Пассажирский суперлюкс
Александр Трохачёв, фото автора
Вершина TopClass 400, потомок двухпалубника Setra S 328 DT засиял всеми красками осенью 2002 года. В 2003-м флагман пассажирского флота компании присутствовал почетным хозяином на Гран-при Setra. Тогда немцы пожадничали и никому не дали порулить на легендарном Нюрбургринге. «Полмиллиона евро – это не шутка», – важничали бюргеры. А в этом году меня специально позвали в Германию, предложив провести тест-драйв без ограничений в Штутгарте и его окрестностях. Да, от такого подарка грех отказываться!
Спрос есть!
Пока я 7 лет ждал возможности сесть за руль этого люксового двухпалубника, успел распробовать двухпалубный Scania, двухэтажные Neoplan и MAN. Тем временем юбилейный, 500-й, Setra S 431 DT был продан в декабре 2007 года тур оператору Voyages Demy Cars из Люксембурга. И откуда столько денег в этой крохотульной стране?! В России вон уже золотовалютные запасы разбазариваются, даже удивительно, почему «сетровский» даблдеккер последнего поколения так никто и не купил: продажи через официальное представительство «ЕвоБус Русслэнд» равны нулю. Да и «серые» дилеры не ввозят такую экзотику из-за отсутствия потребительского спроса: нет спроса со стороны бизнесменов, туроператоров транспортных компаний… Очень уж специфический продукт и рискованное средство капиталовложений.
Некоторое количество таких лайнеров ожидалось на вторичном рынке России после выхода их из лизинга у перевозчиков Германии, Люксембурга, Франции и других стран. Но с кризисом народ стал прижимистее. Расчетливые же европейцы решили поездить на этой технике еще год-другой, пока ситуация не устаканится в лучшую сторону, тем более что и EvoBus начал предлагать инструменты, позволяющие эксплуатантам сократить издержки на эксплуатацию.
Кстати, присмотритесь: по дорогам России курсирует немало даблдеккеров. И пусть они были куплены не с иголочки, но вид со второго этажа уже успели оценить в городах и весях.
Мобильный мини-отель
У меня никаких сомнений не вызывало, что тест-драйв станет глянцевым. С самого начала было ясно: предоставленной информации как всегда окажется минимум. Для ознакомления выдали очень скромный листок с общими и скупыми техническими данными 3-звездного Setra S 431 DT для комфортабельных непротяжённых туров, тогда как на тесте оказался 4-звездный лайнер для длительных путешествий. Восполнять пробелы пришлось по ходу теста.
О том, что на борту 4-звездного «туриста» есть холодильник, мини-бар, кухня и туалет, говорить нечего – это ясно из уровня оснащения. Но вот коснуться нюансов необходимо. Впрочем, это не мешает понять уровень оснащения мобильного мини-отеля, которым, по сути, является немецкий дабл деккер.
Туалетная кабина в этом лайнере расположена по левому борту, за последним рядом кресел первого этажа. Для нее предусмотрен резервуар с водой вместимостью 120 л. Рядом расположен бак еще на 150 л для водоснабжения кухни и туалета. Дополнительная емкость с питьевой водой на 80 л находится по центру автобуса, слева от второго входа.
С таким количеством воды и с запасом сосисок и кофе даблдеккеры, например, ходят с Павелецкого вокзала столицы до Волгограда, Воронежа, Элисты и Липецка.
Путешествие будет неутомительным и по той причине, что на борту есть свой холодильник полезным объемом 93 л. И такого нутра достаточно, чтобы одновременно охладить более полусотни бутылок с минеральной водой и банок с пивом. Некоторые эксплуатанты пристёгивают багажник для снеди и пополнения холодильника.
