MAN TGL — универсальные грузовики для городских и региональных перевозок


MAN TGL это крупнотоннажный грузовой автомобиль немецкого производства. Он входит в список наиболее популярных и востребованных грузовиков бренда MAN. В связи с этим данная модель пользуется большим спросом не только на европейском рынке, но и во многих других странах.

МАН ТГЛ в первую очередь ориентирован на выполнение грузоперевозок в городских условиях. Но, несмотря на это, его кабина обладает массой различных опций, имеющихся также и в дальнобойных автомобилях.

Например, оснащение водительского сидения полностью напоминает тяжелые магистральные седельные тягачи семейства MAN TGX, что гарантирует повышенный комфорт при работе.

Сама же конструкция кабины не имеет высокий потолок, но в некоторых модификациях в ней присутствует весьма удобное спальное место. Также если сравнивать с аналогичными грузовиками, то кабина MAN TGL вышла более просторной.

Наименование TGL расшифровывается, как Trucknology Generation Light, что подразумевает собой семейство легких грузовиков, предназначенных для городской эксплуатации. Это семейство третий крупный проект, разрабатываемый производителем в 2000-х годах с целью обновления уже имеющегося тогда модельного ряда грузовиков.

История

История подобных грузовиков начинается еще в 1970-х годах. Тогда MAN совместно с компанией Volkswagen разрабатывали легкие коммерческие грузовики с бескапотной компоновкой, предназначенные для развоза каких-либо грузов в пределах города. Базой для них послужила рама среднетоннажной модели G90, а в качестве кабины применялась конструкция от автомобиля Volkswagen LT. Поскольку производство таких машин было совместным, на радиаторной решетке были размещены сразу две эмблемы, а именно MAN и VW.

В 1994 году производитель провел довольно глубокий рестайлинг, после которого обновленный грузовик стал оснащаться более просторной кабиной. Вместе с этим он был переименован в L2000 и относился уже только к бренду MAN. В серийном производстве такая модель продержалась до 2005 года.

В 2000-х годах специалисты MAN приступили к разработке новых семейств грузовиков. Изначально это были тяжелые версии седельных тягачей, получившие наименование MAN TGA. Помимо этого производитель начал внедрять в гамму двигателей новый дизельный силовой агрегат марки D20, имеющий электронную топливную систему CommonRail. Одновременно с этим разрабатывалось и более легкое городское семейство, известное как TGL (Trucknology Generation Light). И если модели TGA успешно вышли на рынок, то для TGL потребовалось еще четыре года для доводки. В результате грузовики МАН ТГЛ были представлены потребителям в 2005 году.

Эпоха похожистов

Ещё не закончилось мероприятие, а в сети уже появляются комментарии: «ощущение, что китайские дизайнеры успешно эмигрируют по миру», «похожи на машины DAF», «однозначно содрали элементы дизайна у IVECO». Это комменты в соцсетях людей весьма категоричных и столь же безграмотных, не зря их прозвали «похожистами», потому что большинство их сообщений начинается со слов «похоже на».

А правда, что кардинально нового может представить компания современному водителю. Ничего! Как написал в своей докладной записке директор Национального патентного бюро США Уильям Маккинли ещё в далёком 1899 году: «Всё, что можно было изобрести, уже изобретено». Поэтому компании доводят до совершенства то, над чем уже работали в прежние годы, и это совершенно правильная стратегия.

Для своего нового грузовика MAN не разработал полностью новую кабину, а довёл до совершенства удачный каркас 2000 года, представленный в серии TGA. Но в своих поисках оптимальных решений конструкторы компании исходили не из каких-то умозрительных идей, а опираясь на конкретные предложения опытных водителей. Чтобы получить такие знания, пришлось обсуждать прототипы различных решений с конкретными специалистами и их было более чем 700. Приходилось посещать сервисные центры, ведь именно там концентрировался опыт обслуживания и чаще всего появлялись те, кто эксплуатирует эти машины. Девиз этого поколения автомобилей MAN обозначен не иначе как – «Просто мой автомобиль» (Simply my Truck) – это своего рода базис для развития. На презентации неоднократно подчёркивалось, что стояла и стоит главная задача – создать идеальное рабочее место и уютное жизненное пространство, а в основе конструкции автомобиля должен лежать личный опыт водителей.

