Пригородные и междугородные автобусы: особенности и отличия

Туристический (экскурсионный) автобус Hyundai Universe вместимостью 43+1. Фото ЯрКамп

Современные автобусы являются популярным видом транспортных средств для перевозки организованных групп туристов на значительные расстояния. Производители предлагают настолько удобные, оснащенные всеми необходимыми для комфорта пассажиров опциями автобусы, что они успешно конкурирует с другими типами транспорта. Поэтому туристические автобусы пользуются высоким спросом. Данная статья посвящена видам данных транспортных средств.

Особенности транспортных средств, салона, отличия от экскурсионных

Туристические автобусы предназначены для обеспечения комфортабельной поездки. Большое внимание уделяется конструкции кузова и оснащению салона. По своему оборудованию, а также по назначению туристический транспорт имеет много общих черт с междугородными автобусами. Кроме этого, стоит отметить, что многие специалисты не видят разницы между автобусами экскурсионного и туристического класса. В принципе для осуществления непродолжительных экскурсионных поездок целесообразно использовать туристический транспорт. В то же время, для значительных по времени и расстоянию туристических поездок эксплуатировать технику для экскурсий не слишком хорошая идея. Кроме этого, существуют универсальные модели, предназначенные для осуществления туристических и экскурсионных поездок.

Туристический автобус НЕФАЗ-52999. Фото УралСпецТранс

Характеристики комфортабельных машин

Современный туристический автобус обладает следующими отличительными характеристиками:

  • превосходный обзор обеспечивается за счет панорамных окон;
  • наличие двух дверей, отличающихся небольшими габаритами и расположенных в передней и средней части кузова;
  • увеличенная длина базы;
  • наличие специально оборудованного места для гида;
  • вместительные багажные отсеки;
  • отсутствие стоячих мест;
  • оснащение салона комфортными креслами с регулируемыми параметрами;
  • присутствие дополнительного оборудования, перечень которого зависит от класса машины, обеспечивающего повышенный комфорт: система отопления и кондиционирования, кухня, туалет и прочие; наличие тех или иных удобств нередко отображается на заднем стекле или другом участке кузова автобуса посредством пиктограмм, перечисляющих оборудование, установленное для комфорта туристов;
  • автобусы, работающие на регулярных маршрутах, оснащаются трафаретом (табличкой) с указанием места отбытия и прибытия.

Кроме этого, транспорт должен обеспечивать безопасность пассажиров, которая подразумевает эксплуатацию исправных машин. Владелец должен обеспечить регулярное прохождение технического осмотра, обслуживания и ремонта.

Современные модели оснащаются дополнительными зеркалами и видеокамерами заднего вида для лучшего обзора.

Схема туристских моделей

На современном рынке присутствует большое количество модификаций транспортных средств, различающихся не только по количеству сидячих мест, но и по схеме их расположения. Единой схемы, стандартной для всех производителей и моделей, не существует. Поэтому заводы-изготовители и перевозчики оборудуют салон по собственному усмотрению.

Схема салона туристического автобуса МАЗ-251. Фото МАЗ

Поэтому техника одной модели, модификации и года выпуска может иметь разную схему расположения кресел и отличную друг от друга нумерацию сидений. Единственным требованием является отсутствие нарушения правил безопасности.

Места у двери: достоинства и недостатки

Казалось бы, что места ближе к выходу — более безопасны и есть вероятность первым выбраться из салона. Но эти кресла у двери очень коварны.

Если поездка запланирована на холодное время года (осень, зима, ранняя весна), то пассажиров на этих местах постоянно будут обдувать холодные потоки воздуха при каждом открывании и закрывании двери. Но а в летнюю жаркую пору это место скорее можно отнести в большим плюсам.

Кресла по правую сторону салона перед самой дверью в середине салона — не откидываются назад. Это логично, чтоб откинувшиеся спинки кресел не мешали свободному проходу пассажиров на улицу. Обычно, такие места стоят гораздо дешевле других мест в этом же автобусе, а покупатель не сразу понимает в чём подвох и в чем причина такой скидки.

Если вы планируете много фотографировать прямо из салона, то комфортнее всего делать фото с мест у окна или в проходе, но в первых рядах — здесь обзор самый лучший.

Классификация, виды

Туристические автобусы отличает не только высокая популярность, но и многообразие видов. Специалисты постоянно работают над созданием новых моделей, предлагая все больший выбор для клиентов. Для классификации транспорта используется несколько критериев, подробная информация о параметрах и видах представлена далее.

