Гидравлическая система коробки передач трактора Т-150

  • Главная
  • Медиа-центр
  • Статьи
  • Коробка передач трактора Т150

Меню

  • Новости
  • Статьи
  • Видеоматериалы
  • Фотоматериалы
  • Публикация в СМИ
  • 3D-тур

30.10.2020

С 1971 года в Харькове впервые был выпущен первый трактор Т 150, который на данный момент считается одним из ветеранов среди данного класса транспорта. Сейчас этот агрегат распространен практически во всех странах постсоветского пространства. Работу трактору обеспечивает дизельный двигатель ЯМ3–236, мощность которого составляет около 170 лошадиных сил. КПП трактора Т 150 также производится на этом заводе — он практически неотделим от мотора и устанавливается на раме. Далее рассмотрим основные принципы работы коробки передач трактора Т 150К и Т 150, отличия и особенности.

Что представляет из себя КПП на трактор Т 150

КПП представляет собой механическую коробку на гидравлическом управлении. С помощью такой конструкции коробку передач на тракторе Т 150 можно переключать прямо на ходу без разрыва мощностей двигателя. Кроме того, преимуществом такой конструкции является увеличение производительности автомобиля и экономия топлива, что очень важно при подсчете расходов на технику. Водителю намного легче управлять таким транспортом. Также в КПП расположен такой элемент, как ходоуменьшитель, позволяющий осуществлять передвижение на небольших скоростях. Это очень полезное свойство для проведения промышленных работ, т.к. при уменьшении показателей скорости растет тяга агрегата.

Отзывы владельцев

Трактор Т-150К брал с рук, с хорошей скидкой из-за разбитого блока двигателя СМД. В техническом центре предложили установить идентичный по мощности немецкий дизель марки Дойц. Пришлось вложить дополнительные деньги, но замена оказалась во всех отношениях полноценной. Тяга увеличилась не менее чем на 20-25%, правда не знаю, как это отразится на долговечности КПП и трансмиссии в целом. Семен Николаевич

После 8 месяцев работы на МТЗ-82 руководство агрофирмы решило пересадить меня на капитально отремонтированный трактор Т-150К. Разница существенная, правда за время обкатки пришлось заменить редуктор КПП, были небольшие проблемы с гидроусилителем руля. По тяговым характеристикам и маневренности машина отличная, рекомендую всем. Володя

Переключение диапазонов

Конструкторы уместили в устройство 4 режима:

  • режим с замедлением;
  • рабочий;
  • транспортный;
  • заднего хода.

Каждый из интервалов в КПП трактора Т 150 содержит по 4 передачи и 4 муфты, расположенные на втором валу. Чтобы сменить режим, необходима остановка транспортного средства. После этого обращают внимание на шестерни, которые необходимо привести в зацепление. За счет этого произойдет старт вращения валов. Ниже приведена схема переключения передач трактора Т 150. Скорость регулируется при помощи двух рычагов: левосторонний ответственен за режимы, а правый рычаг для смены передач.

Конструкция и структура

Коробка трактора Т 150 не похожа на модели других транспортных средствах тем, что имеет два тормозных вала (в других моделях он обычно один). Каждый из валов предназначен для движителей слева и справа. С помощью такой конструкции удается менять скорость, а также тягу трактора. Кроме того, это позволяет поворачивать оборудованию в любом радиусе. Когда агрегат движется по прямой, то валы работают с одинаковой частотой. Если же необходимо сделать поворот, то один тормозит или их частота расходится.

На поверхности корпуса коробки передач трактора Т 150 находятся механизмы, позволяющие переключать ряды и включать валы с насосами. Здесь же вставляется ось, на которую надевается рычаг для коробки. Посредством силы тяги он соединяется с тормозной педалью. Подробная схема коробки передач трактора Т 150, обозначения элементов расположены ниже в статье.

Габариты, масса

Трактор т 150к технические характеристики

Длина с прицепным устройством, мм5735±50
Высота, мм3165±40
Ширина, мм2340±30 или 2520±30
База, мм2860
Колея, мм1680±40 или 1860±40
Минимальный радиус поворота, м6,5
Дорожный просвет, мм400
Масса трактора, тонн8,1-8,75

Различия между КПП моделей 150 и 150К

Несмотря на схожесть в конструкции двух агрегатов, КПП Т150 имеет несколько отличий от Т 150К. Основное преимущество в том, что для переключения скоростей не нужно останавливать транспорт. Все благодаря специфическому устройству коробки, о котором было рассказано выше. В механизме сначала происходит подключение гидроподжимной муфты передачи, а затем отключается муфта, контролирующая предыдущую передачу. Таким образом, в небольшом временном промежутке происходит работа двух муфт одновременно, благодаря чему переключение неразрывно. Единственное для чего придется остановить агрегат — это для изменения режима.

