Технические характеристики и преимущества мотоблока Беларусь МТЗ 09Н

Представителем самой маломощной техники, выпускаемой Минским тракторным заводом, является самоходный мотоблок МТЗ 09Н с ходовой формулой 2х2. Основой для выпуска стал ранее выпускаемый заводом мотоблок МТЗ 05. Машина предназначена для выполнения сельскохозяйственных, транспортных и коммунальных операций при использовании на небольших площадях в частных хозяйствах и коммунальном обслуживании предприятий.

Назначение и области применения

Данная модель разрабатывалась в 1992 году, чтобы заменить МТЗ-05, и до сих пор пользуется огромным спросов среди всего перечня мотоблоков завода, приходя на помощь практически во всех видах с/х-работ, а также для транспортировки грузов, уборки мусора и снега.

Беларусы известны своим распространением не только в странах СНГ и Прибалтики, но даже и в США — есть даже видео работы на мотоблоке МТЗ-09Н с другого материка.

Технические характеристики

Марка двигателяHonda GX270, Kipor KG280, Lifan LF177
Масса мотоблока в состоянии отгрузки с завода (заправлен маслом, укомплектован основным рабочим оборудованием, без ЗИП), кг176
Номинальное тяговое усилие, кН (кгс)1,0 (100)
Число передач, переднего хода/заднего хода4/2
Скорости движения, км/ч, переднего хода/заднего хода2,6-11,4/3,0-5,35
Дорожный просвет, мм295±5
Колея мотоблока, мм450±30, 600±30,700±30
Габаритные размеры, мм1780 х 846 х 1070
Наибольшая масса буксируемого прицепа, кг650
Радиус поворота при колее 450 мм,м, не более1
Максимальная вертикальная нагрузка, действующая на сцепное устройство мотоблока от массы груженого прицепа, кг50
Номинальная мощность, кВт (л.с.)6,6 (9)-для 09Н
Частота вращения коленчатого вала об/мин3600
Удельный расход топлива, г/квт.ч319
Заправочные емкости, л: масляный картер бак топливный масляная ванна трансмиссии1.1 6 3.5
ТопливоА-92 ТУ 38.001.165
Пределы температур, при которых может эксплуатироваться мотоблок, °Сот -20 до +30

Расход топлива

Мотоблок обладает хорошими показателями экономичности. В нем установлена цифровая система зажигания GDI, в которой регулируется угол опережения зажигания. Газораспределительные фазы точно управляются благодаря тому, что распределительный вал тщательно сконструирован инженерами японской компании. Также улучшить экономические показатели помог оптимальный выбор покрытия клапанов.
Это интересно: описание мотоблока НМБ 1.
Даже когда производительность достигает максимальной отметки в 3600 об./мин, величина расхода топлива не превышает значения 2,5 литра в час. Максимальная мощность от потребленной топливной жидкости достигается благодаря точной настройке времени открытия клапанов, максимальной компрессионной степени и верхнему расположению клапанов.

Оснащение и устройство модели

Мотоблок Беларус 09н имеет мощный бензиновый мотор на 9 л.с. объемом 270 см3. В зависимости от конкретной модификации, машина может поставляться с двигателями различных отечественных, китайских японских и производителей других стран.

Агрегат оснащается двумя колесами с пневматическими шинами. Диаметр колес зависит от установленного двигателя.

Коробка передач механическая, ступенчатая с шестернями, которые находятся в постоянном зацеплении. Имеет 4 передних передачи и 2 задних.

Рычаги, переключающие режимы работы, органы управления (газ и сцепление) расположены на рулевой штанге вместе с рычагом управления блокировкой дифференциала.

Также МТЗ 09 имеет вал отбора мощности, используемый в качестве привода для навесного оборудования, такого как кормоизмельчитель, насос или циркулярная пила.

Крепление для сцепки оборудования универсально и дает возможность присоединять навесы даже от прошлых моделей мотоблока.

