Отзывы владельцев на Камаз-5490: достоинства и недостатки русского тягача

КамАЗ-5490 – флагманский автомобиль Камского автозавода, самая технологичная модель в семействе грузовиков КамАЗ. Выпускается с 2013 года. Представляет собой магистральный седельный тягач, являющийся первым в истории Камского завода автомобилем с обновленной кабиной, которая была позаимствована у модели Мерседес-Бенц Актрос предыдущего поколения. Производство импортной кабины освоено на Камском автозаводе, и большинство комплектующих для 5490 также выпускается в России. Согласно планам компании КамАЗ, к 2022 году грузовики с классической старой кабиной будут сняты с производства. Их должны заменить обновленные машины с кабиной, как у КамАЗ-5490. Грузоподъемность КамАЗ-5490 составляет 44 тонны.

Опыт эксплуатации


В хороших руках немецкий мотор служит годами без ремонтов

В хороших руках немецкий мотор служит годами без ремонтов

стала одним из первых покупателей тягачей КАМАЗ‑5490, приобретая эти автомобили крупными партиями с 2014 года. На сегодняшний день в парке (включая все региональные подразделения) 2718 единиц тягачей этой модели, из них 258 машин базируются в АТП «Нижний Новгород». Тягачи работают с полуприцепами (в основном, тентованными и шторно-бортовыми) марок Schmitz Cargobull, «Тонар», НефАЗ и др., выполняя рейсы по всей России. Грузы самые разнообразные. Годовые пробеги превышают 100 тыс. км. Маршруты доставки грузов пролегают как по благоустроенным трассам, так и по дорогам с изношенным покрытием, а география перевозок охватывает регионы с разным климатом.

Условия эксплуатации сильно влияют на долговечность узлов автомобилей. Машина пяти-семи летнего возраста может сохранять значительный остаточный ресурс, а может быть изношена до состояния, когда ее выгодней продать.

Евгений Белов

, старший механик технического отдела :

Отзывы владельцев на Камаз-5490: достоинства и недостатки русского тягача

Отзывы владельцев на Камаз-5490: достоинства и недостатки русского тягача. Камаз-5490 — новый магистральный тягач российского производства с нероссийской начинкой.

Советский союз когда-то активно поставлял технологии в Китай, чем до сих пор заставляет гордиться многих наших соотечественников. Сегодня от великой державы не осталось ничего, а судорожные шаги российских чиновников прославить страну на поприще производства грузовиков, за все эти годы оборачивались полным позором. Новый тягач Камаз 5490 является очередной попыткой доказать, что мы все-таки не лаптем щи хлебаем, а тоже грузовые машины делать умеем. Вот только, российского в новой машине – всего-то рама, да передняя ось.

Кабина: дешевый пластик и китайская электроника

По некоторым данным, на разработку новой кабины Камаз 5490 угрохали аж 40 миллионов долларов. Конечно, с предыдущим ужасом – интерьером прошлой модели 5460 ее не сравнить. Однако, кабина нового тягача примерно соответствует уровню грузовиков Рено конца 90-х годов. Дешевый пластик, приборная панель с маленькими шкалами и тонкий руль. Для российского автопрома – это огромный прорыв.

Седельный тягач Камаз 5490 имеет в кабине два полноценных спальных места. Правда, отзывы рослых водителей свидетельствуют, что спать на них тесновато. Зато шумоизоляция в кабине на достойном уровне – водители меньше устают, да и поспать в дороге реально можно. По сравнению с моделью 5460 хочется и отметить более аккуратно сделанные двери. В общем, кабина переработана кардинально. Да и места в ней побольше.Кабина нового русского седельного тягача, как и предполагалось, гордо насыщена китайской электроникой. Радиоприемник с USB, круиз-контроль, электростеклоподъемники, тахограф и кондиционер, люк с электроприводом – словно бальзам на душу измученному жарой и холодом российскому водителю. На тягач устанавливается и предпусковой подогреватель, который, правда, вряд ли будет устанавливаться на базовую комплектацию. Хотя вроде как обещают…

А еще в кабине КАМАЗа 5490 может быть установлена медиасистема от известного русского производителя Intel. Так что каждый патриот может порадоваться большому количеству российских комплектующих.

