Трансмиссия трактора МТЗ 82 с полным приводом ходовой части, отличается в своём составе редуктором, обеспечивающим дополнительное распределение крутящего момента для привода переднего моста. Узел присоединён своим корпусом к правому люку картера КПП трактора и именуется раздаточной коробкой. Механизм может подавать мощность на ПВМ в автоматическом и принудительном режимах с возможностью полного отключения привода переднего моста.
Привод переднего моста МТЗ 82
Устройство раздатки
Узел выполнен в отдельном чугунном корпусе в виде одноступенчатого редуктора с цилиндрическими шестернями и обгонной муфтой. Привод механизм получает от вторичного вала коробки передач через промежуточную шестерню, установленную на оси в перегородке КПП. Смазка механизма осуществляется разбрызгиванием масла с общей ёмкости трансмиссии трактора.
раздатка МТЗ 82 в сборе
В состав механизма входит:
- вал, вращающийся на двух шарикоподшипниках
- обгонная роликовая муфта свободного хода одностороннего действия, состоящая из наружной и внутренней обойм
- зубчатая муфта со скользящим блоком для выбора режима работы ПВМ
- механизм управления, позволяющий отключать — включать и блокировать муфту свободного хода
Обгонная муфта
Наружная обойма 5, являясь ведущей частью муфты, своим внешним зубчатым венцом постоянно находится в зацеплении с промежуточной шестернёй 12 в КПП и получает вращение на всех передачах. Обойма опирается на два подшипника 7 установленных на наружном диаметре ведомой части 6 муфты, которая, в свою очередь, вращается независимо на валу 8 раздаточной коробки, опираясь на латунную втулку. Таким образом, обе обоймы в разблокированном состоянии вращаются независимо друг от друга. В восьми профильных пазах 10 ведущей части муфты находятся блокирующие ролики со штифтами 9 и пружинами 11, которые заперты пробками. Для соединения с зубчатым блоком 2 при переключении режимов работы ПВМ ведущая и ведомая части муфты имеют внутренние зубчатые венцы.
схема устройства раздаточной коробки
Для справки! Номера подшипников раздатки МТЗ 82:
- на валу со стороны фланцевого хвостовика установлен шарикоподшипник 306К5
- на валу обратной стороны узла — шарикоподшипник 305А
- пара одинаковых шариковых подшипников между ведомой и ведущей частями обгонного механизма – 115К5
- пара роликовых конических подшипников 7306А на оси вращения промежуточной шестерни привода раздатки в КПП
обгонный механизм в сборе
Муфта переключения режимов
Зубчатая муфта представляет собой единый скользящий по шлицам вала зубчатый блок с одноимёнными наружными зубчатыми венцами для взаимодействия с ведомой и ведущей обоймами обгонной муфты. Выбором положения блока определяется режим работы переднего моста. Механизм управления представляет собой систему тяг от рычага управления связанных с осью в корпусе узла, которая передвигает вилку, взаимодействующую через кольцевую выточку в зубчатом блоке.
Зубчатый блок раздатки
Для справки! Раздаточная коробка МТЗ 52 отличается от узла трактора МТЗ 82 отсутствием режима отключения муфты свободного хода. Раздатку МТЗ 82 можно устанавливать на 52-й – наоборот, не рекомендуется.
Оставить заявку в произвольной форме
Карданный привод трактора Беларус МТЗ-82.1, 82.2
предназначен для передачи крутящего момента от раздаточной коробки к переднему ведущему мосту.
Карданный привод состоит из двух одинаковых по конструкции и длине карданных валов (промежуточного и переднего) и промежуточной опоры.
Карданный вал состоит
из трубы
12
и двух шарниров с крестовинами
17
на игольчатых подшипниках
13.
Обоймы игольчатых подшипников фиксируются стопорными кольцами
15,
цапфы крестовин снабжены торцовыми уплотнениями
16
и самоподжимными манжетами
14.
Фланцами 18
карданы крепятся к фланцам раздатки, промежуточной опоры
1, 10
и главной пары переднего ведущего моста.
