Символ качества советского автопрома в виде бульдозера T-100

Трактор T-100 давно снят с производства, но до сих пор работает в разных областях. Машина применяется на строительных площадках и горных разработках, в сельском хозяйстве и промышленности. При небольшой максимальной скорости она имеет внушительное тягловое усилие. Бульдозер T-100 – это образец надежности и рукотворный памятник советского машиностроения. Трактор отлично зарекомендовал себя во времена СССР:

  • на целине;
  • на строительстве Байкало-Амурской магистрали;
  • во время работы на Крайнем Севере;
  • в условиях песчаных бурь в Средней Азии.

Сфера применения трактора

Трактор Сотка – детище Челябинского тракторного завода. За свою многолетнюю историю это предприятие выпустило много прекрасной техники. T-100 — не исключение. Тяжелая гусеничная машина проектировалась как бульдозер с канатным регулированием отвала. Трактор применялся в строительстве и в промышленности. Позднее он был модифицирован и стал использоваться с целым набором навесного оборудования. Это открыло широкие возможности для применения трактора T-100 в сельском хозяйстве и горнодобывающей промышленности.


Трактор Т-100

ЧТЗ Т-100: история создания

Предшественником трактора Т-100, как было обозначено ранее, является модель С-100. Именно поэтому первоначально названием должна была стать аббревиатура C-100M. Расшифровывается она достаточно просто — «Сталинец Модернизированный». Но в силу исторических причин, политики СССР на тот момент осуществлено переименование в Т-100М.

Существует переходная модель между старой и новой «соткой». Обозначалась она Т-108. В официальных документах указывается, что это трактор производился в период 1962-1965 г.г. В реальности же он не выпускался. Фактически Т-108 — наименование опытной модификации под маркировкой 100М.

Самый первый трактор под маркировкой Т-100 (в разговорном жанре — сотка) был собран 09.10.63 г.

Через несколько лет, в 1968 году, трактор был удостоен почетной награды на выставке сельскохозяйственной техники. На данный момент существует более двух десятков различных модификаций трактора рассматриваемого типа. Модификации разрабатывались по целому ряду самых разных причин. В первую очередь это именно необходимость расширения спектра решаемых задач при помощи гусеничного трактора данного тягового класса.

Трактор С-100 предшественник Т-100. В настоящее время их можно встретить в музее

Самые первые трактора Т-100 выпускались без гидравлического оборудования. Что существенно усложняло процесс использования, управления.

Устройство бульдозера

Трактор T-100 имеет классическую бульдозерную сборку. У него двигатель расположен в передней части машины. Такое расположение двигателя считается классическим. Причем большая часть массы приходится на переднюю часть трактора, да и система охлаждения проще. Трансмиссия тоже находится в передней части.

На T-100 устанавливался двигатель Д-108. Этот четырехцилиндровый двигатель имел нераздельную камеру сгорания, вертикальное расположение цилиндров и шестеренчатый топливный насос с центробежным регулятором.

Моторная часть

Двигатель трактора известен под индексом Д-108. Он оснащен четырьмя цилиндрами, таким же количеством рабочих тактов и имеет вес свыше двух тонн. Рабочая камера, где происходит смешивание топливно-воздушного состава, расположена в днище поршня. Узел оборудован маслосъемными и компрессионными кольцами, в головке цилиндров есть форсунки с бронзовыми втулками. Обновленная версия имеет пять распыляющих отверстий, а масляный фильтр оснащен центрифугой.

По большому счету трактор «сотка» стал первым промышленным агрегатом, который оборудовался пусковым мотором. В зимний период активировать двигатель помогала установка П-23 с электрическим стартером. Еще одним плюсом в части силовой установки считается вакуумное приспособление, функционирующее от энергии отработанных выхлопов. С его помощью было доступно заправлять топливом резервуары, расположенные ниже уровня топливного бака.

Технические характеристики

На момент своего создания технические характеристики T-100 считались выдающимися. Они позволяли машине работать в самых сложных условиях.

