БАЗ-5921
Общие данные
Производитель: | Брянский автомобильный завод |
Дизайн
Колёсная формула: | 6 × 6 |
Двигатели
5Д20К-300
Производитель: | Барнаульский завод транспортного машиностроения |
Марка: | 5Д20К-300 |
Тип: | дизельный |
Максимальная мощность: | 300 л. с. |
Цилиндров: | 6 |
Охлаждение: | жидкостное |
Другое
Грузоподъёмность: | 7200 кг |
К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)
БАЗ-5921
— специальное трёхосное плавающее шасси Брянского автомобильного завода, использовалось в составе высокоточного тактического ракетного комплекса 9К79 «Точка». Разработано на базе семейства шасси БАЗ-5937 9К33 «Оса», от которого были заимствованы многие агрегаты[1], но несущий корпус и компоновку пришлось проектировать практически заново из-за необходимости обеспечить тактической ракете практически вертикальный старт — в отличие от боевой машины ЗРК, где антенно-пусковое устройство размещалось в середине машины, а двигатель сзади, у СПУ ТРК силовая установка размещается в передней части грузового отсека (ближе к отделению управления), а пусковая установка — в задней[2].
Отрывок, характеризующий БАЗ-5921
– В какой же комитет передана записка? – спросил князь Андрей. – В комитет о воинском уставе, и мною представлено о зачислении вашего благородия в члены. Только без жалованья. Князь Андрей улыбнулся. – Я и не желаю. – Без жалованья членом, – повторил Аракчеев. – Имею честь. Эй, зови! Кто еще? – крикнул он, кланяясь князю Андрею. Ожидая уведомления о зачислении его в члены комитета, князь Андрей возобновил старые знакомства особенно с теми лицами, которые, он знал, были в силе и могли быть нужны ему. Он испытывал теперь в Петербурге чувство, подобное тому, какое он испытывал накануне сражения, когда его томило беспокойное любопытство и непреодолимо тянуло в высшие сферы, туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов. Он чувствовал по озлоблению стариков, по любопытству непосвященных, по сдержанности посвященных, по торопливости, озабоченности всех, по бесчисленному количеству комитетов, комиссий, о существовании которых он вновь узнавал каждый день, что теперь, в 1809 м году, готовилось здесь, в Петербурге, какое то огромное гражданское сражение, которого главнокомандующим было неизвестное ему, таинственное и представлявшееся ему гениальным, лицо – Сперанский. И самое ему смутно известное дело преобразования, и Сперанский – главный деятель, начинали так страстно интересовать его, что дело воинского устава очень скоро стало переходить в сознании его на второстепенное место. Князь Андрей находился в одном из самых выгодных положений для того, чтобы быть хорошо принятым во все самые разнообразные и высшие круги тогдашнего петербургского общества. Партия преобразователей радушно принимала и заманивала его, во первых потому, что он имел репутацию ума и большой начитанности, во вторых потому, что он своим отпущением крестьян на волю сделал уже себе репутацию либерала. Партия стариков недовольных, прямо как к сыну своего отца, обращалась к нему за сочувствием, осуждая преобразования. Женское общество, свет , радушно принимали его, потому что он был жених, богатый и знатный, и почти новое лицо с ореолом романической истории о его мнимой смерти и трагической кончине жены. Кроме того, общий голос о нем всех, которые знали его прежде, был тот, что он много переменился к лучшему в эти пять лет, смягчился и возмужал, что не было в нем прежнего притворства, гордости и насмешливости, и было то спокойствие, которое приобретается годами. О нем заговорили, им интересовались и все желали его видеть. На другой день после посещения графа Аракчеева князь Андрей был вечером у графа Кочубея. Он рассказал графу свое свидание с Силой Андреичем (Кочубей так называл Аракчеева с той же неопределенной над чем то насмешкой, которую заметил князь Андрей в приемной военного министра).
РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ
Эту машину очень часто путают с корпусным плавающим колёсным шасси зенитно-ракетного комплекса «Оса» БАЗ-59Э7 и, что особенно обидно, грешат этим даже авторитетные энциклопедические издания по отечественной автомобильной технике и многотомные исследования, отражающие историю развития российско-советского автомобилестроения. В немногочисленных журнальных публикациях о военной автомобильной технике даётся, как правило, лишь краткая характеристика с весьма приблизительными значениями параметров специальных колёсных шасси БАЗ-5921 (БАЗ-5922), где главным отличием машин считается несколько изменённая форма корпуса и установленный спереди двигатель. Согласиться с этим может разве что очень далёкий от техники человек — ведь перенести силовой агрегат в противоположную часть машины совсем не то же самое, что передвинуть шкаф в другую комнату. И если опытным путём попытаться установить двигатель в переднем багажнике «Запорожца» или сделать заднемоторными классические «Жигули», то небольшими изменениями кузова мы вряд ли обойдёмся. В нашем же случае речь идёт о сложной военной машине со строго заданными показателями весовой нагрузки, габаритными и компоновочными характеристиками, жёсткими условиями размещения вооружения и экипажа. Поэтому вести речь о БАЗ-5921, как о модификации БАЗ-5937, вряд ли приемлемо, пусть даже они очень похожи внешне. Разумеется, что благодаря близким массово-габаритным параметрам, энерговооружённости, подвижности, проходимости, манёвренности, а также оптимальному сочетанию уже освоенных в серийном производстве узлов и агрегатов существует определенная унификация с плавающим шасси БАЗ-5937 и его модификациями, также как и с другими машинами Брянского завода. Да и проектирование обеих машин велось одним конструкторским коллективом с учётом условий производства, действующих технологий на хорошо отработанных, проверенных жёсткими условиями эксплуатации технических решениях. Поэтому колёсные шасси БАЗ-5921 и БАЗ-5922 являются самостоятельным семейством боевых колёсных машин, обладающих специфическими характеристиками для размещения на их базе определённых видов вооружения. Имеющие же место ошибки в идентификации моделей отчасти можно объяснить существовавшим долгие годы режимом секретности. В советское время в средствах массовой информации трёхосные плавающие шасси БАЗ было принято именовать «полно-приводные автомобили с колёсной формулой 6х6 и равномерным расположением осей по базе» без упоминания каких-либо цифровых индексов, хотя для «супостата» особого секрета эти машины не представляли. В известных зарубежных справочниках можно было увидеть полные тактико-технические данные шасси, их обозначения и фотографии, а также данные о производителе (правда и в этих справочниках по понятным причинам имелись ошибки). Сегодня многие из интересующих нас машин несут службу в армиях ближнего и дальнего зарубежья, трудятся в гражданских организациях и даже находятся в частном пользовании, так что имеется возможность ознакомиться с их конструктивными особенностями. К концу 60-х годов прошлого века назрела необходимость в создании нового дивизионного ракетного комплекса тактического назначения, призванного заменить широко распространённый в сухопутных войсках комплекс «Луна» и его модернизированный вариант «Луна-М». Головным разработчиком комплекса (изделие 9К79), получившего название «Точка», было определено КБ машиностроения (КБМ, г. Коломна Московской области) во главе с главным конструктором С.П. Непобедимым. Ведущим конструктором по комплексу в целом, а также по самоходной пусковой установке и транспортно-заряжающей машине был назначен О.М. Толощук. Разработку транспортной машины поручили конструкторскому бюро, руководимому Э.