Устройство и работа сцепления
Сцепление предназначено для временного разъединения двигателя и трансмиссии и плавного их соединения. Во включенном состоянии сцепление передает крутящий момент от двигателя к коробке передач. Временное разъединение двигателя и трансмиссии необходимо при переключении передач, торможении и остановке автомобиля, а плавное соединение — после переключения передач и при трогании с места.
На автомобиле установлено сцепление однодисковое, сухое, с центральной диафрагменной пружиной и гидравлическим приводом. Сцепление имеет один ведомый диск, а ведомые и ведущие его части прижимаются друг к другу центральной пружиной. Крутящий момент от двигателя сцепление передает за счет сил сухого трения.
Усилие от педали к вилке выключения сцепления передается через жидкость.
Рис. 26. Сцепление:
1 — центральная нажимная пружина: 2 — ведомый диск; 3 — фрикционная накладка; 4 — диск; 5 — ступица; 6 — гаситель крутильных колебаний; 7 — нажимной диск; 8 — маховик: 9 — картер сцепления; 10 — болт; 11 — первичный вал коробки передач; 12 — муфта выключения сцепления; 13 — вилка выключения сцепления; 14 — подшипник выключения сцепления; 15 — упорный фланец нажимной пружины; 16 — кожух сцепления; 17 — регулировочная гайка; 18 — рабочий цилиндр привода сцепления; 19 — пружина вилки; 20 — опорное кольцо; 21 — фиксатор.
Сцепление (рис. 26) включает в себя: ведущие части (маховик 8, кожух 16, нажимной диск 7), ведомые (ведомый диск 2) и детали включения и выключения (пружина 1, муфта 12, подшипник 14). Кожух 16, нажимной диск 7 и нажимная пружина 1 представляют собой неразборный узел, который крепится к маховику 8 болтами 10. Между маховиком и нажимным диском на шлицах ведущего вала 11 коробки передач установлен ведомый диск 2, состоящий из ступицы 5, стального разрезного диска 4 и фрикционных накладок 3. Ведомый диск снабжен пружинно-фрикционным гасителем крутильных колебаний 6, который обеспечивает упругую связь между ступицей 5 и диском 4, а также гашение крутильных колебаний. Диафрагменная пружина 1, в свободном состоянии имеет вид усеченного конуса с радиальными прорезями, идущими от ее внутреннего края. Радиальные прорези образуют восемнадцать лепестков, которые являются упругими выжимными рычажками. Упругость рычажков способствует обеспечению плавной работы сцепления. Пружина 1 с помощью заклепок и двух опорных колец 20 закреплена на кожухе 16 сцепления. При этом наружный ее край, соприкасающийся с нажимным диском 7, передает усилие от пружины на нажимной диск.
Рис. 27. Привод сцепления:
а — педаль и главный цилиндр; б — рабочий цилиндр и вилка: 1 — пружина сервопривода; 2 — пружина педали; 3 — ограничитель хода педали; 4 — педаль; 5, 14 — толкатели; 6, 18 — корпусы цилиндров; 7 — поршень толкателя; 8, 19 — поршни цилиндров; 9, 20 — пружины поршней; 10, 21 — штуцеры; 11 — подшипник выключения сцепления; 12 — шаровая опора; 13 — вилка выключения сцепления; 15 — контргайка; 16 — пружина вилки; 17 — регулировочная гайка.
Гидравлический привод сцепления (рис. 27) включает в себя: педаль 4, главный цилиндр и его бачок, рабочий цилиндр, соединительные трубопроводы и вилку 13 выключения сцепления. При выключении сцепления усилие от педали 4 через толкатель 5 главного цилиндра передается на поршни 7 и 8, которые вытесняют жидкость в трубопровод и рабочий цилиндр. Поршень 19 рабочего цилиндра через шток 14 поворачивает вилку 13 выключения сцепления, которая перемещает муфту с подшипником 11. Подшипник через упорный фланец 15 (см. рис. 26) перемещает внутренний край пружины 1 в сторону маховика 8. Пружина выгибается в обратную сторону, ее наружный край через фиксаторы 21 отводит нажимной диск 7 от ведомого диска 2, и сцепление выключается — не передает крутящий момент от двигателя на трансмиссию. При отпускании педали сцепления под действием пружины 1 нажимной диск прижимает ведомый диск к маховику, и сцепление включается — передает крутящий момент на трансмиссию. При этом все остальные детали сцепления и его привода возвращаются в исходное положение под действием пружин: вилки выключения, поршней главного и рабочего цилиндров и педали сцепления.
