Оруженосец ядерной дубиныСпециальное шасси МАЗ-547В для стратегического ракетного комплекса типа «Пионер»


Ракетоносец специального стратегического назначения

В конце 1970-х годов в УГК-2 под руководством Владимира Ефимовича Чвялева (будущего главного конструктора МЗКТ) было спроектировано новое специальное тяжёлое шасси МАЗ-7916 для перевозки ракетных пусковых установок. Его грузоподъёмность составляла 63 тонны. Проектировался он под конкретное вооружение – в качестве пусковой установки ракетного комплекса 15П642 «Темп-2C» с МБР 15Ж42.

«Темп-2С» был советским подвижным грунтовым ракетным комплексом (ПГРК) стратегического назначения, с твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой. Он был предназначен для нанесения ударов по хорошо защищённым средствами ПВО и ПРО; расположенным в глубине территории противника важнейшим объектам его военной и промышленной инфраструктуры.

Годы разработки: 1965–1976; стоял на вооружении советских РВСН с 1976-го по 1985-й год. Всего этим комплексом было вооружено семь полков ракетных войск стратегического назначения.

На основе ракетного комплекса «Темп-2С» был создан ракетный комплекс «Пионер» с баллистической ракетой средней дальности. Он стоял на вооружении до 1991 года.

Место модели МАЗ-7916 в производственной линейке завода

Новый ракетовоз был создан на базе уже производившихся автомобилей МАЗ-7905 и МАЗ-547А, однако получил новые агрегаты и иной, «умеренный» передний свес рамы, который составлял всего лишь З960 мм. Создавалась новая модель с учётом выявленных в процессе эксплуатации недостатков предыдущих машин данного типа.

В частности, в процессе эксплуатации грузовиков МАЗ-547В с ракетными комплексами «Пионер» проявился ряд серьезных недостатков. А именно, неудачное размещение специального технологического оборудования, две тесные и неудобные одноместные кабины для водителя и командира экипажа, одна из которых была приподнятой и не обеспечивала широкого обзора, а также отличалась серьёзной вибрацией. При этом вообще не было предусмотрено постоянного собственного места для третьего члена экипажа — оператора пусковой установки.

В 1980 году в УГК-2 Минского автомобильного завода был разработан шестиосный автомобиль МАЗ-7905 грузоподъёмностью в 58 тонн, созданный на шасси 547А и на некоторое время занявший промежуточное положение между грузовиками 547-й серии и новейшим семейством семиосных ракетных шасси.

Учитывая, что его главной задачей являлась замена грузовика МАЗ-547В, на новом шасси передний свес был удлинён почти до 5 метров, и на него были перенесены технологическое спецоборудование и 2 идентичные одноместные кабины от модели 547А. Это решение полностью ликвидировало вибрации в кабинах, улучшить условия работы экипажа, с достижением невероятно высокой плавности хода. Свидетели тех событий с удивлением и удовольствием вспоминали, что эта плавность хода оказалась настолько выразительной, что во время движения водителей иногда укачивало и тянуло в сон, а оставленные на плоских поверхностях мелкие предметы оставались на месте в течение всего испытательного цикла.

Однако вот существенно угол преодолеваемого подъема заметно сократился, а возможности проходимости серьезно пострадали. Но на нормальных грунтовых дорогах эти качества определяющими не являлись.

Самой главной технологической новинкой грузовика МАЗ-7905 стало применение двигателя В-58-7 V12 танкового типа – мощностью 710 лошадиных сил. Полная масса шасси данной модели составила 30 тонн.

До 1982-го года было собрано шесть опытных машин МАЗ-7905, которые поступили на государственные испытания в 21-е НИИИ, и в то же время на 5-ти из них в опытном порядке стартовал монтаж ракетных систем «Пионер УТТХ». Однако результаты испытаний оказались не впечатляющими: они продемонстрировали ухудшение показателей шасси по проходимости и маневренности, недостаточную полезную нагрузку и плохую управляемость.

