Нормы расхода топлив для специальных и специализированных автомобилей

При покупке спецтехники потребители обращают внимание на производительность, проходимость машины, уровень автоматизации, приспособленность к климату региона, и на многие другие важные моменты. Расход топлива, как показывает практика, не является критерием выбора оборудования, несмотря на то, что экономное потребление ГСМ — важнейшее условие быстрой окупаемости агрегата, один из путей снижения себестоимости продукции.

В инструкции производителя указаны нормы потребления горючего, но на этот показатель ориентироваться нельзя, поскольку он отражает расход топлива в идеальных условиях. Каждый вид спецтехники эксплуатируется в индивидуальном режиме, который определяется спецификой деятельности предприятия. Огромную роль в соблюдении рационального уровня потребления расходных материалов играет качество ГСМ и организация технического обслуживания.

Базовые и индивидуальные показатели расхода топлива

Для спецтехники расход топлива считается по определенному алгоритму. Специализированные машины представляет собой, прежде всего, транспортное средство, поэтому при определении норм расхода учитывается потребление топлива на 100 км пробега (как и у обычного автомобиля). К этому показателю добавляется норма расхода горючего на 1 час работы оборудования (ковши экскаватора, крановые и буровые установки, отвалы, плуги, захваты и т.д.). Поправочные коэффициенты применяют с учетом климатических и сезонных условий эксплуатации.

Индивидуальные показатели рассчитываются на основе фактической эксплуатации машины, с учетом факторов, влияющих на расход топлива.

Серьезные отклонения от базового норматива могут быть вызваны несколькими факторами:

  • Неисправности двигателя и гидравлической системы;
  • Агрессивный стиль управления транспортом, превышение скорости;
  • Использование некачественного горючего и смазочных материалов;
  • Неблагоприятные погодные условия, бездорожье.

Количество сжигаемого топлива во время движения зависит от типа дорожного покрытия, массы прицепного оборудования. Правильное определение расхода солярки с учетом вышеуказанных факторов возможно в том случае, если все рабочие узлы техники находятся в исправном состоянии.

Для определения искомой величины (расход ГСМ на спецтехнику) необходимо умножить показатель удельного потребления горючего (R) на мощность силового агрегата (N), и на коэффициент 0,7 (перевод из кВт). Показатель будет еще более точным, если применить поправочный коэффициент, отражающий грузоподъемность (полная загрузка — 1, частичная — 0,8 или 0,6).

При расчете норматива потребления для экскаватора учитывают, что дизельный двигатель расходует 0,220л/кВт/ч топлива (0,165л/л.с./ч). Корректирующие коэффициенты для гусеничной и колесной техники отражают степень загрузки (машины не работают постоянно, а используются для выполнения определенных операций).

Норма расхода будет представлять собой произведение следующих величин:

  • Удельный расход топлива (q)
  • Мощность двигателя (N);
  • Плотность топлива (R);
  • Соотношение времени работы при заданной частоте вращения калевала (k1).

Удельный расход топлива и мощность двигателя указаны в инструкции завода-производителя.

Погрузчики

Нормы расхода дизельного топлива на час работы наиболее востребованных на территории Российской Федерации погрузчиков:

  • Ausa C11M, двигатель Kubota D902-ES07(13,6) – 4,5 л.
  • Bauman HX 40/12/51 TR, силовой агрегат D754E2(50) – 2,4 л.
  • Bobcat S300, двигатель Kubota V3300-Di-T turbo(58) – 6,4 л.
  • BT Cargo CBD 5,0, силовой агрегат John Deere 4045D(56) – 3,3 л.
  • CASE 580 Super R погрузчик-экскаватор, двигатель CNH UK Limited(72) – 7,0 л.
  • Caterpillar 232B, силовой агрегат CAT 3024C(37) – 5,4 л.
  • Caterpillar 924GZ, двигатель Perkins-3056E(129,5) – 13,3 л.
  • D-16, силовой агрегат Volkswagen 1,9D(56) – 1,8 л.
  • Daewoo D30-S2, двигатель ДВ-33 – 2,3 л.
  • Doosan D20SC-2, силовой агрегат Cummins A2300(32) – 2,1 л.
  • GPW-2009, двигатель, Д-2500 – 2,0 л.
  • HC CPCD18N-RW9, силовой агрегат Isuzu C240 – 2,1 л.
  • Heli CPCD50, двигатель Isuzu 6BB1 – 4,1 л.
  • Komatsu FD25T-16, силовой агрегат 4D94LE – 2,0 л.
  • Linde H60D, двигатель BF6M1012Е (85) – 4,3 л.
  • Mitsubishi FD45, силовой агрегат S6E – 3,7 л.
  • Nissan FD01A40Q2, двигатель TD-27(42,5) – 3,3 л.
  • Still R70-16, силовой агрегат VW ADG(30) – 2,0 л.
  • TCM FD35T3S, двигатель Nissan QD32 – 2,7 л.
  • Toyota 02-7FD25, силовой агрегат 2Z(49) – 2,5 л.
  • Амкодор 342С4, двигатель Д-260.1 – 8,7 л.
  • ДВ-1661-33-10, силовой агрегат Д-2500К – 2,9 л.
  • ДП 1604, двигатель Д-120.05 – 2,6 л.
  • Лев-41.030, силовой агрегат ЗМЗ-53 – 6,8 л.
  • ПБ-35, двигатель АМ-41 – 6,0 л.
  • ПК-6, силовой агрегат ЯМЗ-8482.10 – 27 л.
  • ТО-156, двигатель СМД-62 – 11,4 л.

Продукция Ренетоп:

Важность соблюдения норм расхода ГСМ

Для предприятий, использующих спецтехнику, особую важность представляет соблюдение нормативов расхода ГСМ, поскольку эти показатели контролируются налоговой службой. Официальным документом, регламентирующим нормы потребления ГСМ разными видами транспортных средств, является распоряжение Министерства транспорта России №АМ/23р от 14 марта 2008 года.

Существуют и другие законодательные документы, которыми можно воспользоваться при определении норматива. Это показатели, утвержденными соответствующими ведомствами (для лесного хозяйства, коммунальной сферы, сельского хозяйства и т.д.).

Если в технической документации на спецтехнику нет базовых данных, необходимо сделать запрос заводу-изготовителю или обратиться в ведомственную организацию.

Отдельные нормативы установлены для машин, работающих во время стоянки, (погрузчики, буровые машины, автовышки, компрессоры), и для агрегатов, выполняющих работу в движении (тракторы, экскаваторы, бульдозеры).

Если вы обнаружили необоснованный перерасход топлива, либо сбои в оборудования, обращайтесь к услугам нашей компании. Мы определим причину некорректной работы, проведем ремонтные работы, протестируем оборудование, дадим полезные рекомендации. Помните, что перерасход топлива всегда свидетельствует о неполадках функциональных систем спецтехники. Принимайте меры своевременно, чтобы не переплачивать за дорогостоящий ремонт! Свяжитесь с мастером по телефону 8 (800) 250-63-77, чтобы оформить заявку на диагностику, или воспользуйтесь обратной формой сайта.

МТЗ

Нормы расхода дизельного топлива на час работы наиболее востребованных на территории Российской Федерации тракторов МТЗ.

МТЗ-80, двигатель Д-240,Д-240Л:

  • Транспортный режим – 4,4 л.
  • Подметание щеткой – 4,0 л.
  • Уборка снега отвалом и щеткой – 6,9 л.
  • Уборка снега отвалом – 5,4 л.
  • Транспортный режим с прицепом 2ПТС-4 – 5,8 л.
  • Транспортный режим с прицепом 2ПТС-6 – 6,2 л.