Двигатель

В интернете можно найти множество отзывов владельцев МТЗ 09Н насчет двигателей старого образца УД-15 или УД-25, которые на данный момент не актуальны и их можно поменять. Сейчас чаще всего вместо них устанавливают моторы Honda или Lifan.

Двигатель Honda GX270 ставится на мотоблок МТЗ 09Н на заводе и считается эталоном для подобной техники, рекомендуемым для установки на замену старым.

  • мощность — 9 л.с.;
  • объем — 270 см3;
  • частота вращения вала — 3600 об/мин.

Lifan LF177 производится в Китае выступает как более дешевая альтернатива Хонде, а по заявленным характеристикам они идентичны. Можно найти большое количество положительных отзывов.

Клапаны

Недостаточно одной установки хорошего двигателя. За его состоянием нужно следить и проводить регулировку клапанов из-за меняющегося в них зазора во избежание дорогостоящего ремонта двигателя.

При большом зазоре в двигатель не поступает нужное количество бензина и он начинает издавать шумы.

Если возникли сомнения, проверьте и установите верный зазор при помощи лезвия для бритья, ширина которого должна быть от 0,1 до 0,15 мм — именно такие цифры у клапанов в нормальном состоянии.

Регулировка клапанов

  1. Немного открутите гайку и подложите лезвие под клапан.
  2. Пару раз проверните маховик — лезвие не должно мешать его движению, но и зазора быть не должно.

Карбюратор

При сбоях в работе двигателя, когда он не выдает нужную мощность, сделайте настройку карбюратора. Также делать это рекомендуется и после зимнего перерыва, чтобы не произошло поломок при выполнении работ.

Болтовые соединения могли ослабнуть при нахождении мотоблока без эксплуатации в течение долгого периода времени.

Регулировка карбюратора

Затяните болты, регулирующие максимальный и минимальный газ, до упора, затем открутите их на пол оборота.

Включите максимальное количество оборотов при помощи рычага управления. РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ЭТОМ НЕ ДОЛЖНА ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ.

При помощи винта, отвечающего за положение дросселя, настройте обороты на холостом ходу — шумов при этом не должно быть.

Настройте подачу горючего в карбюратор при помощи топливных винтов. Если их закрутить, подача топлива уменьшится, есть приоткрутить — увеличится.

Правильная настройка карбюратора

Наиболее простой способ убедиться в правильной работе мотоблока — проверить состояние свечей, являющихся «лакмусовой бумагой» двигателя. Если они чистые — все хорошо, если нет — ищите сбои и проводите ремонт.

Сцепление

Сцепление мотоблока МТЗ Беларус 09Н отвечает за передачу переключения от рычага к КПП, поэтому от его исправности зависит работоспособность машины. Владелец должен уметь производить регулировку сцепления для правильности его работы.

Как определить проблемы со сцеплением

  1. Если мотоблок ведет и при полностью выжатом рычаге он пытается тронуться, это значит, что регулировочный винт ослаб и его следует затянуть.
  2. Если все наоборот (сцепление отпущено, а нужное количество оборотов не достигается или мотоблок стоит на месте), винт необходимо ослабить.

Часто владельцы считают, что самостоятельная настройка сцепления — сложный процесс, однако на видео можно заметить, что это достаточно просто.

Регулировка сцепления на мотоблоке

Обкатка

Всем новоиспеченным владельцам Беларуса 09 следует в первую очередь произвести его обкатку. Многие с удивлением и непониманием относятся к этой процедуре: зачем такому мощному мотоблоку нужна обкатка? Но, ознакомившись с инструкцией и отзывами, становится понятно, что делать это обязательно.

Обкатка — залог долгой беспроблемной работы мотоблока. Во время этой процедуры его детали становятся на место, притираются друг к другу и смазываются.

