Конструкция машины
Конструктивно машина представляет собой моторизованное транспортное средство, построенное с использованием узлов тракторной техники. Самоходное шасси Т 16 выполнено по заднемоторной схеме, с расположением места водителя над силовым агрегатом. К двигателю крепится короткая трубчатая рама, служащая основанием для установки бортового кузова или различного специализированного оборудования. На фотографии типичное шасси Т 16 в реальной эксплуатации.
Благодаря такой компоновке водитель шасси имеет хороший обзор обрабатываемой территории и навесных узлов. Центр тяжести машины смещен к оси ведущих задних колес, чем обеспечивается надежное сцепление с поверхностью. Для привода различных вспомогательных устройств на коробке передач имеется до трех точек для установки коробок отбора мощности. Для привода стационарных установок может использоваться приводной шкив. Кроме того, шасси может оснащаться гидравлической системой.
Шасси могло комплектоваться самосвальной платформой, сельскохозяйственным или коммунальным оборудованием, установками для ремонта и обслуживания дорог. Максимальная грузоподъемность шасси – до одной тонны. Необходимо отметить, что машина изначально создавалась с прицелом на использование в сельском хозяйстве. Увеличенный до 56 см дорожный просвет шасси позволяет вести обработку виноградных культур.
Тракторное самоходное шасси Т 16 стало одним из самых массовых в мире – всего было выпущено более 600 тысяч экземпляров машины. За характерный внешний вид шасси имело в СССР распространенные прозвища «Драпунец» или «Попрошайка». Общий вид машины представлен на фотографии.
Основные технические характеристики трактора ВТЗ-30СШ
Технические параметры представлены в таблице:
Марка | Агромаш-30 СШ | Ед. измерения |
Эксплуатационная масса | 2440 | кг |
Масса грузовой платформы с механизмом подъема | 145 | кг |
Число передач переднего хода заднего хода | 6 6 | |
Продольная база | 25000 | мм |
Габаритные размеры шасси длина ширина высота | 4205 1630 2570 | мм |
Ширина колеи по передним колесам по задним колесам | 1324–1424 1314–1484 | мм |
Габаритные размеры грузовой платформы длина ширина высота | 2100 1450 365 | мм |
Диапазон скоростей | 5.39–23.86 | км/ч |
Грузоподъемность | 1 | т |
Дорожный просвет | 380 | мм |
Характеристика тракторов ВТЗ
Двигатель и агрегаты
В качестве силового агрегата на шасси использовался четырехтактный дизельный двигатель с двумя цилиндрами и с воздушным охлаждением. В конструкции двигателя был реализован принцип образования смеси в предкамере. Предкамера была выполнена в виде отдельной детали, запрессованной в головку блока. Размер предкамеры был чуть больше трети от полного объема камеры сгорания.
Основной деталью двигателя служил чугунный картер, к передней части которого крепилась алюминиевый корпус шестерен привода распределительного вала. Распределительный вал был установлен на шарикоподшипниках, что является нестандартным решением. На съемной наружной крышке корпуса имелась горловина для заливки масла и сапун вентиляции картера. На передней части мотора имелся ременной привод генератора и вентилятора. Привод осуществлялся от шкива на переднем конце коленчатого вала дизеля. На противоположной стороне двигателя имелся кожух маховика, к которому крепился электрический стартер. Общий вид двигателя представлен на фотографиях.
На картере имелись два отверстия для установки цилиндров, четыре — под направляющие штанг привода клапанов и восемь – для шпилек крепления цилиндров. Чугунный цилиндр имел развитые рёбра охлаждения. Внутренняя поверхность цилиндра была обработана соответствующим образом и являлась рабочей поверхностью. На каждом цилиндре имелась индивидуальная головка с ребрами охлаждения. Ранние варианты головки могли быть из чугуна. Чугунные детали на производстве быстро заменили алюминиевыми. Благодаря замене материала удалось оптимизировать процессы сгорания и улучшить топливную экономичность двигателя. Каждый комплект из головки и цилиндра крепился на четырех шпильках к картеру.
Охлаждение двигателя осуществлялось потоком воздуха от осевого вентилятора, направленным с помощью кожуха и дефлекторов. На ранней модели двигателя Д 16 поток воздуха направлялся только дефлекторами. Интенсивность потока можно было регулировать особым дроссельным клапаном на входе в воздухозаборник. Снаружи на картере устанавливались двухплунжерный насос для подачи топлива и два фильтра для масла – тонкой и грубой очистки. Насос штатно оснащался регулятором оборотов. Запас топлива находится в баке под сидением водителя.