Еще одно значительное изменение, которое претерпела КПП: наличие ходоуменьшителя. При этом первичный вал обладает промежуточным соединением с механизмом сцепления. Обычно спецтехника включает в себя мягкие конструкции соединений — чаще всего это прокладки из резины. Однако в конструкции коробок передач Т 150 есть составляющие из металла, поэтому в устройстве соединения жесткие.

Переключение КПП разных моделей трактора

В целом конструкции моделей разного года выпуска аналогичны друг другу. Но существует и ряд изменений, которые сказываются на том, как переключать передачи. Если владелец столкнулся с трактором, выпущенным до 1983 года, то он имеет дело со старым образцом. В новых моделях тракторов коробка передач немного другая: здесь увеличена тяга до 40 тысяч Ньютонов, она обладает усиленными подшипниками, а также специальными зубчиками. В новых версиях КПП устанавливаются скоростной редуктор.

Модификации

Трактора серии 150 на сегодня имеет четыре модификации, причем все они относятся к модели Т-150К.

На ее базе выпущен армейский вариант Т-154, с помощью которого выполняют инженерно-строительные работы и буксируют несамоходные артиллерийские установки.

Отличия от базовой модели состоят в наличии буксировочного крюка вместо маятниковой навески, возможности предпускового прогрева двигателя, более высокой скорости передвижения. Кроме того, задняя полурама сделана удлиненной и несет на себе грузовой кузов.

Модифицированная машина Т-156 оснащена ковшом и способна выполнять погрузочные работы, а ЛТ-157 является трелевочным трактором и используется на лесозаготовках.

Машины харьковского завода явился базой и для разработки Рыбинским заводом одноосного тягача, работающего в составе самоходных скреперов и асфальтовых катков. У него задняя рама заменена рамой соответствующей машины и модифицирован шарнир между полурамами.

Особенности замены масла в коробке передач

Агрегаты данного типа нуждаются в регулярной смене масла, однако не каждый владелец понимает, как правильно выбрать и залить вещество. От того, насколько часто будет проводиться замена, зависит состояние трактора и срок его эксплуатации. Специалисты рекомендуют использовать только специальные расходники и технические жидкости, которые способны обеспечить условия работы для трансмиссии. Если же нет возможности выбрать конкретные технические жидкости, то за консультацией лучше обратиться к специалисту.

Для определения количества масла в коробке необходима регулярная проверка показателя. Периодически нужно проверять уровень масла. Достаточно заглянуть в смотровое окно. Оно установлено на корпусе трансмиссии.

Относительно заливки масла в коробку специалисты рекомендуют делать замену не менее двух раз в год, даже если в коробке передач его еще достаточно. Лучше это делать в межсезонье либо, когда владелец намерен сменить фильтры.

Нужно учесть тот факт, что доливать масло в Т 150 необходимо только при работающем моторе. Завести транспорт лучше заранее — двигателю нужно дать хотя бы 5 минут времени после пуска. Уровень также контролируют через смотровое окно. Еще одна разница между двумя моделями тракторов в том, что при добавлении масла в Т 150К двигатель нужно остановить.

Специалисты советуют выбирать единое масло как для коробки, так и для редуктора с гидросистемой. Основной критерий выбора — это температурные условия. К примеру, при условиях ниже 25 градусов рекомендуют разбавить ветренным маслом АУ масло КПП в соотношении 1:2. Если у владельца нет возможности добавить зимнее, то существует альтернативный выход: 1 часть ветреного АУ добавляется к 2 частям летней технической жидкости. Такой способ лучше применять только в самом крайнем случае — специальные масла лучше защитят конструкцию от преждевременных поломок.

Давление в КПП — это еще один показатель, за которым необходимо постоянно наблюдать. Сделать это можно с помощью установленного манометра, который расположен в рабочей зоне (панели).

Двигатель СМД-60

Все модификации тракторов оснащаются дизельными шестицилиндровыми четырехтактными наддувными двигателями СМД-60 со 150-сильной номинальной мощностью. Разработаны они специально под эти машины, имеют V-образное размещение цилиндров и жидкостное охлаждение.

Запуск двигателя двойной: с кабины с помощью электростартера запускают пусковой бензиновый мотор, который служит для раскрутки основного агрегата. Трактор Т150 снабжен трехступенчатой системой высокоэффективной очистки воздуха, подаваемого в топливную систему. В ее составе инерционно-масляный (тонкой очистки), двухступенчатый (имеет эжекционное удаление оседающей пыли) и сухой циклонный фильтр.

Для облегчения запуска мотора при температуре меньше -5ºС предусмотрен предпусковой нагреватель ПЖБ-300.

Настройка трансмиссии

Чтобы избежать поломок коробки передач Т 150, советуют настроить агрегат и правильно его отрегулировать. Для осуществления регулировки механизма, нужно придерживаться следующей инструкции:

  • Водитель отжимает сцепление;
  • Механизм трансмиссии устанавливается в правильное положение;
  • Навинчивают вилку до тех пор, пока отверстие не встанет на противоположной стороне от пальца;
  • Соединяют рычаг блокировочного валика и сцепление.