Централизованная система кондиционирования воздуха обеспечивает одинаковый микроклимат на первом и на втором этаже (в 5-звездочных автобусах система кондиционирования индивидуальная). Мощности кондиционера вполне хватает для эффективного охлаждения довольно большого замкнутого пространства. Несколько десятков километров я ехал пассажиром, гуляя по обеим палубам, и везде чувствовал себя неплохо, но только на заднем ряду кресел я ощутил сильную струю холодного воздуха. После длительного пребывания на солнце в мои планы не входило простыть, поэтому пришлось осваивать потолочный сектор воздуховодов. Сначала я несколько раз изменил направление потока через сопло, а потом и совсем прикрыл эту «аэродинамическую трубу». То же сделал на соседнем месте, и мощный ветродуй прекратился.
В потолочном блоке рядом с вентиляционными луврами и динамиком установлены лампы индивидуального освещения. За дополнительную плату вместо ламп накаливания устанавливают энергосберегающие лампы LED-технологии с холодным светом. Рядом с ними есть кнопка вызова гида или бортпроводника, которая опять же за доплату будет не глухой, а светящейся. Символика на потолочных блоках управления проста и понятна (на это есть даже стандарт ISO!).
На верхней палубе установлено два ЖК-монитора и один внизу. Трансляция на них осуществляется с бортового видеоплеера или со спутникового ретранслятора.
Для гардероба у Setra S 431 DT предусмотрены несколько грузовых ячеек суммарным объемом 8,4 м3 (их количество может варьироваться вне зависимости от вместимости). Самые обширные расположены в корме, над задними осями. Но еще четыре плоских отделения полезным объемом 0,8 м3 оборудованы под платформой между передней и средней осями. Как и полагается, за дополнительную плату можно оборудовать пространство для отдыха водителя-сменщика. В этом случае вспомогательные апартаменты займут объем 2,5 м3. На 2-этажной модели предыдущего поколения Setra S 328 DT владелец транспорта не мог позволить себе такую роскошь даже за деньги!
Setra S431 DT: Всем флагманам флагман
Впервые в России. Этими словами началась презентация туристического лайнера Setra S431 DT, устроенная на 6-м Российском международном автосалоне.Интерес к немецким сухопутным фрегатам всегда велик, а тут – двухпалубник, да еще какой!
Входящее в состав холдинга EvoBus GmbH подразделение Setra (это торговая марка компании Karl Kassbohrer) в создании двухэтажных туристических лайнеров не новичок. История постройки им флагманских автобусов уходит своими корнями в 50-е годы прошлого века. С 1955 по 1958 годы под маркой Setra для рынка США выпускались Golden Eagle («Золотой орел») с увеличенной высотой пассажирского салона. В 1967-м специалисты фирмы создали панорамный Setra S150, у которого тыльная часть салона возвышалась над фронтальной. Однако ни те, ни другие не производились большими сериями. Ситуация изменилась только в середине 70-х, когда в Европе как на дрожжах пошел вверх спрос на пассажирские лайнеры с большим числом комфортабельных посадочных мест.Пока Москва готовилась к проведению XXII Олимпиады, в городе Ульме (где базируется Setra) готовились новые производственные площади. Спустя год все увидели первый двухпалубник Setra модели S228 DT. Он был «обречен» на успех прежде всего благодаря удачной конструкции. Оценка не заставила себя долго ждать: европейские журналисты признали Setra S228 DT лучшим двухпалубником в мире. Прошло еще две Олимпиады, и в декабре 1992 года из ворот ульмского с порядковым номером 1000. Осенью 1993-го на смену ему пришел S328 DT. В трехзвездной классификации он имел исполнение на 83 и 89 мест (с учетом кресел водителя и экскурсовода), а в четырехзвездочном – на 82 и 78. Оба первенца двухэтажного роста имели габаритную длину 12 м и ширину 2.5 м. За два десятилетия, прошедших с начала эры двухэтажников марки Setra, было выпущено около 1900 таких машин.В самой Германии на долю Setra приходится треть рынка туристических автобусов. Развитие компании многие немцы характеризуют знаменитым олимпийским девизом, который применительно к Setra звучит так: длиннее, дальше, комфортабельнее. Повод для интерпретации законный: продукция фирмы и впрямь отвечает этим параметрам. Габаритная длина флагманского лайнера выросла до 13.89 м, а ширина – до 2.55 м. Концептуально изменено расположение двух топливных баков. Теперь их суммарный объем – 640 л вместо прежних 480 л. Они располагаются в задней части автобуса, могут заправляться как справа, так и слева и обеспечивают лайнеру больший запас хода без дозаправки. А уровень комфорта вообще заслуживает отдельного рассказа.