Кабины комбайнов СКД-5, СК-5 И СК-6
Цель и работы. Закрепить знания по использованию органов и приборов управления комбайнами. Рассмотреть особенности в расположении приборов и органов управления на различных моделях комбайнов. Проверить и отрегулировать механизмы управления рабочими органами комбайнов. Изучить устройство автоматического регулятора загрузки молотилки (АРЗМ) и сиденья водителя.
Оборудование рабочего места. Пружинный динамометр на 5 кгс (49,03 Н), линейка 0—300 мм, штангенциркуль ШЦ-П-0,1-200, щуп (набор ), индикатор ИЧ 05 кл. 1, набор щупов для проверки зазоров в молотильном аппарате, ключ зажигания для щитка приборов СКД-5, молоток слесарный 500 г, отвертка А175х0,7, домкрат, подставка под комбайн. Ключи гаечные 8X10; 12X14; 17X19; 22X24; 27X30; 32X36; 36X41; ключ для круглых гаек 46—52 мм.
Последовательность выполнения работы. Осмотреть кабины комбайнов и обратить внимание на то, что все комбайны имеют одинаковое расположение всех педалей и рычага переключения передач. Отметить, что на комбайнах СК-5 и СК-6 подобно расположены рычаги 1 (рис. 100, 101) регулирования подачи топлива, рычаг 16 (см. рис. 100) и рычаг 7 (см. рис. 101) включения привода механизмов комбайна, рукоятка 23 (см. рис. 100) и рукоятка 13 (см. рис. 101) выключения стояночного тормоза.
Обратить внимание также на то обстоятельство, что на комбайне СК-6 рычаг 14 включения выгрузного шнека, рукоятка 17 регулирования скорости первого барабана и рычаг 16 регулирования зазоров в молотильном аппарате расположены слева от водителя. На комбайнах СКД-5 и СК-5 эти рычаги расположены справа от комбайнера. Учесть, что в кабине комбайна СК-6 установлено два щитка приборов. На левом щитке 15 (см. рис. 101) установлены все сигнальные лампочки и включатели сигнализаторов, на правом 5 — приборы, контролирующие работу двигателя и тахометр второго барабана.
На комбайнах СК-5 и СКД-5 все приборы сосредоточены на одном щитке (рис. 102, 103). Надписи поясняют назначение каждого из включателей и приборов.
Найти на комбайнах СК-5 и СК-6, оборудованных автоматическими регуляторами загрузки молотилки, основные узлы и органы управления этим регулятором.
Осмотреть механизмы АРЗМ на обоих комбайнах и убедиться в том, что они в принципе устроены одинаково.
Пользуясь рис. 104, найти на комбайнах СК-5 и СК-6 узлы указателя потерь зерна (сокращенно УПЗ): преобразователей потерь 1 и 6, измерительного блока 2 и прибора — указателя потерь 5.
Найти на комбайнах отопители кабин и рассмотреть, как производится отбор тепла от двигателей. Рассмотреть вентиляторы для обдува водителя и для центробежной очистки воздуха.
Проверить наличие инструмента и приспособлений и приступить к выполнению работы.
Сцепление — устройство
На иллюстрациях показано устройство сцепления до 2009 г. и после. С 2009 года на автомобили Lada 21214М устанавливают привод сцепления с автоматической компенсацией износа фрикционных накладок ведомого диска.