Европейский двигатель

На выставке и тест-драйве двери грузовиков открывали ключами, на брелоках которых сверкала трехлучевая звезда Mercedes. Небольшое расследование показало, что в лучших традициях российского автопрома наши кулибины не стали ломать голову изобретательством, а большинство узлов (включая и части кабины) содрали у ненавистных гейропейцев.

Двигатель, понятное дело, тоже содрали, вместе со всей трансмиссией. Так что на новом Камазе будет стоять проверенный временем агрегат OM457 LA от тягача Mercedes Axor. Он выдает целых 428 л. с. и соответствует современным требованиям. Так что 5490 — это Евро-5, он может смело выезжать за границу.

Естественно, очень многих интересует, какой расход топлива КАМАЗ 5490 на 100 км. В зависимости от сезона и нагрузки, он составляет от 29,3 до 34,2 литров на 100 км пути. Максимальную же скорость обещают – 110 км/ч. В принципе, что самое главное, этот двигатель позволит более быстро одолевать подъемы. Однако, несложно представить, во сколько обойдется возможный ремонт с таким количеством импортных комплектующих.

Технические характеристики

Масса Камаз 5490 составляет 7900 кг. Штатная версия комплектуется двумя баками по 400 литров – хороший запас хода обеспечен. Максимальная масса автопоезда с магистральным тягачом Камаз 5490 составляет 44 тонны. Соответственно, вес полуприцепа не должен быть выше 36 тонн.

На новый седельный тягач устанавливаются истинно русские системы EBS, ESP, ASR, которые, конечно, спасут немало водительских жизней. Купить Камаз 5490 можно по цене от 2900000 рублей.

Стоит ли покупать? Отзывы владельцев

Ужасно обидно задаваться подобным вопросом жителю страны, где полно металла, нефти, газа и светлых умов. Вроде как по всем канонам, российские грузовики должны покупать в Европе, а не наоборот. У нас же вопрос стоит по-другому – стоит ли покупать Камаз 5490 или лучше приобрести иномарку, например, тот же Mercedes Axor?

Даже зная, что на КАМАЗе 5490 установлена одна лишь рама российской сборки, и то хочется от покупки отказаться, тем более, памятуя об увеличенной массе полуприцепа. По экономическим показателям и начальной цене эта машина очень привлекательна для коммерческих перевозок. Однако, отзывы владельцев о КАМАЗ 5490 уже свидетельствуют о том, что в сборке есть огрехи. Однако, ресурс на двигатель заявляют более 1 миллиона километров, а межсервисный интервал – от 80000 км, что очень даже неплохо.

Среди отзывов о модели 5490 есть и положительные мнения. В частности, машина получилась динамичной, потребляет немного топлива и достаточно хорошо управляется. После, например, Камаза 5460, мнения водителей однозначно полный восторгов.

Хочется верить, что отечественные конструкторы все-таки когда-то сделают тягач, который будет состоять полностью из российских комплектующих, причем по характеристикам и надежности он будет превосходить западные аналоги, да так, что европейцы будут отказываться от Мерседесов и Вольво и выстраиваться за на нашими Камазами в очередь.

По крайней мере, любители компьютерных игр уже сделали мод Камаз 5490 для Euro Truck Simulator 2 и он как тузик грелку рвет иностранные грузовики. Попробуйте скачать – гордость возьмет за родное Отечество.

ГБО с завода на КамАЗ 5490

Летом 2017-го тягач КАМАЗ‑5490 сделали газобаллонным. Это была не просто пара выставочных автомобилей, а серия. Причем некоторые перевозчики начали массово обновлять свой парк тягачами KAMAЗ‑5490-891-S5 (4х2) с газодизельной системой питания.