Следствием чего и стало закрытию данного проекта. Предпочтение было отдано МАЗ-7916.

На многоосном спецгрузовике МАЗ-7916 впервые были установлены новые лёгкие стеклопластиковые кабины: левая двухдверная и двухместная, и правая одноместная. Такое решение позволяло всему экипажу ракетной пусковой установки расположиться каждому на собственном рабочем месте в одной машине.

Данный новый и передовой вариант грузовика-ракетоносца послужил хорошей опытной базой для опробования перспективных конструктивных идей и кабин, для изучения возможностей применения новых дизельных силовых агрегатов – с последующим воплощением выработанных в ходе эксплуатации результатов на семиосном ракетном шасси МАЗ-7917.

Однако в итоге, в соответствии с Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, подписанным Горбачёвым и Рейганом в декабре 1987 года, все эти ракетные комплексы были уничтожены. Их в буквальном смысле слова варварская Ликвидация была какой-то варварской: заднюю часть рамы отрезали на длину 78 см (как раз то место в автомобиле, где были смонтированы подъёмный и опорный механизмы ракеты). Впоследствии этот способ заменили на более простой, дешёвый и менее трудоёмкий метод взрывания ракет непосредственно внутри пусковых контейнеров.

Проекту, таким образом, пришёл конец, однако в результате работ по дальнейшему поэтапному развитию систем «Темп-2С» и «Пионер» в 1980-х годах был создан мобильный ракетный комплекс 15П158 «Тополь».

Но вернёмся назад, к началу производства грузовиков МАЗ-7916.

Ссылки [ править ]

  1. «湖北 三江 航天 万 山 特种 车辆 有限公司» . wstech.com
    (на китайском языке). Архивировано из оригинала на 2015-10-30.
  2. «中国 航天 三江 集团» . cssg.com
    (на китайском языке). Архивировано из оригинала на 2009-02-21. CS1 maint: обескураженный параметр ( ссылка )
  3. «КАЗИКА» . english.casic.cn
    . Архивировано 21 июня 2013 года. CS1 maint: параметр не рекомендуется ( ссылка ) CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )

Об истории создания и производства МАЗ-7916

Первый опытный образец тяжёлого грузовика МАЗ-7916 был построен в ноябре 1979-го года, а потом вслед за ним последовали ещё четыре опытных шасси. Все эти автомобили оборудовали дизельным силовым агрегатом В-58-7 мощностью в 710 лошадиных сил, модернизированным гидротрансформатором, четырёхступенчатой гидромеханической трансмиссией (используемой в 547-й серии), ведущими мостами с допустимой нагрузкой по 14,7 тонны на каждый и системой регулирования давления в шинах.

В сравнении с предшественниками – грузовыми автомобилями МАЗ-547 – снаряжённая масса модели МАЗ-7916 выросла на четыре с половиной тонны, достигнув 32-х тонн. Её габаритная длина увеличилась на 820 мм и достигла величины 16 320 мм. Минимальный радиус поворота увеличился с 22-х до 27 метров, наибольшая скорость по шоссе составляла 45 км/час. Эксплуатационные испытания шасси МАЗ-7916 выдержало с успехом.

Имеются сведения, что их результатам в последующие годы в Минске была произведена следующая партия – двадцать шесть машин, специально рассчитанных на монтаж оснащения модернизированной пусковой установки СРК «Пионер-3» нового поколения.

Подвижный ракетный комплекс «Пионер-3» среднего радиуса действия (до 7,5 тысяч километров) разрабатывался с 1983 года и размещался на специально подготовленном шасси МАЗ-7916, переоборудованием которого занимался оборонный в городе Волгограде.

Комплекс имел два опытных базовых исполнения, с различными видами новых семнадцатиметровых ракет: вариант 15П655 с моноблочной ракетой 15Ж55 с термоядерной головной частью и 15П657 с ракетой 15Ж57, оборудованной тремя разделяющимися боеголовками индивидуального наведения.