М. Шлахтером. Проектирование технологического оборудования осуществлялось под руководством Г. Г. Наливайко. Тактико-техническое задание на разработку ракетного комплекса «Точка» предусматривало следующие характерные особенности: высокую подвижность (благодаря применению специальных колёсных шасси с развитой профильной проходимостью) и манёвренность комплекса в сложных дорожных условиях на местности; возможность преодоления водных преград на плаву; транспортировку боевых и вспомогательных машин комплекса с полным боекомплектом ракет всеми видами транспорта (морским, железнодорожным с габаритом 02-ВМ и авиационным — самолетами типа АН-126 и ИЛ-86); полную автономность выполнения боевой задачи одной пусковой установкой, включая расчёт полётного задания при указании координат цели без дополнительного привлечения других средств; возможность боевого применения в различных природно-климатических зонах в широком диапазоне температур без проведения топогеодезической и инженерной подготовки стартовой позиции; скрытность подготовки ракет на стартовой позиции до самого момента пуска; короткий отрезок времени на подготовку и пуск ракеты; высокая точность стрельбы с возможностью обеспечения пуска в секторе ±15° от основного направления без дополнительного маневрирования самоходной пусковой установки. Как видим, наряду с созданием высокоточной ракеты и совершенного пускового оборудования видное место отводилось разработке перспективного шасси высокой проходимости для установки вооружения. Ракетчики, в отличие от создателей систем мобильных средств ПВО, не стали долго искать разработчика машины, а сразу обратили внимание на молодой талантливый конструкторский коллектив — СКБ (ОГК) Брянского автозавода, который возглавлял в то время Иван Людвигович Юрин. Были выработаны технические требования на создание шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающей машины. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1968 г. на БАЗе приступили к проектированию новых армейских машин для комплекса «Точка». Выбор в пользу СКБ БАЗ был сделан не случайно. Во-первых, в Брянске уже выпускали колёсные шасси БАЗ-1Э5ЛМ и БАЗ-1Э5ЛТМ для тактического комплекса «Луна», во-вторых, существовали тесные связи с конструкторами БАЗа по техническому сопровождению выпускаемой продукции и, в-третьих, имелся удачный опыт войсковой эксплуатации трёхосных колёсных шасси в составе ЗРК «Оса». По условиям размещения ракеты и специального пускового оборудования требовалось перенести грузовой отсек в заднюю часть корпуса, так как старт оперативно-тактической ракеты осуществляется из положения близкого к вертикальному. Для этого было необходимо перекомпоновать взятое за основу шас- /21 си БАЗ-5937: разместить экипаж в составе четырёх человек; смонтировать трансмиссию и приводы управления; согласовать работу рулевого управления, тормозной системы, электрооборудования, гидроприводов, водометных движителей и их приводов; обеспечить необходимые размеры грузового отделения с монтажными местами пусковой установки, средств маскировки, вентиляции, отопления и дополнительного оборудования. Задача оказалась очень сложной и от первоначального замысла приспособить шасси «Осы» для самоходной пусковой установки комплекса «Точка» отказались. Заново спроектировали несущий корпус машины, а с ним и компоновку узлов и агрегатов. Полностью новый цельнометаллический сварной корпус шасси БАЗ-5921 со встроенной рамой был разделен герметичной перегородкой на отделение управления (рис. 5) в носовой части и грузовой отсек. В крыше отделения управления имелись два люка для входа и выхода экипажа, на ветровой раме три окна (правое ветровое окно открывающееся) и два окна с боков. За отделением управления находился грузовой отсек, предназначенный для размещения агрегатов силовой установки, трансмиссии, дополнительного оборудования и пусковой установки. Грузовой отсек закрывается створчатой крышей, управление которой осуществляется из отделения управления. В его задней части вварен багажник для размещения комплекта ЗИП. В качестве силовой установки применили шестицилиндровый У-образный дизель Барнаульского с углом развала цилиндров 120° модели 5Д20К-300 (модификация дизеля 5Д20Б-300, установленного на БАЗ-5937). По компоновочным соображениям силовой агрегат со сцеплением и коробкой передач развернули на 180° носком коленвала вперёд. Мотор отличался от 5Д20Б-300 наличием двух масляных радиаторов в системе смазки, измененной системой охлаждения с двумя размещенными справа и слева от двигателя по бортам шасси радиаторами и двумя эжекторами, корпуса которых составляли одно целое с корпусом шасси и вваривались в борта машины. Выхлопные газы отводились из двух боковых эжекторов вверх, в то время как у БАЗ-5937 эжектор выбрасывал выхлопные газы назад. Система питания имела два топливных бака: основной, ёмкостью 350 л и расходный с вмонтированным в него топливо-закачивающим насосом. Были изменены системы питания воздухом и предпускового подогрева, а так же трубопроводы систем охлаждения, смазки, питания топливом. Дизель имел мощность 300л.