При правильной настройке оборудования появится возможность переключать скорости при включении сцепления. Разрешается включать механизм передач исключительно при отжатом состоянии данного механизма. Если все получилось, то последним действием закручивают гайку и зашплинтовывают палец.

Поломки и проблемы КПП. Методы устранения

КПП представляет собой достаточно простую конструкцию, которая доказала свою надежность на практике. Однако всегда есть вероятность возникновения поломки, с которой может справиться только высококвалифицированный специалист. При этом мастер должен иметь опыт работы с подобным механизмом, иначе ремонт будет выполнен некачественно, а проблема никуда не уйдет. Чаще всего владельцу трактора приходится столкнуться со следующими проблемами:

  • Тяжело проходит переключение передач — скорее всего, неполадки заключается в золотнике распределителя. В этой ситуации рекомендуется промыть деталь и место ее расположения.
  • Тяжело включают ряды, а педаль муфты не возвращается в первоначальное состояние. Проблема в длине тяги — ее необходимо отрегулировать.
  • В момент переключения передачи снижаются обороты. Поломка заключается в распределителе. Необходимо проверить расходники — может быть изношены кольца или крышка, или порвана прокладка.
  • Переключение передач сопровождается рывками. Здесь может быть несколько причин поломки: залегание перебросных клапанов или заклинило аккумулятор (необходимо его промыть).
  • Передачи тяжело фиксировать. Может ослабнуть пружина фиксатора или соскочить ролик. В первом случае нужно установить фиксатор и затянуть пружину.
  • На передачах давление снижается. Дело в пропускном клапане. В этом случае нужно промыть его и фильтр КПП. Если давление повышается, то проблема также заключается в перепускном клапане (либо может быть дело в распределительном перепускном клапане).
  • Неверное значение давления на манометре. В этом случае забилось отверстие дросселя или проблема в манометре (тогда он подлежит замене).

Между насосом и нижней крышкой раздаточной коробки помещена поронитовая уплотнительная прокладка. Насос к гидросистеме трансмиссии присоединяют с помощью фланцевого прижима, совмещая всасывающие и нагнетательные отверстия в задней крышке насоса с соответствующими каналами в нижней крышке раздаточной коробки.

Насос состоит из корпуса, крышки задней с нагнетательным и всасывающим отверстиями, передней крышки, ведущей и ведомой шестерен.

Ведущая шестерня выполнена заодно с валиком, имеющим лыски. Ведущая шестерня с валиком вращается в бронзовых втулках, запрессованных в крышки.

Ведомая шестерня вращается на бронзовой втулке относительно оси, неподвижно установленной в насосе.

Рис. 1. Регулировка привода насоса гидравлической системы КПП: 1 — валик привода: 2 — втулка; 3 — проста-вочный корпус; А и Б — регулировочные прокладки.

Насос стянут четырьмя болтами помимо тех, которыми он прикреплен к нижней крышке. Два штифта фиксируют взаиморасположение деталей насоса при сборке. Насос приводится в действие от двигателя через валик привода насоса гидравлической системы заднего навесного устройства и пару конических шестерен. Производительность насоса 25 см3/оборот, рабочее давление 9,0—9,5 кгс/см2.

Всасывающее отверстие А в нижней крышке соединено с отверстием Б, которое размещено под фильтром всасывания. Фильтр всасывания представляет собой штампованный каркас, обтянутый латунной сеткой. Фланец фильтра всасывания притянут болтами к плоскости нижней крышки, накрывая отверстие Б. Из нагнетательной полости насоса масло под давлением подается в горизонтальное отверстие В нижней крышки, на выходе которого нарезана резьба для присоединения арматуры нагнетательного трубопровода.

Фильтр в линии нагнетания, служащий для тонкой очистки масла, установлен на верхней крышке коробки передач. Фильтр помещен б корпус, представляющий собой трубу с фасонным днищем, который соединен с плитой. Над плитой находится литая крышка с каналами для отвода отфильтрованного масла. Между крышкой 6 и плитой, а также плитой и верхней плоскостью крышки коробки передач установлены уплотнительные прокладки. Крышка и плита с корпусом притягиваются к крышке коробки передач болтами.

Фильтр присоединяется к гидросистеме фланцевым прижимом при совмещении отверстий Л и Б с отверстиями в крышке коробки передач.

В корпусе расположен собственно фильтр, состоящий из чечевицеобразных сетчатых фильтрующих элементов В, надетых на перфорированную трубу и сжатых пружиной через стяжную шпильку. Пружина зажата фасонной гайкой и контргайкой, навинчиваемыми на стяжнутю шпильку. Пружину притягивают до тех пор, пока шайба не окажется на одном уровне с торцом поршня.