Карданный вал в сборе отбалансирован динамически. Промежуточная опора состоит из регулируемой многодисковой предохранительной фрикционной муфты и подшипникового узла, размещенных в корпусе 7,
который устанавливается на штифтах и крепится болтами к корпусу муфты сцепления снизу.
Крутящий момент от промежуточного кардана передается на фланец 10,
который шлицами соединен с валом
24.
Нажимные диски
20
и ведущие диски
21
установлены на валу
24
и через ведомые диски
22
передают вращение на втулку
5.
Фланец 1,
соединенный шлицами с втулкой
5,
передает крутящий момент через передний карданный вал к переднему ведущему мосту. Сжатие ведущих
21
и ведомых
22
дисков осуществляется через нажимные диски
20
усилием тарельчатых пружин
8.
Муфта регулируется на передачу определенной величины крутящего момента гайкой
11.Карданный привод переднего ведущего моста Беларус МТЗ-82-1, 82-2 с промежуточной опорой
1
– фланец;
2
– кольцо уплотнительное;
3
— корпус манжеты;
4
– манжета;
5
– втулка;
6
— подшипник;
7
– корпус промежуточной опоры;
8
– тарельчатые пружины;
9
– шайба;
10
– фланец;
11
– гайка;
12
– труба карданного вала;
13
– игольчатый подшипник;
14
– манжета;
15
– стопорное кольцо;
16
– торцовое уплотнение;
17
– крестовина;
18
– фланец карданного вала;
19
— прокладка;
20
– нажимной диск;
21
– ведущий диск;
22
– ведомый диск;
23
– втулка,
24
– вал
Компенсация перемещения переднего карданного вала при качании переднего ведущего моста обеспечивается осевым перемещением фланца 1
во втулке
5.
Для предотвращения наматывания на карданные валы соломистых культур при выполнении уборочных работ предусмотрено ограждение.
Раздаточная коробка переднего ведущего моста ПВМ Беларус МТЗ-82.1, 82.2
1
— пружина;
2
— штифт;
3
– шестерня КПП;
4
– ролик;
5
– вал;
6
— подшипник;
7
– втулка;
8
– подшипник;
9
– шестерня;
10
– ось;
11
– шестерня промежуточная;
12
– гайка;
13
– зубчатая муфта;
14
– фланец;
15
– валик с рычагом;
16
– корпус
Раздатка Беларус МТЗ-82.1, 82.2 предназначена для передачи крутящего момента от коробки передач к карданному приводу ПВМ.
Раздаточная коробка устанавливается на два штифта и крепится болтами к корпусу КПП с правой стороны по ходу трактора.
Синхронный привод к раздатке осуществляется от шестерни 3
коробки передач через промежуточную шестерню
11,
смонтированную на двух конических роликовых подшипниках на оси
10
в расточке корпуса коробки передач. Подшипники регулируются гайкой
12.
Раздаточная коробка Беларус МТЗ-82-1, 82-2 представляет собой одноступенчатый шестеренный редуктор с роликовой муфтой свободного хода и состоит из следующих основных узлов и деталей.
Вал 5 смонтирован в корпусе раздатки 16
на шариковых подшипниках. На валу
5
смонтированы: втулка
7
с внутренним зубчатым венцом на игольчатых подшипниках
6,
являющаяся внутренней обоймой муфты свободного хода, подвижная зубчатая муфта
13
и фланец
14
для соединения с фланцем промежуточного карданного вала.
Шестерня 9
раздаточной коробки, выполненная как одно целое с наружной обоймой муфты свободного хода и внутренним зубчатым венцом для принудительной блокировки, входит в зацепление с промежуточной шестерней
11.
Шестерня
9
проворачивается относительно внутренней обоймы муфты свободного хода на двух шариковых подшипниках
8.
В профилированных пазах шестерни 9,
образующих наружную обойму муфты свободного хода, расположено восемь заклинивающих роликов
4.
В рабочее положение для заклинивания каждый ролик устанавливается двумя штифтами
2
под действием спиральных пружин
1.