с. и запускался воздухом (основная система пуска) или электростартером (дублирующая). Трансмиссия, как и у большинства машин БАЗа, была выполнена по принципу бортовой раздачи мощности и состояла из двухдискового сцепления с гидравлическим приводом управления и пневматическим усилителем, механической пятиступенчатой трёхходовой коробки передач, двухступенчатой пятивальной раздаточной коробки с блокируемым меж-боковым дифференциалом. Управление коробкой передач — дистанционное, с помощью механической кулисы. Раздаточная коробка управлялась пневмоприводом с системой кранов, пневмокамер и трубопроводов. В трансмиссию также входили шесть бортовых передач для передачи крутящего момента к ведущим колёсам под углом 90° и шесть одноступенчатых колёсных редукторов для увеличения крутящего момента и создания необходимого дорожного просвета. Бортовые передачи и колёсные редукторы были унифицированы с аналогичными узлами шасси ЗРК «Оса» и другими изделиями БАЗа. Коробка передач и раздаточная коробка отличались приводами управления и механизмом отбора мощности на привод водомётов, который на шасси БАЗ-5921 осуществляется от коробки передач через раздаточную коробку и центральный редуктор водомётов. Количество карданных валов в трансмиссии БАЗ-5921 по сравнению с БАЗ-5937 тоже было увеличено с 16 до 18 штук. Ходовая часть машины, колёса с широкопрофильными шинами и системой регулирования давления воздуха конструктивно не отличалась от шасси ЗРК «Оса». В нижней кормовой части корпуса монтировались водомётные движители состоящие из двух водомётов, центрального редуктора и карданных валов. Управление водомётами осуществлялось с помощью двух заслонок, расположенных у выходных патрубков. Рулевое управление с передними и задними управляемыми колёсами состояло из рулевого механизма, привода к управляемым колёсам и системы гидравлического усиления руля с двумя гидроусилителями. Тормозная система — пневмогидравлическая с герметизированными колёсными тормозами колодочного типа и стояночным тормозом с ручным приводом воздействующим на бортовые передачи передних колёс. Система электрооборудования напряжением 24В выполнялась по однопроводной схеме в экранированном исполнении. Гидросистема шасси, объединённая с системой гидроусилителя руля и работающая от общего насоса и масляного бака, включала в себя гидрораспределитель и два цилиндра для управления заслонками водомётных движителей. Кроме того, в состав штатного оборудования машины входило большое количество дополнительных систем, среди которых были: мощная фильтровентиляционная установка с развитой системой очистки воздуха, поступающего в отделение управления; отопительно-вентиляционная установка; система противопожарного оборудования ППО для автоматического тушения пожара в грузовом отсеке; система водоотлива, служившая для удаления воды, просочившейся внутрь корпуса при преодолении водных преград, с двумя центробежными насосами с электроприводом производительностью 120 л/мин каждый; индивидуального комплекта для специальной обработки ИДК-1, предназначенного для проведения дегазации, дезактивации и дезинфекции шасси после преодоления зараженной зоны. В начале 1970-х гг. опытные образцы колёсного шасси БАЗ-5921 проходили обширный комплекс испытаний на полигоне 21 Научно-исследовательского и испытательного автотракторного института Министерства Обороны СССР в г. Бронницы (начальник института — генерал-майор Б.Д. Тютюнник, зам. начальника института по научной работе — полковник П.В. Аксёнов). Испытательными работами на полигоне руководил зам. начальника института полковник И.