КПП МТЗ 82: устройство, схема и ремонт коробки передач

  • Главная
  • Медиа-центр
  • Статьи
  • Схема переключения передач МТЗ 82

Меню

  • Новости
  • Статьи
  • Видеоматериалы
  • Фотоматериалы
  • Публикация в СМИ
  • 3D-тур

26.09.2019

МТЗ-80/82 «Беларусь» является одним из самых массовых тракторов в бывшем СССР. Данная машина выпускалась в Минске, а также на ряде других заводов СССР с 1974 года и продолжает выпускаться до сегодняшнего дня.

Изначально трактор разрабатывался как лёгкая сельскохозяйственная машина. Однако в нашей стране он получил на много более широкое применение. На базе МТЗ-80/82 делалась разнообразная строительная техника, такая как бульдозеры и экскаваторы, которая стала не менее известна, чем сельскохозяйственная.

Поэтому информация о работе и обслуживании этого трактора будет интересна самой широкой публике. В статье ниже будет подробно рассмотрена коробка передач МТЗ 82, её возможности, а также порядок переключения скоростей МТЗ 82.

Общие сведения

Схема переключения передач МТЗ-82 основана на конструкции КПП и особенностях ее состава. Коробка представляет собой комплект шестеренок, присоединяемых в разных сочетаниях и обеспечивающих разное передаточное число, установленное в картере с нагнетательным механизмом. Возрастание передаточного числа способствует повышению скорости, понижение увеличивает мощность.


Устройство КПП МТЗ-82

Профилактика неисправностей

Для наиболее длительной эксплуатации коробки передач МТЗ «Беларус» стоит придерживаться нескольких рекомендаций.

  1. В КПП следует заливать только трансмиссионные смазки высокого качества, такие как ТАП-15В. Заливаемый объем — 40 л, замена выполняется раз в год. В интервалах между заменой масла следует контролировать его уровень и отсутствие потеков на корпусе коробки.
  2. Важно правильно эксплуатировать сам трактор, используя только прицепное и навесное оборудование, класс которого соответствует тяговому классу машины, то есть 1,4. Столкнувшись с проблемами переключения скоростей, не нужно пытаться активировать их с усилием. Лучше как можно быстрее проверить коробку и сцепление на предмет поломок и неполадок.
  3. В процессе ремонта следует пользоваться только высококачественными запчастями и узлами для КПП МТЗ «Беларус», оптимальный вариант — оригинальные детали заводского производства.

Как показывает практика, коробка скоростей МТЗ модели 82 является достаточно надежным узлом. Тем не менее, как и для любого агрегата, включающего в себя различные трущиеся механизмы, необходимо регулярно выполнять техническое обслуживание и ремонт КПП МТЗ, а также время от времени чистить устройство и менять в нем масло.

В случае отказа от сервисных мероприятий существенно возрастает риск возникновения различных неполадок и поломок.

Назначение и функции плунжера и сальника коробки передач

Помимо прочих элементов, схема переключения передач МТЗ-82 содержит плунжер с переключателем. Блокиратор оснащен редуктором, стаканами и плунжерными дисками, относительно тонкими накладками.

Сальник обеспечивает герметичность устройства, препятствует выходу масла из корпуса. Он устанавливается над блоком, приводится в действие от передающей шестерни. Соединение с валом производится через шток. Верхняя часть устройства содержит переходник с рабочими втулками.


Планетарный редуктор ВОМ МТЗ-82

Картер и нагнетатель


Схема переключения передач на тракторе МТЗ-82

В схеме переключения передач МТЗ-82 использован масляный картер (поддон) объемом 15 литров. Он оснащен двумя шестернями, имеет прочную опорную площадку с прокладками и присоединительными стаканами в боковых сегментах. Они снабжены втулками, выполняющими роль уплотнителей и препятствующими выходу масла. В процессе работы втулки изнашиваются и подлежат периодической замене.

Механизм нагнетания состоит из набора дисков, между которыми установлены жесткие прокладки. Стойки, на которых крепится устройство, снабжены небольшими выступами, а нижний опорный элемент крепится жестко.

Механизм нагнетания функционирует в сложных условиях, требует периодического обслуживания. Необходима регулярная очистка от осадка, присутствующего в масле, мелких частиц металла, появляющихся в процессе трения подвижных элементов.

Один из самых продаваемых тракторов МТЗ

Каждый десятый сходящий с конвейера колёсный трактор на нашей планете – это трактор МТЗ. Сегодня актуальный каталог МТЗ представляет вниманию потенциальных потребителей два десятка базовых моделей самых разных тракторов, колёсных и гусеничных, – от мини-формата до мощных энергоёмких 10-го тягового класса. Можно говорить о том, что предприятие стремится охватить абсолютно все сегменты рынка, и эта задача успешно выполняется.