Управление раздаточной коробкой на тракторах Беларус МТЗ-82.1, 82.2 с унифицированной кабиной
Управление зубчатой муфтой 13
осуществляется тягой
4
через рычаги
1
и
7.
Направляющая
8
с шариком фиксатора
6
и пружиной
9
устанавливается на тягу
4,
имеющую три паза, а палец направляющей
8
устанавливается во втулку кронштейна
5,
крепящегося к крышке коробки передач.
Рычаг 7 управления приводом ПВМ имеет три фиксированных положения:
— «выключен» — крайнее нижнее (переднее) положение. Отключение муфты свободного хода осуществляется при выводе муфты 13
из зацепления с зубчатым венцом внутренней обоймы
7.
Шарик фиксатора при этом находится в верхнем пазу тяги
4.
Режим «ПВМ выключен» используйте на транспортных работах при движении по дорогам с твердым покрытием;
— «включается и выключается автоматически» — среднее положение. В этом режиме происходит автоматическое включение и выключение ПВМ с помощью муфты свободного хода в зависимости от буксования задних колес. Обеспечивается при соединении зубчатого венца внутренней обоймы 7
с зубчатым венцом муфты
13.
Шарик фиксатора при этом находится в среднем пазу тяги
4.
При движении трактора вперед без буксования внутренняя обойма муфты свободного хода, жестко связанная с передними колесами, имеет частоту вращения большую, чем наружная обойма. Заклинивания роликов при этом не происходит, крутящий момент на ПВМ не передается. При буксовании задних колес более установленного значения частота вращения внутренней обоймы снижается до тех пор, пока не сравняется с частотой вращения наружной обоймы. Ролики муфты при этом заклиниваются и соединяют в одно целое обе обоймы, обеспечивая передачу крутящего момента на ПВМ. Используйте этот режим при выполнении различных полевых работ.
— «включен принудительно» — крайнее верхнее (заднее) положение. Принудительное включение осуществляется зубчатой муфтой 13,
которая, перемещаясь по шлицам вала, входит в зацепление с внутренними зубьями шестерни
9
и, соединяя ее непосредственно с валом
5,
блокирует муфту свободного хода. Фиксирующий шарик
6
при принудительном включении находится в нижнем пазу тяги
4.
Используйте этот режим только в случаях постоянного буксования задних колес и при движении задним ходом, когда требуется подключение переднего ведущего моста.
Управление раздаткой привода ПВМ на тракторах Беларус МТЗ-82-1, 82-2 с унифицированной кабиной
1
— палец;
2
— вилка;
3
— контргайка;
4
— тяга;
5
— кронштейн;
6
– шарик фиксатора;
7
— рычаг;
8
– направляющая;
9
– пружина;
10
– раздаточная коробка;
11
— рычаг.
Управление раздаткой на тракторе Беларус МТЗ-82.1, 82.2 с тент-каркасом на базе малой кабины
Управление зубчатой муфтой осуществляется тягой через рукоятку 7
и рычаг
9.
Стойка
6,
крепиться к полу и имеет три паза, а на тяге
4
имеется упор
5,
с помощью которого тяга фиксируется в пазу стойки
6.
Рукоятка 7 управления приводом ПВМ Беларус МТЗ-82-1, 82-2 имеет три фиксированных положения:
— «выключен» — крайнее нижнее положение. Отключение муфты свободного хода осуществляется при выводе муфты из зацепления с зубчатым венцом внутренней обоймы 7.
Упор тяги
4
при этом находится в нижнем пазу стойки
6.
Режим «ПВМ выключен» используйте на транспортных работах при движении по дорогам с твердым покрытием;
— «включается и выключается автоматически» — среднее положение. В этом режиме происходит автоматическое включение и выключение ПВМ с помощью муфты свободного хода в зависимости от буксования задних колес. Обеспечивается при соединении зубчатого венца внутренней обоймы с зубчатым венцом муфты 13.
Упор тяги
4
при этом находится в среднем пазу стойки
6.
