Основы Linux от основателя Gentoo. Часть 3 (1/4): Документация

Первый отрывок третьей части серии руководств для новичков. Практически всё, что нужно знать, чтобы найти справочную информацию по вашей системе. Короче, RTFM и не задавайте глупых вопросов.

Навигация по основам Linux от основателя Gentoo:
Часть I: 1, 2, 3, 4
Часть II: 1, 2, 3, 4, 5
Часть III
  1. Документация
    (вступление)
  2. Модель прав доступа
  3. Управление аккаунтами
  4. Настройка окружения (итоги и ссылки)

Предисловие

Об этом руководстве

Встречайте «Администрирование для продолжающих», третье из четырех пособий, созданных для подготовки к экзамену «Linux Professional Institute’s 101» (2-ая редакция). Данная часть идеальна для тех, кто хочет улучшить свои знания фундаментальных основ администрирования Linux. Мы охватим ряд тем, включая системную и интернет документацию, модель прав доступа в Linux, управление аккаунтами пользователей и настройку окружения входа в систему.
Если вы новичок в Linux, рекомендуем начать с Частей и . Для некоторых большая часть информации, изложенной в самоучителе, будет новой, но более опытные пользователи могут использовать его для того, чтобы отточить свои навыки администрирования Linux.

В конце серии этих руководств (всего их восемь, подготавливающих к экзаменам LPI 101 и 102) у вас будут все знания, необходимые для того, чтобы стать системным администратором Linux систем, а так-же вы будете готовы к получению сертификата LPIC уровня 1 от института Linux Professional.

Системная и сетевая документация

Типы системной документации в Linux

Существует три основных источника документации в Linux системах: страницы руководств (маны), info-страницы и поставляемая с приложениями документация в /usr/share/doc

. В этом разделе мы рассмотрим каждый из этих источников, перед тем, как обращаться во внешний мир за дополнительной информацией.

Страницы руководств

Страницы руководств, или “man (от англ. manual — руководство) страницы”, ман-страницы, далее просто маны — это классическая форма справочной документации UNIX и Linux. В идеале, вы можете найти ман для любой команды, конфигурационного файла или библиотеки. Однако, на практике, Linux это бесплатное программное обеспечение и некоторые страницы руководств не были написаны или устарели. Тем не менее, маны остаются первым местом, куда следует обращаться за помощью.

Для доступа к ману просто введите man, а затем ваш запрос. Запустится программа-пейджер (просмотрщик, обычно less или more) со справочной информацией. Для того, чтобы закрыть её, нажмите клавишу q. Например, чтобы посмотреть информацию о команде ls, введите:

$ man ls

Знание структуры мана поможет быстро перемещаться к необходимой вам информации. Обычно, вы найдете следующие разделы в мане:

NAME (ИМЯ)Имя и однострочное описание команды
SYNOPSIS (ОБЗОР)Краткий обзор
DESCRIPTION (ОПИСАНИЕ)Углублённое описание функционала команды
EXAMPLES (ПРИМЕРЫ)Советы по использованию
SEE ALSO (СМОТРИ ТАКЖЕ)Связаные темы (обычно также ман-страницы)

Секции ман-страниц

Файлы, содержащие информацию манов хранятся в /usr/share/man

(или в
/usr/man
на некоторых старых системах). В этой директории вы найдёте страницы руководств, упорядоченные по следующим секциям:

man1Пользовательские программы
man2Системные вызовы
man3Библиотечные функции
man4Специальные файлы
man5Форматы файлов
man6Игры
man7Другое

Многочисленные ман-страницы

Некоторые темы существуют более чем в одной секции. Для демонстрации этого воспользуюемся командой whatis, показывающей доступные маны по теме:

$
whatis printf
printf (1) — format and print data printf (3) — formatted output conversion

В данном случае, man printf по-умолчанию обратится к странице в секции 1 (Пользовательские программы). Если мы пишем программу на языке C, нас вероятно больше интересует страница из секции 3 (Библиотечные функции). Вы можете вызывать ман необходимой секции указав это в командной строке, так для вызова printf(3) мы введём:

