Сначала сделал вариант как все — на основе гидравлического домкрата — колхоз убогий, к тому же китайский домкрат потек при первом использовании.
Там человек соорудил пресс из запчастей от грузовика МАЗ. Плюсы данного подхода: — в качестве насоса используется насос кабины МАЗ — максимальное рабочее давление 25 МПа, есть предохранительный клапан, который можно регулировать — заглушить или установить меньшее давление. Насос имеет реверсивные вход и выход, что позволяет на установке менять направление подачи масла, благодаря чему в рабочем цилиндре можно осуществлять не только опуск штока, но и его поднятие!
Максимальное давление, развиваемое насосом, МПа: 25 Диаметр плунжера, мм: 16 Рабочий объем, см3: 8 Заправочный объем, см3: 300 Давление срабатывания предохранительного клапана в заливной пробке, МПа: 2 Усилие на рукоятке на расстоянии 600 мм от продольной оси приводного вала, не более, Н: 350 Масса, кг: 4,6
— В качестве рабочего цилиндра используется силовой цилиндр ГУР маз ЦГ 80-280 — хорошее изделие с толстыми стенками, металл настоящий в отличие от китайского домкрата. Рассчитан на номинальное давление 10 МПа, но выдерживает и длительные перегрузки (естественно т.к. стоит в рулевом управлении тяжелого грузовика). На конце штока есть резьба, можно выточить переходные насадки для разных нужд — гнутие металла, запрессовка, вытяжка и т.д. Цилиндр двухстороннего действия.
Рабочее давление, не более, МПа: 10 Рабочий диаметр цилиндра, мм: 80 Диаметр штока, мм: 28 Полный ход штока, мм: 280 Масса, не более, кг: 13,5
— соединение выполнено родными медными трубками МАЗ — для развальцовки можно купить набор, который так же используется для развальцовки тормозных трубок авто. Хотя изначально трубки в продаже развальцованные.
— Потребовалось выточить переходник, чтобы соединить насос с цилиндром гур, ведь изначально на МАЗе он соединялся с цилиндром подъема кабины, который меньше и имеет диаметр поршня всего 40 мм, а не 80, и для нужд пресса не подойдет. Хотя подойдет для кое чего другого ! Чертеж штуцера прилагаю.
Какое давление сможет выдать такое устройство?
F = P*S = P*(pi*r^2)= 25 000 000 * ( 0.04 * 0.04 * 3.14) = 125600 Ньютонов то есть максимальное усилие получится 12,5 тонн силы
Но это честные 12,5 тонн силы, а не китайские 25, 30 и т.д. К слову пресс изначально хотел купить, но посмотрел на все это говно которое продается за бешенные деньги (от 15 до 40 тыс. руб.) и передумал — сделано халявно, например пресса матрикс на основе домкрата — там даже ручка от домкрата не срезана, другие сделаны не из швеллера, а из тонкого листового металла, это не повышает прочность, зато уменьшает вес, что важно при доставке грузов — по сути логистика. В общем это опасный для здоровья инструмент. Если эта хрень разлетится перед лицом, мало не покажется.
У себя в качестве металла взял 14 и 16 швеллер — настоящий швеллер горячей катки, а не гнутый. Проварил везде, где только можно, раскосины на верхней площадке приварены дополнительно и еще и закреплены немецкими болтами повышенной прочности с индексом 12.0. Чтобы нижняя площадка имела возможность перемещения швеллера были отданы на фрезеровку — т.к. в качестве фиксирующих пальцев используются 22 мм пальцы соединяющие гусеницы на тракторах. Сделаны такие пальцы из специального сплава, который так же не подведет.
Манометр пока не устанавливал. В остальном пресс похож на конструкцию с домкратом. Гидроцилиндр закрепил родным пальцем МАЗ через родной ШС. Можно закрепить гидроцилиндр и выше, но мне нужна была именно такая высота конечного изделия, т.к. пресс будет стоять на улице под специальным навесом (площадка под лестницей частного дома) — в общем были ограничения по высоте.
Гидроцилиндр и насос были разобраны, промыты и перебраны — в продаже есть ремкомплекты для них. Думаю после такой переборки в прессе они будут работать очень долго без проблем.
Возникла только одна трудность при тесте устройства. Насос бы рассчитан на объем цилиндра подъема кабины, а не на объем цилиндра гур, поэтому его буферной емкости не хватало, для вмещения масла вытесняемого цилиндром при поднятии штока, а в последствии т.к. не вместившееся масло выливалось, то не хватало его и для последующего опуска штока. Было не сложно увеличить емкость насоса наварив на его крышку кусок трубы с резьбой — теперь все ок. Почему-то человек идея у которого мною была взята не столкнулся с подобной проблемой, или просто не пробовал гонять шток от упора, до упора.