Беларусь 1223, двигатель Д-260.2,Д-260.2С:

  • Транспортный режим с прицепом МЖТ-10 – 11,8 л.
  • Транспортный режим с прицепом МЖТ-Ф-11 – 11,8 л.

МТЗ-82.1, двигатель Д-243Д-243-202:

  • Транспортный режим – 5,5 л.
  • Транспортный режим с прицепом ПСТ-9 – 8,0 л.
  • Транспортный режим с прицепом ПСТ-11 – 10,4 л.
  • Подметание щеткой – 4,3 л.
  • Уборка снега отвалом и щеткой – 6,9 л.
  • Уборка снега отвалом – 6,6 л.
  • Уборка снега щеткой — 6,3 л.
  • Транспортный режим с платформой ПТК-10,2 – 10,4 л.
  • Работа фрезой – 8,0 л.
  • Работа плоскорезом – 5,7 л.
  • Работа валкователем – 5,8 л.

Что такое путевой лист

Путевой лист — первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля. На основании этого документа можно определить расход бензина.

Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе I приказа Минтранса от 11.09.2020 № 368.

Документ вступил в силу с 01.01.2021. Основные нововведения:

  1. Путевой лист обязателен при любой эксплуатации автомобиля вне зависимости от вида и нюансов перевозки.
  2. Введен новый реквизит «Сведения о перевозке».
  3. Обязательно нужно указывать марку прицепа.
  4. Ответственное лицо обязано указывать время выезда ТС на линию и время его возвращения.

С 01.09.2021 путевые листы заполняются с учетом новых правил технического контроля автомобилей, утв. приказом Минтранса от 15.01.2021 № 9.

Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Сомневаетесь в правильности оприходования или списания материальных ценностей? На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, вызывающий у вас сомнения. Например, в этой ветке можно уточнить какая базовая норма расхода ГСМ, рекомендуемая Минтрансом.

С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться здесь.

На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового).

Образец заполнения обновленного путевого листа см. здесь.

О заполнении путевых листов с учетом последних нововведений вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

и получить оперативный ответ по заполнению путевого листа вы можете в наших обсуждениях в группе «ВК».

Путевые листы должны регистрироваться в журнале регистрации путевых листов. Учет путевых листов и ГСМ взаимосвязан. В организациях, которые по роду деятельности не являются автотранспортными, ПЛ могут составляться с такой регулярностью, которая позволяет подтвердить обоснованность расхода. Главное — подтвердить расходы. Такие выводы содержатся, например, в письме Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282.

О путевых листах для ИП читайте в статье «Какие особенности у путевого листа для ИП (бланк)?».

Как выполнить расчет топлива самостоятельно?

Стоимость расчета норм расхода топлива составляет 3000 рублей (НДС не облагается согласно п. 2 ст. 346.11 НКРФ), за единицу транспортного средства. Срок выполнения расчета от 2-х дней. (постоянным клиентам предоставляется скидка). По согласованию с заказчиком, производится расчет эксплуатационных норм, с учетом особенностей эксплуатации (работа кондиционера, дополнительного оборудования и т.п.). На использование программы-методики имеется лицензионное соглашение.

Бухгалтерский учет ГСМ

Как и все материально-производственные запасы, учет ГСМ в бухгалтерии ведется по фактической стоимости. Расходы, которые входят в фактическую стоимость, указаны в разделе II ФСБУ 5/2019 «Запасы».

Важно! С 2022 года учет МПЗ ведется в соответствии с новым федеральным стандартом ФСБУ 5/2019 «Запасы» (он заменил ПБУ 5/01). О том, как изменились правила учета МПЗ, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Вы можете посмотреть разъяснения, если получите пробный доступ к правовой системе. Он бесплатный.

Принятие к учету ГСМ может осуществляться на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС (если ГСМ приобретал водитель за наличный расчет) или на основании корешков талонов (если бензин приобретался по талонам). Если же водитель приобретает бензин по топливной карте, то учет ГСМ по топливным картам ведется на основании отчета компании — эмитента карты. Списание ГСМ может производиться следующими методами (раздел III):

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости 1-х по времени приобретения запасов (ФИФО).