$ man 3 printf

Поиск нужного мана

Иногда сложно найти правильную ман-страницу по заданной теме. В этом случае можно воспользоваться man -k для поиска по разделам «ИМЯ» ман-страниц. Но будьте осторожны, поскольку осуществляется поиск по подстроке и что-то, навроде man -k ls, выдаст очень много всего! Вот пример использования уточняющего запроса:

$
man -k whatis
apropos (1) — search the whatis database for strings makewhatis (8) — Create the whatis database whatis (1) — search the whatis database for complete words

Всё об “apropos”

Предыдущий пример не случаен. Во-первых, команда apropos полностью соответствует команде man -k. (На самом деле, я даже вам раскрою небольшой секрет. Когда вы запускаете man -k, фактически «за кулисами» стартует apropos). Во-вторых, существует команда makewhatis, которая сканирует все страницы в вашей Linux системе и создает базу данных для whatis и apropos. Обычно она запускается периодически из-под рута, чтобы поддерживать базу в актуальном состоянии:

# makewhatis

Для более подробной информации о команде «man» и её друзьях, вам стоит начать с изучения её собственной ман-страницы:

$ man man

MANPATH

По умолчанию, программа man будет искать ман-страницы в /usr/share/man

,
/usr/local/man
,
/usr/X11R6/man
, и быть может в
/opt/man
. Возможно, вы захотите добавить новый пункт в этом пути поиска. Для этого, просто откройте
/etc/man.conf
в текстовом редакторе и добавьте строчку вроде такой:

MANPATH /opt/man

С этого момента, страницы руководств в директориях /opt/man/man* также будут найдены. Помните, что вам необходимо запустить makewhatis, чтобы добавить новые маны в базу whatis.

GNU info

Одно из ограничений страниц руководств это то, что они не поддерживают гипертекст, так что у вас не получится просто переходить от одного руководства к другому. Ребята из GNU увидели этот недостаток и ввели другой формат документации: инфо-страницы. Многие из программ GNU идут с расширенной документацией в формате инфо-страниц. Вы можете приступить к чтению инфо-страниц при помощи комманды «info»:

$ info

Простой вызов команды info даст список доступных инфо-страниц в вашей системе. Вы можете перемещаться по нему используя стрелки, переходить по ссылкам (которые обозначены звездочкой) с помощью клавиши Enter и выйти нажав q. Навигация основана на таковой в Emacs, так что если вы знакомы с этим редактором, вам будет легко освоиться. Чтобы познакомиться с Emacs, посмотрите руководство на developerWorks: Living in Emacs.

Вы также можете указать нужную инфо-страницы в командной строке:

$ info diff

Чтобы получить больше информации об использовании просмотрщика инфо-страниц, попробуйте прочитать его собственную инфо-страницу. Вы сможете перемещаться по документу просто используя несколько клавиш о которых я уже упоминал:

$ info info

/usr/share/doc

Есть еще один источник помощи в вашей системе Linux. Большинство программ поставляются с дополнительной документацией в других форматах, таких как: простые текстовые файлы, PDF, PostScript, HTML. Посмотрите в каталоге usr/share/doc (или /usr/doc на более старых системах). Вы найдете длинный список директорий, каждая из которых идет с определенным приложением на вашей системе. Поиск по этой документации может навести вас на очень ценную информацию, которая не доступна в манах или инфо-страницах, такую как учебники или дополнительная технической документация. Беглый взгляд указывает на то, что здесь очень много материала для чтения:

$ cd /usr/share/doc

$
find . -type f | wc -l
7582

Фьюу! Вашим домашним заданием на этот вечер будет прочитать всего лишь половину (3791) этих документов. Учтите, завтра будет опрос.

Linux Documentation Project

В дополнение к системной документации, в интернете существует ряд отличных ресурсов посвященных Linux. «Linux Documentation Project» (LDP) — это группа добровольцев, которые занимаются составлением полного набора свободной документации по Linux. Данный проект существует чтобы собрать различные части документации по Linux в определенным месте, где её будет легко искать и использовать.

Обзор LDP

LDP состоит из следующих разделов:

  • Guides (руководства) — большие, очень серьезные пособия, такие как The Linux Programmer’s Guide (Руководство программиста Linux)
  • HOWTOs — помощь по конкретной теме, например DSL HOWTO
  • FAQs — сборники ответов на часто задаваемые вопросы, навроде этого Brief Linux FAQ
  • Man pages — помощь по конкретной команде (это те же самые маны, что вы видите в вашей системе, когда используете команду man).

