Устройство и ремонт коробки передач трактора МТЗ-82 Беларус: схема в разрезе с описанием

Коробка передач МТЗ-82 предусмотрена в первую очередь для различных режимов работы машины. Благодаря их наличию техника, изготовленная на Минском тракторном заводе, способна совершать различные виды действий, используя при этом минимальное количество топлива. Коробка передач на МТЗ-80, как и КПП МТЗ-82 осуществляет работу по одинаковым принципам, что позволяет изучать их вместе. В этот перечень можно включить и КПП МТЗ-50, устройство которой аналогично. А вот устройство КПП более новых МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 уже будет иметь некоторые отличия.

Трансмиссия МТЗ-80, ее устройство и схема

Разберем, из каких механизмов состоит трансмиссия трактора «Беларус» МТЗ-80 с задним приводом.

  1. Сцепление – однодисковое, оборудованное тормозком для ведомого вала, что облегчает процесс переключения передач.
  2. Двухступенчатый понижающий редуктор, который удваивает количество передач.
  3. Двухступенчатый редуктор привода заднего ВОМ – имеет фиксированные скорости 540 и 1000 об/мин.
  4. Механическая КПП – одиннадцатиступенчатая: 9 передних и 2 задних передач.
  5. Ходоуменьшитель – обеспечивает ход вперед со скоростью 0,27-0,6 км/ч (только на 1-й и 2-й передачах) и назад со скоростью 0,6-1,3 км/ч.
  6. Задний мост – состоит из шестеренок главной передачи, дифференциала и двух боковых передач.

На картинке представлена схема устройства трансмиссии трактора МТЗ-80.

Картер и нагнетатель

В схеме переключения передач МТЗ-82 использован масляный картер (поддон) объемом 15 литров. Он оснащен двумя шестернями, имеет прочную опорную площадку с прокладками и присоединительными стаканами в боковых сегментах. Они снабжены втулками, выполняющими роль уплотнителей и препятствующими выходу масла. В процессе работы втулки изнашиваются и подлежат периодической замене.

Механизм нагнетания состоит из набора дисков, между которыми установлены жесткие прокладки. Стойки, на которых крепится устройство, снабжены небольшими выступами, а нижний опорный элемент крепится жестко.

Механизм нагнетания функционирует в сложных условиях, требует периодического обслуживания. Необходима регулярная очистка от осадка, присутствующего в масле, мелких частиц металла, появляющихся в процессе трения подвижных элементов.

Схема КПП МТЗ-80 старого образца

Рассмотрим подробно схему КПП трактора «Беларус» МТЗ-80 старого образца (с малой кабиной). Коробка передач представляет собой узел, выполненный в виде 2х-ступенчатого 4х-вального редуктора с шестернями, который помещен в картер из литого чугуна. В системе трансмиссии он располагается между задним мостом и двухступенчатым понижающим редуктором вкупе со сцеплением. Параллельные валы опираются на подшипники, которые вмонтированы в стенки и перегородку чугунного корпуса. Шестерни на валах крепятся при помощи шлиц, а некоторые свободно вращаются.

Общие сведения

Схема переключения передач МТЗ-82 основана на конструкции КПП и особенностях ее состава. Коробка представляет собой комплект шестеренок, присоединяемых в разных сочетаниях и обеспечивающих разное передаточное число, установленное в картере с нагнетательным механизмом. Возрастание передаточного числа способствует повышению скорости, понижение увеличивает мощность.

Коробка передач МТЗ-82 в разрезе с описанием

Схемы коробки переключения передач трактора МТЗ-82 в продольном и поперечном разрезе с подробным описанием позволяют детально разобраться в ее строении.

Рассмотрим основные элементы механизма:

  • шестеренчатые валы;
  • промежуточный вал;
  • ходоуменьшитель;
  • ведущие и ведомые, шестерни;
  • промежуточная шестеренка;
  • двухступенчатый понижающий редуктор;
  • шарикоподшипники;
  • корпус узла с двумя люками, в которые вместо крышек могут быть установлены: в левый — боковой вал отбора мощности или ходоуменьшитель, а справа — раздаточная коробка.