Я. Игнатенко. Колёсное шасси снаряженной массой 11,5т имело грузоподъёмность 6,7 т. Габаритные размеры машины составляли: длина — 9486 мм, ширина — 2890 мм, высота — 2375 мм. Ширина колеи — 2275 мм; дорожный просвет — 400 мм; база: 2800 + 2600 = 5400 мм. Шасси полной массой 18 т обладало высокой проходимостью и необходимыми средними скоростями движения по местности вслед за танками по проложенным ими колеям (максимальная скорость по шоссе 70 км/ч, по просёлочной дороге 30-35 км/ч, по местности и бездорожью 10-15 км/ч). Для этого машина имела достаточно высокую удельную мощность, танковую колею, гладкое днище и большой дорожный просвет, при котором контакты днища с грунтом были одномоментными и не препятствовали дальнейшему движению. Испытания показали хорошую манёвренность шасси — минимальный радиус поворота составлял 12 м, угол подъёма на сухом твёрдом грунте доходил до 30°, а угол крена при движении по косогору — до 20. БАЗ-5921 обладал и отличными водоходными качествами — ходкостью, управляемостью, непотопляемостью и остойчивостью. Благодаря удачной нагрузке на оси и низкому расположению центра тяжести шасси могло входить в воду и выходить из неё на берег под углом 18°. Максимальная скорость на плаву составляла не менее 8 км/ч. В то же время угол крена при движении на воде мог доходить до 15°. Шасси так же могло двигаться на плаву в аварийном режиме со скоростью до 3 км/ч только за счёт вращения колёс. Контрольный расход топлива на 100 км пути при движении по шоссе составлял — 40 л. Запас хода равнялся 870 км (в составе комплекса 9К79 — 650 км). Параллельно с разработкой колёсного шасси велись интенсивные работы по созданию тактического ракетного комплекса «Точка». Наряду с коломенским КБМ в разработке элементов комплекса участвовали волгоградские ЦКБ «Титан» и ПО «Баррикады», где велась подготовка конструкторской документации, проходили заводские испытания и готовилось серийное производство наземного оборудования «Точки». Для повышения мобильности и автономности ракетного комплекса по аналогии с ЗРК «Оса» в его состав, помимо самоходной пусковой установки, включили транспортно-заряжающую машину выполненную на базе высоко-унифицированного колёсного плавающего шасси БАЗ-5922 (рис. 6, 7 ,8). Данное шасси, разработанное на основании тактико-технического задания основного заказчика также создано специалистами ОГК БАЗа при непосредственном участии ведущих конструкторов В.Т. Авершина, И.В. Гринченко, В.В. Лазарева и многих других под руководством главного конструктора БАЗа И.Л. Юрина. В работе над машинами комплекса «Точка» большую помощь оказали сотрудники Военного представительства МО СССР № 38, представители Главного автобронетанкового управления МО, специалисты ведущих автомобильных НИИ и сотрудники смежных организаций. Колёсное шасси для транспортно-заряжающей машины снаряжённой массы 11,3 т имело грузоподъёмность 7 т. Основные габаритные размеры: длина — 9466 мм ширина — 2890 мм, высота — 2435 мм. По внешнему виду БАЗ-5922 от БАЗ-5921 можно было отличить по наличию на боковых стенках отделения управления дополнительных окон в открывающихся рамках. В передней стенке кабины открывающимся сделали среднее окно, а посадочные люки в крыше корпуса разместили на одном уровне, ближе к передней стенке корпуса. По своим техническим данным шасси БАЗ-5922 практически не отличалось от своего старшего брата БАЗ-5921. Исходя из требований размещения специального оборудования монтируемого на шасси, была изменена компоновка корпуса и некоторых сборочных единиц и агрегатов, что, однако, не потребовало принципиального изменения работы и схемы соединения систем машины. В корпусе была изменена конструкция грузового отсека с одновременным его увеличением и перенесена герметичная перегородка корпуса (уменьшили отделение управления). Из системы питания двигателя топливом исключили расходный бак, а воздухоочиститель с теплообменником установили над коробкой передач. Все воздушные баллоны пневмосистемы шасси перенесли под левый эжектор системы охлаждения двигателя и соединили с одним сливным краном для удаления конденсата. В отделении управления автомат системы ППО установили справа от рулевой колонки. Изменения коснулись также мест расположения агрегатов и сборочных единиц отопительно-вентиляционной установки. Шасси БАЗ-5922 послужило базой для транспорт-но-заряжаю-щей машины ТЗМ (изделие 9Т218) (рис. 9) — основного транспортного средства оперативного обеспечения стартовых батарей боезапасом для нанесения ракетных ударов. В герметизированном отсеке ТЗМ могут храниться и перевозиться по району боевых действий две полностью готовые к пуску ракеты с пристыкованными головными частями. Специальное оборудование машины (гидросистема, стреловой гидравлический кран, грузозахватные приспособления и т.