Как оказалось, новый газобаллонный автомобиль способен успешно конкурировать на российском рынке с газовыми версиями седельных тягачей Scania и Volvo FH, на порядок опережая их в объемах поставок перевозчикам. У шведов в России это машины для опытной эксплуатации, для прощупывания рынка, для демонстрации возможностей, а КАМАЗы с ГБО уже берут десятками и даже сотнями, зарабатывают с их помощью деньги.

Для конвертирования дизеля Mercedes-Benz OM457 на метан применили газодизельный цикл, который использовали на КАМАЗах в середине 80-х годов. Применение современной электроники в топливной аппаратуре OM457, в сравнении с механическими ТНВД и вакуумными газовыми редукторами почти 40-летней давности, позволило провести переоборудование дизеля изящно и эффективно. Сейчас на КАМАЗ‑5490-S5 применяют итальянскую газовую аппаратуру фирмы EMER, которая входит в пятерку крупнейших мировых производителей компонентов ГБО. Ее применяют Volvo, Cummins, Caterpillar и другие производители газовых двигателей.

Сейчас разработаны газобаллонные тягачи на сжиженном метане. Одна беда — заправок лишь шесть на всю Россию

У газобаллонного тягача KAMAЗ‑5490-891-S5 лишь одна настройка мощности — ​401 л. с., 2000 Н.м.

Судя по спецификации, газ, плавно замещая солярку, в конечном счете обеспечивает следующее среднее соотношение: 55% дизтоплива и 45% метана. Если пересчитать, с учетом разницы в цене солярки — ​40–41 руб. за литр и метана — ​16,5–18 руб. за куб, то с этой «дельты» и получается экономия. По утверждению специалистов КАМАЗа, перевозчик экономит 2,5 рубля на каждом километре пробега автопоезда. Если годовой пробег составляет около 200 тыс. км, значит, только на одном автомобиле можно сэкономить около полумиллиона рублей.

Двигатели КамАЗ 5490

Рядные «шестерки» Mercedes-Benz OM457 LA объемом 11,97 л, которые нынче устанавливают на седельные тягачи КАМАЗ‑5490, — надежные моторы с заявленным ресурсом в 1 млн км. Собирают их в немецком Мангейме на моторном заводе концерна Daimler AG. Они весьма экономичны, межсервисный пробег достигает 80 тыс. км. Один из недостатков этого изначально автобусного мотора — ​нет отбора мощности для привода вспомогательных редукторов или гидронасосов. Если понадобится таскать самосвальный полуприцеп или использовать еще какое-либо оборудование, придется оснащать коробку передач КОМ (коробкой отбора мощности).

ОМ457 обеспечивает автопоезду расход топлива 32–35 л на 100 км

Планировали оснащать КАМАЗ‑5490 и новой перспективной «восьмеркой» КАМАЗ‑750. У этого двигателя новый блок и общие чугунные головки для каждого ряда цилиндров. У него и размерность совсем другая: ход поршня планировалось увеличить до 135 мм (а возможно, и до 140 мм!), при неизменном диаметре 120 мм (хотя и его могли увеличить на 5–10 мм), рабочий объем получался около 13 литров. Мощность — ​до 550 л. с. при 1900 об/мин, крутящий момент свыше 2000 Н.м при 1200– 400 об/мин.

Технические характеристики КамАЗ 54901

Габариты и грузоподъемность:

  • Длина 6 350 миллиметров;
  • Ширина без учета зеркал: 2 550 мм;
  • Высота: 4 000 мм;
  • Межосевое расстояние: 3 600 мм;
  • Внешний габаритный радиус поворота: 8 метров;
  • Тип колес: дисковые;
  • Тип шин: бескамерные, радиальные, 315/70 R22,5;
  • Вес снаряженного автомобиля: 8 400 килограмм;
  • Предельная нагрузка на седельно-сцепное устройство: 11 300 кг;
  • Высота седельного устройства: 1 150 мм;
  • Максимальная масса полуприцепа: 35 600 кг;
  • Полная масса тягача: 44 тонны;
  • Максимальная скорость автомобиля: 90 км/час.