Кроме личных контактов с водителями, специалисты MAN организовали специальную встречу в Мюнхене, куда пригласили 300 местных и зарубежных клиентов из 16 стран мира, чтобы вместе с ними определить наиболее важные сегменты обустройства новой линейки автомобилей. Все данные были сопоставлены, проанализированы и на их основе выявлены ключевые идеи и свежие решения. Именно так рождалось новое поколение.

Модификации

Грузовой автомобиль MAN TGL предлагается потребителям в нескольких модификациях. Наибольшим спросом пользуются машины, имеющие на борту фургоны. Это объясняется тем, что такая техника имеет хорошую грузоподъемность и довольно компактные габаритные размеры. Благодаря последним грузовик легко маневрирует в условиях городского потока и ограниченного пространства. Другим же преимуществом такого исполнения является низкая погрузочная высота, за счет чего процессы выгрузки и погрузки осуществляются проще.

Следует выделить две основные модификации:

  • MAN TGL 12.180. Данная версия обладает изотермическим фургоном и имеет максимальную грузоподъемность в 12000 килограмм. Несмотря на этот показатель, такой грузовик самый легкий среди других машин своего класса. Основным предназначением модификации является транспортировка каких-либо грузов как на ближние, так и на дальние дистанции. Причем для длительных поездок в кабине предусмотрен спальный отсек;
  • MAN TGL 8.180. Так же, как и предыдущая версия, эта оснащена изотермическим фургоном. Однако максимальная грузоподъемность составляет уже 5000 килограмм. Что касается сферы применения, то здесь все аналогично: грузовик используется в основном в городских условиях, но также может выезжать и за его пределы. Междугородние перевозки делает возможным наличие спального места.

Варианты надстроек

Грузовики могут комплектоваться различными надстройками в зависимости от нужд потребителя. Наиболее часто можно встретить грузовик, оборудованный:

  1. Промтоварным фургоном;
  2. Изотермическим фургоном;
  3. Рефрижератором;
  4. Бортовой грузовой платформой;
  5. Крано-манипуляторной установкой.

Также помимо этого на шасси грузовика может устанавливаться автомобильная цистерна и многое другое.

Внешний вид

Стиль данного грузовика напоминает другие автомобили бренда MAN. Здесь также присутствует прямоугольная решетка радиатора с большим логотипом в центре. В нижней части передка кабины установлен пластиковый бампер. С каждой стороны в бампере установлено по два прямоугольных блока. Верхние отвечают за ближний и дальний свет, когда нижние снабжены противотуманными фарами и указателями поворотов. В центральной части, как и на многих других грузовиках, имеется широкий вырез, выполняющий роль как воздухозаборника, так и подножки, позволяющей чистить лобовое стекло снаружи.

Сбоку машина выглядит весьма просто. Здесь присутствуют также пластиковые колесные арки, немного выпирающие за кабину. Арки совмещены с подножкой для доступа в кабину.

В модификациях, где кабина оборудована спальным местом, ее боковых стенках ближе к задней части имеются вместительные ниши, в которых можно хранить какие-либо инструменты, противооткатные башмаки и многое другое.

Кабина

MAN TGL обладает довольно большой кабиной, по крайней мере для класса развозных грузовиков. В связи с увеличением габаритных размеров кабины производителю также потребовалось внести некоторые изменения в переднюю подвеску.

По оснащенности устанавливаемая кабина практически ничем не уступает более тяжелым грузовикам бренда MAN. Для потребителей данная модель предлагается в четырех вариациях кабины. В двух из них предусмотрено спальное место, да и сами габаритные размеры были увеличены. Две остальными являются простыми вариантами, в которых спальник отсутствует. В связи с этим они имеют стандартные размеры.

Базовая кабина оснащена двумя сидениями, но в случае необходимости между ними может быть установлено еще одно пассажирское. Самой инновационной версией является двойная кабина, обладающая вторым рядом сидений. Такая конструкция позволяет брать на борт семь человек.

Во многих элементах кабины используется надежный и высококачественный пластик. Во внутренней отделке местами присутствуют алюминиевые и стальные области. Помимо этого в оформлении имеются тканевые вставки, сделанные из натуральных волокон. На дверных ручках, как и на многих других машинах, присутствует хром.