На сколько мест бывают автобусы: рейсовые и прочие

Автобус – категория автотранспорта, вмещающая от 9 пассажиров. Чаще всего по вместимости на группы делятся только междугородние и туристические автобусы, на городском и прочих видах транспорта «разброс» по вместимости салона встречается редко. На сайт предоставляет следующую классификацию по вместимости:

  • Особо малые. В салоне могут комфортно расположиться не более 10 пассажиров, длина кузова не превышает 6 метров.
  • Малые. Салон вмещает не более 20 человек, общее количество пассажиров – не более 40, длина кузова составляет 6-8 метров.
  • Средние. Длина – до 10 метров, количество сидячих пассажиров составляет не более 30, общая вместимость – до 60 человек.
  • Большие. Общая вместимость составляет 90 человек, количество сидячих мест не превышает 40, длина кузова – до 12 метров.
  • Особо большие. Предназначены для размещения более 40 сидячих и 90 стоячих пассажиров. Техника с длиной кузова до 18 метров.

Но в разных источниках возможно встретить различные показатели для каждой категории.

Сколько мест в автобусах малой, большой вместимости, двухэтажных и других

Автобус туристический HIGER KLQ 6928 Q (35+1+1 мест). Фото РусбизнесАвто

Основным критерием для классификации туристических автобусов является количество предусмотренных (сидячих) мест:

  • Автобусы особо малой вместимости. К таким транспортным средствам относятся машины, в которых возможно комфортно расположиться не более 11 пассажирам. В качестве примера возможно привести Газель.
  • Малой вместимости, рассчитанные максимально на 26 человек.
  • Средней вместимости – данный вид позволяет расположить до 34 пассажиров.
  • Большой вместимости, позволяющие одновременно разместиться до 45 пассажирам. Известными транспортными средствами данной разновидности являются Икарусы, для продолжительных поездок возможно обратить внимание на Neoplan, MAN, Mercedes, Setra.
  • Особой большой вместимости – машины, предназначенные для перевозки максимум 80 пассажиров. К данной категории относятся также и двухэтажные машины. Однако, их вместимость превышает 80 пассажиров. Например, двухэтажные Неопланы обеспечивают комфортное расположение от 86 до 99 сидячих пассажиров (в зависимости от модификации). Поэтому двухэтажные модели необходимо рассматривать отдельно.

Справка. Пользователей Интернета интересуют модели вместимостью 20, 30, 40, 45, 49 и 50 пассажиров.

Вместимость/вместительность экскурсионных, количество посадочных мест

Экскурсионные автобусы, которым посвящена отдельная статья, аналогично с туристическими подразделяются на пять разновидностей в соответствии с вместимостью.

Габариты/размеры: маленькие, большие и не только

Такие характеристики, как габариты и количество мест напрямую связаны друг с другом. Чем большим количеством сидячих мест обладает салон, тем значительнее габариты (длина) кузова. Средняя величина ширина кузова составляет 2,5, высота (в зависимости от количество этажей) варьируется от 2,5 до 4,5 метров. В соответствии с длиной кузова существуют следующие виды туристических автобусов:

  • особо малые – не более 6 метров;
  • малые – от 6 до 8;
  • средние – от 8 до 10;
  • большие – от 10 до 11-12;
  • особо большие – от 12 до 16.

Транспорт, габариты которого превышают 16 метров, имеет сочлененную структуру (форму) кузова.

Двухэтажные и прочие

Автобусы разделяют по числу этажей на:

  • одноэтажные;
  • полутораэтажные;
  • двухэтажные.

Двухэтажный автобус Yutong ZK6126HGB, туристический с открытым вторым этажом. Фото Yutong

Многие клиенты предпочитают выбирать полутораэтажные транспортные средства, что обусловлено следующими отличиями конструкции. Полутораэтажные машины имеют возвышенный над креслом водителя пол, где и располагаются кресла, пространство под которым используется в качестве багажных отсеков. Таким образом, пассажиры имеют хороший обзор окружающей местности, а перевозчики готовы предложить туристам вместительные багажные отсеки.

Двухэтажные автобусы отличаются своей функциональностью. Некоторые специалисты считают, что они в большей степени подходят для непродолжительных поездок. В то же время следует отметить, что наличие двух ярусов (палуб) позволяет расположить в салоне различное оборудование или разделить все пространство на отдельные помещения или зоны. На нижнем этаже возможно расположить кухню и столовую, игровую комнату, спальные места, на втором – стандартный салон с пассажирскими креслами.