Сцепление и его гидропривод
(до 2009 г)
1 – толкатель вилки выключения сцепления; 2 – регулировочная гайка; 3 – контргайка; 4 – рабочий цилиндр гидропривода выключения сцепления; 5 – оттяжная пружина вилки; 6 – штуцер для прокачки; 7 – гибкий шланг гидропривода сцепления; 8 – центральная нажимная диафрагменная пружина; 9 – нажимной диск; 10 – маховик; 11 – пружина демпфера; 12 – ведомый диск; 13 – трубопровод;
14 – бачок гидропривода; 15 – картер сцепления; 16 – первичный вал коробки передач; 17 – муфта подшипника выключения сцепления; 18 – подшипник выключения сцепления; 19 – шаровая опора вилки выключения сцепления; 20 – вилка выключения сцепления; 21 – главный цилиндр привода выключения сцепления; 22 – педаль сцепления; 23 – оттяжная пружина педали сцепления; 24 – педаль тормоза; 25 – сервопружина; 26 – ось педалей.
Устройство сцепления (после 2009 г)
Рабочий цилиндр и вилка выключения сцепления автомобиля с 2009 года выпуска: 1 — подшипник выключения сцепления; 2 — шаровая опора; 3 — вилка выключения сцепления; 4 — чехол вилки выключения сцепления; 5 — болт крепления кронштейна; 6 — кронштейн крепления рабочего цилиндра; 7 — корпус рабочего цилиндра; 8 — клапан выпуска воздуха
Сцепление – однодисковое, сухое, с центральной нажимной пружиной диафрагменного типа. Оно расположено в алюминиевом картере, прикрепленном болтами к блоку двигателя и конструктивно объединенном с коробкой передач. Привод сцепления – гидравлический.
Кожух сцепления соединен с маховиком шестью болтами. В маховике имеются три штифта, которые при установке входят в соответствующие отверстия кожуха, центрируя его. Тремя парами упругих стальных пластин с заклепками кожух соединен с нажимным диском. Другими тремя пластинами кожух соединен с упорным фланцем, обращенным к подшипнику выключения сцепления («выжимному»). Этот узел в сборе («корзина» сцепления) отбалансирован на стенде, поэтому заменять его следует целиком. Замена необходима при сильном износе поверхности нажимного диска или «осадке» пружины.
Ведомый диск в сборе с пружинным демпфером крутильных колебаний установлен между маховиком и кожухом сцепления и может перемещаться по шлицам первичного вала коробки передач. Диск заменяют при биении в зоне накладок более 0,5 мм, их растрескивании, задирах или неравномерном износе, а также, если расстояние от поверхности накладки до заклепок менее 0,2 мм.
Проверка работы механизмов управления комбайнами
Проверить и отрегулировать рулевое управление:
- Поднять задние колеса комбайна домкратом, установить подставку.
- Вращением рулевого колеса установить задние колеса комбайна в положение, соответствующее движению по прямой. Определить вращением рулевого колеса его свободный ход. Если величина хода превышает 40 мм по длине дуги рулевого колеса, то нужно устранить избыточные зазоры в соединениях: сошки 4 со шлицами вала 5, шарового пальца 8 с сухарями пробки 9, червяка 13 с роликом 2.
Усилие на рулевом колесе должно быть не более 3 кгс (29,41 Н). После вращения рулевого колеса вправо или влево до конца и затем в обратном направлении на 1,5 оборота сошка 4 должна стать вертикально, а колеса иметь направление такое же, как при движении по прямой.
Проверить и отрегулировать тормозную систему комбайна (у всех комбайнов педали тормозов левого 30 и правого 32 колес расположены справа от рулевой колонки):
- Проверить уровень тормозной жидкости в бачках главных гидроцилиндров 36: отвернуть крышку бачка; отжать рукой педаль 30 до появления сопротивления движению. Педаль не должна опускаться более чем на 2/з ее полного хода. Если педаль «проваливается», то это говорит о наличии воздуха в тормозной системе.
- Удалить воздух из’тормозной системы.
- Опустить педаль до начала сопротивления движению и проверить уровень жидкости в бачке. Нормальный уровень на 10— 15 мм ниже верхней кромки бачка.
- Удерживая педаль в нижнем положении, долить жидкость в бачок до нормального уровня и завернуть крышку.
- Замерить свободный ход педали тормоза. Приставить линейку к концу педали и, придерживая ее, опустить педаль до появления сопротивления движению. Снять показания со шкалы линейки. Свободный ход педали составляет 25—35 мм. Если замеренный свободный ход будет близким к верхнему пределу, то нужно отрегулировать тормоза в такой последовательности:
- Отпустить рукоятку стояночного тормоза 27 (см. рис. 106).