Давайте ознакомимся с важными правилами:

  1. Во время первой обкатки мотоблок ни в коем случае нельзя использовать на полную мощность и с навесным оборудованием.
  2. Затем производится обкатка с навесным оборудованием, но не для выполнения работ, а для увеличения веса мотоблока.
  3. Далее уже можно использовать машину в поле, но работы для начала выполнять вполсилы: для примера — максимальное погружение плуга составляет 20 см, а во время обкатки — 10 см.

Видео обкатки МТЗ 09Н

Каждый владелец должен понимать принцип включения и выключения ВОМ и разобраться с этим на стадии обкатки, т.к. от количества передаваемых оборотов зависит скорость работы навесного оборудования.

КПП

Мотоблок оборудован 6-ступенчатой коробкой:

  • 4 передних передачи;
  • 2 задних.

Скорость движения составляет от 2,6 км/ч на 1 передаче до 11,4 км/ч на четвертой. Таким образом, каждый владелец может выбрать оптимальную скорость для каждого вида работ.

При езде задом Беларус-09Н может развивать скорость до 5,35 км/ч.

Как устроена коробка передач

Ремонт коробки

Если при работе слышен шум в редукторе, первое, что нужно сделать, — проверить количество масла. Если его недостаточно, следует долить.

Уровень масла следует проверять перед каждой поездкой. При использовании без него коробка передач может быть серьезно повреждена. Выбор масла следует производить в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

Если со смазочными элементами все в порядке, но шум не ушел, то, скорее всего, вышли из строя шестерни трансмиссии. Их необходимо немедленно заменить. Запрещается работать с неисправными шестернями, так как они могут рассыпаться, и вся трансмиссия может пострадать.

Часто бывает, что передача не включается, а именно 4. Причина банальна. Включается она нечасто и только во время самой сложной работы. Следовательно, в самом рычаге может быть недостаток смазки. Чтобы решить эту проблему, смажьте его маслом на ночь. Никаких уплотнений нет, и масло должно течь и свободно смазывать. Если проблема не исчезнет, ​​вам нужно будет полностью разобрать и смазать все части контрольной точки.

Электричество

Беларус 09Н стандартно оснащен обычным стартером. Это не очень удобно, так как в зимний период сложно запустить. А если учесть наши холодные зимы, это становится совершенно непростой задачей.

Вот почему электростартер стал более распространенным. При желании мотоблок можно переоборудовать под него.

Переоборудование на электростартер

  1. Для этого требуется генератор, который обеспечивает электрический ток для электрического запуска. Для этих целей хорошо подойдет автомобильный генератор.
  2. Затем старый стартер снимается и на его место устанавливается электрический и подключается к генератору.

Видео установки генератора

Многих владельцев интересует тема света. По умолчанию фары отсутствуют. И разместить их можно только при установке генератора. Напряжения генератора хватает и на стартер, и на свет.

Видео установки фар и их подключения к генератору

Особенности эксплуатации

Мотоблок удобен в использовании, но для продления срока службы нужно внимательно следить за его состоянием:

  • осматривать перед каждым использованием на предмет дефектов, в том числе проверять надежность болтовых соединений;
  • после работы удалите частицы грязи или снега, чтобы не появилась ржавчина;
  • брать топливо с высоты 2 сантиметра, чтобы пыль со дна бака не попала в топливную систему;
  • проверьте наличие масла, чтобы не допустить преждевременного износа оборудования;
  • использовать масло 10W-30, которое гарантирует эффективную работу мотоблока в любое время года;
  • перед заменой масла слейте оставшееся топливо, залейте промывку и дайте машине поработать на холостом ходу;
  • летом использовать топливо М-10В2 или М-10Г2, зимой — М-8Г2;
  • заливайте масло до полного объема.

Модификации

В 1992 году на МТЗ-09Н устанавливали стандартные заводские двигатели УД-15 или УД-25. Второй был более мощным двухтактным двигателем. Однако на сегодняшний день они уже не могут конкурировать с современными моделями. И есть много видео — отзывов касательно необходимости замены мотора, и как его лучше провести.