Управление пневмосистемой

Основная задача работы воздушного оборудования это обеспечение пневмопривода тормозной системы буксируемых трактором транспортных средств. Кроме этого, сжатый воздух используют для обслуживания техники, например накачки шин, продувки фильтров и радиаторных сеток.

Для сохранения ресурса компрессор рекомендуют включать только при необходимости привода тормозов. Включение осуществляется рычагом, вводящим в зацепление приводную шестерню с промежуточной шестерней привода топливного насоса (ТНВД) дизеля.

Как устроена коробка передач МТЗ-82

Тракторы «Беларус» оснащаются одиннадцатиступенчатой коробкой передач. Таким образом, техника обладает 9 передними и 2 задними рабочими режимами. Стоит учитывать, что когда базовая комплектация трактора подразумевает включение редуктора ходоуменьшителя, то количество рабочих режимов автоматически увеличится вдвое. Эта схема будет служить оптимально, если трактор работает на сложных территориях: она в значительной степени расширит возможности агрегата без увеличения расхода топлива.

Схему переключения и устройство коробки передач можно найти в свободном доступе в сети интернет без особых проблем. Рассмотрим, как устроена КПП, как разбираем, демонтируем и собираем приборы, входящие в комплект отремонтированной КПП колесных тракторов Беларус.

Схема коробки передач и принципы ее работы:

  1. Передачи могут переключаться только при низких оборотах силовой установки.
  2. На этом этапе нужно нажать сцепление.
  3. Включение необходимого режима работы, сцепление может быть отпущено, но делать это нужно плавно.

Иногда может случиться казус: коробку передач заклинит, и скорости невозможно будет переключить. Чтобы избавиться от этого, необходимо вернуть переключатель в первоначальное положение и повторить все действия с самого начала.

Рассмотрим, как устроены коробки передач, что позволит при необходимости собрать эти приспособления или выполнить их демонтаж. Коробка передач МТЗ-80 позволяет не только менять скорости, но и отвечает за исправную работу оборудования, которое навешивается на трактор сверху. Для этого в машине есть вал отбора мощности, который устанавливается сбоку.

Рассмотрим, как устроена раздаточная коробка МТЗ-80, ремонт коробки МТЗ. Также будут рассмотрены сборка КПП 82, ремонт, разборка и переключение передач. В КПП размещаются попарно 4 вала, параллельно друг другу. Первичный и вторичный валы вмонтированы в устройство на единой оси, а объединяют их опорные подшипники.

Первичный вал оборудован шестеренками, отвечающими за третью, четвертую и пятую передачи, объединенные между собой шлицевым соединением. Благодаря шестерне инженеры-конструкторы соединили первичный вал с редуктором ходоуменьшителя. На среднем валу вмонтирована деталь, которая своими зубцами соединяется с зубчатой деталью, регулирующей включение третьей передачи скорости.

В действие промежуточный вал приводится при использовании втулки специального назначения, которая вмонтирована в обойму подшипника. Она сцеплена с шестерней, отвечающей за вторую ступень раздатки редуктора — ее часто называют центральной. За этой шестеренкой инженеры разместили кулачки вала отбора мощности. Над ней устанавливается система, которая позволяет распылять масла на детали.

Если детали, постоянно трущиеся друг об друга, должным образом не смазывать, трактор очень быстро можно будет сдавать в ремонт из-за поломки.

На тракторах установлены двухступенчатые понижающие редукторы. Они являются дополнением к КПП МТЗ. Первая редукторная ступень объединяет скорости с первой по пятую, и один режим работы на заднем ходу. Остальные режимы подвязаны на работу второй ступени. Первую ступень редуктора водитель может включить, зацепив необходимым образом ведущую шестеренку и венец вторичного вала. Для того чтобы в ход пошла 2 ступень, шестерня сцепляется с деталью 1 ступени.