д.) позволяют в течение 19 мин (по нормативу) осуществить заряжание пусковой установки. Данная операция может быть выполнена на любой неподготовленной в инженерном отношении площадке, размеры которой позволяют разместить рядом бортами самоходную пусковую установку (СПУ) и ТЗМ. Самоходная пусковая установка на шасси БАЗ-5921 получила индекс 9П129М (рис. 10, 11). Её масса с полной нагрузкой 17945 кг, масса ТЗМ с полной нагрузкой 18438 кг. Пусковая установка с ракетой на борту обеспечивает подготовку к пуску и пуск ракеты без привлечения каких-либо дополнительных средств и может выполнять боевую задачу, как в составе стартовой батареи, так и автономно. Для этой цели в её составе имеется система топопривязки, прицеливания и контрольно-проверочная аппаратура. Обе машины — СПУ и ТЗМ имели системы жизнеобеспечения экипажа, поддержания температурновлажностного режима в герметизированных отсеках для ракет, средства связи, навигации и другое оборудование. В случае необходимости быстрой переброски комплекса на другие участки боевых действий все его элементы могли перевозиться самолетами военно-транспортной авиации, а ракетный удар мог наноситься как прямо с марша, так и из различных степеней боевой готовности. Аппаратура пусковой установки сама решала задачи по привязке точки старта, расчёту полётного задания и прицеливанию ракеты. По нормативу времени через 16 мин после марша и прибытия на позицию ракета могла стартовать к цели, а ещё через 1,5 мин пусковая установка могла покинуть боевую позицию, чтобы исключить вероятность своего поражения ответным ударом противника. В состав комплекса были включены также транспортные машины (ТМ) для транспортировки и временного хранения ракет в герметичных металлических контейнерах. Каждая транспортная машина могла перевозить две ракеты или четыре головные части ракет. В качестве базы для транспортной машины послужил автопоезд с активным приводом колёс полуприцепа модели 6009 в составе седельного тягача ЗиЛ-131В с дополнительным отбором мощности и специального полуприцепа с двумя ведущими мостами от автомобиля ЗиЛ-131. Механический привод на колёса полуприцепа осуществлялся посредством полого шкворня, механических угловых редукторов и системы карданных валов. Машина выпускалась на Брянском машиностроительном заводе (БМЗ). Полуприцеп оборудовался узлами крепления транспортируемых ракет и траверсой для их перегрузки. Для поддержания высокой боевой готовности комплекса «Точка» в состав средств технического обслуживания были включены: машина технического обслуживания (МТО) и автоматизированная контрольно-испытательная машина для проведения регламентных проверок ракеты в автоматическом режиме. МТО осуществляет контроль состояния аппаратуры самоходной пусковой установки и контрольноиспытательной машины. Обе машины смонтированы на шасси ЗиЛ-131 с кузовами-фургонами КМ-131, в которых размещается аппаратура, оборудование, инструмент и принадлежности. В комплекс включены также подвижные агрегаты электропитания, выполненные на шасси одноосных прицепов. Проведение регулярного периодического контроля ракет и специальной аппаратуры пусковой установки, а также выполнение операций технического обслуживания благодаря наличию подвижной базы может осуществляться в походных условиях. В период с 1973 по 1974 гг. опытные образцы всех элементов ракетного комплекса «Точка» проходили государственные приёмочные испытания на полигоне «Капустин Яр» и показали удовлетворительные результаты. Проведенный цикл испытаний подтвердил правильность выбранных технических решений и в 1975 г. комплекс 9К79 «Точка» был принят на вооружение сухопутных войск Советской армии. Серийное производство одноступенчатых твёрдотопливных ракет 9М79 с неотделяемой в полёте головной частью было освоено на Воткинском машиностроительном заводе в Удмуртии. Выпуск колёсных плавающих шасси БАЗ-5921 и БАЗ-5922 начался в 1975 г. Машины поступали на Волгоградское ПО «Баррикады», где на них монтировали самоходные пусковые установки 9П129М и транспортно-заряжающие машины 9Т218. Большой вклад в разработку конструкторской документации и освоение производства машин комплекса «Точка» внесли волгоградские конструкторы В.И. Нечай-Ницевич, А.Г. Дуров, О.М. Толо-щук, С.В. Суслов, Г.М. Терехов и многие другие специалисты ЦКБ «Титан». Для серийного сопровождения комплекса был создан отдел во главе с И.Ф. Митрохиным. Много лет вели в производстве машины комплекса Ю.А. Брызгалов, В.