Водительское сидение отличается повышенным комфортом и удобством. В нем установлена пневматическая подвеска, сглаживающая дорожные неровности и поясничный подпор, позволяющий работать долгое время без усталости и болей в спине.

Салон грузовика имеет и различные полки и ниши, предназначенные для хранения каких-либо вещей или же инструментов.

Кроме стекол на дверях, в конструкции кабины установлены узенькие окошки. Какой-либо пользы при совершении различных маневров они не приносят, однако захватывают область спального отделения.

Для защиты от солнца на стоянке, в салоне предусмотрены шторки на пластиковых карнизах. Они защищают боковое остекление, когда для лобового стекла были установленны рулонные шторы.

Что касается свободного пространства, то его здесь не так уж и много, даже несмотря на довольно большие габаритные размеры самой кабины. Однако для двух человек она вышла вполне комфортной и просторной.

В плане шумоизоляции и виброизоляции MAN TGL проигрывает многим своим аналогам, поскольку эти качества у него находятся на уровне ниже среднего. При работающем двигателе внутри его хорошо слышно.

Комплектации

В стандартной комплектации грузовик оснащен магнитолой, хорошей отопительной системой, электрическими стеклоподъемниками и механическим люком на крыше.

Водительское сидение имеет пневматическую подвеску, что значительно повышает комфорт при передвижении. Помимо этого сидение оборудовано множеством регулировок положения и подлокотниками.

Для пассажира было установлено статическое с сидение с жесткой фиксацией, но, несмотря на это, оно достаточно комфортное. Здесь также предусмотрены регулировки, но только продольного расположения и угла наклона спинки.

Вместе с другими грузовиками бренда MAN данная модель имеет полный комплекс, содержащий различные системы управления и приборы. Наличие таких в значительной степени делает управление автомобилем удобным и понятным. Сам же комплекс состоит из:

  1. Электронной системы ABS, обеспечивающей более эффективное и безопасное торможение:
  2. Неплохой аудиосистемы;
  3. Небольшого холодильника, позволяющего брать с собой в дорогу различные пищевые продукты;
  4. Электронной панели в спальном отделении, оснащенной будильником;
  5. Гидравлического усилителя рулевого управления, что делает маневрирование более удобным;
  6. Эффективного климат-контроля;
  7. Механического люка на крыше, обеспечивающего дополнительную вентиляцию салона в условиях жаркой погоды.

Дополнительные опции

Среди дополнительных опций следует отметить установку кнопки блокировки и разблокировки дверных замков. Она устанавливается на консоль рядом с водительским сидением. Здесь же продублированы и кнопки стеклоподъемников.

Также опционально устанавливается моторный тормоз EVB, необходимый для торможения на затяжных спусках и в других подобных ситуациях. Благодаря ему увеличивается эксплуатационный ресурс тормозных колодок.

Доступ к двигателю

Поскольку грузовик имеет бескапотную компоновку, то двигатель располагается прямо под кабиной. Для доступа к нему требуется поднять кабину. Данная операция выполняется посредством специального подъемного механизма, представленного в виде гидравлического насоса и силового цилиндра.

Уютное жизненное пространство

В ночной кабине седельного тягача MAN стандартно одно нижнее спальное место, опционально возможно и верхнее складывающееся. В новом поколении грузовиков MAN – кровать с решётчатой плоскостью, закреплённой внутри стальной рамы. Отдельные элементы решётчатой конструкции состоят из разных материалов с разными характеристиками. Может быть семь зон, которые адаптируются к различным частям тела, к тому же такая конструкция обеспечивает хорошее проветривание матрацев.

Размер нижнего матраца составляет 2000 мм на 800 мм, в средней части ширина чуть уже – 700 мм. Верхнее спальное место поменьше: 1970 х 7150 мм. Толщина матраца – 110 мм.

Над нижним спальным местом для небольших предметов, таких как мобильные телефоны или очки, есть полка с подстаканником. На задней стенке кабины большое отделение для хранения вещей, состоящее из нескольких частей. От падения с верхней кровати защищает сетка, прикреплённая двумя ремнями к крыше. Если приподнять нижнее спальное место, открывается дополнительное пространство для хранения достаточно габаритных предметов под койкой.