За увеличением размеров флагмана перво-наперво кроется инженерное совершенство. У S431 DТ появилось 9 дополнительных шпангоутов для повышения степени жесткости кузова. Этот мобильный отель стоимостью свыше полумиллиона евро приводит в движение 503-сильная V-образная мерседесовская «восьмерка» ОМ 502 LA, работающая в паре с автоматической трансмиссией AS-Tronic производства ZF. Другие версии автобуса комплектуются мотором мощностью 435 л. с. с 6-ступенчатой механической коробкой передач или двигателем в 476 л. с. с «автоматом». Разумеется, все они отвечают нормам Евро-3.Новый флагман получил электронные тормоза EBS и серийный ассистент торможения BA. Интегрированная электронная система IES улучшила взаимодействие двигателя, коробки передач и тормозов посредством обмена данных. Итог – сокращенный тормозной путь. Двухпалубный S431 DТ привлекателен для туроператоров тем, что у него на 4 места больше, чем у других автобусов аналогичного класса. Согласно новой концепции, сетровский флагман может быть оборудован пассажирским салоном до 64 мест на верхней палубе и до 25 на нижней. Выгода очевидна: стоимость одного места становится меньше, а это важный аргумент в борьбе с конкурентами. Эксплуатационные расходы снижены благодаря увеличенному сервисному интервалу до 90 тыс. км пробега или ТО периодичностью раз в год.Впрочем, рядовому туристу до этого дела нет. А вот персональные удобства он оценит по достоинству. Среди них – солидный объем багажника. Он увеличен на 1.5 м3 за счет дополнительного отсека в пределах колесной базы и составляет 8.4 м3. Дверь багажного отсека можно расширить на 2 см, до 58 см, а погрузочную высоту уменьшить на 15 см, до 129 см.
Вдобавок к этому увеличена полезная площадь для ручной клади в салоне. Сам салон стал просторнее. Высота потолка на первом этаже достигла отметки 1824 мм, а на втором – 1683 мм. Отдельного упоминания заслуживает система отопления и кондиционирования TopAir, сделанная по последнему слову техники. В ней, к примеру, вдвое меньше охлаждающей жидкости, чем обычно. Флагман на 80 мест (78+1+1), представленный на Красной Пресне, имел также аксиальный обдув и подогрев подоконников, видео- и аудиоаппаратуру, что пассажиры вряд ли назовут излишеством. Эксплуатационники оценили наличие навигационного комплекса, моторного тормоза Intander, а также системы FPS, пришедшей на смену привычной электрике. Заглянувшие по случаю на рабочее место водителя русские профи восхищенно цокали языками в отношении эргономики. Особенно их впечатлил диапазон регулировок сиденья, которое отодвигается на 8 см дальше, чем на прежней модели.
Выставленный вверх большой палец недвусмысленно говорил об их оценке головных фар Litronic, антикоррозионного покрытия методом катафореза и, конечно же, на эмоциональном уровне – узнаваемого дизайна экстерьера под названием La Linea. Мировая премьера трехосного двухпалубника Setra S431 DT из семейства TopClass 400 состоялась минувшей осенью в немецком Ганновере. Не прошло и года, как машину показали в России. По автобусным меркам, интервал небольшой. Говорит он о том, что компания верит в перспективы нашего рынка. Как знать, быть может, в скором времени не только европейцы, но и россияне смогут ездить за рубеж на флагманах вроде Setra S431 DT. Не знаю, как вы, а лично я в это верю!