- Поднять домкратом мост ведущих колес и снять колесо 23.
- Открыть крышку люка тормозного барабана и, поворачивая его, замерить щупом зазоры по концам тормозных колодок. Если зазор больше или меньше 0,2 мм, то нужно отрегулировать его, вращая монтировкой каждую из четырех колпачковых гаек.
- Закрыть крышку окна барабана, поставить колесо и убрать домкрат.
- Отрегулировать длину толкателя главного гидроцилиндра Ослабить контргайку толкателя и, вращая его, подвинуть до соприкосновения с поршнем, а затем ввернуть толкатель на полобо-рота в соединительную вилку и затянуть контргайку.
- Проверить свободный ход правой и левой тормозных педалей. В случае, если ход окажется разным, нужно подкорректировать его путем изменения длины одного из толкателей.
Для совместного торможения педали могут быть заблокированы защелкой 31.
У всех комбайнов педаль муфты сцепления расположена слева от рулевой колонки.
Проверить и отрегулировать муфту сцепления комбайна СКД-5:
- Приставить линейку к концу педали и, нажимая на педаль рукой, опустить ее до начала сопротивления движению. Если величина свободного хода окажется более 25 мм, то необходимо отрегулировать длину тяг управления.
- Отсоединить тягу 17 от рычага 15 педали муфты сцепления
- Отпустить контргайку и вывернуть на 2—3 оборота болт 9. Отвести рычаг до соприкосновения выжимного подшипника с оттяжными рычагами. Вставить между торцом болта 9 и рычагом 8 щуп толщиной 2 мм и ввернуть болт 9 до соприкосновения со щупом. Затянуть контргайку болта 9.
- Отвести рычаг 8 до упора в болт 9. Отпустить контргайку 18 вилки и, вращая тягу 17, отрегулировать ее длину до совпадения конца тяги с отверстием рычага 15. Соединить тягу 17 с рычагом 15.
READ Как прокачать сцепление на Ford Focus 1
Проверить и отрегулировать стояночный тормоз. На комбайнах СК-5 и СК-6 рукоятка стояночного тормоза расположена слева от педали муфты сцепления. Стояночный тормоз предназначен для удержания комбайна на стоянке и на уклонах до 16°.
- Проверить действие стояночного тормоза, оттянув рукоятку 27 вверх до отказа. Если рукоятка фиксируется выше, чем на четвертой прорези снизу, то нужно укоротить рычаг 38 или трос 37 (см. рис. 106).
- Отпустить тормоз, повернув рукоятку вокруг оси и переместив ее вниз.
Проверить и отрегулировать механизм включения передач. На всех комбайнах рычаг переключения передач под рулевой колонкой. Схема включения передач показана на табличке. Перемещением рычага влево и вперед включается первая передача, влево и назад — передача заднего хода, вправо и назад — вторая передача, вправо и вперед — третья передача.
- Поднять резиновый колпак с кулисного механизма включения и проверить установку кулис. В центральном положении пазы на обеих кулисах должны быть расположены друг против друга.
- Отпустить контргайки вилок 35 (см. рис. 106) и, вращая их, установить рычаги кулис в правильное положение.
Проверить действие рычага управления подачей топлива. На комбайнах СК-5 и СК-6 рычаг управления подачей топлива расположен перед рулевой колонкой, а на комбайне СКД-5 такой рычаг установлен справа на стенке бункера. На всех комбайнах для увеличения подачи топлива рычаг нужно перемещать назад, на себя, а для уменьшения — вперед, от себя.
Проверить действие рычага управления зазоров в подбарабанье. На комбайнах СК.-5 и СКД-5 справа от сиденья водителя установлены рычаги с секторами для изменения зазоров в молотильном аппарате. На комбайне СК-6 такой рычаг установлен слева. На всех комбайнах для увеличения зазоров рычаг необходимо переместить вниз.
- Переместить рычаги 14 (см. рис. 100) и 16 (см. рис. 101) вверх по сектору до отказа.