Если вы не уверены какой раздел смотреть, вы можете воспользоваться богатыми возможностями поиска, который позволит найти всё, что есть по теме.

LDP в добавок предоставляет доступ к списку ссылок и ресурсов, таких как Linux Gazette и Linux Weekly News, а также к спискам рассылки и архивам новостей.

Списки рассылки

Списки рассылки являются, вероятно, самым важным средством взаимодействия разработчиков Linux. Зачастую проекты разрабатываются участниками живущими на большом расстоянии друг от друга, возможно даже на противоположных сторонах земного шара. Списки рассылки представляют метод взаимодействия, в котором каждый разработчик проекта может связаться со всеми остальными и вместе дискутировать посредством электронной почты. Один из самых известных списков рассылки разработчиков, это Linux Kernel Mailing List (список рассылки ядра Linux).

Еще о списках рассылки

В дополнение к разработке, списки рассылки могут предоставлять возможность задавать вопросы и получать ответы от знающих разработчиков или даже других пользователей. К примеру, отдельные дистрибутивы часто предоставляют список рассылки для новичков. Вы можете проверить на сайте вашего дистрибутива информацию о том, какие списки рассылки он предлагает.

Если вы уделили время чтобы прочитать LKML FAQ по ссылке выше, то возможно заметили, что подписчики на списки рассылок часто недружелюбно относятся к вопросам, которые часто повторяются. Всегда разумно поискать в архивах рассылки перед тем, как задавать свой вопрос. Есть шансы, что это сэкономит и ваше время тоже!

Группы новостей

Новостные группы (англ. newsgroups) в интернете похожи на списки рассылки, но основаны на другом протоколе, который называется NNTP (Network News Transfer Protocol, что в переводе «Сетевой протокол передачи новостей»), а не на обмене электронной почтой. Чтобы иметь возможность общаться, вам придется установить NTTP-клиент, например slrn или pan. Основным преимуществом является тот факт, что вы можете принять участие в дискуссии, когда вам это нужно, а не постоянно смотреть как она ломится в ваш почтовый ящик

Наибольший интерес представляют новостные группы начинающиеся с comp.os.linux. Посмотреть список групп вы можете на сайте LDP.

Сайты поставщиков и прочие

Сайты различных дистрибутивов Linux зачастую предоставляют обновленную документацию, инструкции по установке, информацию о совместимости или несовместимости с оборудованием и другие средства поддержки, такие как поиск по базе знаний. Например:

  • Redhat Linux
  • Debian Linux
  • Gentoo Linux
  • SuSE Linux
  • Caldera
  • Turbolinux

Поставщики аппаратного и программного обеспечения

В последние годы, многие поставщики устройств и программного обеспечения добавили поддержку Linux для своих продуктов. На их сайтах вы можете найти информацию о том, какое оборудование поддерживает Linux, найти инструменты разработки программ, исходники, скачать драйвера для Linux под конкретное устройство, а также, узнать о других всевозможных Linux-проектах. Например:

  • IBM и Linux
  • HP и Linux
  • Sun и Linux
  • Oracle и Linux
    .

Перевод выполнил коллективный разум с помощью notabenoid.com. Спасибо хабравчанам (в алф. порядке): DMinsky, habrrich и kindacute
(на хабре?). Их карма заслуживает плюсов. Если кого не упомянул, напишите в личку или в комментариях.

Продолжение…

«Квадрат» братьев Джеффери

Некоторые любители живописи восторгаются «Чёрным квадратом» художника Казимира Малевича, а любители истории автомобиля – «Квадратом» братьев Джеффери. Грузовик «Джеффери Квад» (так называли его на русском языке в то время, в американских рекламах для России встречается «Джеффери Квэд») выглядел действительно квадратным, точнее прямоугольным. Но своё название он получил не из-за формы, а из-за привода на все четыре колеса.