В средней части отсека находится дополнительный пульт дистанционного управления. Используя его, водитель получает доступ к бесконечному набору функций прямо из кровати. Он может управлять механизмами подъёма окна и запирания дверей, активировать вспомогательную систему кондиционирования, автономного отопления и освещения, изменять температуру и т. д.

Технические характеристики

Двигатель

Линейка устанавливаемых силовых агрегатов включает в себя модернизированные дизельные моторы марки D08, имеющие четыре цилиндра, расположенных в ряд. Они оборудованы электронной топливной системой CommonRail от компании Bosch, турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.

Базовые характеристики D08:

  1. Рабочий объем – 4.6 л;
  2. Номинальная мощность – 220 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 108 мм;
  4. Ход поршня – 125 мм;
  5. Наибольший крутящий момент – 579 Нм;
  6. Масса двигателя – 360 кг.

В зависимости от модификации самого грузовика максимальная мощность у такого двигателя может составлять 150, 180 или 206 лошадиных сил.

Помимо данного варианта на некоторые версии устанавливаются шестицилиндровые рядные дизельные двигатели с рабочим объемом в 6.9 литров. Их максимальная мощность на выходе достигает отметки в 240 лошадиных сил. Применяются они, как правило, на самых тяжелых модификациях. По оснащению моторы идентичны предыдущим, здесь присутствует электронная топливная система CommonRail и турбонаддув с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.

Что касается экологочиности, то оба варианта имеют соответствие с экологическими стандартами Евро-4.

Расход топлива

В среднем грузовой автомобиль MAN TGL потребляет около 20 литров дизельного топлива на 100 километров пробега. Топливный бак при этом обладает объемом в 200 литров, чего достаточно для очень долгой работы без дозаправки.

КПП

Тип используемой КПП зависит от установленного двигателя. Так, для версии с двигателем мощностью в 150 лошадиных сил предлагается пятиступенчатая механическая коробка передач производства ZF.

Для моделей, оснащенных моторами с мощностью в 180 и 206 лошадиных сил предложена шестиступенчатая механическая коробка передач от того же производителя.

Помимо этого для всех четырехцилиндровых силовых агрегатов может быть установлена шестиступенчатая автоматическая коробка передач марки МАN TipMatic, при разработке которой за основу была взята механическая КПП марки ZF-Ecolite. Выбор необходимой передачи в такой трансмиссии осуществляется посредством электроники. Включение обеспечивается гидравлическими цилиндрами. Ими же выполняется и выжим сцепления.

В паре с шестицилиндровой силовой установкой работает механическая коробка передач марки Eaton, имеющая восемь прямых передач и одну понижающую (Crawler).

Практическое превосходство

По заявлению компании, идеальное сочетание силовых агрегатов с новыми, более экономичными компонентами привода и новым программным обеспечением наделяют будущие семейства моделей исключительной эффективностью. Благодаря улучшенной аэродинамике новые автомобили демонстрируют на 8% меньший расход топлива, при этом естественно снизились и показатели выбросов CO2. Новый ассистент поворота помогает предотвратить серьёзные аварии при движении в городе. Ассистент перестроения предупреждает водителя об автомобилях в соседних полосах. Кроме этого наличие на борту дополнительного программного обеспечения, осуществляющего практическое обучение во время езды, помогает водителям придерживаться более эффективного стиля вождения. Оптимизация технического и сервисного обслуживания сокращает эксплуатационные расходы, и к тому же новые автомобили MAN отличаются улучшенной грузоподъёмностью.

Вместе с новыми автомобилями компания решила внедрить и новую работу с предложениями заказчиков, целиком ориентированную на их нужды. Система следует логике подхода к сборке грузовика, созданного на основе профиля его использования. По этой задумке на финише автомобиль в точности должен соответствовать транспортной задаче. Такой подход предполагает использование индивидуально скоординированных сервисов технического обслуживания. А программа MAN Individual предлагает просто обширный набор дополнительных опций, позволяя ещё на заводе адаптировать автомобиль в соответствии с особыми пожеланиями клиента.

Тормозная система

В тормозную систему грузовика МАН ТГЛ производитель внедрил все актуальные устройства, обеспечивающие максимально безопасную езду. Здесь имеется электронный блок управления EBS, помогающий водителю в сложных условиях на дороге. Стандартная комплектация оснащена системами ABS и ASR, которые также оказывают немалое влияние на повышение безопасности и эффективности тормозной системы.

