Автобус КаВЗ 685: описание, технические характеристики и отзывы

Автобусы малого класса КаВЗ 685 изготавливались на Курганском заводе с 1971 по 1991 год. Это машин общего назначения. Транспорт разрабатывался с возможностью эксплуатации в деревнях, где отсутствует асфальт и были преимущественно грунтовые дороги. Автобус отличался высоким уровнем проходимости, а также большим запасам прочности деталей ходовой части.

Стоит познакомиться поближе с этим детищем советской инженерной мысли. Старые автомобили и автобусы зачастую имеют очень интересную историю. Хотя сейчас их уже практически не используют.

История создания

Модель КаВЗ-685 разрабатывалась вместе с открытием завода. Это случилось в 1958 году. Вначале на Курганском заводе изготовили 651 модель. Разработка началась еще в 1940-х годах. Автобус создавался на платформе и основных агрегатах ГАЗ 51. В 60-х на Горьковском заводе приступили к созданию нового ГАЗ 53А. На Курганском также решили использовать эту платформу.


Первые опытные КаВЗ 685 появились в конце 1960-х. Образцы имели другой дизайн и немного отличались от базового ГАЗ 53А. Технические дизайнеры Курганского завода использовали другую решетку радиатора. Оптика была представлена в виде системы из четырех фар. Позже специалисты отказались от такой конструкции и в серийное производство допустили модель с традиционной для ГАЗ передней частью.

Для запуска автобусов в серию Курганский завод был полностью реконструирован. Пришлось значительно расширить производственные площадки. Процесс реконструкции успешно завершился, и уже в 1971 году первые модели стали сходить с конвейеров предприятия. Серийный автобус имел стандартный капот, но можно было заметить отличия от базовой серии в конструкции лобового стекла.


Полноценное производство удалось запустить только в 1973-м. А годом позже на Курганском заводе было изготовлено более 100 тыс. этих автобусов. Несколько раз был изменен дизайн, а также технические характеристики КаВЗ 685.

КАвЗ-3271 — Автобусы Киева

Автобус «КАвЗ» построен на Курганском автобусном заводе на базе автомобиля «ГАЗ-53» и очень напоминает первые послевоенные автобусы.
Такое странное название модели — «КАвЗ» — объясняется просто: «[К]урганский [Ав]тобусный [З]авод». Буква «в» задействована в названии модели из-за того, что сокращение КАЗ было занято Кутаисским Автомобильным Заводом (выпускавшим известные седельные тягачи «Колхида»). А для Курганского завода на стадии опытных образцов использовали сокращение КуАЗ, но в итоге остановились на нынешнем.

Всего за свою историю Курганский автобусный завод выпускал такие модели: «КАвЗ-651» — древний автобус с маленькими подъемными окнами (как в старых трамваях) и передней частью кузова от «ГАЗ-51А» (с выступающими крыльями). В 1970-х годах началось производство «КАвЗ-685». отличался он несколько видоизмененным кузовом (окна уже сдвижные) и, самое главное, передком от грузовика «ГАЗ-53». Большая часть существующих машин — именно «КАвЗ-685».

С 1987 начала выпускаться модель «КаВЗ-3270» — немного усовершенствованный вариант «КАвЗ-685». Внешнее отличить модели «3270» от «685» можно по лобовому стеклу: дворники у «3270» переместились в верхнюю часть лобового стекла. В 1992 году начался выпуск модели «КАвЗ-3976», главным отличием которой является наличие современного передка, как у грузовика «ГАЗ-3307».

С 1989 года Горьковский автозавод приступил к серийному выпуску грузовика ГАЗ-3307, призванного заменить устаревшую модель ГАЗ-53. Одновременно в Кургане начали готовится к производству новой модели капотного автобуса на новом шасси. Переходной моделью стал КАвЗ-3271, который выпускался в 1991-1993 годах. Этот автобус был по-прежнему создан на шасси ГАЗ-53-12, но получил новую рулевую колонку и приборную панель, которые в дальнейшем были применены на новой модели КАвЗ-3976. Серийный выпуск последней начался в 1992 году, но, тем не менее, сборка КАвЗ-3271 продолжалась параллельно до начала 1993 года.

В Киеве такие машины не использовались до 2001 года, когда появилось несколько экземпляров специально для работы на 93-м маршруте, на котором в последнее время большие «Икарус-260» и «ЛАЗ-52523» перевозили очень мало пассажиров. Эти машины были переданы с автомехбазы «Киевэлектротранса», где до этого работали в качестве служебных.