А. Шурыгин, А.А. Кукуев, И.И. Назаров и др. Основным армейским ракетным подразделением «Точки» являлась стартовая батарея, которая состояла из двух ПУ, двух ТЗМ и одной командно-штабной машины. Такая батарея была способна поражать особо важные объекты противника одиночными и групповыми ракетными ударами. Комплекс очень хорошо зарекомендовал себя в процессе войсковой эксплуатации и вскоре были разработаны экспортные модификации основных средств «Точка» для поставок в армии стран Варшавского Договора и вооруженные силы государств Ближнего Востока. Многие разработчики комплекса были удостоены правительственных наград и высоких званий, а главный конструктор Брянского автозавода И.Л. Юрин получил Государственную премию. В процессе производства и эксплуатации ракетного комплекса «Точка» он постоянно совершенствовался. В 1986-1989 гг. был разработан модернизированный комплекс «Точ-ка-У» 9К79-1 с самоходной пусковой установкой 9П129М-1 (фото 12, 13, 14) и транспорт-но-заряжающей машиной 9Т218-1. Обновленный вариант комплекса позволил значительно увеличить дальность и точность стрельбы, повысить эксплуатационные характеристики и показатели надёжности машин комплекса путем применения современных вычислительных средств и новой аппаратуры с использованием перспективной элементной базы. Работы по модернизации «Точки» проводились под руководством В.А. Шурыгина и выполнялись ведущими конструкторами Ю.Н. Бо-ченковым, П.А. Грониным, В.Е. Алабушевым, К.И. Маштаковым и др. Комплекс «Точка-У» мог вести высокоточную стрельбу на дальность от 20 до 120 км, имея осколочно-фугасный, кассетный или ядерный заряд (вес обычной боевой части 480 кг). Вполне естественно, что наряду с совершенствованием боевых средств ракетного комплекса модернизировались и базовые колёсные шасси БАЗ-5921 и БАЗ-5922 -увеличивались допустимые пробеги между проведением регламентных работ, повышалась наработка машин на отказ, улучшалось удобство обслуживания и снижалась его трудоёмкость. Поскольку совершенствованию за период серийного выпуска подверглись почти все сборочные единицы, обратим внимание лишь на внешние изменения. Так, в конце 1970-х гг. колёсные шасси получили новые световые приборы с передними двухсекционными и задними трёх-секционными фонарями в герметичном исполнении, боковые повторители указателей поворота и отдельный фонарь освещения номерного знака ФП-134Б. Ведя речь о внешних световых приборах стоит упомянуть также о наличии в электрооборудовании машин танковых габаритных светильников типа ГСТ-64 со светофильтрами зелёного цвета в передних фонарях и красными светофильтрами у фонарей, размещённых в задней части машин. Для ориентации и маневрирования в ночное время в незатемненном режиме использовалась мощная лампа-искатель СПЛ-2М, подключаемая к розетке на щитке приборов, а с конца 1980-х гг. шасси начали комплектовать противотуманными фарами ФГ-152 с бесцветным прямоугольным рассеивателем. Одновременно с шасси семейства БАЗ-5937 ЗРК «Оса» на машинах БАЗ-5921 (БАЗ-5922) стали устанавливать новые широкопрофильные шины модели ИД-П284 с увеличенным гарантийным пробегом и изменённым протектором. За время производства неоднократно менялись элементы корпуса шасси с расположенными в них заглушками и технологическими лючками системы предпускового подогревателя двигателя (в нижней передней части левого короба эжектора); системы отопления и вентиляции (на правом борту машины над нишей правого переднего колеса); люки обслуживания агрегатов в днище машин и т.д. (количество и расположение многочисленных поручней, противоскользителей, элементов крепления изделий ЗИП). В виду того, что трёхосные колёсные плавающие шасси с маркой БАЗ обладали многими отличительными особенностями от других типов военной автомобильной техники как по оригинальным техническим решениям в устройстве материальной части, так и правилам их эксплуатации, Главным автобронетанковым управлением МО СССР были разработаны учебные программы подготовки автомобильных специалистов для эксплуатации данного класса машин в системе Вооруженных Сил. Все четыре высших военных автомобильных училища бывшего СССР в гг. Рязани, Челябинске, Уссурийске и Самарканде осуществлявшие подготовку офицеров-автомобилистов, знакомили курсантов с особенностями устройства колёсных шасси БАЗ-5937 (БАЗ-5939) и БАЗ-5921 (БАЗ-5922) и