Если ознакомиться со статистикой продаж, то станет очевидным, что наибольшую популярность на отечественном рынке по-прежнему имеют универсальные трактора тягового класса 1,4: «МТЗ-82» (и его вариант «МТЗ-82.1»), ставшие современным воплощением легендарного «МТЗ-80 Беларусь». Наряду с 82-м «Беларусом», набирает популярность и другая современная модель – «МТЗ-920».

Порядок переключения передач МТЗ-82

Коробка передач МТЗ-82 имеет 9 скоростей передних и 2 задних. Помимо этого, имеется понижающий редуктор, увеличивающий количество доступных скоростей и уровней мощности вдвое. Ступени редуктора имеют 2 диапазона, обеспечивающих разные режимы работы КПП. Порядок переключения скоростей:


Управление КПП Беларус МТЗ-82

  • Обороты двигателя сбрасываются до минимума.
  • Педаль сцепления выжимается до упора.
  • Рычагом переключения КПП сначала включается та или иная ступень, после чего включается нужная передача.
  • Педалью газа увеличивают обороты двигателя, одновременно плавно отпуская сцепление.

У неопытных водителей иногда с первого раза не получается включение нужной передачи. В этих случаях следует включать нейтральную и сделать еще одну попытку.

Переключение скоростей производят разные элементы КПП. Для задействования одних используются вилки, другие приводятся в соединение с помощью зубчатого элемента. Этот элемент представляет собой муфту с внутренними зубцами, скользящую по зубчатому валу в продольном направлении и занимающему определенное положение, соответствующее присоединению нужной комбинации шестерней.

Схема переключения передач МТЗ-82 должна быть тщательно изучена перед началом работы, чтобы избежать ошибочного включения ненужной передачи или задней скорости.

Технические характеристики

Двигатель
Тип4-х цилиндровый без турбонаддува
Мощность, л.с./кВт81/59,6
МаркаД-243
Экологический стандартStage 0/Stage I
Удельный расход топлива, г/(кВт·ч)229+3
Максимальный крутящий момент, Н·м298
Трансмиссия
Коробка передачСинхронизированная (по заказу механическая) с механическим понижающий редуктором/понижающим синхронизированным/ускорителем механическим/с повышающим синхронизированным
Муфта сцепленияфрикционная однодисковая постоянно-замкнутого типа с механическим управления
Число передач вперед/назад14/4
Задний ВОМ, мин-1540/1000
Гидросистема
Грузоподъемность заднего навесного устройства на оси подвеса, кг, не менее3200
Максимальное давление, Мпа20-2
Объемная подача насоса при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, л/мин, не менее45
Емкость бака гидросистемы, л28,5 ± 0,5
Ходовая система
Типколесная
Колесная формула4К4
Шины
передние11,2-20; 13,6-20; 360/70R20;13,6R20;
задние15,5R38; 16,9R38; 18.4R34; 9,5-42; 11,2R42
Прочие характеристики
Тормоза/тормоза прицепаСухие (мокрые) двухдисковые (трехдисковые)/однопроводный пневмопривод (по заказу двухпроводный)
Масса максимально допустимая, кг7000
Климатическое исполнениеУ1/Т1
Минимальная и максимальная скорость вперед/назад, км/чMin 2,55/5,36; Max 36,6/12,07
Реверс редуктормеханический

Двигатель

На данном тракторе, как и на «МТЗ-82», установлен четырёхтактный четырёхцилиндровый дизельный двигатель «Д-243». Цилиндры его установлены рядно, в вертикальном положении. Он снабжён системой непосредственного (прямого) впрыска топлива и электронной системой управления и регулировки. Турбонаддува, как и у «МТЗ-82», на двигателе «Д-243» нет. Что, впрочем, по мнению многих хозяйственников, является скорее плюсом для работы, чем минусом. Облицовка моторного отсека трактора выполнена из высококачественного пластика. В отличие от «МТЗ-82», используется дизайн капота с закрытыми боковинами (облицованными с полным капотированием дизельного мотора трактора).

  • Рабочий объём мотора «Д-243» – 4,75 литра.
  • Диаметр цилиндра – 110 мм.
  • Максимальная развиваемая мощность – 81 л./с. (или 59,6 кВт).
  • Максимальный крутящий момент – 298 Н/м.; при частоте вращения 2200 об./мин.
  • Удельный расход топлива – 229 г/кВт-ч.
  • Ёмкость топливного бака – 135 л.
  • Экологический стандарт – «Stage 0»/«Stage I»

Расход топлива

Расход уд можно рассчитать по формуле 220 г/кВт*час. При V топливного бака 135 л, работать машина может в течение 7-10 моточасов.