Характеристика
Общий вес11 т
Длина опорной поверхности гусениц2,3 м
Величина дорожного просвета331 мм
Удельное давление на почву0, 47 кг/см²
Тягловое усилие10 т
Двигательдизельный
Подвескажесткая
Расположение кабинызаднее
Мощность двигателя108 л. с.
Генератор200 Вт
Напряжение сети12 B
Фары4 шт.
Скорость3–10 км/ч


Габариты трактора Т-100

Модификации

На базе трактора Т-100М выпускался ряд модификаций:

  1. Болотная версия Т-100МБ, оснащенная мотором Д-108Б. Изменена компоновка моторного отсека, применяется 4-скоростная коробка. Передаточные числа скоростей снижены для увеличения тягового усилия. Ходовая часть претерпела изменения для увеличения опорной поверхности, ширина звена увеличена до 970 мм. Применена иная подвеска, вместо малых рессор смонтированы цилиндрические пружины.
  2. Вариант Т-100МГП представляет собой промышленную машину, с гидравликой и фронтальной навеской. Трактор оборудован жестким буксиром и редуктором отбора мощности. Модификация МГП-1 поставлялась без кабины и с капотом упрощенной конструкции.
  3. Сельскохозяйственный Т-100МГС, оснащенный раздельной гидравликой, задней навеской и валом привода дополнительного оборудования. Версия МГС-1 отличается отсутствием навески.

Расход горючего

Расход топлива любой техники зависит от сложности выполняемой работы. Трактор T-100 не является исключением. При средней нагрузке машина использует не более одного литра дизельного топлива за час работы. Максимальный расход составляет менее двух литров в час. Из-за жесткой подвески, во время активной работы трактор может испытывать множество толчков, но из-за сравнительно низкой скорости эти толчки не имеют большой силы.


Схема установки топливного насоса двигателя Д-108

Навесное оборудование

Универсальность данного трактора объясняется довольно большим количеством навесного оборудования, с которым машина могла принимать участие в работах того или иного вида. Навесное устройство трактора предусматривало установку следующих навесных агрегатов:

  1. Фронтальный бульдозерный отвал. Данное оборудование чаще всего являлось базовым, но его также можно было приобрести отдельно от машины. Этот отвал обладает довольно простой конструкцией, он способен лишь подниматься и опускаться, а изменений поворота, перекоса и прочих функций он не имеет. Проще говоря, это прямой отвал.
  2. Разнообразное плужное оборудование.
  3. Навесные культиваторы.
  4. Боронировочное оборудование.
  5. Корчеватели.
  6. Трубоукладчики.

Трансмиссия трактора

Трансмиссия – это совокупность механизмов, которые соединяют двигатель с ведущими мостами. Трансмиссия T-100 фактически является самостоятельным узлом. В ее конструкцию входит сцепная муфта, которая хорошо демонтируется. У трактора механическая коробка передач – выбор и переключение скоростей производится вручную. У машины предусмотрено девять скоростей:

  • пять скоростей – движение вперед;
  • четыре скорости – перемещение назад.


Коробка передач T-100

Поворот трактора осуществляется специальной многодисковой сухой муфтой. Ведомые диски имеют фрикционные накладки. Они управляются специальными серво рычагами. Полужесткий ходовой механизм представлен гусеничными тележками. Балансировочные клапаны поддерживают постоянную разницу давления.

Особенности эксплуатации и обслуживания

Эксплуатация трактора Т100 должна производиться по универсальным правилам (подходят для всех гусеничных тракторов):

  • управляйте техникой только сидя на месте оператора;
  • залезайте в кабину только в положенном месте, держась за ручку возле двери кабины и ставя ногу на специальную боковую платформу;
  • перед началом работы убедитесь, что на траектории движения трактора нет посторонних объектов;
  • чтобы остановить устройство, воспользуйтесь тормозами, предварительно переведя рычаг КПП в нейтральное положение, и только затем включив тормоз;
  • опустите навесные орудия после остановки трактора;
  • для поддержания гусеничных механизмов в надлежащем состоянии используйте специальное масло/консистентную смазку;
  • в целях безопасности оператора контроль натяжения гусеницы проводится визуально, на небольшом расстоянии от трактора

Масло или смазка выходят из клапана выпуска под высоким давлением, и при попадании на кожу могут ранить, поэтому на выпускной клапан смотреть запрещено.

Техническое обслуживание гусеничного трактора Т-100 выполняется согласно схеме:

  • первое обслуживание через 7 рабочих часов (в конце смены);
  • далее через 120, 180, 240, 300, 360, 400 часов.

Действия, которые выполняются оператором при ТО:

  • регулировка муфты сцепления;
  • регулировка педалей тормоза;
  • очистка наружной поверхности рабочих узлов;
  • замена фильтров топлива;
  • регулировка гусениц (степень натяжения).