давали необходимые практические навыки по вождению, техническому обслуживанию и войсковому ремонту этих машин. Подготовка механиков-водителей колёсных плавающих шасси проводилась в 37-й учебной автомобильной бригаде в/ч 20115 расположенной в г. Острогожске Воронежской области. В соответствии со специально разработанными программами солдаты проходили полный курс теоретической и практической подготовки, по окончании которого получали соответствующее удостоверение и допускались к самостоятельному управлению сложных армейских машин. Учебный центр располагал необходимой учебно-материальной базой, включая хорошо оснащённые учебные классы, лаборатории, современные тренажеры, парк учебных машин, большой автодром и высококвалифицированным личным составом преподавателей и инструкторов. Существовали также и учебные центры, где готовили иностранных специалистов для эксплуатации колёсных шасси поставленных на экспорт в армии этих стран. Кстати, немалую помощь в подготовке кадров всегда оказывали представители завода-изготовителя. Они же знакомили слушателей с конструктивными изменениями, вводимыми в узлы и агрегаты изучаемых машин. Советские (а в последствии и российские) ракетные комплексы всегда пользовались повышенным интересом за рубежом, так как отечественные тактические ракеты выгодно отличались от иностранных аналогов высокой точностью стрельбы, достигаемой за счёт управления полётом ракеты на всей траектории движения к цели. В 1992 г. экспортный вариант ракетного комплекса «Точка-У» демонстрировался на международной выставке вооружений ГОЕХ-92 в Абу-Даби с проведением ракетных стрельб. По причине ограниченных размеров испытательного полигона пуски ракет производились не на максимальную дальность 120 км, а на промежуточную, на которую позволяли условия полигона -56 км. В результате отклонение точки падения головных частей от мишеней не превысили 10 м. В Российской армии высокоточные ракетные комплексы «Точка» и его модернизированный вариант «Точка-У» и в наше время остаются основными тактическими ракетными комплексами сухопутных войск. Однако по причине сокращения расходов на вооружение объёмы производства с конца 1980-х гг. начали резко падать и потребность в трёхосных плавающих шасси БАЗ-5921, БАЗ-5922 уменьшалась с каждым месяцем. На площадке готовой продукции Брянского автозавода стали скапливаться десятки невостребованных уникальных колёсных вездеходов. Завод активно пытался рекламировать их для реализации в народное хозяйство, а так же продажи на экспорт в качестве машин аварийных служб. В сравнении с шасси ЗРК «Оса» с задним расположением силового агрегата, машины ЗРК «Точка» имели более привлекательные грузоподъёмные и монтажные характеристики и выглядели более привлекательно для гражданского потребителя. Машинами заинтересовались геофизики, геологи, нефтяники, газовики, строители, энергетики, все те, чья деятельность связана с работой по доставке грузов в условиях бездорожья с частым преодолением небольших водных преград на плаву. Поначалу казалось, что перспективы их использования в гражданских организациях вполне реальны, но общий экономический спад в стране не способствовал распространению шасси военного назначения среди новых хозяев. Определенную роль не в пользу завода-изготовителя сыграло и то обстоятельство, что многие разоружённые боевые машины практически с нулевым пробегом реализовывались с армейских баз хранения по бросовым ценам, а покупатели руководствовались принципом «на сколько хватит ресурса, а дальше видно будет». Так некоторое количество колёсных шасси оказалось в труднопроходимых районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, где после нескольких лет варварской эксплуатации их просто бросили. Один из БАЗ-5921 в составе ракетного комплекса был увековечен в художественном фильме «Ширли-Мырли», где он сыграл роль решающего фактора в комедийных бандитских разборках. Сложные по устройству машины узкоспециального назначения не могли с тем же успехом эксплуатироваться на «гражданке», хотя в армии в составе «Точки» и «Точки-У» во взаимодействии с другими видами оружия были способны эффективно решать многие боевые задачи. Сегодня плавающие БАЗы можно увидеть во многих российских музеях, в том числе и в экспозиции знаменитого Санкт-Петербургского музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.