Поршень с резиновым уплотнительным кольцом, установленный в колодце крышки, разделяет полости фильтрованного и нефильтрованного масла. В наборе фильтрующих элементов предусмотрен шариковый клапан , отрегулированный на давление срабатывания 3—3,5 кгс/см2. В случае чрезмерного загрязнения фильтра клапан пропускает в систему нефильтрованное масло, предотвращая разрушение фильтрующих элементов.

Предохрани тельный клапан установлен в корпусе. На корпус навинчен колпачок, к гнезду которого прижат пружиной шарик, служащий клапаном.

Рис. 2. Насос НМШ-25 и всасывающий фильтр: 1 —нижняя крышка раздаточной коробки; 2— корпус; 3 — крышка передняя; 4— ось; 5 — фильтр всасывания; 6 — штифт; 7 — крышка задняя; 8—-втулка бронзовая; 9—ведущая шестерня; 10— ведомая шестерня; А, Б, В — каналы.

Насос стянут четырьмя болтами помимо тех, которыми он прикреплен к нижней крышке. Два штифта 6 фиксируют взаиморасположение деталей насоса при сборке. Насос приводится в действие от двигателя через валик привода насоса гидравлической системы заднего навесного устройства и пару конических шестерен. Производительность насоса 25 см3/оборот, рабочее давление 9,0—9,5 кгс/см2.

Всасывающее отверстие А в нижней крышке соединено с отверстием Б, которое размещено под фильтром всасывания. Фильтр всасывания представляет собой штампованный каркас, обтянутый латунной сеткой. Фланец фильтра всасывания притянут болтами к плоскости нижней крышки, накрывая отверстие Б. Из нагнетательной полости насоса масло под давлением подается в горизонтальное отверстие В нижней крышки, на выходе которого нарезана резьба для присоединения арматуры нагнетательного трубопровода.

Фильтр в линии нагнетания, служащий для тонкой очистки масла, установлен на верхней крышке коробки передач. Фильтр помещен б корпус, представляющий собой трубу с фасонным днищем, который соединен с плитой. Над плитой находится литая крышка с каналами для отвода отфильтрованного масла. Между крышкой 6 и плитой, а также плитой и верхней плоскостью крышки коробки передач установлены уплотнительные прокладки. Крышка и плита с корпусом притягиваются к крышке коробки передач болтами.

Пружина служит для выталкивания стяжного набора фильтрующих элементов при разборке.

Нефильтрованное масло от насоса подается по каналу А в полость корпуса фильтра, продавливается через фильтрующие элементы, фильтруется при этом и попадает в полость перфорированной трубы. Затем через верхнюю крышку по каналам Б подается далее к перепускному клапану, гидроподвижным муфтам и другим элементам гидросистемы трансмиссии.

Надежная работа всех гидравлических узлов зависит в первую очередь от чистоты рабочей жидкости в системе. Поэтому в процессе эксплуатации необходимо строго соблюдать сроки промывки фильтров и следить за целостью фильтрующих элементов.

Гидроаккумулятор прикреплен к фланцу правой стенки корпуса коробки передач шестью болтами. Гидроаккумулятор поддерживает давление в муфте выключаемой передачи в момент переключения передач.

Гидроаккумулятор состоит из корпуса и крышки. Внутри корпуса заключен поршень, уплотняемый резиновым кольцом и двумя защитными шайбами. Между крышкой и корпусом зажата уплотни-тельная прокладка 9. В разряженном гидроаккумуляторе поршень прижат к крышке усилием пружин. Пружины упираются во втулку, замкнутую в корпус. Надпоршневое пространство гидроаккумулятора сообщается с гидросистемой трансмиссии через отверстие А в корпусе. Гидроаккумулятор присоединяется к гидросистеме при помощи фланцевого прижима к корпусу коробки, а далее трубопроводом, соединяющим отверстие в корпусе на боковой стенке с отверстием в корпусе же, сообщающимся с гидрораспределителем. Между корпусом гидроаккумулятора и фланцем корпуса коробки передач зажата уплотнительная прокладка.

Предварительно сжатые пружины гидроаккумулятора развивают 600 кгс. Это усилие в неустановленном гидроаккумуляторе воспринимается тремя болтами. Под действием рабочей жидкости, подаваемой под давлением через отверстие А, поршень движется, преодолевая усилия пружин. При этом гидроаккумулятор заполняется рабочей жидкостью, т.е. происходит его зарядка.

Перепускной клапан поддерживает в системе постоянное рабочее давление (9,0+0’5 кгс/см2) независимо от числа оборотов в минуту, развиваемых двигателем.

Рис. 4. Перепускной клапан: 1 — корпус; 2 — гильза; 3-— клапан; 4. 6 — шайба; 5, 13—пружина; 7 — регулировочный винт; 8 — гайка; 9— кольцо уплотнительное; 10— колпачок; 11 — шарик; 12—гнездо; 14, 17 — пробка; 15 — прокладки регулировочные; 16 — седло; 18 — штуцер.