- Открыть смотровые лючки в панелях молотилки и замерить зазоры на входе и выходе. Убедиться в отсутствии перекоса подба-рабанья.
- Прокрутить барабан вручную, чтобы убедиться в отсутствии задевания бичей за подбарабанье.
Проверить работу муфты включения выгрузного шнека бункера. На комбайнах СКД-5 и СК-5 механизм включения выгрузного шнека расположен на передней стенке бункера. На комбайне СК-6 рычаг включения выгрузного шнека бункера расположен в левом переднем углу кабины под панелью приборов. Перемещением рычага назад включается привод выгрузного шнека на комбайнах СК-6 и СКД-5.
- Переместить рычаг включения выгрузного шнека в положение «включено». В этом положении зубья кулачковой муфты должны перекрываться на полную глубину.
- Переместить рычаг в положение «выключено». Зазор между зубьями муфты включения должен быть не менее 3 мм.
- Отрегулировать зазор изменением длины регулировочиоп тяги.
Проверить действие рычага включения муфты молотилки и рычага выключения привода жатки (на комбайнах СК-5 и СК-6 этих рычагов расположение одинаковое):
- Переместить рычаги 16 (см. рис. 100) и 8 (см. рис. 101) назад, чтобы включить рабочие органы жатки.
- Замерить штангенциркулем расстояние от ограничителя до ремня. Оно должно быть не более 5 мм. Регулируют зазор перемещением паза ограничителя относительно болта при отпущенной гайке крепления. На комбайнах СКД-5 и СК-5 муфта сцепления молотилки включается перемещением вперед, от себя, а на комбайне СК-6—наоборот. Отрегулировать механизм включения муфты молотилки на комбайнах СКД-5 и СК-5: 1. Установить рычаг переключения передач в нейтральное положение. Выключить муфту привода рабочих органов комбайна. Включить декомпрессор.
- Снять крышку люка муфты сцепления. Провернуть вал сцепления и подвести уравнительный рычаг 3 напротив люка в кожухе сцепления.
- Проверить щупом зазор между колпачком 2 и торцом специального болта 1 через прорезь в колпачке 2.
- Величину зазора в 0,5 мм устанавливают, ослабив контргайку и вращая болт 4.
- Вынув щуп и удерживая ключом уравнительный болт 4, затягивают гайку и вновь проверяют зазор. Таким же образом регулируют зазоры у двух других уравнительных рычагов.
Проверить действие рукояток регулирования частоты вращения барабана, которые имеются только на комбайнах СК-5 и СК-6. На комбайне СК-5 такая рукоятка 17 (см. рис. 100) расположена справа от сиденья. Чтобы увеличить скорость барабана, ее вращают против часовой стрелки.
На комбайне СК-6 эта рукоятка 17 (см. рис. 101) установлена слева от водителя. При вращении рукоятки по часовой стрелке при работающей молотилке скорость барабана увеличивается.
Проверить работу механизма выгрузки копны. Педаль механизма выгрузки копны на всех комбайнах является самой крайней педалью справа. Проверить работу механизма выгрузки, нажав на педаль. Обе защелки должны открываться одновременно, иначе придется регулировать длину тяг путем навертывания вилок на ушковые болты.
Проверить установку рукояток распределителей гидросистемы. В зависимости от комплектации комбайнов СК-5 и СК-6 число секций распределителя может изменяться от пяти до семи. Порядок пользования рукоятками пояснен табличками с условными символами. Переместить каждую из рукояток из одного крайнего положения в другое. Длина регулировочных тяг должна быть такой, чтобы обеспечивался полный ход золотников в обе стороны от нейтрального положения.
На комбайне СКД-5 нейтральное положение рукояток распределителей вариатора скорости ходовой и крана-распределителя должно обеспечивать полное совпадение отверстий золотников и корпусов распределителей.
Проверить работу контрольных приборов и системы сигнализации:
- Включить замок зажигания на комбайне «Сибиряк» или выключатель массы (на комбайнах СК-5 и СК-6 он расположен на боковине лестничной площадки).
- Затянуть ручной стояночный тормоз. Должна загореться красная лампочка 21 (см. рис. 102) и 10 (см. рис. 103).