Управление движением трактора

Транспортный режим управления в основном заключается в квалифицированном навыке водителя в пуске и остановке дизеля, вождению трактора с соблюдением правил дорожного движения при правильном выборе скорости езды с учётом дорожных условий, габаритов и массы буксируемого транспортного средства.

Место водителя МТЗ 82

Общие правила безопасности вождения

  1. Эксплуатировать трактор нужно с установленным заводом производителем давлением в шинах.
  2. На пересечённой местности использовать максимальную ширину колеи трактора.
  3. На гололёде и скользких дорогах пользоваться тормозами нужно осторожно во избежание заносов и опрокидывания трактора.
  4. В условиях резкого торможения не выключать муфту сцепления.
  5. На скользких дорогах и пересечённой местности, выполняя торможение, использовать одновременное торможение двигателем при одновременном снижении оборотов дизеля.
  6. При выполнении поворотов скорость движения не должна превышать 9 км/час, а в условиях плохой видимости, в сложных дорожных условиях на склонах — не выше 2-3 км/час.
  7. На горной и холмистой местности запрещается использовать буксируемые трактором транспортные средства не оборудованные тормозной системой.
  8. Запрещается резко включать муфту сцепления, так как может привести к опрокидыванию трактора, аварии или несчастному случаю.
  9. При отрыве колес переднего моста от поверхности дороги нужно немедленно выжать педаль сцепления для предотвращения аварии.
  10. Перед спуском или подъёмом водитель должен перейти на 1 или 2 передачу, переключать передачи в момент движения по склонам запрещается.
  11. При движении с тяжелым навесным оборудованием на задней навеске трактор должен быть оборудован передним противовесом.
  12. Категорически запрещается транспортировка людей на тракторных прицепах.

Управление двигателем трактора

Старт двигателя осуществляется только после проведения ежесменного технического обслуживания ЕСТО в процедуру, которого входит обязательная проверка уровня масла в картере дизеля, уровень охлаждающей жидкости, наличие топлива в баке, уровень масла в гидронавесной системе.

Процесс запуска

  • Перед непосредственным пуском рычаг переключения передач устанавливается в специальное соответствующее положение, исключающее запуск дизеля на включённой передаче, при этом трактор должен быть зафиксирован стояночным тормозом.
  • Для быстрого запуска ручной рычаг подачи топлива (газа) устанавливают в среднее положение.
  • Нажатием тумблера массы обеспечивают включения бортовой электрики трактора.
  • Для некоторого облегчения пускового проворачивания коленчатого вала можно выжать педаль муфты сцепления в моменте пуска.
  • Поворотом ключа осуществить электростартерный запуск дизеля (при повороте ключа в первое положение происходит запитка свечей накала двигателя и приборов панели управления, второе положение включает стартер запускающий дизель трактора, третье положение включает радиоприёмник).
  • После запуска и установки дизелем устойчивых оборотов подачу топлива переводят в положение холостых оборотов (800 об/мин).
  • Осуществив запуск, нужно удостовериться в исправной работе всех систем трактора обращая внимание на показания приборов панели управления и осуществив наружный осмотр узлов трактора на предмет течи охлаждающей жидкости, масла, топлива.

В современных версиях трактора система безопасности сблокирована с электросистемой, питающей пусковую часть дизеля. Если рычаг КПП не займёт своего пускового положения то подача напряжения на стартер, при повороте ключа пуска, будет заблокирована. Таким образом, исключается человеческий фактор в безопасности пуска трактора. В ранних версиях, при отсутствии данной системы, нужно строго следить, чтобы рычаг КПП был установлен в нейтральное положение, обеспечивая безопасный запуск разъединением потока мощности идущего от дизеля к трансмиссии трактора.