Трансмиссия и тормозная система

Трактор укомплектован синхронизированной (хотя по особому заказу это может быть и механическая) коробка переключения передач. КПП оснащена понижающим редуктором (мультипликатором); синхронизированным ускорителем. Количество передач: 14 передних и 4 задних. Минимальная скорость составляет: 2,55 км/ч вперёд и 5,35 км/ч назад. Максимальная скорость установлена производителем как 36,6 км/ч вперёд и 12,07 км/ч назад. Муфта сцепления – фрикционная однодисковая, постоянно-замкнутого типа с механическим управлением. Накладки диска сцепления выполнены из метало-керамического материала.

МТЗ-920 коробка передач

Роль ведущего моста выполняет у трактора «МТЗ-920» передний. Именно на него передаются конечные передачи, и на нём же устанавливается самоблокирующий дифференциал и планетарно – конические редукторы. В качестве привода переднего моста используется раздаточная коробка с автоматическим включением, два карданных вала и промежуточная опора с предохранительною муфтой. Задний мост МТЗ-920 снабжён электрогидравлическим управлением.

На каждом из колёс установлены многодисковые тормоза, охлаждение которых осуществляется с помощью масляной ванны. Ручной тормоз оснащён независимым управлением. Вид тормозов может варьироваться: сухие или мокрые; двухдисковые или трёхдисковые; с однопроводным либо двухпроводным пневмоприводом. Реверс-редуктор – механический. Рулевое управление (ГОРУ) – гидрообъёмное, модернизированное. ГОРУ снабжено насосом-дозатором «Данфосс»; цилиндром в рулевой трапеции и неразрезной рулевой ягой.

Гидросистема

Гидравлическая система «МТЗ-920» – раздельно-агрегатного типа, с гидроподъемником. Она отличается тем, что имеет дублированные выводы для задних гидросистемы и гидроподъемника. Помимо этого, трактор оснащён двух-скоростным задним ВОМом, с независимым синхронным механизмом. Грузоподъёмность заднего навесного устройства на оси подвеса составляет не менее 3,2 т. Максимальное давление – 20 Мпа. Объёмная подача насоса, при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, составляет не менее 45ти л/мин. Ёмкость бака гидросистемы – 28,5 ± 0,5л.

Три секции распределителя обеспечивают управление выносными цилиндрами сельскохозяйственных машин и орудий. Используется педальное управление гидравлической муфтой, блокировкой дифференциала заднего моста; рычажное управление раздаточной коробкой ПВМ.

Есть возможности дополнительно комплектовать трактор ходоуменьшителями; балластными грузами для передних или задних колёс; тент-каркасом кабины; подставками для сдваивания задних колёс; системой закрепления задней подвески; тремя парами вывода для гидросистемы; гидро-крюком и кронштейном; дополнительным креслом; кондиционером.

Габаритные размеры и масса

  • Длина – 3,97 м; Ширина – 1,97 м; Высота (по кабине) – 2,84 м.
  • Колёсная база, длина – 2,45 м.
  • Колея, по передним колёсам – 1455-1955 мм; по задним колёсам – 1800-2100 мм.
  • Дорожные просвет, под передним мостом – 645 мм; под задним мостом – 465 мм.
  • Наименьший радиус поворота – 4,1 м.
  • Масса эксплуатационная – 4,1 т.
  • Масса предельно допустимая, с нагрузкой – 7 т.
  • Размеры передних шин – 11,2-20; 13,6-20; 360/70R20;13,6R20.
  • Размеры задних шин – 15,5R38; 16,9R38; 18.4R34; 9,5-42; 11,2R42.

Конструкция реверс-редуктора

Реверс-редуктор представляет собой узел, установленный между сцеплением и коробкой передач. Выполняет функцию быстрого изменения направления движения вперед-назад, не меняя передаточного числа. Проще говоря, на одной и той же включенной скорости можно двигаться вперед или назад, что позволяет использовать режим «челнока».

Конструкция реверс-редуктора состоит из двух групп:


Устройство редуктора МТЗ-82

  • Узел механических передач.
  • Управление реверс-редуктором.

Первая группа состоит из набора шестерней, производящих трансформацию (изменение направления) силового потока. Вторая группа обеспечивает своевременное включение или отключение определенного режима работы, позволяющего двигаться вперед или назад. В схеме переключения передач МТЗ-82 действие реверс-редуктора является важной и ответственной функцией, делающей возможным мгновенное переключение движения, что в сложных полевых условиях требуется часто.

