Даниил Минаев.
Этот автобус при всей внешней схожести не Scania Higer А80, не обновлённый OmniExpress и тем более не «Круиз». Роднит перечисленные модели разве что базовое шасси, но конструктивный подход к созданию конечного продукта совсем иной. Scania Touring – предмет сегодняшнего разговора, белоснежный лайнер, ориентированный на взыскательного европейца, причём не только пассажира, но ещё и водителя, и автомеханика. Российские заказчики, несмотря на экономические трудности, в последнее время отдают предпочтение модели Touring, хотя ранее активно приобретали родственный, но более простой Scania Higer А80.
Белоснежный лайнер
Scania Touring не так уж и молод, премьера этого автобуса состоялась в 2009 году на выставке Busworld. Кузов и шасси сконструированы в Швеции, а производство, организованное в сотрудничестве с компанией Higer, расположено в Шанхае. «Туринги» бывают разной длины и могут иметь две или три оси. На заказ автобус дополнительно оснастят кухней, туалетом и спальным местом водителя, но российские заказчики сегодня предпочитают наиболее простые комплектации без этих удобств. Но даже в базовом оснащении автобуса много полезного и интересного оборудования, коснусь которого при описании систем и агрегатов. Пока лишь отмечу некоторые детали: автоматически открываемые багажные люки с пневмоприводом, само багажное отделение вентилируемое, объёмом до 10 м3, в зависимости от оснащения автобуса. В пассажирском салоне 19-дюймовые мониторы, система видеонаблюдения, сиденья с функцией смещения к центру и регулируемыми подставками для ног. О климатической установке, конвекторном отоплении с дополнительным автономным отопителем жидкостного типа и индивидуальных потолочных плафонах можно и не упоминать – это само собой разумеется.
Рабочее место водителя, кран стояночного тормоза глубоко и надёжно спрятан с левой стороны, видимо, опасались неадекватных пассажиров…
Scania A80
Это вместительный туристический автобус, предназначенный для междугородних перевозок. Модель рассчитана на 51 пассажира. Для гида предусмотрено отдельное место с подлокотниками, 3-точечным ремнем безопасности и микрофоном.
Остекление. Боковые и задние окна — тонированные стеклопакеты, так что яркий солнечный свет приглушается, и пассажиры могут спокойно спать в любое время суток. Если солнце все равно мешает, можно закрыть его шторкой. Лобовое стекло с электроподогревом.
Интерьер. Для каждого пассажира есть индивидуальный блок с обдувом, освещением и кнопкой «Стоп». В салоне есть цифровые часы и указатель температуры за бортом. Что еще интересного:
- радио и МР3-плеер — динамики есть и в зоне водителя, и в пассажирском салоне, так что все смогут насладиться приятной музыкой;
- CD, DVD — благодаря мониторам 17” TFT в дороге можно смотреть фильмы, мультики или видео про места, которые вы собираетесь посетить;
- замкнутая телевизионная система наблюдения — эта опция предусмотрена для безопасности пассажиров и мирного разрешения конфликтных ситуаций;
- камера заднего вида — обеспечивает хорошую обзорность позади автомобиля, так что водителю легче дается парковка и движения задним ходом.
Сидения. Модель оборудована креслами Vega. У сидений есть функция смещения к центру и регулировки спинки, так что вы сможете сидеть или лежать в максимально комфортном положении. А еще для удобства пассажиров предусмотрены подлокотники и опора для ног. Есть ремни безопасности: для сидений, расположенных на открытых местах, они 3-точечные, а для остальных — 2-точечные.
Отопление. Зимой в таком автобусе вы не замерзнете: есть автономный отопитель Webasto Thermo 300, который быстро обогревает салон и поддерживает комфортную температуру. Благодаря конвекторному отоплению все тепло равномерно распределяется по автобусу. Работает кондиционер.
Багажное отделение. Для крупного багажа под полом расположен отдельный отсек, вмещающий от 7500 литров. А еще в салоне предусмотрены специальные полки для ручной клади, как в самолете. Мелкие личные принадлежности можно хранить в сетке, размещенной за каждым сидением.
