Челябинский тракторный з-д выпускал бульдозер т 170 с 1988 по 2002 год. Но и сегодня бульдозеры этой марки безупречно работают на стройках нашей страны. Это промышленный тяжелый гусеничный трактор 10 тягового класса с общим и специальным назначением, рассчитан для работы во всех климатических зонах.
Изначально конструкция была основана по принципу устройства трактора Т 130, но дополнена возможностью установки большего числа навесного оборудования и разновидностей гусеничных полотен, увеличена мощность силового агрегата, стали комфортнее условия работы машиниста.
Т 170 имеет неоспоримые преимущества:
- простая и надежная сборка;
- мощность и высокая проходимость;
- низкая стоимость.
На базе бульдозера ЧТЗ Т 170 завод на протяжении 14 лет выпустил более 70 видовтяжелой сельскохозяйственной техники, присутствовавшей на всех крупных стройках и объектах хозяйства того времени.
Учитывая этот факт, возникла острая необходимость в обслуживании. Так был создан дополнительный комплекс «Уралремтрак», осуществлявший ремонт и обслуживание всех видов техники на базе Т 170. Оба предприятия функционируют и сегодня.
Трактор Т-130
Эту модель является усовершенствованной модернизацией классического Т-100 производства Челябинского тракторного завода – Уралтрак. История гусеничного Т-130 начинается в 1960 году. Этот трактор оборудован усовершенствованной трансмиссией и относится к 6 классу тяги. К основной области применения Т-130 относятся бульдозерные работы, глубокая вспашка целинных земель, транспортировка тяжелых грузов по бездорожью. Также эта машина использовался для вбивания свай и прокладки труб.
Трактор Т-130
Отличительными характеристиками гусеничного трактора Т-130 называются универсальность запчастей, низкая стоимость (по сравнению с другими налогами) и простота конструкции. Несмотря на свой почти пенсионный возраст (последняя модель была выпущена в 1988 году) и большую историю, Т-130 и сейчас встречается на строительных площадках.
Плюсы и минусы
Такая техника не может быть полностью идеальна, всегда будут какие-то минусы. Познаются они в работе.
Плюсы:
- высокая проходимость за счет ходовой и агротехнического дорожного просвета в 415 мм;
- трактор Т-170 можно выгодно использовать в любой сфере деятельности – универсальность;
- надежность за счет качественных элементов и простоты конструкции;
- в случае поломок всегда найдутся запчасти, плюс сами работы с легкостью выполняются самостоятельно;
- для трактора такого уровня он является экономичным;
- виброизоляция кабины;
- огромное количество модификаций;
- разборная конструкция для доставки техники (некоторые относят к минусу).
По сути это самые основные достоинства, есть еще куча мелочей, но перечислять их нет смысла. Теперь пройдемся по минусам:
- использование фрикционных муфт от предшественника, они не рассчитаны на такие нагрузки и часто подлежат замене;
- сложность конструкции рулевого управления, это также касается его ремонта. В этом он проигрывает конкурентам;
- низкий уровень комфорта оператора.
Технические характеристики
Бульдозер Т-130 имеет следующие габаритные размеры:5193×2475×3085 мм. Междуколесное расстояние составляет 1880 мм. Вес трактора Т130 составляет 14320 кг. Удельное давление на почву бульдозера составляет 0,5 кг на 1 см2.
Характеристики
Марка двигателя | Д180.111-1(Д-160.11) |
Тип двигателя | Четырехтактный дизельный, с турбонаддувом, многотопливный |
Мощность двигателя, кВт (л.с.) | 125 (170) |
Удельный расход топлива, г/кВт*ч | 218 (160) |
Масса конструкционная, кг | 12720 |
Дорожный просвет, мм | 415 |
Тяговый класс | 10 |
База, мм | 2478 |
Колея, мм | 1880 |
Топливный бак, л | 290 |
Система охлаждения, л | 60 |
Система смазки двигателя, л | 32 |
Гидравлическая система, л | 100 |
Двигатель
Трактор Т-130 оборудован четырехтактным дизельным двигателем Д-160 с 140 лошадиными силами и турбонаддувом. Вес мотора равномерно распределен на раме, что делает машину более устойчивой к нагрузкам.
Устройство двигателя Д-160
Пуск основного двигателя происходит при помощи вспомогательного бензинового. Это конструкторское решение позволило упростить запуск мотора при отрицательных температурах. Мотор гусеничного трактора Т130 имеет водяное охлаждение с принудительным центробежным насосом.