Красные и так далее

При выборе транспорта цвет кузова не имеет какой-либо практической цели, поэтому все зависит от личных предпочтений покупателя. Поэтому производители предлагают широкий выбор автобусов.

Топливо, расход

Для заправки транспортных средств могут использоваться разные виды топлива. Подавляющая часть автобусов для туристов работает на бензине, дизельном топливе, сжиженном или сжатом природном газе. Вместе с тем, в последнее время производители начали предлагать и электробусы, функционирующие на электрических батареях. Производство такой техники сопряжено с большими финансовыми издержками, поэтому они пока не очень распространены.

Различные модели обладают разным расходом топлива, данный параметр нередко указывается в технических характеристиках транспортного средства.

Класс транспорта: люкс и так далее

Туристический двухэтажный автобус Neoplan Skyliner класса люкс. Фото Neoplan

Класс туристических автобусов определяется количеством звезд. Определение «звездности» осуществляется с помощью нескольких параметров, основным является шаг (расстояния) установки пассажирских кресел. Таким образом, существует пять видов автобусов:

  • 1-ый класс – используются для осуществления пассажирских перевозок крайне редко, подходят для непродолжительных поездок в «рамках» одного населенного пункта или в пригород, обладают уровнем комфорта, немного превышающим удобство городского транспорта; интервал между креслами составляет 68 см.;
  • 2-ой класс – могут использоваться для междугородного и международного туризма, единственным отличием от техники 1-го класса обладают большим шагом между сиденьями – 72 см.;
  • 3-ий класс – самая массовая категория транспортных средств, заслуживают популярность за счет сравнительно небольшой стоимости и приемлемости для продолжительных поездок; в таких автобусах размещаются следующие удобства: холодильник, микроволновая печь и кофеварка, кресла с двумя подлокотниками, индивидуальное освещение и откидной столик для каждого пассажира, санузел, расстояние между креслами составляет 77-78 см.;
  • 4-ый класс – автобусы данного типа являются улучшенными версиями транспорта 3-го класса, оснащены кондиционером, подходят для длительных поездок, расстояние между креслами – 83-85 см.;
  • 5-ый класс – самые комфортные автобусы, в которых располагается полноценная кухня, весь набор аудио- и видеотехники, гардероб, дозатор напитков, а также существует возможность пользоваться мобильной связью вне зоны действия сети, в салоне устанавливается информационный экран, где отображаются необходимые для пассажиров сведения о температуре воздуха, времени в пути, расстоянии до ближайшего населенного пункта, его название, шаг между креслами равняется 90 см., такие автобусы нередко называют «люксовыми»/«люкс».

Детские

Для перевозки детей до проведения образовательных и развлекательных мероприятий, в том числе для выполнения туристических поездок, следует использовать специально оборудованные автобусы, отличительной особенностью которых является желтый цвет кузова и соответствующие надписи. Внутреннее обустройство транспорта обеспечивает безопасность и комфорт маленьких пассажиров.

С туалетом

Наличие санузла в автобусе обеспечивает удобство пассажиров, а также позволяет экономить время, проведенное в пути. У водителя не будет необходимости делать остановки по требованию, хотя правила пользования туалетом могут быть различными, в зависимости от его модели и емкости. Кроме этого, перевозчики устанавливают собственные правила.

Санузел в модели автобуса HDH серии TopClass. Фото Setra

Другие критерии

Существуют и другие параметры, с помощью которых выполняется классификация:

  • расположение мотора: передне-, центрально– и заднемоторные;
  • колесная формула;
  • расположение двигателя;
  • количество и объем багажных отсеков;
  • модификация: северная, южная, горная.

Ознакомиться с другими характеристиками туристических автобусов возможно на сайтах производителей и продавцов. Торговые марки востребованных на рынке туристических автобусов представлены и проанализированы в соответствующей статье.

Опасные и безопасные места

Нет однозначного критерия выбора самых лучших мест в большом автобусе, ведь у каждого пассажира есть свои личные предпочтения: кому-то нравится у окна, кому-то удобнее сидеть сразу за водителем, а кого-то укачивает в хвосте салона и т.д. По мнению опытных туристов, при выборе места в автобусе следует учитывать несколько важных параметров:

  • безопасное расположение;
  • где находится место относительно двери;
  • часть салона: спереди, середина или в конце.

Рассмотрим места, в первую очередь, с точки зрения безопасности. Пугающие сводки новостей с авариями при участии автобусов дальнего следования не только пугают, но и ужасают. Всё чаще встречаются в новостных лентах такие новости, ведь при столкновении большого автобуса может пострадать сразу большое количество человек. Это не значит, что и вовсе стоит отменить поездку и больше никогда не ездить на автобусах. Этого нельзя предугадать, но можно перестраховаться и выбрать самые безопасные места.

