12 В. В его составе числятся: реле-регулятор, плафон освещения кабины, 180-ваттный генератор, стартер пускового двигателя, амперметр, электродвигатель вентилятора, аккумулятор, лампы освещения щитка, звуковой сигнал и фары.
Технические характеристики
Эксплуатационная масса базовой версии трактора составляет 5910 килограмм. Длина, от края до края, составляет 4225 миллиметров. Ширина с краями гусениц обладает значением в 1845 миллиметров. Высота, от самого низа и до крыши трактора составляет 2325 миллиметров. Дорожный просвет, как спереди, так и сзади составляет 280 миллиметров. Расстояние между гусениц имеет значение в 1435 миллиметров. Продольная база всей конструкции трактора составляет 1622 миллиметра. Трактор оказывает среднее давление на грунт в 0.42 килограмма на квадратный сантиметр.
Трансмиссия трактора оснащена двухдисковой муфтой сцепления и шестиступенчатой механической коробкой переключения передач. В КПП входят пять передач для движения трактора вперед и одна передача для движения трактора задним ходом. Само же сцепление управляется ножным приводом. Также предусмотрена установка ходоуменьшителя. Максимальная скорость машины составляет 11.5 километров в час.
На тракторе установлен дизельный двигатель марки СМД-14А с рядным расположением четырех поршней. Он способен развить максимальную мощность в 75 лошадиных сил. Также имеется довольно большой топливный бак, емкость которого равняется 218-ти литрам. Расход топлива обладает значением в 195 грамм на киловатт в час.
Гидравлическая система состоит из задней навески, распределителей и гидравлического насоса.
Устройство
При создании Т 74 брали за основу тракторные агрегаты Т-75, ДТ-54. Рама агрегата швеллерная, швеллеры продольного типа соединяются при помощи бруса спереди, ось соединяет их сзади.Брусья поперечного крепления соединяют швеллеры по центру рамы.Спереди рамы установлен мотор, сзади установлена кабина. Система сцепления двухдисковая. Коробка передач сделана с механическим переключением, предусмотрено 6 ступеней передач. Этой коробкой управляют два рычага:
Рычаг | Первый | Второй |
Нейтральная передача | + | + |
Рабочие передачи | + | — |
Повышенные передачи | + | — |
Передача движения назад | — | + |
Передачи движения вперед (3 шт.) | — | + |
При выключенной передаче, сначала включаем ее, а потом включаем группу передач.
Кабина
Рабочее место представляет собой двухместную цельнометаллическую кабину. Два мягких сиденья без изменения конфигурации спинки. Обогрев кабины производится при помощи тёплого воздуха, который идёт от двигателя. Температура регулируется специальной заслонкой. Система вентиляции – естественного типа.
Комплектация
Трактор Т 74 поставляется с набором рабочих инструментов:
- Вал по отбору уровня мощности;
- Трехзолотниковый распределительный элемент;
- Гидросистема раздельно-агрегатного вида;
- Навесной механизм заднего присоединения.
В электрооборудовании ДТ 74 применяются такие изделия: регуляторное реле; лампа, освещающая кабину; генератор мощностью 180 Вольт; стартер двигателя; аккумуляторная батарея; осветительные фары; механизм звукового сигнала.
Габаритные размеры
- длина с навесным механизмом в транспортном положении — 4225 мм;
- длина без навесного механизма — 3825 мм;
- ширина — 1845 мм;
- высота 2325 мм;
- продольная база — 1622 мм;
- ширина колеи (номинальная) — 1435 мм;
- дорожный просвет в самом низком месте (болт бугеля для крепления коробки передач) — 280 мм;
- удельная металлоемкость — 72 кг/л.с.;
- номинальное тяговое усилие — 3 тонны;
- эксплуатационный вес заправленного трактора Т-74 — 5770 кг без противовеса;
- удельное давление на грунт — 0,42 кг/см2.
Механизмы управления на тракторе
Дизельные обороты регулируются при помощи специального рычага. Повороты трактор Т-74 осуществляет при помощи одного из двух рычагов и благодаря имеющейся педали торможения гусеничного механизма. Процесс переключения передач возможен исключительно при полном выключении муфты сцепления. Основные рабочие передачи: вторая – четвёртая. Пятую и шестую используют для работ со специальной машиной и при процессе транспортировки груза.