Запуск тракторов МТЗ 82Л с пусковым двигателем ПД-10У отличается дополнительными операциями, связанными с управлением трансмиссией пускового двигателя передающим свою мощность дизелю трактора и описан в отдельной статье.

Рабочее управление оборотами дизеля осуществляется педалью (газа) или ручным рычагом, связанными шарнирными тягами с регулятором ТНВД дизеля. Ручное управление используют при необходимости установить постоянные обороты дизеля при выполнении технологических операций. При выполнении переездов и транспортных работ используют педаль газа.

Для остановки дизеля осуществляют полное перекрытие подачи топлива ручным рычагом либо рукояткой остановки дизеля в новых модификациях трактора

Переключение передач

В стандартном эксплуатировании формирование передач КПП трактора осуществляется двумя органами управления: рычагом переключения передач и рычагом переключения понижающего редуктора.

Управление КПП

Выбор скорости осуществляется непосредственно рычагом переключения скоростей в пределах 9 скоростей переднего хода и 2-х скоростей заднего хода. Рычаг скоростей имеет поперечную линию расположения нейтрали относительно оси движения трактора. Секторы включения передач осуществляются продольным движением относительно оси движения.

Выбранная скорость включается установкой положения рычага по нейтральной поперечной линии и его продольным движением с попаданием в сектор скорости согласно схеме расположения передач. При этом крайнее левое положение рычага в нейтрали выводит рычаг в сектора включения первой или второй ступени КПП. Так при предварительном включении рычагом в заднее положение обеспечит последующее включение 1 задней и 1, 3,4,5 передач переднего хода, при переходе в переднее положение обеспечит включение 2 задней и 2,6,7, 9 передач.

Переключение понижающего редуктора КПП

Редуктор позволяет своим переключением получить дополнительный ряд скоростей, формируя дополнительный порядок передаточного числа на входе в коробку. Переключение понижающего редуктора осуществляется отдельным рычагом. Таким образом, общее число передач, формируемое коробкой и её понижающим редуктором — 18 переднего хода и 4 заднего хода. Общий диапазон скоростей трактора движения вперёд переключается в пределах от 1,9 до 34,3 км/час, движения назад — от 4,09 до 9,22 км/час при условии комплектации ходовой части стандартными шинами (задние шины 15R38, передние шины 11,2-20).


Таблица скоростей движения трактора МТЗ 82 в соответствии включённой передачи

Использование ходоуменьшителя

Для получения сверхмалых технологических передач КПП трактора может оборудоваться ходоуменьшителем. Данный редуктор устанавливается в левый люк картера КПП. Рычаг включения выводится в кабину, положение которого фиксируется пружинным фиксатором. Перед началом работ включают ходоуменьшитель затем включают передачи рычагом КПП. Формирование передач осуществляется только при включении 1 и 2 скоростей переднего и заднего хода. При этом включение задних скоростей обеспечивает две скорости замедленного хода вперёд, а включение 1 и 2 скоростей переднего хода — две замедленные скорости заднего хода трактора. На остальных передачах использование ходоуменьшителя запрещено в виду увеличения рисковых нагрузок в работающих механизмах.

Техника переключения передач

Основным техническим моментом в вождении трактором является квалифицированный навык переключения передач водителем в комплексе с управлением муфтой сцепления силовой передачи трактора.

Перед непосредственным включением передачи необходимо сбросить обороты дизеля, выжать педаль сцепления и выдержать паузу в несколько секунд тем самым разорвать поток мощности, идущий от двигателя к редуктору КПП. Таким образом, в механизме КПП вращение шестерен приостанавливается, и создаются комфортные условия для вхождения в зацепление одноимённых шестерён выбранной передачи движением рычага переключения скоростей КПП. После включения передачи педаль сцепления плавно отпускается, обеспечивая включение муфты. При этом поток мощности соединяется и передаётся на КПП от двигателя, формируя включенной передачей крутящий момент с соответствующим передаточным числом на ходовые колёса трактора. Включение муфты сопровождают повышением оборотов дизеля.