В салоне — 21 сидячее место и 9 стоячих. Дверь в салон открывается вручную водителем, как и 30 лет назад. Дизайн автобуса оставляет желать лучшего, поскольку он был спроектирован ещё в 60-е годы.

2 автобуса этой модели можно было встретить на 93-м маршруте примерно в 2002-2003 годах. Позже автобусы работали на маршрутах №№ 67, 118, поражая публику своим внешним видом.

Проработали машины примерно до 2007, когда и ушли в небытие.

© Kievbus, 2003-2012. Последнее обновление — 05.05.2003/07/01/2012

3605 160-14 КА
Автобус «КАвЗ-3270» 93-го маршрута возле диспетчерской «Петровка». Марушрут проходит транзитом через Петровку, но в начале и в конце рабочего дня необходимо сделать отметку в диспетчерской.
3605 160-14 КА
Вид сбоку. Немного дико смотрится такой «сельский» автобус в Киеве.
3605 160-14 КА
Хорошо заметно, что сзади в салоне автобуса кресла расположены не влотную к задней стенке.
3605 160-14 КА
Автобус следует по 93-му маршруту на проспекте Красных Казаков. На заднем плане — «Икарус-250» зелёного цвета. Через год маршрут прикроют…
3606 160-15 КА
Второй автобус КАвЗ-3271.
3606 160-15 КА
Салон машины. Вид от передней двери назад.
3606 160-15 КА
Салон. Маловато сидений как для городского автобуса, да и маленькое расстояние между сиденьями — всё это делает удобной машину для местного сообщения в сельской местности.
3606 160-15 КА
Салон. Вид с задних сидений. Слева одно из сидений развёрнуто в сторону, обратную движения. На фото также виден поручень, единственный на весь салон.

www.kievbus.info

Особенности

Модель создавалась для замены устаревшей на тот момент 651 модели. Но конструктивно изменений практически не было. Эта была машина с компактной компоновкой и небольшой вместимостью салона. При этом автобус был очень легким в обслуживании и создавался для передвижения преимущественно по грунтовым дорогам.

Хоть платформы на старой и новой машине имели не слишком много отличий, КаВЗ 685 существенно отличался от предшественника. Увеличились габаритные размеры, внешний вид стал более современным.


Салон КаВЗ 685 был рассчитан на 28 человек, а сама машина обладала отличными техническими возможностями, тяговыми характеристиками и динамикой. Естественно, сравнить возможности с современными автобусами нельзя. Но на то время они полностью соответствовали всем требованиям. Некоторые версии ценятся и сейчас. Так, на КаВЗ 685, 1974 года выпуска, цена составляет в от 200 тыс. рублей и выше, в зависимости от состояния. Можно найти и более дешевые варианты (до 50 тыс. рублей). Некоторые экземпляры еще остались на заброшенных базах и предприятиях.

Основные сведения, характеристики

Производитель/изготовитель, где выпускается/производится техника. Курганский автобусный завод имени 60-летия Союза ССР (КАвЗ), в настоящее время входит в структуру Группы ГАЗ.

Назначение. Относятся к автобусам общего назначения. Рассчитан транспорт был на эксплуатацию в сельской местности с преобладанием грунтовых дорог, поэтому имел высокий уровень проходимости и большой запас прочности элементов ходовой части.

Класс. Средний.

Тип кузова. Капотная компоновка. Наличие капота существенно упрощало доступ ко всем узлам и системам двигателя, что позволяло легко проводить сервисное обслуживание и ремонт. Починка КАвЗ-685 не доставляла много хлопот.

Силовой агрегат

На первых образцах устанавливался бензиновый восьмицилиндровый карбюраторный ЗМЗ 53А. Агрегат способен развивать мощность до 120 лошадиных сил. При этом обороты коленчатого вала составляли до 3600 об/мин. На тот момент мотор показывал неплохой крутящий момент – 245 Н/м. Такой выдавали лишь грузовики среднего класса в то время. Объем мотора – 4,25 литра. Да, при таком объеме мощности недостаточно. Но стоит помнить, что это дефорсированный двигатель с пониженной степенью сжатия (то же самое касается моторов ГАЗ 53 и 3307). Поэтому он подходит для работы на бензине с маркировкой 72.


Расход топлива – 24 л на 100 км. В зимнее время эта цифра увеличивалась до 27. Объем топливного бака составлял 105 л, а максимальная скорость с таким агрегатом не превышала 90 км/ч. Крейсерская скорость – 60. В таком режиме автобус имел наилучшую топливную экономичность не в ущерб комфорту водителя и пассажиров, как говорят отзывы.