Сейчас самым популярным мотором Беларуса-09Н является Honda GX270. Эта модель двигателя предназначена для долговременной и непрерывной эксплуатации. Работает она на высокооктановом топливе (92 или 95). Мощность Honda GX270 составляет 9 лошадиных сил, а максимальная скорость коленчатого вала – 3600 оборотов в минуту.

Также можно встретить модификации с китайскими двигателями Kipor KG280 и Lifan LF177. У них аналогичные заявленные свойства. При этом отзывы о работе Беларуса с такими двигателями хуже и часто выходят из строя.

Двигатели для МТЗ-09Н также поставляются из Чехии. А есть модификация с двигателем Jikov GH1509.

Описание двигателя

Мотоблоки Беларус 09Н оснащаются двумя различными типами двигателей. Они могут работать на бензине А92 и А95. Гильза цилиндра двигателя изготавливается из чугуна. Поэтому вне зависимости от типа двигателя мотоблок успешно справляется с поставленными задачами даже в самых сложных условиях.

Наибольшее распространение получил Беларус 09Н, оснащенный одноцилиндровым двигателем Honda GX270. Объем японского двигателя составляет 0,27 л, а мощность – 9 л. с.


Устройство двигателя Honda GX270

Мотоблоки Беларус 09Н укомплектовываются также двигателями китайского производства Lifan LF177 и Kipor KG280. Китайские двигатели имеют аналогичные характеристики. Но благодаря низкой стоимости они пользуются не меньшей популярностью, чем японские.

Чтобы продлить срок службы двигателя Беларус 09Н, необходимо через каждые 250 часов эксплуатации менять масло. Также необходимо через каждые 100 часов работы менять масло в трансмиссии мотоблока. Производитель гарантирует бесперебойную работу двигателя и других механизмов мотоблока только при использовании рекомендованных марок масла.

Также периодически необходимо менять расходные материалы в виде воздушного фильтра и одной свечи зажигания.

Навесное оборудование

Как уже говорилось выше, мотоблоки Беларус 09Н могут стать универсальной сельскохозяйственной техникой, если использовать навесное оборудование:

  • универсальный плуг;
  • культиватор;
  • борона-культиватор;
  • мотоблок прицеп;
  • косилка роторная;
  • сиденье, позволяющее использовать Беларусь 09Н в качестве минитрактора;
  • утяжелители, облегчающие транспортировку грузов;
  • откидной клинок;
  • снегоочиститель;
  • хозяйственная кисть;
  • картофелекопалка;
  • картофелесажалка;
  • грунтозацепы.

Полный набор аксессуаров сделает работу в саду или на ферме настоящим удовольствием. В процессе разработки минитрактора предполагалось, что его основными пользователями являются жители России, которым приходится работать на тяжелых почвах.

Мотоблок может свободно передвигаться по любому типу местности благодаря широким колесам. Легкость управления обеспечивает современная рулевая колонка. А высокопрочный многозубый дифференциал обеспечивает высокую надежность в работе.

Конструкция аппарата

Компоновка мотоблока выполнена по классической технологии, присущей одноосным аппаратам «МТЗ». У машины нет силовой рамы, а все компоненты закреплены на корпусе трансмиссии. Конструкция обладает меньшей массой, но большей надёжностью.

Последняя достигается исключением промежуточных деталей. В литом корпусе трансмиссии размещают «мокрую» муфту сцепления, которая передаёт крутящий момент от двигателя к первичному валу коробки скоростей.

Управляют машиной выносной рукояткой. На ней размещают переключатели скоростей, рычаг блокировки дифференциала, привод акселератора и сцепления. Выносную рукоятку можно регулировать в горизонтальной и вертикальной плоскости, что облегчает «подгонку» управления под комплекцию оператора.

Кроме того, рулевую колонку можно переналадить на реверсивное положение для движения аппарата задним ходом в прямом направлении.

Привод колёс оснащён дифференциалом, облегчающим развороты машины. В нормальном положении механизм блокируют для увеличения проходимости.