- Переместить рычажок переключателей 10 (см. рис. 102) влево. Должна мигать зеленая лампочка 20 (см. рис. 102).
- Поставить переключатели 2 (см. рис. 102) в положение «включены подфарники, задние габаритные фонари и приборы». Перевести переключатель в положение «включены передние фары».
- Установить ножным переключателем ближний и дальний свет фар. При включенном дальнем свете должны загореться синие лампочки 1 (см. рис. 102).
- Включить включателями 5 (см. рис. 102) задние фары.
- Включить включателями 18 (см. рис. 102) плафон, включателями 4 (см. рис. 102) вентилятор обдува, а вентиляторы очистки воздуха с помощью включателей 3 (ом. рис. 102).
- Включить освещение в зерновом бункере включателем 19 (см. рис. 102). Нажать на клапан-сигнализатор заполнения бункера. При замыкании контактов загорится зеленая лампочка 9.
- Проверить действие сигнализатора соломотряса, прижав клапан к крышке молотилки. При исправном сигнализаторе загорится красная лампочка 8 и раздастся звуковой сигнал. Перевести включатели 17 (см. рис. 102) в положение «выключено».
- Нажать на педаль механизма выгрузки копны и отвести вручную задний клапан копнителя. Должна загореться красная лампочка 16 (см. рис. 102). Закрыть задний клапан.
- Вставить деревянный брусок между скребком и кожухом зернового или колосового элеваторов. Поворачивая шнеки зернового или колосового элеваторов, вызвать буксование предохранительных муфт.
READ Как отрегулировать сцепление на газ 53
На щитке приборов должна загореться красная лампочка 8 и включиться звуковой сигнал. Выключить сигнал включателем 17 и убрать брусок.
Регулировка сиденья водителя:
- Отрегулировать винтами 7 наклон спинки сиденья
- Отпустить с обеих сторон сиденья гайки 1 и передвинуть сиденье по направляющим 2, отрегулировав вынос сиденья вперед.
- Отрегулировать сиденье по высоте, вращая резьбовую втулку 4.
- Отрегулировать сиденье по весу водителя путем вращения винта 3. Рычаги 5 и 6 параллелограмма под нагрузкой должны установиться в почти горизонтальное положение.
- Повернуть рукоятку 9 вверх и откинуть сиденье назад. Если сиденье долго раскачивается после толчка или становится слишком жестким, то необходимо установить на винт 3 специальные шайбы или разобрать и промыть амортизатор.
Снять и разобрать амортизатор сиденья:
- Отвернуть две гайки крепления штока амортизатора к верхнему кронштейну сиденья. Отвернуть гайку нижнего болта, вывернуть болт и вынуть две резиновые и одну металлическую втулки. Снять амортизатор с сиденья.
- Закрепить амортизатор в тисках вертикально. Отвернуть гайку 17 и снять шайбу 27
- Вывернуть круглую гайку 26 и вынуть шток 28 из корпуса амортизатора вместе с направляющей 18, пружиной 19, обоймами 23 и 25, сальниками 21, 22 и 24.
- Отвернуть гайку 8 поршня 13. Снять пружину 9, тарелку 10, втулку 11, тарелку 14, пружину 15 и тарелку 16.
- Собрать амортизатор в обратной последовательности. Замерить наружный размер втулки И. Если он будет менее 11,99 мм, заменить втулку, иначе сиденье станет сильно раскачиваться. Гайку 8 завернуть до упора в тарелку 10 с моментом затяжки 5—7 кгс- м (49,03—68,64 Н-м). Гайку 26 корпуса закручивают с моментом затяжки 5—7 кгс-м (49,03—68,64 Н-м).
Разобрать распределитель АРЗМ:
- Отсоединить вилку 9 золотника распределителя от рычага, корпус распределителя — от трубопроводов и снять его с кронштейнов 1 крепления на комбайне.
- Отвернуть пробку 20 переливной секции, вытащить пружину 21 и поршень 22.
- Вывернуть пробки 23 запорных клапанов, вытащить пружины 24, шарики 25 и выпрессовать седло клапана 26.
- Отвернуть гайку 11, вывернуть винт 10, болты и снять крышку 12 предохранительного клапана.