Характеристики двигателя
В базовой комплектации техника ВТЗ-30СШ оснащается 4-хтактным двухцилиндровым двигателем, работающим на дизельном топливе. Охлаждение силового агрегата производится воздухом. Система воздушного охлаждения положительно сказывается на конструктивных особенностях двигателя и самой машины, повышая ее надежность и облегчая процесс эксплуатации.
Двигатель трактора Агромаш-30 СШ
Двигатель обладает следующими техническими параметрами:
- эксплуатационной мощностью 30 л. с./22,1 кВт;
- частотой вращения коленвала 2000 оборотов в минуту;
- расходом топлива 180 г в час на каждую лошадиную силу или 245 г/кВт в час.
Ранние версии
Завод ХЗТСШ освоил выпуск первой модели шасси под обозначением Т 16 в 1961 году. По конструкции машина представляла собой значительно модернизированную версию ДСШ 14. Первый вариант выпускался малыми тиражами, и всего за 6 лет было собрано чуть больше 63 тыс. машин. Фотография ДСШ 14 ниже (из архива Петера Шихалеева, 1952 год).
Одним из отличий ранних шасси является дизель Д 16 с мощностью около 16 л.с. На коробке скоростей имелось два вала отбора мощности – основной и синхронный. Внешне шасси отличалось отсутствием кабины водителя, имелся лишь легкий тент на съемных дугах.
Особенности устройства и эксплуатации
- Самоходное шасси ВТЗ-30 СШ имеет компоновку, отличную от той, что используется в предшественнике. Силовая установка расположена в задней части, а перед кабиной находится непосредственно рама, на которой крепятся кузов, навесное оборудование и передний мост. Безусловно, имеется возможность менять ширину колеи, а также регулировать продольную базу и даже дорожный просвет. Обратим внимание, что к раме можно присоединить сельскохозяйственное и промышленное навесное оборудование. Уже в базовую комплектацию входит кузов с самосвальным орудием. Оборудование находится перед кабиной, и благодаря этому его хорошо видно, и им легко управлять. Такая компоновка обеспечивает хорошую обзорность, а также позволяет лучше контролировать положение и степень нагрузки навесного агрегата, поскольку он всегда находится в поле зрения оператора. Для управления навесными опциями предусмотрена гидравлическая система. Кстати, любое навесное оборудование можно быстро смонтировать на трактор, и так же быстро демонтировать. Для этого не требуется профессиональных навыков. Самоходное шасси трактора имеет функцию реверсивного хода, которая является важной особенностью непосредственно данного аппарата. Не менее характерной деталью является цвет краски. Напомним, что советская модель Т-16 окрашивалась в красный цвет. Более современная машина, чтобы следовать эпохе модных тенденций, обладает стильным синим окрасом. Красные экземпляры ВТЗ-30СШ встречаются очень редко.
- За производительность отвечает четырехтактный дизельный мотор Д-120, имеющий проверенную двухцилиндровую компоновку. Особенность конструкции – в наличии воздушного охлаждения и двухрядного вертикального расположения цилиндров. В этом моторе используется термодинамический цикл с подводом теплоты изохорно-изобарного типа. Как показала практика, воздушное охлаждение зарекомендовало себя с лучшей стороны. Оно эффективно предотвращает от перегрева компоненты мотора. Кстати, его эксплуатационная мощность составляет 30 лошадиных сил, а частота вращения коленвала достигает 2000 об/мин. Потребление горючего в расчете на 1 кВт в час составляет 245 грамм, или 180 г/л. с. ч.
- На раме трактора жестко крепится литой чугунный корпус, в котором объединены коробка передач, трансмиссия и главная передача. Такая компактная конструкция позволила сократить габариты и уменьшить колесную базу машины. Всего в активе КПП шесть передних и шесть задних передач, которые работают четко, без запаздываний, вибраций и шумов. При переходе на повышенную или пониженную скорости задержек не наблюдается. Максимальная скорость (на шестой передаче) составляет 25 км/час в условиях бездорожья. В городских условиях трактор способен достичь и 40 км/час. Что касается тормозной части, в предшественнике T-16 использовались простые ленточные механизмы, смонтированные в рукавах полуосей дифференциала. Обновленная машина с индексом ВТЗ-30СШ оснащается современными дисковыми торомзами, благодаря которым удалось значительно сократить время тормозного пути.
- Рамная конструкция трактора усилена с помощью брусьев и боковых труб, к которым приварены специальные планки. К этим планкам можно закрепить различные навески, отличные по форме, массе и габаритам. Внутренняя часть литой полости заднего бруса оснащена двумя перегородками. В отверстии перегородок запрессованы втулки, являющиеся частью механизма рулевого управления. Кроме того, внутри заднего бруса размещена емкость для заправки маслом гидравлической системы. К раме (к ее левой трубе) приварены кронштейны, с помощью которых удерживается гидрораспределитель. Также в этом месте зафиксированы стойки аккумулятора. Передние и задние колеса можно переставлять, и тем самым изменять ширину колеи. Как показывает практика, у владельцев без проблем получается устанавливать на трактор передний ведущий мост и лебедку, чтобы повысить проходимость. Коробка вала отбора мощности – независимая, с оборотами до 540 об/мин.