Первичный вал

Коробка передач трактора МТЗ-82 имеет агрегацию с первичным валом отбора мощности. Он установлен горизонтально и одним концом соединяется с корзиной сцепления (выжимным диском), а другим — с муфтой вторичного вала. Опорами первичного вала являются два подшипника. Он оснащен продольными зубцами, на которых установлены шестерни 3, 4 и 5 скоростей. Помимо этого, первичный вал соединяется с ходоуменьшителем, для чего используется зубчатая передача.

Конструкция трансмиссии не предусматривает функционирования первичного вала в нейтральном положении. Устройство действует только в положении включенного синхронного или независимого привода.


Схема ВОМ МТЗ-82

Достоинства и недостатки

Владельцы отмечают следующие достоинства трактора МТЗ-920:

  • повышенная мощность гидравлической системы за счет усовершенствования насосов и распределителей;
  • отсутствие рывков при работе гидроприводов;
  • комфортабельная кабина с улучшенной герметизацией и виброизоляцией;
  • синхронизированная коробка передач, облегчающая работу оператора;
  • возможность работы с большим перечнем навесного оборудования;
  • простота ремонта;
  • масса машины, позволяющая работать с пахотным оборудованием;
  • взаимозаменяемость части деталей с ранними моделями МТЗ.

К минусам техники относятся:

  • бедное оснащение базовой комплектации;
  • низкий ресурс деталей трансмиссии;
  • после покупки нового трактора требуется протягивать все узлы

Техническое обслуживание коробки передач МТЗ-82

Конструкция коробки передач МТЗ-82 имеет множество подвижных и трущихся деталей. Безотказная работа всех элементов возможна только при условии надлежащего состояния, своевременного техосмотра, обильной смазки всех деталей. От нерегулярного технического обслуживания могут проявиться следующие неисправности:


Возможные неисправности ВОМ МТЗ-82

  • Скрип во время переключения скоростей.
  • Увеличенные зазоры накладок.
  • Люфт рычага переключения скоростей, приводящий к неполному или непроизвольному включению скоростей.
  • Посторонние шумы, скрежет или скрип в коробке во время работы, свидетельствующие о нарушении взаимодействия элементов.

Технический осмотр коробки передач полагается производить один раз в месяц. Это позволяет увеличить срок службы КПП и заднего моста, обеспечить соответствующие условия работы всех элементов конструкции. Регулярный осмотр позволит своевременно обнаружить признаки появившихся неисправностей и принять меры для их устранения, не доводя дело до преждевременного капитального ремонта.

Видео по теме: Тест-драйв и обзор трактора Беларус МТЗ-82

Публикации по теме


Учимся ремонтировать КПП трактора К-700


Особенности диагностики и ремонта редуктора КамАЗ 5320


Особенности устройства коробки передач ЯМЗ-236

Диагностика и устранение неполадок

Рассмотрим наиболее распространенные неполадки в работе КПП МТЗ «Беларус» и способы их устранения.

НеисправностиУстранение
Возникающий в процессе переключения передач скрип может указывать на неполадки дисков сцепления или неверно отрегулированное зацепление зубчатых колес.При этом необходимо выполнить замену изношенных или поврежденных узлов. Если эта мера не принесет результата, проверяют, чтобы находящаяся в блоке управления кулачками пружина при наибольшем сжатии имела длину не более 32 мм. Если указанные действия не решают проблему скрипа, снимается крышка КПП МТЗ на сцеплении и крышка на редукторе понижения, и выполняется проверка зазоров между накладками тормозящего диска коробки, а также между цапфами отведения и включающей вилкой.
Многие неполадки связаны с дефектами и износом вилок переключения, фиксирующих элементов, а также валов и подшипников. Достаточно часто передача плохо включается или КПП не работает из-за зацепления определенных шестерен.В случае заклинивания подшипников из коробки сливают масло, после чего демонтируют корпус КПП и пол кабины трактора. Используя монтажный лом, все валы вращают вокруг своей оси, а затем в направлении радиуса. В случае выявления ощутимого сопротивления или смещения подшипников необходимо полностью демонтировать КПП, выполнить ее разборку и полную замену неисправных органов.
Причиной неполадок может быть и вторичный вал.Его проверяют при помощи специального прибора, уделяя особое внимание зазорам во вращательных опорах. Для этого индикатор упирают ножкой в торцевую часть шестереночного зубца и проверяют ось вторичного вала. Существуют различные причины возникновения щелей и зазоров в оси, вплоть до ненадежного закрепления гайки. Не стоит сразу принимать решение о приобретении новых подшипников — сначала следует проверить надежность затягивания гайки.

В случае выявления осевого зазора коробку отсоединяют от заднего моста трактора, выпрессовают стакан подшипника вторичного вала, отключением скорости и проверяют уровень затягивания сборочного узла. Проверка осуществляется при помощи динамометрического ключа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]