Правила управления муфтой сцепления

Выжим сцепления должен быть полным и быстрым это обеспечивает полное разъединение муфты с минимальным износом ведомого диска. Частичное выключение или неполное разъединение муфты вызывает буксование ведомого диска корзины сцепления и сопровождается скрежетом при попытке включения передачи в виду недостаточной остановки вращающихся шестерён в редукторе КПП. Включение муфты после выбора рычагом переключения КПП нужной передачи, должно быть плавным, но не медленным. Плавное включение обеспечит подачу мощности на колёса без рывков и не спровоцирует обрыв фрикционных накладок ведомого диска сцепления резкими динамическими нагрузками постоянно вращающимся моховиком работающего дизеля. Слишком медленное включение также ускорит процесс износа накладок фрикционного ведомого диска сцепления.

КПП трактора МТЗ 82 особо чувствительна к правильному управлению муфтой сцепления при переключении передач, так как прямозубые блоки шестерён не имеют в своей конструкции синхронизаторов уравнивающих и сглаживающих разность скоростей вращения при вхождении в зацепление шестерён.

В инструкции завода производителя указано, что переключение передач нужно осуществлять только после полной остановки ходовой части трактора. Но в транспортном режиме опытные водители выполняют переключение в движении, используя двойной выжим муфты сцепления. Такая техника включения обеспечивает уравнивание скоростей вращения деталей КПП для органичного включения передачи. Кроме этого, при переходе с повышенной передачи на пониженную в, момент промежуточного выхода рычага переключения в нейтраль, используют перегазовку.

Двойной выжим – выжимаем сцепление и переводим рычаг КПП в нейтраль, затем кратковременно включаем муфту сцепления отпуская педаль, затем опять выжимаем сцепление и включаем выбранную передачу.

Перегазовка – кратковременное повышение оборотов двигателя нажатием на педаль газа при переходе в нейтральное положение рычага переключения передач при выполнении двойного выжима сцепления.

Управление тормозами

Основные тормоза трактора представляют собой две левую и правую многодисковые фрикционные муфты, установленные на одноименных ведущих валах конечных передач заднего моста. Управление муфтами осуществляется двумя отдельными установленными рядом друг с другом педалями. В обычном режиме педали блокируют для равномерного срабатывания обеих колёс при нажатии. Раздельное управление тормозами, в разблокированном состоянии, используют при необходимости подтомаживания одного колеса, например для уменьшения радиуса разворота выжимают педаль тормоза стороны поворота.

Отдельный стояночный тормоз имеет аналогичную конструкцию и принцип действия с рабочими тормозами, его механизм установлен с правой стороны трактора поверх корпуса одноименного основного тормоза. Управление осуществляется рычагом с пружинным фиксатором, управляемым кнопкой на рукоятке. При максимальном подъёме рычага на себя происходит полное блокирование тормоза, при опускании от себя – разблокирование.

Кроме этого нужно отметить, что основные тормоза связаны с воздушным краном, подающим давление воздуха на тормозную систему прицепа, присоединенную к пневмосистеме трактора. Таким образом, при нажатии на педали основных рабочих тормозов происходит одновременное торможение колёс буксируемого прицепа. Соединение с воздушной магистралью используемого транспорта осуществляют через соединительную пневматическую головку, с последующим включением разобщительного крана. Поступившее давление воздуха в тормозной системе прицепа будет удерживать тормоза в разблокированном состоянии. Затормаживание прицепа произойдёт при сбросе давления в атмосферу непосредственно при нажатии тормоза и открытии воздушного тормозного крана сблокированного с педалями.

Дополнительно для соединения трактора с прицепами, имеющими гидравлический привод тормозов, трактор может оборудоваться переходником. Данное устройство преобразует давление в поступательное движение штока, взаимодействующего с главным тормозным цилиндром тормозов прицепа.