Бульдозер б-170
Бульдозер б-170 выпускался на Челябинском транспортном заводе в период с 1988 по 2002 года. Под б-170 понимают целый ряд бульдозеров и тракторов 10 тягового класса, выпускаемых заводом ЧТЗ. Базой бульдозера является промышленный трактор т-170, поэтому технические характеристики б-170 находятся так же на высоком уровне. За 14 лет, в течение которых выпускался бульдозер, он зарекомендовал себя только с положительной стороны. Этот бульдозер обладает высокой ремонтопригодностью, способен работать даже в самых суровых местах нашей страны. Аналогов на отечественном рынке спецтехники практически не существует. Конкуренцию составляют только бульдозеры зарубежного производства, но цена бульдозера б-170 значительно ниже, чем у зарубежных аналогов.
Тракторы Т-170 и бульдозеры Б-170 производились на ЧТЗ в период с 1988 по 2002 года |
Ремонтопригодность бульдозера связано с тем, что б-170 разработали в результате модернизации трактора Т-130, увеличив мощность двигателя до 170, а затем и до 180 л.с., и одновременным снижением удельного расхода топлива. Передаточное число бортового редуктора бульдозера Б-170 подняли в 1,5 раза повысив максимальное тяговое усилие и существенно разгрузив силовую передачу, ресурс бульдозера Т-170 до первого капитального ремонта возрос до 8, а затем до 10 тысяч мото-часов, технические характеристики б-170 соответствовали всем мировым стандартам.
Инструкция по эксплуатации
Правила ухода за бульдозером Т-130 и особенности его применения описаны в инструкции по применению. Далее представлены выдержки из правил обслуживания и исправления основных неисправностей.
Техническое обслуживание
Гусеничные трактора Т-130 в основном применяются в тяжелых условиях и с большими нагрузками. Для того чтобы техника прослужила максимально долго и эффективно необходимо проводить техническое обслуживание в соответствии с инструкцией по применению.
Трансмиссионное масло подлежит замене один раз в год, перед началом эксплуатации или через 1000 отработанных часов.
Перед каждым выездом необходимо проверить наличие и достаточное количество топлива, проверить работу тормозной и рулевой системы, осмотреть машину на предмет неестественной деформации или чрезмерного износа каких-либо деталей.
Масло М-10Г2к Масло М-10ДМ
Замена моторного масла должна происходить спустя 500 часов эксплуатации. Летом рекомендуется использовать М-10Г2к, в зимнее время М-10ДМ.
Основные неисправности и способы их устранения
Самым уязвимым местом в тракторе Т-130 является гусеницы. Они предоставляют возможность передвигаться по тяжелым почвам, поэтому выдерживают колоссальные нагрузки. Поэтому периодически необходимо осматривать и подтягивать звенья гусениц.
Многие владельцы жалуются на то, что коробка передач не фиксируется, в этом случае необходимо выполнить следующие действия:
- Смазать доступные механизмы смазкой;
- Залить масло в коробку передач;
- Отрегулировать положение муфты сцепления.
Если двигатель не заводится, то следующие причины могли привести к этому:
- Нехватка дизеля;
- Засорились топливные или воздушные фильтры;
- Проблемы с системой запуска или подачи топлива;
- Неверная настройка топливной смеси в карбюраторе;
- Попадание воздуха в топливную систему.
Преимущества с недостатками
Как плюсы агрегата следует отметить следующие показатели:
- универсальность машины;
- работоспособность при любом климате;
- длительный моторесурс;
- ремонтная доступность;
- простота управления;
- покупательная доступность.
Одновременно стоит упомянуть минусы, присущие этому трактору:
- Транспортировка допустима лишь при снятом дополнительном оборудовании.
- Плохая шумоизоляция.
- Быстрое стирание фрикционной муфты.
Эту модель отличает оптимальный баланс параметров качества и стоимости, что отмечено в отзывах владельцев.
Навесные приспособления
Комплект навесных приспособлений на тракторе гидравлический, раздельно-агрегатный. Он предназначен, чтобы выполнять необходимые работы, используя два варианта навесного оборудования: заднее с передним (маятниковое либо жесткое исполнение). Гидравлическая система раздельно-агрегатного типа обслуживает функционирование прицепного или навесного приспособления.
К передней навеске крепят бульдозерный отвал одного из двух видов (шириной 2,5 либо 3,2 м). К задней навеске фиксируют различные корчеватели или рыхлители, системы для забивки свай либо укладки труб, оборудование, позволяющее перемещать лес. Позитивно себя зарекомендовал чистый вариант Т-130 при работах в поле: им удобно вспахивать целинные, ранее не обрабатываемые земли.