Достоинства и недостатки

Главное достоинство мотоблока — наличие бензинового двигателя, способного работать на топливе любого качества.

К другим преимуществам методики можно отнести следующее:

Универсальность. Их можно дополнять различными элементами российского и зарубежного производства. Это позволяет значительно повысить универсальность.

Простая конструкция. Благодаря этому вы сможете отремонтировать агрегат самостоятельно.

Эксплуатация в разных условиях. Машины отлично справляются со своей работой независимо от условий окружающей среды. Они предназначены для использования в средней полосе России, так как почтовое отделение и топография этого района наиболее подходят для узлов оборудования.

Рентабельность. Это связано с использованием горюче-смазочных материалов. Причем их качество никак не влияет на работоспособность мотора.

Современность. В ассортименте производителя несколько модификаций модели. Каждый из них имеет привлекательный внешний вид. Несмотря на долгое производство станков, современные агрегаты производятся с учетом последних тенденций.

Из недостатков потребители выделяют следующие:

сложное переключение режимов работы благодаря асинхронной передаче;

сложность поворота при транспортировке грузов из-за несовершенной блокировки дифференциала;

затрудненный доступ к опорам затрудняет подключение заводского навесного оборудования;

высокая стоимость агрегатов по сравнению с аналогичным оборудованием других производителей;

большая масса устройства, поэтому оператору необходимо выполнять значительные физические нагрузки, особенно при работе в неподготовленной зоне.

Дополнительные орудия

Сам по себе мотоблок будет бесполезен фермеру. Для проведения агротехнических работ нужны ещё навесные почвообрабатывающие инструменты. Я вместе с аппаратом купил плуг ПЛ-1и окучник КО-2, которых поначалу хватало с избытком. Но со временем аппарат «оброс» большим количеством орудий.

Среди них были как фирменные, производства «МТЗ», так и сторонних производителей (благо конструкция сцепного устройства это позволяет).

Кроме того, мною были изготовлены несколько самодельных приспособлений. Благодаря унифицированной сцепке на мотоблок можно навесить любое активное или пассивное оборудование, разработанное для легкого класса одноосной самоходной техники.

Цены нового и б/у

Мотоблоки 09-Н нельзя купить напрямую с завода, они продаются у официальных дилеров и в розничных магазинах. Цена на @Беларус [email protected] сильно зависит от региона поставщика, средняя стоимость нового агрегата составляет:

  • 09Н-01 (Хонда) – 80400 руб.,
  • 09H-02 (Вейма) – 73150 руб.,
  • 09H-02 (Вейма на 13 л.с.) – 82000 руб.,
  • 09R-02 – 67200 руб.

Купить б/у МТЗ 09Н довольно сложно, потому что предложений, которые могут говорить о надежности и долговечности мотоблока, очень мало — его все еще не хотят продавать. Еще есть возможность найти тяжелые агрегаты, их стоимость будет в среднем 39 тысяч рублей. Чаще всего продают старые МТЗ-05.

Отзывы владельцев мотоблока Беларус МТЗ-09Н

В сети можно найти многочисленные отзывы владельцев МТЗ, которые отмечают надежность и экономичность двигателя. Отмечают, что присутствуют некоторые проблемы с КПП, но они решаемые и не доставляют неудобства.

Максим:

Купил мотоблок Беларус МТЗ-09Н в 2010 году для отца, но спустя некоторое время сам на нем стал работать. Хочется отметить мощный, но одновременно экономичный двигатель, который помогает справляться с различными задачами. Универсальный труженик, который значительно облегчают работу на огороде. Двигатель Хонда заводится сразу. Подключить фрезу одному сложно, потому что тяжелая. Во время работы тоже прилагаю усилия, чтобы фреза не врезалась в землю, иначе тогда мотор глохнет. К недостаткам относится нечеткое переключение передач и необходимость прикладывания значительных усилий при отключении блокировки дифференциала.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]