Трубопровод к радиатору и баку присоединяется через штуцер, ввернутый в корпус клапана. Перепускной и предохранительный клапаны регулируются и пломбируются на заводе. Пробки уплотняют резиновыми прокладками и стопорят проволокой, пропущенной через сверления в их головках и обвязанной на ушко корпуса.

Распределитель, управляемый рычагом из кабины трактора, дает возможность направлять рабочую жидкость в рабочий цилиндр одной из четырех гидроподжимных муфт для сжатия пакета дисков.

Распределитель надет на передний хвостовик вторичного вала и прикреплен шестью болтами к передней стенке корпуса коробки передач. Между корпусами распределителя и коробки передач расположена уплотнительная прокладка. Распределитель к гидросистеме коробки передач присоединяется фланцевым прижимом при совмещении отверстий и каналов в прилегающих поверхностях распределителя и корпуса коробки передач.

В корпус распределителя запрессована стальная закаленная гильза с четырьмя рядами отверстий. Отверстия каждого и торцу вторичного вала.

Рис. 5. Распределитель: 1 — золотник; 2 — крышка; 3— гильза; 4 — корпус.

Рис. 6. Распределитель

Рис. 7. Трубопроводы коробки передач: 1 — трубопровод от насоса к фильтру и перепускному клапану; 2 — трубопровод от перепускного клапана к распределителю; 3— трубопровод для подачи смазочного масла к распределителю

ряда выходят в кольцевые каналы гильзы и одновременно совпадают с кольцевыми каналами на хвостовике вторичного вала. Уплотнительные кольца хвостовика вторичного вала соприкасаются с внутренней поверхностью гильзы. Кольцевые каналы гильзы связаны сверлениями с колодцем, в котором расположен золотник. В золотнике выполнены раздающие пазы А и радиальные дроссельные отверстия Б, соединенные с осевым каналом. На торце золотника выполнен зубчатый венец, входящий в зацепление с зубьями сектора. Сектор представляет собой деталь, изготовленную заодно с хвостовиком и гребенкой с четырьмя впадинами.

Хвостовик сектора вращается во втулке в боковой крышке и уплотнен сальником и пыльником. На хвостовике сектора с помощью сегментной шпонки и стяжного болта укреплен рычаг, связанный с тягой управления.

Золотник и сектор собирают по меткам, нанесенным на соответствующих зубьях и впадинах. Золотник в паре с корпусом представляет собой прецизионную пару, разукомплектовка их недопустима. В боковой крышке установлен фиксатор, ролик которого входит во впадины гребенки сектора. Фиксатор прижимается пружиной, усилие которой регулируют винтом. Винт стопорится контргайкой. Три колодца, расположенные в верхней части боковой крышки, соединены между собой каналами и заглушены с обеих сторон пробками. Внутри каждого колодца установлен подвижной перебросной клапан. Назначением системы иеребросных клапанов является автоматическое выполнение программы переключения передач под нагрузкой без остановки трактора. Боковая крышка прикреплена к корпусу распределителя шестью болтами, а к гидросистеме трансмиссии — фланцевым прижимом при совмещении отверстий и каналов. Между корпусом распределителя и крышкой установлена прокладка. На боковой крышке выполнено резьбовое отверстие, к которому подключается штуцер маслопровода к манометру. Это отверстие соединено с каналом, связанным с гидроаккумулятором центрального перебросного золотника.

Рис. 8. Трубопроводы, бак, радиатор: 1 — бак; 2 — клапаны; 3 — патрубок; 4, 5, 7, « — трубопровод; 6 — радиатор; 8 — заливной фильтр.

Рис. 9. Радиатор: 1, 3 — маслосборник; 2— трубка.

Бак гидросистемы трансмиссии. Количество рабочей жидкости — масла, находящегося в коробке передач, недостаточно для поддержания нормального теплового режима. Для увеличения количества масла в гидросистеме в переднем брусе рамы трактора установлен бак цилиндрической формы, емкостью 22 л. Бак соединен трубопроводом с коробкой передач. К баку через патрубок присоединен радиатор гидросистемы трансмиссии. В патрубке установлен шариковый клапан, предназначенный для автоматического отключения радиатора при недостаточном прогреве масла, когда вязкость его повышена. Гнездо и шарик клапана расположены таким образом, что масло выходить из бака не может, а возможно только поступление его в бак.

К баку присоединен трубопроводом сетчатый заливной фильтр, закрепленный на правой стойке водяного радиатора двигателя.

Масло в гидросистему коробки передач заправляют через фильтр самотеком или для сокращения времени под давлением с периодичностью, указанной в разделе «Техническое обслуживание».