Первую передачу можно применять в единственном случае: при преодолении кратковременно повышенного сопротивления. Весь механизм электрооборудования работает при постоянном поступлении тока (номинальное напряжение при этом должно составлять 12 В). В электрооборудование входят: генератор (мощность – 180 Вт), реле-регулятор, аккумулятор, стартер для запуска двигателя, сигнал звука, амперметр, фары (четыре штуки), лампа освещения приборного щитка (две единицы), плафон для подсветки в кабине, кабинный вентиляторный электродвигатель. Во время работы с различными навесными элементами при включении скорости необходимо подать звуковой сигнал, после чего начинать движение без рывков, плавно. Переезжая через бугры, канавы и прочие препятствия, следует использовать малую скорость, не допуская кренов и раскачивания.
Особенности
Грузоподъемность гидравлической системы трактора составляет ровно 2000 килограмм, а также трактор способен тянуть за собой вес до 3000 килограмм, что также существенно расширяет его спектр выполняемых работ, как в сельском хозяйстве, так и в строительстве, где трактор может использоваться вместо тягача. Кабина машины возведена на виброизоляционной платформе, которая гасит сильные вибрации, исходящие от трансмиссии и других механизмов.
Трактор пользуется довольно большой популярностью и в наши дни благодаря своей простой конструкции и устройству, так как при появлении неполадки в работе различных механизмов, возможно быстро найти причину и устранить её. Так же ремонт трактора не вызовет большой траты денежных средств и долгого поиска необходимых запасных частей, ведь стоимость на них низкая, а доступность же наоборот, довольно высокая.
Мощный и экономичный силовой агрегат трактора позволит выполнять работу любой сложности довольно долгое время без остановок на заправку топливного бака, что также является важным в абсолютно любых сферах деятельности. Также двигатель очень надежный, с огромным эксплуатационным ресурсом и не вызовет частых ремонтных работ.
Машина вышла маневренной и обладает хорошей проходимостью, что позволяет эксплуатацию в труднодоступных для другой техники местах и на почве с различной стойкостью структуры.
Трактор Т-74
Трактор Т-74 – советская модель гусеничных тракторов, имеющая 3-ий тяговый класс. Производитель данной техники – Харьковский тракторный завод. Основой при разработке модели Т-74 выступили трактора Т-75 и ДТ-54, прошедшие глубокую модернизацию. Первые Т-74 были выпущены в апреле 1962-го года. Производство данной модели официально завершилось в ноябре 1983-го года. За этот период было выпущено 880792 экземпляра трактора.
Т-74 отлично подходит для выполнения классических сельскохозяйственных работ: уборки урожая прицепными, полунавесными и навесными машинами и орудиями на больших скоростях или сплошной обработке грунта. Также трактор активно используется в дорожных, строительных и мелиоративных работах, в различных операциях в сельском хозяйстве и при перевозке массивных грузов в сложных условиях и на плохих дорогах.
Продукт Харьковского тракторного завода оказался весьма востребованным и производился в 5 модификациях:
- Т-74-С1 – оснащался раздельно-агрегатной гидравлической системой, 3 выносными и основным гидроцилиндрами и механизмом навески;
- Т-74-С9 – получил те же свойства, что Т-74-С1, но не имел механизма навески, выносных и основного цилиндров;
- Т-74-С4 – комплектовался механизмом навески, основным цилиндром и раздельно-агрегатной гидросистемой;
- Т-74-С3 – не имел агрегатов гидросистемы;
- Т-74-С2 – получил те же, что и Т-74-С1 отличия, но без механизма навески и основного цилиндра.