Всем загадка — почему при подъеме штока из цилиндра больше выходит масла, чем засасывается? Насос и цилиндр двухсторонние! Ответ очень простой!
Пресс легко справился с задачей перепрессовки сайлентблоков передних и задних рычагов гранд витары!
Затраты — ремкомплекты на насос и цилиндр — 300 руб. — трубки медные МАЗ — 500 руб. — цилиндр и насос — 2 тыс. — снял б.у. с грузовика, который шел в металлолом — швеллер — валялся во дворе, можно купить — не будет дорого — несколько тыс. руб. — работа и опыт — бесценно — услуги токаря и фрезеровщика — в среднем случае спасибо или пара пузырей, в зависимости от желания исполнителя, может 500 руб.
Все оказалось гораздо проще, чем казалось, теперь есть удобный и надежный инструмент, который не подведет, ремонтнопригоден, имеет точные параметры, а не завышенные китайские, проверен в работе.
Принцип действия механизма
Большой вес кабины современных грузовиков КамАЗ делает подъем вручную затруднительным. Поэтому она оборудуется гидравлическим механизмом. Это позволяет осуществлять подъем и опускание без применения больших физических усилий.
СПРАВКА: Гидравлическая система подъема в некоторых модификациях грузовых автомобилей используется для спуска запасного колеса расположенного за кабиной.
Механизм опрокидывания состоит из нескольких составляющих:
- Гидроцилиндр двустороннего типа. Направление движения рабочего штока гидроцилиндра зависит от того ,на какой вход подается давление масла;
- Ручной насос подъема кабины КамАЗ. Необходим для нагнетания масла в систему;
- Шланги высокого давления или металлические трубопроводы.
При помощи гидравлического насоса масло из бачка под давлением поступает в гидроцилиндр. На более старых моделях масляный бак установлен отдельно. Современные грузовые автомобили КамАЗ имеют бачек в одном корпусе с плунжерной помпой.
Под действием давления масла шток цилиндра выдвигается из цилиндра. Проушина штока шарнирно соединена с кабиной. Выдвигаясь, шток поднимает кабину. Для опускания подача давления переключается на второй вход гидроцилиндра, с помощью переключателя, установленного на насосе. После переключения давление воздействует на шток в обратном направлении. Это приводит к опусканию.
ВНИМАНИЕ: Подъем кабины грузового автомобиля КамАЗ возможен до достижения ей угла 41о по отношению к раме. При дополнительных манипуляциях можно поднять кабину до 61о.
Большая нагрузка на гидроцилиндр снижается при помощи специализированной системы уравновешивания. Она позволяет плавно осуществлять подъем и опускание. Система выполнена в виде двух торсионов. Их работа направлена на взаимное противодействие. Торсионы установлены на лонжеронах рамы, и крепятся к кабине с двух сторон. При перемещении кабины происходит закручивание одного торсиона и раскручивание второго. Это позволяет добиться равновесия при любом угле наклона. Так же можете прочитать про Где расположен датчик давления масла КАМАЗ.
Модель 65115
Перечисленные выше инструкции помогут узнать, как поднять кабину на модели самосвала КамАЗ-65115 правильно. Но нужно учитывать, что помимо механизма опускания и поднимания также присутствует система уравновешивания. Она упрощает процесс опрокидывания и не позволяет авто заваливаться на бок при настройке.
Может случиться, что усилие при подъеме или опускании кабины слишком велико. Тогда можно отрегулировать угол закручивания торсиона. Освобождают торсионы от нагрузки, поднимая кабину. Чтобы увеличить угол закручивания, оси опор рычагов переставляют в нижние отверстия из верхних.
Конструкция и принцип работы ручного насоса
Насос подъема кабины КамАЗ, устройство которого приведено ниже, может отличаться, в зависимости от модификации автомобиля.
Помпа состоит из следующих комплектующих:
- Впускной клапан. Выполнен в виде шарика, установленного внутри трубки. При всасывании масла шарик поднимается над посадочным местом, пропуская жидкость;
- Выпускной клапан. Состоит из шарика, прижатого к посадочному месту пружиной. Клапан открывается при достижении необходимого давления;
- Поршневая секция. Состоит из цилиндра, в котором перемещается поршень, соединенный с рукояткой привода. Поршень оснащен резиновым уплотнением. Это предотвращает утечку масла из помпы;
- Масляная емкость. Бачек для масла выполнен в одном корпусе с насосом или присоединен к нему. Он связан с поршневой секцией через впускной клапан;
- Золотник. Необходим для управления системой при повороте рукоятки в определенное положение. Золотник направляет давление масла на необходимый вход гидроцилиндра;
- Ручка привода поршневой секции. Насосы оборудованы рукояткой соединенной с поршнем и закрепленной на корпусе устройства.