Конкретные полигонные испытания данный ракетный комплекс прошёл в мае 1985 года, вслед за которыми в 1988-м году были проведены его окончательные государственные испытания. В отличие от предшествующих ему систем первых лет выпуска, «Пионер-3» оборудовался новой аппаратурой управления и обрёл повышенную точность в стрельбе.

Комплекс снабжался новыми системами прицеливания, управления пусковой установкой с бортовой цифровой вычислительной машиной и гидростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, которые обеспечивали строго горизонтальное положение ракеты при несении боевого дежурства и заданную точность стрельбы без разворота всей установки.

Полная масса СПУ составляла 83 т, максимально допустимая скорость передвижения – 40 км/ч.

Пусковая установка на шасси МАЗ-7916 имела в своей кормовой части устройства, предназначенные для приведения транспортно-пускового контейнера из походного положения в боевое положение и обратно. Дополнительно автомобиль оборудовался специальными гидравлическими домкратами, которые использовались для разгрузки ходовой части, горизонтирования и обеспечения устойчивости пусковой установки при выполнении пуска ракеты.

В целом, МАЗ-7916 сохранил компоновочные решения шасси 547-й модели МАЗа. По своему внешнему виду эта новая машина отличалась от предшественников только несколько бо́льшими габаритами и кабинами экипажа новой конструкции. Расчетный пробег составил не менее 18 тысяч километров, в части силового агрегата – 500 моточасов, а гарантийный срок эксплуатации и хранения – десять лет.

В перспективном производственном плане на 1986-1990 годы планировалось спроектировать ещё более передовой и совершенный ракетный комплекс «Пионер-4», однако данные разработки были прерваны и окончательно перечёркнуты подписанием в декабре 1987-го Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности между СССР и США. В результате него, все работы по новым ракетным системам и шасси были прекращены, и до мая 1991 года несколько опытных образцов СПУ «Пионер-3» были уничтожены вместе с остальными системами «Пионер» первых выпусков.

А автомобили МАЗ-7916 от них отправились «на консервацию». Проще говоря, были оставлены ржаветь под открытым небом в воинских частях, которые в ходе военных реформ ждало расформирование. Те МАЗ-7916, которые сохранились на такой «консервации», постепенно заросли кустарником и деревьями и начали неудержимо растаскиваться на металлолом.

Несколько шасси МАЗ-7916 были проданы в Пакистан, где в переделанном виде, со специальными кузовными надстройками и кабинами, стали носителями тамошних стратегических ракетных систем «Шахин» и «Хатф Бабур». А в КНДР на самостоятельно доработанном варианте тяжелого шасси, сочетавшего в себе элементы автомобилей МАЗ-7916 и МАЗ-547В, стали монтировать оборудование пусковых установок с баллистическими ракетами «Мусудан».

Лишь малому количеству этих многоосных повезло больше, чем другим: их шасси после демонтажа специального военного оборудования, было использовано в гражданских целях: для монтажа кранового оборудования большой грузоподъемности (КС-7571). Переоборудование ракетовозов в краны большой грузоподъёмности (25 тонн) было произведено на Одесском заводе имени Январского восстания, в содружестве с фирмой Liebherr.

Кроме того, в 1994 году на базе данного шасси был создан многоосный грузовик МЗКТ-79161 – пятидесятитонный вариант автомобиля, предназначенный для монтажа военного и гражданского спецоборудования. С итоге, было выпущено целых две модели исполинских автокранов: КС-5571 – военного назначения; а на его основе – КС-5573, уже гражданского назначения. Но это были, разумеется, буквально штучные экземпляры, раритетные.

Кировский машиностроительный завод (КМЗ) собирал также единичные образцы тяжёлого дизель-электрического автокрана КС-8467 грузоподъёмностью до ста тонн с длиной стрелы сорок метров. Этот супер-кран использовался в береговых подразделениях ВМФ Российской Федерации для погрузки вооружения и тяжёлых грузов на подводные лодки.