Машины по желанию покупателя комплектуют любым из возможных навесных приспособлений: прямым либо полусферическим отвалом, рыхлителем с одним или несколькими зубьями. Паспортные параметры навесного оборудования сведены в таблицу:
Вариант исполнения ковша | Полусферический | Прямой |
Способ перемены угла поперечного перекоса и резания | гидравлический вместе с винтовым раскосы | |
Ширина ковша | 3,31 м | 3,42 м |
Объем призмы | 4,75 куб. м | 4,28 куб. м |
Высота ковша | 1,31 м | |
Высота подъема | 1,02 м | |
Допустимое заглубление | 0,44 м | |
Разрешенный перекос | 0,63 (10°) | |
Предел изменения угла резания | 10° | |
Вес отвала | 2,313 т | 2,24 т |
Параметры рыхлителей:
Вариант | Однозубый | Многозубый |
Максимальное число зубьев | 1 | 3 |
Число вертикальных положений зубьев | 3 | |
Допустимое заглубление | 0,65 м | |
Угол рыхления | 45° с коротким наконечником; 30° с длинным наконечником | |
Вес | 1,555 т | 2,245 т |
Здесь можно скачать инструкцию по эксплуатации Т-130.
Отзывы
Немало пользователей ЧТЗ-130 делятся опытом эксплуатации этой техники. Они оставляют на специализированных форумах отзывы владельцев бульдозера, освещая особенности машины и ее качество. Если синтезировать эти записи, получится следующее резюме, характеризующее агрегат с точки зрения потребителя:
- Установка удобна наличием в торговых сетях запасных частей, поэтому ее ремонт не слишком сложен.
- Агрегат практически не вызывает проблем при заправке его даже некачественным отечественным дизтопливом.
- Технические характеристики этой модели трактора позволяют использовать ее эффективно в строительной либо ресурсодобывающей сфере промышленности.
- Машина имеет просторную кабину, водитель способен хорошо просматривать рабочую зону. Корпус снабжен приборами освещения, которых достаточно для хорошей видимости ночью либо в условиях плохой погоды.
- Недостатками практически все потребители называют слабую КПП, которая только ухудшает у машины управляемость, серьезно снижая ее общий КПД.
- Вес бульдозера довольно значительный, аналогично пользователи отзываются и о комплектующих деталях. Из-за этого без применения подъемных приспособлений появляется достаточно проблем при попытке заменить узлы ходовой системы либо силового оборудования.
- Немаловажной проблемой силовой установки признают ее невозможность долго работать вхолостую. Когда двигатель длительный период «тарахтит» на холостом ходу, турбина вскоре начинает пропускать из себя масло, поэтому ломается. Причина в практическом отсутствии поступления в мотор масла, необходимого для смазки поршней. Турбина функционирует без масла, увеличивается износ ее деталей, что провоцирует поломку.
- Также в числе существенных недостатков называют болтовое гусеничных башмаков. Крепеж периодически ослабляется, из-за чего требуется постоянно его контролировать, проверять целостность башмаков, подтягивать их.
- Во времена Советского Союза эксплуатировать трактор было одно удовольствие, поскольку солярка почти ничего не стоила. Совсем иная ситуация сейчас, когда дизтопливо весьма дорогое. Из-за этого современные владельцы техники отмечают большую производительность этой машины, но и ее высокий расход горючего. Необходимо для рентабельности использования агрегата обеспечивать его значительными объемами работ. Когда сравнить эту модель с ДТ-75, сразу бросается в глаза, что Т-130 намного производительнее и эффективнее, зато дизельного топлива потребляет вдвое больше. Из-за этого использовать его нужно на крупных строительных объектах: при сооружении дамб, очистке больших площадок, создании дорожных развязок, прокладке технологических трубопроводов.
Трактор отличается отменными техническими параметрами, благодаря чему он даже сейчас успешно эксплуатируется во многих коммунальных хозяйствах и строительных организациях.
Трансмиссия
Трактор оснащен механической либо гидромеханической системой трансмиссии с восьмью ступенями. Она имеет постоянно замкнутую для передачи вращения муфту сцепления с четырьмя дисками. Крутящий момент передает КПП с четырьмя валами.
Комплектуется узел бортовым редуктором на две ступени, многодисковыми сухими фрикционами, постоянно находящейся в зацеплении конической передачей. Наличие четырех валов в КПП позволяет включать восемь передних и четыре задних передачи. Максимальная тяга достигается при скорости 2,6 км/ч, и она имеет значение 128,2 кН.
Стоимость
Купить сейчас новый бульдозер этой модификации невозможно, поскольку его выпуск прекращен три десятилетия назад. Но вторичный рынок предлагает широкий выбор такой спецтехники, бывшей в эксплуатации.
Подержанная машина обойдется нуждающемуся потребителю примерно в 300–450 тысяч российских рублей. На конечную стоимость влияет объем наработанных моточасов, эксплуатационное состояние и год выпуска агрегата.