- Трактор получил жесткую каркасную кабину, защищенную от повреждений (деформации) в случае опрокидывания. Благодаря этому оператор находится в безопасности, даже в случае перевертыша трактора. Кабина – одноместная, двухдверная, с упрощенным входом (благодаря ступенькам и широкому дверному проему). Обратим внимание, что салонное пространство трактора ВТЗ-30СШ в полной мере отвечает европейским требованиям согласно стандарту ЕС 79/622. Эта особенность позволяет поставлять машину в большинство европейских стран. В кабине есть собственный обогреватель и стандартная вентиляция, которую можно заменить полноценным кондиционером. Дефлекторы вентиляции обдувают переднее и заднее стекло, а также место в области ног. Наличие дополнительного наружного и внутреннего освещения благоприятно сказалось на обзорности и видимости в темное время суток. К тому же, для улучшения обзорности предусмотрена широкая площадь остекления, а у стеклоочистителей есть омыватель ветрового стекла. Безусловно, в наличии и зеркала заднего вида, как и подобает современной технике. Органы управления расположены весьма удачно, и к ним не надо тянуться – они эргономично сгруппированы на боковых панелях.
Первая модернизация
Одним из основных недостатков ранней версии самоходного шасси была недостаточная мощность двигателя. Поэтому в 1967 году машину модернизировали, установив 25-сильный дизель. За счет этого удалось увеличить максимальную скорость машины и улучшить проходимость. Новая модель могла оснащаться закрытой кабиной с двумя дверями. Крыша кабины изготовлялась из брезента.
Модернизированный вариант шасси получил обозначение Т 16М и продержался на конвейере до 1995 года. За это время завод собрал 470 тыс. экземпляров машины. Общий вид шасси Т 16М на фото.
Вторая модернизация
В середине 80-х годов шасси получило цельнометаллическую кабину для водителя и новый дизельный двигатель Д 21А с мощностью 25 л.с. Была проведена комплексная доработка узлов машины, позволившая увеличить ресурс и снизить трудоёмкость обслуживания. Именно на этой модели внедрили три вала отбора мощности на коробке передач. Такой вариант получил обозначение Т 16МГ и производился параллельно с Т 16М до 1995 года. На фотографии типичный экземпляр Т 16МГ.
Новая машина обладала гораздо лучшими данными. Более эластичный дизель позволил снизить минимальную скорость машины до 1,6 км/час с применением пониженной передачи. Благодаря этому шасси стало популярным при выполнении дорожных и сельскохозяйственных работ. На Т 16М ввели возможность опрокидывания кузова, с приводом от гидравлического цилиндра.
Особенности трансмиссии и рулевого управления
Компактных габаритов и жесткости рамы производителям удалось достичь за счет помещения трансмиссии вместе с коробкой переключения передач в чугунный корпус. ВТЗ-30СШ имеет по 6 скоростей при движении вперед и назад. Возможность блокировки дифференциала позволяет значительно улучшить проходимость техники.
Агромаш-30 СШ в работе
Трактор способен передвигаться со скоростью 5–25 км в час. Но по ровной асфальтированной дороге скорость может быть увеличена до 40 км в час. Правда, чрезмерная нагрузка на двигатель может неблагоприятно сказаться на его состоянии.
Переключение передач осуществляется посредством двухдискового фрикционного сцепления, не требующего смазки. Привод вала отбора мощности снабжен отдельным диском.
Остановка техники обеспечивается современными дисковыми тормозами, которые пришли на смену ленточным, устанавливаемым на предыдущую модель самоходного шасси. Эксплуатация трактора упрощается за счет гидрообъемного рулевого управления.
Шасси увеличенной мощности
В 60-е годы в головном конструкторском бюро по комбайнам и самоходным шасси были созданы несколько проектов машин с использованием узлов более мощных тракторов. Шасси предназначались для установки различных комбайновых надстроек.
Одним из таких изделий стал агрегат СШ 75 «Таганрожец», выпуск которого начался в 1965 году на Таганрогском заводе. Конструктивно машины представляла собой раму на колесах, на которой стали двигатель, узлы трансмиссии, кабина и гидравлические приводы. СШ 75 оснащался четырехцилиндровым 75-сильным дизелем СМД 14Б с жидкостным охлаждением. Один из сохранившихся «Таганрожцев» представлен на фотографии.