Двигатель
Трактор Т-74 оснащен дизельным двигателем марки СМД-14А с рядным расположением четырех поршней, максимально допустимая мощность которого обладает значением 75 лошадиных сил. Данный силовой агрегат имеет водяное охлаждение и вихрекамерное смесеобразование. Рабочий объем всех цилиндров вместе взятых составляет 6.33 литра. Диаметр одного цилиндра, как и у многих других подобных тракторов составляет 120 миллиметров, а ход поршня обладает значением в 140 миллиметров. Максимальные вращения коленчатого вала достигают отметки в 1830 оборотов в минуту. Вращения коленчатого вала на холостом ходе составляют не более 600 оборотов в минуту. Степень сжатия в камере сгорания достигает отметки в 17. При средней нагрузке на двигатель расход топлива доходит до 195 грамм на киловатт в час. Топливный насос четырех плунжерный секционный, работающий от правого вращения. Регулятор всережимный, центробежного типа. Вес всего двигателя без каких-либо жидкостей составляет 675 килограмм. Запуск силового агрегата осуществляется пусковым бензиновым двигателем марки ПД-10М-2, который в свою очередь запускается обыкновенным электрическим стартером.
Основные элементы
Техника имеет следующие конструктивные элементы:
- Двигатель дизельного типа. Он имеет 4 рабочих цилиндра и камеру сгорания вихревого вида. Мотор снабжен циклонным фильтром. Вся собранная пыль удаляется из системы вместе с выхлопными газами. Масляный радиатор является ведущим элементом смазочной конструкции. При низких температурах мотор приводится в рабочее состояние при помощи специального подогревателя. Это компактный бензиновый прибор с редуктором, его модель ПД-10М-2.
- Коробка передач снабжена четырьмя режимами работы, в каждом из которых присутствует по 3-4 скорости: задняя передача, замедленное движение, рабочий и транспортный ход.
- Ходовая часть трактора базируется на швеллерной раме. Пара элементов соединяется прочными брусками и цельнометаллической осью. Снизу крепится гусеничное полотно на расстоянии от 40 до 80 миллиметров. Этот промежуток подвергается регулировке при помощи оси. Также есть возможность регулировки опорных катков, которые присутствуют в гусеничном механизме.
- Основа электрического оборудования — генератор с реле. С ним соседствуют аккумулятор, стартер, подогреватель, лампы подсветки щитка приборов, гудок и фары. Все элементы работают от постоянной подачи тока 12 В.
Режимы меняются посредством смены положения гидравлических муфт. Эти операции можно производить исключительно во время полной остановки машины.
Цена нового и б/у
Приобрести в настоящее время новый трактор Т-74 является невозможной задачей, так как производство данной машины было прекращено еще осенью 1983 года. В продаже доступен лишь б/у вариант трактора, стоимость на который составляет от 30 тысяч до 70 тысяч рублей. Стоимость напрямую зависит от года выпуска машины, состояния (техническое и в некоторых случаях внешнее), версии модифицированной модели и от входящих в комплект к трактору различных дополнительных приспособлений или же агрегатов.
Основные неисправности и способы их устранения
Если двигатель трактора Т-74 чрезмерно греется во время эксплуатации (основной причиной является нагревание масла в картере):
- Засорилось межреберное пространство (следует остановить двигатель и очистить его);
- Засорилась защитная сетка вентилятора (следует ее очистить);
- Слабое натяжение или обрыв ремня вентилятора (необходимо откорректировать его положение или заменить);
- Нехватка или чрезмерное количество смазочного материала (долейте или слейте его);
- Слишком большая нагрузка на мотор.
Следующие поломки могли привести к тому, что мотор не выдает необходимую мощность:
- Засорен фильтр топливной системы;
- Форсунки могут быть засорены или неисправны;
- Выход из строя топливного насоса.
Достоинства и недостатки
Отзывы владельцев машин ДТ-54А и 74 позволяют выделить ряд положительных сторон техники:
- возможность работы с агрегатами для культивирования почвы;
- маневренность;
- проходимость;
- ремонтопригодность;
- низкая цена, возможность применения запасных частей от другой техники;
- возможность модернизации двигателя СМД-14А путем установки турбины и измененной поршневой группы.
Отрицательными чертами тракторов являются:
- устаревшая конструкция, сложности с приобретением запасных частей;
- сложности с запуском двигателя СМД-14А в зимнее время;
- шумная кабина;
- отсутствие регулировок сидения оператора;
- малая транспортная скорость, усложняющая перегонку машины.