Радиатор служит для поддержания нормального температурного режима гидравлической системы коробки передач. Он расположен впереди масляного радиатора двигателя и закреплен на его боковых стойках. Однопоточный радиатор трубчатого типа представляет собой два маслосборника (рис. 92), которые соединены припаянными к ним стальными плоскоовальными трубками. Для увеличения жесткости в средней части радиатора трубки между собой соединены диафрагмой. Рабочая жидкость к маслосборникам радиатора подводится и опускается через приваренные к ним патрубки. Коробка передач соединена с радиатором через трубопроводы, а радиатор — с баком трубопроводом. Все остальные трубопроводы присоединяются через отрезки гибких шлангов, обтянутых на трубопроводах хомутами.

Работа гидросистемы. Гидроподжимные муфты вторичного вала включаются под воздействием масла, нагнетаемого в рабочие цилиндры (бустера).

Поршень, перемещаясь под давлением масла, ожимает пакет дисков муфты, которая при этом начинает передавать крутящий момент от шестерни по вторичному валу. Когда же полость под поршнем сообщается со сливом, поршень под действием пружин возвращается в первоначальное положение. Остатки масла выбрасываются кз вращающегося цилиндра муфты через клапаны, шарики которых под воздействием центробежных сил отходят от седел и открывают отверстия.

В зависимости от того, в какой бустер подается масло, включается та или иная передача ряда.

Передачи переключаются гидрораспределителем.

На тракторе Т-150К тракторист переключает передачи на ходу под нагрузкой, без остановки трактора. Это достигается автоматической работой гидросистемы питающей муфты. На рисунке 93 показана схема гидравлической системы трансмиссии. Гидравлическая система трансмиссии работает на дизельном масле.

Масло из поддона раздаточной коробки всасывается насосом, проходя при этом через сетчатый всасывающий фильтр. Крупные частицы улавливаются фильтром и не проникают в насос, мелкие стальные и чугунные частицы притягиваются магнитом и оседают на нем.

Масло, нагнетаемое насосом, продавливается через нагнетательный фильтр, где происходит тонкая очистка, после чего поступает к перепускному клапану, распределителю и далее к радиатору и баку. Из распределителя масло попадает в кольцевой канал гильзы, соответствующий включаемой передаче, против которого установлен раздающий паз вращающегося золотника. Далее масло через кольцевую канавку и каналы вторичного вала попадает в бустер соответствующей гидроподжимной муфты. В начале действия поршень гидроподжимной муфты перемещается по мере наполнения бустера, а затем занимает положение, соответствующее сжатому пакету фрикционных дисков. Бустер заполняется приблизительно за 0,3 с при номинальных оборотах двигателя. Далее в бустер подается лишь такое количество масла, которое пополняет утечки в нем. После наполнения бустера включенной передачи заряжается гидроаккумулятор 8, который при помощи системы каналов и трубопроводов присоединен в гидрораспределителе параллельно к бустеру включенной передачи.

При наполнении бустера включенной передачи давлением масла перебросные клапаны перебрасываются в такое положение, при котором гидроаккумулятор 8 присоединен к бустеру включенной передачи. После заполнения бустера и зарядки гидроаккумулятора масло, постоянно нагнетаемое насосом, вытравливается через перепускной клапан, отрегулированный на 9,0+0,5 кгс/см2. Поскольку производительность насоса во много раз превышает объем утечек в контуре, в гидросистеме поддерживается давление, определяемое перепускным клапаном. Вытравленное масло из перепускного клапана по трубопроводу направляется в радиатор и в бак гидросистемы. Часть вытравленного масла ответвляется и по трубопроводу направляется к торцу вторичного вала, затем через дозирующий дроссель и центральные смазочные каналы на полив и смазку дисков и подшипников гидроподжимных муфт. Из трубопровода вытравленное масло направляется в радиатор, охлаждаясь, проходит через него и попадает в бак. До тех пор, пока масло не разогревается и вязкость его повышена, оно, минуя радиатор, проходит через клапан непосредственно в бак.

Рис. 10. Гидравлическая схема коробки передач

В тот момент, когда давление в бустере и каналах муфты II передачи превысят давление в гидроаккумуляторе, бустере и каналах муфты I передачи, что происходит обычно при 4,4—5 кгс/см2, перебросные клапаны под воздействием перепада давлений переместятся в такое положение, как показано на рисунке 94,6. Гидроаккумулятор отсечется от бустера и каналов I передачи и соединится с бустером и каналами II. Гидроподжимная муфта I передачи, бустер которой перестав подпиты-ваться гидроаккумулятором, прекратит передавать крутящий момент. Затем давление в бустере II передачи будет продолжать повышаться, а гидроаккумулятор будет восстанавливать свой заряд, в то же время бустер I передачи полностью опорожнится через дроссельное отверстие, а остатки масла будут выброшены через центробежный клапан.

Процесс включения II передачи завершится, когда гидроаккумулятор полностью зарядится, а давление в системе повысится до 9,5 кгс/см2.

Время, когда обе муфты одновременно передают частичный крутящий момент, составляет десятые доли секунды. Весь процесс переключения на ходу с одной передачи на другую протекает за 0,28—0,40 с.