Тормозная система обладает двумя независимыми контурами и пневматическим усилителем. На колесах передней оси используются дисковые тормозные механизмы, когда сзади применяются классические барабанные.

Экологическая составляющая

Надёжные двигатели MAN с рециркуляцией выхлопных газов дополняются технологией управления выбросами MAN AdBlue® для соответствия требованиям стандарта Euro 6. Расход AdBlue® составляет лишь 2 – 2,5% расхода дизельного топлива. Кроме того, у новых TGL и TGM уже в базе используется принцип регенерации HCI (впрыск углеводородов), которая обеспечивает регенерацию сажевого фильтра даже у двигателей, работающих с частичной нагрузкой, например, в развозном транспорте или в коммунальном хозяйстве. Тем самым гарантируется, что нейтрализация выхлопных газов будет работать даже в самых тяжёлых условиях эксплуатации.

Ходовая часть

Автомобиль обладает усиленной ходовой частью. Несмотря на весьма компактные габаритные размеры грузовика он способен выполнять перевозку каких-либо грузов, имеющих значительную массу.

В качестве передней подвески используется пара однолистовых рессор. Хоть конструкция и выглядит хлипко, но ее грузоподъемность составляет 4400 килограмм, а это уже внушает доверие. Дополняют все это гидравлические телескопические амортизаторы двунаправленного действия.

Для задней подвески производитель применил уже трехлистовые рессоры, выдерживающие максимальный вес в 8400 килограмм. Однако в некоторых модификациях также доступна и пневматическая подвеска, обладающая прочными резиновыми подушками.

Габаритные размеры

  1. Полная длина – 11260 мм;
  2. Полная ширина – 2550 мм;
  3. Полная высота – 3580 мм;
  4. Длина колесной базы – 3050 мм;
  5. Длина колесной базы – 3300 мм;
  6. Длина колесной базы – 4815 мм;
  7. Длина колесной базы – 4850 мм;
  8. Длина колесной базы – 6700 мм;
  9. Высота заднего свеса – 1191 мм;
  10. Длина фургона – 6230 мм;
  11. Ширина фургона – 2420 мм;
  12. Высота фургона – 2450 мм.

Особенности

Несмотря на наличие различных модифицированных версий данного грузовика, наиболее популярными и в настоящее время остаются все же версии с фургоном. Это обусловлено тем, что при достаточно компактных габаритных размерах грузовик обладает весьма большой грузоподъемностью. Автомобилю легко дается маневрирование в городских условиях, а также в условиях ограниченного свободного пространства. Помимо этого модели ТГЛ отличаются низкой погрузочной высотой, что упрощает процессы погрузки и выгрузки.

На передней оси используются дисковые тормоза, обладающие действительно очень хорошей эффективностью. Однако они плохо устойчивы к антигололедным реагентам и дорожной грязи, в связи с чем, при эксплуатации в российских условиях данные элементы выходят из строя раньше положенного срока. Чтобы продлить их службу требуется производить очистку и смазывание направляющих, а также не допускать их перегрева.

Если на большинстве других современных грузовиках коробка передач использует либо тросовые, либо гидравлические приводы для смены скоростей, то в данной модели применены только тяги. Внедрение такого решения обусловлено более высокой надежностью, простотой, ну и долговечностью.

Но стоит отметить, что здесь отсутствует телескопический механизм, из-за чего в полу кабины имеется большое отверстие, как в автомобилях, выпускаемых в ХХ веке.

Так как данный грузовик присутствует на российском рынке довольно долгое время, практически вся его конструкция, включая слабые и сильные места, уже хорошо изучены сервисными центрами. В связи с этим какие-либо ремонтные работы или же простое техническое обслуживание не вызовет особых проблем. Кроме этого стоит отметить, что и запчасти достаточно широко распространены.

Незримые помощники

Помимо продуманного функционального и удобного дизайна кабины, в новых автомобилях MAN много невидимых помощников, которые облегчают водителю выполнение задачи вождения. Наиболее важные из них – радарные датчики. При поворотах система машины контролирует слепую боковую область рядом с транспортным средством со стороны второго водителя. При возникновении помехи, в передней стойке начинают мигать светодиодные модули: чем ближе объект, тем большее количество модулей сигнализирует.