Невидимые отличия
Чтобы наиболее точно объяснить философию Scania Touring, приведу шуточный, не совсем параллельный, но достаточно наглядный пример из нашей недавней истории. В наилучшие для советского автопрома времена многие наши марки и модели поставлялись на экспорт. Именно экспортные версии наших автомобилей были несбыточной мечтой простого советского покупателя, но при наличии определённого «блата» иногда могли попасть в руки зажиточного гражданина тоталитарной империи. Дело в том, что экспортное исполнение подразумевало не только значительно лучшее качество сборки и окраски, красивый цвет, но и такие приятные совсем не мелочи вроде улучшенного салона с магнитолой, импортной светотехники и ещё целого ряда высококачественных зарубежных очень дефицитных компонентов. Так и здесь. Автобус-брат А80 построен в большей степени на компонентах, локализованных или просто производимых в Поднебесной. У «Туринга» помимо основных агрегатов, полностью шведская электропроводка со своей особенной системой «интеллектуального» мультиплекса, пассажирские сиденья Kiel Avance германско-американского происхождения, благородное происхождение всех материалов отделки.
Благодаря системе люков и открываемых щитков доступ в моторный отсек очень удобный
…а если, открыв запоры, поднять облицовки колёсных арок, то имеем прекрасный доступ к передней подвеске и ещё к целому набору узлов
Суммарный объём багажного отделения – 10 м3
Зеркальные стойки не выступают за габарит ширины автобуса и оснащены дополнительными сферическими зеркальными элементами в середине кронштейна для лучшего контроля слепых зон и бордюров
Панорамный обзор и плавный ход
Ещё одна особенность Scania Touring свойственна многим европейским автобусам – выносные стойки с зеркалами заднего вида. У «Туринга» они не выступают за габарит ширины автобуса и оснащены дополнительными сферическими зеркальными элементами в середине кронштейна для лучшего контроля слепых зон и бордюров. Проблем с обзором у водителя никаких нет: огромное панорамное ветровое стекло с незримыми, но такими полезными нитями обогрева и тонкие стойки по бокам. В помощь водителю предусмотрен небольшой монитор по правую руку, который транслирует изображения с нескольких камер, благодаря ему всегда можно увидеть обгоняющий транспорт, минимизировать слепые зоны и подстраховаться при движении задним ходом. В тёмное время суток помогут справиться с дорогой ксеноновые фары, в светлое время распознать автобус издали помогут светодиодные ходовые огни. В правой части «торпеды» – холодильник для напитков. Шасси уверенно терпит дорожные невзгоды, демонстрируя нормальную плавность хода, лениво покачивая длинными свесами. Теперь самое время заглянуть в моторный отсек.
Двигатель DC 13 (400 л.с., 2100 Нм) с раздельными головками цилиндров
Особенности автобусного исполнения двигателя: «многослойный» шкив коленвала с отдельным выводом на гигантский компрессор кондиционера, установленный на эластичной опоре. Для стабильной работы ременного привода применена дополнительная растяжка с резьбовой муфтой
Трансмиссионная перспектива однозначно свидетельствует об отличной аэродинамике автобуса
Трансмиссионная перспектива однозначно свидетельствует об отличной аэродинамике автобуса
Моторный отсек
13-литровый 400-сильный двигатель Scania DC 13 пятого экологического класса практически не слышен внутри: с места водителя всю информацию о работе силового агрегата можно проанализировать только по приборам, ни шума, ни вибраций. Просто 2100 Нм крутящего момента уже с одной тысячи оборотов в минуту и не требуют особо напрягаться, тем более без пассажиров. Аналогичные моторы устанавливаются и на другие автомобили Scania, но автобусное исполнение помимо настройки внешней скоростной характеристики предполагает и некоторые механические отличия в основном в приводе вспомогательных агрегатов. Поэтому здесь два мощных генератора на 150 А, «многослойный» шкив коленвала с отдельным выводом на гигантский компрессор кондиционера, установленный на эластичной опоре. Для стабильной работы ременного привода применена дополнительная растяжка с резьбовой муфтой. Не забыли и про служебный пульт в моторном отсеке, и про дополнительные выводы пневмосистемы, сгруппированные на отдельной панели справа. С этим двигателем агрегатируется хорошо знакомая автоматизированная 8-ступенчатая КП Opticruise GR875 последнего поколения, без педали сцепления.