- Вытащить втулку 16 с пружиной 15, направляющей 17 и шариком 19. Снять уплотнительные кольца 13, 14 и 18 с втулки 16 и винта 10.
- Отвернуть гайку 7, вытащить пружину 6 с шайбой 3. Разъединить полую ось 5 с тягой вилки 9. Вывернуть стакан 4 из корпуса золотника.
- Отвернуть три стяжных винта и отсоединить переливную секцию от секции золотника и от задней крышки.
Осмотреть резиновые уплотнительные кольца, установленные в стыках трех секций, проверить их целостность и собрать распределитель в обратной последовательности.
Технические характеристики
Габаритные размеры:
- длина – 7607 мм;
- ширина – 3930 мм;
- высота – 4100 мм.
Масса комбайна составляет 7400 кг.
Эксплуатационные характеристики:
- ширина базовой жатки – 5000 мм;
- производительность – 5 кг/сек;
- скорость вращения барабана – 2900 об/мин;
- количество ножевых приспособлений – 64 шт.;
- емкость бункера – 3000 л;
- скорость выгрузки бункер – 40 л/сек;
- высота выгрузки – 2900 мм.
Модификации и особенности
Нива СК 5 является одним из наиболее распространенных отечественных зерноуборочных комбайнов. , помимо базовой версии, предлагал огромное количество модификаций данной модели. Наиболее распространенные версии:
- Нива СК 5А – базовая вариация с мотором увеличенной мощности (120 л.с.);
- Нива СК 5АМ – улучшенная модификация с агрегатом мощностью 140 л.с. и смещенной в левую сторону трансмиссией;
- Нива СК 5М-1 – версия с гидростатической трансмиссией;
- Нива СКП 5М-1 – модель, дополнительно укомплектованная сменным полугусеничным ходом. Улучшение позволяло использовать комбайн на грунте с повышенной влажностью;
- Нива СКК 5 – крутосклонная вариация, предназначенная для эксплуатации на поверхности с уклоном до 30 градусов.
Базовая Нива СК 5 неоднократно модернизировалась. Последние версии комбайна обзавелись фторкаучуковыми уплотнителями с большим ресурсом эксплуатации (ранее использовались резиновые уплотнители). Плотные соединения повысили надежность гидравлической системы. На новом поколении Нива СК 5 использовались приводные ремни, выпускаемые в Германии, что увеличило время работы вариатора.
Преимущества серии:
- низкая стоимость. Модель обойдется значительно дешевле большинства аналогов;
- эффективность;
- простота конструкции и легкость в обслуживании и ремонте;
- доступность запчастей, которые продаются практически везде и стоят недорого;
- адаптированность к российским условиям работы. Нива СК 5 отлично чувствует себя на специфическом грунте, в суровом климате, комбайну не страшно топливо низкого качества.
Недостатки серии:
- ременной привод не добавляет плавности хода по относительно мягкой почве с полным бункером;
- система навесного оснащения жатвенной части не отличается значительной надежностью;
- качество сборки модели не всегда является значительным.
Двигатель
Базовые версии Нива СК 5 комплектовалась 5 многообразными силовыми установками:
- СМД-17К (мощность – 100 л.с.);
- СМД-18К (мощность – 100 л.с.);
- СМД-19К (мощность – 120 л.с.);
- СМД-20К (мощность – 120 л.с.);
- СМД-21К (мощность – 120 л.с.).
Позднее появился более мощный 140-сильный агрегат.
Все вышеперечисленные моторы функционировали на дизельном топливе и имели схожую схему построения (4-тактные агрегаты с рядной конструкцией и 4 цилиндрами). 120- и 140-сильные вариации комплектовались наддувом. Перед поступлением в турбину воздушный поток принудительно охлаждался, что улучшало характеристики двигателя. Старые модификации агрегатов имели бензиновый тип пуска, новые версии комплектовались стартером с большим ресурсом активного пользования.
Современные комбайны Нива-эффект оборудуются дизельным двигателем Д-260 (мощность – 155 л.с.), надежно работающим даже при критических нагрузках. По уровню потребления горючего агрегат выглядит значительно экономичнее прежних моторов.