Использование переднего моста

Полный привод трактора МТЗ 82 рекомендуется включать при выполнении полевых работ в агрегате с сельскохозяйственными орудиями, а также при движении по грунтовым дорогам с повышенной влажностью.

Запрещается включать полный привод при езде по сухим дорогам с сухим твёрдым покрытием, так как данные условия приводят к повышенному износу передних шин, негативным нагрузкам в механизмах трансмиссии и приводе ПВМ.

Передний мост МТЗ 82 имеет два режима работы: автоматический и принудительный.

Автоматический режим подразумевает под собой срабатывание привода моста только при буксовании задних колёс трактора. Включение осуществляется в результате реакции обгонной муфты раздаточной коробки на разность в скорости вращения передних и буксующих задних колёс. Данный режим используют при езде по грунтовым дорогам с повышенной влажностью в условиях сельской местности, где срабатывание привода будет только при прохождении трактором на сложных участках.

Принудительный режим подразумевает непрерывную подачу мощности на ПВМ. Данный режим используют при выполнении полевых работ, например, на пахоте или культивации.

Включение привода ПВМ и переключение режимов осуществляется при выжатом сцеплении и полной остановке трактора отдельным рычагом, размещённым по правую сторону водителя. Орган управления имеет три положения: нижняя позиция рычага – привод моста отключён, среднее позиция – ПВМ включён в автоматическом режиме, верхняя позиция – включён принудительный режим работы.

Кроме этого нужно отметить, что последние версии трактора (МТЗ 82.3) имеют электрогидравлический привод управления передним мостом , где переключение режимов работы осуществляется кнопками на боковой панели.

Управление блокировкой дифференциала

Данная функция трансмиссии трактора заключается в остановке работы дифференциала, при котором крутящий момент на оба задних колеса передаётся равномерно без учёта угловых скоростей колёс. Такой привод исключает остановку одного колеса и одновременное буксование другого в случае движения трактора по бездорожью.

Основным правилом использования блокировки — это движение трактора только по прямой так, как в случае маневрирования или поворотов, в виду заблокированного дифференциала, разность угловых скоростей вращения колёс будет создавать негативные нагрузки в механизме заднего моста, приводящие к поломкам.

Блокирование заднего моста на МТЗ 82 осуществляется гидроупровляемой фрикционной муфтой размещённой с левой стороны трактора на корпусе основного одноимённого рабочего тормоза. В зависимости от установленной системы рулевого управления определяется функциональность и режимы работы блокировки.

На тракторах, где в составе рулевого управления установлена рулевая колонка — ГУР (гидроуселитель руля) с датчиком автоматического включения блокировки работа блокирования моста может осуществляться в двух режимах: автоматическом и принудительном. На тракторах с гидрообъёмным рулевым управлением только в принудительном режиме.

Блокировка с ГУРом включается рукояткой, размещенной ниже панели приборов:

  • Крайнее положение в направлении против часовой стрелки соответствует выключенной блокировки.
  • Поворот рукоятки на 90° по часовой стрелки включает автоматический режим блокирования.
  • Принудительное блокирование включается крайним правым положением рукоятки без фиксации при её удержании.

Включение принудительного блокирования с гидрообёмным рулевым осуществляется нажатием соответствующей педали, открывающей поток давления масла к блокировочной муфте при условии положения управляемых колёс — «прямо».

Принудительный режим блокировки МТЗ 82 включают кратковременно при преодолении труднопроходимых участков. Автоматический режим используют при выполнении полевых работ в составе почвообрабатывающих агрегатов, а также при выполнении транспортных работ в сложных дорожных условиях на скоростях не выше 10 км/час.

Как устранить проблемы в работе КПП МТЗ-82

Несмотря на тот факт, что коробка передач белорусских тракторов считается одной из самых надежных, она не застрахована от возможных поломок. Как говорилось ранее, детали постоянно трутся друг об друга, из-за чего КПП постоянно нужно оказывать должный уход и добавлять масла. Если же требования производителя не выполняются, водитель трактора может столкнуться с рядом проблем.