Техническая характеристика автобуса Scania Touring K400 IB4x2NB
Полная масса, кг | 19 500 |
Распределение нагрузки по осям, кг | 7500/12 000 |
Пассажировместимость, чел. | 51 |
Вместимость багажного отсека, м3 | 10,0 |
Грузоподъёмность багажного отделения, кг | 770 |
Двигатель:
| Scania DC 13 (Euro 5) Дизель, I-6 12 800 400 при 1900 мин-1 2100 при 1000–1300 мин-1 |
Коробка передач:
| GR875 Opticruise Автоматизированная 8/1 |
Подвеска | Пневматическая |
Тормозная система | Пневматическая, дисковые механизмы на всех осях, гидравлический ретардер, EBS, противобуксовочная система |
Размер шин | 295/80 R22,5 |
Колёсная формула | 4х2 |
Вместимость топливного бака, л | 465 |
K380IB 4×2 Higer A80 туристический
Туристический автобус Scania (Скания) Higer A80 K380IB 4×2 — число мест: 47+1+1 / до 165 человек
- Характеристики
- Кабина
- Шасси / Тормоза
- Двигатель / Коробка
- Системы и оборудование
Спецификация | |
Тип шасси — K — series | |
Тип подвески — пневматическая, зависимая | |
Opticruise- автоматизированная система переключения передач | |
Ретардер — высокоэффективная вспомогательная система торможения | |
Изменение положения высоты подвески | |
Конвекторное отопление салона | |
Туалет, Миникухня | |
Индивидуальный обдув мест гида и водителя | |
Мест для сидения 47+1+1. Общая пассажировместимость до 165 человек | |
Сиденье гида с 3-х точечным ремнём безопасности | |
Колёсная формула — 4×2 | |
Назначение — туристический автобус |
Дополнительное оборудование | |
Буксирное устройство — в передней части автобуса | |
Запасное колесо — в передней части автобуса | |
Брызговики SCANIA — да | |
Упоры колес — 2 шт. | |
Огнетушители — 2 шт. (4 кг) | |
Знаки аварийной остановки — 2 шт. | |
Аптечка — 1 шт. | |
Ящик для инструментов — 1 шт. |
Кабина | |
Общая пассажировместимость до 165 человек | |
Мест для сидения 47+1+1 | |
Кресла модель Vega 440 (47 кресел с регулируемыми спинками до 40°), парная двухрядная компоновка сидений + задний ряд из 5 сидений (установлен на пандусе), все пассажирские сидения оснащены 2-х точечными (3-х точечными – для сидений, расположенных на откр | |
Покрытие пола высококачественная фанера толщиной 15 мм, полная тепло- и шумоизоляция из специальных материалов (от середины до конца салона), огнестойкое ПВХ-покрытие пола | |
Покрытие стен обивка стен от пола до нижнего оконного проёма выполнена из высококачественного легко очищаемого материала | |
Двери передняя и средняя двери с пневмоприводном и устройствами противозащемления и управлением на панели приборов, внутренние и наружные кнопки аварийного открывание дверей, дверные механизмы закрыты защитными декорированными кожухами | |
Аварийные выходы в соответствии с Правилами ЕЭК ООН №36 – 2 потолочных люка с 4-позиционной фиксацией, 4 боковых окна с молоточками для разбивания стёкол | |
Туалетная кабинка расположена у средней двери | |
Сиденье водителя модель GRAMMAR, пневматически подрессоренное кресло водителя с подогревом, подголовником и 3-точечным ремнём безопасност, индивидуальное освещение, отделение для документов (расположено под креслом водителя) | |
Сиденье гида с 3-х точечным ремнём безопасности | |
Зеркала заднего вида с электрообогревом и регулировкой на панели приборов | |
Солнцезащитные шторки электрические шторки на ветровом стекле (для водителя и гида) + плиссированные шторы на всех окнах (для пассажиров) | |
Громкая связь с салоном микрофон водителя | |
Система кондиционирования — система климат-контроля (с функциями кондиционирования воздуха и отопления салона) модели KOVECTA с цифровым управлением. Мощность- 32 000 ккал/ч | |
Общая конструкция кузова сварной каркас (высокопрочные сварные профили), внутренние полости и наружные поверхности обработаны антикоррозионным составом на основе воска | |