Трансмиссия

Здесь ничего необычного. Вся трансмиссия полностью аналогична ГАЗовской. Инженеры не смогли создать что-нибудь уникальное. Да и это было не нужно. В СССР стремились к максимальной унификации.

Машина комплектовалась сухим сцеплением и четырехступенчатой механической КПП. Существует информация, что механизм представлял собой доработанную и модифицированную модель КПП от ГАЗ 5312. Суть доработок заключалась в добавлении синхронизаторов для третьей, а также для четвертой передачи. Остальные включались с характерным хрустом и перегазовкой. Это доставляло дискомфорт при эксплуатации.

Что касается сцепления, то оно было однодискового типа, сухое. Хотя ресурс диска выше, чем у ГАЗонов: около 30 тыс. км. Механизм сцепления — пружинного типа, периферийный с гидравлическим приводом. В этом случае имеется главный и рабочий цилиндр.

Характеристики шасси

Марка. ГАЗ-53А.

Ведущий мост.

Колесная формула. 4х2.

Колесная база, мм. 3700.

Клиренс/дорожный просвет, мм. 270.

Тип сцепления. Усиленное однодисковое сцепление.

Шины. 8,25 R 20 с универсальным рисунком протектора.

Антиблокировочная система тормозов (ABS). Нет.

Салон

Модель КаВЗ 685 была рассчитана на 28 человек. При этом 21 пассажир размещался на дермантиновых креслах без подголовников и с плоской спинкой. Для входа в автобус имелась единственная боковая дверь. На случай экстренной ситуации предусмотрен аварийный выход. Он находился сзади.

Интерьер салона весьма аскетичен. Что касается комфорта, можно выделить лишь очень эффективный отопитель. Печка даже в сильный мороз хорошо прогревала салон автобуса. Вентиляция осуществлялась естественным путем. Имеются боковые окна, а также люки на крыше.

Для комфорта пассажиров сидения были достаточно мягкими. Следует выделить материал отделки кресел. Ткань отличалась высокой износостойкостью и с легкостью эксплуатировалась несколько лет.


Водитель не был отделен от пассажиров, как сейчас. Тогда советскими нормами безопасности не предусматривались какие-либо перегородки. Для входа на рабочее место для водителя имелась отдельная дверь. Кстати, кресло в этой модели немного смещено к центру кабины.

Базовые характеристики

Габариты кузова, мм. Длина/Ширина/Высота – 6500/2550/3030.

Количество и габариты дверей. Три (одна дверь для водителя, одна для пассажиров и одна запасная, сзади)

Общее количество мест, в том числе посадочных. 28, в том числе 21 посадочное.

Тип сидений. Для удобства пассажиров были установлены мягкие сидения, отделанные плотной тканью, которая имела высокую стойкость к износу и способна была прослужить несколько сезонов перед заменой. Сиденья с небольшими поручнями оригинальной конструкции.

Сервис и обслуживание

Несмотря на простое устройство, машина нуждалась в регулярных ремонтах и обслуживаниях. В частности, в этом нуждалось контактное зажигание, а также коробка. Но есть и положительные моменты. За счет унификации можно было легко достать любые запчасти и агрегаты. Все детали для автобуса подходили от ГАЗона.

Инструкция по эксплуатации автобуса КаВЗ 685 значительно проще, чем инструкции к современным аналогам. Масло и фильтр меняется каждые 10 тыс. км, шкворни шприцуются раз в год, а вот вода в СОД — ежедневно.

Технические характеристики

Автобус КАвЗ-685. Фото Википедия

Тип топлива. Бензин.

Емкость топливного бака. 105.

Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 4080/6428.

Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. 1700/4728.

Минимальный радиус разворота, м. По наружнему переднему колесу / по переднему буферу – 8 / 9.

Угол въезда передний / угол съезда задний, градусов. 41 / 18.

Рулевой механизм. Глобоидальный червяк с трёхгребневым роликом, не имел гидравлического усилителя, зато рулевое колесо было большого диаметра, что несколько упрощало управление автобусом.

Тормозная система. Двухконтурная система. Тормозной механизм был барабанным на каждом из четырех колес. Для включения системы использовался гидравлический привод с системой вакуумного усиления. В плане обслуживания, механизмы неприхотливы. С 1975 года тормозная система получила двухконтурный гидравлический привод с двумя гидровакуумными усилителями и аварийным сигнализатором тормозов.

Модификации

На базе автобуса было создано множество различных модификаций.


Их использовали в северных частях страны. Для этих районов создана модель 685С. Машина отличалась теплой отделкой салона, двойными стеклопакетами. Была установлена системы подогрева двигателя. Также создавались модели для работы в горных местностях. Был выпущен грузовой КаВЗ 685.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]