Технические характеристики МЗКТ-МАЗ-547

  1. Главная страница
  2. МЗКТ
  3. МАЗ-547
МАЗ-547А 12×12 ‘01.1970–85МАЗ-547В 12×12 ‘1974–84
1970–19851974–1984
основные
расположение руляслева
количество дверей2
количество мест
всего2
геометрия
габариты
длина15 370 мм16 810 мм
ширина3 200 мм3 160 мм
высота2 465 мм2 840 мм
колёсная база10 900 мм
колея
передняя2 526 мм
задняя2 526 мм
дорожный просвет
стандарт475 мм
масса
снаряженная27 500 кг
полная82 700 кг
двигатель
расположениеспереди
цилиндры/клапаныV12
объем25 860 см³
мощность
мощность650 л.с.
топливодизель
турбонаддувесть
трансмиссия
приводполный
динамические характеристики
максимальная скорость40 км/ч
эксплуатационные характеристики
угол въезда15 °
объем топливного бака380+380 л440+440 л
расход топлива
Неустановленный метод
смешанный режим260 л/100км
разворот
диаметр25 м22 м

Составители: удалённый пользователь

Информация собрана участниками проекта. Если вы нашли ошибку или желаете заполнить пробелы, вы можете сделать это, пройдя процедуру регистрации на сайте.

www.autowp.ru

Модификации семейства

Наряду с МАЗ-7916, в начале 1980-х годов в качестве перспективной замены прежнему шасси 547В в Минске было изготовлено несколько опытных грузовиков МАЗ-7905 с усовершенствованным 710-сильным дизелем и двумя одноместными кабинами, которые были вынесены далеко вперёд, на передний свес рамы.

После завершения их испытаний, было принято решение о постановке на серийное производство модернизированного варианта МАЗ-7916, с кабинами для всех трёх членов экипажа, на котором впоследствии и монтировались СПУ усовершенствованного ракетного комплекса «Пионер-3».

Оба автомобиля представляли собой более мощное и практичное семейство ракетных шасси второго поколения, однако из-за ряда технических недостатков, а главное – изменений в военно-политической обстановке в Советском Союзе, с ликвидацией всего ракетного комплекса «Пионер», их серийного производства так и не было налажено. Однако заложенные в них конструктивные идеи получили развитие в мобильной базе более современного ракетного комплекса серии «Тополь».

  • МАЗ-547 – стартовая модификация шасси, с колёсной формулой 10х8. До её серийного производства дело не дошло, в связи с необходимостью увеличения грузоподъёмности шасси, из-за роста массы самой ракеты в ходе проектирования ракетного комплекса «Темп-2С». Опытные экземпляры, с двигателем В-З8 мощностью 478 кВт, были изготовлены в 1968 году.
  • МАЗ-547А – модификация шасси, которая стала базовым вариантом, с увеличенным на одну единицу количеством осей (12 × 10) и соответственно увеличенной длиной агрегата под возросшую с 32-х до почти 41-й тонны массу ракеты. Опытные экземпляры были выпущены в 1970 году, а в серийное производство модель пошла в 1971 году.
  • МАЗ-547Б – модификация шасси с колёсной формулой 12х12, с силовым агрегатом В-38, опытные экземпляры которого были изготовлены в 1973 году.
  • МАЗ-547В – полноприводное шасси колёсной формулы 12х12, которое было разработано для применения в самоходной пусковой установке 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер». Мотор при этом остался тем же – В-38, изменена была правая кабина. Опытные экземпляры этого шасси были изготовлены в 1974 году, в следующем году модель была запущена в серийное производство.
  • МАЗ-547Д – экспериментальное полноприводное шасси с газотурбинным двигателем (ГТД) завода имени Климова мощностью 584,6 кВт. Опытные образцы данной модели были изготовлены в 1976 году.
  • МАЗ-547Э – экспериментальное полноприводное шасси с газотурбинным двигателем и алюминиевой рамой. Его опытные образцы были выпущены в 1980 году.
  • МАЗ-7916 – созданная в 1980 году модель, при модернизации комплекса «Пионер». В целом, схема осталось той же, грузовик был полноприводным, только в очередной раз изменилась конструкция его кабин.