Где в автобусе потенциально опасно сидеть в случае аварии:

  • в первом ряду, но более опасно — по правую сторону от прохода. Лобовое столкновение с автобусом и эти пассажиры первые попадают под удар.
  • ряд сидений в конце салона. Критичным это местоположение станет при столкновении сзади, а также при резком торможении существует огромный риск вылететь в проход с последних сидений и получить больше травм;
  • Любимые места у окна по левую сторону салона. Из-за правостороннего движения эта сторона автобуса находится ближе всего к автомобилям, что едут по соседней полосе и могут вылететь навстречу, если удар придется в левый бок.

Где же находятся самые безопасные места в автобусе дальнего следования:

  • По правую сторону и в середине салона. Даже в этом случае, лучше сесть не у окна, а ближе к проходу.
  • Места сразу за водителем. Полагается, что в момент аварии водитель инстинктивно может уклониться от удара, разворачивая кабину влево, а правый бок подставляет под удар.

Где купить или арендовать

Компании, специализирующиеся на продаже туристических автобусов различных видов, представлены в соответствующем разделе нашего сайта. Кроме покупки клиенты имеют возможность арендовать или оформить в лизинг транспортное средство. Предприятия, оказывающие данные услуги, собраны в разделе «Где арендовать туристические автобусы». Выгодные условия предоставляются компаниями, оказывающими услуги лизинга транспорта. Переоборудование транспорта позволяет улучшить/изменить функционал и дизайн техники, что нередко требуется владельцам. Предприятия, предлагающие услугу переоборудования, собраны в отдельном разделе.

Задний ряд: достоинства и недостатки

Мало кому нравится ехать в дальние расстояния на самых последних местах в автобусе. И на это есть несколько обоснованных причин:

  • Укачивание. На последних местах пассажиры больше всего ощущают тряску и это особенно не по нраву тем, кто страдает морской болезнью.
  • Спинки в креслах нераскладные. Потому не будет возможность разложить кресло и немного вздремнуть в дороге или просто расслабиться.
  • В случае использования общего кондиционера на весь автобус (а не систему климат-контроль), на задних местах очень сильно дует.
  • При наличии единственного телевизора в самом начале салона, на задних рядах плохо видно и ничего не слышно. Это же касается и гида во время проведения экскурсии.

Но иногда туроператоры, понимающие все недостатки задних мест, продают последний ряд 2 места места по стоимости одного. В таком случае у пассажира есть возможность хоть как-то разместиться на двух креслах и отдохнуть.

Двухэтажные автобусы: достоинства и недостатки

В некоторых турфирмах используют для длительных поездок двухэтажные автобусы, которые имеют совсем другую схему расположения мест и свои особенности. Для того, чтоб сделать правильный выбор, стоит учесть все плюсы и минусы каждого из этажей:

Первый этаж:

  • салон достаточно просторный;
  • обычно здесь пассажиров гораздо меньше, чем на втором;
  • есть удобные столики для перекуса или заняться своими делами в дороге;
  • в шаговой доступности находятся туалет, кулер с питьевой водой, кухонька и холодильник;
  • салон низковат и с первого этажа не получится полюбоваться полноценно красивыми пейзажами;
  • поскольку водители находятся с вами на одном уровне, в ночное время они могут общаться, слушать музыку, смотреть фильм, пока вы пытаетесь уснуть.

Второй этаж:

  • панорамный вид на все достопримечательности, что вы проезжаете мимо;
  • в вечернее время достаточно тихо в салоне, чтоб полноценно отдохнуть, т.к. водители находятся этажом ниже.
  • здесь не так просторно и даже немного тесно для пассажиров крупной комплекции;
  • второй этаж точно не подходит для людей с ограниченными возможностями;
  • за любыми нуждами придется каждый раз спускаться на первый этаж.

Классифицируют маршрутки в зависимости от:

  • длины и вместимости;
  • максимально допустимой перевозимой массе;
  • количества имеющихся мест для сидения/стояния.

Такие средства перевозки, следуя по маршруту, делают остановки в определенных остановочных пунктах, в местах наибольшего скопления потенциальных пассажиров. Они могут перевозить пассажиропотоки: в скоростном режиме — пропуская некоторые остановки, в режиме экспресс-такси — доставляя пассажиров от начального до конечного пункта без промежуточных остановок.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]