При консервации трактора на зимнее/сезонное хранение выполняют следующие действия:

  • слить охлаждающую жидкость;
  • слить отстой топлива;
  • все остальные жидкости (из резервуара стеклоочистителя, конденсат воздушного баллона);
  • рычаги управления переместите на нейтраль;
  • выключите батарею аккумулятора;
  • под трактор установите подкладки (лежни), чтобы гусеничная часть не соприкасалась с землей.

Кабина тракториста

Кабина T-100 установлена в задней части машины за двигателем. Она расположена на жесткой раме. Кабина оборудована мягким креслом, а также системами освещения и вентиляции. В ней есть прибор отопления.

Для своего времени она представляла довольно комфортабельное рабочее место, несмотря на то, что все приборы создают много шума. Но вот сегодня такие удобства, в сравнении с современной техникой, кажутся пережитком.


Кабина трактора Т-100 внутри

Видео по теме: Бульдозер Т-100

Публикации по теме


Сборка самодельного мини-трактора для домашнего хозяйства


Краткий обзор самых больших в мире тракторов и бульдозеров


Технические качества бульдозера T-330

Достоинства и недостатки

Особенности трактора определяют положительные стороны машины:

  • высокие тяговые характеристики;
  • хорошую проходимость по слабому и заболоченному грунту;
  • простую конструкцию, не требующую квалифицированного обслуживания;
  • надежность;
  • возможность оснащения различным навесным оборудованием.

К недостаткам машин Т-100 относят:

  • некомфортную кабину оператора;
  • падение тяги машины при работе на повышенной передаче;
  • малую скорость передвижения;
  • отсутствие гидравлики (на ряде модификаций);
  • разрушение твердого покрытия гусеницами.

Двигатель Д 108,КДМ 100,КДМ 46

Двигатели Д-108 и КДМ-100 устанавливают на тракторы Т-100М и С-100, а также используют в качестве силовых установок для передвижных электрических и насосных станций, экскаваторов, автогрейдеров, компрессорных станций, камнедробилок и других машин.Двигатели Д-108 и КДМ-100 представляют собой бес-компрессорные четырехцилиндровые, четырехтактные дизели.Главной корпусной деталью двигателей является блок цилиндров к которому крепятся все агрегаты, механизмы и основные детали. На кожухе двигателя КДМ-100, справа, внизу установлен генератор постоянного тока с приводом от малой промежуточной шестерни, расположенной внутри кожуха. К верхней привалочной плоскости блока крепятся две головки блока (по одной на каждые два цилиндра). В головках цилиндров установлены у двигателя Д-108 специальные втулки с форсунками по одной на каждый цилиндр, у двигателя КДМ-100 — предкамеры и форсунки. Сверху на головках расположены детали клапанно-распределительного механизма, закрытые колпаком а на передней головке прикреплен бензиновый бачок.К передней прнвалочной плоскости блока цилиндров крепится кожух шестерен распределения на шейку которого в средней части надета передняя опора двигателя. Над ней расположен кронштейн вентилятора .На верхней обработанной площадке кожуха шестерен распределения размещен генератор переменного тока приводимый во вращение ремнем от шкива вентилятора . Внутри кожуха расположены шестерни распределения и приводов масляного, водяного и топливного насосов с регулятором.К задней стенке блока прикреплен кожух маховика с лапами для установки двигателя. Над кожухом к блоку прикреплены кронштейн с рычагом декомпрессионного механизма и воздухоочиститель .С левой стороны на привалочной плоскости блока, наклоненной на 13° к вертикали, расположен пусковой двигатель. С этой же стороны двигателя находится впускная и выпускная трубы дизеля и водяной насос. На правой стороне блока находится топливный насос с регулятором, топливный фильтр грубой очистки, маслораснределительная плита, масляные фильтры и маслозаливная горловина с сапуном. С этой же стороны к головкам цилиндров крепится водоотводная труба с термостатом .К нижней привалочной плоскости блока прикреплен кронштейн привода масляного насоса, масляный насос с маслоприемниками и картер. Внутри блока расположены четыре вставные гильзы, коленчатый вал, шатуны и поршни с поршневыми пальцами и кольцами,маслопроводы, кулачковый распределительный вал, толкатели, штанги толкателей и валик декомпрессионного механизма.