Есть еще один способ списания — по себестоимости каждой единицы. Но на практике для списания ГСМ он неприменим.

Самый распространенный способ списания ГСМ — по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.

Наименование машин

Коэффициент использования двигателей по времени К

в

по мощности К

м

I. Машины для земляных работ Экскаваторы одноковшовые с ковшом вместимостью, м3: до 0,4 (1-2-размерные группы) 0,86 0,60 от 0,4 до 1,0 (3-4-размерные группы) 0,90 0,50 Экскаваторы траншейные роторные и цепные 0,88 0,50 Экскаваторы роторные (при работе в карьере) с ковшом вместимостью, л: до 50 0,88 0,50 до 100 0,94 0,50 Экскаваторы многоковшовые поперечного копания карьерные 0,88 0,50 Планировщики 0,90 0,40 Бульдозеры 0,86 0,40 Скреперы 0,92 0,80 Авто грейдеры 0,90 0,50 II. Машины для ремонта и содержания дорожных покрытий Машины маркировочные, асфальторазогреватели 0,63 0,30 Машины для очистки и разделки трещин 0,63 0,50 Машины для приготовления и распределения шламов, для устранения неровностей 0,63 0,70 Машины для устройства полос уширения и укрепления откосов 0,63 0,40 III. Снегоочистители Шнекороторные 0,77 0,60 Газоструйные 0,77 0,85 IV. Машины для уплотнения грунтов и дорожных покрытий Катки 0,79 0,50 Машины трамбующие 0,42 0,27 Виброплиты 0,63 0,60 V. Рыхлители на базе трактора 0,86 0,80 VI. Машины и оборудование для дорожных покрытий Фрезы дорожные 0,60 0,60 Цементовозы-распределители 0,70 0,40 Машины грунтосмесительные, автогудронаторы, автобитумовозы 0,83 0,40 Установки автосмесительные 0,60 0,60 Асфальтоукладчики 0,78 0,30 Оборудование для армирования поперечных швов в цементобетонном покрытии 0,60 0,60 Машины для устройства шероховатых поверхностей 0,63 0,40 Нарезчики швов 0,42 0,30 VII. Машины и оборудование для приготовления бетонных смесей Бетоносмесители цикличного действия: стационарные вместимостью, л: до 500 0,80 0,40 св. 500 0,80 0,50 передвижные вместимостью, л: до 500 0,60 0,50 св. 500 0,70 0,50 Растворосмесители: передвижные 0,20 0,40 стационарные 0,70 0,40 Автобетоносмесители, автобетоновозы, авторастворовозы 0,82 0,50 Автобетононасосы 0,66 0,60 Дозаторы непрерывного действия и цикличные 0,90 0,50 Бетононасосы передвижные и стационарные 0,60 0,50 VIII. Вибромашины Вибраторы: общего назначения 0,20 0,90 глубинные 0,20 0,80 Вибропитатели 0,15 0,90 IX. Краны, грузоподъемные устройства, погрузочно-разгрузочное оборудование Краны стреловые автомобильные грузоподъемностью, т: до 10 0,74 0,25 св. 10 0,79 0,25 Краны стреловые пневмоколесные 0,90 0,35 Краны стреловые гусеничные 0,90 0,30 Погрузчики одноковшовые 0,86 0,30 Трубоукладчики 0,95 0,25 X. Машины для свайных работ Шпунтовыдергиватели 0,82 0,30 Шпунтопогружатели 0,82 0,70 Молоты дизельные, устройства для резки свай, погружатели вибрационные, установки копровые 0,82 0,30 XI. Дробильно-обогатительное оборудование Дробилки стационарные 0,86 0,60 Установки передвижные дробильно-сортировочные производительностью, м3/ч: до 25 0,94 0,60 св. 25 0,94 0,70 Грохоты, питатели, транспортеры (конвейеры) 0,82 0,60 XII. Машины мелиоративные Канавокопатели плужные и фрезерные, каналоочистители 0,83 0,50 Грейдер-элеваторы 0,85 0,50 Снаряды землесосные производительностью, м3/ч: до 50 0,79 0,60 св. 50 0,68 0,50 Комплекты машин для облицовки каналов монолитным бетоном глубиной, м: до 1,5 0,70 0,60 св. 1,5 0,60 0,60 Виброформы для бетонирования каналов 0,70 0,60 Плитоукладчики для облицовки каналов сборным бетоном 0,70 0,60 Машины бурильные 0,60 0,40 XIII. Машины строительно-отделочные Для штукатурных работ: агрегаты штукатурные, растворосмесители передвижные, растворонасосы производительностью, м3/ч: 0,40 0,70 до 2 0,40 0,70 св. 2 0,30 0,60 Станции штукатурные 0,60 0,50 Для малярных работ: компрессоры 0,70 0,60 станции малярные 0,50 0,70 смесители малярные 0,60 0,70 мешалки с насосом 0,30 0,70 Примечание.