Ликвидация ракетных комплексов

После снятия данных комплексов с вооружения по договору с США о сокращении ракет средней и малой дальности пусковые установки были утилизированы. У шасси отрезалась задняя часть рамы длиной 700 мм, что не позволяло в дальнейшем использовать её для транспортировки ракет.

Незначительное количество демилитаризованных шасси были переоборудованы в тяжёлые автокраны на одесском заводе тяжёлого краностроения в рамках совместного предприятия c Liebherr «Кранлод» грузоподъемностью 120т.[1] Также известно о пяти машинах, использованных в качестве шасси автокранов: КА-80, КС-8561 (100-тонной грузоподъёмности, выпущено три единицы) и КС-8562. До 2007 года, изготовлено менее десяти автокранов типов КШТ-50.02 и КШТ-80.01 (50- и 80-тонные соответственно) в ходовой части которых были использованы узлы от МАЗ-547А.

Также изготовлен 1 или 2 самосвала.

  • КНДР: используется для СПУ ракет средней дальности «Musudan»[2]

Танковый дизельный двигатель В-58-7

Автомобиль оборудован четырёхтактным, V-образным, 12-цилиндровым многотопливным дизельным двигателем жидкостного охлаждения с газотурбинным наддувом, с непосредственным впрыском дизтоплива.

Его основные технические параметры таковы:

  • Мощность двигателя без сопротивления на впуске и выпуске: 522 кВт (710 лошадиных сил).
  • Частота вращения: 33,3 с-1 (2000 об/мин).
  • Запас крутящего момента: 18 процентов.
  • Удельный расход дизтоплива: 225 г/кВт*ч (165 г/л.с.*ч).
  • Масса двигателя: 1100 кг.
  • Удельная мощность: 0,47 кВт/кг (0,64 л.с./кг).
  • Диаметр цилиндра: 150,0 мм.
  • Ход поршня в цилиндре с главным шатуном: 180,0 мм.
  • Ход поршня в цилиндре с прицепным шатуном: 186,7 мм.
  • Рабочий объём: 38,88 литров.
  • Минимальная температура надёжного пуска мотора без привлечения предварительного разогрева: 5°C.
  • Допустимые условия эксплуатации двигателя В-58-7: температура окружающего воздуха – от -50°С до +50°С, относительная влажность воздуха – до 98%, при 20°С, высота над уровнем моря – до 2000 метров.
  • Порядок чередования вспышек – равномерный, через 60 градусов поворота коленвала.
  • Степень уравновешенности – полная динамическая уравновешенность.

WS2400 [ править ]

Основная статья: WS2400

В 1986 году Китайская Народная Республика приняла на вооружение свою версию МАЗ-543. Первоначально назначенный WS580

, но позже переименован
WS2400
, это китайская версия является одной из машин серии Wanshan изготовленных Wanshan автофургон , [1] дочерняя компания Китайской аэрокосмической Sanjiang Space Co. Ltd., [2] , который в свою очередь является дочерней Китайской корпорации аэрокосмической науки и промышленности (CASIC). [3] Преимущество китайского автомобиля заключается в том, что он использует немецкий дизельный двигатель, трансмиссию и гидравлику, произведенные Wanshan в Китае, построенные с использованием технологий, переданных ZF Friedrichshafen .