Вал коленчатый 03341 колен вал пускового двигателя П46 дизельного мотора Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2.Коленчатый вал воспринимает усилия от шатунов и предает крутящий момент через маховик трансмиссии трактора. Коленчатый вал изготовляется из стали и состоит из коренных и шатунных шеек, противовесов и фланца. Коренными шейками коленчатый вал опирается ..

Карбюратор К-25Г двухдиффузорный с падающим потоком 05687 пускового двигателя П46 дизельного двигателя Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2.Состоит он из корпуса, крышки и нижнего патрубка, между которыми установлены прокладки. Нужный состав смеси обеспечивают работа главной дозирующей системы, системы холостого хода и ускоряющий насос.Главная дозирующая сист..

Клапан впускной 04234 (большой) механизма газораспределения,пускового двигателя П46 дизельного мотора Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2.Клапаны предназначены для обеспечения подачи топлива в цилиндры пускового двигателя и вывода отработанных газов.Конструкция клапана состоит из стержня и плоской головки. Клапанная головка имеет плоскую кромку, скошенную по..

Клапан выпускной 04235 (малый)механизма газораспределения,пускового двигателя П46 дизельного мотора Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2.Клапаны предназначены для обеспечения подачи топлива в цилиндры пускового двигателя и вывода отработанных газов.Конструкция клапана состоит из стержня и плоской головки. Клапанная головка имеет плоскую кромку, скошенную под ..

Кольца поршневые 03694-1 дизельного двигателя Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2.Состоят из масляного кольца 03351,поршневого кольца компрессионного 03350,верхнего хромированного кольца 03372.Поршневые кольца по назначению разделяют на компрессионные и маслосъемные. Компрессионные кольца предотвращают порыв газов из камеры сгорания в картер. Наружный ди..

Кронштейн толкателей 04111 механизма газораспределения,пускового двигателя П46 дизельного мотора Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2.Это литая,фрезерованная,деталь которая крепиться к верхней части пускового двигателя трактора.Изготовлен из высокопрочного материала способного переносить большие механические нагрузки в процессе работы мотора на тракторе.Приме..

Магнето М-10А с пусковым ускорителем ПУЛ-4647 дизельного двигателя Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2.В теле корпуса залиты две боковые стойки,соединенные сверху сердечником трансформатора, имеющим первичную (160 витков медного изолированного провода диаметром 1,0—1,1 мм) и вторичную (11000—-12 000 витков провода диаметром 0,07—0,08 мм) обмотки. Ротор устан..

Магнето М-47Б с автоматической муфтой опережения зажигания МС-22-А дизельного двигателя Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2. На двигателе устанавливают магнето М-47Б, а при наличии подогревателя воздуха — М-10А.Состоит из корпуса с переходной и задней крышками. В передней части корпуса имеется фланец с тремя отверстиями для крепления магнето. В теле корп..

Масляный радиатор 09462 системы охлаждения,дизельного двигателя Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2.Масляный насос подает масло в маслораспределительную плиту 6 (рис. 37). Она имеет три камеры: нижнюю 2, среднюю 5 и верхнюю 7. Масло от насоса поступает в камеру 2 и через окно 3 в камеру 39 (см. рис. 36) кронштейна 4, В верхнюю камеру 7 (рис. 37) масло поступ..

Масляный фильтр 09422 секция масляного фильтра 09278 дизельного двигателя Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2.Для удаления из масла механических примесей, продуктов износа, смол, образующихся при «старении» масла, на двигателях Д-108 и КДМ-100 устанавливают металлические сетки в маслоприемниках, предназначенные для улавливания крупных частиц, случайно попавш..

Маховик 03373 пускового двигателя П46 дизельного мотора Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2.Это круглая металлическая деталь которая одевается на коленчатый вал пускового двигателя.Необходим для набора инерции вращения коленчатого вала, которая позволяет поршням преодолеть мертвые точки при запуске моторной установки.Изготовлен из высокопрочной паковочной ст..

Насос водяной 08301 помпа системы охлаждения,дизельного двигателя Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2.Центробежный водяной насос двигателя служит для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости. Он крепится болтами к кожуху распределительных шестерен слева. Производительность насоса12 800 л/ч при 1050 об/мин коленчатого вала дизеля.Насос состоит ..