Так как манометр подключен к полости гидроаккумулятора, он показывает давление в бустере ранее включенной передачи до момента переброса соответствующего перебросного клапана, а затем давление в бустере вновь включенной передачи.

На манометре можно увидеть в процессе переключения передач сначала падение давления до 4—4,5 кгс/см2, что соответствует процессу в бустере ранее включенной передачи, а затем возрастание давления до 7,0—7,5 кгс/см2, короткую задержку на этой величине, а затем быстрый скачок до 9,0—9,5 кгс/см2. Этап возрастания давления соответствует зарядке аккумулятора после полного наполнения бустера вновь включенной передачи, а скачок соответствует моменту полного вступления в процесс перепускного клапана.

Техническое обслуживание коробки передач и ее гидросистемы, регулировка

Обслуживание коробки передач заключается в своевременной заправке, доливке и замене масла в соответствии с таблицей смазки, очистке и промывке фильтров и сапуна, наблюдении за состоянием уплотнений и за давлением в гидросистеме трансмиссии.

Необходимо периодически очищать коробку передач снаружи от пыли и грязи, следить за креплением агрегатов, регулярно подтягивать резьбовые соединения.

Гидравлическую систему коробки передач заправлять чистым, хорошо отстоявшимся, маслом и в сроки, указанные в таблице смазки.

При промывке заборного фильтра следует полностью удалить с сетки посторонние частицы, а фильтры нагнетания при промывке нужно разобрать, тщательно промыть и очистить каждый фильтрующий элемент в отдельности, все детали фильтра продуть сжатым воздухом. После промывки фильтр собрать и установить на место.

Периодически, но не реже чем через 240 ч необходимо вывинчивать и промывать сапун.

Рис. 11. Схема действия пере-бросных клапанов: 1 — дроссельные отверстия: 2 — клапан I и III передачи; 3— центральный клапан; 4 — аккумулятор; 5 — клапан II и IV передач.

Внимание!

В связи с тем, что на тракторе Т-150К. применена гидрофицированная коробка передач с переключением на ходу, в процессе эксплуатации необходимо постоянно следить за давлением в гидравлической системе трансмиссии по показаниям манометра, установленного в кабине. В исправной гидросистеме коробки передач давление зависит от оборотов двигателя в малой мере (понижение не более чем на 1 кгс/см2 при переходе с 2100 об/мин на обороты холостого хода).

При значительном повышении или понижении давления на одной или части передач трактор нужно остановить, выявить причину и устранить дефект. Номинальное давление при установившемся режиме (2100 об/мин) двигателя составляет 9,0+0,5 кгс/см2.

Категорически- запрещается работать при давлении ниже 7 кгс/см2.

Особенности регулировки, сборки и разборки коробки передач и ее гидросистемы

Регулировка привода насоса. В случае замены конических шестерен привода насоса необходимо: а) подбором прокладок А установить размер 42,5±0,15 мм; б) подбором прокладок Б (при упоре валика в сборе с шестернями через втулку в кольцо проставочного корпуса 3) установить зазор в зубьях конической пары 0,24-0,4 мм.

Регулировка механизма блокировки переключения рядов ходоуменьшителя и заднего хода производится за счет изменения длины тяги, соединяющей: рычаг валика блокировки и рычаг управления муфтой сцепления. Для этого необходимо: а) отсоединить тягу от рычага валика блокировки; б) выжать полностью педаль муфты сцепления; в) установить валик блокировки так, чтобы ось симметрии рычага совпала с кромкой указателя, и отрегулировать длину тяги, свинчивая или навинчивая вилку. Соединить вилку с рычагом г) проверить регулировку, после чего зашплинтовать палец и затянуть контргайку.

Регулировка привода переключения передач производится изменением длины тяги.

Для регулировки необходимо: а) установить рычажок распределителя горизонтально (параллельно продольной оси коробки передач) в фиксируемое положение золотника; б) навинчивая или свинчивая вилку, отрегулировать длину тяги так, чтобы при таком положении рычажка цифра на шкале переключателя передач установилась напротив стрелки-ука-зателя.

Регулировка перепускного клапана. Перепускной клапан отрегулирован на заводе на давление 9,0+0,5 атм и опломбирован. Перерегулировку его можно проводить только в случае действительной необходимости, предварительно убедившись в правильности показания манометра. Перед регулировкой необходимо прогреть масло в гидросистеме коробки передач до температуры не ниже 70 °С.

При регулировке необходимо: а) отвернуть колпачок; б) отвернуть контргайку; в) при двигателе, работающем в режиме 2100 об/мин, вращая винт, отрегулировать давление до величины 9,0±0,5 кгс/см2. Далее все операции проводят в обратной последовательности.

Необходимо следить, чтобы уплотнительные кольца из резины находились на местах.

Регулировку фиксатора распределителя следует проводить в случае излишне большого и малого усилия на рычаге переключения передач в кабине, а также потери «щелчка» на рычаге при переключении передач.