ВАЖНО: Для уменьшения физических усилий при работе с насосом подъема кабины КамАЗ в рукоятку устанавливается рычаг.
Выводы
Чтобы узнать, как выполнять какие-либо действия с кабиной грузовика КамАЗ, достаточно знать модель грузовика. Можно действовать по стандартной инструкции, так как на большинстве машин российского автоконцерна особых различий нет. За опускание и подъем отвечает насос, прикрепленный к раме. Для регулировки используются рычаги. Чтобы нормально работал гидравлический механизм, важно следить за уровнем масла.
Рабочая жидкость должна доходить до меток, нанесенных на щуп. Для получения доступа к двигателю достаточно повернуть рукоятку. В зависимости от модели нужное положение указывается, как «подъем» или обозначается стрелкой вверх. Перед тем, как поднимать кабину, нужно убедиться, что в ней нет незакрепленных предметов, поставить машину на тормоз, предотвратив таким образом ее движение во время манипуляций.
Кабина машины является цельнометаллической, рассчитана на двух или трех человек. Обладает немалым весом, поэтому при любых попытках изменить ее положение в пространстве нужно принять все меры безопасности, а также проверить исправность оборудования.
Принцип действия насоса
При движении ручки плунжерной помпы вверх, поршень поднимается по трубке. Под действием разрежения масло попадает в поршневую секцию, приподнимая шарик впускного клапана. При движении ручки вниз, поршень давит на масло, находящееся в поршневой секции. Под давлением масла шарик впускного клапана прижимается к посадочному месту, и разобщает канал, соединяющий секцию с масляным бачком.
После закрытия впускного клапана, давление в поршневой секции насоса кабины КамАЗ возрастает. При достижении необходимой величины, давление сжимает пружину выпускного клапана. Шарик выпускного клапана отрывается от седла и пропускает масло под давлением в трубопровод, ведущий к гидроцилиндру. Так ритмичное движение рукояткой вверх и вниз позволяет накачивать давление масла в гидравлический цилиндр.
Типы насосов и их применение
На грузовиках Камского автомобильного завода, независимо от модификации. устанавливаются насосы плунжерного типа. Они отличаются своей надежностью и неприхотливостью к температуре окружающей среды.
Насосы механизма опрокидывания кабины КамАЗ имеют ручной привод. Это позволяет выполнить опрокидывание при не работающей силовой установке.
Все помпы делятся на два вида:
- Одноконтурные. Используются только для механизма поднятия и опускания кабины. Они оснащены одним золотником, распределяющим давление масла в системе;
- Двухконтурные. Используются на автомобилях с запасным колесом, расположенным за кабиной. Они имеют два золотника и две рукоятки управления. Принцип действия обоих золотников идентичен.
ВНИМАНИЕ: Камский автомобильный завод оснащает грузовые автомобили насосами двух производителей:
- РРТ – производство Сербия;
- БАГУ – производство Республика Беларусь.
Устройства разных производителей имеют отличающиеся крепления, технические характеристики, и не являются взаимозаменяемыми. Это следует учитывать при подборе помпы для замены.
Из вышеперечисленного следует, что насос системы опрокидывания кабины КамАЗ используется для нагнетания давления масла в гидравлический цилиндр. В совокупности с механизмом уравновешивания, гидроцилиндр плавно поднимает кабину, до достижения ей необходимого угла по отношению к раме грузового автомобиля.
На автомобили КАМАЗ устанавливается опрокидываемая кабина, подъем и опускание которой осуществляется с помощью специального механизма с гидравлическим приводом от отдельного насоса. О насосе механизма опрокидывания кабины, его типах, устройстве, эксплуатации и обслуживании читайте в данной статье.
Способы подъема кабины
На деле, существует всего один способ, как поднять кабину самосвала КамАЗ. В данном случае опрокидывание происходит принудительным образом. В отличие от платформы кабина не будет опускаться под собственным весом. Используется установка, работающая от плунжерного насоса. Также она оснащена баком с рабочей жидкостью, гидроцилиндром и трубопроводами. Работой механизма нужно управлять вручную.