В Кеноше изучили подобную американскую машину FWD, ознакомились в профильной прессе с аналогичными европейскими конструкциями и решили сделать свою собственную, воплотив в неё многие прогрессивные технические решения, не только чужие, но и свои. Первые же испытания превзошли все ожидания, вездеход оказался весьма удачным. Американская армия оценила качества машины, особенно проходимость, заинтересовалась ей, но с серьёзными заказами не спешила. В то время её моторизация находилась на очень низком уровне, надобности в ней не было. Первых покупателей Jeffery Quad нашёл в промышленных кругах, популярными стали самосвалы на его базе. В 1914 году компания Jeffery изготовила 10 417 легковых и 3 096 грузовых автомобилей, среди последних были и «квадраты».

Конструкция машины грузоподъёмностью 1,5–2 т отличалась рядом прогрессивных решений. Грузовоз обладал постоянным приводом на четыре колеса. Все колёса были управляемыми и оснащались тормозами ленточного типа, радиус разворота автомобиля с колёсной базой 3048 мм составлял всего лишь 6,7 м. Смещённый вправо четырёхцилиндровый двигатель Buda H-U рабочим объёмом 5113 cм3 развивал номинальную мощность 28, 29 или 32 л.с. (в зависимости от модификаций, максимальная доходила до 53 л.с.) и позволял машине двигаться с максимальной скоростью до 35 км/ч. Учитывая работу мотора на больших оборотах в условиях бездорожья, для его предохранения от перегрева применили радиатор с большой площадью охлаждаемой поверхности. Из других особенностей можно отметить дисковое сцепление, четырёхступенчатую коробку передач со встроенной в неё раздаточной коробкой, дисковые колёса, массивные сплошные шины. Существовали опытные модификации шасси с двумя постами управления. Они предназначались для постройки машин специального назначения, например, бронеавтомобилей.

В трансмиссии Jeffery Quad использовались валы с шарнирами Гука, в просторечии именуемые карданными валами. Их соединили с главными передачами, закреплёнными на балках мостов. Сами мосты не были ведущими, привод к колёсам шёл поверх балок. Эту идею инженеры заимствовали у немецкой фирмы Daimler и усовершенствовали её. Валы главной передачи через шарниры Гука и самоблокирующиеся колёсные редукторы внутреннего зацепления передавали вращение колёсам. Развиваемый двигателем крутящий момент, доходя до колёс, многократно увеличивается, обеспечивая машине впечатляющую проходимость.

В трансмиссии и ходовой части использовано неожиданно много двухрядных шариковых и радиально-упорных роликовых подшипников. Время широкого применения этих деталей в автомобилестроении наступит ещё не скоро. И тем более удивительно увидеть в главных передачах и раздаточной коробке Jeffery Quad червячные самоблокирующиеся дифференциалы (патент Уильяма Мюля), удивительно похожие на те, что в 1979 году применит фирма Audi на прославленном спортивном автомобиле с удивительно похожим, имевшим тот же латинский корень и то же значение названием – Quattro. По наитию или нет, а установкой дифференциалов такого типа конструкторы не только решили проблему циркуляции в трансмиссии полноприводного автомобиля так называемой «паразитной мощности» (этот вопрос впервые поставят только в конце 1920-х), но и устранили уже известный к тому времени недостаток дифференциала – полную потерю хода при пробуксовке одного из колёс.

Заводские испытания и демонстрация возможностей автомобилей Jeffery Quad. 1914 гг.

По всему можно судить, что Jeffery Quad опередил время на 60 с лишним лет. Правда, до осени 1914 года грузовики этой марки в Европе почти не знали, да и на американском рынке они играли скромную эпизодическую роль. Первая мировая война решительно изменила расклад.

Об авторах

Daniel Robbins

Дэниэль Роббинс — основатель сообщества Gentoo и создатель операционной системы Gentoo Linux. Дэниэль проживает в Нью-Мехико со свой женой Мэри и двумя энергичными дочерьми. Он также основатель и глава Funtoo, написал множество технических статей для IBM developerWorks, Intel Developer Services и C/C++ Users Journal.