При движении трактора вперед без буксования внутренняя обойма муфты свободного хода, жестко связанная с передними колесами, имеет частоту вращения большую, чем наружная обойма. Заклинивания роликов при этом не происходит, крутящий момент на мост не передается. При буксовании задних колес более установленного значения частота вращения внутренней обоймы снижается до тех пор, пока не сравняется с частотой вращения наружной обоймы. Ролики муфты при этом заклиниваются и соединяют в одно целое обе обоймы, обеспечивая передачу крутящего момента на ПВМ. Используйте этот режим при выполнении различных полевых работ.
— «включен принудительно» — крайнее верхнее положение. Принудительное включение осуществляется зубчатой муфтой 13,
которая, перемещаясь по шлицам вала, входит в зацепление с внутренними зубьями шестерни
9
и, соединяя ее непосредственно с валом
5,
блокирует муфту свободного хода. Упор тяги
4
при принудительном включении находится в верхнем пазу стойки
6.
Используйте этот режим только в случаях постоянного буксования задних колес и при движении задним ходом, когда требуется подключение ПВМ.
Управление раздаточной коробкой привода ПВМ на базе малой кабины
1
– палец;
2
– вилка;
3
– контргайка;
4
– тяга;
5
– упор;
6
– стойка;
7
– рукоятка;
8
– раздаточная коробка;
9
– рычаг.
Регулировка тяги управления раздаточной коробкой привода ПВМ Беларус МТЗ-82.1, 82.2:
— установите рычаг 7
в положение «ПВМ включен принудительно» (верхнее фиксированное положение, шарик фиксатора
6
в нижней лунке «А» тяги
4
).
— отвинтите контргайку 3
на 2-3 оборота, расшплинтуйте и выньте палец
1.
— поверните рычаг 11
по часовой стрелке до полного включения раздаточной коробки
10,
т.е. зубчатая муфта находится в зацеплении с наружной и внутренней обоймами муфты свободного хода.
— вращая вилку 2,
отрегулируйте длину тяги
4
так, чтобы палец свободно входил в отверстия вилки и рычага
11,
повернутого по часовой стрелке до упора.
— затяните контргайку, установите и зашплинтуйте палец.
Регулировка тяги управления раздаткой привода переднего ведущего моста на тракторах Беларус МТЗ-82-1, 82-2 с тент-каркасом на базе малой кабины:
— установите рукоятку 7
в положение «ПВМ включен принудительно» (верхнее фиксированное положение, упор
5
тяги
4
в верхнем пазу «А» стойки
6
).
— отвинтите контргайку 3
на 2-3 оборота, расшплинтуйте и выньте палец
1.
— поверните рычаг 9
по часовой стрелке до полного включения раздаточной коробки
8,
т.е. зубчатая муфта находится в зацеплении с наружной и внутренней обоймами муфты свободного хода.
— вращая вилку 2,
отрегулируйте длину тяги
4
так, чтобы палец свободно входил в отверстия вилки
2
и рычага
9,
повернутого по часовой стрелке до упора.
— затяните контргайку 3,
установите и зашплинтуйте палец
1.
Регулировка карданного привода ПВМ
В карданном приводе Беларус МТЗ-82.1, 82.2 производите регулировку предохранительной муфты в промежуточной опоре и проверяйте боковой люфт в подшипниках карданного вала.
Предохранительную муфту регулируйте на передачу крутящего момента от 400 до 800 Нм. Регулировку муфты производите затяжкой гайки заднего хвостовика вала промежуточной опоры до обеспечения передачи требуемого крутящего момента.
Периодически проверяйте боковой люфт в подшипниках крестовин кардана. При наличии люфта разберите шарнир и проверьте состояние подшипников и крестовин, изношенные детали замените. При сборке обоймы сальников запрессовывайте их до упора в подшипник.
Карданный вал динамически отбалансирован. При замене в процессе эксплуатации деталей (трубы с вилками шарнира и фланца) обратитесь к специалистам.
Не проворачивайте карданные валы монтировками, ключами и другими приспособлениями во избежание повреждения уплотнений и выхода из строя подшипников крестовин.