Насос масляный 09201 в сборе системы охлаждения,дизельного двигателя Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2.Масляный насос — шестеренчатый трехсекционный с одной нагнетательной и двумя откачивающими секциями. Откачивающие секции перекачивают масло из передней и задней частей картера, где оно может скапливаться при работе на уклонах, в среднюю, более глубокую, в..

Пара плунжерная 14-67-СБ104 дизельного двигателя Д 108.В топливном насосе дизеля Д-108 по сравнению с топливным насосом дизеля КДМ-100 изменена конструкция плунжерных пар и шестерен привода насоса и регулятора.При работе дизеля без нагрузки второй и третий цилиндры отключаются и двигатель работает только на двух цилиндрах (первом и четвертом). В связи с этим плунжерные пары второй и третьей секций насоса..

Поршень 03349 пускового двигателя П46 дизельного мотора Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2.Поршень это деталь цилиндрической формы, совершающая возвратно-поступательное движение внутри цилиндра и служащая для превращения изменения давления газа, пара или жидкости в механическую работу, или наоборот — возвратно-поступательного движения в изменение давления.И..

Радиатор водяной 08525 в сборе с рамкой системы охлаждения,дизельного двигателя Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2.Система охлаждения служит для отвода тепла от наиболее нагретых деталей двигателя (гильзы, блока, головки блока), а также для поддержания нужного теплового режима двигателя.На двигателях Д-108, КДМ-100 применена принудительная водяная система о..

Распределительный вал 04230 механизма газораспределения,пускового двигателя П46 дизельного мотора Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2.Распредвал обеспечивает своевременное закрытие или открытие клапанов ГРМ в соответствии с последовательностью работы цилиндров двигателя и фазами распределения газов в механизме. Распределительный вал изготавливается из высоко..

Сердцевина 08462 водяного радиатора системы охлаждения,дизельного двигателя Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2.Система охлаждения служит для отвода тепла от наиболее нагретых деталей двигателя (гильзы, блока, головки блока), а также для поддержания нужного теплового режима двигателя.На двигателях Д-108, КДМ-100 применена принудительная водяная система охлаж..

Толкатель клапана 04110 механизма газораспределения,пускового двигателя П46 дизельного мотора Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2.Толкатели это детали ГРМ, основным назначение которых является передача усилий от кулачков распредвала к штангам. Для изготовления толкателей применяется высокопрочная сталь или чугун.Изготовлен из высокопрочного материала способн..

Труба 05623 впускная и выпускная коллекторы воздухозабора,пускового двигателя П46 дизельного мотора Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2.Это литой металлический коллектор который прикручивается к головке пускового двигателя и служит для отвода отработанных выхлопных газов по одному каналу и забора воздушной смеси по другому.Изготовлен из высокопрочного металл..

Труба водоотводная 08319 системы охлаждения,дизельного двигателя Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2.Это длинная труба с крепежными отверстиями по краям,которая прикручивается с боку к головке блока цилиндров двигателя и служит для циркуляции охлаждающей жидкости между каналами в ГБЦ моторной установки при эксплуатации.В верхней части имеется место для устан..

Труба впускная 05445 коллектор впускной,дизельного двигателя Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2.Предназначена для подвода воздуха в цилиндры двигателя.Впускной коллектор снабжен рубашкой для подогрева воздуха (в процессе пуска двигателя).Изготовлена из высокопрочного металла способного переносить большие механические и тепловые нагрузки в процессе работы мо..

Труба выпускная 05449 коллектор выхлопной,дизельного двигателя Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2.Предназначена, для выброса в атмосферу отработавших выхлопных газов, частичного отвода тепла от двигателя, а также для снижения шума при работе моторной установки.Изготовлена из высокопрочного металла способного переносить большие механические и тепловые нагруз..

Шатун 03346 пускового двигателя П46 дизельного мотора Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2.Шатун – это соединительная деталь между колен валом и поршнем,основное назначение которой является преобразование поступательных движений поршня внутри цилиндра во вращательные движения коленчатого вала, с которого вращение передается на редуктор пускового двигателя тра..

Шестерня распредвала 04231 механизма газораспределения,пускового двигателя П46 дизельного мотора Д 108,КДМ 100,КДМ 46 гусеничного трактора С100 (Т100),Т 100М,Сталинец С 80,С 80Б-2.Это круглая косозубая шестерня постоянного зацепления которая устанавливается на конце распределительного вала пускового двигателя.Изготовлена из высокопрочного материала способного переносить большие механические нагрузки в п..

agro-detal.com

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]