Chris Houser

Крис Хаусер был сторонником UNIX c 1994 года, когда присоединился к команде администраторов университета Тэйлора (Индиана, США), где получил степень бакалавра в компьютерных науках и математике. После он работал во множестве областей, включая веб-приложения, редактирование видео, драйвера для UNIX и криптографическую защиту. В настоящий момент работает в Sentry Data Systems. Крис также сделал вклад во множество свободных проектов, таких как Gentoo Linux и Clojure, стал соавтором книги The Joy of Clojure.

«Джеффери» на фронтовых дорогах

Завод Jeffery выпускал во время войны три базовых модели грузовых автомобилей: полноприводный Quad (известен и как Type 4014, для модернизированных модификаций в каталогах встречаются индексы 4015, 4016 и 4017), а также заднеприводные коммерческого типа грузоподъёмностью 1,5–2 и 3 т. Спрос на американские автомобили появился у военных всех армий Антанты, даже страны с развитой автомобильной промышленностью не смогли покрыть свою потребность сами. Русская армия оказалась практически полностью зависимой от импорта. В сентябре 1914 года Закупочная комиссия под председательством командира Учебной автомобильной роты полковника П.И. Секретёва прибыла в Лондон и приступила к первой массовой заготовке автомобильной техники. Комиссия входила в непосредственный контакт с заводами, а также прибегала к услугам посредников. С их помощью и произошла закупка первых американских грузовиков White, Packard и Jeffery, она оказалась весьма удачной, автомобили этих марок полностью соответствовали требованиям военных и стали впоследствии самыми распространёнными в России. В конце 1914 года первые 26 «полуторок» Jeffery коммерческого типа с колёсной формулой 4х2 прибыли в порт Архангельск, оттуда их сразу же отправили по железной дороге в Петроград.

С 1915 года начался массовый экспорт грузовиков этой марки в Россию, затем в Англию и Францию. Благодаря иностранным заказам в тот год компания выпустила около 7600 грузовых и 3800 легковых автомобилей. В Россию в основном поставлялись полноприводные Quad, однако закупались и обычные грузовики грузоподъёмностью до 2 т, и санитарные машины на их базе, и небольшими партиями легковые машины. Большинство из них отправлялось в Петроград для формирования автомобильных рот и пулемётных автомобильных (броневых) взводов. Бортовые грузовики Jeffery Quad поступали исключительно в армию, на их шасси строились в небольшом количестве походные мастерские и автодепо, некоторые машины работали в качестве артиллерийских тягачей. Обычные же грузовики и санитарные машины пополняли тыловые подразделения, Морское ведомство, войсковые и общественные санитарные отряды, поступали они и в гражданский сектор. На участках строительства Мурманской железной дороги с 1915 года работали переделанные из санитарных машин автодрезины. Всего на 1 [14] июля 1917 года в Русской армии числилось 488 исправных грузовозов марки Jeffery. Легковых машин этой марки в России было мало. К примеру, в действующей армии на Румынском фронте на 1 [14] сентября 1917 года находилось 25 грузовиков и только один легковой автомобиль Jeffery.

С 1916 года Jeffery Quad начали поступать и в армию САСШ, их использовали в Мексиканской экспедиции генерала Першинга, а позднее и в американских войсках во Франции. А для французов делали платформы без бортов, на которые те ставили 75-мм полевые пушки. Во время Первой мировой войны перевозка артиллерии на платформах практиковалась часто, поскольку лафеты и колёса многих орудий ещё не приспособили для буксировки на приличной скорости.

В августе 1916-го фирма The Thomas B. Jeffery Co. сменила владельца, её приобрели за 5 млн долларов бывший сотрудник компании General Motors Co. Чарльз Уильям Нэш и его компаньон, финансист Джеймс Джексон Сторроу. С 1917 года бывшая компания стала называться Nash Motors Co., автомобили завода в Кеноше получили новую марку Nash и новые эмблемы на бачки радиатора с надписями Nash – Quad, а затем – просто Quad. Однако в Россию машины в 1917 году поставляли ещё под маркой Jeffery. В Кеноше продолжался по-прежнему выпуск грузовиков и шасси Quad и для мирных целей, на их базе строились машины специального назначения и даже автобусы, но львиная их доля использовалась для военных целей. Особого внимания заслуживают бронированные автомобили, построенные для американской, канадской и российской армий.

Часть 1 Часть 2

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]