Скрип при смене скоростного режима может говорить о том, что диски сцепления пришли в негодность, или сцепление шестеренок КПП отрегулировано неверно. В таком случае потребуется снять КПП и выполнить ремонт коробки передач МТЗ-80, а сломанные детали необходимо будет заменить. Если эти действия не помогли, нужно проверить пружину, установленную в части управления кулачками. Длина пружины должна быть не более 32 мм при условии наибольшего сжатия. Такую проверку можно совершить своими руками.

Необходимо знать, что зазор в накладках тормозного диска должен составлять 1,5 мм, не больше. Зазор вилки включения и цапфа отводки не должны быть больше 2,2 мм. Когда эти зазоры больше по размерам, трактор придется сдать в ремонт, детали заменить.

Люфт рычага смены скоростей невозможно не заметить, так как он влечет за собой подключение скоростей самопроизвольно или их выключение не до конца. Это значит, что вилкам переключения недостаточно усилия. Такой же эффект могут вызывать пружинные фиксаторы с неполным натяжением. В этом случае снимите КПП МТЗ-80, полностью проверьте все детали, добавьте масла и соберите коробку.

Разберите коробку МТЗ и уделите особое внимание щечкам вилок переключения, а также зазору между переключающими планками. Не стоит забывать и о ширине зева. Если хотя бы 1 деталь вышла из строя, ее придется менять: такие элементы ремонту не подлежат.

Если возникли посторонние шумы в коробке передач, то причиной этого может быть износ подшипников и валов. При возникновении такой проблемы необходимо сразу же принять меры, иначе это приведет к необходимости капремонта техники. Чтобы избавиться от проблемы, нужно разобрать коробку и проверить, надежно ли закреплены валы, это можно сделать вручную, используя монтировку. Если валы зафиксированы ненадежно, нужно проверить затяжку гайки, если она не износилась, значит, проблема в подшипниках. Если же в порядке все эти детали, нужно измерить зазор оси вторичного вала.

Если появляются стуки в коробке, которые исчезают, когда переключаются скорости, это свидетельствует об износе приводных шестеренок. Чтобы убрать неполадку, нужно демонтировать раздаточную коробку МТЗ и крышку коробки передач. Трактор белорусского производителя поднимается на домкрате, после этого колесо прокручивается вручную и выясняется, какие шестеренки неисправны. Чтобы их заменить, придется полностью разобрать коробку.

Схема по ремонту

  1. Если вы хотите провести ремонт КПП МТЗ-82, для начала снимите коробку.
  2. Пользуясь приведенной выше цветной схемой КПП, проверьте на износ подшипники. В случае неисправности, эту деталь можно приобрести по номеру из каталога запасных частей.
  3. Проверьте и отрегулируйте шестеренчатые валы коробки передач.
  4. Проверьте вилку переключения и состояние зубьев шестеренок и фиксаторов. При неисправности вилки, ее можно заменить на новую.
  5. Отрегулировать сцепление.
  6. Если требуется полная переборка КПП, обращайтесь к профессиональным мастерам.

На видео из предыдущей главы вы можете увидеть, как правильно разобрать коробку переключения передач, и как происходит ее капитальный ремонт.

Как собирают КПП мотоблока МТЗ

Рассмотрим коробки передач другой сельскохозяйственной техники. Белорусская машиностроительная компания, производящая тракторы, постоянно совершенствует сборку своей техники, оснащая ее новыми приборами и приспособлениями. КПП МТЗ-1221, схема переключения МТЗ-320, КПП МТЗ-50 схожи со схемой, рассмотренной ранее на МТЗ-80 и коробкой передач МТЗ-82. Схемы коробки передач на всех сельскохозяйственных машинах производителя мало чем отличаются. При должном уходе и правильном обращении с техникой ремонт КПП МТЗ-320, как и ремонт 82 и 80 моделей может просто не понадобиться.