Внешние панели крыша (оцинкованные стальные листы); багажные люки (3 мм алюминиевые листы на каркасе из алюминиевых профилей); передняя часть крыши, кожух кондиционера, передний и задний капоты (армированный пластик); двери (алюминий с пневматическим прив | |
Остекление многослойное тонированное ветровое стекло (соответствующее требованиям ЕЭК ООН 43), двойные боковые и задние окна (закалённое и тонированное стекло), сдвижная форточка водителя, все окна вклеены в каркас кузова | |
Теплоизоляция полная тепло- и шумоизоляция кузова | |
Индивидуальный обдув мест гида и водителя | |
Конвекторная система отопления салона (двухконтурная) | |
Автоматическая система регенерации воздуха и обдува ветрового стекла | |
Аудио-видеооборудование радиоприёмник, CD-проигрыватель (с мощным усилителем и 16 динамиков), DVD-проигрыватель встроен в панель приборов водителя с выводом изображения на 17” ЖК мониторы (Мульти стандартная система) установленные в передней и в средней ч | |
Электрический и электропневматический звуковые сигналы все провода имеют обозначение на английском языке в соответствии с европейскими стандартами | |
Камера заднего вида со звуковым сигналом | |
Многорежимные стеклоочистители | |
Салон автобуса освещается люминесцентными лампами | |
Индивидуальная подсветка для пассажиров | |
Галогенная подсветка для водителя и гида | |
Светодиодная подсветка прохода в салоне | |
Объем багажных отсеков, куб. м. — 7,5 | |
багажное отделение расположено в базе автобуса, люки (с пневмоприводном) управляются с панели приборов, служебные люки (включая люки колёсных арок) открываются вручную | |
Каркас покрывается антикоррозионным составом | |
Кузов окрашивается краской DUPONT в цвет, указанный заказчиком | |
Днище кузова, включая раму шасси покрывается антикоррозионным составом | |
Внутренние элементы багажного отделения окрашены в серый цвет |
Шасси | |
4х2 | |
Длина, мм — 12 000 | |
Ширина, мм — 2 550 | |
Высота, мм — 3 800 | |
Полная масса, кг — 19 000 | |
Количество и конфигурация дверей- две двери 1+1+0 | |
Тип подвески — полностью пневматическая с электронным управлением | |
Передний мост 2 пневмобаллона спереди | |
Задний мост — 4 пневмобаллона сзади | |
Стабилизаторы на всех осях | |
Шины передние/задние 295/80 R22.5 | |
Диски 8,25”x22,5”, стальные штампованные диски |
Тормозная система | |
Пневматическая тормозная система | |
Дисковые тормоза | |
Электронное управление тормозной системой (EBS) | |
Антиблокировочная тормозная система (ABS) | |
ПБС (Противобуксовочная система) | |
Полностью независимые контуры тормозов на передней и ведущей осях, стояночного и компрессионный тормозов |
Двигатель | |
DC12 13 Euro 4 | |
6-цилиндровый, 4 клапанный на цилиндр, вертикальный рядный с водяным охлаждением, непосредственного впрыска (HPI-система впрыска) дизельный двигатель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха, EMS система управления двигателем, Scania EGR | |
Рабочий объём, куб. см. 11 700 | |
Maкс. мощность 279 кВт (380 л.с.) при 1800 об./мин | |
Макс. крутящий момент 1900 Нм при 1100-1350 об/мин | |
Уровень шума 77 dB(A) при скорости движения автобуса 80 км/ч | |
Ограничитель белого дыма | |
Регулятор выбросов NOx | |
Воздухоочиститель | |
Круиз-контроль | |
Ограничитель скорости |
Коробка передач | |
GR875R | |
8-скоростная механическая коробка передач с устройством переключением передач Opticruise | |
Ретардер Scania с ручным и автоматическим управлением |
Электрооборудование | |
Аккумуляторные батареи — 225 A/ч | |
Генератор — 2×150 A | |
Однополюсный выключатель батареи | |
Передние фары ксенон ближнего и галоген дальнего света, нижние и верхние габаритные огни | |
Задние фары стоп-сигналы, верхние и нижние габаритные огни, фары заднего хода, противо-туманные фары, подсветка регистрационного номера, указатели поворотов, сигнал аварийной остановки, боковые габаритные огни, задние и боковые световозвращатели |
Топливная система | |
Общая ёмкость, л. — 465 (с заливной горловиной с правой стороны) |