Технические характеристики МАЗ-547А 12×12 ‘1970–85

  1. Главная страница
  2. МАЗ
  3. 547
  4. МАЗ-547
МАЗ-547А 12×12 ‘01.1970–85
1970–1985
основные
расположение руляслева
количество дверей2
количество мест
всего2
геометрия
габариты
длина15 370 мм
ширина3 200 мм
высота2 465 мм
колёсная база10 900 мм
колея
передняя2 526 мм
задняя2 526 мм
дорожный просвет
стандарт475 мм
масса
снаряженная27 500 кг
полная82 700 кг
двигатель
расположениеспереди
цилиндры/клапаныV12
объем25 860 см³
мощность
мощность650 л.с.
топливодизель
турбонаддувесть
трансмиссия
приводполный
динамические характеристики
максимальная скорость40 км/ч
эксплуатационные характеристики
угол въезда15 °
объем топливного бака380+380 л
расход топлива
Неустановленный метод
смешанный режим260 л/100км
разворот
диаметр25 м

Составители: удалённый пользователь

Информация собрана участниками проекта. Если вы нашли ошибку или желаете заполнить пробелы, вы можете сделать это, пройдя процедуру регистрации на сайте.

www.autowp.ru

МАЗ 547В 12х12 Опытный ‘1974

Первые два прототипа МАЗ-547В были собраны в 1974 году и сразу же отправлены на под спецкомплектацию. При полной идентичности механической части обеих машин требования установки и боевого применения новой надстройки и спецоборудования привели к несущественным модификациям модели 547В по сравнению с 547А. В результате перекомпоновки передней части на ней осталась только одна прежняя левая кабина водителя, а вторую правую сдвинули чуть назад и смонтировали примерно на полметра выше, что диктовалось необходимостью размещения перед ней нижнего прибора технологического оборудования. Эта кабина имела специальную конструкцию с треугольной формой крыши, двумя небольшими боковыми окошками, вентиляционным лючком в передней панели. Передний бампер с буксирным крюком и отдельными кожухами световых приборов имел характерную правую консольную откидную секцию. Кроме того, на шасси МАЗ-547В были доработаны системы питания двигателя и электрооборудования, изменено место расположения фильтровентиляционной установки. В результате модификаций полезная длина монтажной части рамы уменьшилась до 7070 мм. С увеличением вместимости двух топливных баков до 880 л запас хода составил 500 км. Шасси МАЗ-547В в основной массе служили для монтажа оборудования СРК «Пионер» и «Пионер УТТХ».

Характеристики изображения:

  • Разрешение: 800×600 @ 300×300 DPI 7×5cm
  • Размер: 195 KB
  • Добавил: удалённый пользователь, 16 февраля 2013 г.
  • Статус изображения: Принято

Все изображения являются чьей-либо собственностью.

Если вы считаете, что пользователи сайта ошиблись, разместив данную картинку в этом разделе, то было бы здорово, если бы вы написали об этом в комментариях и указали на ошибку.

Поделиться своей радостью, обсудить наболевшее и просто поболтать об автомобилях и не только вы можете на нашем форуме.

Технические характеристики МАЗ-547В 12×12 ‘1974–84

  1. Главная страница
  2. МАЗ
  3. 547
  4. МАЗ-547
МАЗ-547В 12×12 ‘1974–84
1974–1984
основные
расположение руляслева
количество дверей2
количество мест
всего2
геометрия
габариты
длина16 810 мм
ширина3 160 мм
высота2 840 мм
колёсная база10 900 мм
колея
передняя2 526 мм
задняя2 526 мм
дорожный просвет
стандарт475 мм
масса
снаряженная27 500 кг
полная82 700 кг
двигатель
расположениеспереди
цилиндры/клапаныV12
объем25 860 см³
мощность
мощность650 л.с.
топливодизель
турбонаддувесть
трансмиссия
приводполный
динамические характеристики
максимальная скорость40 км/ч
эксплуатационные характеристики
объем топливного бака440+440 л
расход топлива
Неустановленный метод
смешанный режим260 л/100км
разворот
диаметр22 м

Составители: удалённый пользователь

Информация собрана участниками проекта. Если вы нашли ошибку или желаете заполнить пробелы, вы можете сделать это, пройдя процедуру регистрации на сайте.

www.autowp.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]