Режимы работы
На постоянной основе в условиях грунтовых дорог сельской местности пользуются автоматическим режимом работы включения переднего моста. Для уменьшения износа деталей узла в условиях полевых работ в составе землеобрабатывающих агрегатов — на пахоте, культивации целесообразно пользоваться принудительным режимом работы ПВМ. В условиях постоянного движения по дорогам с твёрдым сухим покрытием рекомендуется отключить привод переднего моста.
Орган управления передним мостом
Рычаг управления находится по правую сторону места водителя и соединён с тягой, проходящей через полик кабины. Рукоятка управления имеет три положения:
- среднее — включён автоматический режим
- нижнее — передний мост выключен
- верхнее — ПВМ включён в принудительном режиме
В поздних версиях трактора управление осуществляется рычагом, в старых изменением положением рукоятки.
Управление приводом ПВМ нового образца
Механизм включения ПВМ старого образца
Автоматическое включение
В автоматическом режиме раздатка передаёт вращение только при возникновении пробуксовки задних ведущих колёс. При этом выбором положения рычага управления, скользящий по шлицам вала блок входит в зацепление своим меньшим зубчатым венцом только с ведомой обоймой обгонной муфты. Это обеспечивает независимое вращение обеих частей обгонной муфты в разблокированном положении. Включение передачи мощности происходит за счёт заклинивания роликов в пазах и соединении обеих обойм при замедлении скорости вращения ведомой обоймы механизма относительно скорости постоянно вращающейся ведущей части муфты раздаточной коробки.
Режимы работы узла
Передаточные числа механизма рассчитаны так, что ведомая обойма роликовой муфты, получая вращение от пассивного перекатывания передних колёс трактора, вращается на 6% быстрее, чем ведущая обойма механизма. Таким образом, при стандартном движении трактора срабатывание муфты не происходит и крутящий момент на передний мост от КПП не передаётся. При естественном замедлении движения передних колёс в результате буксования задних ведущих колёс, передаваемая на ведомую обойму обгонного механизма скорость вращения снижается, а скорость ведущей шестерни остаётся неизменной. В момент уравнивания скоростей вращения обеих частей механизма ролики заходят в клиновые пазы, заставляя вращаться детали как одно целое. С моментом срабатывания мощность передаётся на колёса переднего моста трактора до прекращения буксования задних колёс. Когда скорость вращения ведомой обоймы вырастит за счёт обратного получения вращения от передних колёс — ролики выйдут из пазов и муфта автоматически рассоединится.
Принудительный режим
Включается введением зацепление зубчатого скользящего блока с обеими, внутренними зубчатыми венцами наружной ведущей и внутренней ведомой обойм обгонной муфты. Соединением трёх частей механизма образуется единый жёсткий блок, который принимает вращение от промежуточной шестерни в КПП с последующей передачей через фланцевый хвостовик вала раздатки на карданный привод ПВМ. Такое включение обеспечивает постоянную передачу мощности на передний мост.
Отключение ПВМ
При выборе положения, когда зубчатый блок выходит из зацепления с обеих венцов двух частей обгонной муфты, происходит полное отключение привода ПВМ. При этом ведущая, ведомая части обгонного механизма и зубчатый блок вращаются независимо друг от друга, то есть автоматический и принудительный режимы отключены.
Привод переднего ведущего моста ПВМ МТЗ-82, МТЗ-82.1/102
Передний ведущий мост ПВМ вэдовых тракторов МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-102 с коробкой передач
, переключаемых подвижными шестернями, приводится в действие через раздаточную коробку и поочередно соединенные промежный карданный вал, промежную опору с предохранительной муфтой и
передний
карданный вал.
Привод переднего моста с коробкой передач, переключаемых под нагрузкой, и с синхронизированной коробкой передач смонтирован в корпусе коробки передач.
Карданный вал трактора МТЗ-82 имеет карданные шарниры на игольчатых подшипниках. Bmw 3 series coupe › бортжурнал › ремонт генератора valeo отпоял диодный мост как родные на мост. Мост передний мтз-82, украина, волынская область, луцк. Как снять передний бампер на форд фокус 3. Передний мост мтз-82 из белорусии б/у (после ремонта) и новые ,а также балочные мосты на мтз-1221 или мтз-82 б/у из белорусии ,в комплекте. Центральная часть вала выполнена из тонкостенной трубы 1 (рис. 1) в которую с обоих концов запрессованы и приварены к ней вилки.