Господа восседающие
Пассажирские сиденья просты, элегантны и удобны. Вот только расстояние до впереди стоящего кресла здесь меньше, чем в бизнес-классе, да и соседнее место расположено очень близко, а потому человеку моей комплекции уже не удастся посидеть закинув ногу на ногу. Конечно, есть функция смещения крайнего к проходу кресла буквально на спичечный коробок.
Высота кресла с интегрированным подголовником от уровня пола составляет чуть больше метра (1082 мм), ширина спинки – 440 мм, ширина подушки сиденья – 450 мм. Для людей плотных и упитанных здесь будет тесно, а люди средней комплекции даже не заметят дискомфорта. Высота спинки кресла – 708 мм, и это позволяет не держать мышцы шеи в напряжении – голову можно положить на сплошной подголовник. Длина подушки 483 мм подобрана оптимально: ее достаточно для упора ягодиц и выбора расслабляющей позы. Я сам ерзал по креслу в выборе разных положений для отдыха и сна, и нашел несколько вариантов, когда чувствовал себя комфортно. Кстати, высота подушки кресла над уровнем пола, на мой взгляд, тоже оптимальная – 455 мм. При таком значении ноги человека среднего роста не устают. За ощущения людей баскетбольной высоты поручиться не берусь.
Но самое главное: при покупке билета нужно знать, на какие места вам выпадет жребий! Дело в том, что расстояние между креслами только на первый взгляд кажется одинаковым, но это далеко не так (см. схему). Я лишь напомню, что у 3-звездочного автобуса расстояние между креслами должно составлять 680 мм, а у 4-звездочных – 740 мм.
Лесенка-чудесенка
На борту даблдеккера две лестницы, ведущие на второй этаж: одна спиральная винтовая и одна Г-образная с двумя маршами. Кстати, как и во многих круизных лайнерах высота ступенек разная, что по наблюдениям эргономистов, не позволит пассажиру оступиться.
Две нижние ступени передней винтовой лестницы имеют съемные крышки, под которыми есть полости для хранения инструмента и запчастей. Это не штатные «шкатулки» для ЗИП. Производители классифицируют их как «дополнительные ящики». Ничего себе «ящики» – 115 литров! Это же 6 ведер для болтов и гаек на все случаи жизни! Для сравнения вспомните: у бортового холодильника вместимость камеры 93 л!
На этом чудеса не заканчиваются. Та же винтовая лестница в передней части салона снабжена вспомогательным хранилищем полезным объемом 210 л. Доступ к этой «кладовке» организован со стороны прохода, а сам проем закрыт элегантной дверцей. Прямо над ней на вертикальной стенке закреплен сетчатый карман для газет и журналов.
Ступеньки второй лестницы, расположенной сзади справа, разной высоты. У этой лестницы нет ступеней с треугольными площадками, поэтому подниматься и спускаться по ней проще. Тайничок здесь оборудован за верхней ступенькой первого марша. Крышка открывается на вертикальной стенке. Ступеньки обеих лестниц оборудованы подсветкой. В общем, перемещение пассажиров вверх и вниз продумано до мелочей – не придерешься. Единственный нюанс: рослым людям нужно пригибаться на второй палубе.
Технические характеристики
Технические характеристики Setra S431DT | |
Назначение | Туристический |
Габаритные размеры,мм | 13890x2550x4000 |
Колёсная база,мм | 6700+1350 |
Радиус поворота,м | 11,38 |
Число мест для сидения | 79-89 |
Число дверей для пассажиров | 2 |
Вместимость багажного отделения,кубометров | |
Полная масса,кг | |
Двигатель | Mercedes-Benz OM502LA |
Рабочий объём двигателя,л | 15,93 |
Мощность двигателя,л.с. | 435,476,503 |
Вместимость топливного бака,л. | 560 заправка с 2 сторон |
Коробка передач |