Однако при осуществлении сельскохозяйственных работ зачастую используются не тракторы, а колесные мотоблоки того же самого минского завода. Их коробки передач несколько отличаются от тракторных.

Некоторые умельцы умудряются своими руками собирать коробку для мотоблока МТЗ, не говоря о самостоятельном демонтаже устройства и т. д. Во всемирной сети по нужному запросу можно найти видеозаписи, на которых показано, как водитель мотоблока своими руками разобрал устройство, провел еще какие-то действия с разобранной КПП, собрал ее, и отремонтированную коробку передач установил обратно на мотоблок.

Как часто вам приходится проводить ремонт КПП вашего трактора?

Управление гидронавесной системой

Включение насоса гидросистемы трактора осуществляется снаружи рукояткой расположенной с правой стороны у основания гидробака системы. Движением рукоятки вводится в зацепление шестерёнчатый привод насоса. Положение рукоятки фиксируется вхождением подпружиненного штифта рукоятки в паз. Верхнее положение рукоятки соответствует включенному приводу насоса, нижнее положение – выключенному. Включение насоса осуществляют при заглушенном дизеле.

Запрещается включать насос гидросистемы при недостаточном уровне масла во избежание полного выхода узла из строя в результате быстрого сухого износа и перегрева.

Управление секциями распределителя

Стандартно на МТЗ 82 установлен трёхсекционный распределитель, управление которым осуществляется тремя соответствующими рычагами на передней стенке кабины с правой стороны. На самых современных версиях тракторах в модификации МТЗ 82.3 рычаги управления распределителем размещены непосредственно по правую руку водителя у боковой панели и имеют тросовый привод переключения.

Управление распределителем РП70-1221.1С

Одна из трёх секций распределителя стандартно подключёна к гидроцилиндру заднего навесного устройства, остальные два используются для работы с гидроцилиндрами прицепного и навесного оборудования.

Каждая секция имеет четыре рабочих положения, устанавливаемое отдельным рычагом управления секцией:

  • Нейтральное — постоянное фиксированное положение рычага, при котором полости подключённого гидроцилиндра заперты, удерживая оборудование заданном положении.
  • Плавающий режим — крайнее нижнее положение с фиксацией рычага – соединяет полости подключённого гидроцилиндра со сливом, таким образом обеспечивается естественное копирование рельефа рабочими органами почвообрабатывающих устройств или опускание поднятого оборудования под действием собственного веса.
  • Два положения «принудительное опускание» -первая нижняя не фиксирующаяся позиция после нейтрального и «подъём» — крайнее верхнее положение рычага, осуществляются при подачи давления в соответствующие полости подключённых гидроцилиндров и используют для подъёма и опускания оборудования.

ГВС и позиционный регулятор

Кроме этого, гидросистема используемых на полевых работах оборудуются гидроувеличителями сцепного веса (ГВС) и системой силового и позиционного регулирования хода рабочих органов агрегатируемы с трактором почвообрабатывающих машин. Управление данными системами связано непосредственно со спецификой агрегатирования и выполнения агротехнических условий и требований при выполнении определённых работ.

Функционально гидроувеличитель позволяет догружать ведущие колёса трактора автоматически регулируемым усилием в гидроцилиндре навески трактора, таким образом, повышая тяговые характеристики агрегата. Управление данным устройством осуществляется дополнительной рукояткой на распределителе.

Управление позиционным регулятором выведено отдельным рычагом по правую сторону места водителя. Орган управления имеет три положения: средняя фиксируемая позиция – регулятор выключен, позиция рычага вперёд – «регулятор включён в зоне регулирования», крайняя задняя позиция — положение подъёма рабочих органов почвообрабатывающей машины (после выглубления рукоятка автоматически переходит в среднюю позицию — «регулятор выключен».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]