Неравномерное вращение карданов, как и дисбаланс, вызывает пульсирующие нагрузки в шарнирах и трансмиссии.
Для уменьшения неравномерности вращения вилки приваривают к трубе вала так, чтобы оси отверстий под подшипники в вилках располагались в одной плоскости.
На тракторах с коробкой передач, переключаемых под нагрузкой, и с синхронизированной коробкой передач карданный вал отличается длиной трубы вала и одной наружной (скользящей) вилкой. шестерня раздатки мтз-82 выполнена как на валу 11 раздатки мтз-82 передний мост. Скользящая вилка 15 вращается на подшипниках скольжения (втулках), которые запрессованы в расточку корпуса сцепления.
Обслуживание, неполадки и ремонт
Техническое обслуживание узла производится с общим обслуживанием трансмиссии трактора, которое заключается в проверке затяжки всех сочленений корпусов системы и контроле уровня масла. Сезонную замену масла производят на смазку соответствующей вязкости при падении температуры ниже +5°С. Показатель вязкости важен для безотказного срабатывания автоматического режима включения, так как при снижении температуры загустевшее летнее масло будет препятствовать работе обгонного механизма раздаточной коробки.
Не работает автоматический режим
Причинами такой неполадки может быть загрязнение беговых каналов профильных пазов шестерни грязью и продуктами окисления металла. А также вследствие усадки пружин механизма, при недопустимом износе роликов и беговых каналов с пазами, выработки ведомой части муфты.
Часто причиной отказов является появление граней на изношенных роликах. В этом случае осуществляют замену на ролики с увеличенным ремонтным размером для компенсации увеличенных изношенных заклинивающих пазов механизма. Ролики первой комплектации имеют диаметр 15 -0,012 мм, ремонтные 15,15 -0,012 мм.
сборочная схема раздатки
Не работает привод ПВМ
Основной причиной неполадки является появление недопустимых осевых люфтов в результате износа подшипников, а также втулки, на которую посажена ведомая часть муфты. Осевая вибрация выводит из зацепления зубчатую муфту принудительного включения, не позволяя передавать вращение на привод. Для устранения демонтируют узел, производят полную разборку, осуществляют дефектовку и замену вышедших из строя деталей.
Дополнительной причиной плохого включения режимов является нарушение регулировки механизма переключения в результате усадки амортизаторов в креплении кабины и незначительного изменения её положения относительно остова трактора. Нестабильным положением фиксирующей стойки и тяги нарушается амплитуда хода рычагов механизма включения. Для нормальной работы периодически нужно проверять соответствие положений режимов включения и осуществлять регулировку изменением длины тяги с помощью резьбовой муфты.
Часто нарушения в работе раздатки возникают в результате комплекса причин – общего износа и загрязнение механизма, некорректной регулировки механизма включения. Если говорить о нарушении передачи вращения от раздаточной коробки к ПВМ нужно обратить внимание на регулировку и тех.состояние промежуточной опоры привода.
В заключение нужно отметить, что на рабочий ресурс и нормальную работу узла непосредственно влияет состояние сочленений карданной передачи, промежуточной опоры привода, и главной передачи переднего моста. При появлении недопустимых осевых зазоров в опорах вращения узлов привода ПВМ осевое биение будет разбивать подшипники в опорах вала и муфты раздаточной коробки, что приведёт к осевой нестабильности деталей узла и как следствие к невозможности включения режимов работы привода или полному выходу из строя. Поэтому при ремонте любого узла привода ПВМ уделяйте внимание и проверяйте техническое состояние всех частей, начиная с главной передачи ПВМ и заканчивая раздаточной коробкой. Это позволит продлить срок службы всех узлов и деталей привода, положительно отразится на технической готовности к работе, и уменьшит затраты на содержание трактора.