Под передней частью кабины КамАЗ располагается гидравлический цилиндр. В случае неполадок с ним все запланированные действия будут затруднены. За задней подвеской прикреплен насос с рукояткой, которая применяется для управления. При использовании установки внутрь гидроцилиндра нагнетается масло, которое служит в качестве рабочей жидкости. Когда человек поворачивает ручку, шток перемещается по двум возможным направлениям: вверх или вниз. В соответствии с выбранным положением рукоятки кабина наклоняется или становится в исходное положение.
Устройство механизма опрокидывания кабины (МОК) КАМАЗ
Грузовые автомобили КАМАЗ имеют бескапотную компоновку, которая, несмотря на все свои достоинства, имеет один недостаток — двигатель устанавливается на раме под кабиной, и для доступа к нему кабину приходится поднимать. Поэтому в грузовиках с бескапотной компоновкой, в том числе и в КАМАЗах, используется специальный механизм опрокидывания кабины (МОК). Благодаря наличию данного механизма кабина может быть легко поднята (опрокинута), что открывает доступ к силовому агрегату, сцеплению и другим механизмам, расположенным в передней части рамы.
Типы и применимость гидронасосов МОК
На сегодняшний день в механизмах опрокидывания кабины камских грузовиков используются ручные насосы плунжерного типа (такие же находят применение в гидравлических домкратах). Независимо от модели, все плунжерные насосы устроены одинаково, об устройстве насоса сказано ниже.
В грузовиках Камского завода применяются два основных вида насосов:
• Насос механизма опрокидывания кабины; • Насос механизма опрокидывания кабины и подъемника запасного колеса.
В первом случае насос устроен наиболее просто, и он всегда подключен только к контуру механизма опрокидывания кабины. В насосе второго типа предусмотрена возможность переключения между контурами МОК и гидроподъемника запасного колеса. То есть, один насос может работать в двух системах, что делает автомобиль дешевле, а его обслуживание и эксплуатацию — проще. Напомним, что в ряде моделей автомобилей КАМАЗ (например, в КАМАЗ-4310) запасное колесо устанавливается за кабиной на специальный гидравлический подъемник — это облегчает процесс снятия и постановки на хранение колеса, имеющего довольно большую массу и габариты.
В настоящее время на автомобили КАМАЗ устанавливается несколько моделей насосов двух основных производителей:
• Насосы Prva Petoletka (PPT), Сербия; • Насосы ОАО Борисовский (БАГУ), Республика Беларусь.
Насосы различных производителей имеют неодинаковые характеристики, отличаются установочными размерами и другими параметрами, что обязательно необходимо учитывать при покупке нового насоса.
Но все насосы, независимо от модели и применимости, имеют принципиально одинаковое устройство.
Устройство насоса механизма опрокидывания кабины
Насос устроен довольно просто. Его основу составляет корпус, в котором установлена плунжерная пара — нажимной плунжер (поршень) и его втулка. Под плунжером располагается канал, выходящий в клапанный механизм — полость с двумя шариками, один из которых (со стороны нагнетательного канала, выпускной) прижат к своему седлу с помощью пружины. Второй шарик (впускной) просто лежит на своем седле и может свободно перемещаться по каналу.
На корпусе над плунжером установлена рукоятка привода насоса, она имеет качающуюся опору и через простейший шарнир связана с плунжером. Подъем и опускание рукоятки обеспечивает перемещение плунжера во втулке и работу насоса. Сбоку от корпуса плунжерной пары к насосу монтируется масляный бачок, поэтому механизм опрокидывания кабины не имеет отдельного бачка. Внутри бачка к впускному каналу присоединен всасывающий фильтр, здесь же находится предохранительный клапан, обеспечивающий слив масла из нагнетательной полости обратно в бачок при неоткрытии выпускного клапана.
Одна из главных деталей насоса — реверсивный золотник, с помощью которого производится управление потоком рабочей жидкости в гидросистеме МОК. Золотник имеет два положения — «Подъем кабины» и «Опускание кабины», выбор положения производится поворотом золотника с помощью предусмотренной для этого рукоятки. При повороте золотника в положение «Подъем кабины» масло нагнетается в трубку, соединенную с нижней полостью гидравлического цилиндра, а из верхней полости масло через жиклер поступает в бачок. При повороте золотника в положение «Опускание кабины» происходит реверс подачи масла — теперь оно подается в трубку, соединенную с верхней полостью гидроцилиндра, а из нижней полости масло поступает в бачок.