Перед регулировкой необходимо убедиться в отсутствии заеданий в системе тяг.

Для регулировки необходимо: а) отвернуть колпачок и частично отвинтить контргайку; б) винтом отрегулировать действие фиксатора: при слабой отсечке винт ввинчивать, при излишне тугой— винт вывинчивать; в) обеспечить нормальное действие фиксатора, винт 6 застопорить контргайкой и, навернув колпачок, предохранить его от отвинчивания проволокой.

Убедиться в наличии уплотнительных алюминиевых или красно-медных шайб под контргайкой и колпачком.

Гидроаккумулятор можно разбирать, только сняв его с коробки передач, отвернув при этом шесть болтов крепления. После этого гидроаккумулятор остается собранным, так как усилие его предварительно сжатых пружин, превышающее 600 ктс, воспринимается тремя болтами, головки которых окрашены в красный цвет. Во избежание несчастных случаев отворачивать их мЬжно только, сжав гидроаккумулятор под прессом или пропустив в свободные крепежные отверстия не менее трех вспомогательных страховочных болтов М10 длиной не менее 110 мм, с гайками, затянутыми до упора. Резьба на страховочных болтах должна быть не далее чем 30 мм от головки. После вывинчивания трех болтов постепенно следует распустить гидроаккумулятор, отпуская пресс или постепенно и поочередно отвинчивая гайки на страховочных болтах. Сборку проводят в обратной последовательности.

Разборка и сборка распределителя. Гидрораспределитель можег быть снят только на коробке передач; демонтированной с трактора. Для съема распределителя необходимо вывинтить семь болтов крепления распределителя к передней плоскости картера коробки передач. При установке гидрораспределителя на коробку передач нужно, чтобы штифт попал в паз стакана переднего подшипника вторичного вала.

После окончательной обтяжки семи крепежных болтов нужно снять крышку распределителя (см. рис. 88), отвернув четыре болта, и щупом проверить равномерность зазора между цилиндрической поверхностью хвостовика вторичного вала и гильзой распределителя. Щуп 0,15

должен проходить кругом. Проверку следует проводить при полностью обтянутом вторичном вале.

Если щуп в каком-либо участке не проходит, нужно частично отпустить болты крепления распределителя к картеру коробки и затянуть их в другой последовательности. Если и эта мера не приведет к необходимой равномерности зазора, то следует, вывинтив болт из заднего торца вторичного вала, переставить втулку и шестерню 29 на 90°, после чего перезатянуть вторичный вал и повторно проверить равномерность зазора. По окончании проверки установить крышку распределителя на четырех болтах.

При установке боковой крышки распределителя необходимо совместить детали так, чтобы метка, нанесенная на зубе сектора, установилась точно против метки, нанесенной на соответствующей впадине венца золотника.

Золотник с корпусом представляют собой прецизионную пару, поэтому при разборках их раз-укомплектовка не допускается.

При сборке комплекта вторичного вала удобно коробку расположить вертикально, задним торцом вверх. Устанавливают вертикальной стопкой в необходимой последовательности дистанционные кольца, шестерни и барабаны и, подавая сверху вторичный вал, пропускают его через шлицы деталей пакета и передний подшипник; после этого устанавливают задний подшипник. Чтобы облегчить совпадение вторичного вала со шлицами деталей пакета, следует выставить шлицы втулок в одной плоскости со шлицами барабанов, пользуясь лопаткой-приспособлением, которую легко изготовить по эскизу на рисунке 15.

Рис. 15. Приспособление для сборки гидроподжимных муфт.

При сборке вторичных валов и гидроподжимных муфт необходимо совместить маслопроводы соответствующих передач. Для этого гидроподжимные муфты и вторичный вал нужно расположить, как показано на рисунке 77.

Одна стрелка, набитая на барабане задней муфты, и две стрелки, набитые на барабане передней, должны быть направлены по ходу трактора и расположены вверху, а риска, набитая на переднем торце вторичного вала, должна находиться с ними в одной плоскости и обращена вверх.

При затяжке комплекта вторичного вала следует сначала затянуть гайку до упора и законтрить ее отгибной пластиной, после чего затянуть болт.

В муфтах, имеющих четное число пар дисков, ведомые диски с пружинами устанавливают через один и расположение их пружин безразлично, так как они не могут встретиться.

На муфтах же с нечетным количеством дисков последний и предпоследний ведомые диски с пружинами (считая от поршня) устанавливают рядом (не считая расположенного между ними ведомого диска), и поэтому их шлицевые выступы с пружинами должны быть развернуты друг относительно друга на один шлиц.

Пакет пружин (см. рис. 76) перед установкой кольца сдавливают под прессом или специальным винтовым приспособлением. При сборке необходимо обратить внимание на целость замка кольца и устанавливать уплотнительное резиновое кольцо, не перекручивая его.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]