В машинах нового поколения также есть система Lane Change Support (LCS) – поддержка безопасной смены полосы движения. Она использует радарные датчики и при движении со скоростью 50 км/ч и более, контролирует боковые зоны слева и справа от полосы движения грузовика. Если при смене полосы движения датчики обнаруживают опасную ситуацию из-за приближающегося сзади автомобиля, то с помощью светодиодов на передних стойках предупреждают водителя.

Если транспортное средство рискует отклониться от своей полосы движения без активирования указателя поворота, включается система Lane Return Assist (LRA) и не только информирует водителя о несанкционированном съезде, но автоматически вмешивается и направляет транспортное средство обратно в область маркированной полосы движения.

Новое поколение грузовиков MAN оснащено множеством других вполне интеллектуальных систем безопасности. Например, ACC Stop & Go поддерживает правильное безопасное расстояние перед впереди движущимся автомобилем в форме адаптивного круиз-контроля. Расширение ACC Stop & Go при необходимости замедляет транспортное средство при опасном сближении с впереди едущей машиной и даже останавливает, а затем снова запускает грузовик. Система экстренного торможения (Emergency Brake Assist, EBA) вмешивается, когда существует риск столкновения сзади, она предупреждает водителя. А помощник MAN AttentionGuard – постоянно оценивает внимание водителя, и в случае частых нарушений делает предупреждение.

Недостатки

Модель МАН ТГЛ вышла современной и высокотехнологичной, что является как преимуществом, так и недостатком одновременно. Последнее объясняется тем, что эксплуатировать грузовик необходимо действительно с бережным отношением. Причем это касается не только условий работы, но и дорожного покрытия, а также заливаемого дизельного топлива. И если пренебрегать хоть одним из этих пунктов, то какие-либо неисправности могут появиться довольно быстро.

Проблемы с топливной системой и двигателем в целом в основном связаны с экономией на топливе. Некоторые владельцы стараются сэкономить, залив в бак дешевое топливо, однако такой вариант, как правило, обладает низким качеством, что негативно сказывается на работе всей системы. Привести в неисправное состояние подвеску может повседневная эксплуатация грузовика на плохом дорожном покрытии.

Также стоит отметить, что преодолевать какие-либо лужи необходимо с максимальной внимательностью, поскольку такие элементы, как радиатор и пластмассовые бачки расположены очень низко.

Среди других недостатков данной модели следует выделить высокую стоимость, причем не только на грузовики в новом техническом состоянии, но даже и на технику с пробегом. По этому параметру МАН ТГЛ проигрывает многим своим аналогам.

Цена

Цена нового грузового автомобиля MAN TGL в зависимости от его исполнения начинается с отметки в 5.3 миллиона за шасси и с 6.6 миллионов рублей за вариацию с тентованной бортовой грузовой платформой. Модификации с фургонами, как правило, обойдутся немного дороже.

Множество интересных предложений имеет и вторичный рынок. Здесь данный грузовик можно приобрести по стоимости в пределах от 950 тысяч и до 4.5 миллионов рублей. На цену подержанного автомобиля влияют такие факторы, как год выпуска, тип модификации, тип установленной надстройки, техническое состояние, ну и пробег.

Проект в цифрах

Выход на рынок автомобилей MAN нового поколения – самый амбициозный проект компании за последние 20 лет. В ходе работы над ним потрачено 12 000 000 рабочих часов, что примерно соответствует 1300 годам жизни. Прежде, чем выйти на рынок, грузовики прошли 4 000 000 тестовых километров, что соответствует четырём поездкам вокруг земного шара. В рамках этого проекта написано 2 800 000 строк программного кода, сравнить эту цифру невозможно ни с чем. На разработку дизайна новых автомобилей потрачено 167 000 рабочих часов. Во всех отделах компании интегрировано около 22 000 новых позиций номенклатуры. В проекте принимали непосредственное участие 2100 сотрудников MAN, вся команда – 36 000 сотрудников. Для четырёх семейств моделей MAN TGX, TGS, TGM и TGL доступно 8 вариантов кабин разного размера

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]