Двигатель и расход топлива

Грузовик приводится в движение дизельным силовым агрегатом КамАЗ 54901. Конструктивно – это рядный шестицилиндровый мотор с функцией турбонаддува и системой промежуточного охлаждения воздуха. Рабочий объем турбодизеля равен 11, 96 литрам, а его номинальная мощность достигает 450 лошадиных сил при скорости вращения 1 900 об/минуту. Двигатель комплектуется современной топливной системой Common Rail, которая способствует экономии топлива и снижению вредных выбросов в атмосферу. Блок цилиндров выполнен из литого чугуна, на каждом цилиндре устанавливается по 4 клапана.

В соответствии с руководством по эксплуатации КПД КамАЗ 54901 составляет 43%, впрочем, конструкторы заявляют о возможности дальнейшего совершенствования мотора и приведения его к стандартам Евро 6. Сегодня мотор дизель соответствует стандарту Евро 5.

К преимуществам нового двигателя следует отнести:

  • Наличие турбонаддува с технологией понижение температуры надувочного воздуха;
  • Наличие системы электронного впрыска топлива, при которой форсунки с электроуправлением подают горючее под высоким давлением, что гарантирует его полное сгорание;
  • Экономичность двигателя и высокий КПД;
  • Технология глубокой очистки отработанных газов, что значительно повышает экологичность двигателя.

Седельный тягач КамАЗ 54901, в базовой комплектации, оборудован топливным баком, объемом в 800 литров. Также в продаже доступны автомобили укомплектованные двумя топливными баками по 600 литров каждый. Заявленный расход топлива соответствует 30 литрам горючего на 100 километров пути, что еще раз подчеркивает экономичность автомобиля.

Трансмиссия и электропитание КамАЗ 54901

Хорошую динамику набора скорости и комфорт в управлении грузовиком обеспечивает автоматическая 12-ти ступенчатая коробка нового поколения ZF 12TX2210 ТD, созданная на основе принципиально новых технологий. Прежде всего, водители отмечают тихую работу TraXon, в целом, она издает на 33% меньше шума, чем ее предшественники. Также новая трансмиссия повышает экономичность автомобиля, так крутящий момент двигателя передается на ведущие мосты, практически без потери энергии.

Электроника отлично реагирует на дорожные условия и вовремя переключает с одной передачи на другую, с высокой точностью и плавностью. Это происходит благодаря использованию различных датчиков, которые анализируют наклон дороги, кривизну и направление поворота, скорость оборотов двигателя и множество других аспектов. Заявленный пробег трансмиссии ZF 12TX2210 ТD TraXon составляет 1 600 000 километров, без капитального ремонта.

Взаимодействие двигателя и коробки передач обеспечивается при посредничестве сцепления MFZ-350, производимого немецкой компанией ZF Sachs. Это сухое однодисковое сцепление вытяжного типа устанавливается на множестве моделей грузовиков нового поколения, оно отличается высокой эффективностью и надежностью.


Схкма сцепления MFZ-350

Электронные и электрические системы седельного тягача КамАЗ 54901 питаются от двух мощных 12-вольтовых аккумуляторных батарей, суммарной емкостью 450 А/час. Поскольку в рабочее напряжение электросхем автомобиля составляет 24 вольта, то здесь установлен преобразователь напряжения. Также грузовик оснащен 28-вольтовым генератором, мощностью 3 киловатта.