Наряду с приведенными в таблице значениями коэффициентов в расчете могут использоваться фактические, местные значения этих коэффициентов.

Списание бензина по путевым листам (налоговый учет)

Если со списанием ГСМ в бухгалтерском учете все достаточно просто, то признание этих расходов в налоговом учете вызывает вопросы.

1-й вопрос: в составе каких расходов учитывать ГСМ? Здесь возможны 2 варианта: материальные или прочие расходы. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ ГСМ включаются в состав материальных расходов, если они используются для технологических нужд. В прочие расходы ГСМ попадают, если они используются для содержания служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ВАЖНО! Если основная деятельность организации связана с перевозкой грузов или людей, то ГСМ — материальные затраты. Если транспортные средства используются в качестве служебных, то ГСМ — прочие расходы.

Второй вопрос: нормировать или нет расходы на списание ГСМ в рамках налогового учета? Ответ на него можно найти, связав реквизиты путевого листа и законодательные нормы:

  1. В ПЛ рассчитывается фактическое использование ГСМ. НК РФ не содержит прямых указаний на то, что расходы на ГСМ должны приниматься в налоговом учете только по фактическим нормам.
  2. ПЛ содержит информацию только о фактическом пробеге. Однако ГСМ могут рассчитываться по распоряжению № АМ-23-р, в п. 3 которого есть указание, что установленные им нормы предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению. Минфин России в своих письмах (например, от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097) подтверждает, что распоряжение № АМ-23-р можно использовать для установления обоснованности затрат и определять расходы на ГСМ в налоговом учете по нормам, умноженным на пробег.

ВАЖНО! В налоговом учете ГСМ можно принимать как по фактическому использованию, так и по рассчитанному исходя из норм количеству.

На практике возможна ситуация, когда организация использует транспорт, нормы расхода топлива для которого в распоряжении № АМ-23-р не утверждены. Но в п. 6 этого документа есть разъяснения, что организация или ИП могут индивидуально (с помощью научных организаций) разработать и утвердить необходимые нормы.

Позиция Минфина России (см., например, письмо от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61) такова, что до разработки норм списания ГСМ в научной организации юридическое лицо или ИП могут руководствоваться технической документацией.

В самом НК РФ разъяснений, как действовать в подобной ситуации, нет. В тех случаях, когда организация самостоятельно установила нормы списания ГСМ и, превысив их, учла в налоговом учете сумму сверхнормативного использования топлива, налоговая инспекция может не признать это расходом. Соответственно, возможно доначисление налога на прибыль. При этом суд вполне может поддержать позицию инспекции (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 по делу № А53-24671/2014).

О величине штрафов за отсутствие путевого листа читайте в этой статье.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]