Выпуск сельскохозяйственных самоходных шасси продолжался до начала 70-х годов, всего было изготовлено почти 21 тыс. машин. Различные навесные устройства для комплектации машин выпускались на том же заводе. В зависимости от типа навески кабина могла стоять в разной точке шасси. Точки установки были по центру над передней осью или сбоку над любым из ведущих колес. Например, при установке комбайна НК 4 кабина стояла сбоку, а при монтаже самосвального кузова НС 4 – по центру, над управляемыми колесами.
Современные варианты
В настоящее время тракторный завод во Владимире производит шасси ВТЗ 30СШ – универсальное транспортное средство для выполнения специальных работ в различных сферах хозяйства. По заказу машина может комплектоваться различным оборудованием для расширения диапазона применения. Благодаря большому клиренсу шасси преодолевает водные преграды с глубиной до 0,5 метра.
Машина впервые появилась в 1998 году. Конструкция шасси создана на основе трактора 2032 и очень похоже на шасси Т 16. Отличием ВТЗ 30СШ является заднее расположение двигателя и трансмиссии. Для повышения комфорта водителя кабина имеет систему вентиляции и обогрева. Плоские переднее и заднее стекла оснащены стеклоочистителями. В стандартном оснащении шасси идет со стальной бортовой платформой с длиной 2,1 м и шириной почти 1,45 м. Платформа имеет невысокие борта и вмещает до 1000 кг различного груза. Владимирское шасси на фото ниже.
В качестве силового агрегата используется 30-сильный дизель Д 120, представляющий собой модернизированный вариант Д 21А. Коробка передач имеет шесть скоростей и возможность реверса. Диапазон скоростей составляет от 5,4 до 24 км/час. На коробке имеется всего один независимый вал отбора мощности.
Сфера применения и модификации самоходного шасси «ВТЗ-30СШ»
Как и его предшественник – «Т-16», самоходное шасси «ВТЗ-30СШ» имеет довольно длинную раму, которая позволяет использовать широчайший ассортимент специальных приспособлений и орудий. Всем известны возможности данной техники при использовании её в качестве самопогрузчика и просто – для транспортировки различных грузов.
Самопогрузчик «ВТЗ-30СШ-СП» обладает следующими техническими характеристиками:
- Ширина захвата ковша – 1800 мм;
- Грузоподъемность ковша – не более 500 кг;
- Вместимость ковша – 0,4 кубометра;
- Высота подъёма ковша — 2900 мм.
Самопогрузчик «ВТЗ-30СШ».
Кроме того, наиболее подходящие области применения «ВТЗ-30СШ» таковы:
- На обслуживании тепличного хозяйства, животноводческих ферм, в том числе и внутри данных помещений.
- При работе с опрыскивателями, опылителями, вносителями удобрений;
- При уборке урожая навесными овощеуборочными комбайнами;
- Не только на овощных, но и на чайных, табачных, ягодных плантациях;
- При работе с лесопосадочными машинами (в лесном хозяйстве).
В коммунальных хозяйствах и дорожно-ремонтных службах «ВТЗ-30СШ» будут полезны в качестве:
- Тротуароуборочных и снегоуборочных машин;
- Машин для нанесения дорожной разметки;
- Ремонтных машин с компрессором для пневматических инструментов;
- Обеспечения работы сварочных агрегатов.
В складских и логистических комплексах как: погрузчики; подъёмники; развозные машины.
На базе самоходного шасси «ВТЗ-30СШ» разработаны и выпускаются такие модификации специального обеспечения, как: вилочные погрузчики, саморазгружающиеся шасси, вакуумные тротуароуборочные машины и др.
Полный перечень соответствующего дополнительного навесного оборудования таков: шасси самозагружающееся; погрузчик гидравлический фронтальный; щётка уборочная и навешиваемое спереди щёточно-скребковое оборудование; погрузчик вилочного типа; отвал с резиновым ножом; оборудование плужно-совковое; оборудование высокого давления для опрыскивания и опыления; распределители жидких и сыпучих реагентов; машинауборочная комбинированная; снегоочиститель фрезерно-роторный; установка насосная для откачки воды; реммастерская универсальная передвижная; оборудование для нанесения дорожной разметки; экскаватор; сегментная косилка.
«ВТЗ-30СШ» на уборке снега.
В качестве дополнительного оборудования, производителем предлагаются следующие опции: топливный фильтр «Separ-2000», независимый воздушный отопитель «AirTronic», предпусковой подогреватель двигателя и салона «Hydronic», система контроля расхода топлива FMS. А также: кондиционер (да-да, на «топ-топе»!); утеплительный чехол.
По желанию заказчика, самоходное шасси «ВТЗ-30СШ» может быть специально дополнительно адаптировано в качестве машины для подготовки дороги под укладку асфальта, а также как особый чае- или хлопокоуборочный трактор.