Тормоза и системы безопасности КамАЗ 54901

Седельный тягач КамАЗ 54901 оснащен эффективной системой безопасности, которая состоит из дисковых тормозов, установленных на каждом колесе грузовика, сама тормозная система оснащена технологией стабилизации. Кроме того, на автомобиле в базовой комплектации доступны такие системы безопасности:

  • ASR: главная задача этой системы состоит в предотвращении потери сцепления колес с дорогой, также благодаря этой технологии снижаются нагрузки на трансмиссию автомобиля;
  • ESP: современная электронная система безопасности, повышающая курсовую устойчивость машины на дороге, защищающая автомобиль от заносов. При наличии технологии ESP водителю намного легче контролировать поведение автомобиля, особенно при движении по мокрым или заснеженным дорогам.
  • EBS: электроннопневматическая педаль, не имеющая физического контакта с элементами тормозной системы. При нажатии на привод в электронный блок управления посылается сигнал, вследствие которого система сама распределяет тормозное усилие на каждое колесо, в зависимости от ситуации на дороге.

Кабина КамАЗ 5490

Свой магистральный тягач вполне могли бы сделать в Челнах и своими силами. Под тем же индексом 5490 шла работа над совершенно другой машиной: с кабиной, разработанной по заданию ОАО «КАМАЗ» южнокорейской инжиниринговой компанией DMEC, входящей в состав Kia Motors, которая, в свою очередь, с конца 90-х принадлежит Hyundai Corporation. А Hyundai Motor серьезно сотрудничает с Daimler. Были уже готовы опытные образцы всего семейства этих кабин: широкие и узкие, со спальником и дневные, короткие. Очень неплохие получались кабины, только с интерьером было непонятно. Сейчас на КАМАЗ-5490 ставят кабину Mercedes-Benz Axor.

Подержанная Скания

Скания или как ее еще называет «скамейка» для многих дальнобойщиков является эталоном. Надежная, мощная, быстрая, ремонтопригодная. Вот 4 основных составляющих успеха для дальнобойного тягача. Не зря я взял для сравнения именно ее. Рассказывать про нее особо нечего, так как это просто автомобиль для работы, который не требует вечного ремонта, особенно если ездит сам владелец. Этот пункт особенно важен в эксплуатации тягача, если вы человек, понимающий в этом вопросе.
По итогам того же опроса многие водители говорили, что лучше взять старую Сканию, чем связываться с КамАЗами. Чем же подкупает Скания? Чтобы ответить на этот вопрос мне пришлось проштудировать много форумов и лично пообщаться с дальнобойщиками. Они люди общительные и поэтому на один мой вопрос я услышал множество ответов.

Если взять, в общем, то ответ получиться примерно такой: «Скания надежная, проверенная временем, если за ней ухаживать, то два с половиной миллиона километров пройдешь до капитального ремонта. КамАЗ же еще не проверенный временем и ресурс его никто не знает, а связываться с неизвестностью дальнобойщики не любят».

Если задавать вопрос самому себе, а пересел бы я с иномарки на отечественную технику, то я, наверное, однозначно ответил «нет». Возможно, во многом это обусловлено тем, что я родился и вырос в городе Набережные Челны, именно там, где производят КамАЗы. Наверное, каждый третий местный работает на заводе и поэтому информации о том, что делается на заводе, хоть отбавляй. А пока завод будет находиться в таком состоянии, забота о рабочих будет находиться на самом низком уровне, то и качество продукции не будет подниматься.

Итак, подводя итоги этой статьи можно подчеркнуть, что для дальнобойщика самое главное – это уверенность в автомобиле, в его каждом последующем километре. А пока качество отечественной продукции будет на таком низком уровне, конкурировать с иностранцами мы не сможем. Поэтому выбор между двумя конкурентами, несомненно, падает на подержанную Сканию.

Ведущий мост КамАЗ 5490

Другое предсказуемое и оправданное конструкторское решение — ​применение полностью «мерседесовского» ведущего моста, модели Daimler HL6, который ставят на Axor и Actros. Это стопроцентный импорт из Германии. У моста одинарный гипоидный редуктор с числом 3,077, с блокировкой дифференциала. Тормозные механизмы дисковые.

Ведущий мост Daimler. У него штампосварная балка, тормоза с вентилируемыми дисками, есть блокировка дифференциала.

На седельных тягачах 5490 применяют гипоидные ведущие мосты Daimler

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]