В насосах, предназначенных для установки в автомобили с механизмом подъема и опускания запасного колеса, предусмотрен еще один золотник — с его помощью производится соединение насоса либо с гидравлической системой МОК, либо с гидравлической системой гидроподъемника запасного колеса.
Нужно отметить, что описанное выше устройство имеют насосы PPT — они выполнены в виде горизонтально расположенного параллелепипеда, в верхней части которого находится рукоятка. Насосы БАГУ и им подобные имеют несколько иное устройство: как такового масляного бачка в них нет, роль емкости под масло играет сам корпус насоса, а плунжерная пара располагается внутри насоса, непосредственно в масле. Клапаны и золотниковые механизмы такого насоса расположены в его нижней части. Внешне насос представляет собой удлиненный по вертикали параллелепипед, в верхней части которого, на одной из боковых стенок, находится рукоятка привода плунжера.
На внешней поверхности насоса предусмотрены штуцеры для соединения с трубками, пробка для заливки масла, а иногда и пробка со щупом для контроля уровня масла. Также рядом с рукоятками управления золотниками обязательно нанесены поясняющие надписи или символы.
Возможные сложности при подъеме кабины
Как правило, при поднимании возможны всего две проблемы. При первой подъем просто не происходит, а при второй наблюдается неполный подъем. В 99% случаев причиной служит неисправный насос. Возможные неполадки и способы их решения:
- Неправильное подсоединение золотников насоса или наконечников шлангов требует переподключения трубок.
- Попадание воды в масло чаще всего случается в зимнее время. Здесь для решения необходимо прогреть насос и поменять масло.
- Течь насоса чаще всего вызвана неплотным прилеганием резинового уплотнителя. В таком случае конструктивная составляющая требует замены. Также возможно переизбыточное количество масло внутри системы. Для устранения проблемы потребуется ремкомплект.
- Заклинило предохранительный клапан, который нужно будет вывернуть и проследить за отсутствием вытекания при этом масляной жидкости. Снятую деталь необходимо промыть, просушить и настроить, чтобы поддерживалась давление от 15 до 17 МПа.
- Не подается рабочая жидкость говорит о возникновении поломок у всасывающего клапана. Для проверки необходимо выкрутить пробку и проверить состояние узла.
Рычаг выходит из строя редко, обычно это бывает в случае неосторожной эксплуатации. Если насос в порядке, а рукоятка не заедает, значит механизм исправен. Далее регулировка осуществляется по стандартной схеме.
Порядок работы с насосом МОК
Кабина автомобиля КАМАЗ может иметь три положения — транспортное (кабина полностью опущена), подъем на угол 41° и 61°. Подъем на оба угла производится с помощью насоса, однако порядок действий в обоих случаях несколько отличается.
Для опрокидывания кабины на угол 41° необходимо выполнить следующее:
- Заглушить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом, установить рычаг КПП на нейтраль;
- Рукоятки обоих запоров кабины установить в верхнее положение;
- Отсоединить предохранительный крюк, установленный на правом запоре кабины;
- Перевести рукоятку управления реверсивным золотником в позицию «Подъем кабины» (либо на стрелку вверх — обозначение зависит от модели насоса);
- В отверстие рукоятки привода плунжера вставить монтажную лопатку или иной инструмент;
- Раскачиванием рукоятки вверх и вниз произвести подъем кабины;
- После подъема кабины в отверстие стойки ограничителя вставить предохранительный шплинт (это предотвратит случайное опускание кабины).
Чтобы вернуть кабину в транспортное положение необходимо выполнить следующее:
- Вынуть шпильку из стойки ограничителя;
- Рукоятку управления реверсивным золотником перевести в позицию «Опускание кабины» (либо на стрелку вниз);
- Раскачивая рукоятку привода плунжера опустить кабину в транспортное положение;
- Зафиксировать запоры кабины.
Чтобы поднять кабину на максимально возможный угол 61°, предварительно необходимо демонтировать передний бампер и открыть капот (переднюю панель), затем произвести описанную выше процедуру. При достижении подъема на угол 41° нужно вынуть палец удлинителя (предварительно расшплинтовав его) и с помощью насоса поднять кабину. Возврат кабины в транспортное положение производится в обратном порядке, то есть, сначала до угла 41°, а после установки пальца в удлинитель — до транспортного положения.
Если автомобиль оснащён гидроподъемником запасного колеса, то перед опрокидыванием кабины или манипуляциями подъемником запасного колеса необходимо устанавливать ручку золотника на насосе в соответствующее проводимой операции положение. Управление подъемом и опусканием гидроподъемника также производится с помощью реверсивного золотника.